Сообщество Империал: Рабство, как оно есть - Древний Мир - Исторические Статьи - Библиотека - Сообщество Империал

  • Поиск
  • Законы
  • Сообщество
  • Репутация
  • Экономика
  • Больше

Информация об авторе

  • Автор: Анархист

Информация по статье

  • Добавлено: 24 Окт 2013, 12:01
  • Обновлено: 24 Окт 2013, 20:47
  • Просмотры: 2625

Дополнительно

Репутация: 5
Рабство, как оно есть

Описание: Понятие рабства у современного человека ассоциируется с самыми ужасными социальными кошмарами, которые можно себе представить. При слове раб, современник представляет себе не имеющего ни каких прав человека, который изнемогает от непосильного труда в нечеловеческих условиях и с минуты на минуту ждет беспричинной немилости хозяина и немедленной жестокой расправы над ним, и даже смерти. Но насколько это соответствует действительности?
Такой образ рабство приобрело главным образом вследствие не законного, с точки зрения современного законодательства, статуса. Также этому способствует юридический статус раба, который имелся в римском праве. Еще со школы всем известно определение раба с точки зрения римского философа Варрона, раб представляет собой лишь «говорящее орудие», одушевлённую собственность, вьючный скот (на языке римского права — res, то есть вещь). Конечно современная идеология, превознося совершенство современной социально-экономической системы, а значит и современной системы трудовых отношений, представляет рабство как абсолютное зло, а раба, как личность, которая не имеет никакой защищенности со стороны государства. Распространено мнение, что убийство раба господином — законное право последнего, а не как преступление против личности, что вело к распространению произвола господ по отношению к своим рабам.
Но если немного тщательнее заглянуть в прошлое, то окажется, что представление современного человека о рабстве, как о системе трудовых отношений, во многом ошибочное. Раб действительно не являлся субъектом Права. Но быть субъектом Права и иметь права и правовую защиту это понятия не тождественные. В современной правовой системе природные ресурсы, памятники архитектуры и многое другое является объектом Права и пользуется при этом защитой со стороны Права, реализуемого государством. Отличие субъекта Права от объекта Права заключается в том, что права субъекта в отличие от объекта не защищаются и не реализовываются до тех пор пока сам субъект не инициирует защиту и реализацию своих законных прав. Раб, с точки зрения Правовой системы государств Древнего Мира, являлся объектом Права, и государство защищало его от произвола господина, независимо от наличия инициативы со стороны самого раба, обеспечивая ему определенный прожиточный уровень и условия жизни. Для того, что бы доказать это рассмотрим суть института рабства как социально-экономического явления и его историю в целом.
Рабство это одна из форм трудовых отношений и в Древнем Мире это была основная форма трудовых отношений, также как и сегодня вольнонаемный труд, который поддерживается и защищается законом.
