В развитие темы:
Основной танк PzKpfw 38 (d)
Еще в октябре 1943 г. фирма «Фредерик Крупп» выступила с инициативой установить на усиленном шасси PzKpfw 38 (t) вращающуюся башню с 75-мм орудием KwK 40 L/43, но это предложение было отклонено из-за необходимости проведения больших переделок корпуса и изготовления новой башни. Однако в начале 1944 г. уже с участием фирмы «ВММ» был выполнен проект установки серийной , башни танка PzKpfw IV с диаметром погона на свету в 1780 мм и орудием KwK 40 L/48 или L/43 на шасси одобренного к массовому производству нового истребителя танков «Hetzer». Существовал вариант замены 7,5 см пушки на новую противотанковую 8-см PAW 600 в той же башне.
Уже в январе 1945 г. проект был вновь пересмотрен, но уже для постройки основного боевого танка на базе «Jagdpanzer 38 (d)» с 80 мм лобовым бронированием. Предполагалось устанавливать на машину те же типы вооружения что и в предыдущем случае, а также просчитывалась возможность установки дальнейшего развития артсистем - 10-см PAW 600 и PAW 1000. Все эти системы были гладкоствольными(первыми танковыми), стреляли оперенными снарядами и основывались на системе двух камор - высокого и низкого давления. В разви¬тие проекта фирма «Daimler-Benz» даже предложила облегченную версию башни «Schmallturm», вооруженную пушкой 7.5 см с длиной ствола 48 калибров, но без дульного тормоза, специально для установки на этот танк.
На шасси общей массой 20-22 т предполагалось устанавливать 12-цилиндровый дизельный двигатель воздушного охлаждения фирмы «Татра» мощностью 220 л.с при 2250 об/мин , механической коробкой передач ZF 50-80 АК и усиленным механизмом поворота с которым скорость составила бы до 42 — 46 км/ч, но запас хода оставался прежним — 195 —200 км. Если не ошибаюсь, велась разработка автоматической коробки передач «. Beim AK 5-80 Getriebe handelte es
. um eine Neuentwicklung der ZF. welche als Ein-heitsgetriebe fur die Fahrzeuge Panzerjager 38, Pan-zerkampfwagen III und IV sowie fur den Jagdpanzer 38 D vorgesehen war» для установки как на бронетехнику семейства, так грузовые автомобили.
Основоположник семейства Jagdpanzer 38(d)
В начале 1945 года был разработан проект САУ для замены «Хетцера», получившей обозначение Jagdpanzer 38(d) (d — нем. Deutschland — «Германия»). Разработка САУ была осуществлена в рамках принятой в октябре 1944 года программы Управления вооружений вермахта по стандартизации шасси танков и САУ, предусматривавшей оставление в производстве только трёх типов шасси — Pz.KpfW.38(t) в виде «Хетцера», «Пантеры» и «Тигра II». Но увеличению объёмов выпуска «Хетцера» препятствовала неприспособленность машины чехословацкой разработки к оборудованию и технологическим процессам германских предприятий, что создало проблемы с доступностью шасси для выпуска других типов бронетехники. Разработанный для производства на германских заводах Jagdpanzer 38(d) в целом сохранил компоновку и основные черты «Хетцера», но его корпус был удлинён на 40 см, а ширина колеи возросла на 6 см. Толщина лобового бронирования была доведена до 80 мм, в то время как бортовые листы стали вертикальными. Пушка PaK 39/2 была заменена на более мощную 75-мм пушку PaK 42/2 с длиной ствола 70 калибров. На САУ должен был устанавливаться дизельный двигатель V-103 фирмы «Прага», развивавший максимальную мощность в 220 л. с., трансмиссия AK 5-80 и усиленный механизм поворота, что обеспечивало Jagdpanzer 38(d) максимальную скорость, по разным данным, 40 - 45 км/ч, несмотря на увеличившуюся до 16,5 т массу.
Проект был сочтён привлекательным по соотношению цена — эффективность и было принято решение с июля 1945 года переключить на производство Jagdpanzer 38(d) все оставшиеся танкостроительные мощности — фирмы «Алкетт», «Крупп», M.I.A.G. и «Нибелунгенверк» — с достижением к концу июля месячного выпуска в 1250 машин. Проработанные в начале 1945 года проекты бронемашин семейства Jagdpanzer 38(d) также включали
Вообще семейство разработок было довольно многочисленным и включало:
Ger?t 547 — штурмовое орудие, подобное своему аналогу на базе «Хетцера» и отличавшееся лишь заменой пушки на 105-мм гаубицу.
Aufkl?rungspanzer 38(d) — разведывательный танк, спроектированный в четырёх вариантах вооружения.
Bergepanzer 38(d) — бронированная ремонтно-эвакуационная машина для технического обеспечения подразделений боевой техники на базе Jagdpanzer 38(d).
Ger?t 587 — универсальная легкобронированная орудийная платформа, разработанная, в ряде вариантов, для транспортировки 88-мм и 128-мм противотанковых орудий и 105-мм и 150-мм гаубиц, размещавшихся в полностью или частично бронированной установке с круговым обстрелом[33].
Ger?t 589 — штурмовое орудие, вооружённое 280-мм мортирой.
Halbgruppenfahrzeug — боевая машина пехоты, вооружённая 20-мм автоматической пушкой и рассчитанная на перевозку восьми пехотинцев в дополнение к трём членам экипажа.
Зенитная самоходная установка типа «Кугельблиц» (нем. Kugelblitz — «шаровая молния»), вооружённая двумя 30-мм и двумя 20-мм автоматическими пушками.
Подборка машин наиболее подходящая по критерию "эффективность-стоимость-технологичность"
для принятия на вооружение
Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Использованы:
DIE PANZER-KAMPFWAGEN 35 (t) UND 38 (t)
und ihre Abarten einschlieftlich der tschechoslowakischen Heeresmotorisierung
1920-1945 автор WALTER J. SPIELBERGER
Легкий истребитель танков Хетцер М. Свирин
German Late War AFV автор George Bradford