Сообщество Империал: Порхай как бабочка, жаль как пчела: ВВС Сербии 1999г. - Двадцатый Век - Исторические Статьи - Библиотека - Сообщество Империал

  • Поиск
  • Законы
  • Сообщество
  • Репутация
  • Экономика
  • Больше

Реклама отключена для зарегистрированных посетителей

[ Регистрация ] · [ Авторизация ]

Сообщество Империал > Библиотека > Исторические Статьи > Двадцатый Век > Порхай как бабочка, жаль как пчела: ВВС Сербии 1999г. Регистрация

Рассказать друзьям



Информация об авторе

  • Автор: KAST

Информация по статье

  • Добавлено: 04 Июл 2014, 04:51
  • Просмотры: 702

Дополнительно

Репутация: 6
Порхай как бабочка, жаль как пчела: ВВС Сербии 1999г.

Описание: Памяти пилотов сербских ВВС
«Военный альянс из 19 стран и 780 млн. человек; производящий более половины всего валового экономического продукта в мире, обладающий 2/3 всеми военными силами, ополчился на крошечную 10 млн. страну. За 78 дней, что НАТО терроризировали народ Сербии, они успели сбросить 23 000 бомб и ракет, совершив 36,000 самолётов-вылетов. Тем не менее, сербы остались непокорёнными. И это не просто слова. Я видел их решимость своими глазами, проведя с ними шесть дней под непрекращающимися бомбардировками НАТО».
Осень 1999 Боб Джурджевич



"Доктрина Клинтона"
«Бомбить гражданских и гражданские объекты до тех пор, пока военные этой страны не смогут больше этого выносить»
Полковник Дэвид Хаскелл Хэкворт, из самых выдающихся военнослужащих США



Посвящается забытым героям сербских ВВС: «Порхай как бабочка, жаль как пчела»
Иногда, спустя годы после произошедших событий, правда всё же начинает потихоньку показываться наружу. Здесь представлены две истории, произошедшие в 1999 году, когда НАТО бомбило Сербию. Для этого, переведём стрелки назад, на 16 апреля 1999 года…

В пятницу, на 24 день с начала агрессии НАТО против Сербии, начались первые дневные бомбардировки Белграда. С этого момента, атаки днём стали обычным делом. Такая эскалация войны была ясным свидетельством того, что лидеры НАТО раздражены. В соответствии с заявлениями генерала Уэсли Кларка, в то время главнокомандующим НАТО, бомбардировки должны были продлиться 7-10 дней в результате чего, Сербия должны была капитулировать. Но даже после четырёх недель бомбёжек у сербов не было даже намёка на сдачу.

На 25-й день войны, в субботнюю ночь, небо озарилось трассерами зенитной артиллерии, взрывами бомб и ракет. Это была ужасающая симфония смерти и разрушения, срежиссированная прямиком из Брюсселя и Вашингтона. Белград, Нови Сад (второй по размерам город в Сербии) и Сремска Митровица получили сильные разрушения. Но хуже всех пришлось гряде Фрушка Гора, лежащей между этими тремя городами.

Именно в ночь этой субботы, в сербском военном штабе, расположенном в сельской местности, неподалёку от Сремской Митровицы, вынашивался смелый план, который предусматривал нанесение дерзких штурмовых налётов сербской авиации на аэродромы НАТО, расположенные на территории соседних государств: Боснии и Албании. Авантюра, да ещё какая!

Но именно это и произошло в воскресенье, 18-го апреля в 1:30 дня. Между тем следует отметить, что ни Босния, ни Албания не являлись на то время членами НАТО. Но «сила даёт право», и НАТО использовало эти базы в качестве своих аэродромов подскока для своей авиации.



Удар первый: 18 апреля 1999г. – аэродром Тузла, Босния


Аэродром Тузла, Босния

После того, как стало ясно, что Сербия быстро не капитулирует, НАТО решило изменить свою тактику. 8 апреля 1999 года восемь истребителей НАТО прибыли на аэродром Тузла на северо-востоке Боснии, с задачей бомбардировок особых целей в Сербии. До 8 апреля площадка в Тузле использовалась, как место экстренной посадки для бомбардировщиков НАТО, пострадавших от зенитного огня сербской ПВО. Так по состоянию на середину апреля на базе находилось 12 повреждённых истребителей НАТО, а также 4 спасательных вертолёта, а также несколько самолетов транспортной авиации.

Ударные силы сербов, насчитывавшие шесть истребителей-бомбардировщиков J22 Орао, два истребителя прикрытия МИГ-21, а также один G4 «Супер Галеб», были собраны в аэропорту города Поникве. В 1 час ночи 18 апреля, они вылетели в направлении Тузлы, до которой было 25-30 минут лёту. Летевшие слишком низко на высоте 800 метров, они не были замечены вражескими радарами, даже АВАКСЫ заметили их слишком поздно, когда тем оставалось 6 миль до цели назначения. Сербская эскадрилья начала атаку ровно в 13:30.


Маршрут движения ударной группы
По заявлению майора Гавриловича, пилотировавшего один из J22, он сбросил свои бомбы на группу повреждённых самолётов НАТО, стоящих на земле, затем сделал разворот и атаковал вертолёты. За ним последовали три других J22, которые также отбомбились по выбранным целям. Два оставшихся J22 к атаке не присоединялись, кружив рядом, будучи готовы уничтожить любой самолёт НАТО, решивший взлететь. Два МИГа и G4 докончили разгром остатков, применив ракеты и курсовые пушки.

