Сообщество Империал: Властители морей Древнего Мира - Сообщество Империал

  • Поиск
  • Законы
  • Сообщество
  • Репутация
  • Экономика
  • Больше

Властители морей Древнего Мира
Корабли, флоты, сражения

  • 23 Страниц
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • Последняя »

Libertinus

    312

    1

    1

    0

    3
  • Статус:Опцион

Дата: 05 Январь 2007, 14:14


Камрады! Военно-морская тематика является неотъемлемой частью обсуждаемых нами на форуме "Империал" тем, касающихся государственного устройства, армий, сражений и знаменитых поководцев Античности.
В этой теме предлагаю рассмотреть историю возникновения и процесс эволюции военных флотов государств Древнего Мира. Предлагаю вам принять участие в создании информационной базы флотов Античности сайта "Империал": боевые составы флотов, места базирования, знаменитые и забытые морские сражения, устройство и характеристики боевых кораблей, а также биографические данные прославленных адмиралов и все-все, что связано с данной тематикой.

Внимание! Камрады! Суть сообщений в данной теме не должна сводиться к проблеме "кто лучше?" или "эти вынесли тех"!!! Давайте формировать ИНФОРМАЦИОННУЮ БАЗУ сайта на основе своих (естественно - почерпнутых из исторических источников) знаний!
С уважением ко всем форумчанам, Libertinus.
    • 23 Страниц
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • 6
    • 7
    • 8
    • Последняя »

    Kalliopa

      101

      2

      0

      0

      2
    • Статус:Легионер

    Дата: 24 Январь 2007, 13:36

    А.И.Климин
    Триеры в саисском Египте

    В VII в. до н.э. устанавливаются первые постоянные контакты между архаической Грецией и Египтом. Одним из выражений этого стало появление греческих наемников в войсках местных египетских владетелей. Греческие гоплиты сыграли, как известно, немаловажную роль в воцарении Псамметиха I - основателя XXVI саисской династии (Hdt., II, 151 - 152). Придя к власти, он даровал наемникам землю и поселил их на востоке Дельты (Hdt., II, 154). Благодаря грекам египтяне познакомились с новым, гоплитским вооружением и, возможно, с новым типом организации войска - фалангой. Но наравне с этим греки, вполне вероятно, внесли также свою лепту в модернизацию египетского флота, следствием чего стало появление в Египте триеры.

    Преемник Псамметиха I Нехо II (610 - 595 гг. до н.э.) в самом начале царствования обратился к созданию нового флота. Это требовали внешнеполитические интересы страны, нуждавшейся в прочном обеспечении своих границ. Реформирование египетского флота, пришедшего к тому времени в упадок, состояло прежде всего в введении нового типа боевого корабля - триеры. Вот что сообщает на этот счет Геродот: "триеры были построены, одни - на Северном море, а другие - в Аравийском заливе Красного моря" (II, 159). Едва ли следует подвергать сомнению то, что под "триерами" в данном фрагменте понимаются именно боевые трехвесельные корабли.1 Однако откуда в таком случае они могли появиться в Египте, ведь очевидно, что триеры попали в эту страну извне. Геродот не говорит, кто построил их для Нехо II, но скорее всего это могли быть либо греки, либо финикийцы. Мы не будем специально затрагивать здесь вопрос, кто же из этих двух народов является создателем триеры. Заметим лишь, что традиционно ее появление связывают с греками. Основанием для этого служат указания Фукидида (Thuc., I, 113), Плиния Старшего (Hist. nat., VII, 207), Николая Дамаскина (Nic. Dam., FgrHist 90 F 58) и других авторов. Однако нельзя совершенно отрицать и возможное наличие триер в финикийском флоте уже в VII в. до н.э. Сохранились даже отголоски другой, "альтернативной" традиции, приписывающей изобретение триеры финикийцам (см., например, сообщение Клемента Александрийского, Stomateis, I, 16, 76).

    Исследователи, непосредственно занимавшиеся проблемой появления триер во флоте саисских фараонов, приходят к прямо противоположным выводам, исходя из того, кому из двух народов следует отдавать приоритет в создании данного корабля. Так, Л. Баш полагает, что триеры появились в Египте исключительно благодаря финикийцам.2 Напротив, А. Ллойд традиционно признает за триерами Нехо II греческое происхождение.3 Что касается нас, то мы разделяем в отношении этого вопроса компромиссную гипотезу, неоднократно уже предлагавшуюся в научной литературе.4 Едва ли Нехо II обратился к услугам какого-то одного народа. Скорее всего он использовал в равной мере опыт и знания как греков, так и финикийцев, что позволило создать ему самый современный и мощный флот на то время. Пусть даже собственно триеры попали в Египет благодаря грекам, однако участие финикийцев в реформировании египетского флота кажется нам несомненным. В пользу этого говорят хотя бы такие факты, как использование египтянами ливанского кедра для постройки кораблей и осуществленное финикийцами по приказу Нехо II знаменитое плавание вокруг Африки (Hdt, IV, 42).

