Дата: 05 янв 2014, 08:05 · Просмотров: 5 367
Ирландия была достаточно хорошо известна в античном мире, что наглядно демонстрирует География Птолемея. Это список географических названий и названий племен, населяющих эти места с их точным местоположением по долготе и широте. Он был составлен Птолемеем, греко-римлянином, проживающим в Александрии Египетской во время II века н.э. Из информации, полученной из этого списка, можно реконструировать карту Ирландии и она выглядит поразительно знакомой (см. рис. ниже). И действительно, ряд имён в списке с лёгкостью поддаётся идентификации (особенно реки). Река Бувинда, это сегодняшняя р. Бойн, Сенос – это Шеннон, Логия – это современная Лаган, Оббока – это Авока (или, возможно, Лиффи) и т.д.
Больше информации об Ирландии можно найти в записях I века н.э. у римского сенатора и историка Тацита. Он описывает Ирландию, как небольшую страну в сравнении с Британией, но больше, чем острова Средиземного моря. Климат, почва, местное население в Ирландии по большинству такое же, как и в Британии. Он также упоминает, что он часто слышал как его тесть, военачальник Агрикола, говорил, что «Ирландия может быть покорена и удерживаться всего одним легионом и небольшим количеством ауксилиев» (см. Waddle 1998, 374)
Это утверждение Агриколы и сама возможность римского вторжения была предметом многочисленных споров. Доктор Ричард Уорнер, сотрудник музея Ольстера, заявил, что большие силы римлян/романизированных британцев могли вторгаться в Ирландию в I веке н.э., возможно с юго-восточной стороны. Он обосновывает свою теорию на ряде находок, включающих римские предметы времён I и II веков, а также сходстве некоторых названий племён известных из карты Птолемея и тех, что населяли Британию и Галлию. Он также предположил, что миф об Ирландском принце, который вернулся в Ирландию из Британии во главе армии, чтобы захватить власть, может основываться на реальных фактах. Может ли быть так, что это тот же принц, которого упоминает Тацит, когда он описывает, как Агрикола приветствовал некоего ирландского царька, находящегося в изгнании, в надежде, что он когда-нибудь сможет использовать его для своих планов? И хотя, это очень интересная теория, она остаётся недоказанной.
В контексте возможного римского вторжения один участок вызвал значительные споры. Это место находится близ мыса Друманах, к северу от современного Дублина. Там находился форт, занимающий площадь около 40 акров, защищённый тремя большими рвами, преграждающими подходы. Остальная часть форта была защищена высокими скалами, обращенными к морю. На месте форта было найдено много артефактов римского происхождения, все они были найдены с помощью металлоискателя (на месте не производилось археологических раскопок). Среди найденных вещей были римские монеты датируемые временем правления Тита (74-81гг. н.э.), Траяна (98-117гг. н.э.) и Адриана (117-138гг. н.э.), а также римские броши и медные слитки (см. Slayman 1996). Эти находки, а также оборонительный характер форта интерпретируются некоторыми исследователями, как аргумент в пользу того, что Друманах является остатками именно римского форта. Эта точка зрения вызвала множество споров и была оспорена многочисленными историками. Контраргументы привёл профессор Барри Рафтери, который полагает, что это мог быть не римский форт, а скорее торговый пункт, связывающий Ирландию и Римскую Британию. Возможно, он был населён смесью ирландцев, романо-британцев, галло-римлян, и, несомненно, самих римлян (Raftery 1996, 19).
Торговля определённо существовала между двумя островами, и как утверждает Тацит, берега и гавани были известны купцам, которые торговали там. Вполне вероятно, что ирландцы поставляли продукты, шерстяные вещи, шкуры, рабов и даже волкодавов. Свидетельство этого можно увидеть позже, в IV столетии н.э., в упоминании семи ирландских собак, которые настолько поразили римлян, что те считали, транспортировку этих собак нужно проводить исключительно в клетках.
С другой стороны, большой спектр вещей, и из римского мира мог попадать в Ирландию посредством торговли, и это объясняет тот факт, что в этой местности было найдены некоторые артефакты. Это такие вещи как, черепки терры сигилаты или арретинской керамики, найденные в ряде местных поселений, бронзовый ковш из Bohereen, небольшой колокольчик из Kishawanny, и как минимум 16 задокументированных находок римских монет. Последние включают разрозненные медные монеты из местечка Freestone hill, золотые из Newgrange, а также ряд крупных захоронений крупных кладов в северной Ирландии. К примеру, клад из 1500 серебряных монет и слитка, найденных в Ballinrees. Это захоронение начала V века может быть добычей, награбленной в ходе одного из набегов на колонию в Британии, клонящейся к упадку Римской империи, или же это плата наёмникам, возвратившимся со службы.
В отличие от вышеописанных захоронений, находка из Newgrange, представляет собой более ритуальную коллекцию. Это захоронение включает в себя золотые монеты, серебряные кольца, броши. Вполне возможно, что все эти вещи привнесены в Ирландию торговцами, путешественниками и даже пилигримами, прибывшими из Римского мира. Также дополнительным свидетельством ритуальной активности может свидетельствовать находка в Randalstown, где в водах священного колодца была найдена брошь римского типа.
Римские вещи и золотые монеты. Newgrange
Небольшое число захоронений в Ирландии, найденных в 1835 году также содержат римские вещи. В этих погребениях были найдены монеты эпохи Траяна (97-119гг. н.э.) и Адриана (117-138гг. н.э.). Вполне возможно, что это является свидетельством погребального обряда римлян, когда монеты располагались на глазах у покойного. Они предназначались в качестве оплаты Харону для перевозки по реке Ахерон в страну мёртвых. Ещё одно захоронение было найдено на острове Ламбей, в 1927 году к северу от Дублина. Там были найдены романо-британские броши I-II веков, железный меч, бронзовые верховые ножны, железное зеркальце и бисерное ожерелье.
За пределами Дублина и окрестностей, также было найдено предположительно ещё одно римское захоронение в Stoneyford. Оно отличалось от прежних уже описанных погребений, так как содержало сожженные останки, помещённые в стеклянную урну. Захоронение содержало стеклянные флаконы, возможно для косметики, а также бронзовое зеркало. Такой тип захоронений типичен для римского среднего класса I-го столетия н.э., и возможно там была похоронена женщина.
Вопрос, вторгались ли римляне в Ирландию, остаётся открытым, хотя нынешние археологические данные позволяют утверждать, что крупномасштабных операций здесь не проводилось. Например, в Британии, места, относящиеся к римским военным лагерям, характеризуются большими прямоугольными/квадратными формами, соблюдая линейность, включая также отличные дороги, но это явно отсутствует в ирландских раскопках. Тем не менее, возможно, существовали обширные торговые контакты между Ирландией и Британией, и вполне возможно, что романизированные британцы, или даже сами римляне были постоянными посетителями ирландского побережья. Вероятно, они прибывали туда торговать, заключать политические альянсы, а также для посещения священных мест, таких как в Newgrange. Возможно, некоторые оставались там достаточно долго, что даже основывали небольшие общины, где погребали покойных согласно римским обычаям. И вполне возможно, что некоторые из этих людей, могли оказать влияние на ирландскую историю. В конце, концов, Святой Патрик, покровитель Ирландии, человек принёсший христианство на остров, был римским британцем.