Сообщество Империал: Военная организация и вооружение древних ирландцев. - Древний Мир - Исторические Статьи - Библиотека - Сообщество Империал

  • Поиск
  • Законы
  • Сообщество
  • Репутация
  • Экономика
  • Больше
Сообщество Империал > Библиотека > Исторические Статьи > Древний Мир > Военная организация и вооружение древних ирландцев. Регистрация

Информация об авторе

  • Автор: stadnichenko

Информация по статье

  • Добавлено: 09 Фев 2014, 22:22
  • Обновлено: 17 Фев 2014, 16:05
  • Просмотры: 1939

Дополнительно

Репутация: 5
Военная организация и вооружение древних ирландцев.

Описание: Описание устройства общества, военного дела, снаряжения Ирландии в период Античности.
Интерес к античной истории и военному делу и культуре народов Древнего мира у меня возник с выходом игры ome Total War. За годы, прошедшие с того момента я смог подробно ознакомиться с воинскими традициями и культурой многих народов античного мира, но когда захотел познакомиться поближе с воинской традицией древних кельтов Ирландии, обнаружил, что и в Интернете, и в исторической литературе данные крайне скудны. Отчасти это обусловлено небогатым археологическим материалом и отсутствием в античной литературе подробного освещения данной темы. С целью попытаться устранить эту лакуну и задумал написать эту статью, сведя воедино данные из различных источников, как печатного характера, так и виртуальной сети.Думается, эта работа будет интересна не только интересующимся древней историей, но и разработчикам модификаций серии Total Wаr и других исторических игр.

В значительной степени пролить свет на многие аспекты жизни древних ирландцев помогают предания и мифы кельтской древности, заботливо записанные христианскими монахами этой страны. Ценность их особо актуальна тем, что в отличие от других народов, вошедших в различное время в лоно христианской церкви, в Ирландии христиане не пытались уничтожать следы языческого прошлого, а наоборот, бережно сохранили их для потомков, так как многие из них были потомками кельтских филидов-сказителей и друидов. Особенно важно то, что эти сказания позволяют взглянуть на мир древних кельтов глазами самих кельтов, что вряд ли возможно, если отталкиваться данных археологии и скупых сведений в античной литературе. Эти предания включают в себя самые разнообразные произведения, но условно их можно разделить на две группы - сказания "Уладского цикла", очень близкие по духу произведениям Гомера, и "Цикл Финна", отражающий более поздний в хронологическом отношении период кельтской истории Ирландии.Особенно ярко видна эволюция жизни древнеирландского общества, в том числе и в развитии военного дела и воинского этоса этого народа.

Начать, пожалуй стоит с героической эпохи, описанной в преданиях Уладского цикла, во многом напоминающих произведения Гомера, где великие богатыри сражаются на колесницах и пользуются благосклонностью богов. Именно колесница, традиционный атрибут индоевропейской древности, была неотъемлемой частью воинской традиции древних кельтов Ирландии, как, впрочем, и кельтов вообще. На сегодняшний день не найдено ни одной колесницы или её фрагмента на территории Ирландии, зато предания изобилуют весьма красочными описаниями колесниц и их роли в жизни ирландцев в героическую эпоху. Вот, например, описание колесницы Кухулина в предании "Сватовство к Эмер": "колесница из обработанного полированного дерева с колёсами из белой бронзы. Белое дышло из белого серебра с кольцом из белой бронзы. Новая высокая колесницагрохочущая, прочная изогнутая. Ярмо бугристое крепкое, покрытое золотом. Две прочные плетёные жёлтые вожжи. Столбы крепкие мечеобразные." Не лишённое некоторых поэтических преувеличений, это описание, тем не менее наглядно демонстрирует тип колесницы, характерной для Британских островов - колесницу бигу. Очевидно, это была лёгкая двухколёсная колесница, запряжённая двумя лошадьми, с колёсами, покрытыми металлическим ободом, дышло соединяло корпус колесницы с ярмом, куда впрягались лошади. Не совсем понятно, где были эти "столбы", возможно, они стояли в задней части колесницы. На переднем сиденье сидел возница с бодилом в руках, за ним было сиденье для воина. Колесница являлась неотъемлемым атрибутом воина-аристократа, была дорога, и кроме функциональной нагрузки подчёркивала статус владельца. Возница мог наравне с воином участвовать в сражении. Самым знаменитым возницей был Лойг, колесничий Кухулина. Возницей уладского короля Конхобара была его дочь Дехтине, что ставит дополнительный вопрос о древнеирландских женщинах-воительницах. Воины могли сражаться как на колесницах, так и спешившись, что опять отсылает нас к Гомеру. В начале атаки воины обычно метали дротики, а затем сражались мечами или копьями.