Связанно это с особенностями ведения хозяйства того времени. Первые государства возникли в бассейнах больших рек Передней Азии и Северной Африки, на землях обильно орошаемыми либо водами рек, либо дождями. Мягкие почвы этих долин позволяли обрабатывать их примитивными каменными и медными орудиями труда. Но пригодными для обработки были только узкие участки вдоль береговой линии рек. Растущее население требовало большего количества ресурсов и добыть его, при том уровне технологий, возможно было только увеличив площадь орошаемых дождями и реками земель. Достичь этого можно было только следующими способами: строительством ирригационных систем для обеспечения доставки речной воды на участки земель, находящиеся далеко от береговой линии, отвода избытка воды с заболоченных площадей, делая их пригодными для земледелия, и постройки по склонам пологих холмов и гор насыпей для задержки дождевых вод, которые и сейчас строят земледельцы в Палестине. Именно поэтому древнейшие государственные образования возникли в 4 тыс до н.э. на землях благоприятных для земледелия. В Старом Свете это долины рек Инд и Ганг, Хуанхе и Янцзы, Тигр и Евфрат, Нил и Иордан в Палестине; в Новом Свете это Северные Анды и полуостров Юкатан, где возможность земледелия обеспечивали обильные дожди. Но реализация таких строительных проектов, как всевозможные ирригационные системы, требовала большого количества рабочей силы, которой племя не имело. Таким образом, рабы в Древнем Мире были не просто рабочей силой, а тем стратегическим ресурсом, который обеспечивал экономическое, а значит и военное могущество всего племени. Впоследствии, использование труда рабов распространилось на все сферы жизни общества вплоть до организации досуга и даже управления государства, как это можно увидеть на примере Римской Империи.
Единственным же способом иметь достаточное для этого количество рабочих было порабощение соседних племен и народов. Эту задачу наиболее эффективно могла решить только Государственная система, прототипом которой были племенные союзы, создаваемые с целью захвата новых рабов и защиты от соседей. В Древнем Мире главной целью войн являлась добыча рабов. Но война была не только очень дорогим мероприятием, но и чрезвычайно рискованным. В случае неудачной военной кампании победитель, в лучшем случае для побежденной стороны, опустошал приграничные районы, уводя людей в рабство на свою территорию.
Эта особенность добычи рабов делало государство заинтересованным, что бы рабовладельцы бережно относились к рабам. Организовывать частые дорогостоящие и рискованные военные кампании для пополнения рынка труда необходимым количеством рабочей силы вследствие произвола рабовладельцев было непозволительной роскошью для государства. Этот факт вынуждал государство обеспечивать определенный минимальный уровень защиты здоровья и жизни рабов, точно также как в современных государствах на правовом уровне определяют минимальный прожиточный уровень и безопасность труда вольнонаемной рабочей силы. Для этого использовались экономические и правовые рычаги воздействия.
К экономическим рычагам относится монополия государства на добычу рабов, крупно оптовую торговлю рабами, регулирование минимальной начальной стоимости рабов и очень высокое налогообложение мелкооптовой и розничной торговли рабами. Это делало рабов очень дорогим товаром. Вследствие высокой стоимости рабов, рабовладельцам было невыгодно плохо содержать рабов и изнурять их трудом, поскольку тогда рабы хуже работали, болели чаще, а соответственно и возрастала смертность, что вело к дополнительным затратам для пополнения необходимого количества рабочей силы. Для того, что бы представить себе реальную стоимость рабов в то время рассмотрим список цен в греческих полисах в 5-4 веках до н.э. – в период высшего рас-цвета полисного греческого устройства. В результате победы греков в греко-персидских войнах (500—449 до н. э.), происходит возвышение греческих городов-государств, создаётся Делосский союз (во главе с Афинами).