Весь налёт на Тузлу длился около 15 минут. Один из J22 был сбит на обратном пути ракетой с земли, пилотировавший его лётчик, подполковник Михайло В. из Крагуеваца (организатор рейда) погиб. Остальные восемь истребителей вернулись в Поникве. МИГ, повреждённый ракетой земля-воздух, пилотировавшийся лётчиком из Нови-Сада майором Желько М., совершил вынужденную посадку в шести милях от ВПП Поникве.

По подтверждённым оценкам ущерб силам НАТО на аэродроме Тузла составляет уничтоженными 17 самолётов и 3 спасательных вертолёта. Некоторые неофициальные источники доводят эту цифру до 21 самолёта и 3 вертолётов, а также, что последующая детонация складов РАВ и ГСМ уничтожили ещё 2 транспортных самолёта. Около 11 офицеров НАТО, пилотов и наземного персонала погибли в ходе этого налёта.

«Президент Билл Клинтон заявлял, что в ходе 78 дневной войны, ни США, ни НАТО вообще не понесли никаких потерь».
В ответ натовские лидеры выместили сой гнев на гражданском населении Сербии. В течении трёх дней подряд, авиация НАТО бомбила город Ужице и его окрестности, включая и сам центр города (торговую площадь, почтовое отделение, не имеющие никакого военного значения). Также натовская авиация сбросила более 80 бомб на аэропорт Поникве, но несмотря на это ни одна из жизненно важных систем аэропорта не была повреждена – аэропорт продолжал исправно действовать вплоть до конца войны.

Важнейшей стратегической победой для Сербии в рейде 18 апреля на Тузлу, стало то, что НАТО больше никогда не использовало эту площадку для своих нужд в бомбардировках Сербии. Стоить также отметить, что эта операция была спланирована и проведена по личной инициативе сербских лётчиков, без информирования командования.

«Для американцев гораздо проще биться с гражданскими, работающими на почте, в магазинах, больницах и школах – излюбленными целями НАТО, или сбрасывать кассетные бомбы на центр города, как это было в Нише в мае 1999 года»



Удар второй: 13 и 26 апреля 1999г. – аэродром Тирана, Албания


Боевые вертолеты АН-64А «Апач» авиации армии США прибыли в аэропорт Тирана-Ринас в апреле 1999 г.
Ещё более наглой и смелой стали два налёта сербских ВВС на аэропорт Тираны в Албании. Именно там базировалась эскадрилья 12 AH-62 «Апач», которые должны были обеспечивать поддержку «Атлантической бригады», наземных сил, готовившихся атаковать Сербию со стороны Албании через перевалы Козара и Горожуп. Атлантическая бригада состояла из 6 тыс. албанских добровольцев из албанской диаспоры, подготовленных американскими инструкторами. Также с ними действовали боевики из Армии Освобождения Косова (террористическая организация), которые действовали на территории Косово, но были выбиты оттуда. С тех пор, как воздушная кампания НАТО не дала нужных результатов, именно эти силы должны были занять южную часть Косово. Общая численность этих групп составляла 20 тыс. боевиков.

Первый рейд был проведён 13 апреля, когда сербские самолёты атаковали тренировочный лагерь Атлантической бригады близ Каменицы в северной Албании. Был уничтожен один «Апач», а Атлантическая бригада понесла ощутимые потери. Точно такой же налёт повторился 5 мая, когда три сербских J22 и два G4 атаковали отряды Атлантической бригады.

Но самым зрелищным налётом стал рейд 26 апреля, когда была атакована база американских «Апачей» недалеко от Тираны. Это была очень рискованная операция, поскольку время лёта от Поникве до Тираны составляло 54 минуты. Поэтому у американских ВВС, превосходящих ВВС Сербии, было вдоволь времени засечь и уничтожить и без того скудные силы атакующих. Но этого не произошло, АВАКСы и в этот раз не смогли обнаружить противника, и результат оказался весьма плачевным для американцев.

По два истребителя G4 одновременно взлетели с площадок Поникве и Голубовчи (близ Подгорицы, Черногория) и встретились в небе над Тираной с задержкой в 20 минут. Две первых «чайки» из Голубовчи незамеченными прибыли первыми, и начали атаку на ничего не подозревающие войска НАТО. 20 минут спустя другие два G4, вылетевшие из Поникве и петляя меж горных хребтов Сербии и Косово, также прибыли необнаруженными.

В ходе налёта было уничтожено пять вертолётов АН-64 «Апач». Все четыре истребителя без потерь вернулись на базу. Стратегическим достижением этого налёта стало полное неиспользование вертолётов «Апач» в ходе этой войны. Вторжение боевиков так и не состоялось.



Эпилог

Несмотря на отважную борьбу сербской армии и народа против многократно превосходящих сил, Слободан Милошевич, чья упрямость и непримиримость была корнем проблем неожиданно пошёл на «мирное соглашение» (проще говоря, капитуляцию) и уступил контроль над Косово натовцам. Последующие правительства, контролируемые Вашингтоном, не меняли политику, что в итоге вылилось в окончательное отторжение колыбели Сербского народа (Косово) от Сербии.
Copyright © «Империал». Копирование информации с этой страницы возможно только при указании прямых ссылок на эту страницу.


    Сообщество Империал > Библиотека > Исторические Статьи > Двадцатый Век > Порхай как бабочка, жаль как пчела: ВВС Сербии 1999г. Обратная Связь
      Стиль:
        02 Дек 2016, 23:03
    © 2016 «Империал». Условия предоставления. Ответственность сторон. Рекрутинг на Империале. Лицензия зарегистрирована на: «Империал». Счётчики