Сообщество Империал: [AAR] Конец и начало - Эпилог - Кризис в Кремле: Крах Империи - Экономические Стратегии - Библиотека - Сообщество Империал




Imperial

Информация об авторе

Age of Kings
  • Автор: Age of Kings

Информация по статье

  • Добавлено: 13 мая 2020, 16:49
  • Просмотры: 1 512

Последние Статьи

  World of Infinitas. Продолжение

World of Infinitas. ПродолжениеCount Bagatur RF · 25 июл 2020, 21:21

  New Teuton_v4.4 - part 6

New Teuton_v4.4 - part 6SamaelBC · 18 июн 2020, 11:11

  New Teuton_v4.4 - part 5

New Teuton_v4.4 - part 5SamaelBC · 18 июн 2020, 11:08

  New Teuton_v4.4 - part 4

New Teuton_v4.4 - part 4SamaelBC · 11 июн 2020, 14:02

  New Teuton_v4.4 - part 3

New Teuton_v4.4 - part 3SamaelBC · 11 июн 2020, 13:56

  New Teuton_v4.4 - part 2

New Teuton_v4.4 - part 2SamaelBC · 05 июн 2020, 14:59

  New Teuton_v4.4 - part 1

New Teuton_v4.4 - part 1SamaelBC · 05 июн 2020, 14:53

  Rise of Alexander 2020. Что ждёт в будущем

Rise of Alexander 2020. Что ждёт в будущемCount Bagatur RF · 14 мая 2020, 12:19

  [AAR] Конец и начало - Эпилог

[AAR] Конец и начало - ЭпилогAge of Kings · 13 мая 2020, 16:49

  [AAR] Конец и начало - Часть 4

[AAR] Конец и начало - Часть 4Age of Kings · 11 мая 2020, 10:19

[AAR] Конец и начало - Эпилог

Описание: 1992-1999 года
Эпилог.

23 августа 1991 года на телеэкранах появился Президент СССР Михаил Горбачёв. Он выглядел крайне растерянным и чем-то напуганным. Оно и понятно - "Правда" вышла с большой и резкой по духу редакционной статьёй на первой полосе, которую предваряли заголовки.

"Чрезвычайный Пленум Центрального Комитета партии выразил недоверие президенту Горбачёву. Олег Шенин избран Генеральным секретарём ЦК КПСС. Партийные организации РСФСР и Литвы требуют суда над бывшим Генеральным секретарём Горбачёвым. Коммунисты поддерживают Государственный комитет по чрезвычайному положению в СССР. Коммунистическая партия Советского Союза предложила ЛДПСС и Национально-патриотическому фронту "Память" сформировать коалиционное правительство"

Михаил Сергеевич быстро сложил два и два и понял, что у него теперь нет выхода - или суд, или отставка.

Покосившись на пустой стакан для чая (которого ему впервые за 6 лет не налили), Горбачёв начал читать по бумажке короткое сообщение о своей отставке:

Дорогие соотечественники! Сограждане!

В силу сложившейся ситуации я прекращаю свою деятельность на посту Президента СССР. Принимаю это решение по принципиальным соображениям. Я твердо выступал за реформы, демократические преобразования, за суверенитет республик. События пошли по другому пути. Возобладала линия на прекращение реформ, с чем я не могу согласиться.

Сегодня хочу выразить признательность всем гражданам, которые поддержали политику обновления, включились в осуществление демократических реформ. Я благодарен государственным, политическим и общественным деятелям, миллионам людей за рубежом — тем, кто понял наши замыслы, поддержал их, пошел нам навстречу, на искреннее сотрудничество с нами.

Я покидаю свой пост с тревогой. Но и с надеждой, с верой в вас, в вашу мудрость и силу духа. Мы — наследники великой цивилизации, и сейчас от всех и каждого зависит, чтобы она возродилась к новой современной и достойной жизни. Хочу от всей души поблагодарить тех, кто в эти годы вместе со мной стоял за правое и доброе дело. Наверняка каких-то ошибок можно было бы избежать, многое сделать лучше. Но я уверен, что раньше или позже наши общие усилия дадут плоды, наши народы будут жить в процветающем и демократическом обществе.

Желаю всем вам всего самого доброго.


Imperial

Президент СССР Мизаил Горбачёв зачитывает заявление о своей отставке


Эту новость люди восприняли крайне одобрительно:

– Гляньте-ка, чучела-мяучела вылезла!

– Доболтался, сволочь! Скатертью дорога!

– Лучше б ты в аварию попал той весной, тварь! Для реформ башка нужна, а не пятно на ней.

– Чтоб ты захлебнулся в слезах людских!


Сразу после окончания трансляции, бывший Президент вместе с семьёй покинул страну и вылетел в ФРГ. В течение последующих 10 лет ему было запрещено возвращаться.

Оказавшись на немецкой земле, Горбачёв тут же созвал пресс-конференцию ведущих западных СМИ и заявил, что ушёл в отставку под давлением и считает власть ГКЧП незаконной. Он написал книгу "Августовский путч: причины и следствия", в которой подверг резкой критике новые советские власти (даже несмотря на то, что почти все новые руководители страны были его же выдвиженцами). На гонорар от этой книги Михаил Сергеевич основал фонд имени себя, который пополнил ряды советологических учреждений Запада, ведущих подрывную деятельность против Советского Союза.

Внеочередной V Съезд народных депутатов СССР в сентябре принял решение о передаче всех своих полномочий ГКЧП на неопределённый срок, что де-юре сделало его высшим органом власти в стране. Вслед за ним такое же решение принял и Верховный Совет СССР. В соответствии с договорённостями, старое однопартийное правительство Союза ушло в отставку.

В новом правительстве, сформированном ГКЧП, были представлены все три политические организации, поддержавшие свержение режима Горбачёва - Коммунистическая партия Советского Союза, Либерально-демократическая партия Советского Союза и Национально-патриотический фронт "Память". Борис Ельцин стал премьер-министром СССР, Владимир Жириновский - министром внутренних дел (Борис Пуго ушёл на партийную работу и стал заместителем Генерального секретаря вместо арестованного Владимира Ивашко), а Дмитрий Васильев вошёл в правительство в качестве "министра без портфеля".

Imperial

Премьер-министр СССР Борис Ельцин и министр Дмитрий Васильев отвечают на вопросы журналистов


ГКЧП своей властью распустил все высшие органы власти в РСФСР, прибалтийских и закавказских республиках, а также в Молдавии. Вместо них были созданы республиканские Комитеты по чрезвычайному положению.

Осень 1991 и зима 1992 года выдались особенно тяжёлыми. Режим строгой экономии топлива и электроэнергии вынудил людей пересаживаться на велосипеды и смотреть телевизор только по вечерам. Едва не сорванная из-за ранних холодов уборка урожая (пришлось сгонять на поля уже не только студентов и солдат, а всех незанятых в производстве непрерывного цикла). Серия процессов, невиданных со времён Сталина, когда за малейшую спекуляцию и укрывательство товаров суды ставили обвиняемых к стенке. Предприятия больно переживали отмену хозрасчёта и запрет на самостоятельную экономическую деятельность, а восстановление государственной монополии внешней торговли подкосило очень многих неонэпманов. Пришлось пережить и подъем цен на ряд товаров, и сокращение дотаций республикам (особенно больно это переживали прибалты, Грузия и Армения, но возражать ГКЧП все боялись).

Но весной 1992 года экономика начала оживать. ГКЧП добился прекращения "экономического сепаратизма" республик, санкционировал разрешение семейного подряда на селе и смог договориться с иностранными кредиторами о реструктуризации советского госдолга. Появились подвижки и в плане привлечения иностранных инвестиций - были созданы концессии, куда неохотно, но начали поступать средства. Спекуляция была задушена на корню, на прилавках вновь стали появляться некогда дефицитные товары. Потихоньку возрождалось частное предпринимательство в сфере услуг. Дальнейшее падение объемов и темпов производства прекратилось, начался постепенный экономический рост.