Данный список поможет оценить реальную стоимость товаров и понять систему ценностей в Древней Греции. Цены приведены для Афин с конца V до середины IV в. до н. э., т. е. в промежутке времени, для которого сохранилось наибольшее количество документов.
Плата за вырезку на камне народных постановлений и других государственных доку-ментов: от 10 до 60 драхм, смотря по величине документа
Плата архитекторам: 2—4 драхмы в день
Путевые издержки послов : 2—3 драхмы в день
Плата квалифицированному строителю: 1—2 драхмы в день
Плата учителям : более 1 драхмы в день
Плата всаднику: 1 драхма в день, включая содержание коня
Плата рядового гоплита: 5—6 оболов в день (6 оболов = 1 драхме)
Плата матросам: 3—4 обола в день
Плата рабам на строительстве: 2—3 обола в день
Книга: 100 мин за 3 книги Пифагора (Диоген Лаэртский) (1 мина=100 драхм)
Хороший дом в Афинах: 30 мин (стоимость дома отца Демосфена)
Красивая танцовщица-наложница: 20—30 мин
Образованный раб: до 5 мин
Раб-ремесленник: 3—4 мины
Лошадь: 3—12 мин
Простой раб: 2 мины в среднем (200 драхм)
Хороший плащ: 10—20 драхм
Сандалии: 6—8 драхм
Теленок: 5 драхм
Овца: 2 драхмы
Посещение борделя: 2—6 оболов, плата за вход и подарок жрице любви
Театр: 2 обола за место
1 кг пшеницы: меньше 1 обола
1 л вина: 1/2 обола за дешевое фракийское
Обратим внимание на некоторые пункты в списке. Стоимость простого раба, то есть раба без особых трудовых или умственных навыков, равняется стоимости стада овец в 100 голов или стада телят 40 голов. Стоимость красивой танцовщицы-наложницы (читай рабыни) равна стоимости хорошего дома в одном из самых престижных городов Эллады того времени. Трудно чинить произвол и расточительно обходится со столь дорогим имуществом. Господин, который не ценит такое дорогое имущество, быстро разорялся и переставал быть господином. Стоит также отметить, что работорговля была чрезвычайно прибыльным делом и государство помимо монопольного установления оптовой начальной стоимости захваченных рабов, увеличивало их стоимость при розничной продаже за счет введения высокий налогов на работорговлю. В различное время этот налог составлял от 20% до 50% от стоимости раба.
Интересен пункт о плате рабам-строителям до половины драхмы в день, свидетельствующий, о том, что некоторые категории рабов помимо обеспечения одеждой, едой и кровом, получали и денежное жалованье. В самом деле, если бы рабы не имели ника-кого своего имущества и не получали платы за свою работу, то в правовых системах Древнего Мира и не могло появиться нормативных актов регулирующих порядок вы-купа рабами самих себя у господина. А такие нормы имелись.
Также в правовых системах Древнего Мира действовали нормы, предписывающие обязательное освобождение раба в случае нанесения ему увечий, даже если таковые были не-значительными. А поскольку рабы были чрезвычайно дорогим товаром, рабовладелец хорошо подумает, прежде чем наказывать раба так, что ему мог быть нанесен телесный вред, ведь согласно закону господин автоматически лишался права владеть данным рабом. Эти нормы прописаны и в Библии: Исх 21:26. Если кто раба своего ударит в глаз, или служанку свою в глаз, и повредит его, пусть отпустит их на волю за глаз;27. и если вы-бьет зуб рабу своему, или рабе своей, пусть отпустит их на волю за зуб.
Также интересна изложенная в этой главе норма о смерти раба от домашнего животного: Исх 21:32. Если вол забодает раба или рабу, то господину их заплатить тридцать сиклей серебра, а вола побить камнями. Это конечно же заставляло господина следить за безопасностью рабов при выполнении ими некоторых видов деятельности.
Большая часть информации о жестоком обращении с рабами относится к периоду заката Римcкой Республики 150 - 40 год до н.э. К этому времени Рим захватил настолько большие территории, что фактически не стало у него конкурентов в лице других государств. Это привело к притоку такого большого количества рабов и соответственно их удешевлению, что это позволило рабовладельцам не заботится о жизни и здоровье своих рабов, и усилить их эксплуатацию. Экономический фактор перестал для них быть сдерживающим стимулом против жестокой эксплуатации рабов. Но этот период истории Рима также характерен глубоким социально-экономическим и политическим кризисом, который сопровождался гражданскими войнами и народными восстаниями с участием большого количества рабов: Первое сицилийское восстание — восстание рабов на острове Сицилия в 135-132 годах до н. э.; Второе Сицилийское восстание — восстание рабов в Сицилии в 104—99 годах до н. э., где поводом к стихийному выступлению рабов стало прекращение устроенной сенатом проверки рабовладельческих хозяйств на предмет наличия среди рабов незаконно отданных в рабство, которая сопровождалась освобождением части рабов; Союзническая война (91—88 до н. э.) - восстание италийских племён против Рима; Гражданская война 83—82 до н. э.; Восстание Спартака датируемое 73—71 гг. до н. э.; Заговор Катиланы (63 г до н.э.), Гражданская война (49 г до н.э – 42 г. до н.э.), закончившаяся поражением республиканцев в битве при Филиппах.
