Сообщество Империал: Некоторая статистика по асам ВВС КА 1941-1945 гг. - Двадцатый Век - Исторические Статьи - Библиотека - Сообщество Империал

  • Поиск
  • Законы
  • Сообщество
  • Репутация
  • Экономика
  • Больше
Сообщество Империал > Библиотека > Исторические Статьи > Двадцатый Век > Некоторая статистика по асам ВВС КА 1941-1945 гг. Регистрация

Информация об авторе

  • Автор: Alexix

Информация по статье

  • Добавлено: 18 Мар 2015, 15:01
  • Просмотры: 810

Дополнительно

Репутация: 6
Некоторая статистика по асам ВВС КА 1941-1945 гг.

Описание: Статистические данные по работе асов-истребителей ВВС КА в Великой Отечественной войне.
Некоторая статистика истребительной авиации ВВС КА 1941-1945 годов.
Скоро наступит знаменательная дата 70 лет Великой Победы. Однако реальное изучение истории, итогов и уроков Великой Отечественной войны началось после распада СССР. Наверное это связано с жёсткой идеологией царившей в Советском Союзе. Факт то, что открылись архивы для жаждущих познания историков, и уже одно это позволяет взглянуть на прошедшие события свободным от партийной установки взглядом. Для не идеологизированного взгляда самым лучшим инструментом является статистика. Вот с этих позиций и постараемся рассмотреть персональные итоги боевой работы советских истребителей.
Для понимания статистически выводов нужно определиться с методом подсчёта результатов лётчиков истребительной авиации тех суровых лет. В ВВС РККА упорядоченная система учёта сбитых самолётов противника, как метод определения побед отдельного сталинского сокола, сложился к 1943 году. Так же 30.09.1943 г. вышло «Положение о наградах и премиях для личного состава военно-воздушных сил Красной Армии, Авиации Дальнего Действия, истребительной авиации ПВО, ВВС Военно-Морского Флота за боевую деятельность и сохранение материальной части», подписанного командующим ВВС КА маршалом авиации Новиковым. В нём в том числе определялся порядок подтверждения сбитого самолёта противника и регламентация наград и денежных выплат. В частности к званию Героя Советского Союза представлять - за 15 лично сбитых самолётов противника всех типов; к званию дважды Героя Советского Союза - за 30 лично сбитых самолётов всех типов; к званию трижды Героя Советского Союза - 50 лично сбитых самолётов всех типов.
Однако вернёмся к истокам. Истребители советской страны впервые вступили в боевые схватки в далёкой Испании. Затем были Китай, Халхин-Гол и финская война. Учитывая коллективистскую сущность того времени, советские пилоты во многих случаях записывали воздушные победы в общий «котёл» - группу. В первые два года войны с гитлеровцами подобная система претерпела лишь незначительные изменения, хотя упор и стал делаться на личных, а не групповых победах.
Сложность современного изучения тех событий заключается в том, что часть документов утеряна, а так же тем, что в документах дивизионного уровня могут иметься сведения не учтённые в полковых документах, или иметься разночтения. Например главным приоритетом пользуются следующие полковые документы: «Журнал учёта сбитых самолётов» - ЖСС, «Журнал боевых действий» - ЖБД, «Оперативные сводки» - ОС, а так же «Отчёты о боевой работе», «Сведения о боевой деятельности лётного состава». Затем идут персональные летные книжки самих лётчиков, наградные листы на пилотов полкового и дивизионного уровней, а так же ЖБД и ОС дивизий куда входили истребительные полки, и «Боевые характеристики» на данные полки. Имелись так же документы политических частей дивизий, в которых отражались боевые действия лётчиков. И вот вся масса этих документов может не только дополнять друг друга, но имеет много противоречий. Особенно это относится к наградным листам где не всегда точно отражались боевые успехи того, или иного лётчика. Командование старалось «подтянуть» своего сокола к необходимому уровню для награждения соответствующим орденом. Так же и в персональных лётных книжках можно найти достаточно расхождений с оперативными документами. Короче, несмотря на имеющиеся в настоящее время хорошие работы современных военных историков, есть ещё много непознанного и неучтённого в деле выяснения истины боевой работы советских лётчиков-истребителей. Поэтому в своих выводах я буду опираться на имеющиеся сейчас материалы.
Прежде чем перейти к выкладки данных, хочу отметить что главным приоритетом в боевой работе истребителей считаются лично сбитые самолёты противника. Некоторые авторы выкладывают сумму сбитых лично и в группе, но это не совсем верно, так как на одну победу могут претендовать от двух до десяти пилотов, и точно определить после чьей меткой очереди был сбит неприятель практически невозможно. Поэтому в данной работе будут выкладываться личные победы плюс групповые, как дополнение.