США и НАТО, скрепя зубами, но в том же 1992 году признали-таки ГКЧП законной властью - факты, как говорится, вещь упрямая. Это позволило начать переговоры о разграничении сфер влияния в Восточной Европе, по итогам которых Западу пришлось признать обязательства, данные в своё время Горбачёву о нераспространении НАТО на восток. Удалось добиться также согласия США и ФРГ на продление сроков вывода Западной группы войск из Германии до 2010 года.

Советский Союз обратился к странам ликвидированного Совета экономической взаимопомощи с предложением о восстановлении общего рынка товаров и услуг. Заинтересовать этой идеей удалось только руководство Кубы и Вьетнама, но руководство Румынии и Болгарии высказало желание более подробного обсуждения. На конференции в Варне было достигнуто соглашение о создании Организации экономического сотрудничества с крайне либеральными условиями членства. Членами ОЭС стали СССР, Куба и Вьетнам, наблюдателями - Румыния, Болгария, Монголия, Югославия и Албания (последние две были представлены формально из-за внутренних военных конфликтов). После развала Чехословакии в 1993 году в организацию со статусом наблюдателя была принята также Словакия.

Imperial


Внутриполитическая жизнь в СССР более-менее стабилизировалась. 2 сентября ГКЧП выпустил "Идеологическую декларацию", в которой политика Перестройки была официально осуждена и объявлена преступной и антинародной. Декларировав верность идеалам реформ по всестороннему восстановлению порядка в стране, новые советские власти твёрдо заявили об их народно-патриотическом и социалистическом характере.

В ноябре 1991 года состоялся XXIX съезд КПСС, на котором был поднят вопрос о дальнейшей судьбе партии. Делегаты очень долго спорили, но в конечном итоге приняли решение о восстановлении действия Программы 1986 года. Многие недовольные покинули её ряды, но целостность партии удалось кое-как сохранить, хотя и с признанием фракционности и широкой самостоятельности республиканских компартий.

В июне 1992 года состоялся референдум, на который были вынесены два документа: проект нового Союзного договора (который должен был стать основой новой Конституции СССР) и Декларация прав и свобод человека. Одновременно проходил республиканский референдум РСФСР по проекту Федеративного договора.

ДОГОВОР О СОЮЗЕ СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК
(Проект)


Союз Советских Социалистических Республик, учреждённый в соответствии с Договором об образовании СССР от 29 декабря 1922 года,
Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика,
Украинская Советская Социалистическая Республика,
Белорусская Советская Социалистическая Республика,
Казахская Советская Социалистическая Республика,
Узбекская Советская Социалистическая Республика,
Азербайджанская Республика,
Республика Армения,
Республика Грузия,
Республика Кыргызстан,
Таджикская Советская Социалистическая Республика,
Туркменская Советская Социалистическая Республика,
Республика Молдова,
Латвийская Республика,
Литовская Республика,
Эстонская Республика,
Башкирская Советская Социалистическая Республика - Башкортостан,
Бурятская Советская Социалистическая Республика,
Дагестанская Советская Социалистическая Республика - Республика Дагестан,
Кабардино-Балкарская Советская Социалистическая Республика,
Калмыцкая Советская Социалистическая Республика,
Карельская Советская Социалистическая Республика,
Коми Советская Социалистическая Республика,
Марийская Советская Социалистическая Республика,
Мордовская Советская Социалистическая Республика,
Северо-Осетинская Советская Социалистическая Республика,
Татарская Советская Социалистическая Республика - Республика Татарстан,
Тувинская Советская Социалистическая Республика,
Удмуртская Советская Социалистическая Республика,
Чечено-Ингушская Советская Социалистическая Республика,
Чувашская Советская Социалистическая Республика,
Якутская-Саха Советская Социалистическая Республика,
Горно-Алтайская Советская Социалистическая Республика,
Адыгейская Советская Социалистическая Республика,
Хакасская Советская Социалистическая Республика,
Карачаево-Черкесская Советская Социалистическая Республика,
Нахичеванская Автономная Республика,
Нагорно-Карабахская Республика,
Абхазская Советская Социалистическая Республика,
Аджарская Автономная Республика,
Юго-Осетинская Советская Демократическая Республика,
Приднестровская Молдавская Советская Социалистическая Республика,
Республика Гагаузия,
Крымская Автономная Советская Социалистическая Республика -

Советские суверенные государства - участники Договора,

выражая волю своих народов к обновлению Союза, подтверждённую результатами референдума 17 марта 1991 года;

признавая право наций и народов на самоопределение;

исходя из провозглашенных республиками Деклараций о государственном суверенитете;

учитывая близость исторических судеб, стремясь жить в дружбе и согласии, обеспечивая равноправное сотрудничество;
желая создать условия для всестороннего развития каждой личности и обеспечения надежных гарантий ее прав и свобод;
заботясь о материальном благосостоянии и духовном развитии народов, взаимообогащении национальных культур, обеспечении всеобщей безопасности; извлекая уроки из прошлого и принимая во внимание изменения в жизни страны и во всем мире;

решили на новых началах построить свои отношения в Союзе Советских Социалистических Республик.

I. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ

Первое. Каждая республика - участник Договора - является суверенным государством.

Союз Советских Социалистических Республик (Союз ССР, СССР, Советский Союз) - суверенное федеративное демократическое государство, образованное в результате добровольного объединения равноправных республик и осуществляющее государственную власть в пределах полномочий, которыми его наделили участники Договора.

Второе. Республики, образующие Союз, сохраняют за собой право на самостоятельное решение вопросов своего развития в пределах, установленных настоящим Договором и новой Конституцией СССР, гарантируют политические права и возможности социально-экономического и культурного развития всем народам, проживающим на их территории. Республики будут решительно выступать против фашизма, расизма, шовинизма, национализма, любых попыток ограничения прав народов.

Третье. Всем гражданам гарантируются возможность изучения и использования родного языка, беспрепятственный доступ к информации, свобода вероисповедания, другие политические, социально-экономические, личные права и свободы.

Четвертое. Республики будут стремиться к удовлетворению потребностей людей на основе свободного выбора форм собственности при главенствующей роли государственного сектора, методов хозяйствования, реализации принципов социальной справедливости и защищенности.

Пятое. Республики считают одной из важнейших задач сохранение и развитие национальных традиций, государственную поддержку образования, науки и культуры. Они будут содействовать интенсивному обмену духовными ценностями народов страны и всего мира.

Седьмое. Участники Договора заявляют, что главными целями Союза на международной арене являются прочный мир, сотрудничество государств и солидарность народов в решении глобальных проблем человечества.

II. УСТРОЙСТВО СОЮЗА

Статья 1. Членство в Союзе Советских Социалистических Республик

Членство республик в Союзе Советских Социалистических Республик является добровольным. Республики - участники Договора обладают равными правами и несут равные обязанности.

Республики - участники Договора входят в Союз непосредственно либо в составе других республик, что не ущемляет их прав и не освобождает от обязанностей по Договору.

Отношения между республиками, одна из которых входит в состав другой, регулируются Федеративным договором.

Союз Советских Социалистических Республик является открытым для вступления в него других государств, признающих настоящий Договор. Решение о приеме в Союз новых членов и о выходе из Союза принимается при согласии всех участников Договора.

Статья 2. Гражданство

Гражданин республики, входящей в Союз Советских Социалистических Республик, является одновременно гражданином Союза Советских Социалистических Республик.

Граждане Союза Советских Социалистических Республик имеют равные права, свободы и обязанности, закрепленные Конституцией, законами и международными договорами Союза Советских Социалистических Республик.

Статья 3. Территория

Территория Союза Советских Социалистических Республик состоит из территорий всех республик - участников Договора.

Республики, входящие в Союз, признают границы, установленные в соответствии с новой Конституцией СССР.

Границы между республиками могут изменяться по обоюдному соглашению между ними.

Статья 4. Отношения между республиками

Отношения между республиками регулируются Конституцией СССР и настоящим Договором.

Республики - участники Договора строят свои взаимоотношения в составе Союза на основе равенства, уважения суверенитета, территориальной целостности, невмешательства во внутренние дела, разрешения споров мирными средствами, сотрудничества, взаимопомощи, добросовестного выполнения обязательств по Союзному договору.

Республики - участники Договора обязуются не применять в отношении друг друга силу, угрозу силой, не совершать каких-либо насильственных действий, не посягать на территориальную целостность других республик.

