1991 год.
Автор: Age of Kings
Дата: 05 мар 2019, 13:01 · Просмотров: 3 062
Дата: 05 мар 2019, 13:01 · Просмотров: 3 062
Часть 7.
Сразу после окончания новогодних каникул Госплан представил в Президиум Верховного Совета СССР Государственный план социально-экономического развития страны на период 1991-1996 годов. В нем были учтены результаты предыдущей пятилетки (не самой удачной в истории СССР, однако весьма успешной) и конъюнктура на внешних рынках.
Стало ясно, что ставка на массированное переоснащение основных фондов, на которую опирался предыдущей план, провалилась - лишь 21% предприятий своевременно обновили ОФ, а выделенные на это и оставленные в рамках хозрасчета средства, в большинстве своем, были просто разворованы коррумпированными директорами или ушли в фонды потребления (на премии, рост з/п, профсоюзные путевки, нецелевое строительство и т.д.). Однако экспорт советской продукции все-таки вырос, особенно за счет открытия для Советского Союза громадного китайского рынка. Таким образом, консерваторы оказались правы - полностью повторилась ситуация с "реформой Косыгина-Либермана".
Специалисты Госплана пришли к выводу, что углублять экономические реформы далее не имеет смысла - в Советском Союзе заложены основы для формирования управляемой рыночной экономики, полуавтономной от мирового рынка, что позволит минимизировать последствия возможных кризисов. Теперь имеет смысл сделать упор на привлечение иностранных инвестиций и, главное, мощностей - благо опыт с Клайпедской СЭЗ оказался скорее положительным (было привлечено почти 250 млн. долларов, создано 300 совместных предприятий, преимущественно промышленных по производству ТНП, электроники и автомобилей. Основные инвесторы - фирмы из США, Швеции, ГДР и ФРГ).
План предусматривал повышение военных, научных и социальных расходов, финансирования СМИ, сельского хозяйства, инфраструктурных проектов, вкладов в экологию, а также восстанавливал небольшие дотации религиозным организациям. Вопрос о "конвертиках" было решено пока не рассматривать и их не урезать. Были предусмотрены также расходы на массовое внедрение камер наружного видеонаблюдения, переоснащение КГБ и модернизацию инфраструктуры научно-космической отрасли - было решено возобновить свернутую было в 1985 году космическую программу.
Тем временем, под ударами объединенной оппозиции пал важный союзник СССР в Африке - Эфиопия. Помочь полковнику Менгисту Хайле Мариаму (как и африканским левым вообще, которые на волне переакцентирования внимания США на Балканы смогли придти к власти почти во всех странах Экваториальной Африки) было решительно нечем, поэтому после подхода войск Мелеса Зенауи к Аддис-Абебе советские советники убедили Менгисту пойти на переговоры и договориться об 15-ти дневном перемирии. За это время эфиопский лидер и его ближайшие соратники бежали в Ливию, где получили от Муаммара Каддафи политическое убежище, граждане СССР смогли эвакуироваться на родину, а основной актив Рабочей партии Эфиопии, вооружившись за счет армии и прихватив большинство золотого запаса страны, ушел в подполье.
15 января в Варшаве состоялся XI съезд Польской объединенной рабочей партии, поставивший точку в 43-х летней истории этой организации - большинством голосов делегатов было принято решение об её самороспуске. На базе ПОРП и иных сил образовались 3 партии:
Таким образом, левые силы в Польше оказались в стадии раскола, причем раскол ПОРП ускорил аналогичный процесс в "Солидарности". Хотя в Конституции РП многопартийность закреплена не была, но теперь она стала реальностью. Выборы в Сейм по многопартийной системе были анонсированы на конец 1996 года.
20 января в Пекине состоялся Пленум ЦК КПК, на котором группа партийцев неожиданно для всех подняла вопрос о демаркации и демилитаризации советско-китайской границы. Это был достаточно болезненный для обеих сторон вопрос, корнями уходящий в XIX век, когда царская Россия, пользуясь поражением Китая в Опиумных войнах и его фактическим закабалением империалистами, навязала ему Нерченский договор, согласно которому громадные территории на Дальнем Востоке отошли к ней. Этот договор, как и другие такого рода, никогда Китаем не признавались, однако до "Великой полемики" никаких претензий к СССР по этому поводу не выдвигалось.
Ныне же, когда СССР признал ошибочность своей позиции в "Великой полемике", Китай стал полноправным членом ОВД и СЭВ, а стороны подписали Договор о дружбе и заявили об отсутствии каких-либо претензий друг к другу, поднятие вопроса о границе рисковало вновь дестабилизировать советско-китайские отношения. Тем не менее, советское руководство выразило готовность рассмотреть его и предложило организовать встречу на высшем уровне в любой стране Азии. Китайское руководство предложило Вьетнам, что нашло понимание в Москве.
21 января, по поручению товарища Гришина, Михаил Горбачев вылетел в Ханой. 24 января туда же прибыл Председатель КНР, Генеральный секретарь ЦК КПК Цзян Цзэминь. Советско-китайская встреча на высшем уровне началась 28 января.
Стороны сразу же согласились, что с момента заключения Нерченского договора прошло слишком много времени и переданные России в соответствии с ним территории уже полностью интегрировались в её состав, поэтому КНР, в соответствии с Договором о дружбе 1985 года, не имеет к СССР никаких территориальных претензий, а СССР, в свою очередь, также не имеет никаких территориальных претензий к КНР. Поэтому основные прения начались вокруг вопроса о демилитаризации и демаркации границы.
К сожалению, но прийти к консенсусу не удалось - китайцы отказывались отвести от границы свои войска, указывая на то, что это поставит под возможный удар Яньнанский промышленный район. Советская сторона также отказалась отводить войска от границы, аргументировав это необходимостью защиты Владивостока.
По демаркации также договориться не получилось - китайская сторона настаивала на том, что полуостров Чжэньбаодао (остров Даманский - место советско-китайского пограничного конфликта 1969 года, который не без помощи китайцев превратился в полуостров), остров Иньлундао (Тарабаров) и 50% островов Хэйсяцзыдао (Большой Уссурийский) и Абанагисатудао (Большой) являются неотъемлемой частью провинции Хэйлунцзян, поэтому должны быть возвращены Китаю, советская сторона же наотрез отказалась это признавать, заявляя, что эти территории отродясь китайскими не были и всегда принадлежали России.
5 февраля китайская делегация заявила, что не намерена дальше продолжать переговоры и покинула Ханой. Таким образом, советско-китайская встреча на высшем уровне - впервые с 1969 года - провалилась.
Итоги встречи были раскритикованы как в Москве (Горбачев 4,5 часа "стоял на карачках" перед Президиумом Верховного Совета, доказывая, что причина провала - не его недостаточная гибкость, а неуступчивость китайцев), так и в Пекине (Дэн Сяопин на заседании Политбюро ЦК КПК обвинил Цзэминя в сознательном нарушении советско-китайских договоренностей). Тем не менее, Китай пока не предпринимал никаких недружественных Советскому Союзу действий - в частности, не закрыл свой рынок для советского капитала и остался в составе ОВД и СЭВ.
Тем временем, обострилась ситуация в Югославии. У единственного худо-бедно легитимного правительства Слободана Милошевича, которого поддерживали Югославская Народная армия, Советский Союз и Румыния, дела шли все хуже и хуже.
США и ФРГ сколотили антиюгославскую коалицию из стран-членов НАТО, к которой также примкнули нейтральная Австрия и условно-просоветские Венгрия и Албания. Словенская ТО смогла блокировать и захватить несколько погранпостов на итало-югославской границе, после чего в страну валом хлынули оружие, боевики-домабранцы и усташи, припасы и деньги для сепаратистов. Это переломило ситуацию в их пользу - ЮНА была выбита из Словении, Далмации и Герцеговины, завязались тяжелые бои за Срем, Славонию и северную часть Боснии, населенные сербами. Особенно кровавые бои шли за Дубровник (в обороне которого от усташей принимали участие и подразделения Советской армии) и Вуковар.
На юге страны при поддержке Албании резко активизировались сепаратистские бандформирования - так называемые "Армия освобождения Косова" (алб. Ushtria Çlirimtare e Kosovës — UÇK, УЧК), "Армия освобождения Прешева, Медведжи и Буяноваца" (алб. Ushtria Çlirimtare e Preshevës, Medvegjës dhe Bujanocit, UÇPMB), "Армия национального освобождения" (алб. Ushtria Çlirimtare Kombëtare), "Албанская национальная армия" (алб. Armata Kombëtare Shqiptare, AKSh). Помимо этого, югославские спецслужбы установили, что в НСРА с ведома руководства страны также формируется т.н. "Армия освобождения Чамерии" (алб. Ushtria Çlirimtare e Çamërisë, UÇÇ), хотя и направленная против Греции, но могущая быть в любой момент переброшена в Косово или Македонию.
Помимо всего прочего, были получены доказательства прямого участия в войне подразделений НАТО. Под Книном были схвачены несколько усташей, среди которых, помимо хорватов, оказались трое западных немцев, два итальянца и один американский негр. ВВС НАТО нанесли несколько ударов по позициям сербских сил в Боснии. Прослушивание радиопереговоров сепаратистов в Словении выдало наличие переговоров на английском, немецком, итальянском, французском, испанском и даже португальском языках. Как сказал один из офицеров ЮНА:
- Да тут все НАТО собралось против нас!