    Что касается греков, то их причастность к нововведениям Нехо II подтверждается следующими аргументами. Геродот упоминает о верфях, построенных при этом правителе для сооружения триер (II, 159). В другом фрагменте он сообщает, что видел корабельные верфи на месте Стратопед - поселения греческих и карийских наемников на восточной границе Дельты (II, 154). А. Ллойдом уже высказывалось предположение, что Стратопеды могли выполнять помимо прочего роль военно-морской базы, о чем косвенно свидетельствует наличие на их месте вышеназванных верфей. Последние, возможно, служили для подъема боевых кораблей на сушу. Из этого следует вполне уместный вывод о том, что Стратопеды как раз могли быть одним из тех мест, где по повелению Нехо II развернулось строительство триер. Подтверждением тому, во-первых, может служить то, что слово nau`х , используемое Геродотом во фрагменте II, 154, само по себе как правило обозначает именно триеру.5 Во-вторых, такая версия не противоречит египетским источникам. В Элефантинской стеле, описывающей победу Амасиса над Априем в междоусобной войне во второй четверти VI в. до Р. Х., говорится, что армия фараона Априя включала в себя флот и что на его стороне сражались греки, обозначаемые термином "Хау-Небу". Можно предположить, что речь идет о греческих наемниках, которые выступили в поход на триерах из места своего основного сосредоточения - Стратопед. Более того, наемники Априя могли использовать как раз те самые триеры, которые были построены в Стратопедах при Нехо II.

    Другим аргументом в пользу присутствия греков в египетском флоте является то, что египтяне не могли за короткий срок создать флотилию триер без обращения к иностранным специалистам. Несомненно, требовалось обучение будущих строителей триер, а само оно должно было проходить под наблюдением приглашенных экспертов. Также египетские гребцы должны были пройти обучение искусству вождения триеры. Таким образом, Египет нуждался в помощи хорошо знакомых с триерой иноземцев, то есть греков. По всей вероятности, в первую очередь, были востребованы корабельные плотники (nauphgoiv) и помощники кормчих (prwrei`х) . Последние были специалистами в конструкции кораблей и часто руководили строительством. Начальники гребцов (keleustai`) обучали египетских матросов гребле. Быть может, для этого на суше сооружались специальные макеты палубы в натуральную величину для более эффективного обучения гребцов, как это сделал, например, Хабрий в IV в. до Р. Х. в отношении египетских рекрутов (Polyaenus. Strat., III, 11, 7). Необходимые египтянам греческие специалисты могли набираться в различных поселениях греков в Египте, в том числе в Стратопедах и Навкратисе. Быть может, их востребованность стала наряду с наемничеством и развитием торговли одной из причин притока греков в Египет в архаическую эпоху. Нам трудно сказать, насколько греческим был экипаж триер. Нельзя, конечно, исключать того, что гребцы могли набираться из египтян, а командиры экипажей и находившиеся на триерах воины вполне могли являться греками.

    Наконец, немаловажным доводом в пользу греческого участия в египетских морских делах служат те связи, которые прослеживаются между саисским Египтом и Коринфом - городом, где согласно Фукидиду были построены первые в Элладе триеры. Примечательно, что в истории обоих государств обнаруживаются на протяжении второй половины VII в. до н.э. отдельные хронологические совпадения. Так, к этому периоду относится как вероятное изобретение триеры в Коринфе, так и последующее, правда уже ближе к концу столетия, появление ее в Египте. Фараон Нехо II попытался соединить каналом Нил с Красным морем и его современник коринфский тиран Периандр предпринял попытку прорыть канал через Истм. Возможно, уже при тиранах Коринф включился в торговлю с Египтом. Нельзя также исключать возможности политических контактов между двумя государствами на самом высоком уровне, в пользу чего косвенно говорит тот факт, что племянник Периандра Кипсел II носил египетское царское имя Псамметих (Arist., Pol., 1315 . В подобном контексте появление в Египте в последней четверти VII в. до н.э. триер и греческих специалистов в области кораблестроения представляется нам вполне закономерным.

      Libertinus

        312

        1

        1

        0

        3
      • Статус:Опцион

      Дата: 25 Январь 2007, 16:30

      Kalliopa
      УМНИЦА! Ну почему только в инете можно встретить умную девушку?