Итак статистика. (Звание, должность указываются на соответствующий по времени момент, либо на момент гибели)

Для начала Испания и Халхин-Гол.
Список самых результативных лётчиков войны в Испании:
1. Серов Анатолий = 8 лично; старший лейтенант, командир группы, ГСС
2. Рычагов Павел = 8 лично; старший лейтенант, командир группы, ГСС
3. Грицевец Сергей = 7 лично и 14 в группе; старший лейтенант, командир эскадрильи, ГСС
4. Ерёменко Иван = 7 лично и 5 в группе; капитан, командир группы, ГСС
5. Степанов Евгений = 7 лично и 2 в группе; командир эскадрильи, ГСС

Список самых результативных лётчиков войны на Халхин-Голе:
1. Рахов Виктор = 9 лично и 9 в группе; старший лейтенант, помощник командира 22 ИАП, ГСС
2. Солнцев Павел = 6 лично и 10 в группе; капитан, командир эскадрильи 22 ИАП
3. Красноюрченко Иван = 5 лично и 24 в группе; старший лейтенант, командир звена 70 ИАП, ГСС
4. Скобарихин Витт = 5 лично и 6 в группе; старший лейтенант, командир эскадрильи 22 ИАП, ГСС
5. Жердев Николай = 5 лично и 2 в группе; капитан, помощник командира 70 ИАП, ГСС

Список самых результативных лётчиков на начало 1941 года (по итогам различных военных конфликтов):
1. Грицевец Сергей = 10 лично и 20 в группе; майор, командир эскадрильи 70 ИАП, 2 ГСС
2. Рахов Виктор = 9 лично и 9 в группе; старший лейтенант помощник командира 22 ИАП, ГСС
3. Степанов Евгений = 8 лично и 2 в группе; капитан, командир эскадрильи 7 ИАП, ГСС
4. Жердев Николай = 8 лично и 2 в группе; майор, штурман 821 ИАП, ГСС
5. Серов Анатолий = 8 лично; полковник, комбриг, ГСС
6. Рычагов Павел = 8 лично; полковник, комбриг, ГСС


Великая Отечественная война.
Год 1941-й
Список лётчиков, сбивших наибольшее количество самолётов в 1941 году:
1. Сафонов Борис = 13 лично и 5 в группе; майор, командир 78 ИАП СФ, ГСС
2. Пидтыкан Иван = 12 лично и 10 в группе; старший лейтенант, командир звена 123 ИАП
3. Федосеев Михаил = 12 лично; майор, командир 247 ИАП; ещё в Испании лично сбил 5 самолётов
4. Голубин Иван = 10 лично и 2 в группе; лейтенант, заместитель командира эскадрильи 16ИАП
5. Тарасов Павел = 10 лично и 1 в группе; старший лейтенант, командир звена 15 ИАП
Итого самым результативным на 31.12.1941 год лётчиком будет Федосеев Михаил = 17 лично сбитых.