В сложившейся ситуации, Милошевич был вынужден снова опереться на сербских националистов - и выступил с речью на многотысячном митинге в Белграде, призвав всех патриотов объединяться в боевые добровольческие отряды и помочь армии разгромить сепаратистов. Первый такой отряд был сформирован известным югославским авантюристом Желько Ражнатовичем, который вернулся в страну со своими соратниками, неплохо вооруженными и подготовленными. "Тигры" Аркана (под таким псевдонимом скрывался Ражнатович) очень хорошо зарекомендовали себя под Вуковаром, успешно выдержав бои с превосходящими силами усташей и разгромив их.
Это воодушевило и других сербов. Добровольческие боевые формирования стали образовываться со скоростью пулеметных очередей, ЮНА (с санкции начальника Генштаба генерала Благое Аджича, по национальности хорвата) щедро вооружала их оружием бывшей ТО. Большая часть таких объединений была крайне слабо подготовлена и могла выполнять лишь тактические задачи, но были и весьма серьезные - например, бригада "Пантеры" Любиша Савича, известного как "Маузер", которая наголову разгромила т.н. "Третий корпус армии Боснии" под Баня-Лукой. В рядах этой бригады воевал и победитель "Интервидения" 1989 года Родолюб Вулович, написавший много великолепных песен про сербских добровольцев, немало способствовавших их популяризации во всем мире (а с этим - и росту поддержки Югославии).
Проюгославские мусульмане во главе с Фикретом Абдичем также сформировали добровольческий отряд "Народная оборона Западной Боснии", который превратился в полноценную боевую единицу и успешно вел боевые действия в Боснии. В ходе операции "Мач" был полностью разгромлен т.н. "Пятый корпус армии Боснии".
Советский Союз, хотя и не приветствовал рост сербского национализма, но также поддержал создание добровольческих подразделений и отправил наиболее крупным из них (тем же "Тиграм" и "Пантерам") советников и тяжелое оружие.
С негласной санкции румынского руководства, в Югославию были направлены регулярные части Румынской народной армии (под видом "народных добровольцев"), помимо этого, на её стороне в конфликт ввязалась и Болгария - по предложению Петра Младенова и с согласия югославского руководства, в Македонию был введен 6-ти тысячный контингент болгарских войск. Это позволило несколько выправить положение - 60% территории страны контролировалось правительственными силами и их союзниками.
Вуковар пал после упорных боев, операции усташей "Блесак", "Зима-95", "Лето-95" и "Скок" против краинских сербов сразу же пошли не по плану, натолкнувшись на упорное сопротивление ЮНА, румынских войск и сербских добровольцев, усташи понесли громадные потери в живой силе и технике, в Боснии была взята Сребреница и полностью удушен в блокаде Сараево. Советские войска (также маскировавшиеся под "добровольцев"), получив подкрепления из Союза, деблокировали Дубровник.
Усиление советского присутствия в Югославии не осталось незамеченным в Вашингтоне, поэтому американцы решили нанести удар по Ираку - надеясь, что на два фронта СССР "не потянет". В Саудовской Аравии высадилось 50 тысяч американских солдат, которые совместно с армией Кувейта начали готовиться к вторжению. США выдвинули на утверждение Совета Безопасности ООН резолюцию об санкционировании "гуманитарной миротворческой операции по освобождению Кувейта от оккупации со стороны тоталитарного Ирака".
Представители СССР и Китая выступили резко против:
- Это ничем не прикрытая интервенция в суверенное государство, которое является членом ООН, между прочим! Вы думаете, что можете творить все, что вам вздумается - перебросить в Югославию 1,5 млн. единиц стрелкового оружия для боевиков, вообще без повода вторгнуться в Панаму, просто так разбомбить Ливию? Международное право для США не писано, как видно. Кувейт не был оккупирован Ираком, как нам говорит представитель США - там был произведен антимонархический переворот, которому оказали помощь иракские войска. Противникам Ирака было позволено спокойно уехать. На территории бывшего эмирата при помощи Ирака и Советского Союза началось строительство крупного нефтеперерабатывающего комбината, больше 1500 объектов социальной инфраструктуры - больниц, школ, детских садов. Была полностью ликвидирована безработица. Кувейт провозглашен республикой и никоим образом не присоединен к Ираку. В Эль-Кувейте действует правительство из 10 человек, причем 9 из них - сами кувейтцы. Возглавляет это правительство лейтенант кувейтской армии Алаа Хусейн Али аль-Хафаджи ад-Джабер. О какой "оккупации" нам говорит представитель США? Где вы увидели "оккупацию"?
Советский Союз выступает резко против вмешательства США во внутренние дела Ирака и Кувейта и накладывает "вето" на вашу резолюцию. Если же Соединенные Штаты рискнут начать вторжение - мы защитим братский Ирак в соответствии с Договором о дружбе и сотрудничестве 1972 года.
- Соединенные Штаты Америки, поправ принципы международного права, поддерживают режим, запятнавший себя убийствами мирных курдов и иранцев, а также применением химического оружия... чтобы потом предложить нам санкционировать интервенцию против этого же самого режима. С чем это связано? Почему до 1990 года Саддам Хуссейн был другом США, а с 1990 года неожиданно стал врагом США? Надо отличать зерна от плевел, правду от лжи. Правда в том, что США намереваются захватить богатые месторождения нефти и газа, расположенные в Персидском заливе и контролируемые Ираком. Ложь в том, что США собираются принести демократию народам Ирака и Кувейта. В первом будет установлен военный оккупационный режим, во втором восстановлена власть эмира.
Китайская Народная республика, в отличие от Советского Союза, не связана никакими договорами с Ираком. Саддам Хуссейн не друг нам. Однако мы не вправе допустить попрание международного права и смерть тысяч и тысяч мирных людей. Поэтому КНР присоединяется к СССР и также накладывает "вето" на данную резолюцию.
Американцы были раздавлены, но поделать ничего не смогли - Ирак был поддержан двумя сверхдержавами, с которыми спорить было рискованно. Представитель Ирака в ООН в своей речи призвал весь арабский мир сплотиться перед лицом "империалистического гегемона, который угрожает мирному, независимому и демократическому Ираку своими агрессивными щупальцами", что нашло горячее одобрение Сирии, Ливии, Афганистана, Южного Йемена, просирийского Ливана и Иордании. Даже Иран поддержал Ирак, несмотря на враждебные взаимоотношения между этими странами.
Американские войска были выведены из Саудовской Аравии, бывший эмир Кувейта перебрался на постоянное место жительства в США, а кувейтская армия была разоружена под контролем представителей Ирака. Всем, кто хотел вернуться в Кувейт, было позволено это сделать.
31 апреля 1991 года в Кувейте состоялся референдум, на котором 58% граждан проголосовало за объединение с Ираком на федеративных основаниях. Присутствовавшие представители из СССР, КНР, Индии, Франции и ФРГ признали, что референдум прошел без давления со стороны властей Ирака и его результаты объективно отражают волю большинства жителей Республики Кувейт. 1 мая, в день Международной солидарности трудящихся, Саддам Хуссейн выступил с обращением к народу, в котором объявил об создании Арабской Федерации из двух, абсолютно полноправных, субъектов - Республики Ирак и Республики Кувейт.
3 мая Арабская Федерация подала заявку на вступление в СЭВ и 6 мая была принята в ряды организации.
5 мая в Президиум Верховного Совета СССР пришло необычное коллективное послание. Оно было подписано представителями Эстонской, Латвийской, Литовской, Армянской, Грузинской, Таджикской и Киргизской ССР. Витиеватая форма слога сбивала с мысли и не давала понять, чего конкретно они требуют, но целью было - "референдум о самоопределении в обмен на отмену дотаций". Сепаратисты надеялись, что руководство страны согласится на такой размен - "все государствообразующие республики остаются, а окраины легально выходят, что избавит от необходимости их кормить".
Как и следовало ожидать, единственное, чего им удалось добиться - волны чистки сепаратистских элементов.
1 июля в Мадриде начались переговоры между правительством Израиля и Организацией освобождения Палестины, которые должны были, наконец, положить конец долгому арабо-израильскому конфликту. Израиль согласился предоставить Палестине ограниченную автономию в рамках Сектора Газа и Западного берега реки Иордан, но без Иерусалима. Учитывая, что этот город был священным местом и для арабов в том числе, переговоры шли вяло, однако постепенно израильская сторона пошла на уступки и согласилась обдумать вопрос о предоставлении Палестине одного района Иерусалима целиком и всех арабских святынь. Однако прекращение войны высвобождало все силы Израиля против окружающих стран, что было совсем не надо Сирии и Арабской Федерации. Им удалось убедить советское руководство в целесообразности срыва переговоров.
Советские советники намекнули Ясиру Арафату, что СССР не заинтересован в мире, а победа ООП позволит ей выбить реальные права.
3 июля в Болгарии, под давлением оппозиции, состоялся референдум по новой Конституции, получившей одобрение 70% населения страны. Согласно ней, Республика Болгария, как теперь стала называться страна, есть "социалистическое общенародное демократическое правовое государство", БКП теряет руководящую роль, но социализм провозглашается государственной идеологией, легализуется частная собственность, вводится пост Президента. Флаг и герб страны остались без изменений, однако из гимна убрано упоминание Москвы и БКП. Это позволило Петру Младенову восстановить контроль за ситуацией, хотя и ценой громадных уступок.