        Брат Госпитальер

          2 610

          25

          0

          35

          167
        • Статус:Всадник

        Дата: 28 Январь 2007, 13:42

        Есть только одна проблемка во всё этом - с историей Древнего Египта, и уж особенно его флота, всё очень непонятно. И чрезвычайно проблематично выстроить адекватную хронологию истории этой цивилизации.

        P.S.Камень из эпохи Саисской династии как может оказаться включённым в гробницу ф.Аменемхета из Среднего царства ? А мы всё обсуждаем, что да как...

        Дело в том, что египтяне небыли "морским" народом, и уж тем более в Саисскую эпоху, когда контроль над их торговлей переходил из руки финикийцев в руки греков.

          Ayoe

            2 133

            29

            1

            136

            852
          • Статус:Примипил

          Дата: 03 Июнь 2008, 18:16

          http://translate.google.ru/translate?hl=ru...6lr%3D%26sa%3DG
          Хороший сайт по этой теме

          http://www.artsales....hips/index.html
          или на английском

            Старый

              1 991

              33

              2

              1 007

              4 412
            • Статус:Примипил

            Дата: 20 Июнь 2008, 18:19

            Военно-морская разведка Античности (Начало).

            С возникновением военных эскадр, состоящих из специально созданных для решения боевых задач кораблей, возникла и проблема добывания сведений о военно-морских силах противника. В течении всего Античного периода постоянно совершенствовались и методы получения таких сведений. При этом они постепенно эволюционировали от пассивных (простой опрос свидетелей) к более активным (с привлечением технических средств, в виде специальных кораблей и развитой системы наблюдения и связи). Множество примеров этому можно найти в произведениях древнегреческих и древнеримских авторов.
            I
            Наиболее ранним и широко распространённым методом являлся простой опрос купцов, рыбаков, изгнанников и военнопленных, побывавших в районах дислокации вражеского флота. Такое мы уже встречаем в ?Одиссее? Гомера (рубеж VIII-VII вв. до н.э.), где представители местной власти опрашивают путешественника о местах, в которых он побывал. Подобная традиция получения сведений, в том числе и военного характера, сохранилась и до наших дней (перед II Мировой войной японские туристы, обвешанные фото и кино камерами, прибывающие в США, обязаны были по возвращению сделать отчёт о своём путешествии).
            Другим источником информации становились изгнанники, вынужденные покинуть свою родину по самым различным причинам. В их рядах можно найти, например, героя Греко-персидской войны, спартанского царя Павсания (убит в 467 г. до н.э.), даже занимавшего должность Общегреческого стратега, и афинского стратега Алкивиада (ок.450-404 гг. до н.э.), героя Пелопоннесской войны. Более того, некоторые из таких изгнанников становились даже советниками при иностранных правителях. Так, при дворе персидского царя Ксеркса провёл остаток своей жизни герой Саламина ? Фемистокл (524-459 гг. до н.э.; см. Плутарх, Фемистокл, 27-31). Другой же знаменитый полководец Второй Пунической войны ? Ганнибал Баркид (247-183 гг. до н.э.), был не только советником при ряде правителей эллинистических государств Малой Азии, но и военачальником при селевкидском царе Антиохе III Великом (242-187 гг. до н.э.).
            Более активным методом получения информации было использование специальных лазутчиков, направляемых во вражеский стан под личиной купцов или в составе посольства. Накануне похода на Грецию, например, персидский царь Дарий Гистасп (522-486 гг. до н.э.) направил группу в 15 знатных персов на двух сидонских триерах в сопровождении грузового финикийского судна вдоль греческих берегов. Целью этой экспедиции было обследование берегов Эллады на предмет выявления хороших корабельных стоянок для персидского флота и привлечение союзников среди греков и их соседей. Проводником был назначен придворный врачеватель ? грек Демокед из Кротона. Экспедиция благополучно достигла италийского города Тарента (см. Геродот, III, 135-136). Впоследствии персы широко пользовались её результатами в ходе Греко-персидской войны, намечая пути следования своего военного флота.