Республики обязуются не допускать размещения на своей территории вооруженных формирований и военных баз иностранных государств, не заключать соглашений, противоречащих целям Союза или направленных против интересов входящих в него республик.

Статья 5. Разграничение полномочий в Союзе ССР

Участники договора наделяют Союз Советских Социалистических Республик следующими полномочиями:

- принятие Конституции Союза Советских Социалистических Республик, внесение в нее изменений и дополнений; обеспечение прав и свобод граждан Союза Советских Социалистических Республик;

- определение внешнеполитического курса Союза Советских Социалистических Республик и контроль за его проведением через систему высших органов государственной власти Союза; защита прав и интересов граждан Союза Советских Социалистических Республик и республик в международных отношениях; установление основ внешнеэкономической деятельности; единое таможенное дело; осуществление суверенных прав Союза и республик на естественные богатства экономической зоны и континентального шельфа Союза Советских Социалистических Республик;

- определение стратегии государственной безопасности Союза и входящих в него республик; обеспечение государственной безопасности членов Союза; установление режима Государственной границы Союза Советских Социалистических Республик, морских пространств и воздушного пространства Союза Советских Социалистических Республик;

- определение военной политики Союза Советских Социалистических Республик; осуществление мероприятий по организации и обеспечению обороны Союза Советских Социалистических Республик; решение вопросов, связанных с дислокацией и деятельностью войск и военных объектов на территории республик; установление единого порядка призыва и прохождения воинской службы; организация мобилизационной подготовки народного хозяйства;

- защита суверенитета и территориальной целостности Союза и входящих в него республик;

- обеспечение государственной безопасности Союза Советских Социалистических Республик; определение, изменение и охрана Государственной границы Союза Советских Социалистических Республик;

- организация обороны и руководство Вооруженными Силами Советских Социалистических Республик, пограничными, внутренними и железнодорожными войсками Советских Социалистических Республик; объявление войны и заключение мира;

- руководство оборонными предприятиями и организациями в части создания и производства вооружений и военной техники;

- осуществление общесоюзной внешней политики; представительство в отношениях с иностранными государствами и международными организациями; заключение международных договоров Советских Социалистических Республик; координация внешнеполитической деятельности Союза и республик;

- осуществление внешнеэкономической деятельности в пределах полномочий Союза Советских Социалистических Республик;

- утверждение и исполнение союзного бюджета; использование золотого запаса, алмазного и валютного фондов Союза Советских Социалистических Республик; предоставление помощи иностранным государствам, заключение соглашений о международных займах и кредитах; регулирование внешнего и внутреннего государственных долгов;

- управление космическими исследованиями, общесоюзными системами связи и информации, геодезии и картографии, метрологии и стандартизации;

- контроль за соблюдением Конституции и Законов Союза Советских Социалистических Республик; принятие законодательства по вопросам, входящим в ведение Союза; установление основ законодательства по вопросам, согласованным с республиками;

- координация деятельности по охране общественного порядка и борьбе с преступностью.

В совместном ведении Союза Советских Социалистических Республик и республик находятся следующие полномочия:

- определение стратегии социально-экономического развития страны и создание условий для развития общесоюзного рынка; проведение единой финансовой, кредитной, денежной, налоговой и ценовой политики, основанной на общей валюте; составление союзного бюджета и контроль за его исполнением; разработка и осуществление общесоюзных программ; создание общесоюзных фондов регионального развития и ликвидации последствий стихийных бедствий и катастроф, а также других согласованных с республиками фондов;

- руководство предприятиями и организациями в части создания и производства продукции гражданского назначения;

- управление единой топливно-энергетической системой страны, железнодорожным, воздушным, морским и магистральным трубопроводным транспортом;

- установление основ природопользования и охраны окружающей среды, проведение согласованной экологической политики;

- установление основ социальной политики, включая вопросы занятости и миграции, условий труда и его охраны, социального обеспечения и страхования, народного образования, здравоохранения, охраны семьи, материнства и детства; гарантированное обеспечение минимального прожиточного уровня; содействие развитию культуры;

- обеспечение малочисленным народам сохранения исконной среды обитания, необходимых условий для их экономического и культурного развития;

- организация и проведение фундаментальных научных исследований и стимулирование научно-технического прогресса; определение политики и основных принципов ее реализации в развитии высшей школы, подготовке и аттестации научно-педагогических кадров высшей квалификации.

Определяемые настоящей статьей полномочия могут быть изменены только с согласия всех республик - участников Союзного договора.

Споры по вопросам осуществления полномочий Союза Советских Социалистических Республик или реализации прав и исполнения обязанностей в области совместных полномочий Союза и республик разрешаются посредством согласительных процедур. При недостижении согласия споры выносятся на рассмотрение Комитета конституционного надзора Союза Советских Социалистических Республик.

Статья 6. Участие республик в осуществлении полномочий Союза

Республики участвуют в осуществлении полномочий Союза Советских Социалистических Республик посредством совместного формирования союзных органов, создания иных механизмов и процедур согласования интересов и действий.

Каждая республика может дополнительно делегировать Союзу осуществление отдельных своих полномочий, а Союз, с согласия всех республик, передать одной или нескольким из них осуществление на их территории отдельных своих полномочий.

Статья 7. Собственность

Союз Советских Социалистических Республик и республики обеспечивают свободное развитие и защиту всех форм собственности, предусмотренных законодательством Союза Советских Социалистических Республик и республик, способствуют функционированию единого общесоюзного рынка.

Использование земли, ее недр и других природных ресурсов для реализации полномочий республик осуществляется в рамках союзного законодательства.

Статья 8. Налоги и сборы

Для осуществления полномочий Союза Советских Социалистических Республик устанавливаются обязательные для отчисления союзные налоги и сборы, а также долевые отчисления на общесоюзные программы. Все остальные средства остаются в распоряжении республик.

Статья 9. Конституция Союза Советских Социалистических Республик

Основой новой Конституции СССР является настоящий Союзный договор.

Новая Конституция Союза Советских Социалистических Республик принимается народом на референдуме, проводимым на территории всех республик, подписавших настоящий Договор.

Новая Конституция Союза Советских Социалистических Республик не должна противоречить настоящему Союзному договору.

Статья 10. Законы

Законы Союза Советских Социалистических Республик, Конституции и законы республик не должны противоречить положениям настоящего Союзного договора.

Законы Союза Советских Социалистических Республик по вопросам его ведения обладают верховенством и обязательны для исполнения на территории всех республик.

Законы республики обладают верховенством на ее территории по всем вопросам, за исключением тех, которые отнесены к ведению Союза.

Республика вправе опротестовать Закон Союза Советских Социалистических Республик, если он нарушает настоящий Союзный договор, противоречит Конституции республики, а также её законам, принятым в пределах её полномочий. Союз Советских Социалистических Республик вправе отменять законы республики, если они нарушают настоящий Союзный договор, противоречат Конституции СССР, а также законам Союза Советских Социалистических Республик, принятым в пределах его полномочий. Споры в обоих случаях решаются посредством согласительных процедур либо передаются в Комитет конституционного надзора Союза Советских Социалистических Республик.

III. ОРГАНЫ СОЮЗА

Статья 11. Формирование органов Союза

Союзные органы власти и управления формируются на основе представительства республик и действуют в строгом соответствии с положениями настоящего Договора.

Статья 12. Верховный Совет Союза Советских Социалистических Республик

Законодательную власть Союза осуществляет Верховный Совет Союза Советских Социалистических Республик, состоящий из двух палат: .

Совет Национальностей - верхняя палата Верховного Совета Союза Советских Социалистических Республик, формируется из равного числа представителей, избираемых в республиках, непосредственно входящих в Союз.

Совет Союза - нижняя палата Верховного Совета Союза Советских Социалистических Республик, избирается населением всей страны по избирательным округам с равной численностью избирателей.

В Верховном Совете Союза Советских Социалистических Республик гарантируется представительство всех национально-территориальных образований.

Статья 13. Президент Союза Советских Социалистических Республик

Президент Союза Советских Социалистических Республик - глава союзного государства, обладающий высшей исполнительно-распорядительной властью.