5 июля начала свою работу сессия Верховного Совета СССР. Она официально объявила, что Советский Союз в целом перешел на социалистическую управляемую рыночную экономику по образцу китайской "птичьей клетки". (Конечно, это было во-многом пропагандистским трюком, но примерно 45% экономики уже перешло из непосредственного контроля государства на опосредованный контроль, хозрасчет и самоуправление. Повышать эту долю государство не собиралось и сочло, что задача по реформированию экономики достигнута).
Товарищ Виктор Гришин выступил с важной речью:
- С сегодняшнего дня в нашей социалистической клетки государства окончательно созрела рыночная птица. Правильная политика широких реформ, поощрения инициативы, борьбы с коррупцией, частичного разгосударствливания экономики оказалась живительной и позволила существенно укрепить социализм. Следуя заветам великого Освободителя наших народов от империалистического рабства, борца за свободу, друга и товарища Владимира Ильича Ленина, Коммунистическая партия Советского Союза ведет нашу великую Родину к построению Социализма XXI века, опираясь на научно обоснованную базу.
Теперь, когда мы построили современную социалистическую экономику, искоренили дефицит, выправили все неправильное и закрепили все правильное, нашей целью становится - строительство общества средней зажиточности, в котором не будет ни богатых, ни бедных. В настоящее время, хоть мы и достигли определенных успехов в этом, существует определенный перекос и основная масса трудящихся живет достаточно бедно. Это будет исправлено - не рывком, разумеется. Но постепенно уровень жизни в СССР сравняется с распиаренным американским, а затем и превзойдет его. Это реально, возможно и достижимо. Четыре модернизации, которые предусмотрены в утвержденном пятилетнем плане, позволят поднять нас на качественно новый уровень.
Практика показала, что идея свободных экономических зон оказалась правильной. Поэтому имеет смысл открыть ещё одну такую зону, но уже на востоке страны. Думаю, что это позволит привлечь не только инвестиции, но и существенно поднять уровень развития Дальнего Востока, который, надо признать, пока слабоват. Я очень надеюсь, несмотря на неудачу советско-китайской встречи на высшем уровне в Ханое, что китайские товарищи также примут в этом участие. Китай - наш самый главный и самый добрый друг. Мы научились у него очень многому и искренне заинтересованы в сохранении и укреплении наших взаимоотношений.
Чего нельзя сказать про ещё одну крупную страну - полагаю, всем здесь присутствующим понятно, о чем я говорю. Последние действия Соединенных Штатов Америки - в частности, организованная ими война в Югославии и попытка организовать ещё одну войну в Персидском заливе - показывают крах даже тех небольших положительных договоренностей, которых мы достигли в 1986 году в Рейкьявике с прошлой американской администрацией. Нынешняя же администрация даже и не собирается о чем-либо говорить с нами и думает, что имеет полное право вмешиваться в дела любой страны мира.
Джордж Буш уже показал свое истинное лицо - лицо лжеца и обманщика. Он нарушил собственное же предвыборное обещание и повысил в несколько раз налоги. Чтобы отвлечь внимание американцев от этого, он инспирировал углубление кризиса в Югославии и переход его в гражданскую войну. Советский Союз, по просьбе законного руководства страны во главе с товарищем Слободаном Милошевичем, оказал ей всю посильную помощь. Однако, в нарушении Устава ООН, США напрямую вмешались во внутренние дела Югославии и прямо оказывают военную помощь сепаратистам и фашистам. Причем этот самый Буш, в сущности своей поддонок и дегенерат, ещё смеет обвинять нас, Советский Союз, что это мы ответственны за разрушение Вуковара, блокаду Дубровника (?!) и Сараево! Неужели это мы развязали эту войну? Разве мы давили на руководство Югославии, угрожая ему повышением процентных ставок? Нет. Советский Союз всегда стоял и будет стоять на стороне миролюбивых и свободолюбивых народов мира, а не лжецов-капиталистов и империалистов.
Все ещё нестабильной остается ситуация в странах Восточной Европы. В ЦК КПСС поступало немало писем с вопросом - как мы относимся к переменам в Польше, Венгрии, а теперь и в Болгарии, где коммунистические партии или лишились руководящей роли, или же, как в Польше, перестали существовать?
Это достаточно сложный вопрос. С одной стороны, мы поддерживаем определенную демократизацию наших союзников по Варшавскому договору. С другой стороны, нас не совсем устраивает сложившееся положение вещей в них.
В Польше фактически произошел крах всей экономики. На пике так называемой "шоковой терапии" инфляция составила 639,6%, закрылись почти 6 тысяч промышленных предприятий, оставшиеся прекратили выплату зарплат, на 75% были урезаны социальные и военные расходы, безработица достигла 30%, началась приватизация больниц и тюрем (!), ВВП упал на 25% от уровня 1988 года (за каких-то три месяца!). Приватизация не принесла планируемых средств, а госдолг вырос на 2 млрд. 800 млн. долларов. Мы предупреждали Станислава Тыминьского, что его "реформы" в принципе не приведут к росту экономики, а лишь усугубят кризис, но он нас не слушал. Как доказала жизнь, правы все-таки оказались мы, а не он. К счастью, товарищ Войцех Ярузельский своими решительными действиями отстранил от власти правительство либералов и смог затормозить падение в пропасть. Мы полностью одобряем его "Новую экономическую политику", однако вынуждены признать, что из состояния перманентного кризиса братская Польша выберется ещё очень не скоро.
Как мы относимся к роспуску Польской объединенной рабочей партии? Двойственно - с одной стороны, конечно, очень жаль, что она прекратила свое существование, с другой - мы понимаем, что это было единственным выходом в сложившейся ситуации.
Что касается Венгрии. Товарищ Карой Грос поступил правильно, организовав важное культурное мероприятие и начав широкие реформы. Однако, на наш взгляд, легализация многопартийности при недостаточной идейной целостности ВСРП приведет к развалу партии. Мы будем внимательно следить за ситуацией в Венгерской республике и впредь.
В Болгарии ситуация несколько иная - там мы наблюдаем непоследовательность в проведении реформ, сильный уклон руководства страны "вправо" и пассивность перед лицом оппозиции. Петр Младенов пошел на очень крупные уступки, согласившись на легализацию многопартийности и переход к рыночной экономике. Мы не уверены, что болгарские товарищи контролируют ситуацию в стране, но, тем не менее, выражаем надежду на то, что у них получится восстановить порядок.
Сессия одобрила результаты работы Клайпедской СЭЗ и приняла решение об создании второй СЭЗ - во Владивостоке. Она была открыта 15 августа и сразу же привлекла внимание большого количества инвесторов из Азии, в первую очередь, конечно, китайских. До конца года там уже полным ходом шло строительство 200 крупных промышленных предприятий.
Сессия приняла решение об создании Министерства экономического развития СССР и подчинения ему Госплана. Задачами нового ведомства были контроль за деятельностью негосударственного сектора экономики и прогнозирование её развития в целом. Возглавил новое министерство ветеран советской политики - Николай Байбаков. Помимо этого, сессия отменила введенные в прошлом году ограничения, однако приняла решение по увеличению полномочий ОБХСС и КГБ в сфере борьбы с коррупцией.
Ещё ещё решение сессии, принятое под давлением товарища Гришина, было не понято большинством депутатов - это создание Агентства СССР по международному развитию по образцу американского USAID. Однако Генеральный секретарь ЦК КПСС смотрел в будущее и понимал важное значение "мягкой силы" - особенно теперь, после отказа от непосредственного вмешательства и "доктрины Брежнева".
Также был решен вопрос о Министерстве иностранных дел - Александр Бессмертных, с конца прошлого года возглавлявший МИД в ранге ИО, был утвержден на этом посту уже официально.
Решения сессии привели к усилению позиций реформаторов в КПСС. 9 сентября 1991 года состоялся Пленум ЦК КПСС, на котором Егор Лигачев ушел в отставку с поста Второго секретаря ЦК КПСС - вскрылись некоторые нелицеприятные факты его работы в Томском обкоме, в частности, страшнейший дефицит ТНП. Его заменил представитель реформаторского крыла - молодой и отлично проявивший себя в продвижении реформ Геннадий Зюганов. Третьим же секретарем ЦК стал другой реформатор - Михаил Горбачев (влияние которого после провала переговоров в Ханое пошло на убыль, но все ещё оставалось велико).
События в Советском Союзе привлекли внимание известной американской сети общепита McRonald's. 11 сентября её генеральный директор Джеймс Скиннер обратился в Президиум Верховного Совета и Совет Министров СССР с предложением об открытии целой серии "макрональдсов" в стране.
Это предложение вызвало достаточно бурную дискуссию. С одной стороны - чего греха таить, с сетью общественного питания в стране дела обстояли не очень хорошо - хамоватые сотрудники, плохое качество обслуживания и скудный ассортимент продуктов. Поэтому приход на советский рынок американской компании помог бы отчасти выправить положение. С другой стороны - компания "McRonald's" была известна массовым использованием химических пищевых добавок (ароматизаторов, стабилизаторов, консервантов, красителей и т.д.) в своих продуктах, из-за чего те были опасны для здоровья, а также очень пренебрежительным отношением к своим сотрудникам, которые работали за десять долларов в день почти круглосуточно. Было ясно, что соблюдать советское трудовое законодательство и ГОСТ-ы она не будет.