            И другой пример. Для проверки слухов о якобы возросшем военном потенциале Карфагена, разгромленного в ходе II Пунической войны, в 153 г. до н.э. римский Сенат направляет особое посольство, в состав которого вошёл и ярый противник Карфагена ? Марк Порций Катон Старший (234-149 гг. до н.э.). приложивший нимало усилий для уничтожения торгового конкурента римлян в Западном Средиземноморье (см. Плутарх, Марк Катон, 26). Итогом посольства стала подготовка Рима к новой войне с пунийцами и, как следствие, полное разрушение Карфагена в 146 г. до н.э.
            Получаемая такими методами информация отличалась относительно слабой оперативностью и носила больше стратегический характер. Она позволяла только выявить военный потенциал противника и его планы. Основываясь на этих данных и проводилась подготовка к боевым действиям.
            II
            В Античности существовал и метод целенаправленной оперативной разведки, главной целью которой было непосредственное определение местонахождения главных сил противника. Хорошим примером такой разведки может служить отправка небольшой эскадры Ариорамна (будущего сатрапа Каппадокии), состоящей из 30 пентекотер с десантом в 1000 всадников, которую Дарий Гистасп направил к устью Борисфена (совр. Днепр). Её целью являлось определение дислокации основных сил скифов перед Скифо-персидской войной ок. 515 г. до н.э. По результатам этой экспедиции и определилось главное направление Скифского похода для персидской армии (см. Ктесий Книдский, Персика, 16).
            Для дальней разведки на постоянной основе выделялись из эскадр и боевые корабли, главным критерием выбора которых являлась высокая скорость (см. Геродот, VII, 179). Она достигалась как самой конструкцией корабля, так и специально подобранным и обученным экипажем из высокопрофессиональных моряков и гребцов. До нас дошли даже названия таких кораблей: ?Арго (Быстрая)?, ?Саламиния?, ?Парал? и т.д. В отличии от ?Арго?, которая, судя по численности экипажа была пентекотерой (т.е. ?пятидесятивёсельной?), оба следующих корабля являлись классическими триерами, причём самыми быстроходными в афинском флоте на период Пелопоннесской войны. Их использовали в качестве посыльных и разведывательных кораблей (см. Фукидид, III, 33). Кроме того, их использовали и для особых поручений государственной важности. Так, например, ?Саламиния? была послана в Сицилию с приказом арестовать одного из афинских стратегов ? Алкивиада (450-404 гг. до н.э.), возглавляющего экспедицию против Сиракуз в 415 г. до н.э., и срочно доставить его в Афины для суда (см. Фукидид, VI. 61).
            В зоне боевых действий основными поставщиками информации об эскадрах противника становились прибрежные жители и прежде всего рыбаки. При этом их содействие зачастую объяснялось отнюдь не патриотическими чувствами, а сугубо материальными интересами. Доставляемые ими сведения щедро вознаграждались флотоводцами. Кроме того, пользуясь тем, что вокруг боевых эскадр постоянно крутилось большое число мелких торговцев, снабжающих экипажи кораблей провизией, пресной водой и свежей рыбой, для разведки и наблюдения посылались лёгкие суда, на которых находились воины, переодетые рыбаками. При этом использовались различные рыбацкие судёнышки, либо чисто гребные, упоминаемые Полибием, Титом Ливием и Вегецием, либо снабжённые небольшим парусом, типа ориол или хорий, отмеченные Авлом Гелием, либо со смешанным движителем, среди которых известны гистиокопы (названы по парусу ? гистону) Геродота и гесеореты того же Авла Гелия. В этом ряду интересно отметить чисто гребные пистрисы (или пристисы), имеющие высокий узкий форштевень с изображением головы чудовища, вздымающегося над водой, и очень низкие борта, делающие судно почти незаметным среди волн. Изображения подобной конструкции кораблей часто встречается на сосудах с Кикладских островов, датируемых III тыс. до н.э.
            Получив информацию, на предполагаемых путях движения вражеского флота выставлялись специальные посты наблюдения. Они располагались на выступающих в море мысах или на господствующих высотах побережья, откуда открывался широкий обзор окружающей местности. Располагаясь друг от друга на расстоянии прямой видимости, они, при обнаружении кораблей противника, посылали сообщения об их численности, корабельном составе и направлении движения на свою эскадру. Послания доставлялись при помощи посыльных или использовались дымовые и световые сигналы по заранее обговорённой система. Иногда такие системы были достаточно сложными (см. Полибий, X, 43-47).

            Продолжение следует...