Президент Союза Советских Социалистических Республик выступает гарантом соблюдения Союзного договора, Конституции и законов Союза Советских Социалистических Республик; является Главнокомандующим Вооруженными Силами Союза Советских Социалистических Республик; представляет Союз в отношениях с зарубежными странами; осуществляет контроль за выполнением международных обязательств Союза Советских Социалистических Республик.

Президент избирается гражданами Союза на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на 5 лет и не более, чем на два срока. Избранным считается кандидат, получивший больше половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании, в целом по Союзу и в большинстве республик.

Статья 14. Вице-президент Союза Советских Социалистических Республик

Вице-президент Союза Советских Социалистических Республик избирается вместе с Президентом Союза Советских Социалистических Республик. Вице-президент Союза Советских Социалистических Республик выполняет по уполномочию Президента Союза Советских Социалистических Республик отдельные его функции и замещает Президента СССР в случаях его отсутствия к невозможности осуществления им своих обязанностей.

Статья 15. Совет Федерации

Совет Федерации создается под руководством Президента Союза Советских Социалистических Республик в составе вице-президента Союза Советских Социалистических Республик, высших государственных должностных лиц республик для рассмотрения основных вопросов внутренней и внешней политики Союза, согласования действий республик, координации отношений Союза и республик.

Статья 16. Кабинет министров Союза Советских Социалистических Республик

Кабинет министров Союза Советских Социалистических Республик формируется Президентом Союза Советских Социалистических Республик по согласованию с Верховным Советом Союза ССР в составе премьер-министра, заместителей премьер-министра, министров Союза Советских Социалистических Республик, руководителей других государственных органов Союза Советских Социалистических Республик.

В работе Кабинета министров могут участвовать главы правительств республик.

Кабинет министров Союза Советских Социалистических Республик действует в соответствии с полномочиями Союза, подчинен Президенту СССР и несет ответственность перед Верховным Советом Союза Советских Социалистических Республик.

Статья 17. Комитет конституционного надзора Союза Советских Социалистических Республик

Комитет конституционного надзора Союза Советских Социалистических Республик рассматривает вопросы о соответствии законодательных актов Союза и республик, Указов Президента СССР и высших должностных лиц республик, нормативных актов Кабинета министров Союза Советских Социалистических Республик Союзному договору и Конституции Союза Советских Социалистических Республик, а также разрешает споры между Союзом и республиками и между республиками о конституционности их законодательных актов.

Статья 18. Союзные суды

Союзные суды - Верховный Суд Союза Советских Социалистических Республик, Высший арбитражный суд Союза Советских Социалистических Республик, суды в Вооруженных Силах Союза Советских Социалистических Республик.

Верховный Суд Союза Советских Социалистических Республик и Высший арбитражный суд Советских Социалистических Республик осуществляют судебную власть в пределах полномочий Союза. Председатели высших судебных, арбитражных органов республик входят по должности соответственно в состав Верховного Суда Союза Советских Социалистических Республик и Высшего арбитражного суда Союза Советских Социалистических Республик.

Статья 19. Прокуратура Союза Советских Социалистических Республик

Надзор за исполнением законодательных актов Союза Советских Социалистических Республик осуществляется Генеральным прокурором Союза Советских Социалистических Республик, генеральными прокурорами (прокурорами) республик и подчиненными им прокурорами.

Генеральный прокурор Союза Советских Социалистических Республик назначается Верховным Советом СССР и ему подотчетен.

Генеральные прокуроры (прокуроры) республик назначаются высшими законодательными органами республик и входят по должности в состав коллегии Прокуратуры Союза Советских Социалистических Республик. В своей деятельности по надзору за исполнением союзных законов они подотчетны как высшим законодательным органам республик, так и Генеральному прокурору Союза Советских Социалистических Республик.

IV. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 20. Государственный язык Союза Советских Социалистических Республик

Государственным языком Союза Советских Социалистических Республик участники договора признают русский язык.

Статья 21. Столица Союза ССР.

Столицей Союза Советских Социалистических Республик является город Москва.

Статья 22. Государственная символика Союза Советских Социалистических Республик

Союз Советских Социалистических Республик имеет государственный герб, флаг и гимн.

Статья 23. Вступление Союзного договора в силу

Союзный договор утверждается на референдуме, проводимом на всей территории Союза Советских Социалистических Республик, принимается высшими органами государственной власти республик, и вступает в силу с момента его подписания полномочными делегациями республик. Союзный договор открывается для подписания по решению Государственного комитета по чрезвычайному положению в СССР.

Для республик, его подписавших, с той же даты считается утратившим силу Договор об образовании Союза Советских Социалистических Республик 1922 года.

Отношения Союза и республик, не подписавших Союзный договор, подлежат урегулированию на основе действующего законодательства Союза ССР, взаимных обязательств и соглашений.

Статья 24. Изменение Союзного договора

Союзный договор или отдельные его положения могут быть отменены, изменены или дополнены по представлениям республик только с согласия всех государств - членов Союза Советских Социалистических Республик.


ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА


Высшая ценность нашего общества - свобода человека, его честь и достоинство. Каждому обеспечивается реализация его способности к труду и творческого потенциала, активное участие в общественной и государственной жизни. Никакие групповые, партийные или государственные интересы не могут быть поставлены выше интересов человека.

Руководствуясь общими принципами демократии, гуманизма, социальной справедливости и исходя из уроков собственной истории, Государственный комитет по чрезвычайному положению в СССР выносит на Всесоюзный референдум настоящую Декларацию.

Статья 1. Каждый человек обладает естественными, неотъемлемыми, ненарушимыми правами и свободами. Они закрепляются в законах, которые должны соответствовать Всеобщей декларации прав человека, международным пактам о правах человека, другим международным нормам и настоящей Декларации.

Все государственные органы обязаны обеспечивать и охранять права и свободы человека как высшие социальные ценности.

Осуществление прав гражданином не должно противоречить правам других людей.

Каждый человек несет конституционные обязанности, выполнение которых необходимо для нормального развития общества.

Статья 2. Положения Декларации имеют прямое действие и обязательны к исполнению всеми государственными органами, должностными лицами, общественными организациями, гражданами.

Все права и свободы, закрепленные в Декларации, подлежат судебной защите.

Статья 3. Все граждане равны перед законом и имеют равное право на защиту закона независимо от национального или социального происхождения, языка, пола, политических и иных убеждений, религии, места жительства, имущественного положения или иных обстоятельств.

Никакие лица, социальные слои и группы населения не могут пользоваться преимуществами и привилегиями, противоречащими закону.

Статья 4. Каждому человеку обеспечивается право на пользование родным языком, обучение на родном языке, сохранение и развитие национальной культуры.

Прямое или косвенное ограничение прав либо установление преимуществ по расовым и национальным признакам не допускается.

Статья 5. Никто не может быть лишен гражданства или права на изменение гражданства.

Каждому гражданину, находящемуся за пределами своего государства, гарантируется правовая защита.

Статья 6. Каждый человек имеет право на свободу слова, на беспрепятственное выражение мнений и убеждений и распространение их в устной или письменной форме. Средства массовой информации свободны. Цензура не допускается.

Идеологическая, религиозная, культурная свобода гарантируется. Не должно существовать никакой государственной идеологии, вменяемой в обязанности граждан. Никто не может быть подвергнут преследованию за свои убеждения.

Статья 7. Свобода совести и религии гарантируется. В соответствии со своими убеждениями каждый имеет право свободно исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, распространять религиозные или атеистические взгляды, заниматься религиозным или атеистическим воспитанием и образованием детей. Гарантируется свобода отправления религиозных обрядов.

Статья 8. Граждане имеют право собираться мирно и без оружия, осуществлять свою общественную активность в форме митингов, собраний, уличных шествий и демонстраций в соответствии с законодательством Союза ССР и суверенных государств.

Статья 9. Граждане имеют право объединяться в политические партии, профессиональные союзы и другие общественные организации, участвовать в массовых движениях.

Права, свободы и достоинство лиц, составляющих оппозиционное меньшинство в политических партиях, общественных организациях, массовых движениях, а также в представительных органах власти, гарантируются законом.