Год 1942-й
Список лётчиков, сбивших наибольшее количество самолётов в 1942 году:
1. Мартынов Александр = 16 лично и 8 в группе; старший лейтенант, зам. комэска 73 ГИАП, ГСС
2. Федотов Иван = 16 лично и 7 в группе; лейтенант, заместитель командира эскадрильи 436 ИАП
3. Лавриненков Владимир = 16 лично и 6 в группе; старшина, командир звена 9 ГИАП
4. Баранов Михаил = 16 лично; старший лейтенант, командир эскадрильи 183 ИАП, ГСС
5. Макаров Валентин = 14 лично и 6 в группе; капитан, командир эскадрильи 53 ИАП

Список самых результативных лётчиков на 31.12.1942 год:
1. Баранов Михаил = 24 лично; старший лейтенант, командир эскадрильи 183 ИАП, ГСС
2. Федосеев Михаил = 23 лично; майор, командир 247 ИАП, ГСС (из 23 сбитых - 5 сбил в Испании), ГСС
3. Покрышев Пётр = 19 лично и 7 в группе; капитан, комэска 29 ГИАП (из 19 сбитых - 2 сбил в финской)
4. Зудилов Иван = 18 лично и 4 в группе; лейтенант, командир звена 157 ИАП, ГСС
5. Федотов Иван = 17 лично и 8 в группе; лейтенант, заместитель командира эскадрильи 436 ИАП

Год 1943-й
Список лётчиков, сбивших наибольшее количество самолётов в 1943 году:
1. Покрышкин Александр = 41 лично; майор, заместитель командира 16 ГИАП, 2 ГСС
2. Речкалов Григорий = 39 лично и 3 в группе; старший лейтенант, командир эскадрильи 16 ГИАП, ГСС
3. Ворожейкин Арсений = 30 лично и 1 в группе; капитан, командир эскадрильи 728 ИАП
4. Гулаев Николай = 29 лично и 3 в группе; старший лейтенант, командир эскадрильи 129 ГИАП, ГСС
5. Краснов Николай = 28 лично; майор, командир эскадрильи 116 ИАП
6. Попков Виталий = 28 лично; лейтенант, заместитель командира эскадрильи 5 ГИАП, ГСС

Список самых результативных лётчиков на 31.12.1943 год:
1. Покрышкин Александр = 47 лично и 3 в группе; майор, заместитель командира 16 ГИАП, 2 ГСС
2. Речкалов Григорий = 46 лично и 5 в группе; старший лейтенант, командир эскадрильи 16 ГИАП, ГСС
3. Глинка Дмитрий = 38 лично; капитан, командир эскадрильи 100 ГИАП, 2 ГСС
4. Краснов Николай = 32 лично и 1 в группе; майор, командир эскадрильи 116 ИАП
5. Гулаев Николай = 31 лично и 3 в группе; старший лейтенант, командир эскадрильи 129 ГИАП, ГСС
6. Ворожейкин Арсений = 31 лично и 1 в группе; капитан, командир эскадрильи 728 ИАП (из 31 сбитых1 сбил на Халхин-Голе)
7. Попков Виталий = 31 лично сбитый; лейтенант, заместитель командира эскадрильи 5 ГИАП, ГСС

Год 1944-й
Список лётчиков, сбивших наибольшее количество самолётов в 1944 году:
1. Серов Владимир = 30 лично; старший лейтенант, заместитель командира эскадрильи 159 ИАП, ГСС
2. Гулаев Николай = 24 лично и 2 в группе; майор, штурман 129 ГИАП, 2 ГСС
3. Евстигнеев Кирилл = 24 лично; капитан, штурман 178 ГИАП, ГСС
4. Пивоваров Михаил = 24 лично; старший лейтенант, командир эскадрильи 402 ИАП
5. Кравцов Иван = 23 лично и 1 в группе; старший лейтенант, зам. командира эскадрильи 3 ГИАП БФ, ГСС
6. Ермаков Дмитрий = 23 лично; лейтенант, командир звена 159 ИАП
7. Веденеев Валентин = 23 лично; старший лейтенант, заместитель командира эскадрильи 159 ИАП

Список самых результативных лётчиков на 31.12.1944 год:
1. Речкалов Григорий = 56 лично и 5 в группе; майор, командир 16 ГИАП, 2 ГСС
2. Гулаев Николай = 55 лично и 5 в группе; майор, штурман 129 ГИАП, 2 ГСС
3. Покрышкин Александр = 49 лично и 3 в группе; полковник, командир 9 ГИАД, 3 ГСС
4. Евстигнеев Кирилл = 49 лично и 3 в группе; капитан, штурман 178 ГИАП, ГСС
5. Кожедуб Иван = 49 лично; майор, заместитель командира 176 ГИАП, 2 ГСС
6. Ворожейкин Арсений = 46 лично и 1 в группе; майор, заместитель командира 32 ИАП, 2 ГСС (из 46 сбитых 1 сбил на Халхин -Голе. Кроме 1 личной на Халхин-Голе сбил в группе 12 японских самолётов)
7. Глинка Дмитрий = 46 лично; майор, заместитель командира 100 ГИАП, 2 ГСС

Год 1945-й
Список лётчиков, сбивших наибольшее количество самолётов в 1945 году:
1. Колдунов Александр = 21 лично; майор, командир эскадрильи 866 ИАП, ГСС
2. Скоморохов Николай = 19 лично; майор, командир эскадрильи 31 ИАП, ГСС
3. Долгарёв Павел = 17 лично; старший лейтенант, командир звена 116 ИАП, ГСС
4. Пивоваров Михаил = 16 лично и 1 в группе; капитан, командир эскадрильи 402 ИАП
5. Тужилин Емельян = 16 лично; капитан, командир эскадрильи 15 ИАП

Список самых результативных лётчиков на 31.05.1945 год:
1. Кожедуб Иван = 64 лично, майор, заместитель командира 176 ГИАП, 2 ГСС
2. Речкалов Григорий = 59 лично и 5 в группе; майор, инспектор 9 ГИАД, 2 ГСС
3. Гулаев Николай = 55 лично и 5 в группе; майор, слушатель Академии, 2 ГСС
4. Евстигнеев Кирилл = 53 лично и 3 в группе; майор, штурман 178 ГИАП, 2 ГСС
5. Глинка Дмитрий = 50 лично; майор, заместитель командира 100 ГИАП, 2 ГСС
6. Покрышкин Александр = 49 лично и 3 в группе; полковник, командир 9 ГИАД, 3 ГСС

Разная статистика.
Первым лично сбил 10 самолётов противника:
Тарасов Павел = 29.08.1941 г.; старший лейтенант, командир звена 15 ИАП, на самолёте МиГ-3

Первым лично сбил 20 самолётов противника:
Баранов Михаил = 06.08.1942 г.; старший лейтенант, командир эскадрильи 183 ИАП, на самолёте Як-1

Первым лично сбил 30 самолётов противника:
Покрышкин Александр = 14.06.1943 г.; капитан, командир эскадрильи 16 ГИАП, ГСС, на самолёте Р-39

Первым лично сбил 40 самолётов противника:
Покрышкин Александр = 21.09.1943 г.; майор, заместитель командира 16 ГИАП, 2 ГСС, на самолёте Р-39

Первым лично сбил 50 самолётов противника:
Гулаев Николай = 30.05.1944 г.; капитан, командир эскадрильи 129 ГИАП, ГСС, на самолёте Р-39

Первым лично сбил 60 самолётов противника:
Кожедуб Иван = 23.03.1945 г.; майор, заместитель командира 176 ГИАП, 2 ГСС, на самолёте Ла-7

Больше всего сбил на самолётах И-15 и И-153 - Серов Анатолий = 8 лично.
Больше всего сбил на самолётах И-16 - Пидтыкан Иван = 12 лично и 10 в группе.
Больше всего сбил на самолётах Харрикейн - Залевский Владимир = 13 лично и 22 в группе.
Больше всего сбил на самолётах Киттихаук-Томахаук - Покрышев Пётр = 14 лично и 6 в группе.
Больше всего сбил на самолётах МиГ-3 - Голубин Иван = 10 лично и 2 в группе.
Больше всего сбил на самолётах ЛаГГ-3 - Бабайлов Павел = 24 лично и 6 в группе.
Больше всего сбил на самолётах Р-39 Аэрокобра - Речкалов Григорий = 52 лично и 3 в группе.
Больше всего сбил на самолётах Як-1, Як-7, Як-9, Як-3 - Колдунов Александр = 46 лично и 1 в группе.
Больше всего сбил на самолётах Ла-5, Ла-7 - Кожедуб Иван = 64 лично.

Список самых результативных истребительных авиационных полков ВВС КА за 1941-1945 гг.
1. 5 ГИАП = сбил 657 самолётов противника.
2. 402 ИАП = сбил 591 самолёт противника.
3. 16 ГИАП = сбил 587 самолётов противника.
4. 15 ИАП = сбил 537 самолётов противника.
5. 129 ГИАП = сбил 521 самолёт противника.

И немного статистки, не относящейся к ВОВ.
Список самых результативных лётчиков войны в Корее:
1. Сутягин Николай = 21 лично; майор, помощник командира 17 ИАП, ГСС
2. Пепеляев Евгений = 19 лично; полковник, командир 196 ИАП, ГСС
3. Оськин Дмитрий = 16 лично и 1 в группе; майор, командир 523 ИАП, ГСС
4. Щукин Лев = 15 лично и 2 в группе; капитан, заместитель командира эскадрильи 18 ГИАП, ГСС

Размышления по поводу...
Вспоминая вышеназванное «Положение...» от 30.09.1943 года задаёшься вопросом: а почему некоторых героев обошла награда? Вероятно не сложились отношения с начальством. Но бывало так, что руководители тормозили представления на своих подчинённых, пока сами не получат награду. И на фронте человеческие страсти и пороки проявляли себя. Часто было и так, что в вышестоящих инстанциях, по сиюминутному настроению больших чинов, представление к награде ложилось под «сукно», либо понижался статус награды. Вот и смотришь сегодня, и удивляешься, что люди, значительно превысившие нормативы «Положения...» заслуженной награды так и не получили.
Например все показатели к представлению к званию дважды Герой Советского Союзы имели:
Краснов Николай — 41 личная победа.
Моргунов Сергей — 41 личная победа.
Пивоваров Михаил — 40 личных побед.
Серов Владимир — 39 личных побед. (Он вообще получил Звезду Героя посмертно)
Фёдоров Иван — 37 личных побед.
Бабак Иван — 35 личных побед.
Вообще не получили звания Героя Советского Союза лётчики значительно «перевыполнившие» нормативы:
Курочкин Василий — 27 личных побед.
Тютин Анатолий — 27 личных побед.
Мудров Михаил — 26 личных побед.
Рогов Борис — 26 личных побед.
Попов Иван — 24 личные победы.
Кузнецов Иван — 23 личные победы
Табаков Иван — 23 личные победы.
И много других героев прошедшей войны.

P.S. - Изложенные в данной статье цифры взяты из последних, новейших источников, и вероятно могут отличаться от опубликованных в старых работах.

Источники:
М.Быков «Все асы Сталина». Москва. Яуза. 2014 г.
В.Анохин, М.Быков «Все истребительные авиаполки Сталина». Москва. Яуза. 2014 г.
Н.Бодрихин «Советские асы». Москва. ЗАО КФК ТАМП. 1998 г.
А.Табаченко «Покрышкинский авиаполк. «Нелакированные» боевые хроники». Москва. ЗАО Издательство Центрполиграф. 2012 г.
А.Марчуков «Герои-покрышкинцы о себе и своём командире». Москва. ЗАО Издательство Центрполиграф. 2014 г.
Copyright © «Империал». Копирование информации с этой страницы возможно только при указании прямых ссылок на эту страницу.




    Сообщество Империал > Библиотека > Исторические Статьи > Двадцатый Век > Некоторая статистика по асам ВВС КА 1941-1945 гг. Обратная Связь
      Стиль:
        10 Дек 2016, 21:33
    © 2016 «Империал». Условия предоставления. Ответственность сторон. Рекрутинг на Империале. Лицензия зарегистрирована на: «Империал». Счётчики