              Старый

                1 991

                33

                2

                1 007

                4 412
              • Статус:Примипил

              Дата: 22 Июнь 2008, 10:47

              Военно-морская разведка Античности (продолжение).
              III
              Лучшими ?специалистами? в области разведки являлись без всяких сомнений пираты. Этот факт неоднократно отмечается и древними авторами. И это объяснимо. Полностью завися от результатов своей ?деятельности?, они должны были иметь твёрдую гарантию того, что в трюме захваченного ими судна находиться действительно ценный груз, а не какие-нибудь мраморные плиты или кровельная черепица. Поэтому они рассылали своих агентов по ближайшим якорным стоянкам и бухтам и имели широкую сеть осведомителей в каждом более-менее крупном порту, при помощи которых и отслеживали предполагаемую добычу (см. Страбон, С644).
              Для своих операций они использовали быстроходные и манёвренные суда различных типов, постепенно вырабатывая самые приспособленные для стремительных налётов. Это были преимущественно суда с парусно-гребным движителем, характерной чертой которых со временем стал узкий корпус с одинаковыми обводами носа и кормы (т.н. бипроры). Он позволял менять направление движения без разворота корпуса. Относительно низкие борта делали такое судно малозаметным среди волн. Кроме того они получали более совершенную оснастку и экипажи с великолепной подготовкой. Всё это позволяло пиратам незаметно подходить к купеческим транспортам, внезапно налетать на торговые караваны и стремительно уходить от военной охраны.
              Средиземноморские государства не один раз пытались прекратить силовыми методами разбой на море. Наиболее известными экспедициями против пиратов стали плавания Перикла (495-429 гг. до н.э.) в Чёрное море (см. Плутарх, Перикл, 11; 19-20), а также антипиратская деятельность Родоса (Страбон, С652-654) и царей Боспора (см. Диодор, XX, 25). Однако наиболее известна борьба с пиратами Помпея Великого (106-48 гг. до н.э.), когда он практически сумел очистить Средиземноморье от морских разбойников (см. Плутарх, Помпей, 24-29 и Аппиан, Митридатовы войны, 94-96).
              Учитывая высокую манёвренность пиратских судов, многие флотоводцы без зазрения совести привлекали к сотрудничеству и ?мужей, промышляющих морем?. В основном их использовали в качестве разведчиков. Нередко пиратские команды имелись у обеих противоборствующих сторон, являясь при этом ещё и лучшими их экипажами. Так известно, что в эскадре спартанского флотоводца Лисандра (убит в 395 г. до н.э.), победившей при Эгоспотамах (405 г. до н.э.), имелось несколько пиратских кораблей под предводительством милетца Феопомпа. Они проводили наблюдения за афинской эскадрой. Когда афиняне вытащили свои корабли на берег и отправились в соседний городок за провизией, пираты вывесили медный щит, просигналив на спартанскую эскадру. По этому знаку началась атака и вражеские корабли оказались захваченными в полной сохранности и практически без боя. Кстати, из 180 афинских кораблей спаслось не больше девяти, в том числе и знаменитая триера ?Парал? (см. Плутарх, Лисандр, 10-11 и Ксенофонт, Греческая история, II, 1).
              Позднее, эллинистические правителя для восстановления своих боевых эскадр, потрёпанных в борьбе за морское господство, больше стремились нанять пиратов, чем построить новые корабли. Понятно, что для них требовалось набирать и обучать новые экипажи, на что уходило много средств и времени, а пиратские вожаки предоставляли нанимателю корабли с более совершенной оснасткой и с профессиональной командой на борту. Порой привлекались даже целые пиратские эскадры. Так в составе флота Антиоха III Великого действовала эскадра знаменитого пирата Никандра, участвующая в самых рискованных операциях. В 190 г. до н.э., скрытно высадившись на побережье, его отряд стремительным ударом на вражескую корабельную стоянку с суши, а не с моря, откуда её ожидали, и почти полностью уничтожил союзную римско-родосско-пергамскую эскадру на Самосее. Понятно, что такое можно было совершить только после тщательной разведки. Спастись удалось всего лишь нескольким кораблям с Родоса, оборудованным огнемётными приспособлениями (см. Тит Ливий, XXXVII, 11 и Аппиан, Сирийские дела, 24).
              В процессе непримиримой борьбы с Римом Митридат VI Евпатор (132-63 гг. до н.э.) имел уже у себя на службе множество пиратских флотилий, составляющих основную часть его флота. Они постоянно совершали налёты на римские зерновые караваны и прибрежные города, иногда даже полностью перекрывая снабжение Рима (см. Плутарх, Помпей, 24).
              Именно в этот период античное пиратство достигло наивысшего расцвета и государственного уровня, а пираты стали истинными ?владыками морей?. Они владели множеством прибрежных городов и прекрасных гаваней, крупнейшими судостроительными верфями и развитым производством, позволяющими строить в больших количествах более совершенные корабли. Кроме того они обладали прекрасно налаженной системой наблюдательных и сигнальных постов и широкой шпионской сетью, позволившими не только отслеживать ценные грузы и устанавливать блокаду Рима, но и заранее узнавать обо всех антипиратских мерах римского Сената. В этот период образовались целые пиратские государства, а боеспособность их флотилий возросла настолько, что они на равных соперничали с самым мощным римским флотом (см. Аппиан, Митридатовы войны, 92-93).
              Ценой невероятных усилий и большими затратами людских и денежных ресурсов римляне смогли обуздать пиратскую вольницу, выделив Помпею Великому в 69 г. до н.э. огромные средства и небывалые полномочия на борьбу с нею. Однако, уже в ходе Гражданской войны сер. I в. до н.э. Секст Помпей (73-35 гг. до н.э.), младший сын ?победителя пиратов? опирался на флот республиканцев и широко использовал пиратские методы борьбы. Благодаря хорошо налаженной разведке он сражался с полководцами Цезаря у берегов Испании, совершая внезапные рейды и налёты, постоянно избегая самых хитроумных ловушек противника. Получив в 43 г. до н.э. от Октавиана Августа (63 г. до н.э.-14 г.н.э.) должность наварха римского флота, что было сделано для примирения сторон, он имел под своим командованием уже целый флот, полностью состоящий из пиратских кораблей (см. Аппиан, Гражданские войны, IV, 83-85).