Статья 10. Каждый человек в соответствии со своими способностями, профессиональной подготовкой имеет право равного доступа к любым должностям в государственных органах, учреждениях и организациях.

Статья 11. Каждый гражданин имеет право свободно избирать и быть избранным в органы власти на основе всеобщего, равного избирательного права при тайном голосовании, непосредственно участвовать в решении государственных дел, в том числе путем референдума.

Статья 12. Каждый человек имеет право на получение полной и достоверной информации о положении дел во всех сферах государственной, экономической, общественной и международной жизни, а также по вопросам прав, законных интересов и обязанностей.

Опубликование законов и других нормативных актов является обязательным условием их применения.

Статья 13. Неотъемлемым правом каждого человека является право на жизнь. Никто не может быть произвольно лишен жизни.

Государство защищает от незаконных посягательств на жизнь, здоровье, личную свободу и безопасность.

Статья 14. Каждый имеет право на охрану своей чести и репутации, защиту от любого произвольного вмешательства в сферу личной жизни.

Статья 15. Неприкосновенность личности гарантируется.

Никто не может быть подвергнут аресту или незаконному содержанию под стражей иначе как на основании судебного решения или с санкции прокурора. В случае ареста или содержания под стражей гражданин имеет право на судебную проверку и обжалование этих действий.

Каждый человек, привлекаемый к ответственности за правонарушение, считается невиновным, пока его вина не будет установлена судом в рамках надлежащей правовой процедуры. Право на защиту гарантируется.

Статья 16. Каждый человек имеет право на справедливое и открытое разбирательство дела компетентным, независимым и беспристрастным судом.

Статья 17. Все лица, лишенные свободы, имеют право на гуманное обращение и уважение их достоинства.

Никто не должен подвергаться пыткам, жестокому, бесчеловечному или унижающему его достоинство наказанию.

Статья 18. Неприкосновенность жилища гарантируется. Никто не имеет права войти в жилище и проводить обыск или осмотр против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях и порядке, предусмотренных законом.

Статья 19. Тайна переписки, телефонных переговоров, телеграфных сообщений и использования других средств связи гарантируется.

Изъятия из этого правила допускаются лишь в случаях и порядке, предусмотренных законом.

Статья 20. Брак основывается на добровольном согласии и равноправии женщины и мужчины. Семья, материнство и детство находятся под защитой государства.

Статья 21. Каждый человек имеет право на свободное передвижение внутри страны, выбор местожительства и местопребывания. Ограничения этого права могут устанавливаться только законом.

Граждане имеют право покидать свою страну и возвращаться в нее, не могут быть высланы из страны.

Статья 22. Каждый имеет право судебного обжалования незаконных действий должностных лиц, государственных органов и общественных организаций, а также право на возмещение морального и материального ущерба.

Статья 23. Каждый человек имеет право на труд и его результаты, включая возможность распоряжаться своими способностями к производительному и творческому труду, право на свободный выбор работы и отказ от работы, на благоприятные условия труда, на гарантированный государством минимум оплаты труда и на защиту от безработицы. Каждый без какой-либо дискриминации имеет право на равное вознаграждение за равный труд.

Трудящиеся имеют право на защиту своих экономических и социальных интересов, на ведение коллективных переговоров, а также право на забастовку.

Принудительный труд запрещен законом.

Статья 24. Каждый человек имеет право на собственность, то есть право владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом как индивидуально, так и совместно с другими лицами. Право наследования гарантируется законом. Неотчуждаемое право быть собственником является гарантией осуществления интересов и свобод личности.

Статья 25. Каждый человек имеет право на достаточный и достойный жизненный уровень, улучшение условий жизни, социальную защищенность. Гарантируется право на отдых, на социальное обеспечение в старости, в случае болезни и утраты трудоспособности, утраты кормильца, при рождении ребенка.

Статья 26. Каждый человек имеет право на образование. Начальное образование обязательно. Профессиональное, среднее специальное и высшее образование должно быть доступным для всех в соответствии со способностями каждого. Обучение в государственных учебных заведениях бесплатно.

Статья 27. Каждый человек имеет право на поддержку государства в получении и постоянном пользовании благоустроенным жилым помещением в домах государственного или общественного жилого фонда, в индивидуальном жилищном строительстве. Никто не может быть произвольно лишен жилища иначе как на основаниях, установленных законом.

Статья 28. Каждый человек имеет право на охрану здоровья, включая бесплатное пользование широкой сетью государственных учреждений здравоохранения.

Статья 29. Человек имеет право на благоприятную окружающую среду и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическими нарушениями.

Статья 30. Осуществление прав и свобод несовместимо с действиями, причиняющими ущерб государственной и общественной безопасности, общественному порядку, здоровью и нравственности населения, защите прав и свобод других лиц.

Статья 31. Право народов на самоопределение не должно входить в противоречие с правами и свободами человека, провозглашаемыми настоящей Декларацией.


ДОГОВОР
о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти РСФСР и органами власти советских суверенных республик в составе РСФСР


Примечание: Согласно Определению Комитета конституционного надзора СССР от 6 декабря 1994 г. N 249-О положения Федеративного договора, предусматривавшие суверенитет республик и позволявшие тем самым обосновывать ограничения суверенитета РСФСР, ее конституционно-правового статуса и полномочий, что нашло отражение в конституциях ряда республик, не могут действовать и не подлежат применению как противоречащие Конституции РСФСР.

Мы, полномочные представители федеральных органов государственной власти РСФСР и органов власти советских суверенных республик в составе РСФСР,

проявляя уважение к истории, традициям, культуре, языку и национальному достоинству народов РСФСР,

признавая свою ответственность за сохранение исторически сложившегося государственного единства народов РСФСР, целостности составляющих ее республик и территории,

ставя целью достижение и укрепление межнационального согласия, доверия и взаимопонимания,

реализуя приоритет прав и свобод человека и гражданина независимо от национальной принадлежности и территории проживания, а также право народов на самоопределение,

стремясь к качественному обновлению федеративных отношений на основе добровольного распределения полномочий и эффективного их осуществления,

исходя из того, что в пределах своих полномочий органы государственной власти республик в составе РСФСР самостоятельно осуществляют эту власть на соответствующих территориях,

руководствуясь Конституцией СССР, новым Союзным договором, Декларацией прав и свобод человека, Декларацией о государственном суверенитете РСФСР, Декларациями о государственном суверенитете республик в составе РСФСР, решениями Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР по вопросам федеративного устройства и федеративных отношений в РСФСР,

договорились о нижеследующем:

Статья I. 1. К ведению федеральных органов государственной власти РСФСР относятся:

а) принятие и изменение Конституции РСФСР и федеральных законов, контроль за их соблюдением;

б) федеративное устройство и территория РСФСР;

в) регулирование прав и свобод человека и гражданина, регулирование и защита прав национальных меньшинств; гражданство РСФСР;

г) установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности; формирование федеральных государственных органов;

д) федеральная государственная собственность и управление ею;

е) установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития РСФСР;

ж) установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки;

з) федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; федеральные фонды регионального развития;

и) федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы; федеральные транспорт, пути сообщения, информация и связь; деятельность в космосе;

к) внешняя политика и международные отношения РСФСР, международные договоры РСФСР; вопросы войны и мира;

л) внешнеэкономические отношения РСФСР;

м) оборона и безопасность; оборонное производство; определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества; производство расщепляющихся материалов, ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования;

н) статус и защита государственной границы, территориальных вод, воздушного пространства, экономической зоны и континентального шельфа РСФСР;

о) судоустройство; прокуратура; уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство; амнистия и помилование; гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство;

п) федеральное коллизионное право;

р) метеорологическая служба, стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени; геодезия и картография; официальный статистический и бухгалтерский учет;

с) государственные награды и почетные звания РСФСР;

т) федеральная государственная служба.

2. Органы власти республик в составе РСФСР участвуют в осуществлении федеральных полномочий в пределах и формах, установленных Конституцией РСФСР и федеральными законами.

3. Республикам в составе РСФСР гарантируется представительство в федеральных органах государственной власти РСФСР.