Кухулин на колеснице

Бриттская колесница-бига

Упоминания о верховых воинах не типичны для древнеирландских преданий, однако, эпизодическивстречается описание всадников, например герой Коналл Кернах и верховые кравчие короля Темры, упомянутые в "Разрушении заезжего дома Да Дерга".

Что касается оборонительного и наступательного оружия, то многие его виды, описанные в ирландской литературе не подтверждаются археологическими находками, однако это ещё не повод делать поспешные выводы. Что касается одежды, описанной в преданиях, то большинство её деталей встречается и в раннесредневековом ирландском обществе. Неотъемлемым атрибутом древнеирландского воина была длинная, до колен или лодыжек льняная рубаха leine. Рубахи эти носили как мужчины, так и женщины на голое тело. Рубаха подпоясывалась, причём пояс, кроме функционального назначения (на нём крепилось оружие и воинские трофеи) имел ещё и социальное, характеризовавшее статус владельца. Известны и боевые пояса, прикрывавшие тело воина от пояса до подмышек, богато украшенные и укреплённые металлическими пластинками. Из преданий известна также такая интересная деталь доспехов как боевой передник, изготовлявшийся из кожи или ткани, украшеной орнаментом и укреплённой металлическими пластинами. Такой передник предназначался для защиты нижней части тела воина. Неотъемлемой частью одежды воина был так же плащ brat, изготовляемый, как правило из шерсти и украшенный орнаментом. Окраска плаща, как и пояс, так же характеризовала социальный статус владельца. Иногда плащ был с капюшоном. Застёгивались плащи изысканными металлическими фибулами (золотыми, серебрянными, бронзовыми или железными). Обуты воины были в кожаную обувь, или зачастую были босы.

Вероятный облик ирландского воина древности

Ирландский меч

Основным типом холодного оружия древних ирландцев были короткие железные мечи (найденые образцы - 37-46 см) с костяной, как правило, рукоятью. Эи мечи были латенского типа. Воины так же использовали топоры и палицы. Из древкового оружия были распространены копья (причём некоторые имели несколько наконечников). Так же использовались кинжалы и метательные дротики. Праща имела эпизодическое применение, но была хорошо известна ирландцам и часто встречается в преданиях. Особый интерес представляет копьё, которое использовал Кухулин - gae bulga. Судя по описанию его действия это копьё имело необычный наконечник, либо извилистый (как у континентальных кельтов, либо наподобие гарпуна:"оно оставляло одну рану, когда входило в тело человека, и тридцать зазубрин, когда его вынимали, и нельзя было его вынуть, не повредив плоть вокруг."

Из оборонительного вооружения ирландцев самым распространённым были щиты, как небольшие по размеру (известна лишь одна археологическая находка - обитый кожей деревянный щит, размеры 35х55 см, с закруглёнными углами), так и описанные в литературе большие продолговатые или прямоугольные ростовые щиты, обитые кожей или деревом, с металлической кромкой или умбоном, схожие со щитами континентальных кельтов. Щиты красились разноцветной краской и покрывались традиционным кельтским орнаментом. Щиты могли использоваться как оружие, когда металлическую кромку затачивали до остроты. Касательно использования древними ирланцами шлемов - археология не знает подобных находок, но в литературе они описаны, хотя и крайне редко. Среди археологических и письменных данных отсутствуют упоминания о таком распространённом в древности оружии как лук. Можно сделать вывод, что такие вещи как лук и штаны были не известны древним ирландцам, а если и были известны, то не имели широкого хождения.