              Продолжение следует...
              Не сочтите за мультипостинг

                Старый

                  1 991

                  33

                  2

                  1 007

                  4 412
                • Статус:Примипил

                Дата: 25 Июнь 2008, 18:34

                Военно-морская разведка Античности (окончание).

                IV
                С IV в. до н.э. наблюдается тенденция к выделению специальных кораблей для выполнения отдельных функций, не свойственных основным боевым кораблям, однако всё ещё имеющих широкий диапазон решаемых задач. Так для транспортно-посыльной и разведывательно-дозорной службы старались использовать наиболее приспособленные для этого корабли. Они составляли классы эннер и актуарий. Первые представляли собой чисто гребные суда разнообразных типов однорядных монер, отличающихся друг от друга рядом конструктивных элементов и числом вёсел. Так, например, экосоры имели двадцать вёсел, триаконтеры ? тридцать, а пентеконтеры ? пятьдесят. Они встречаются как в поэмах Гомера, так и в речах Цицерона, что может указывать на их использование в течении всего Античного периода. Актуарии же являлись лёгкими и быстроходными парусно-гребными судами с низкими бортами, чья конструкция, вероятно, появилась изначально у прибрежных пиратов, а впоследствии оказалась заимствована и государствами Эллады. Самыми известными из них стали акатии, имеющие своеобразный треугольный парус - акатий, по которому и были названы, и до двадцати вёсел. Они встречаются в произведениях Геродота, Фукидида и Ксенофонта. Другими известными судами этого класса стали беспалубные келеты или эпактрокелеты (лат. келоки). Последние Фукидид описывает как лёгкие пиратские тридцативёсельные суда, способные поднять до 40 тяжеловооружённых гоплитов, которые впервые появились у пилоссцев и мессенцев ( см. Фукидид, IV, 9).
                Для эпохи Эллинизма характерной стала более узкая специализация кораблей. В произведениях Полибия и Диодора мы нередко встречаем эпибатиды, специально созданные для перевозки войсковых контингентов, гиппагоги (лат. гиппагины), на которых перевозились боевые кони, продовольственные ситеги, грузовые лапидарии, сопровождающие эскадры с грузом каменных снарядов для метательных машин, и т.п. Все типы сторожевых и разведывательных кораблей входили в класс катаскопий. Их отличительными особенностями считались узкий корпус с низкими бортами, отсутствие тарана и полной палубы, смешанный парусно-гребной движитель и предшественник средневековых ?вороньих гнёзд? - кархесий. Он представлял собой плетёную корзину для сигнальщика или наблюдателя, укреплённую на вершине мачты. Сам этот класс составляли различные типы небольших судов, среди которых широкой известностью пользовались афракты, беспалубные или имеющие только носовую полупалубу, лёгкие посыльные парусники эпактриды и сторожевые фулакии. Последние в Средние века превратились в арабские фелуки и турецкие фелюги.
                В эллинистические эскадры включались и другие типы судов, существующих у многих прибрежных народов Средиземноморья. Среди них большой известностью пользовались мореходные и вместительные керкуры с Кипра, нередко оборудованные даже носовым тараном, которые нашли применение в дальней разведке и для исследований берегов и островов Атлантики. Так некоторые исследователи предполагают, что своё знаменитое путешествие к острову Туле Пифей совершил именно на керкуре, как наиболее приспособленном для дальних плаваний у неизвестных берегов. В средние века керкуры стали основой для создания арабских грузовых куркур и европейских каракк.
                Другим ?нестандартным? типом судов являлись широкие и лёгкие миопароны пиратов Киликийского побережья. Они оказались незаменимыми для тайной разведки среди проливов и островов Эгейского моря, и среди изрезанных бухтами берегов Малой Азии. Их корпус сплетался из гибких прутьев и обтягивался толстой необработанной кожей, которая под воздействием солёных морских волн становилась со временем всё твёрже и крепче. Подобную же конструкцию, но меньшую по размерам, имели и кораклы из Британии, которые Юлий Цезарь (102-44 гг. до н.э.) применил во время Гражданской войны под Илердой (Испания). Они были применены для скрытой переправы диверсионно-штурмового отряда в тыл противника, чтобы отвлечь его от возводимого через реку моста, по которому должна была переправиться армия Цезаря. Кроме того, этот отряд обеспечивал и защиту построенного моста (см. Ю.Цезарь, Записки о Гражданской войне, I, 54).
                С начала I в. до н.э. в римских эскадрах появились и особо быстроходные и многовёсельные лембы, способные эффективно действовать как на море, так и на реках. До этого они широко применялись пиратами Иллирии и даже входили в состав македонских эскадр Филиппа V (238-179 гг. до н.э.), союзника Ганнибала во II Пунической войне. Они действовали против эллинистических союзников Рима в Эгейском регионе и по западному побережью Балканского полуострова. Конструктивно лембы имели узкий и длинный корпус с одинаково острыми обводами носа и кормы типа бипрор, что впоследствии стало характерной чертой для римских либурнов регулярного императорского флота.