Статья II. 1. К совместному ведению федеральных органов государственной власти РСФСР и органов государственной власти республик в составе РСФСР относятся:

а) обеспечение соответствия конституций и законов республик в составе РСФСР Конституции и законам СССР и РСФСР;

б) защита прав и свобод человека и гражданина, прав национальных меньшинств; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; режим пограничных зон;

в) разграничение государственной собственности;

г) природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры;

д) общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта;

е) координация вопросов здравоохранения, защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение;

ж) проведение мер борьбы с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий;

з) установление общих принципов налогообложения и сборов;

и) административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, земельное, жилищное, водное, лесное законодательство; законодательство о недрах, об охране окружающей среды; правовое регулирование интеллектуальной собственности;

к) судоустройство, адвокатура, нотариат; кадры правоохранительных органов;

л) защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей;

м) установление общих принципов организации местного самоуправления.

2. По вопросам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, федеральные органы государственной власти РСФСР издают Основы законодательства, в соответствии с которыми органы власти республик в составе РСФСР осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных правовых актов.

3. Законопроекты по предметам совместного ведения, указанным в пункте 1 настоящей статьи, направляются республикам в составе РСФСР, соответствующие предложения которых рассматриваются в Верховном Совете РСФСР.

Статья III. 1. Республики (государства) в составе РСФСР обладают всей полнотой государственной (законодательной, исполнительной, судебной) власти на своей территории, кроме тех полномочий, которые переданы (отнесены) в ведение федеральных органов государственной власти РСФСР в соответствии с настоящим Договором. Территория и статус республики в составе РСФСР не могут быть изменены без ее согласия.

2. Республики в составе РСФСР являются самостоятельными участниками международных и внешнеэкономических отношений, соглашений с другими республиками, краями, областями, автономными областями, автономными округами РСФСР, если это не противоречит Конституции и законам СССР и РСФСР, Союзному и настоящему Договору. Координация международных и внешнеэкономических отношений республик в составе РСФСР осуществляется федеральными органами государственной власти РСФСР совместно с республиками в составе РСФСР.

3. Земля и ее недра, воды, растительный и животный мир являются достоянием (собственностью) народов, проживающих на территории соответствующих республик. Вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами регулируются Основами законодательства РСФСР и законодательством республик в составе РСФСР. По взаимной договоренности федеральных органов государственной власти РСФСР и органов государственной власти республик в составе РСФСР определяется статус федеральных природных ресурсов.

4. В случае если чрезвычайное положение вводится федеральными органами государственной власти РСФСР на территории республики в составе РСФСР, необходимо предварительное согласие органов государственной власти этой республики. Если обстоятельства, служащие основанием для введения чрезвычайного положения, затрагивают территорию только одной республики в составе РСФСР, чрезвычайное положение в этой республике может быть введено органами государственной власти этой республики с немедленным уведомлением Президента РСФСР и Верховного Совета РСФСР и осуществляется в соответствии с федеральным законом.

Статья IV. 1. Федеральные органы государственной власти РСФСР по соглашению с органами власти республики в составе РСФСР могут передавать этим органам осуществление части своих полномочий.

2. Органы власти республик в составе РСФСР по соглашению с федеральными органами государственной власти РСФСР могут передавать им осуществление части своих полномочий.

Статья V. 1. Федеральные органы государственной власти РСФСР и органы власти республики в составе РСФСР исполняют федеральные законы и иные правовые акты РСФСР в республике в составе РСФСР в порядке, установленном законодательством РСФСР.

2. Юридические документы, выданные органами власти РСФСР, республики в составе РСФСР в пределах полномочий этих органов, учреждений и должностных лиц, признаются на всей территории РСФСР.

Статья VI. 1. Федеральные органы государственной власти РСФСР не могут издавать правовые акты по вопросам, отнесенным к ведению органов государственной власти республики в составе РСФСР. В случае издания органами власти республики в составе РСФСР законов, иных правовых актов по вопросам, отнесенным к исключительному ведению федеральных органов государственной власти РСФСР, применяются федеральные законы.

2. Отношения между федеральными органами государственной власти РСФСР и органами государственной власти республик в составе РСФСР строятся на основе Конституции РСФСР, конституций республик, взаимоуважения и взаимной ответственности. Споры разрешаются с обязательным использованием согласительных процедур в порядке, установленном Конституцией и законами РСФСР.

3. Споры по вопросам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, и по вопросам, отнесенным к предметам совместного ведения в соответствии со статьей II настоящего Договора, разрешаются Верховным Судом РСФСР.

Статья VII. Установленное настоящим Договором разграничение предметов ведения и полномочий не может быть изменено в одностороннем порядке.

Статья VIII. Настоящий Договор вступает в силу со дня его подписания. После его одобрения Съездом народных депутатов РСФСР он становится составной частью (самостоятельным разделом) Конституции РСФСР. Изменения и дополнения в этот раздел Конституции РСФСР вносятся с согласия республик в составе РСФСР, подписавших настоящий Договор.

Каждая республика в составе РСФСР сохраняет за собой право как подписать настоящий Договор, так и регулировать свои отношения по разграничению полномочий с федеральными органами государственной власти РСФСР в соответствии с Конституцией РСФСР и Конституцией этой республики в составе РСФСР.


ДОГОВОР
о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти РСФСР и органами власти краев, областей, городов Москвы и Ленинграда РСФСР


Мы, полномочные представители федеральных органов государственной власти РСФСР и органов государственной власти краев, областей, городов Москвы и Ленинграда РСФСР,

проявляя уважение к истории, традициям, культуре, языкам и национальному достоинству народов РСФСР,

признавая свою ответственность за сохранение исторически сложившегося государственного единства народов РСФСР и целостности ее территории,

ставя целью достижение и укрепление межнационального согласия, доверия и взаимопонимания,

реализуя приоритет прав и свобод человека и гражданина независимо от национальной принадлежности, территории проживания и других обстоятельств, заботясь о его материальном благосостоянии и духовном развитии,

стремясь к качественному обновлению федеративных отношений на основе рационального распределения полномочий и их эффективного осуществления,

исходя из того, что в пределах своих полномочий органы государственной власти краев, областей, городов Москвы и Ленинграда РСФСР самостоятельно осуществляют эту власть на соответствующих территориях,

руководствуясь Конституцией СССР, новым Союзным договором, Декларацией прав и свобод человека, Декларацией о государственной суверенитете РСФСР, решениями Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР по вопросам федеративного устройства и федеративных отношений в РСФСР,

договорились о нижеследующем:


Статья I. 1. К ведению федеральных органов государственной власти РСФСР относятся:

а) принятие и изменение Конституции РСФСР и федеральных законов, контроль за их соблюдением;

б) федеративное устройство, состав, территория РСФСР и ее целостность; утверждение образования новых краев, областей; утверждение изменений границ краев, областей, городов Москвы и Ленинграда;

в) защита прав и свобод человека и гражданина и гражданство РСФСР; защита прав национальных меньшинств;

г) установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности; формирование федеральных государственных органов; установление общих принципов организации системы органов представительной и исполнительной власти краев, областей, городов Москвы и Ленинграда;

д) определение основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития РСФСР;

е) федеральная государственная собственность и управление ею;

ж) установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки;

з) федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; федеральные фонды регионального развития;

и) федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы; федеральные транспорт, пути сообщения, информация и связь; деятельность в космосе;

к) внешняя политика и международные отношения РСФСР; международные договоры РСФСР; вопросы войны и мира;

л) внешнеэкономические отношения РСФСР;

м) оборона и безопасность; оборонное производство; определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества; производство расщепляющихся материалов, ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования;

н) статус, режим и защита государственной границы, территориальных вод, воздушного пространства, экономической зоны и континентального шельфа РСФСР;

о) судоустройство; прокуратура; уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство; амнистия и помилование; гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство; административно-процессуальное, трудовое, семейное законодательство; правовое регулирование интеллектуальной собственности;

п) федеральное коллизионное право;

р) метеорологическая служба, стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени; официальный статистический и бухгалтерский учет;

с) федеральная государственная служба;

т) государственные награды и почетные звания РСФСР.