Этот кризис закончился установлением императорской власти в Риме, основы которой заложил Октавиан Август. Со времени утверждения императорской власти принимается целый ряд юридических мер, направленных к охранению рабов от произвола и жестокости господ. Lex Claudia (47 г. н. э.) даёт свободу тем рабам, о которых господа не заботились во время их болезни. Lex Petronia (67 г.н.э.) запрещает посылать рабов на публичные бои со зверями. Император Адриан запрещает под страхом уголовного наказания само-вольное убийство рабов господином, заключение их в тюрьмы, продажу для проституции и гладиаторских игр (121 г.н.э.). Антонин ( 138-161 гг.н.э.) легализировал обычай, позволявший рабам искать спасения от жестокости господ в храмах и у статуй императоров. За убийство раба он предписал подвергать господина наказанию по lex Cornelia de sicariis (согласно Закону Корнелия об убийствах), а в случаях жестокого обращения с рабом — продавать его в другие руки. Им же была запрещена продажа детей и выдача их в качестве заложников при займе денег. Часто практиковавшееся в работорговле изувечивание мальчиков и юношей каралось изгнанием, ссылкой в рудники и даже смертью, независимо от социального статуса преступника. Если покупатель возвращал раба продавцу, то он дол-жен был вернуть и всю его семью: сожительство рабов, таким образом, признавалось семейным браком. Константин I Великий (272-337 гг н.э.) приравнял умышленное убийство раба к убийству свободного человека. Вышеуказанные правовые нормы не являлись изобретением римского права в поздний период существования империи. Эти нормы в виде законов и обычаев существовали и ранее в Древней Греции. В Афинах существовал ритуал для введения раба в семью. Обычай разрешал рабу иметь собственность (то, что в Риме носило название peculium); благоразумные хозяева ради собственной выгоды редко нарушали этот обычай. Признавался брачные союзы рабов законными. В определённые дни рабы освобождались от своих обязанностей: в Афинах, Спарте, Аркадии, Фессалии (и т. д.) таким временем был праздник Anthesterii, посвященный Вакху, когда господа даже служили своим рабам ( римляне переняли этот обычай и себе). Раб, бежавший под алтарь или даже просто прикоснувшийся к священным предметам, например, лавровый венок Аполлона, считался неприкосновенным. В соответствии с афинскими законами виновный в оскорблении или убиении чужого раба предавался суду и платил штраф; своего раба господин мог наказывать по собственному усмотрению, но не имел права убивать; если раб убивал господина, он подвергался обыкновенному суду; раб, недовольный своим господином, мог требовать, чтобы его продали другому. В Риме рабы имели выходные дни, в которые они могли посещать театр и цирк. Примечательным является тот факт, что и в Афинах и в Риме запрещалось рабов выделять из числа свободных граждан какими либо атрибутами, указывающими на его статус раба: ошейники, одежда, клеймо и т.п. Некоторые историки объясняют это как нежелание рабовладельцев, в целях своей безопасности, показать рабам насколько они многочисленны. Но это не правильное объяснение, потому что рабы по ходу службы хозяину и так контактировали с другими рабами, включая рабов, принадлежавших другим хозяевам, что бы не знать истинную численность людей своего статуса.
Древний Египет 3-2 тыс до н.э. в этом смысле ничем не уступал Риму и Греции. Основой основ древнеегипетского общества были ḥmww njswt — «царские хемуу». Эта категория населения являлась основной в древнеегипетской социальной структуре и без её изучения невозможно составить сколько-нибудь полное представление о египетском социуме во-обще. Царские хемуу в эпоху Среднего царства (эпоха истории Древнего Египта между 2040 и 1640 до н. э.) охватывают почти все эксплуатируемое коренное население Египта и противопоставляются работникам, ввозимым в страну извне. По достижении определённого возраста, они распределялись по профессиям, становились земледельцами, ремесленниками, воинами. Хемуу работали не только в царских и храмовых хозяйствах, но и в частные хозяйства представителей знати также набирали работников из их числа. Женщины этого же слоя (ḥmwt) были садовницами, пряхами, служанками. На Мюнхенской и некоторых других стелах царские хемуу называются «собственностью», принадлежащей частному лицу. Однако хемуу являлись «рабами» не своего непосредственного господина, а «рабами царя», и только в таком качестве могли быть собственностью (в древнеегипетском понимании) частных лиц. Такой юридический статус рабов автоматически исключал произвол по отношению к ним со стороны рабовладельцев. Среднему царству вообще чуждо понятие «свободный», оно появляется только в эпоху Нового царства (1552—1069 до н. э.), когда слово ḥmw отделяется от уточнения «царский» и употребляется для обо-значения чужеземцев, захваченных в войнах.
