У Византии очень оригинальный старт, и в классике и в SS\булатке. Более необычная наверное только Англия и какие-нибудь малыши типо Португалии и Грузии. А у великих держав аналогичных стартовых позиций нет. И так что можно выделить:
Плюсы: Константинополь, во всех версиях это огромный (в прямом слысле) плюс. НИКОГДА не сдавайте его ибо падение столицы будет означать трудности с сообщением запада и востока страны, что в случае войны на 2 фронта приведет вас к сливу. Зато вы можете потерять хоть все свои земли, но сохранив Константинополь, вы сможете в нем нанять армию, и отбить утраченное.
Вариативность, редко когда можно выбрать настолько разные пути развития. Хочешь на запад, хочешь на восток, хочешь развивайся (стартовых земель достаточно для этого).
Большая армия и много территорий, опять же можно чем-то пожертвовать, 1 поражение в бою не будет означать краха или потери половины страны.
Есть армия и флот на старте, можно с 1 го хода в бой.
Куча островов на которые никто не нападает, Крит, Родос, Крым, Кипр, всё это деньги, которые рекой польются в вашу казну, даже если вы будете разбиты на континенте, казармы в Константинополе есть, деньги тоже есть, нанимаем новую армию и в путь. То есть Выживаемость. Вас могут бить в хвост и в гриву, но вы будете продолжать жить.
К выживаемости добавляется то, что если нас например выбили из Азии уничтожили армию, захватили все азиатские города, то европейская часть страны этого на себе не ощутит, мы блокируем проход между континентом всего 2 эскадрами, и это хорошо.
Армия. У нас нет сильных стартовых юнитов, так как мне не нравятся конные лучники, я люблю рыцарей а их нет, но в середине игры, мы имеем прекрасных лучников и конницу, а так же вариативную пехоту. Вардарриоты сильны не спорю это тоже плюс. В конце нам труднее из за отсутствия пороха, но ничего, до конца ещё дожить надо.
Но есть и сильные минусы, которые не дают Византии стать имбой (на высоких уровнях сложности).
Риск войны на 2 фронта. Кошмар для нас, особенно, если ломают флот и толпы вражеских судов приплывают в Мраморное море. Необходим сильный флот. Часто на старте сразу бьют с двух сторон.
Монголы. Конечно мы не Турция, но они скорее всего к нам придут. Могут не нанести большого ущерба, но могут и разгромить азиатскую часть, в любом случае когда вы видите желтые точки на карте, без полного стека из топовых юнитов на востоке вам не обойтись.
Убыточная экономика на старте. Первые 10-12 ходов не просто выйти в плюс, иногда кризис идет и дольше. Без разграбления других земель или сокращения армии, не обойтись, выбирайте сами.
Бесконечная война. Бывает, что с Венецией, Генуей, Египтом и Турцией, никак не удаётся помириться, и бесконечно с ними воевать напрягает, а уничтожить их сил часто нет. Тут уж как повезёт.
Джихад. Константинополь -- желаемая цель для джихада. Толпы войск с полумесяцем будут ходить по малой Азии и искать путь к вашей столице, которую очень нежелательно терять. Может затянутся на 50 лет, и бьёт по ресурсам.
Религия. Мы в окружении врагов по вере, ждите толпы кардиналов в Европе и Имамов в Азии, религиозные бунты могут навредить. Плюс нет у нас возможности замутить крестовый поход. А иногда очень хочется.
В общем отличная фракция для тех, кто любит выживать в кольце врагов, я иногда на хард режиме разгромленный по всем фронтам по 100 лет выживал мыкаясь между западом и востоком, что было очень необычно. У других стран такого нет. Однозначно сильнее большинства государств в начале, но есть старты намного сильнее, взять ту же Англию, или кордовский халифат, которые вообще в тепле и сухости сидят в углу карты и проиграть за них почти нереально.