В среде древних кельтов, как и на континенте, так и на Британских островах войны и насилие были привычным делом, а участие свободного мужчины в войне было делом престижным и почётным. Эти данные подтверждаются как ирландскими преданиями, так и сведениями античных писателей. причём, кроме военных действий, насилие было распространено и на бытовом уровне. Древние предания описывают будничную картину, когда незначительный бытовой конфликт мог перерости в кровавый поединок. Военные столкновения могли происходить как на уровне королевств-туатов, так и между отдельными родами и дружинами, причём различался и состав участников - если это были столкновения на уровне родов, туатов, то противоречия обычно разрешались поединками отдельных воинов или схваткой между дружинами, но если речь шла о крупных войнах между ирландскими пятинами или происходило вторжение, то к оружию призывались все свободные мужчины. Здесь необходимо, наверное, прояснить структуру древнеирландского общества. И в древности и в средневековье Ирландия была поделена на множество племенных королевств-туатов, во главе которых стояли племенные короли (созвучно с племенными быками). Туат был минимальной самодостаточной территориальной еденицей (их число колебалось в разное время от 80 до 100). Средний туат включал порядка трёх тысяч человек, вместе с женщинами и детьми. Это объединение не было племенем, так как, аналогично Древней Греции, несмотря на политическую раздробленность, их объединяли единый язык и культура. В основе туата лежала военная организация, где король ri tuathe являлся военным лидером. Один туат выставлял войско под командованием "короля войск" ("короля тутов") ruiri, ri tuath, руководившим войсками нескольких туатов, чьи короли присягнули ему в верности. Каждый король должен был выставить войско примерно в 700 человек, что составляло войско туата - buiden. Следующей ступенью был "король высших королей" ri ruirech. Как правило, это были короли пятин, коих в Ирландии было пять - Улад, Лейнстер, Мунстер, Коннахт и Миде. В пятине Миде (в центре Ирландии) находился древний королевский ценр Темре, скорее ритуально-сакральный центр, так как данные о всеирландском короле скорее мифологический характер. Первым историческим всеирландским королём был Бриан Боруме (941-1014). Численность дружин ирландских королей была небольшой - не более 160 воинов. Но сражаться за свой туат был обязан каждый свободный мужчина (кроме друидов и филидов). Они призывались на военную службу slogad во время относительно крупных столкновений.

Изменившиеся со временем реалии военного дела отражены в другом цикле ирландской литературы - "цикле Финна". Здесь уже отсутствуют описания благородных героев на колесницах. Главными героями здесь выступают фении - сплочённые группы пеших бойцов. В ранних описаниях не делалось разницы, и под это определение попадали разбойники, наёмники и группы молодых не женатых мужчин ("безбородые"), промышлявших охотой и разбоем. И здесь, вероятно, речь идёт не о разбойниках в современном понимании этого слова, а о группах воинов, подчинявшихся определённой этике и традициям. Возможно, разбой имел свои ритуальные корни, ведь христианские монахи, записавшие эти предания, приводят разбой как явление ритуального (языческого) характера. Самым известным фением был верховный друид уладов Катбад, бывший не только друидом-воином, но и предводителем отряда фениев. Более поздние христианские источники VII века друидов и разбойников ставят в один ряд, что косвенно подтверждает взаимосвязь этих понятий. Немаловажно также то, что в отрядах фениев зачастую состояли безземельные не женатые представители благородного сословия, что напоминает о средневековых рыцарях. Многие фении состояли на королевской службе и звались fer-gniae, что значит "геройский муж". Они выполняли функции полицейских при дворе короля и в туате в целом.

Наконец, хочется рассказать о морском деле древних ирландцев. В IV-V веках банды ирландских разбойников и пиратов, ставших известными в последствии как скотты (шотландцы), господствовали в Ирландском море и на Гебридских островах, а позже захватили северную часть Британии. Вот как описывает святой Гильдас Премудрый набеги ирландцев: "ринулись наперегонки из курахов, которыми они были переправлены через долину Тефии (Ирландское море), как будто грязные червячки, когда Титан пылает зноем, из самых узеньких отверстий норок, - мерзейшие банды пиктов и скоттов, нравами, отчасти разные, но согласные в одной и той же жажде пролития крови колодники, более покрывающие волосами лицо, чем постыдные и близкие к постыдным части тела одеждой". Здесь упомянут курах - разновидность лодок, использовавшаяся на западном побережье Ирландии вплоть до XX века. Эта лодка представляла собой деревянный каркас, обтянутый бычьими кожами, дублёными с помощью дубовой коры. Швы между кожами смазывались коровьим маслом. Кожами она была обтянута и изнутри, а посередине была установлена мачта с парусом. В древнеирландских текстах упоминаются и маленькие лодки, обтянутые одной, и большие - тремя шкурами. На подобных утлых челнах и пересекали ирландцы море. Большие корабли у них появляются только в эпоху викингов.

Большой ирландский курах

Древнеирландские предания самые древние в Северной Европе, записанные на бумаге. Сюжеты этих произведений очень интересны не только с точки зрения мифологии, но и культуры, и быта. Они удивительным образом пересекаются с произведениями Гомера и индийской мифологией, давая богатый материал учёным-историкам и подтверждая единые корни индоевропейской общности народов.
Copyright © «Империал». Копирование информации с этой страницы возможно только при указании прямых ссылок на эту страницу.




    Сообщество Империал > Библиотека > Исторические Статьи > Древний Мир > Военная организация и вооружение древних ирландцев. Обратная Связь
      Стиль:
        08 Дек 2016, 07:00
    © 2016 «Империал». Условия предоставления. Ответственность сторон. Рекрутинг на Империале. Лицензия зарегистрирована на: «Империал». Счётчики