                V
                К рубежу эр, на основе более совершенных конструкций пиратских кораблей, преимущественно иллирийских либурнов, был создан регулярный императорский флот, не имевший себе достойных противников на протяжении последующих двухсот лет. Большая заслуга в этом принадлежала Марку Випсанию Агриппе (64-12 гг. до н.э.), выходцу из Далмации на Иллирийском побережье (см. Тацит, Анналы, I, 3). Благодаря его реформаторской деятельности по усовершенствованию кораблей и их вооружения Октавиан Август получил боеспособный флот, имеющий чёткую организационную структуру (см. Аппиан, Гражданские войны, V, 118).
                В этот период окончательно сформировался класс спекулаторий, специально созданных для дозорно-сторожевой и разведывательной службы кораблей. В него вошли практически все типы специализированных судов, производящих охрану, патрулирование, наблюдение и разведку, начиная от долблёнок-моноксил и челноков-ленункулов, используемых для скрытой разведки и тайной доставки лазутчиков в тыл противника, вплоть до мореходных кораблей, предназначенных для дальней разведки и крейсерских рейдов на морских коммуникациях.
                Среди них особо следует отметить парусно-гребные скафы, характерной чертой которых являлась окраска. Это были ?корабли-невидимки?, корпус, такелаж, паруса и рангоут которых покрывался так называемой ?венетской краской? под цвет морских волн. Кроме того, такой же цвет имели одежда и оружие экипажа. Всё вместе существенно облегчало им выполнение разведывательно-диверсионных задач (см. Вегеций, IV, 37).
                По работам современных исследователей можно выделить два основных типа скафов, отличающихся по своей конструкции. Их условно можно назвать ?северными? и ?южными? типами, так как первые были характерны для римских эскадр, действующих у берегов Британии и Германии, а вторые входили в состав Средиземноморского императорского флота.
                ?Северные? скафы, созданные на основе галльских океанских судов и усовершенствованные римскими инженерами, отличались малой осадкой, позволяющей оперировать на мелководье, широко ?разваленным? корпусом, увеличивающим их грузоподъёмность, и низкими бортами, облегчающими работу двадцатью парами вёсел и ускоряющими процесс погрузки-разгрузки (см. Ю.Цезарь, Записки о Галльской войне, V, 1). Конструктивные элементы ?северных? скафов были восприняты Североевропейскими народами и получили дальнейшее развитие в конструкциях кораблей викингов ? шнеккарах и драккарах.
                ?Южная? разновидность скафов создавалась на основе лёгких пиратских лембов и иллирийских либурнов. Она имела длинный и узкий корпус-бипрор с остроконечными обводами, меньший размер и ?аутригер? или так называемую ?выносную греблю?. В отличии от ?северных? скафов на каждом из двадцати-тридцати её вёсел иногда работало по два гребца. Воплотившая в себе лучшие достижения античных кораблестроителей, такая конструкция послужила основой для быстроходных и манёвренных галей (или галеад), являвшихся основным разведывательно-патрульным типом кораблей ранневизантийского императорского флота. Воспринятая европейскими народами Средиземноморского региона, галея стала родоначальником самого известного класса средневековых гребных судов ? галер.
                На рубеже I-II вв.н.э. появляется ещё одна разновидность спекулаторий ? речные крейсера, известные под общим названием лусории (см. Вегеций, IV, 46). Особенно себя они проявили уже в период Поздней Империи, когда действовали по речным коммуникациям Рейна, Дуная и Евфрата. Они представляли собой небольшие беспалубные гребные суда, выкрашенные в ?белый (вернее серый или шаровой)? цвет., и отличающиеся манёвренностью и быстроходностью. Являясь многопрофильными судами, широко используемыми в патрульно-сторожевой деятельности, они оказались незаменимыми и в карательно-диверсионных операциях. В данных операциях они действовали по уничтожению сторожевых постов, поселений и продовольственных баз противника. Например, будущий император Юлиан II Отступник (правил в 355-363 гг.н.э.), готовя карательный поход 357 г.н.э. против алеманов за Рейном, предварительно направил на крейсерских судах отряд из 800 воинов, в задачу которых входило уничтожение германских поселений по берегам Рейна. Благодаря таким действиям римляне без боя переправились на германский берег и вынудили часть алеманских племён пойти на заключение союзного договора, вытеснив остальных далеко за пределы приграничной области. Подобную же тактику в походах за Рейн или Дунай Юлиан применял не один раз, и всегда с неизменным успехом, порой заставляя отступать ?приречных варваров?, собравшихся для набегов на имперскую территорию, вообще без боя (Аммиан Марцеллин, XVII, 1, 4-6; 13, 17; XVIII, 2, 12 и др.).