2. Органы власти краев, областей, городов Москвы и Ленинграда РСФСР участвуют в осуществлении федеральных полномочий в пределах и формах, установленных Конституцией РСФСР и федеральными законами.

3. Краям, областям, городам Москве и Ленинграду гарантируется представительство в федеральных представительных органах государственной власти РСФСР.

Статья II. 1. К совместному ведению федеральных органов государственной власти РСФСР и органов государственной власти краев, областей, городов Москвы и Ленинграда РСФСР относятся:

а) обеспечение соответствия уставов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов Москвы и Ленинграда Конституции и законам СССР и РСФСР;

б) защита прав и свобод человека и гражданина; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности;

в) установление общих принципов территориального деления и организации местного самоуправления в краях, областях, городах Москве и Ленинграде;

г) установление общих принципов налогообложения в краях, областях, городах Москве и Ленинграде;

д) адвокатура, нотариат;

е) защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей;

ж) административное, жилищное законодательство; земельное, водное, лесное законодательство; законодательство о недрах, об охране окружающей среды;

з) общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта;

и) здравоохранение, защита семьи, материнства, отцовства и детства, социальная защита, включая социальное обеспечение;

к) природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры;

л) карантин, борьба с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий;

м) другие полномочия, отнесенные Конституцией РСФСР к совместному ведению РСФСР и краев, областей, городов Москвы и Ленинграда РСФСР.

2. По вопросам, указанным в части первой настоящей статьи, федеральные органы государственной власти РСФСР издают Основы законодательства, в соответствии с которыми органы государственной власти краев, областей, городов Москвы и Ленинграда РСФСР осуществляют собственное правовое регулирование в пределах своей компетенции, принимая правовые акты.

3. Законопроекты по предметам совместного ведения, указанным в пункте 1 настоящей статьи, направляются краям, областям, городам Москве и Ленинграду.

Статья III. 1. Все полномочия государственной власти, не отнесенные согласно статьям I и II настоящего Договора к ведению федеральных органов государственной власти РСФСР и к совместному ведению федеральных органов государственной власти РСФСР и органов государственной власти краев, областей, городов Москвы и Ленинграда, осуществляются органами государственной власти краев, областей, городов Москвы и Ленинграда самостоятельно в соответствии с Конституцией РСФСР.

2. Края, области, города Москва и Ленинград являются самостоятельными участниками международных и внешнеэкономических связей, соглашений с другими краями, областями, а также республиками, автономной областью, автономными округами в составе РСФСР, если это не противоречит Конституции и законам СССР и РСФСР. Координация международных и внешнеэкономических связей краев, областей, городов Москвы и Ленинграда осуществляется федеральными органами государственной власти РСФСР совместно с органами власти краев, областей, городов Москвы и Ленинграда.

3. Вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными, лесными и другими природными ресурсами регулируются Основами законодательства РСФСР и правовыми актами краев, областей, городов Москвы и Ленинграда. По взаимной договоренности федеральных органов государственной власти РСФСР и органов государственной власти краев, областей, городов Москвы и Ленинграда определяется статус федеральных природных ресурсов.

4. Введение чрезвычайного положения на территории края, области, городов Москвы и Ленинграда осуществляется федеральными органами государственной власти РСФСР с уведомлением органов власти края, области, городов Москвы и Ленинграда.

Статья IV. 1. Федеральные органы государственной власти РСФСР по соглашению с органами государственной власти края, области, городов Москвы и Ленинграда могут передавать этим органам осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции и законам РСФСР.

2. Органы государственной власти края, области, городов Москвы и Ленинграда по соглашению с федеральными органами государственной власти РСФСР могут передавать им осуществление части своих полномочий.

Статья V. 1. Федеральные органы государственной власти РСФСР и органы государственной власти края, области, городов Москвы и Ленинграда исполняют федеральные законы и иные правовые акты РСФСР в крае, области, городах Москве и Ленинграда в порядке, установленном законодательством РСФСР.

2. Юридические документы, выданные органами власти, учреждениями должностными лицами РСФСР, края, области, а также республики, автономные области, автономного округа в составе РСФСР в пределах полномочий этих органов, учреждений и должностных лиц, признаются на всей территории РСФСР.

Статья VI. 1. Органы государственной власти краев, областей, городов Москвы и Ленинграда не могут принимать правовые акты по вопросам, отнесенным к ведению федеральных органов государственной власти РСФСР, равно как и федеральные органы государственной власти РСФСР не могут принимать правовые акты по вопросам, отнесенным настоящим Договором к ведению краев, областей, городов Москвы и Ленинграда.

2. В случае издания органами государственной власти края, области, городов Москвы и Ленинграда правовых актов по вопросам, отнесенным к ведению федеральных органов государственной власти РСФСР, а также при противоречии правовых актов края, области, городов Москвы и Ленинграда федеральным законам, изданным по вопросам, отнесенным к совместному ведению федеральных органов государственной власти РСФСР и органов государственной власти края, области, городов Москвы и Ленинграда, применяются федеральные законы.

3. Споры по вопросам, указанным в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, разрешаются Верховным Судом РСФСР.

Статья VII. Отношения между федеральными органами государственной власти РСФСР и органами государственной власти краев, областей, городов Москвы и Ленинграда строятся на основе Конституции РСФСР, взаимоуважения и взаимной ответственности. Споры разрешаются с обязательным использованием согласительных процедур в порядке, установленном Конституцией и законами РСФСР.

Статья VIII. Установленное настоящим Договором разграничение предметов ведения и полномочий не может быть изменено в одностороннем порядке.

Статья IX. Положения настоящего Договора вносятся в порядке совместной законодательной инициативы на Съезд народных депутатов РСФСР для их оформления в качестве раздела Конституции (Основного Закона) РСФСР.


Все три документа были одобрены и 12 июля 1992 года новый Союзный и Федеративный договоры были подписаны делегациями от всех субъектов Советского Союза, включая прибалтийские и закавказские республики.

Imperial


Что касается охваченной сепаратистским мятежом Чечни, то в сентябре 1991 года на неё было распространено действие режима чрезвычайного положения, после чего советские войска начали решительное наступление против сепаратистов. При этом часть руководителей "Чеченской республики Ичкерия" перешла на сторону законных властей (полевые командиры братья Ямадаевы, контролировавшие Гудермес, мэр Грозного Бислан Гантамиров, верховный муфтий Чечни Ахмад-Хаджи Кадыров, начальник личной охраны Дудаева Руслан Лабазанов и ряд других). Основные силы боевиков были разгромлены и бежали в горы, Джохар Дудаев погиб во время бомбардировки своего убежища в Предкавказье, на территории республики был восстановлен конституционный порядок и Советская власть. Правда, ряд партийно-государственных и военно-чекистских руководителей Чечено-Ингушетии, допустивших захват власти в республике сепаратистскими силами, за это поплатились - Доку Завгаев, Абдулбек Даудов, Бадруди Джамалханов и Игорь Кочубей были арестованы и отданы под суд.

В августе 1992 года состоялась серия крупномасштабных политических процессов, чем-то сильно напоминавшая сталинские. Судили руководителей и участников всевозможных антисоветских и сепаратистских организаций, включая органы СМИ, запрещённых с августа 1991 года. Большая часть обвиняемых отделалась сравнительно мягко - 25-ю годами заключения с конфискацией имущества и поражением в правах. Организаторы, в большинстве своём, получили пожизненное заключение - расстреляли только прибалтийских заводил вроде Ландсбергиса и Буткявичуса, на чьих руках была кровь советских солдат. А вот "рупоры Гласности" и участники "защиты Белого дома" пошли по "расстрельным" статьям.

К огромному сожалению, 15 сентября 1992 года Председателем Генеральной Ассамблеи ООН был избран бывший советский президент Михаил Горбачёв (чтобы обойти запрет на избрание главой этого органа гражданина государства-члена Совета Безопасности, он получил немецкое гражданство и выдвинулся от ФРГ). Естественно, он не мог оставить свою бывшую страну в покое.

Imperial

Председатель Генеральной Ассамблеи Организации Объединённых Наций Михаил Горбачёв выступает с трибуны ООН. 25 ноября 1992 года.


