Перепрошёл. Потребовалось вдвое больше времени. Как в прошлый раз я умудрился за 24 часа пройти и жаловаться на то, что игра короткая — не понимаю. Как и то, почему тогда остался недоволен ею и концовками, поставил семёрку и вообще был разочарован. Может быть, дело в контексте? В 2014 третью часть я проходил сразу же после второй, а он мне понравилась больше. Сейчас же помнил всё только в самых общих чертах, поэтому воспринимал игру саму по себе, насколько это возможно. Или из-за долгого игнорирования сюжетных игр? Не могу точно понять в чём дело, однако абсолютно уверен в одном и без раздумий говорю это: Mass Effect 3 — отличная игра! Конечно, она имеет свои минусы, недоработки, но всё это меркнет перед красотой и величием Целого.
Последние семь дней я задавал себе вопрос: "что такого в Mass Effect? почему он мне так нравится?" Экшен составляющая, по-моему, довольно слаба. Вернее она интересна настолько, насколько служит для того, чтобы разбавлять диалоги и прочее. Сюжет, казалось бы, тоже не представляет из себя ничего сверхвыдающегося. Научной и не очень фантастики, всяких космоопер существует огромное количество, и если вы их любите или когда-то любили, то многое в Mass Effect будет знакомым, приевшимся и всё в таком духе. Но вот беда: и сюжет мне нравится. Нравится сейчас, когда я мало читаю фантастики. Нравился в 2014, когда кроме неё почти ничего не читал. Сюжеты сюжетами, а ведь ещё важна возможность выбора. Он здесь есть: тем Mass Effect и интересен, хотя, конечно, вариативность эта довольно ограничена, но где вы видели хорошую игру с массой диалогов и с огромным количеством развилок, чтобы на протяжении сотни часов всё это не расползалось? Если найдете или знаете, то скажите мне. Возможность выбора — отлично. Ещё Mass Effect имеет RPG составляющую, которая даёт возможность вжиться в персонажа, почувствовать себя им. У меня, видимо, так не получается. Недавно понял, что не воспринимаю Шепарда иначе, как мужчиной с внешностью по умолчанию: женщина или изменённый — нет, для меня это не Шепард. И я не Шепард: это совершенно другой типаж. При этом сюжет и действия персонажей принимаю близко к сердцу, пытаюсь поставить себя на место не только главного героя, но разных людей. Это походит на наблюдение со стороны и подсказки Джону Шепарду, который есть отдельная личность. И в третьей части, на мой взгляд, лучшая музыка в серии.
Всё вместе рождает Целое. Mass Effect — это совокупность текста, звука, изображения (пластичности) и влияния игрока на происходящее, что рождает синтез, или, если посмотреть иначе, неразчленённость. Один современный профессор говорит, что кино интересно потому, что синтетично и архаично. Оно напоминает древнегреческий театр, где были вместе музыка, танец и сюжет. Игра же, выходит, даже более высокий синтез, или лучше назову его просто другим, чтобы обойтись без оценок, но дать направление мысли.
Вот и получается такой интересный Mass Effect 3. Спустя четыре года я воспринимал его по-другому, например, иначе относился ко многим персонажам.
Mass Effect — типичный, близкий, понятный, но особенный и прекрасный.