"Александр Невский"
Кантата ?Александр Невский? написана на тексты поэта Владимира Луговского и самого композитора. Она предназначена для меццо-сопрано, смешанного хора и оркестра. Кантата возникла из музыки к одноименному фильму, который был поставлен в 1938году выдающимся советским кинорежиссером Сергеем Михайловичем Эйзенштейном. Фильм и музыка к нему, созданные незадолго до Великой Отечественной войны, воскресили на экране героическую борьбу дружины Александра Невского с тевтонскими рыцарями-крестоносцами.
В кантате семь частей: Каждая из частей поражает яркостью образов. Слушая одну только музыку, как будто видишь перед собой кадры фильма ? бескрайние равнины Руси, разорённый немцами Псков, наблюдаешь битву на Чудском озере, устрашающее наступление крестоносцев, стремительные атаки русских, гибель рыцарей в холодных волнах озера.
?Зримость? образов ? характернейшая черта музыки Прокофьева. Удивительны его наблюдательность, умение схватить и передать в музыке голоса людей, их жесты, движения. Интересен в связи с этим самый процесс создания музыки к ?Александру Невскому? - под непосредственным впечатлением от кадров фильма. Для композитора очень важно видеть кинокадры, почувствовать, впитать в себя характер и ритм каждой сцены.
Слияние видимого и слышимого, движущегося изображения и музыки особенно замечательно в картине ?Ледовое побоище?
?Песня об Александре Невском? - вторая часть кантаты. Музыка величавая и строгая. Она похожа на фреску древнего русского живописца, запечатлевшего воина сурового и преданного Родине. В песне говорится о победе русских над шведами и дается предостережение: ?Кто придет на Русь, будет насмерть бит?. И текст и музыка выдержаны в эпическом духе. Вокальную партию исполняет унисонный хор ? мужские голоса, дополненные альтами. Основная мелодия повествовательна, размерена.
В ?Песне об Александре Невском? воспроизведены особенности, характерные для напевов многих древнерусских былин.
В средней части песни повествование становится более взволнованным и темп его ускоряется. В соответствии с ритмом стиха в музыке сменяют друг друга двух- и трехдольный размеры. Оркестр воспроизводит звуки битвы ? бряцанье оружия, удары мечей. Арфы подражают звучанию гуслей, сопровождающих в старину эпические песни.
?Вставайте, люди русские? - четвертая часть. Это хоровая песня совершенно другого характера. Не рассказ о минувших событиях, а призыв к бою за русскую землю. Во время великой Отечественной войны хор ?Вставайте, люди русские? часто звучал по радио. Фильм ?Александр Невский? показывали на фронтах солдатам Советской Армии.
С давних пор на Руси существовал обычай ? возвещать о важных событиях ударами набатного колокола. Оркестровое вступление к хору имитирует тревожные и грозные колокольные звучания, которые сопровождают потом пение хора в его первой части. В мелодии, в её настойчиво повторяющихся энергичных интонациях слышатся боевые кличи, призывы. Ритм марша подчеркивает героический характер музыки.
В средней части появляется новая тема ? певучая, привольная, светлая, напоминающая некоторые темы из ?Руслана? Глинки.
В рассмотренных двух частях кантаты перед нами предстала в музыке Прокофьева Русь богатырская и героическая, величавая и привольная.
В шестой части -?Мертвое поле? - воплощен образ лирический скорбный. Здесь поет один только женский голос в сопровождении оркестра. В фильме эта музыка связана с таким эпизодом: После Ледового побоища, закончившегося победой дружины Александра Невского, девушка-невеста ищет своего жениха среди русских воинов, павших на поле боя. Образ символический ? Родина оплакивает своих сыновей.
Интонации плача, идущие от русских народных причетов и от классических оперных ?плачей?, слышатся в музыке Прокофьева. Горестная попевка звучит в самом начале, во вступлении, которое играют скрипки. Вокальная мелодия замечательна сочетанием напряженной выразительности и сдержанности. Мелодия глубоко печальна, но движение её ровно и строго.