Наконец, было принято компромиссное решение - было дано согласие на открытие по одному "макрональдсу" в Москве и всех 15 республиканских столицах, однако они были обязаны соблюдать советские законы и стандарты, а также платить в бюджет СССР до 35% доходов. Их открытие произошло без пиара и лишней шумихи, поэтому прошло почти незамеченным.
Однако эти уступки привели к росту позиций ультрареформаторских сил. 1 октября бюро Ленинградского исполнительного комитета Совета возглавил известный в городе профессор Анатолий Собчак. Уже в своей первой речи он провозгласил, что предпримет все усилия для превращения города в главный бизнес-центр Советского Союза, наподобие американского Нью-Йорка и китайского Шанхая, для чего будет добиваться полной отмены государственного регулирования экономики города. Это вызвало ответную реакцию Центра - через 5 дней сам Собчак, а также его заместители Анатолий Чубайс, Владимир Путин и Дмитрий Медведев были арестованы сотрудниками КГБ по обвинению в коррупции.
Тем временем, резко обострилась ситуация в старом союзнике СССР - Монголии.
В 1984 году возглавлявшего страну 32 года твердого консерватора Юмжагийна Цэдэнбала заменил сторонник мягких реформ Жамбын Батмунх. Он начал осторожную демократизацию общества и внедрение самоуправления на предприятиях, однако в 1990 году процесс вышел из-под контроля Монгольской народно-революционной партии - в Улан-Баторе состоялся митинг оппозиции, которая объединилась в Демократический союз Монголии. К 14 января 1990 года манифестанты, число которых с 200 человек в начале выступлений увеличилось до тысячи, провели демонстрацию у улан-баторского Музея Ленина; затем, 21 января — на площади Сухэ-Батора. В течение нескольких месяцев вплоть до марта активисты продолжали организовывать демонстрации, голодовки, забастовки учителей, студентов и рабочих. Поддержка их идей росла как в столице, так и среди сельского населения.
Батмунх довольно долго, опираясь на поддержку партийного аппарата и армии, смог удерживать недовольство в стенах Улан-Батора, однако после того, как 12 октября 1991 года началась забастовка почти на всех заводах страны, он пошел на уступки - объявил о проведении многопартийных выборов, распустил Политбюро ЦК МНРП и ушел в отставку сам. Новым Генеральным секретарём ЦК был избран Гомбожавын Очирбат. По докладу генерального прокурора Ю. Цэдэнбал был исключён из партии, лишён всех званий и наград.
На чрезвычайном съезде МНРП 12-15 октября 1991 года были приняты новый Устав и новая политическая платформа партии, написанная под явным влиянием реформ СССР и Китая. Вместо Политбюро был образован Президиум ЦК в составе 5 человек (Цэрэнпилийн Гомбосурэн, Нямын Мишигдорж, Ц. Оолд, Лодонгийн Тудэв и Б. Сумъяа), вместо генерального секретаря появился Председатель ЦК (Гомбожавын Очирбат).
Выборы состоялись 26 октября, по их результатам МНРП сохранила большинство в парламенте. Наибольшую поддержку МНРП оказали сельскохозяйственные районы страны. Партия заняла 357 мест в Великом хурале и 31 (из 51) в Малом.
После этого, страна объявила о начале экономических реформ по советскому образцу, однако от политических реформ - под давлением советских советников - было решено отказаться.
2 ноября в Индии прошли парламентские выборы, по итогам которых дружественная СССР партия Индийский национальный конгресс потерпела поражение от прозападной коалиции "Национальный фронт", возглавляемой Вишванатом Сингхом (собственно говоря, популярность ИНК была сильно подмочена спровоцированным этим Сингхом коррупционным скандалом). Сформировав правительство (в котором он занял посты премьера, министра обороны и министра атомной энергии), Сингх объявил об "нейтральном статусе" страны и "многовекторной внешней политике" - однако первым же его действием стало приглашение в страну американских компаний и начало пересмотра проведенной семьей Ганди (Джавахарнал Неру - Индира Ганди - Раджив Ганди, все трое в разное время были премьер-министрами и вели просоветскую политику) аграрной реформы. Стало ясно, что это никакая не "многовекторная внешняя политика" - Индия выходит из советской сферы влияния и переходит в американскую...
Само собой, в Москве на это не стали смотреть безучастно. Советский посол в Нью-Дели начал шантажировать Сингха прекращением военной помощи и отзывом советников, а работники посольства провели работу с депутатами ИНК. Уже 7 ноября парламент выразил ноту недоверия новому правительству. ИНК совместно с обеими компартиями сформировал "правительство меньшинства" во главе с Радживом Ганди, объявившее об сохранении курса на сближение с СССР и о готовности Индии войти в СЭВ. 17 ноября страна присоединилась к этой организации.
18 ноября в СССР начал действовать 5 % налог с продаж для бизнеса. В тот же день в Варшаве обрушилась знаменитая радиомачта, являющаяся самым высоким когда-либо существовавшим сооружением (восстановлена была лишь в сентябре 1996 года). 21 ноября в СССР была основана компания "1С", ставшая монополистом в сфере производства программного обеспечения к ЭВМ (что позволило, наконец-то, отказаться от американского ПО, которого органы КГБ не без основания считали ненадежным в плане возможности шпионажа).
29 ноября с космодрома "Байконур" был произведен первый беспилотный запуск МТКК нового поколения "Буран" и ракеты-носителя "Энергия". Посадка произошла в автоматическом режиме 1 декабря и прошла настолько идеально, что люди, присутствовавшие при этом, не смогли сдержать аплодисментов. Это был воистину триумф советской науки и техники.
"Буран", этот прекрасный новый космический корабль, созданный хоть и на основе американского "Спейс Шаттл", но качественно превосходящий его по всем характеристикам, стал символом нового витка развития космической программы СССР - и окончательно убедил советское руководство в том, что экономить на космонавтике нельзя. Было решено возобновить Лунную программу и сделать то, что не смогли сделать американцы - построить на Луне советскую базу.
5 декабря 1991 года в Венгрии прошли президентские выборы. Действующий глава страны Карой Грос - человек предельной честности - наотрез отказался фальсифицировать голосование, хотя и понимал, что проиграет, поэтому с результатом 35% проиграл харизматичному главе Рабочей милиции генералу Шандору Борбею, активно использовавшему популизм и ставку на левый национализм в своей предвыборной кампании. Это дало ему 61% голосов избирателей.
В своей иннаугурационной речи, новый президент Венгерской республики объявил, что продолжит экономическую политику своего предшественника (очень успешную - падение уровня жизни было остановлено уже в 1990 году, а к середине этого года инфляция с 124% упала до 5%), однако прекратит переговоры по вопросу открытия границ и, в целом, будет вести жесткую внешнюю политику, оставаясь в составе социалистического содружества. Это заявление вызвало негативную реакцию в Бухаресте и Белграде, где не без оснований опасались, что теперь Венгрия предъявит к ним территориальные и политические претензии.
Таким образом, 1991 год оказался весьма тяжелым для Советского Союза, однако ознаменовался крупными успехами политики глубоких реформ. В стране была, в целом, построена социалистическая управляемая рыночная экономика с ведущей ролью государства и сохранением государственного планирования в основных отраслях народного хозяйства. Все это позволило укрепить страну и добиться новых успехов в строительстве Социализма XXI века. Наконец-то страна смогла справится с бичом 80-х годов - дефицитом. Удалось также преодолеть продовольственную зависимость от Запада - под конец года его импорт составил всего около 3%. Управление экономикой стало более гибким и менее забюрократизированным, уровень жизни простого народа постепенно повышался, начало формироваться общество средней зажиточности.
Во внешней политики, все ещё оставалась напряженной ситуация в ГДР, произошли не очень положительные изменения в Венгрии, Болгарии и Монголии, наметились определенные разногласия с Китаем - к счастью, быстро разрешенные в духе добрососедства, шли тяжелые бои в Югославии. Однако Советский Союз твердо контролировал ситуацию и не давал американским империалистам перехватить инициативу в свои руки, последовательно защищая свои интересы во всем мире силой дипломатии, а на Балканах и оружия.
Тем не менее, несмотря на все успехи, все ещё оставались некоторые проблемы. Решения сессии Верховного Совета и рост влияния "ленинистов-прогрессивистов" (так себя интерпретировал новый идеолог КПСС Геннадий Зюганов) вызвали озлобление как остававшихся догматично-консервативных, так и ультрареформистских сил. Находящийся под стражей в "Матросской тишине" Александр Руцкой смог как-то установить контакт с опальным Владимиром Щербицким и договориться об объединении сил. У них ещё оставались Коммунистическая партия Украины, а также некоторые кадры в партаппарате КПСС, Советской армии, КГБ и МВД, уцелевшие в ходе чисток. Понимая, что мирным путем им не сместить Виктора Гришина и его сторонников, они начали разрабатывать планы государственного переворота...
Сразу после окончания новогодних каникул Госплан представил в Президиум Верховного Совета СССР Государственный план социально-экономического развития страны на период 1991-1996 годов. В нем были учтены результаты предыдущей пятилетки (не самой удачной в истории СССР, однако весьма успешной) и конъюнктура на внешних рынках.
