Сообщество Империал: [AAR] Социализм XXI века - Часть 6 - Кризис в Кремле: Крах Империи - Экономические Стратегии - Библиотека Статей - Сообщество Империал

Информация

Age of Kings
  • Автор: Age of Kings
  • Добавлено: 05 мар 2019, 12:59
  • Просмотров: 3 017

Последние Статьи

CoD: Advanced Warfare - общие впечатления
CoD: Advanced Warfare - общие впечатленияCountBagaturMonte · 07 мар 2024, 11:35
Как заработать в игре Плинко?
Как заработать в игре Плинко?Фонд Игровых · 28 фев 2024, 21:12
Демо версия игры Double
Демо версия игры DoubleФонд Игровых · 28 фев 2024, 21:12
Есть ли читы для игры Rocket X?
Есть ли читы для игры Rocket X?Фонд Игровых · 28 фев 2024, 21:11
Игровой слот Space XY
Игровой слот Space XYФонд Игровых · 28 фев 2024, 21:10
Вход в Пин Ап казино
Вход в Пин Ап казиноФонд Игровых · 28 фев 2024, 21:09
Превью Crystal Guardians
Превью Crystal GuardiansCandramelekh · 28 фев 2024, 20:24
Aurora Casino: основные правила начала игры
Aurora Casino: основные правила начала игрыФонд Игровых · 13 фев 2024, 18:08

[AAR] Социализм XXI века - Часть 6

1990 год.
Автор: Age of Kings Age of Kings
Дата: 05 мар 2019, 12:59 · Просмотров: 3 017
Часть 6.

1990 год начался с новостей из Польши - при посредничестве Папы Римского Иоанна-Павла II, 2 января состоялась встреча главы "Солидарности" Леха Валенса с руководством ПНР, на которой было принято решение о проведении в феврале "Круглого стола". Оппозиция смогла выбить у ПОРП большое количество предварительных уступок - в отставку ушло все руководство Гражданской милиции, ЗОМО и Службы безопасности, спецподразделения были возвращены в казармы, власти обязались не использовать для подавления демонстраций армейские части. Помимо этого, Валенса смог добиться и раскола в самой партии - фракция "бетона" (сталинисты и консерваторы) во главе с ярым "антисолидарником" Альбином Сиваком обвинила Политбюро в "предательстве социализма, пассивности и попустительстве контрреволюции", а фракция "реформаторов" во главе с министром спорта Александром Квасьневским требовала отказа от "устарелого" марксизма-ленинизма и роспуска партии. Фронт единства народа де-факто развалился, Демократическая и Объединенная крестьянская партии поддержали оппозицию.

28 января генерал Войцех Ярузельский выступил по телевидению и радио с обращением к нации, в котором анонсировал начало переговоров с "Солидарностью" и конституционную реформу. Это обращение вызвало недоумение в Политбюро ЦК КПСС.

- Похоже, что наши польские друзья проигрывают... Скорее всего, эта "реформа" будет включать в себя отмену руководящей роли ПОРП, разрешение свободных выборов и легализацию "Солидарности". Нам это совсем не надо. Если ляхи не поймут, что дело идет к реставрации капитализма и краху Объединенной рабочей партии, то нам придется вмешаться... Другой вопрос - как?.. - таково было мнение товарища Гришина.

1 февраля "Круглый стол" начался. Оппозиция сразу же перешла в наступление, выставив целый ряд условий: роспуск Сейма и Госсовета, отставка всего руководства страны, легализация "Солидарности", свободные выборы, отмена руководящей роли ПОРП, установление гражданского контроля над всеми силовыми структурами, ликвидация ЗОМО, возвращение старых флага и герба, отмена национального праздника, вывод из страны советских войск, выход Польши из ОВД, экономическая реформа...

Ярузельский парировал все это, указывая на наличие в Польше советских военных баз, Братиславскую декларацию, тяжелое экономическое положение страны, в частности, огромный госдолг. Еле-еле удалось достичь компромисса (и то благодаря благоразумности Валенсы, который, в конце-концов, сам начал удерживать слишком зарвавшихся соратников) - "Солидарность" легализуется и получает 35% мест в Сейме, начинается экономическая реформа, на июль назначаются полусвободные выборы (за ПОРП сохраняется 45% мест) и референдум по новой Конституции. В ответ, оппозиция прекращает все забастовки, митинги и демонстрации, люди возвращаются к работе. После этого из городов будут выведены и полицейские формирования.

Imp


Решения "Круглого стола" были одобрены США, Советский Союз также их одобрил, хотя и не без колебаний. Президиум Верховного Совета предупредил польское руководство, что "вы вступили на очень опасную дорогу, ведущую к реставрации в Польше капитализма. Советский Союз не допустит этого, но вся ответственность за наши будущие действия ложиться на вас, как на тех, кто уступил давлению контрреволюции".

В самом Советском Союзе, тем временем, наметились положительные изменения в сельском хозяйстве - колхозы, в большинстве своем, адаптировались к "модели Чартаева", бурно развивалось кооперативное движение. В ряде мест колхозы начали возрождать ликвидированные было Хрущевым МТС, что активно поощрялось государством (программа механизации сельского хозяйства имелась, но на её реализацию пока не было денег). Производство зерна и мясо-молочной продукции существенно выросло, что позволило уменьшить их импорт. Страна постепенно слезала с "продовольственной иглы", а благодаря разрешению ИТД полки магазинов наполнялись не только продовольствием, но и ТНП, что позволило существенно продвинуться в борьбе с дефицитом.

Imp


Тогда же завершилось так называемое «Хлопковое дело» – серия уголовных процессов об экономических и коррупционных злоупотреблениях, выявленных в Узбекской ССР, а также в связанных с республикой других административных единицах СССР. Результаты расследования были преданы широкой огласке с целью демонстрации борьбы с коррупцией населению СССР. В результате было произведено несколько «громких» арестов, а двое участников преступной группы были приговорены к высшей мере наказания. Всего было возбуждено 800 уголовных дел, по которым осуждены на различные сроки лишения свободы свыше 4 тыс. человек.

Вместе с тем, руководители следствия Т. Гдлян и Н. Иванов добились публикации в центральных газетах статьи, общие выводы которой сводятся к тому, что дело на самом-то деле «Кремлёвское» и то, что проблема заключается в руководстве страны - в частности, в "поддержке коррупции" был обвинен Второй секретарь ЦК КПСС Егор Лигачев. Такое заявление вызвало гнев в Кремле – газеты были срочно изъяты из обращения, а их главные редакторы - уволены, однако сами следователи, во избежание крупного скандала перед XXVIII съездом КПСС, наказаны не были, а, более того, даже награждены за успехи в раскрытии крупного коррупционного дела. (Однако в апреле обоих все-таки уволили).

Тем не менее, возникшие в ЦК КПСС на волне этого инцидента опасения (особенно учитывая конфликт с КПУ) заставляют руководство партии задуматься о возможности создания альтернативной политической партии, чтобы можно было создать видимость "демократии" и, в случае чего, отмежеваться от консервативных сил. В январе 1990 года достаточно быстро, без широкого освещения и (впервые в истории СССР!) без публикации в СМИ проекта, Верховным Советом СССР был принят Закон "Об общественных объединениях". Этот закон, хотя и в очень завуалированной форме, дозволял общественно-политическим движениям объединиться в ещё одну партию. Чтобы это не произошло без контроля КПСС - были установлены больше 500 всевозможных бюрократических "препон", которые должны были прочно не допустить формирование такой партии вне контроля КПСС.

15 февраля в Москве начал работу XXVIII съезд КПСС. Открывал его снова Секретарь ЦК КПСС Михаил Сергеевич Горбачев:

Цитата

Горбачев М.С. Уважаемые товарищи делегаты! В соответствии с порядком избрания делегатов, на партийных конференциях всех уровней делегатами XXVIII съезда КПСС избраны 4683 делегата. Прибыли на съезд 4657 делегатов. Отсутствуют по уважительным причинам 26 человек. Все основания, чтобы начать работу, у нас имеются. По поручению Центрального Комитета Коммунистической партии Советского Союза XXVIII съезд КПСС объявляю открытым. (Аплодисменты.)


Imp

XXVIII съезд Коммунистической партии Советского Союза. Февраль 1990 года.


Это был первый съезд КПСС, проходивший в соответствии с новыми реалиями - так как партия отказалась от права законодательной инициативы, передав его Верховному Совету, то "Основные направления экономического развития СССР на период 1990-1995 и до 2000 года" на нем не обсуждались.

С Отчетным докладом "Политический отчет Центрального Комитета КПСС XXVIII съезду КПСС и задачи партии" выступил Генеральный секретарь ЦК КПСС Виктор Гришин.

Imp

Генеральный секретарь ЦК КПСС Виктор Гришин выступает с Отчетным докладом на XXVIII съезде КПСС. 15 февраля 1990 года.


- Товарищи! За пять лет мы сделали революционный рывок во всех сферах жизни. И это позволило нам выйти на главный перевал. Вопрос сегодня стоит так: либо советское общество пойдет вперед по пути начатых глубоких преобразований — и тогда, убежден, наше великое многонациональное государство ждет достойное будущее, либо верх возьмут конcервативные силы — и тогда страну, народ ожидают, давайте будем смотреть правде в глаза, мрачные времена.

Так что разговор предстоит начистоту. Откладывать свои оценки и выводы некуда, надо, как говорится, поставить точки над «и» по всем кардинальным вопросам нынешнего этапа реформ, которые были в центре и предсъездовской дискуссии.

Надо сказать правду - наша партия пришла к съезду фактически в состоянии предраскола. Коммунистическая партия Украины открыто взяла курс на конфронтацию с Центральным Комитетом. Наше предложение - созвать внеочередной Пленум ЦК и обсудить все спорные вопросы на нем - руководство КПУ отклонило, решив высказать свою точку зрения непосредственно на съезде. Мы, разумеется, дадим слово и товарищу Щербицкому, и товарищу Романову, и товарищу Моргуну, и другим делегатам из Украины. Но я хочу предупредить всех - помните, что от ваших слов зависит будущее Коммунистической партии Украины... и Коммунистической партии Советского Союза в целом.


Таким образом, наиболее острый вопрос был поставлен сразу же.

Делегаты от КПУ выступили со следующими обвинениями:

1. Искажение руководством КПСС марксизма-ленинизма, подмена его "антидогматизмом".
2. Реабилитация И. Сталина, следовательно, и "культа личности".
3. Резкая реакция на "безусловно правильное" письмо Нины Андреевой.
4. Поддержка "китайских ревизионистов" и "албанских сектантов".
5. "Попустительство" беспорядкам в восточноевропейских странах.
6. "Расправа" над т.н. "анкап-сталинистами".
7. Курс на сокращение власти КПСС, что "опасно реставрацией капитализма".
8. Легализация общественно-политических движений, что "не соответствует теории строительства социалистического государства".
9. Легализация Самиздата, "опасная в идеологическом отношении".
10. Разрешение "частного предпринимательства".


По всем этим десяти пунктам состоялись прения, в ходе которых консервативные силы потерпели поражение. Также были разбиты и ультрареформаторские силы, которые требовали начала полномасштабных рыночных реформ. Съезд одобрил курс партии на строительство Социализма XXI века, принял решение об объединении Комитета партийного контроля и Контрольно-ревизионной комиссии в Центральную комиссию КПСС по проверке дисциплины с расширенными полномочиями. Были созданы также Центральная комиссия советников КПСС (куда потихоньку начали "ссылать" оставшихся в центральных органах власти лиц старше 75 лет) и Центральное бюро безопасности КПСС, в прямое подчинение которого перешли Народные дружины.

Съезд принял важные решения об определении границ функций КПСС - отныне они ограничивалась контролем за реализацией Национального плана "Социализм XXI века", идеологическим контролем за деятельностью органов власти и формированием кадрового резерва для всех структур государственной власти. Все хозяйственные и экономические отделы поэтапно передавали свои полномочия соответствующим Советам и ликвидировались. Таким образом, безраздельно управлявшая страной почти 70 лет Коммунистическая партия уступала большинство своих властных полномочий Советам, что, вкупе с Законом "Об общественных объединениях", создало теоретическую возможность прихода к власти некоммунистических сил.

Однако КПСС сохраняла за собой контроль за исполнением реформ, все идеологические функции и оставалась, в соответствии со статьей 6 Конституции СССР, единственной руководящей силой общества. Как надеялось руководство партии, этого должно хватить для недопуска к власти противников социализма и предотвращения реставрации капитализма в СССР.

Съезд также принял решение - удовлетворить многочисленные просьбы российских коммунистов и начать процесс создания Коммунистической партии РСФСР. Однако было решено, что её Учредительный съезд состоится не ранее 1998 года. Соответственно, ВЛКСМ получил санкцию и на формирование ЛКСМ РСФСР.

По итогам перевыборов руководящих органов партии, глава оппозиции Владимир Щербицкий лишился поста Третьего секретаря ЦК КПСС (им стал хорошо проявивший себя в реализации реформ Геннадий Зюганов), а ультрареформаторы во главе с Александром Руцким не прошли в них вообще. Съезд также разрешил вопрос с Первым секретарем МГК КПСС (пост оставался вакантным почти 5 лет) - им стал сторонник реформ Юрий Прокофьев.

Imp

Imp

Imp


В своей речи на закрытии съезда, Генеральный секретарь ЦК Виктор Гришин произнес фразу, смысл которой тогда поняли очень немногие:

- Социальная гармония станет итогом правильного разрешения всех социальных противоречий на основе развития...

2 марта было принято совместное постановление Президиума Верховного Совета СССР и Совета Министров СССР о возвращении городу Андропову Ярославской области исторического наименования Рыбинск, в соответствии с требованиями населения и линии на сворачивание Культа личности предыдущего поколения руководства.

5 марта во время визита главы проамериканской Йеменской Арабской республики Али Абдаллы Салеха в Аден (столицу Южного Йемена, где у власти был просоветский режим) было достигнуто соглашение между руководствами ЙАР и НДРЙ об объединении их в единое государство на паритетной основе (в котором будет разрешена деятельность Йеменской социалистической партии, а в руководство войдут представители юга). Ещё с 1984 года руководство НДРЙ начало экономические реформы, а в 1986 году там произошел вооруженный конфликт между двумя крыльями правящей ЙСП, который привел к активизации реформ.

В принципе, Верховный Совет СССР и ЦК КПСС были не против объединения (хотя прекрасно понимали, что северные йеменцы, находящиеся под влиянием США и Саудовской Аравии, будут играть в едином государстве лидирующую роль), однако два фактора этому препятствовали - наличие в НДРЙ запасов нефти (пока не разработанных в связи с трудоемкостью процесса и неразвитости инфраструктуры) и советской военно-морской базы. Терять это все - значит, ухудшить ситуацию на нефтяном рынке и лишиться крайне важного южного форпоста. Поэтому, под давлением из Москвы, южнойеменское руководство пошло на срыв соглашения и выпроводило Салеха из столицы. В обмен на это, Южный Йемен получил крупный кредит.

Imp


Анализ прошлогодних событий в Восточной Европе привел к решению об создании специального органа, координирующего деятельность всех силовых структур. 20 марта 1990 года Президиум Верховного Совета СССР принял решение об реорганизации Совета обороны СССР в Совет безопасности СССР. В его состав вошли представители умеренного крыла КПСС, выступающие за продолжение реформ в рамках социализма.

Imp


25 марта по рекомендации Совета Безопасности, Президиум Верховного Совета СССР принял поправки в Конституцию СССР, изменяющие порядок выхода из страны союзных республик. Теперь была принята т.н. "югославская система" - республика может выйти из СССР исключительно при согласии на то всех остальных республик. Это стало сильным ударом по националистам и сепаратистам, а также неприятной новостью для ЦРУ.

Также Президиум Верховного Совета СССР, в соответствии с принципом "выправления всего неправильного и закрепления всего правильного", принял решение об создании Академии наук РСФСР, и, по договоренности с Президиумом Верховного Совета РСФСР, об переносе столицы республики в Ленинград. Таким образом, началось осторожное "размежевание" между СССР и РСФСР, имеющее целью - установить статус РСФСР как государствообразующей республики СССР.

Imp

Первомайская демонстрация в Ленинграде. 1 мая 1990 года.


1 мая в Москве произошел инцидент - вслед за традиционной демонстрацией трудящихся, по Красной площади двинулась альтернативная демонстрация демократических сил под антисоветскими и антикоммунистическими лозунгами. Прямая трансляция была тут же прервана, руководство страны и КПСС покинуло трибуну Мавзолея, а охранявшие площадь подразделения ОМОН оперативно разогнали этот шабаш.

В организации демонстрации сразу же были обвинены ультрареформаторы во главе с Александром Руцким, который был лишен депутатской неприкосновенности (являлся членом Верховного Совета РСФСР) и арестован. По стране прошла третья волна массовых чисток - на этот раз, направленная уже не против "догматиков", а против "либералов". Центральная комиссия КПСС по проверке дисциплины исключила из партии рекордное количество её членов - почти 3 млн. человек.

Итогом чистки стало усиление, как и следовало ожидать, умеренных и умеренно-консервативных сил.

26 июня 1990 года президент США Джордж Буш нарушил свое предвыборное обещание, увеличив в несколько раз размер налогов, для сокращения дефицита бюджета. Советская пропаганда тут же этим воспользовалась и открыла по Бушу "огонь на поражение", начав его очернение. "Лживый президент", "Я никогда не вру!" - Джордж Буш в роли лжеца и мошенника", "Очередное доказательство лживости США", "Президент-обманщик Джордж Буш: 101 способ надурить электорат", "Грандиозное разоблачение Буша и шайки американских лжецов", "Обещания надо выполнять... не про президента США" - такого рода публикации заполонили советские, а за ними и союзные СМИ.

- Эта американская макака даже не подозревает, какой подарок она нам сделала, повысив налоги! Мы теперь сможем так его обличить, что об его выдвижении на второй срок не может быть и речи. А там, глядишь, придет человек, с которым можно вести конструктивный диалог... - сказал товарищ Гришин товарищу Громыко.

Рейтинг Буша обвалился до минимума, что разозлило американского президента, которому теперь пришлось отбиваться от нападений десятков журналистов. Чтобы выправить дело и отвлечь "пипл" от скандала, он решил сделать ставку на "маленькую, но победоносную войну".

Мнение администрации Белого дома, ЦРУ и Пентагона было едино - Балканы. Югославия, в которой бушевал экономический кризис и поднимал голову сепаратизм. Албания, в которой множились недовольные Рамизом Алия и его реформами. Болгария, где непопулярный Петр Младенов своим неумелым копированием советских реформ только усугубил недовольство.

В конечном итоге, было решено поступить следующим образом:

1. Инспирировать усугубление экономического кризиса в Югославии и довести страну до гражданской войны, поддержав сербских националистов, словенских домобранцев, хорватских усташей, боснийских фундаменталистов и косовских баллистов. После того, как Югославская народная армия будет ослаблена в боях с НВФ сепаратистов - открыто вмешаться в войну и силой развалить Югославию.
2. Вбросить компромат на Петра Младенова и организовать в городах Болгарии массовые демонстрации с требованием его отставки. Поддержать либертарианское крыло БКП во главе с Андреем Лукановым и Александром Лиловым, добиться его прихода к власти. Усилить давление на болгарских турок, попытаться развязать национальный конфликт.
3. Организовать в Албании "движение в поддержку Косова", втянуть в него как можно больше гегов (этнос, проживающий на слаборазвитом севере страны), очернить Рамиза Алия как "предателя албанского народа" и инспирировать национальный конфликт между гегами и тосками (этнос, проживающий на развитом юге страны, главная опора Албанской партии труда). В идеале - добиться свержения АПТ и втягивания страны или в конфликт с Югославией, или в гражданскую войну.

Информация о том, что США готовят какую-то новую подлянку Советскому Союзу и его союзникам, само собой, не осталась незамеченной для ПГУ КГБ СССР, которое предупредило руководство страны. Однако в Москве посчитали, что речь идет или о Польше, или о ГДР, поэтому информации не придали должного значения...

... В 80-е годы Югославия вступила в обстановке резко усугубившихся экономических трудностей и национально-политического кризиса. Смерть в мае 1980 года И.Б.Тито - бессменного руководителя СФРЮ на протяжении всего послевоенного периода - не могла не сказаться на дальнейшей судьбе страны. Личность Тито была весьма значимым фактором в решении глобальных вопросов внутренней и внешней политики, а авторитарный характер его власти сдерживал и не давал выплеснуться наружу экономическим, политическим и национальным противоречиям.

Сбои в системе государственного устройства страны начали проявляться через год после смерти Тито. Одно из первых важнейших политических событий на пути СФРЮ к развалу произошло в автономном крае Косово, а затем и в Воеводине. По Конституции СФРЮ 1974 года автономные края были трансформированы в непосредственные конституированные элементы Федерации и получили право наложения вето на не отвечающие их интересам решения республики Сербии. Конституция наделила Косово такими широкими полномочиями, что край фактически стал самостоятельным субъектом Федерации. Представители Косово были членами коллективного органа управления страной - Президиума СФРЮ, в который входили представители всех республик федерации. Автономный край обладал равными правами с другими республиками, кроме одного - он не мог отделиться от Сербии. Мечтая о создании единого албанского государства на Балканах путем объединения всех земель, на которых проживают албанцы, Косово долгие годы стремилось добиться статуса республики. Там полагали, что это даст возможность ставить вопрос о самоопределении и выходе из состава Югославии.

О том, каково было истинное положение албанцев в Югославии, свидетельствуют следующие данные: на самых высоких государственных постах в СРЮ в разные периоды находились албанцы. Членами Президиума Югославии были в свое время Синан Хасани и Фадиль Ходжа, Председателем Союза коммунистов Югославии - тот же Фадиль Ходжа, Председателем Союза югославской молодежи Азем Власи.

Смерть Тито развязала руки албанским сепаратистам. В 1981 году косовские албанцы выступили за предоставление автономному краю де-юре статуса республики. Демонстрации осени 1981 года быстро вышли из-под контроля и переросли в открытый конфликт албанцев с полицией и сербским населением. В разгоне манифестаций участвовали подразделения ЮНА. Не обошлось без жертв, точное количество которых неизвестно (по данным официальных источников, погибло 11 человек, по сведениям организации "Международная амнистия" - 300, албанской общины - 1000 человек). Сведения о событиях в крае замалчивались, и только 29 сентября 1981 г . о них более или менее подробно рассказал в интервью агентству "Танюг" министр внутренних дел Сербии С. Доланц.

В крае было введено чрезвычайное положение, однако нормализовать обстановку центральной сербской власти так и не удалось. На протяжении последующих лет массовые выступления албанцев неоднократно повторялись. Руководство Сербии в 80-е гг. использовало разные методы урегулирования ситуации в крае. В сербском партийном руководстве прослеживаются две линии: более либеральную олицетворяет первый секретарь ЦК Иван Стамболич, более жесткую - второй секретарь Слободан Милошевич. Периоды введения военного положения и комендантского часа сменяются периодами разработки новых программ решения "проблем Косово", которые включают в себя экономические (преодоление замкнутости края, изменение его экономической структуры, укрепление материальной основы самоуправления) и политические (попытки формирования единства на классовых, а не на национальных основах) меры. Так, в соответствии с общеюгославской программой по косовскому вопросу, принятой в декабре 1987 г. ЦК СКЮ, было решено продолжить работу по созданию условий для опережающих темпов экономического развития края, интегрирования экономики Косово в экономику СФРЮ, обеспечения края квалифицированными специалистами для работы в органах управления и правосудия, установления планового контроля над использованием средств федерального Фонда по кредитованию ускоренного развития слаборазвитых республик и автономных краев и принятия соответствующих мер по развитию культуры и образования. При скупщине СФРЮ был образован постоянный орган для наблюдения за осуществлением этой программы. Однако о достижении хоть каких-то результатов в плане осуществления программы говорить не приходится.

Непрекращающийся конфликт и все более и более открытый геноцид сербов со стороны албанского большинства в Косово способствует пробуждению местного сербского национального самосознания. Одну за одной, сербы начинают отправлять петиции в союзные и республиканские органы, в которых содержалось главное требование - прекратить геноцид сербского народа и защитить его интересы. Но кульминацией этой волны протеста стало появление в печати в сентябре 1986 года Меморандума Сербской Академии наук и искусств, в котором излагались основные претензии сербов к состоянию дел в Югославии. Это стало прецедентом, за который тут же ухватились недобитые при Тито словенские и хорватские сепаратисты, усиленно начавшие раскачивать лодку...

30 июня 1990 года, под давлением США, угрожавших ещё сильнее повысить процентные ставки по кредитам (которые и без того были неподъемные), все руководство Президиума СФРЮ и Союзного исполнительного вече (правительства Югославии) ушло в отставку. Это спровоцировало усиление кризиса в и без того нестабильном Союзе коммунистов Югославии - СК Воеводины и Косово потребовали окончательной самостоятельности от СК Сербии, в СК Хорватии укрепились позиции сепаратистов, а СК Словении и вовсе прямо пошел "на выход", объявив себя самостоятельной партией со своими Программой и Уставом.

Экстренно созванный 2 июля Пленум ЦК СКЮ прошел в нездоровой обстановке взаимных обвинений - СК Сербии и Черногории обвиняли СК Словении и Хорватии в "сепаратизме" и "фашизме", те же обвинили сербов и черногорцев в "шовинизме" и "гегемонизме". Отчаянно пытающиеся лавировать между республиканскими Союзами коммунистов бывший глава Президиума СФРЮ Борисав Йович (серб) и бывший премьер Анте Маркович (хорват) пытались хоть как-то донести до делегатов мысль, что страна стоит на пороге гражданской войны и развала, но не смогли. В конце-концов, Маркович констатировал:

- Нет, если мы даже здесь, на Пленуме Центрального Комитета, друг с другом договориться не можем, то что говорить про Югославию в целом?!

В результате, руководство СКЮ также ушло в отставку. Возник вакуум безвластия, который тут же начал заполняться сепаратистами - уже в ночь со 2 на 3 июля Скупщина СР Словения приняла огромный пакет поправок к Конституции республики. Поправки можно охарактеризовать словами члена Президиума СФРЮ: «Все противоречит Конституции Югославии. Фактически развал конституционной системы страны». К сожалению, по Конституции СФРЮ, Конституционный суд страны мог только «констатировать несоответствие Конституции республики с союзной Конституцией и призвать республику привести свою Конституцию в соответствие с союзной, но не отменить такую республиканскую Конституцию». Словенское руководство очень хорошо это знало и не преминуло воспользоваться этим.

К этим поправкам, в частности, относились положения: об исключении слова "социалистическая" из названия республики; о праве выхода Словении из состава федерации по собственному желанию (без согласия всех остальных республик, как было записано в Основном законе СФРЮ); об ограничении сферы полномочий союзных органов на территории республики и использовании ими в Словении только словенского языка; о приоритете республиканского законодательства над федеральным; об обязанности членов Президиума Югославии из Словении руководствоваться республиканской, а не союзной, Конституцией; о лишении федеральных органов права объявлять на территории этой республики чрезвычайное положение и использовать воинские подразделения для разрешения возможных конфликтов. Согласно таким поправкам, Республика Словения могла не исполнять на своей территории многие федеральные законы.

Действия Словении вызвали ответную реакцию в Сербии. 4 июля на чрезвычайном Пленуме ЦК СК Сербии его глава Иван Стамболич был обвинен в "либерализме" и "контрреволюционной деятельности", снят с должности и исключен из партии. Новым Первым секретарем ЦК стал сторонник жестких мер, националистически настроенный Слободан Милошевич. Он сразу же объявил, что защитит интересы сербского населения и в Косово, и в Воеводине, и в Хорватии, а первым его шагом станет инициирование ликвидации обоих социалистических автономных краев как независимых от Сербии субъектов.

Однако для внесения соответствующих поправок в Конституцию СР Сербия требовалось согласие Скупщин и Воеводины, и Косово. Естественно, отказываться от автономии они не собирались.

Уже 5 июля десятки тысяч людей, вооруженные упаковками йогурта и молока, собрались в Нови-Саде на митинге протеста против политики руководства САК Воеводины. К ним на помощь из Белграда подошла большая колонна сторонников Милошевича. Здания Скупщины Воеводины и ЦК СК Воеводины были блокированы митинговавшими. Попытка руководства САК подключить армию и милицию к разрешению кризиса не увенчалась успехом. Поздно вечером, оставшаяся один на один с митинговавшими, непрестанно забрасывающими здания пакетами с йогуртом, краской и камнями, партийная верхушка Воеводины в отчаянии начала искать защиты у республиканского руководства. Милован Шогоров, возглавлявший краевую партийную организацию, связался по телефону с С. Милошевичем, прося его о помощи. Милошевич дал понять М. Шогорову, что разговор может идти только о добровольной отставке. Политическое руководство края так и поступило. Вместе с отставкой руководства САК Воеводины ушла в небытие и автономия края от Белграда.

В Косово ситуация складывалась иначе. Под давлением руководства СК Сербии, 7 июля на Пленуме Краевого комитета СК Косова за «контрреволюционную деятельность» со своих постов были смещены сепаратистски настроенные руководители СК Косово Качуша Яшари и Азем Власи. Отрешение от власти двух оппозиционных республиканским властям албанских лидеров привело к протесту шахтеров, совершивших 70-километровый марш-бросок из Митровицы в Приштину. В Приштине к шахтерам присоединилось студенчество. В течение нескольких дней участники акции протеста блокировали здание Краевого комитета партии, протестуя против смещения Яшари и Власи.

В ответ на протесты албанского населения, которые Белград расценил как контрреволюцию, руководство Сербии вводит в крае чрезвычайное положение. Власть в южной окраине Сербии переходит в руки сербской полиции. Под её контролем, Скупщина Косова, в которой остались только сторонники Милошевича, такие как Рахман Морина, Али Шукрия и Хусамедин Аземия, соглашается на изменение статуса социалистического автономного края Косово и на конституционные преобразования в Сербии в целом.

Путь для перестройки сербского общества был расчищен, и 9 июля 1990 года политическая элита Сербии принимает решение о внесении поправок в Конституцию республики.

По измененной Конституции, Косово (которому вернули название "Косово и Метохия") и Воеводина сохранили свой статус территориально-культурной автономии в рамках республики. Вопросы внутреннего экономического, научного, технологического, культурного и социального развития остались в компетенции краевых центров. По сути, Конституция Сербии оставила все имеющиеся в распоряжении автономных краев привилегии, за исключением одной – влиять на политику, проводимую Белградом, т.е. лишила Воеводину и Косово права наложения вето на решения республиканского центра.

Милошевич добился своей стратегической цели. Все рычаги управления в республике оказались в его руках. В результате конституционных изменений в Сербии произошло укрепление центральной власти и республика, после многолетней зависимости от своих автономий, приобрела подлинный суверенитет, что позволило ей наравне с другими республиками СФРЮ свободно отстаивать свои интересы в союзных органах власти.

Для политиков в других республиках СФРЮ конституционные изменения в Сербии и усиление позиций Милошевича означали ослабление собственных позиций в Югославии. Милан Кучан, возглавлявший в те годы СК Словении, так прокомментировал «объединение» Сербии: «Упразднив автономию обеих краев, Воеводины и Косова, Сербия будет напрямую контролировать три из восьми голосов в союзном Президиуме, в отличие от других республик, из которых каждая имеет по одному. Это означает превращение Югославии в Сербославию». А если учесть лояльность по отношению к Сербии Черногории, то получалось, что фактически Милошевич конституционными преобразованиями в Сербии обеспечил себе в Президиуме определяющие позиции.

Конституционные изменения в Сербии стали определяющими в судьбе всей Югославии. В многонациональной стране, где все держалось на системе сдержек и противовесов, был нарушен тот паритет, который существовал на протяжении нескольких десятилетий существования югославского государства. Страх перед «Сербославией» окончательно выводит на политическую арену в западных республиках СФРЮ националистически настроенные круги.

Фактически, в Югославии за какие-то несколько дней наступила полная анархия - все центральные органы политической и партийной власти были парализованы, сепаратисты перешли в наступление в Словении, а националисты (хотя и ведомые благими, на первый взгляд, намерениями) - в Сербии. Единственным общесоюзным органом, пока сохранившим порядок, оставалась Югославская Народная армия (ЮНА) - но ей было некому подчиняться.

12 июля словенская, хорватская и боснийская территориальная оборона начала нападения на гарнизоны ЮНА с целью захвата тяжелого оружия. Первая кровь пролилась в Мариборе - словенские боевики расстреляли военный патруль возле здания штаба Мариборского корпуса ЮНА. Это стало Рубиконом...

В ночь с 12 на 13 июля состоялось закрытое заседание Союзного секретариата по народной обороне с участием Слободана Милошевича и вернувшегося из Словении полковника УДБ Васильевича. На этом заседании военное руководство решило взять судьбу Югославии в свои руки и обратиться к Советскому Союзу за политической и военной помощью. Было решено объявить военное положение на 10 лет, распустить все общесоюзные органы и СКЮ, Слободан Милошевич временно возглавит Президиум СФРЮ, остальными его членами станут военные. На базе партийных организаций ЮНА будет создана новая коммунистическая партия. После подавление сепаратистов, дальнейшую судьбу страны будет решать референдум.

Рано утром 13 июля 1990 года части Белградского корпуса ЮНА начали выходить из казарм и выдвинулись в направлении столицы. Ими быстро были взяты под охрану все административные здания. В 10:00 Слободан Милошевич выступил по телевидению и радио с обращением ко всем народам и народностям Югославии:

- Мы впервые с 1945 года стоим на пороге кровавой гражданской войны. Американский империализм экономическим шантажом и поддержкой сепаратизма смог вызвать в нашей Родине полномасштабный кризис во всех сферах жизни. Парализована деятельность всех органов государственной власти и Союза коммунистов Югославии, который фактически развалился на республиканские партии и прекратил существование как единая партия. В Мариборе уже пролилась югославская кровь. Прямо сейчас по всей территории страны части ЮНА ведут бои с территориальной обороной, предавшей социализм, предавшей заветы маршала Тито, которая продалась капиталистам из Бонна и встала на сторону сепаратистов, фашистов, националистов.

В сложившейся критической ситуации я, как Председатель Президиума Скупщины Социалистической республики Сербия и Первый секретарь Центрального Комитета Союза коммунистов Сербии, как глава государствообразующей республики Социалистической Федеративной Республики Югославия, объявляю себя исполняющим обязанности Председателя Президиума СФРЮ и объявляю на всей территории страны режим военного положения на 10 лет. Деятельность Союзного исполнительного вече, Скупщины СФРЮ, Союза коммунистов Югославии, а также всех соответствующих республиканских органов прекращается. Все части территориальной обороны, а также НВФ, обязаны разоружиться и в течении двух дней сдать все оружие под контроль армии, в противном случае они будут уничтожены.

Я объявляю о разрыве дипломатических отношений с США и ФРГ, как империалистическими государствами, развязавшими кризис в СФРЮ. И обращаюсь с официальной просьбой о военной помощи к Союзу Советских Социалистических Республик, который всегда был верным другом югославских народов. Мы просим Советский Союз помочь нам подавить сепаратистские силы.

Я обращаюсь ко всем народам и народностям Югославии с призывом - сплотиться, отбросить все противоречия ради спасения страны и дать бой сепаратистам. После восстановления в стране мирной жизни, будет проведен референдум о дальнейшей судьбе страны, на котором все народы и народности смогут сказать свое слово и в мирной, демократической, обстановке решить - какой будет наша Родина.

Смерть фашизму - свобода народу!


После этого был объявлен состав Президиума СФРЮ: Слободан Милошевич (Сербия, председатель), генерал армии Велько Кадиевич (Хорватия, первый зампредседателя), адмирал флота Бранко Мамула (Словения, зампредседателя), генерал-майор Ратко Младич (Босния и Герцеговина), генерал-лейтенант Павле Стругар (Черногория) и генерал армии Александр Спирковский (Македония).

В тот же день на экстренном партийном собрании в Нови-Саде было объявлено об образовании на основе парторганизаций бывшего СКЮ в ЮНА новой партии - Союз коммунистов - Движение за Югославию (сербохорв. Savez komunista - Pokret za Jugoslaviju, SK-PJ, СК-ПЮ). Однако, вопреки договоренностям, СК Сербии не вошел в него - он объединился с СК автономий и Социалистическим союзом трудового народа Сербии в Социалистическую партию Сербии. СК Черногории совершил такую же операцию и преобразовался в Демократическую партию социалистов Черногории.

Остальные СК также не вошли в СК-ПЮ. Таким образом, на просторах объятой пламенем Югославии образовалось аж 11 декларирующих левые позиции партий: Союз коммунистов - Движение за Югославию, Союз коммунистов Словении – Партия демократического обновления, Союз коммунистов Хорватии - Партия демократических преобразований, Союз коммунистов Боснии и Герцеговины - Социалистическая демократическая партия, Социалистическая партия Сербии, Демократическая партия социалистов Черногории, Союз коммунистов Македонии - Партия демократических перемен, Социалистическая партия Словении, Социалистическая партия Хорватии, Социалистическая партия БиГ, Социалистическая партия Македонии (последние 4 образовались на основе местных ССТН).

15 июля состоялось экстренное совместное заседание Президиума Верховного Совета СССР, Совета Министров СССР, Совета Безопасности СССР и Политбюро ЦК КПСС, на котором была рассмотрена просьба Слободана Милошевича об оказании Югославии помощи.

Генеральный секретарь ЦК КПСС Виктор Гришин выступил с речью:

- Тут к гадалке ходить не надо, чтобы понять - все это инспирировано ЦРУ, чтобы поддержать популярность Буша и отвлечь внимание народа от повышения налогов на войнушку "где-то там", как капиталисты уже делали не раз. Однако мы должны быть честны и признать - югославское руководство тоже наломало дров. Мы их неоднократно предупреждали, что это "неприсоединение" до добра не доведет, а кредиты им так или иначе придется отдавать. В последний раз я говорил это на конференции в Братиславе тогдашнему премьеру Анте Марковичу и, как мне показалось, он это понял. Представители СКЮ тогда ничем не выдали тяжелое положение своей партии, да и мы, признаться честно, переоценили прочность Союза коммунистов.

Теперь есть факт - в Югославии парализована деятельность всех центральных органов власти, рухнула экономика и, посмотрим правде в глаза, началась гражданская война. Словения взяла курс на выход из состава страны, очень нестабильна ситуация в Хорватии, Боснии, Македонии и бывшей автономии Косово.

Как мы относимся к Слободану Милошевичу и его Президиуму СФРЮ, в котором, при сохранении принципа членства по одному члену от каждой республики, все посты заняли военные? Безусловно, мы поддерживаем Президиум СФРЮ в его решении - объявить военное положение. Однако нам решительно не нравится, что вместо единой коммунистической партии в Югославии образовалось 11 республиканских, из которых только одна (СК-ПЮ) декларирует свой общеюгославский характер.

Не нам судить их, но наша обязанность - помочь братьям-славянам. Советский Союз поддерживает единую социалистическую Югославию в её границах, установленных в 1945 году и закрепленных в 1975 году в Хельсинки. Мы признаем единственной законной властью на территории Югославии возглавляемый товарищем Слободаном Милошевичем Президиум СФРЮ - и удовлетворим его просьбу об оказании военной помощи.


Imp

Imp


В Югославию были направлены военные советники, а в Дубровник и Котор переброшены по 1500 бойцов ВДВ, взявших под охрану порты. Вскоре туда начали подходить корабли из Севастополя с оружием и техникой для ЮНА. Югославия также получила беспроцентный кредит в 10 млн. динаров, целиком ушедший на покупку в СССР оружия. Помощь Югославии также оказала Румыния, передавшая ЮНА 100 тыс. единиц оружия и 50 танков TR-85. Премьер-министр Румынии Илие Вердец объявил, что "Социалистическая республика Румыния приложит все силы для сохранения целостности СФРЮ и окажет законной власти всю посильную помощь". Однако Венгрия и Албания, несмотря на давление СССР, не спешили выразить свое мнение - Карой Грос втайне надеялся, что югославский кризис вынудит воеводинских венгров переехать на историческую родину, а албанское руководство отнюдь не собиралось снимать претензии на Косово.

В Воеводине, Сербии, Черногории и Македонии армия успешно взяла ситуацию под контроль - проведены массовые аресты сепаратистов и националистов, подразделения ТО и сформированные было НВФ разоружены и ликвидированы. Однако в Словении, Хорватии, Боснии и Косово сепаратистам, при поддержке США, ФРГ и Албании, удалось закрепиться и отбиться от первого удара ЮНА и полиции. Расстановка сил обозначилась более четко.

Тем временем, американский план начал раскручиваться и в отношении Болгарии.

Возглавивший страну и БКП в прошлом году бывший министр иностранных дел Болгарии Петр Младенов не пользовался совершенно никакой поддержкой ни в партии, ни в народе, являясь компромиссной фигурой (глава болгарских консерваторов бывший министр госбезопасности Ангел Солаков был слишком одиозной фигурой, а ультрареформаторы Андрей Луканов и Александр Лилов выступали за масштабные рыночные реформы, абсолютно неприемлемые для консерваторов). Придя к власти под лозунгом "реформ по советскому образцу", Младенов действительно начал их... но абсолютно превратно и бессистемно. Был разрешен частный бизнес (однако приведший лишь к росту коррупции), дано добро на создание новых партий (сразу легализовалась оппозиция), а этническим туркам разрешили в упрощенном порядке выезд из страны. Все это спровоцировало недовольство населения, усиленное возникшим дефицитом. Для того, чтобы все это всколыхнуть, требовался лишь повод.

26 июля в Софии начались массовые демонстрации, организованные т.н. "Союзом демократических сил". Поводом стала звукозапись какого-то разговора Младенова, в котором тот, говоря о демонстрациях 1989 года, бросил фразу: "Лучше бы пришли советские танки!" (такой разговор действительно был и такую фразу Младенов произносил, но по-иному: "Если вся эта чертовщина будет продолжаться и дальше, то ничто нас уже не спасет и лучше бы в Болгарию пришли советские танки, чем американские!". Таким образом, это была подделка, сделанная и вброшенная ЦРУ США). Но этого хватило для того, чтобы десятки тысяч людей вышли на улицы с лозунгами: "Младенова в отставку!", "Младенов, вали в свой Советский Союз!", "Долой коммунистическую партию кровопийц, да здравствует демократия!" и т.д.

Тем временем, начался ещё один конфликт - на Ближнем Востоке. Саддам Хуссейн как-то уловил, что сверхдержавам пока не до него, и решил воспользоваться моментом для захвата Кувейта. Он надеялся, что за маленький эмират никто заступаться не будет и его оккупация пройдет "без пыли, без шуму" - планировалось захватить всю страну одним внезапным ударом, не дав никому удрать в Саудовскую Аравию. Однако без шума не получилось - имея подавляющее количественное и качественное превосходство, иракская армия так и не извлекла уроков из войны с Ираном и допустила все те же ошибки, что позволило шейху Кувейта сбежать, а его армии - организованно и с минимальными потерями отступить в Саудовскую Аравию.

Кувейт и Саудовская Аравия совместно обратились в Совет Безопасности ООН, требуя покарать Ирак за "агрессию". С самого начала обсуждения вопроса стало ясно, что Совбез склонен поддержать это требование и готов ввести санкции против Ирака, а также начать разработку плана по освобождению Кувейта. То, что это будет поручено НАТО - сомнений не возникало.

Представитель СССР, после совещания с Председателем Президиума Верховного Совета СССР Андреем Громыко и Генеральным секретарем ЦК КПСС Виктором Гришиным, активно выступал против этого и, когда СБ ООН принял решение - наложил на него "вето".

- Это внутренние дела Ирака и Кувейта. Соединенные Штаты хотят аннексировать их не ради восстановления "свободы" Кувейта и "демократии" в Ираке, а исключительно ради нефтеместорождений. Советский Союз не допустит очередного попирания империалистами Устава ООН - и накладывает "вето" на ваше неофашистское решение. "Миролюбие" США мы прекрасно видим на примере Югославии, где сейчас идет гражданская война и Панамы, куда эти гегемонисты едва не вторглись. Вспомним также Ливию, которую бомбили вообще без какого-то уведомления об этом ООН. Будете отрицать эти факты?

Imp

Imp


30 июля непальские партизане-маоисты, при поддержке регулярных войск Индии и Китая, захватили столицу страны Катманду и провозгласили упразднение монархии (королевская семья бежала в Таиланд и оттуда в Великобританию). Товарищ Прачандра на многотысячном митинге объявил о создании Федеративной Демократической республики Непал.

Imp


На следующий день в Тхимпху (столице Бутана) начались демонстрации с требованиями реформ. Под давлением все тех же Китая и Индии, правящая верхушка Бутана была вынуждена уступить власть гражданскому правительству из левоцентристов.

Imp


4 августа началась летняя сессия Верховного Совета СССР. Главным вопросом её стала военная реформа, необходимость в которой назрела уже давно.

Как раз в июле получило регистрацию в Министерстве юстиции СССР первое общественно-политическое движение - "Движение в поддержку армии, оборонной промышленности и военной науки" (ДПА). Оно было создано несколькими генералами-коммунистами консервативного толка, близкими к министру обороны СССР Владиславу Ачалову и Председателю КГБ Владимиру Крючкову. Едва оформившись, ДПА поставил вопрос о начале реформы Советской армии.

Последние войны ясно доказали, что советская военная доктрина сильно устарела. Ставка на "мясо", десятки тысяч единиц бронетехники, артиллерии и авиации - проигрывала в последних войнах, носящих локальный характер. В странах НАТО резко активизировались работы в теории гибридных и сетецентрических войн, СССР же пока отставал в этом плане.

Тщательно проанализировав опыт боевых действий в Афганистане и Югославии, советские военные теоретики пришли к выводу о необходимости значительного сокращения численности личного состава Советской армии (примерно до уровня 7,5 млн. человек) и качественного перевооружения её. Параллельно планировалось разрешить проблему дедовщины и землячества.

5 августа сессия, выслушав доклад товарища Ачалова, санкционировала начало военной реформы. Началась демобилизация и переформирование частей Советской армии, ужесточены требования к новобранцам, Центральная комиссия КПСС по проверке дисциплины организовала чистку всех политуправлений, массово вычищая оттуда разложившиеся элементы, с вооружения сняты многие старые образцы техники. Все это позволило укрепить боеспособность, хотя и ценой значительного количественного сокращения армии и недовольства догматично настроенного генералитета.

Imp


Сессия также приняла решение об расширении полномочий ВЦСПС. Теперь профсоюзы выходили из-под контроля дирекции предприятий, превращаясь в независимый от неё орган, могущий более активно отстаивать интересы рабочих.

Imp


На третий день работы сессии группа депутатов обратилась с неожиданным предложением - реабилитировать Льва Троцкого. Они делали упор не на его идеологическую позицию, а на его вклад в победу Октябрьской революции, создание Красной Армии и строительство Советского государства.

Это предложение вызвало очень бурные дебаты. С одной стороны, определенные заслуги у Троцкого перед СССР действительно были. С другой - он причинил стране вреда больше, чем пользы. Идеологические взгляды Троцкого были раскритикованы последовательно XIII, XIV, XV, XVI и XVII съездами партии, причем товарищ Лигачев прямо заявил, что КПСС не собирается пересматривать их результаты.

Тем не менее, в последний день своей работы сессия все-таки приняла положительное решение по этому вопросу, но с целым рядом ограничений. Троцкий получил оценку "40% положительного на 60% отрицательного", его работы было решено переиздать небольшим тиражом для библиотек. Кто хочет - пусть изучает, а кто не хочет - пусть не изучает. Это решение удовлетворило всех.

Imp


17 августа (срок был перенесен из-за давления советского руководства) в Польше прошли полусвободные парламентские выборы. Как и следовало ожидать, ПОРП на них потерпела сокрушительное поражение с результатом 27% (хотя и получила гарантированные на "Круглом столе" 45% мест). "Солидарность" получила подавляющее большинство голосов избирателей.

Также прошел и референдум по новой Конституции, проект которой получил одобрение почти 80% избирателей. Согласно ей, ПНР стала называться "Республикой Польша" и была провозглашена "демократическим правовым социальным государством", восстанавливается пост Президента и отменяется руководящая роль Объединенной рабочей партии, разрешается частная собственность и гарантируются многие свободы.

На первом заседании Сейма нового созыва, хотя генерал Войцех Ярузельский и был избран Президентом, однако "Солидарность", имея большинство мандатов, полностью получила в свои руки правительство. Мечислав Раковский, чей Совмин после "Круглого стола" перешел в ранг "ИО", передал полномочия представителю оппозиции Станиславу Тыминьскому.

Таким образом, впервые с 1948 года в Восточной Европе к власти пришло некоммунистическое правительство.

Imp

Imp


Первым же делом правительство Тыминьского объявило, что "Польша отныне идет своей дорогой - дорогой, которой идет весь цивилизованный мир", "отжившая свое плановая экономика будет демонтирована согласно передовым методикам Чикагской школы", "мы потребуем как можно быстрее от советского руководства вывода их оккупационных войск из страны". Начатая правительством "Шоковая терапия" привела к плачевным результатам - за какие-то три месяца экономика Польши фактически развалилась, инфляция достигла 1500%, уровень жизни подавляющего большинства населения опустился до низкого уровня, многие предприятия были приватизированы и разорились, а оставшиеся не выплачивают зарплат. Госдолг при этом лишь увеличился, т.к. РП взяла новые кредиты на Западе. Значительно сокращаются государственные расходы на оборону и социальное обеспечение, что вызывает волну безработицы и недовольства, особенно в армии, где укрепили свои позиции сторонники "твердой руки".