Для изображения крестоносцев Прокофьев привлек средства, резко отличные от тех, что мы отмечали в разобранных частях кантаты.
Если в характеристике русских звучали мелодии, опирающиеся на различные песенные интонации, то в музыке, характеризующей псов-рыцарей тевтонского ордена, важную роль играет тема, написанная композитором в духе церковных католических хоралов.
Основные темы псов-рыцарей впервые появляются в третьей части кантаты. Затем они проходят в пятой части, которая называется ?Ледовое Побоище?. Это грандиозная симфоническая картина с участием хора. Она открывается музыкальным пейзажем ? пустынное зимнее озеро перед началом битвы. Издалека доносится сигнал крестоносцев. Вслед за тем слышится дробное равномерное постукивание, вначале еле слышное. ?Тяжело мчатся закованные в железо тевтонские всадники. На них рогатые шлемы, закрывающие лицо капюшоны с зияющими глазными отверстиями. Тевтонское войско построено в форме клина. ?Скок свиньи? - так назван этот эпизод в фильме.
Ритм скачки подчеркнуто однообразен, бездушен, механичен. На него наслаиваются в оркестре пронзительные и завывающие голоса тубы, саксофона, труб и других инструментов. В музыке Прокофьева тевтонские рыцари скачут ?с неумолимостью танковой колонны их омерзительных потомков?. Эпизод вражеского нашествия приобрел у Прокофьева остро современный характер.
Кроме оркестра здесь участвуют еще хор ? рыцари поют воинственный фантастический хорал. Их пение переходит в яростные крики: ?распнем побежденных, уничтожим врага?.
Нарастающее звучание оркестра и хора можно сравнить с крупным планом в кино. Кажется, что вражеское войско с оглушительный лязганьем и грохотом надвигается прямо на слушателя.
Вступление в бой русской дружины Александра Невского отмечено энергичным звучанием у трубы темы хора ?Вставайте, люди русские?. Батальные эпизоды подобно кинокадрам быстро проносятся перед слушателями. В одном из них появляется русская тема ? легко и стремительно летящая, удалая. Это тема ?русской атаки?. Она слышится то совсем близко, то издали. Снова впечатление кинематографической смены планов: то ?крупный кадр?, то отдаленная перспектива ?побоища?.
В кульминационных эпизодах противоборствующие темы сталкиваются, ?сшибаются? друг с другом, как противники в бою. Прокофьев применяет особый прием сочетания тем: они даются одновременно, при этом каждая остается в своей тональности. Возникает сложное сочетание. Своей резкостью оно подчеркивает остроту схватки. Вражеская тема затем искажается, ?слабеет?.
Удивительна ?зримость? музыкальных образов и в картине гибели крестоносцев. Оркестровыми средствами переданы и треск льда, и холодные темные волны, заливающие поле битвы, и мрачный драматизм происходящего.
Огромное симфоническое напряжение разрешается в заключении всей картины. Тихо и светло звучит русская тема. Это знакомая уже мелодия ? её пели альты в середине хора ?Вставайте, люди русские? на слова ?На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу?. Теперь она поручена первым скрипкам в высоком регистре в сопровождении нежного дрожащего тремоло у вторых скрипок. Это музыка мира и тишины, наступивших на освобожденной земле.
После ?Ледового побоища? следует разобранная выше шестая часть ? ?Мертвое поле?. Завершается кантата торжественным, величественным финалом ?Въезд Александра во Псков?, где звучат уже знакомые нам русские темы.
В кантате ?Александр Невский?, посвященной далеким исторический событиям, Прокофьев прославил победу народа в справедливой борьбе с захватчиками, победу человечности над жестокостью и насилием.
всех модеров порадует эта музыка в игре.
Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь