Сообщество Империал: Взгляд на школьное образование - Публицистика - Библиотека - Сообщество Империал

  • Поиск
  • Законы
  • Сообщество
  • Репутация
  • Экономика
  • Больше

Реклама отключена для зарегистрированных посетителей

[ Регистрация ] · [ Авторизация ]

Рассказать друзьям



Информация об авторе

  • Автор: Wilmar

Информация по статье

  • Добавлено: 14 Янв 2015, 15:01
  • Просмотры: 488

Дополнительно

Репутация: 2
Взгляд на школьное образование

Описание: Автор объясняет своё видение того, как надо устроить школьное образование

Школьное образование, в отличие от высшего - это то, с чем сталкивается каждый. В течение 11 лет все наши соотечественники проходят через эту систему, тратя на неё больше десятка лет. Это очень много, особенно когда речь идёт о детском возрасте. Поэтому в интересах наших детей сделать школьное образование наиболее эффективным, и, что на мой взгляд более важно, наиболее приятным и радостным для детей. Так что давайте поговорим о школьном образовании. Я постараюсь описать своё видение кратко и по делу. Комментарии приветствуются.
Начнём с целей, которые стоят перед школой. Трудно выделить главную задачу, так что пойдём по порядку.
1. Образование.
Несмотря на то, что подготовка к будущей профессиональной деятельности происходит в основном в учреждениях профессионального образования (среднего и высшего), это профессиональное образование на чём-то строится, предполагает наличия определённых знаний и навыков, приобретённых в школе.
Помимо этого, сюда можно отнести и простые бытовые нужды, например, знание десятичных дробей для определения, что такое 0,5 литра молока.
2. Воспитание.
Это довольно неоднозначный момент. Многие убеждены, и я в их числе, что воспитывать детей должны родители, и школа не должна влезать в этот процесс. С другой стороны, школой можно подкрепить воспитание, которое даётся детям дома. Речь идёт не о специальных уроках морали, а об уроках, в первую очередь, литературы, на которых дети будут знакомиться с непростой судьбой сильных героев произведений, их моральных поступках и т.д.
3. Отваживание от улицы и преступности.
Учитывая состояние детской преступности в нашей стране, школу просто необходимо сделать оружием в борьбе с ней. Этот важный социальный институт должен создавать возможности для правомерной самореализации детей и таким образом отваживать их от уличных и впоследствии преступных порядков. Стоит пояснить, что речь идёт не о том, чтобы ребёнка не выпускать на улицу: его нельзя запирать в четырёх стенах, да и рано или поздно он всё равно на улицу попадёт. необходимо выработать в ребёнке способность, оказавшись на улице, противостоять её тлетворному влиянию. Подробнее о детской (подростковой) преступности и школе я писал в этой статье.
4. Формирование социальных навыков.
Ну, и, как говорится, последнее по порядку, но не по значению, это прививание ребёнку необходимых умений общения, без которых ему будет не обойтись в будущей жизни. Детально описывать этот аспект я не буду, скажу лишь, что реализовать это нетрудно, ведь для формирования навыков социальной коммуникации достаточно поместить ребёнка в небольшую социальную группу (класс), и эти навыки придут сами.
Самой сложной задачей, речь о которой и пойдёт в этой статье, является образование. Про противодействие преступности я уже писал в статье, на которую дал ссылку, так что повторяться не буду, остальные же цели (воспитание и формирование социальных навыков) достаточно просты для реализации, так что строить школьную систему, на мой взгляд, нужно вокруг первой цели - образования.
Сегодня все школьники проходят через горнило общего образования, состоящего из обязательных 9 классов и дополнительных 2 (10 и 11). В большинстве школ образование не варьируется вплоть до 9 или 10 класса, то есть, все дети в равной мере изучают все предметы в течение 9 (или иногда 8) лет. Редки случаи, когда специализация начинается раньше, например, с 5 класса. В некоторых же школах специализации нет вообще или она слабая и присутствует скорее ради формальности. Речь, конечно же, не идёт о специализированных (например, языковых) школах, которых мы ещё коснёмся.
Благодаря существующей системе оценивания, обучение в школе похоже на затыкание дыр в тонущей лодке. Я поясню. Сколько времени ученик тратит на подготовку к предмету, который ему хорошо даётся? Наверное, не больше 20 минут в день. Трудно сказать, всё зависит от объёма домашнего задания, частоты уроков в неделю и т.д. В общем, на подготовку к предмету, к которому у ученика имеется талант и который ему даётся сравнительно легко, ученик тратит немного времени. Гораздо больше времени уходит на подготовку к более сложному для ученика предмету, к которому у него нет таланта. Помню, в своё время я занимался алгеброй вплоть до позднего вечера, и то благодаря своему технарю-отцу, который мне объяснял, что было непонятно (практически всё). Трудно представить, сколько бы времени у меня уходило, занимайся я в одиночку. Таким образом, ученики как бы затыкают дыры. Некоторые удаётся закрыть легко, а некоторые - с трудом. Таким образом, на те предметы, к которым ученик предрасположен, он тратит мало времени, на те же, к которым таланта не имеется - много. Ситуация парадоксальна и, на мой взгляд, маразматична. По-моему, всем очевидно, что любой человек (и уж тем более ребёнок) должен развивать свои способности, заниматься тем, что ему нравится и что в результате всего этого даётся проще. Иными словами, надо развивать свои таланты, а не тратить кучу времени на непонятные, сложные дисциплины.
Для того чтобы цель - дача образования - была достигнута, школе необходимо выполнить две задачи: определить сферу, которая интересна ученику и к которой у него есть способности, и развить талант ученика.
Я твёрдо убеждён, что в каждом есть способности к чему-либо: кто-то имеет талант в сфере умственного труда, у кого-то руки растут откуда надо, кто-то - творческая личность, есть дети, способные к языкам, а некоторые - прирождённые спортсмены.
Сколько лет требуется на то, чтобы определить таланты ребёнка? Трудно сказать. Понять, что ребёнок способен к математике, можно уже в течение первых лет обучения, определить же талант в сфере общественных наук сложнее, потому что они не преподаются в начальных классах (за исключением истории). Но, как бы то ни было, с 5 класса, и в этом я твёрдо убеждён, можно начать преподавать физику, биологию, обществознание, право и т.д., то есть, весь спектр предметов, конечно же, в адаптированном для этого возраста варианте. Я помню, нам преподавали право с 5 класса, и лично мне всё было ясно и понятно.
Таким образом, уже после 6 класса можно будет сделать вывод, в каких областях ребёнок проявляет способности, а какие ему чужды.
Теперь коснёмся специализированных школ. С одной стороны, они позволяют с самого детства развивать у детей знания и навыки в определённых сферах, что даст им несравненное преимущество перед учениками из общеобразовательных учреждений. С другой стороны, специализированная школа не определяет способности ребёнка, она сразу перескакивает ко второй задаче - развитию талантов в определённой сфере (например, в языках). Но что, если ребёнок не обладает талантом в области, на которой специализируется школа? Тогда ребёнка в будущем ждут сложнейшие 11 лет школы, затем по меньшей мере 4 года института (скорее всего, в той же нелюбимой сфере, но в которой ученик подготовлен), а потом и вся жизнь, если человек устроится на работу по специальности. Хорошо, если родители ребёнка вовремя поймут, что он не способен к сфере специализации школы и сменят учебное заведение. Но так происходит далеко не всегда. К сожалению, многие склонны винить в ребёнке не бесталанность к определённым предметам, а простую лень. В результате, родители при помощи ремня заставляют ребёнка учить нелюбимые дисциплины, тем самым лишь увеличивая негативное отношение к ним. Таким образом, специализированные школы представляют собой скорее негативный феномен, нежели позитивный.
Повторюсь, что уже после 6 класса можно будет сделать вывод, в каких областях ребёнок проявляет способности, а какие ему чужды. А значит, уже тогда, а не после 8-9 классов можно начинать специализацию. А это, как-никак 2-3 года выигрыша.
Конечно же, реализовать много специализаций в рамках одной школы невозможно. Нельзя в одной школе делать и спортивные классы, и трудовые, и физико-математические, и языковые, и гуманитарные. В связи с этим представляется обоснованным создать много начальных (общих) школ - с 1 по 6 классы, которые будут одинаковы и в которых будет преподаваться общеобразовательная программа. Закончив такую школу, ученик переходит в другую - специализированную. Единственная проблема, которая возникает - это необходимость наличия множества специализированных школ в каждом городе. Тут есть несколько решений. Первое - самое простое: построить множество школ за государственные деньги. В конце концов, вкладывать в образование гораздо лучше, чем в Чемпионат мира по футболу 2018 года. Второе - сделать школы частично платными, если государство не будет содержать их. По сути, школы и ныне частично платны. То есть, государство (в лице муниципального образования) содержит школы частично, остаток покрывается за счёт платы родителей учеников. Три года назад, когда я ещё был школьником в муниципальной (читай - государственной) школе, мои родители платили 500 рублей каждый месяц в виде "добровольных пожертвований". В принципе, это не так уж и много, зато позволяло собирать моей школе, в которой училось порядка 1000 человек, около полумиллиона рублей в месяц. Повысим такую оплату до, к примеру, 3000 рублей - и получим 3 миллиона ежемесячно. Я думаю, оплату образования в 3000 родители сумеют вынести. Третий вариант - создать меньше специализированных школ, укрупнить классы. Тогда придётся дольше добираться до своей школы, но чего не вынесешь ради образования. Студенты ездят - и ничего. Зато в итоге мы получим 5 классов специализированного образования, что в итоге позволит выпускаться из школы со знаниями, получаемыми сейчас на 1 и 2 курсах института.
Ещё одна мера, которая поможет сделать образование первых 6 классов более эффективным - это пересмотр отношения к оценкам. Сегодня оценки воспринимаются как показатель успешности ученика, его трудолюбия и прилежности. Это неправильно. Оценки стоит воспринимать как лакмусовую бумажку, индикатор способностей ученика. Для того чтобы эта система работала, необходимо тратить на все предметы примерно одинаковое количество времени, оставляя достаточно времени для отдыха. Дополнительно тратить время можно только на те предметы, которые интересны. Помимо этого, программа должна быть такой, чтобы получить отличную оценку было достаточно сложно. Тогда пятёрки будут только у действительно способных и талантливых учеников. В итоге мы не получим кучу отличников, зато сумеем выявить сильные и слабые стороны ученика, его таланты.
В течение 7-9 классов ученики должны изучать в очень ограниченном объёме общие предметы, которые не входят в сферу специализации школы. Для гуманитарных школ это будет математика, биология, для школ естественных наук - литература, обществознание и т.д. В значительно большем объёме должны преподаваться профильные предметы: для гуманитариев - языкознание, обществознание, для спортсменов - физкультура, для будущих рабочих (не показывающих успехов в изучении наук, зато с золотыми руками) - уроки труда. Для последних можно сделать школы при колледжах по среднему профессиональному образованию, в которые выпускники таких школ будут поступать после 9 класса.
Итак, изучив в течение 3 лет с 7 по 9 классы, скажем так, обще-специальные предметы (биология, химия, физика, математика для школ естественных наук и т.д.), ученики уже будут в состоянии избрать из этих обще-специальных дисциплин те, которые они будут изучать на протяжении 10 и 11 классов. Преподавание общих и обще-специальных предметов закончится в 9 классе, в 10 и 11 будут преподаваться исключительно специальные предметы. Например, ученики гуманитарных школ с 7 по 9 классы будут изучать очень ограниченно: математику, естественные науки, труд, физкультуру, в значительном объёме: родной язык, литературу, обществознание, историю. В 10 и 11 классах они выберут, на чём специализироваться: на филологии и литературоведении, и будут постоянно изучать язык и литературу, либо на социальных науках, и будут изучать право, экономику, социологию, психологию, либо на истории, и будут изучать историю правлений, историю политических и правовых учений, историю войн и т.