Стало ясно, что ставка на массированное переоснащение основных фондов, на которую опирался предыдущей план, провалилась - лишь 21% предприятий своевременно обновили ОФ, а выделенные на это и оставленные в рамках хозрасчета средства, в большинстве своем, были просто разворованы коррумпированными директорами или ушли в фонды потребления (на премии, рост з/п, профсоюзные путевки, нецелевое строительство и т.д.). Однако экспорт советской продукции все-таки вырос, особенно за счет открытия для Советского Союза громадного китайского рынка. Таким образом, консерваторы оказались правы - полностью повторилась ситуация с "реформой Косыгина-Либермана".
Специалисты Госплана пришли к выводу, что углублять экономические реформы далее не имеет смысла - в Советском Союзе заложены основы для формирования управляемой рыночной экономики, полуавтономной от мирового рынка, что позволит минимизировать последствия возможных кризисов. Теперь имеет смысл сделать упор на привлечение иностранных инвестиций и, главное, мощностей - благо опыт с Клайпедской СЭЗ оказался скорее положительным (было привлечено почти 250 млн. долларов, создано 300 совместных предприятий, преимущественно промышленных по производству ТНП, электроники и автомобилей. Основные инвесторы - фирмы из США, Швеции, ГДР и ФРГ).
План предусматривал повышение военных, научных и социальных расходов, финансирования СМИ, сельского хозяйства, инфраструктурных проектов, вкладов в экологию, а также восстанавливал небольшие дотации религиозным организациям. Вопрос о "конвертиках" было решено пока не рассматривать и их не урезать. Были предусмотрены также расходы на массовое внедрение камер наружного видеонаблюдения, переоснащение КГБ и модернизацию инфраструктуры научно-космической отрасли - было решено возобновить свернутую было в 1985 году космическую программу.
Тем временем, под ударами объединенной оппозиции пал важный союзник СССР в Африке - Эфиопия. Помочь полковнику Менгисту Хайле Мариаму (как и африканским левым вообще, которые на волне переакцентирования внимания США на Балканы смогли придти к власти почти во всех странах Экваториальной Африки) было решительно нечем, поэтому после подхода войск Мелеса Зенауи к Аддис-Абебе советские советники убедили Менгисту пойти на переговоры и договориться об 15-ти дневном перемирии. За это время эфиопский лидер и его ближайшие соратники бежали в Ливию, где получили от Муаммара Каддафи политическое убежище, граждане СССР смогли эвакуироваться на родину, а основной актив Рабочей партии Эфиопии, вооружившись за счет армии и прихватив большинство золотого запаса страны, ушел в подполье.
15 января в Варшаве состоялся XI съезд Польской объединенной рабочей партии, поставивший точку в 43-х летней истории этой организации - большинством голосов делегатов было принято решение об её самороспуске. На базе ПОРП и иных сил образовались 3 партии:
- "Бетон" Альбина Сивака, объединившись с подпольной Компартией Польши Казимежа Мияля, правонационалистическим обществом "Грюнвальд", лево-католической группой "ПАКС" и отколовшимся от "Солидарности" её правым крылом, стал основой Коммунистической партии Республики Польша (КПРП).
- Левоцентристское крыло, объединившись вокруг двух премьеров - бывшего Мечислава Раковского и действующего Чеслава Кищака - и вобрав в себя отколовшихся от "Солидарности" демократических социалистов, создало пропрезидентский Союз демократических левых сил (СДЛС).
- Правое крыло, возглавляемое Александром Квасьневским и Лешеком Миллером, объявило об отказе от марксизма-ленинизма и, совместно с частью социал-демократического крыла "Солидарности", сформировало Социал-демократию Республики Польша (СДРП).
Таким образом, левые силы в Польше оказались в стадии раскола, причем раскол ПОРП ускорил аналогичный процесс в "Солидарности". Хотя в Конституции РП многопартийность закреплена не была, но теперь она стала реальностью. Выборы в Сейм по многопартийной системе были анонсированы на конец 1996 года.
20 января в Пекине состоялся Пленум ЦК КПК, на котором группа партийцев неожиданно для всех подняла вопрос о демаркации и демилитаризации советско-китайской границы. Это был достаточно болезненный для обеих сторон вопрос, корнями уходящий в XIX век, когда царская Россия, пользуясь поражением Китая в Опиумных войнах и его фактическим закабалением империалистами, навязала ему Нерченский договор, согласно которому громадные территории на Дальнем Востоке отошли к ней. Этот договор, как и другие такого рода, никогда Китаем не признавались, однако до "Великой полемики" никаких претензий к СССР по этому поводу не выдвигалось.
Ныне же, когда СССР признал ошибочность своей позиции в "Великой полемике", Китай стал полноправным членом ОВД и СЭВ, а стороны подписали Договор о дружбе и заявили об отсутствии каких-либо претензий друг к другу, поднятие вопроса о границе рисковало вновь дестабилизировать советско-китайские отношения. Тем не менее, советское руководство выразило готовность рассмотреть его и предложило организовать встречу на высшем уровне в любой стране Азии. Китайское руководство предложило Вьетнам, что нашло понимание в Москве.
21 января, по поручению товарища Гришина, Михаил Горбачев вылетел в Ханой. 24 января туда же прибыл Председатель КНР, Генеральный секретарь ЦК КПК Цзян Цзэминь. Советско-китайская встреча на высшем уровне началась 28 января.
Секретарь ЦК КПСС, Председатель Международного отдела ЦК КПСС Михаил Горбачев и Председатель КНР, Генеральный секретарь ЦК КПК Цзян Цзэминь на советско-китайской встрече на высшем уровне в Ханое. 28 января 1991 года.
Стороны сразу же согласились, что с момента заключения Нерченского договора прошло слишком много времени и переданные России в соответствии с ним территории уже полностью интегрировались в её состав, поэтому КНР, в соответствии с Договором о дружбе 1985 года, не имеет к СССР никаких территориальных претензий, а СССР, в свою очередь, также не имеет никаких территориальных претензий к КНР. Поэтому основные прения начались вокруг вопроса о демилитаризации и демаркации границы.
К сожалению, но прийти к консенсусу не удалось - китайцы отказывались отвести от границы свои войска, указывая на то, что это поставит под возможный удар Яньнанский промышленный район. Советская сторона также отказалась отводить войска от границы, аргументировав это необходимостью защиты Владивостока.
По демаркации также договориться не получилось - китайская сторона настаивала на том, что полуостров Чжэньбаодао (остров Даманский - место советско-китайского пограничного конфликта 1969 года, который не без помощи китайцев превратился в полуостров), остров Иньлундао (Тарабаров) и 50% островов Хэйсяцзыдао (Большой Уссурийский) и Абанагисатудао (Большой) являются неотъемлемой частью провинции Хэйлунцзян, поэтому должны быть возвращены Китаю, советская сторона же наотрез отказалась это признавать, заявляя, что эти территории отродясь китайскими не были и всегда принадлежали России.
5 февраля китайская делегация заявила, что не намерена дальше продолжать переговоры и покинула Ханой. Таким образом, советско-китайская встреча на высшем уровне - впервые с 1969 года - провалилась.
Итоги встречи были раскритикованы как в Москве (Горбачев 4,5 часа "стоял на карачках" перед Президиумом Верховного Совета, доказывая, что причина провала - не его недостаточная гибкость, а неуступчивость китайцев), так и в Пекине (Дэн Сяопин на заседании Политбюро ЦК КПК обвинил Цзэминя в сознательном нарушении советско-китайских договоренностей). Тем не менее, Китай пока не предпринимал никаких недружественных Советскому Союзу действий - в частности, не закрыл свой рынок для советского капитала и остался в составе ОВД и СЭВ.
Тем временем, обострилась ситуация в Югославии. У единственного худо-бедно легитимного правительства Слободана Милошевича, которого поддерживали Югославская Народная армия, Советский Союз и Румыния, дела шли все хуже и хуже.
США и ФРГ сколотили антиюгославскую коалицию из стран-членов НАТО, к которой также примкнули нейтральная Австрия и условно-просоветские Венгрия и Албания. Словенская ТО смогла блокировать и захватить несколько погранпостов на итало-югославской границе, после чего в страну валом хлынули оружие, боевики-домабранцы и усташи, припасы и деньги для сепаратистов. Это переломило ситуацию в их пользу - ЮНА была выбита из Словении, Далмации и Герцеговины, завязались тяжелые бои за Срем, Славонию и северную часть Боснии, населенные сербами. Особенно кровавые бои шли за Дубровник (в обороне которого от усташей принимали участие и подразделения Советской армии) и Вуковар.
На юге страны при поддержке Албании резко активизировались сепаратистские бандформирования - так называемые "Армия освобождения Косова" (алб. Ushtria Çlirimtare e Kosovës — UÇK, УЧК), "Армия освобождения Прешева, Медведжи и Буяноваца" (алб. Ushtria Çlirimtare e Preshevës, Medvegjës dhe Bujanocit, UÇPMB), "Армия национального освобождения" (алб. Ushtria Çlirimtare Kombëtare), "Албанская национальная армия" (алб. Armata Kombëtare Shqiptare, AKSh). Помимо этого, югославские спецслужбы установили, что в НСРА с ведома руководства страны также формируется т.н. "Армия освобождения Чамерии" (алб. Ushtria Çlirimtare e Çamërisë, UÇÇ), хотя и направленная против Греции, но могущая быть в любой момент переброшена в Косово или Македонию.