Горбачёв выступил с трибуны ООН, требуя ввести против Советского Союза крупномасштабные экономические санкции и устроить новый Нюрнбергский процесс над коммунизмом (хотя среди судей, вынесших приговоры, преобладали члены ЛДПСС и беспартийные). На 47-й сессии Генеральной ассамблеи ООН 25 ноября 1992 года состоялся уникальная перепалка - Геннадий Янаев спорил Михаилом Горбачёвым, категорически отвергая его нападки на СССР и твёрдо отказываясь выводить войска из Литвы, Латвии и Эстонии.

– Военно-партийная тоталитарная хунта, которая в августе 1991 года свергла законного Президента СССР и образовала неконституционный орган власти, сейчас силой удерживает в своей тюрьме суверенные государства - Литву, Латвию и Эстонию - независимость которых была признана международным сообществом. Не будучи в состоянии демократическим путём удержать народы Прибалтики, вдохнувшие воздух свободного мира, заговорщики прибегли к грубой силе. Вот уже больше года, как в Прибалтийских государствах противозаконно введено чрезвычайное положение, властные полномочия осуществляются оккупационной советской армией, установлена тотальная цензура и диктат КГБ. Авторитарная военная хунта оккупировала свободные Литву, Латвию и Эстонию, и я со всей ответственностью требую от новых советских руководителей освободить их и вывести свои оккупационные войска.

– Суверенные республики Советской Прибалтики на референдумах 17 марта 1991 года и 12 июня 1992 года подтвердили своё стремление к сохранению Советского Союза как обновлённой федерации суверенных республик, в которой обеспечивается приоритет прав и свобод человека и многообразие форм собственности. Во время Августовской народной революции литовский, латвийский и эстонский народы оказали посильную помощь Советской армии в восстановлении на территории прибалтийских республик действия Конституции и законов СССР. Делегации Литвы, Латвии и Эстонии подписали новый Союзный договор вместе с остальными республиками. Я ещё раз подчёркиваю - народы Прибалтики не единожды подтвердили своё желание остаться в составе Советского Союза. Несмотря на все трудности, что нам пришлось пережить в результате так называемой "Перестройки", экономика Литвы, Латвии и Эстонии по-прежнему демонстрирует уверенный рост. Многоуважаемый Михаил Сергеевич Горбачёв сейчас говорил про "оккупацию Литвы авторитарной военной хунтой". Но позвольте, Михаил Сергеевич - вам ведь ещё в 1988 году было доложено о росте националистических настроений в Литве. У нас есть все стенограммы, включая февральского Пленума ЦК, на котором Лигачёв и Чебриков требовали принятия самых жёстких мер против литовских сепаратистов. Вы ведь даже не хотели поддержать оставшуюся на платформе КПСС часть литовской компартии, это было сделано под давлением большинства членов Центрального Комитета. Вы, а не мы, отдали подлинных патриотов Прибалтики на растерзание "Саюдису", "Народному фронту" и прочей мерзости.

– Это всё пустые отговорки, Геннадий Иванович. Вы просто защищаете свою заговорщическую хунту. Я всегда выступал за суверенитет, за право наций на самоопределение... Литва ведь всегда была историческим противником России.

– Я тоже выступаю за право наций на самоопределение - только если это не угрожает суверенитету и территориальной целостности государства. Об этом говорил основатель нашего Союза - Владимир Ильич Ленин. Он же учил нас прощать противников и давать им шанс на исправление. Ленин верил в лучшее в человеке, верю в это и я, Михаил Сергеевич. Вы, вот, похоже, не верите...

– Я попрошу не упоминать здесь имени Ульянова-Бланка.

– Михаил Сергеевич, вы можете объяснить причины данного запрета?

– Это вопрос не по повестке дня. Попрошу вас, Геннадий Иванович, соблюдать регламент.

– Ваше замечание тоже не по повестке дня.

– Да что вы себе позволяете! Я лишаю советскую делегацию слова...

– Ну и пожалуйста. Завтра все советские газеты напишут, что Председатель Генеральной Ассамблеи ООН не уважает наше суверенное государство, лишает слова его представителей.


Советская делегация в полном составе покинула зал и потребовала немедленного возвращения домой.

– Мы не собираемся оставаться на этом сборище ненавистников нашей страны, возглавляемом беглым преступником. – заявил Иван Полозков (после августа 1991 года был переведён на дипломатическую работу и стал заместителем министра иностранных дел СССР).

Скандал пришлось решать Генеральному секретарю ООН Бутросу Бутрос-Гали, который принес извинения и уговорил советских делегатов остаться. Советские СМИ как следует прошлись по фигуре Горбачёва.

Imperial

"Нас не утопишь!"


Imperial

"Награда нашла героя"


Imperial

"Горбачёв в ООН"


Обстановка в стране стабилизировалась и в марте 1993 года режим чрезвычайного положения был отменён и ГКЧП санкционировал новые президентские и парламентские выборы.

В выборах Президента СССР принимали участие 5 кандидатов - Геннадий Зюганов (от КПСС, вернее говоря, от КП РСФСР), Владимир Жириновский (от ЛДПСС), Александр Баркашов (от "Памяти"), Борис Ельцин (самовыдвиженец) и Владимир Путин (самовыдвиженец, поддержанный остатками правой оппозиции). Вопреки изначальным прогнозам, основная борьба развернулась между Борисом Ельциным (в первом туре получил 35,32%) и Владимиром Путиным (набрал 32,03%).

Перед вторым туром КПСС, ЛДПСС и "Память" договорились поддержать Ельцина, но в последний момент Русское национальное единство (наиболее антикоммунистически настроенная часть "Памяти") призвало голосовать за Путина.

Во втором туре Борис Ельцин с трудом, но одержал победу, получив 54% голосов.

Imperial


За Путина, тем не менее, проголосовали 30 млн. человек, что показало наличие в СССР порядочного числа недовольных новым курсом адептов Перестройки. Владимир Владимирович не признал результатов выборов и обратился в ЦИК СССР с требованием их пересчёта. После отказа в этом он вывел своих сторонников на улицы, попытавшись спровоцировать в стране политический кризис. Сторонник Путина Эдуард Россель одновременно объявил в Свердловске - оплоте "демократов" - о создании "Уральской республики" и её отделении от Советского Союза.

Imperial

ОМОН разгоняет митинг сторонников Владимира Путина


ОМОН быстро разогнал митинги путинистов, а в Свердловск были вновь введены войска, которые остановили сепаратистский мятеж. Путин и Россель, обвинённые в вооруженном мятеже, сепаратизме и попытке свержения конституционного строя, бежали за границу и вскоре примкнули к Горбачёву.

Imperial

Михаил Горбачёв и Владимир Путин отвечают на вопросы журналистов


Из-за вызванного "демократами" кризиса парламентские выборы были отложены и состоялись только в октябре 1993 года. КПСС, ЛДПСС и "Память" получили примерно одинаковое количество голосов и вновь договорились о коалиции.

Imperial


Вопреки опасениям, президентство Бориса Ельцина оказалось достаточно удачным. Он почти не вмешивался в работу нового правительства Юрия Маслюкова, которое продолжило курс на стабилизацию экономики. Советский Союз успешно пережил экономический кризис 1998 года и вошёл в XXI век развивающейся страной, проводящей независимую внешнюю политику и обеспечивающей своим народам достаточно высокий уровень жизни. Иностранные аналитики характеризуют СССР как "государство с гибридным режимом и смешанной экономикой, по характеру проводимых преобразований близкое к Китаю и Кубе".

Таким образом, почти неизбежный развал Советского Союза был остановлен и ситуацию удалось обратить вспять.

Конец AAR.


    Александр Попов, 13 мая 2020, 22:58


    Imperial

    Цитата

    Премьер-министр СССР Борис Ельцин и министр Дмитрий Васильев

    Так это тот мужик который создал националистическое движение "Память" и славянское родноверческое движение....
    ИмпериалИмпериал
    Воспользуйтесь одной из соц-сетей для входа:
    [ Регистрация ]Для скрытия рекламы, зарегистрируйтесь на форуме[ Вход на форум
    © 2020 «Империал» · Условия использования · Ответственность · Визитка Сообщества · 06 авг 2020, 16:28 · Счётчики