д. В итоге, ученики получат ещё в школе те знания, которые на данный момент они получают на 1 и 2 курсах института. С учётом того, что сейчас почти все высшие образовательные программы построены по принципу бакалавриата, то есть 4 года обучения, то мы получаем возможность пройти в школе половину высшей образовательной программы, что, в свою очередь, позволит в программы бакалавриата включить предметы из магистерских программ. В итоге, выпускники наших вузов будут на голову выше своих иностранных коллег.
Помимо этого, такая программа позволит определиться с выбором профессии ещё в школе. На данный момент далеко не все знают после школы, чем хотят заниматься в жизни. Многие (это касается мужского населения) поступают в вуз, потому что не хотят после школы идти в армию. Это, на мой взгляд, принципиально неправильно. В англоязычных странах существует практика gap year (что в переводе означает "промежуточный год"). Так, выпускники школ не поступают сразу в вуз, а в течение года разбираются в себе и в жизни, пробуя разные работы, специальности, таким образом выбирая, чем они хотят заниматься в будущем. Эта очень правильная, на мой взгляд, практика, которой, к сожалению, нет у нас в стране. Для мужчин она, однако, и вовсе невозможна, потому что парни-выпускники, если сразу после школы не поступят в вуз, проведут свой gap year в армии.
Однако по представленной программе gap year не нужен в принципе. Ученики ещё в школе сумеют разобраться в том, где их место в жизни и чем они должны заниматься.
Отдельно необходимо коснуться иностранного языка. В большинстве школ, и это совершенно обоснованно, изучается английский. Современный мир таков, что в нём работнику любой сферы может потребоваться знание иностранного языка, в особенности английского - языка международного общения. Английский в равной степени нужен юристу, инженеру и спортсмену. Некоторые профессии требуют обязательного знания языка. Это значит, что английский должен изучаться во всех школах вне зависимости от специализации. В больших объёмах он должен преподаваться в младших классах в общих школах, потому что чем младше ребёнок, тем проще ему даётся язык.
Однако повсеместное изучение английского не будет отменять того факта, что будут существовать специализированные языковые школы. Они будут работать наравне с другими специализированными школами. Вместо профильных предметов в них будут изучаться второй и третий иностранные языки, а также общее языкознание. Помимо этого, общие предметы будут преподаваться на иностранном языке.
Как я уже писал, помимо специальных знаний и навыков, школа должна дать бытовые умения, например, знание десятичных дробей для определения, что такое 0,5 литра молока. В моей системе такие знания получит каждый ученик, благодаря изучению общих предметов. То есть, гуманитарии будут знать, что такое степень, геометрическая и арифметическая прогрессии и т.д., а технари будут обладать базовыми знаниями о, к примеру, правовой системе. Чтобы эти знания получить, совершенно не обязательно хорошо учиться. Даже самые закоренелые двоечники сегодня разбираются в десятичных дробях и умеют более-менее грамотно изъясняться, знают, что такое закон и т.д. Поэтому опасаться, что дети недополучат какие-либо необходимые знания в моей системе, не следует.
Вот, собственно, и всё. Таково моё видение того, как надо устроить систему школьного образования. Комментарии и здоровая критика приветствуются.


Copyright © «Империал». Копирование информации с этой страницы возможно только при указании прямых ссылок на эту страницу.


    Сообщество Империал > Библиотека > Публицистика > Взгляд на школьное образование Обратная Связь
      Стиль:
        03 Дек 2016, 22:50
    © 2016 «Империал». Условия предоставления. Ответственность сторон. Рекрутинг на Империале. Лицензия зарегистрирована на: «Империал». Счётчики