Помимо всего прочего, были получены доказательства прямого участия в войне подразделений НАТО. Под Книном были схвачены несколько усташей, среди которых, помимо хорватов, оказались трое западных немцев, два итальянца и один американский негр. ВВС НАТО нанесли несколько ударов по позициям сербских сил в Боснии. Прослушивание радиопереговоров сепаратистов в Словении выдало наличие переговоров на английском, немецком, итальянском, французском, испанском и даже португальском языках. Как сказал один из офицеров ЮНА:
- Да тут все НАТО собралось против нас!
В сложившейся ситуации, Милошевич был вынужден снова опереться на сербских националистов - и выступил с речью на многотысячном митинге в Белграде, призвав всех патриотов объединяться в боевые добровольческие отряды и помочь армии разгромить сепаратистов. Первый такой отряд был сформирован известным югославским авантюристом Желько Ражнатовичем, который вернулся в страну со своими соратниками, неплохо вооруженными и подготовленными. "Тигры" Аркана (под таким псевдонимом скрывался Ражнатович) очень хорошо зарекомендовали себя под Вуковаром, успешно выдержав бои с превосходящими силами усташей и разгромив их.
Желько Ражнатович (Аркан)
Это воодушевило и других сербов. Добровольческие боевые формирования стали образовываться со скоростью пулеметных очередей, ЮНА (с санкции начальника Генштаба генерала Благое Аджича, по национальности хорвата) щедро вооружала их оружием бывшей ТО. Большая часть таких объединений была крайне слабо подготовлена и могла выполнять лишь тактические задачи, но были и весьма серьезные - например, бригада "Пантеры" Любиша Савича, известного как "Маузер", которая наголову разгромила т.н. "Третий корпус армии Боснии" под Баня-Лукой. В рядах этой бригады воевал и победитель "Интервидения" 1989 года Родолюб Вулович, написавший много великолепных песен про сербских добровольцев, немало способствовавших их популяризации во всем мире (а с этим - и росту поддержки Югославии).
Проюгославские мусульмане во главе с Фикретом Абдичем также сформировали добровольческий отряд "Народная оборона Западной Боснии", который превратился в полноценную боевую единицу и успешно вел боевые действия в Боснии. В ходе операции "Мач" был полностью разгромлен т.н. "Пятый корпус армии Боснии".
Советский Союз, хотя и не приветствовал рост сербского национализма, но также поддержал создание добровольческих подразделений и отправил наиболее крупным из них (тем же "Тиграм" и "Пантерам") советников и тяжелое оружие.
С негласной санкции румынского руководства, в Югославию были направлены регулярные части Румынской народной армии (под видом "народных добровольцев"), помимо этого, на её стороне в конфликт ввязалась и Болгария - по предложению Петра Младенова и с согласия югославского руководства, в Македонию был введен 6-ти тысячный контингент болгарских войск. Это позволило несколько выправить положение - 60% территории страны контролировалось правительственными силами и их союзниками.
Вуковар пал после упорных боев, операции усташей "Блесак", "Зима-95", "Лето-95" и "Скок" против краинских сербов сразу же пошли не по плану, натолкнувшись на упорное сопротивление ЮНА, румынских войск и сербских добровольцев, усташи понесли громадные потери в живой силе и технике, в Боснии была взята Сребреница и полностью удушен в блокаде Сараево. Советские войска (также маскировавшиеся под "добровольцев"), получив подкрепления из Союза, деблокировали Дубровник.
Усиление советского присутствия в Югославии не осталось незамеченным в Вашингтоне, поэтому американцы решили нанести удар по Ираку - надеясь, что на два фронта СССР "не потянет". В Саудовской Аравии высадилось 50 тысяч американских солдат, которые совместно с армией Кувейта начали готовиться к вторжению. США выдвинули на утверждение Совета Безопасности ООН резолюцию об санкционировании "гуманитарной миротворческой операции по освобождению Кувейта от оккупации со стороны тоталитарного Ирака".
Представители СССР и Китая выступили резко против:
- Это ничем не прикрытая интервенция в суверенное государство, которое является членом ООН, между прочим! Вы думаете, что можете творить все, что вам вздумается - перебросить в Югославию 1,5 млн. единиц стрелкового оружия для боевиков, вообще без повода вторгнуться в Панаму, просто так разбомбить Ливию? Международное право для США не писано, как видно. Кувейт не был оккупирован Ираком, как нам говорит представитель США - там был произведен антимонархический переворот, которому оказали помощь иракские войска. Противникам Ирака было позволено спокойно уехать. На территории бывшего эмирата при помощи Ирака и Советского Союза началось строительство крупного нефтеперерабатывающего комбината, больше 1500 объектов социальной инфраструктуры - больниц, школ, детских садов. Была полностью ликвидирована безработица. Кувейт провозглашен республикой и никоим образом не присоединен к Ираку. В Эль-Кувейте действует правительство из 10 человек, причем 9 из них - сами кувейтцы. Возглавляет это правительство лейтенант кувейтской армии Алаа Хусейн Али аль-Хафаджи ад-Джабер. О какой "оккупации" нам говорит представитель США? Где вы увидели "оккупацию"?
Советский Союз выступает резко против вмешательства США во внутренние дела Ирака и Кувейта и накладывает "вето" на вашу резолюцию. Если же Соединенные Штаты рискнут начать вторжение - мы защитим братский Ирак в соответствии с Договором о дружбе и сотрудничестве 1972 года.
- Соединенные Штаты Америки, поправ принципы международного права, поддерживают режим, запятнавший себя убийствами мирных курдов и иранцев, а также применением химического оружия... чтобы потом предложить нам санкционировать интервенцию против этого же самого режима. С чем это связано? Почему до 1990 года Саддам Хуссейн был другом США, а с 1990 года неожиданно стал врагом США? Надо отличать зерна от плевел, правду от лжи. Правда в том, что США намереваются захватить богатые месторождения нефти и газа, расположенные в Персидском заливе и контролируемые Ираком. Ложь в том, что США собираются принести демократию народам Ирака и Кувейта. В первом будет установлен военный оккупационный режим, во втором восстановлена власть эмира.
Китайская Народная республика, в отличие от Советского Союза, не связана никакими договорами с Ираком. Саддам Хуссейн не друг нам. Однако мы не вправе допустить попрание международного права и смерть тысяч и тысяч мирных людей. Поэтому КНР присоединяется к СССР и также накладывает "вето" на данную резолюцию.
Американцы были раздавлены, но поделать ничего не смогли - Ирак был поддержан двумя сверхдержавами, с которыми спорить было рискованно. Представитель Ирака в ООН в своей речи призвал весь арабский мир сплотиться перед лицом "империалистического гегемона, который угрожает мирному, независимому и демократическому Ираку своими агрессивными щупальцами", что нашло горячее одобрение Сирии, Ливии, Афганистана, Южного Йемена, просирийского Ливана и Иордании. Даже Иран поддержал Ирак, несмотря на враждебные взаимоотношения между этими странами.
Американские войска были выведены из Саудовской Аравии, бывший эмир Кувейта перебрался на постоянное место жительства в США, а кувейтская армия была разоружена под контролем представителей Ирака. Всем, кто хотел вернуться в Кувейт, было позволено это сделать.
31 апреля 1991 года в Кувейте состоялся референдум, на котором 58% граждан проголосовало за объединение с Ираком на федеративных основаниях. Присутствовавшие представители из СССР, КНР, Индии, Франции и ФРГ признали, что референдум прошел без давления со стороны властей Ирака и его результаты объективно отражают волю большинства жителей Республики Кувейт. 1 мая, в день Международной солидарности трудящихся, Саддам Хуссейн выступил с обращением к народу, в котором объявил об создании Арабской Федерации из двух, абсолютно полноправных, субъектов - Республики Ирак и Республики Кувейт.
3 мая Арабская Федерация подала заявку на вступление в СЭВ и 6 мая была принята в ряды организации.
5 мая в Президиум Верховного Совета СССР пришло необычное коллективное послание. Оно было подписано представителями Эстонской, Латвийской, Литовской, Армянской, Грузинской, Таджикской и Киргизской ССР. Витиеватая форма слога сбивала с мысли и не давала понять, чего конкретно они требуют, но целью было - "референдум о самоопределении в обмен на отмену дотаций". Сепаратисты надеялись, что руководство страны согласится на такой размен - "все государствообразующие республики остаются, а окраины легально выходят, что избавит от необходимости их кормить".
Как и следовало ожидать, единственное, чего им удалось добиться - волны чистки сепаратистских элементов.
1 июля в Мадриде начались переговоры между правительством Израиля и Организацией освобождения Палестины, которые должны были, наконец, положить конец долгому арабо-израильскому конфликту. Израиль согласился предоставить Палестине ограниченную автономию в рамках Сектора Газа и Западного берега реки Иордан, но без Иерусалима. Учитывая, что этот город был священным местом и для арабов в том числе, переговоры шли вяло, однако постепенно израильская сторона пошла на уступки и согласилась обдумать вопрос о предоставлении Палестине одного района Иерусалима целиком и всех арабских святынь. Однако прекращение войны высвобождало все силы Израиля против окружающих стран, что было совсем не надо Сирии и Арабской Федерации. Им удалось убедить советское руководство в целесообразности срыва переговоров.
Советские советники намекнули Ясиру Арафату, что СССР не заинтересован в мире, а победа ООП позволит ей выбить реальные права.