Во всех государственных системах Древнего Мира кроме рабов, принадлежавших частным лицам, были рабы общественные, принадлежавшие государству, или отдельному го-роду. Они строили улицы и водопроводы, работали на государственных каменоломнях и в рудниках, чистили клоаки, служили на бойнях и в разных общественных мастерских (воинского вооружения, веревок, снастей для судов и пр.); они же занимали при магистратах низшие должности — посыльных, вестников, прислужников при судах, тюрьмах и храмах; они бывали государственными кассирами и писцами. Из них же составлялась свита, сопровождавшая каждого провинциального чиновника или полководца на место его должности.
В этой системе выделялся особый класс рабов - личные, или домашние рабы. После смерти господина эти рабы, как правило, получали не только свободу, но и часть состояния своего господина, что порой делало их очень богатыми гражданами.
Различные категории рабов имели и различные возможности: владеть имуществом , иметь семью, заниматься торговлей и ремеслами. В государствах Древнего Мира обязательное всеобщее образование отсутствовало, поэтому некоторым рабам хозяева оплачивали образование или обучение ремеслам, после чего сдавали их в аренду. Для многих простых людей это был единственный способ получить гуманитарное или техническое образование.
Широкое распространение в Древнем мире (конец 1 тыс до н.э.- начало н.э.)- получил класс вольноотпущенников. Это рабы, отпущенные с соблюдением законных формальностей. Тем не менее, они не были свободными и оставались долгое время зависимыми от своего господина и в случае не выполнения своих обязательств по отношению к нему могли легко снова перейти в статус раба. В Древнем Риме вольноотпущенники получали родовое имя бывшего господина и становились римскими гражданами, но без права отправлять магистратуры (занимать государственные должности) и служить в армии. В Греции они имели права свободных граждан, но с некоторыми ограничениями. Раб, освобождённый «по милости господина», должен был часть времени работать на патрона или выплачивать ему долю своего заработка. Эксплуатация вольноотпущенников была нередко выгоднее эксплуатации рабов, и число вольноотпущенников всё возрастало, особенно в позднюю эпоху. Часто вольноотпущенникам давались участок земли, мастерская, лавка, долю дохода с которых он вносил патрону. Часто вольноотпущенники были доверенными агентами своих патронов. Они составляли особое сословие, которое, однако, не было однородно. Некоторые вольноотпущенники были очень богаты. Из их числа в Риме вербовались члены жреческой коллегии севиров-августалов, обслуживавшие императорский культ. Особую роль в Древнем Риме играли императорские вольноотпущенники, составлявшие низший и средний персонал бюрократического аппарата империи и пользовавшиеся иногда значительным влиянием в империи. Большинство же вольноотпущенников сливалось со свободной беднотой и мелкими ремесленниками.
Тема рабства, как системы трудовых отношений, очень обширна, и все аспекты рабовладельческих отношений осветить в рамках одной главы невозможно. Рабы разделялись на множество категорий по способу приобретения статуса раба, видам выполняемых работ, уровнем содержания и даже оплатой труда. Однако и приведенных данных достаточно, что бы убедится в том, что государство не оставляло рабов на произвол своим владельцам, как это описано в популярной современной истории. Государство не может не контролировать доминирующую в действующей социально-экономической системе форму трудовых отношений. Рабы не были субъектом Права, но они были объектом Права и имели правовую защиту со стороны государства.
Copyright © «Империал». Копирование информации с этой страницы возможно только при указании прямых ссылок на эту страницу.




      Стиль:
        11 Дек 2016, 07:19
    © 2016 «Империал». Условия предоставления. Ответственность сторон. Рекрутинг на Империале. Лицензия зарегистрирована на: «Империал». Счётчики