Воспользовавшись тем, что левые ещё контролируют почти половину Сейма, а вооруженные силы лояльны ему, Ярузельский своей властью отправил Тыминьского в отставку и назначил "техническое правительство" из своих соратников ещё со времен кризиса 1981 года. Его возглавил бывший министр внутренних дел ПНР, генерал Чеслав Кищак. Польша обратилась ко всем своим кредиторам и ООН с отчаянными просьбами об реструктуризации долгов, которые, по большей части, были проигнорированы.

По просьбе польского руководства, части Северной группы войск СА были введены в крупные города страны для поддержания в них порядка. Экономика Польши была размолота в прах, народ разочаровался и во власти, и в оппозиции. И из ПОРП, и из "Солидарности" начался массовый выход их членов. Деятельность первой фактически парализовалась.

Президент-генерал с трудом договорился с товарищем Горбачевым, отправленным советским руководством на "разведку", что Польша останется в составе ОВД и СЭВ, но будет проводить полностью независимую от СССР политику. Фактически, в стране установился полувоенный левоцентристский режим.

Imp

Секретарь ЦК КПСС, Председатель Международного отдела ЦК КПСС Михаил Горбачев и Президент Республики Польша, Первый секретарь ЦК ПОРП генерал Войцех Ярузельский на советско-польских переговорах в Катовице. 8 ноября 1990 года.


После национализации уцелевших в правом шабаше предприятий, Войцех Ярузельский провозгласил "Новую экономическую политику", решив сделать основной упор на сельское хозяйство и подъем производства ТНП. Это позволило обеспечить население продовольствием и ТНП, что позволило несколько оправиться от краха и оживить рынок. Польша потихоньку нарастила экспорт с/х продукции в страны Движения неприсоединения, а полученную валюту отправила на выплату госдолга.

Тем временем, "комиссия Абалкина" начала бить тревогу.

- Экономическая ситуация в стране ухудшается. Реформы, безусловно, живительные и правильные, натолкнулись на противодействие коррумпированных руководителей всех уровней. Инвестиционный климат ухудшается. Конкурентоспособность советских предприятий все ещё недостаточна, хотя экспорт наших товаров с 1985 года значительно увеличился. Несмотря на поощрение хозрасчета, большинство директоров все ещё продолжают вкладывать свободные средства в увеличение фондов потребления, а не фондов производства. Несмотря на то, что с приписками решительными мерами удалось покончить, коррупция растет на всех уровнях.

Все это угрожает дальнейшему продвижению реформ и строительству Социализма XXI века.


Экономические вопросы были рассмотрены на закрытом заседании Президиума Верховного Совета СССР. После долгого обсуждения, руководство страны одобрило целый ряд мер по оздоровлению ситуации.

Было в полном объеме восстановлено централизованное планирование. Доля остающихся в распоряжении предприятия средств была сокращена с 51% до 25%, на их использование наложены серьезные ограничения. Одновременно были увеличены полномочия ОБХСС и КГБ, прошла волна чисток в промышленности и торговле, множество коррумпированных элементов арестовано и отправлено под суд.

Тем не менее, экономические реформы полностью прекращены не были - СЭЗ в Клайпеде продолжала работать, иностранных инвесторов никто не выгонял, часть снятых ранее ограничений так и не была возвращена.

Эти меры оказались живительны - уровень коррупции начал сокращаться.

В ноябре 1990 года в Венгрии прошел референдум по новой Конституции, по итогам которого 69% населения одобрили её. Конституция 1990 года определяла Венгрию, как "демократическое социалистическое правовое государство", отменяла руководящую роль ВСРП, признавала государственной идеологией "социализм", вводила ограниченную многопартийность и гарантировало большой спектр свобод. Страна стала называться Венгерской республикой, День Освобождения сохранил статус национального праздника, был введен пост Президента (им в ранге ИО до выборов, назначенных на конец 1991 года, стал действующий глава страны Карой Грос). При этом, страна подтверждала свои обязательства по ОВД и СЭВ.

Таким образом, Венгрия и Польша стали первыми странами с де-факто восстановившейся западной демократией. Советский Союз не вмешивался в эти процессы, однако следил, чтобы они не перешли определенную черту, отделяющую сильно реформаторский социализм от реставрации капитализма.

Конец года ознаменовался уходом на пенсию сразу двух "зубров" советской политики: Председателя Совета Министров СССР Николая Тихонова (85 лет) и Председателя Президиума Верховного Совета СССР Андрея Громыко (81 год) (оба подали прошения об отставке в связи с преклонным возрастом 23 декабря).

Президиум Верховного Совета назначил Председателем Совета Министров СССР первого заместителя Председателя, товарища Ивана Архипова - сторонника курса на "стабилизацию" реформ и сближения с Китаем. Это было вынужденное решение, принятое с целью установления компромисса с консервативным крылом КПСС.

Imp


Президиум Верховного Совета избрал своим Председателем главу Госкомцена, товарища Валентина Павлова. Решение было, мягко говоря, неожиданным - Павлов долго работал в "комиссии Абалкина", в политику не лез и позиционировался, как сторонник строительства управляемой рыночной экономики. Тем не менее, это было условием компромисса товарища Гришина с консерваторами - все понимали, что за спиной Павлова стоят Генсек и его ближайший соратник Михаил Горбачев, а сам Валентин Сергеевич - компромиссная фигура.

Imp


1990 год стал крайне сложным годом для СССР и соцлагеря. Кризис в Польши, хотя и разрешился, но привел к полному коллапсу экономики страны. В Югославии продолжалась война. Все ещё нестабильной оставалась ситуация в Венгрии, Болгарии и ГДР. Определенная пробуксовка реформ наметилась и в СССР. Однако все трудности советскому руководству пока удавалось преодолевать - под конец года наметилось даже оживление экономики, вызванное разгромом коррупции на всех уровнях. Важные решения, принятые XXVIII съездом КПСС и сессией Верховного Совета СССР ознаменовали переход основных полномочий от органов партии к органам Советской власти, что устранило существовавший с 20-х годов управленческий перекос. Тем не менее, КПСС твердо контролировала ход реформ, смогла восстановить целостность своих рядов и уверенно продвигала страну вперед.

Иллюзий относительно 1991 года у товарища Гришина не было - товарищ Горбачев сообщил, что польское руководство приняло решение распустить ПОРП и образовать на её основе новую - левую, но уже некоммунистическую - партию. Процесс внедрения многопартийности в Венгрии тоже не предвещал ничего хорошего, ВСРП рисковала проиграть на парламентских выборах. Впереди были новые проблемы, новые трудности и новые повороты, однако делать было нечего - или идти по дороге реформ до конца и победить, или разворачиваться обратно и проиграть.
    Воспользуйтесь одной из соц-сетей для входа
    РегистрацияВход на форум 
    Сообщество ИмпериалБиблиотека Статей Стратегические Игры Экономические Стратегии Кризис в Кремле: Крах Империи [AAR] Социализм XXI века - Часть 6 Обратная Связь
    Стиль:Language: 
    «Империал» · Условия · Ответственность · Визитка · 15 мар 2024, 08:24 · Зеркала: Org, Site, Online · Эльдорадо казино · Gold казино · Счётчики