3 июля в Болгарии, под давлением оппозиции, состоялся референдум по новой Конституции, получившей одобрение 70% населения страны. Согласно ней, Республика Болгария, как теперь стала называться страна, есть "социалистическое общенародное демократическое правовое государство", БКП теряет руководящую роль, но социализм провозглашается государственной идеологией, легализуется частная собственность, вводится пост Президента. Флаг и герб страны остались без изменений, однако из гимна убрано упоминание Москвы и БКП. Это позволило Петру Младенову восстановить контроль за ситуацией, хотя и ценой громадных уступок.
5 июля начала свою работу сессия Верховного Совета СССР. Она официально объявила, что Советский Союз в целом перешел на социалистическую управляемую рыночную экономику по образцу китайской "птичьей клетки". (Конечно, это было во-многом пропагандистским трюком, но примерно 45% экономики уже перешло из непосредственного контроля государства на опосредованный контроль, хозрасчет и самоуправление. Повышать эту долю государство не собиралось и сочло, что задача по реформированию экономики достигнута).
Товарищ Виктор Гришин выступил с важной речью:
- С сегодняшнего дня в нашей социалистической клетки государства окончательно созрела рыночная птица. Правильная политика широких реформ, поощрения инициативы, борьбы с коррупцией, частичного разгосударствливания экономики оказалась живительной и позволила существенно укрепить социализм. Следуя заветам великого Освободителя наших народов от империалистического рабства, борца за свободу, друга и товарища Владимира Ильича Ленина, Коммунистическая партия Советского Союза ведет нашу великую Родину к построению Социализма XXI века, опираясь на научно обоснованную базу.
Теперь, когда мы построили современную социалистическую экономику, искоренили дефицит, выправили все неправильное и закрепили все правильное, нашей целью становится - строительство общества средней зажиточности, в котором не будет ни богатых, ни бедных. В настоящее время, хоть мы и достигли определенных успехов в этом, существует определенный перекос и основная масса трудящихся живет достаточно бедно. Это будет исправлено - не рывком, разумеется. Но постепенно уровень жизни в СССР сравняется с распиаренным американским, а затем и превзойдет его. Это реально, возможно и достижимо. Четыре модернизации, которые предусмотрены в утвержденном пятилетнем плане, позволят поднять нас на качественно новый уровень.
Практика показала, что идея свободных экономических зон оказалась правильной. Поэтому имеет смысл открыть ещё одну такую зону, но уже на востоке страны. Думаю, что это позволит привлечь не только инвестиции, но и существенно поднять уровень развития Дальнего Востока, который, надо признать, пока слабоват. Я очень надеюсь, несмотря на неудачу советско-китайской встречи на высшем уровне в Ханое, что китайские товарищи также примут в этом участие. Китай - наш самый главный и самый добрый друг. Мы научились у него очень многому и искренне заинтересованы в сохранении и укреплении наших взаимоотношений.
Чего нельзя сказать про ещё одну крупную страну - полагаю, всем здесь присутствующим понятно, о чем я говорю. Последние действия Соединенных Штатов Америки - в частности, организованная ими война в Югославии и попытка организовать ещё одну войну в Персидском заливе - показывают крах даже тех небольших положительных договоренностей, которых мы достигли в 1986 году в Рейкьявике с прошлой американской администрацией. Нынешняя же администрация даже и не собирается о чем-либо говорить с нами и думает, что имеет полное право вмешиваться в дела любой страны мира.
Джордж Буш уже показал свое истинное лицо - лицо лжеца и обманщика. Он нарушил собственное же предвыборное обещание и повысил в несколько раз налоги. Чтобы отвлечь внимание американцев от этого, он инспирировал углубление кризиса в Югославии и переход его в гражданскую войну. Советский Союз, по просьбе законного руководства страны во главе с товарищем Слободаном Милошевичем, оказал ей всю посильную помощь. Однако, в нарушении Устава ООН, США напрямую вмешались во внутренние дела Югославии и прямо оказывают военную помощь сепаратистам и фашистам. Причем этот самый Буш, в сущности своей поддонок и дегенерат, ещё смеет обвинять нас, Советский Союз, что это мы ответственны за разрушение Вуковара, блокаду Дубровника (?!) и Сараево! Неужели это мы развязали эту войну? Разве мы давили на руководство Югославии, угрожая ему повышением процентных ставок? Нет. Советский Союз всегда стоял и будет стоять на стороне миролюбивых и свободолюбивых народов мира, а не лжецов-капиталистов и империалистов.
Все ещё нестабильной остается ситуация в странах Восточной Европы. В ЦК КПСС поступало немало писем с вопросом - как мы относимся к переменам в Польше, Венгрии, а теперь и в Болгарии, где коммунистические партии или лишились руководящей роли, или же, как в Польше, перестали существовать?
Это достаточно сложный вопрос. С одной стороны, мы поддерживаем определенную демократизацию наших союзников по Варшавскому договору. С другой стороны, нас не совсем устраивает сложившееся положение вещей в них.
В Польше фактически произошел крах всей экономики. На пике так называемой "шоковой терапии" инфляция составила 639,6%, закрылись почти 6 тысяч промышленных предприятий, оставшиеся прекратили выплату зарплат, на 75% были урезаны социальные и военные расходы, безработица достигла 30%, началась приватизация больниц и тюрем (!), ВВП упал на 25% от уровня 1988 года (за каких-то три месяца!). Приватизация не принесла планируемых средств, а госдолг вырос на 2 млрд. 800 млн. долларов. Мы предупреждали Станислава Тыминьского, что его "реформы" в принципе не приведут к росту экономики, а лишь усугубят кризис, но он нас не слушал. Как доказала жизнь, правы все-таки оказались мы, а не он. К счастью, товарищ Войцех Ярузельский своими решительными действиями отстранил от власти правительство либералов и смог затормозить падение в пропасть. Мы полностью одобряем его "Новую экономическую политику", однако вынуждены признать, что из состояния перманентного кризиса братская Польша выберется ещё очень не скоро.
Как мы относимся к роспуску Польской объединенной рабочей партии? Двойственно - с одной стороны, конечно, очень жаль, что она прекратила свое существование, с другой - мы понимаем, что это было единственным выходом в сложившейся ситуации.
Что касается Венгрии. Товарищ Карой Грос поступил правильно, организовав важное культурное мероприятие и начав широкие реформы. Однако, на наш взгляд, легализация многопартийности при недостаточной идейной целостности ВСРП приведет к развалу партии. Мы будем внимательно следить за ситуацией в Венгерской республике и впредь.
В Болгарии ситуация несколько иная - там мы наблюдаем непоследовательность в проведении реформ, сильный уклон руководства страны "вправо" и пассивность перед лицом оппозиции. Петр Младенов пошел на очень крупные уступки, согласившись на легализацию многопартийности и переход к рыночной экономике. Мы не уверены, что болгарские товарищи контролируют ситуацию в стране, но, тем не менее, выражаем надежду на то, что у них получится восстановить порядок.
Сессия одобрила результаты работы Клайпедской СЭЗ и приняла решение об создании второй СЭЗ - во Владивостоке. Она была открыта 15 августа и сразу же привлекла внимание большого количества инвесторов из Азии, в первую очередь, конечно, китайских. До конца года там уже полным ходом шло строительство 200 крупных промышленных предприятий.
Сессия приняла решение об создании Министерства экономического развития СССР и подчинения ему Госплана. Задачами нового ведомства были контроль за деятельностью негосударственного сектора экономики и прогнозирование её развития в целом. Возглавил новое министерство ветеран советской политики - Николай Байбаков. Помимо этого, сессия отменила введенные в прошлом году ограничения, однако приняла решение по увеличению полномочий ОБХСС и КГБ в сфере борьбы с коррупцией.
Ещё ещё решение сессии, принятое под давлением товарища Гришина, было не понято большинством депутатов - это создание Агентства СССР по международному развитию по образцу американского USAID. Однако Генеральный секретарь ЦК КПСС смотрел в будущее и понимал важное значение "мягкой силы" - особенно теперь, после отказа от непосредственного вмешательства и "доктрины Брежнева".
Также был решен вопрос о Министерстве иностранных дел - Александр Бессмертных, с конца прошлого года возглавлявший МИД в ранге ИО, был утвержден на этом посту уже официально.
Решения сессии привели к усилению позиций реформаторов в КПСС. 9 сентября 1991 года состоялся Пленум ЦК КПСС, на котором Егор Лигачев ушел в отставку с поста Второго секретаря ЦК КПСС - вскрылись некоторые нелицеприятные факты его работы в Томском обкоме, в частности, страшнейший дефицит ТНП. Его заменил представитель реформаторского крыла - молодой и отлично проявивший себя в продвижении реформ Геннадий Зюганов. Третьим же секретарем ЦК стал другой реформатор - Михаил Горбачев (влияние которого после провала переговоров в Ханое пошло на убыль, но все ещё оставалось велико).
События в Советском Союзе привлекли внимание известной американской сети общепита McRonald's. 11 сентября её генеральный директор Джеймс Скиннер обратился в Президиум Верховного Совета и Совет Министров СССР с предложением об открытии целой серии "макрональдсов" в стране.