                  Jackel

                    5 069

                    72

                    1

                    770

                    5 547
                  • Статус:Легат

                  Дата: 01 Июль 2009, 14:29

                  У меня такой вопрос, хорошо разбирающимся в теме: что представляли собой башни античных кораблей? Были ли среди них вращающиеся и как они были устроены? Поясню: появился этот вопрос после посещения Икс-легио 1.5, статья про римские корабли. На чертежах эннеры и децемремы башни выглядят как высокий кирпичный барбет и непонятная куполообразная часть с непонятной прорезью (амбразурой?). Вращающиеся?... Там на эту тему ни слова.

                  http://xlegio.ru/trirema.htm#ris07

                    Старый

                      1 991

                      33

                      2

                      1 007

                      4 412
                    • Статус:Примипил

                    Дата: 01 Июль 2009, 20:29

                    Вопрос весьма не простой.
                    В текстах о материале, из которого такие башни делались, практически не упоминаются, тем более - их конструкция.
                    На основе известного мне, такие башни могли быть СБОРНО-ЩИТОВЫМИ, т.к. их успевали устанавливать перед самим сражением, даже когда встреча с неприятельским флотом была неожиданностью для обеих сторон.
                    Учитывая то, что такие конструкции были достаточно устойчивы к различным зажигательным средствам, вероятно они покрывались огнестойкими материалами, используемыми и в осадных сражениях на суше (металлические листы, мешки с негорючими материалами типа морской травы и т.п.).
                    На крупных кораблях такие башни могли быть и стационарными, но лично для меня такое сомнительно.
                    Тем более "вращающиеся" башни.
                    В-общем, конкретного ответа на твой вопрос пока не существует. Всё это до сих пор дискуссионно.

                      Jackel

                        5 069

                        72

                        1

                        770

                        5 547
                      • Статус:Легат

                      Дата: 02 Июль 2009, 19:19

                      Почему я сказал "вращаюсиеся"? Ну, выглядят они так... Как будто верхняя часть, купол из какого-то материала (медь? железо?) поворачивается на кирпичном барбете, а прорезь - амбразура для вертикального наведения баллисты (?). Кстати, теоретически такое вполне возможно. Так, на многих броненосцах 60-70-х годов 19 века привод поворота башни был ТОЛЬКО ручной (например - турецкий "Хивзи-Рахман"), а требовалось для этого всего 30-40 человек. Даже позже, когда вес башен существенно возрос, а паровые, гидравлические и электро-приводы имелись у всех, в случае их поломки вращали вручную - хоть и медленно. Вот я и предположил. Уж больно смотрится эта конструкция странно. Если она НЕ поворотная - то и смысла в ней немного...
                        • 23 Страниц
                        • 1
                        • 2
                        • 3
                        • 4
                        • 5
                        • 6
                        • 7
                        • 8
                        • Последняя »
                        Ответить в темуВведите Ваш логин  
                        [Регистрация нового аккаунта]
                        Введите Ваш пароль 
                        [Восстановить пароль]
                        Создать новую тему
                        или Войти на форум через соцсеть
                          Стиль:
                            07 Дек 2016, 23:17
                        © 2016 «Империал». Условия предоставления. Ответственность сторон. Рекрутинг на Империале. Лицензия зарегистрирована на: «Империал». Счётчики