Это предложение вызвало достаточно бурную дискуссию. С одной стороны - чего греха таить, с сетью общественного питания в стране дела обстояли не очень хорошо - хамоватые сотрудники, плохое качество обслуживания и скудный ассортимент продуктов. Поэтому приход на советский рынок американской компании помог бы отчасти выправить положение. С другой стороны - компания "McRonald's" была известна массовым использованием химических пищевых добавок (ароматизаторов, стабилизаторов, консервантов, красителей и т.д.) в своих продуктах, из-за чего те были опасны для здоровья, а также очень пренебрежительным отношением к своим сотрудникам, которые работали за десять долларов в день почти круглосуточно. Было ясно, что соблюдать советское трудовое законодательство и ГОСТ-ы она не будет.
Наконец, было принято компромиссное решение - было дано согласие на открытие по одному "макрональдсу" в Москве и всех 15 республиканских столицах, однако они были обязаны соблюдать советские законы и стандарты, а также платить в бюджет СССР до 35% доходов. Их открытие произошло без пиара и лишней шумихи, поэтому прошло почти незамеченным.
Однако эти уступки привели к росту позиций ультрареформаторских сил. 1 октября бюро Ленинградского исполнительного комитета Совета возглавил известный в городе профессор Анатолий Собчак. Уже в своей первой речи он провозгласил, что предпримет все усилия для превращения города в главный бизнес-центр Советского Союза, наподобие американского Нью-Йорка и китайского Шанхая, для чего будет добиваться полной отмены государственного регулирования экономики города. Это вызвало ответную реакцию Центра - через 5 дней сам Собчак, а также его заместители Анатолий Чубайс, Владимир Путин и Дмитрий Медведев были арестованы сотрудниками КГБ по обвинению в коррупции.
Тем временем, резко обострилась ситуация в старом союзнике СССР - Монголии.
В 1984 году возглавлявшего страну 32 года твердого консерватора Юмжагийна Цэдэнбала заменил сторонник мягких реформ Жамбын Батмунх. Он начал осторожную демократизацию общества и внедрение самоуправления на предприятиях, однако в 1990 году процесс вышел из-под контроля Монгольской народно-революционной партии - в Улан-Баторе состоялся митинг оппозиции, которая объединилась в Демократический союз Монголии. К 14 января 1990 года манифестанты, число которых с 200 человек в начале выступлений увеличилось до тысячи, провели демонстрацию у улан-баторского Музея Ленина; затем, 21 января — на площади Сухэ-Батора. В течение нескольких месяцев вплоть до марта активисты продолжали организовывать демонстрации, голодовки, забастовки учителей, студентов и рабочих. Поддержка их идей росла как в столице, так и среди сельского населения.
Батмунх довольно долго, опираясь на поддержку партийного аппарата и армии, смог удерживать недовольство в стенах Улан-Батора, однако после того, как 12 октября 1991 года началась забастовка почти на всех заводах страны, он пошел на уступки - объявил о проведении многопартийных выборов, распустил Политбюро ЦК МНРП и ушел в отставку сам. Новым Генеральным секретарём ЦК был избран Гомбожавын Очирбат. По докладу генерального прокурора Ю. Цэдэнбал был исключён из партии, лишён всех званий и наград.
На чрезвычайном съезде МНРП 12-15 октября 1991 года были приняты новый Устав и новая политическая платформа партии, написанная под явным влиянием реформ СССР и Китая. Вместо Политбюро был образован Президиум ЦК в составе 5 человек (Цэрэнпилийн Гомбосурэн, Нямын Мишигдорж, Ц. Оолд, Лодонгийн Тудэв и Б. Сумъяа), вместо генерального секретаря появился Председатель ЦК (Гомбожавын Очирбат).
Выборы состоялись 26 октября, по их результатам МНРП сохранила большинство в парламенте. Наибольшую поддержку МНРП оказали сельскохозяйственные районы страны. Партия заняла 357 мест в Великом хурале и 31 (из 51) в Малом.
После этого, страна объявила о начале экономических реформ по советскому образцу, однако от политических реформ - под давлением советских советников - было решено отказаться.
2 ноября в Индии прошли парламентские выборы, по итогам которых дружественная СССР партия Индийский национальный конгресс потерпела поражение от прозападной коалиции "Национальный фронт", возглавляемой Вишванатом Сингхом (собственно говоря, популярность ИНК была сильно подмочена спровоцированным этим Сингхом коррупционным скандалом). Сформировав правительство (в котором он занял посты премьера, министра обороны и министра атомной энергии), Сингх объявил об "нейтральном статусе" страны и "многовекторной внешней политике" - однако первым же его действием стало приглашение в страну американских компаний и начало пересмотра проведенной семьей Ганди (Джавахарнал Неру - Индира Ганди - Раджив Ганди, все трое в разное время были премьер-министрами и вели просоветскую политику) аграрной реформы. Стало ясно, что это никакая не "многовекторная внешняя политика" - Индия выходит из советской сферы влияния и переходит в американскую...
Само собой, в Москве на это не стали смотреть безучастно. Советский посол в Нью-Дели начал шантажировать Сингха прекращением военной помощи и отзывом советников, а работники посольства провели работу с депутатами ИНК. Уже 7 ноября парламент выразил ноту недоверия новому правительству. ИНК совместно с обеими компартиями сформировал "правительство меньшинства" во главе с Радживом Ганди, объявившее об сохранении курса на сближение с СССР и о готовности Индии войти в СЭВ. 17 ноября страна присоединилась к этой организации.
18 ноября в СССР начал действовать 5 % налог с продаж для бизнеса. В тот же день в Варшаве обрушилась знаменитая радиомачта, являющаяся самым высоким когда-либо существовавшим сооружением (восстановлена была лишь в сентябре 1996 года). 21 ноября в СССР была основана компания "1С", ставшая монополистом в сфере производства программного обеспечения к ЭВМ (что позволило, наконец-то, отказаться от американского ПО, которого органы КГБ не без основания считали ненадежным в плане возможности шпионажа).
29 ноября с космодрома "Байконур" был произведен первый беспилотный запуск МТКК нового поколения "Буран" и ракеты-носителя "Энергия". Посадка произошла в автоматическом режиме 1 декабря и прошла настолько идеально, что люди, присутствовавшие при этом, не смогли сдержать аплодисментов. Это был воистину триумф советской науки и техники.
Космический корабль "Буран" - чудо техники конца 80-х - начала 90-х годов XX века
"Буран", этот прекрасный новый космический корабль, созданный хоть и на основе американского "Спейс Шаттл", но качественно превосходящий его по всем характеристикам, стал символом нового витка развития космической программы СССР - и окончательно убедил советское руководство в том, что экономить на космонавтике нельзя. Было решено возобновить Лунную программу и сделать то, что не смогли сделать американцы - построить на Луне советскую базу.
5 декабря 1991 года в Венгрии прошли президентские выборы. Действующий глава страны Карой Грос - человек предельной честности - наотрез отказался фальсифицировать голосование, хотя и понимал, что проиграет, поэтому с результатом 35% проиграл харизматичному главе Рабочей милиции генералу Шандору Борбею, активно использовавшему популизм и ставку на левый национализм в своей предвыборной кампании. Это дало ему 61% голосов избирателей.
В своей иннаугурационной речи, новый президент Венгерской республики объявил, что продолжит экономическую политику своего предшественника (очень успешную - падение уровня жизни было остановлено уже в 1990 году, а к середине этого года инфляция с 124% упала до 5%), однако прекратит переговоры по вопросу открытия границ и, в целом, будет вести жесткую внешнюю политику, оставаясь в составе социалистического содружества. Это заявление вызвало негативную реакцию в Бухаресте и Белграде, где не без оснований опасались, что теперь Венгрия предъявит к ним территориальные и политические претензии.
Таким образом, 1991 год оказался весьма тяжелым для Советского Союза, однако ознаменовался крупными успехами политики глубоких реформ. В стране была, в целом, построена социалистическая управляемая рыночная экономика с ведущей ролью государства и сохранением государственного планирования в основных отраслях народного хозяйства. Все это позволило укрепить страну и добиться новых успехов в строительстве Социализма XXI века. Наконец-то страна смогла справится с бичом 80-х годов - дефицитом. Удалось также преодолеть продовольственную зависимость от Запада - под конец года его импорт составил всего около 3%. Управление экономикой стало более гибким и менее забюрократизированным, уровень жизни простого народа постепенно повышался, начало формироваться общество средней зажиточности.
Во внешней политики, все ещё оставалась напряженной ситуация в ГДР, произошли не очень положительные изменения в Венгрии, Болгарии и Монголии, наметились определенные разногласия с Китаем - к счастью, быстро разрешенные в духе добрососедства, шли тяжелые бои в Югославии. Однако Советский Союз твердо контролировал ситуацию и не давал американским империалистам перехватить инициативу в свои руки, последовательно защищая свои интересы во всем мире силой дипломатии, а на Балканах и оружия.
Тем не менее, несмотря на все успехи, все ещё оставались некоторые проблемы. Решения сессии Верховного Совета и рост влияния "ленинистов-прогрессивистов" (так себя интерпретировал новый идеолог КПСС Геннадий Зюганов) вызвали озлобление как остававшихся догматично-консервативных, так и ультрареформистских сил. Находящийся под стражей в "Матросской тишине" Александр Руцкой смог как-то установить контакт с опальным Владимиром Щербицким и договориться об объединении сил. У них ещё оставались Коммунистическая партия Украины, а также некоторые кадры в партаппарате КПСС, Советской армии, КГБ и МВД, уцелевшие в ходе чисток. Понимая, что мирным путем им не сместить Виктора Гришина и его сторонников, они начали разрабатывать планы государственного переворота...