Этруски называли себя Расенна , что было сокращено до Расна или Рашна (этимология неизвестна).
В аттическом греческом , этруски были известны как тиррена ( Τυρρηνοί , Turrhēnoi , ранее Τυρσηνοί Tursēnoi ), из которого римляне производных имен Tyrrhēnī , Тиррение (Этрурия) и Mare Tyrrhēnum ( Тирренское море ), что побудили некоторые связать их с Ифаррой (один из народов моря, названных египтянами).
Древние римляне называют этрусками как Tuscī или Etruscī (особой Tuscus ). Их римское название является источником терминов « Тоскана », что относится к их сердцевине, и « Этрурия », что может относиться к их более широкому региону. Лингвисты считают, что термин Туши был умбрийским словом для «этрусков», основанным на надписи на древней бронзовой табличке из соседнего региона. Надпись содержит словосочетание turskum ... nomen , буквально «тосканское имя». Основываясь на знании грамматики Умбрии, лингвисты могут сделать вывод, что основной формой слова turksum является * Tursci, что через метатезис и эпентез в начале слова, вероятно, приведет к форме E-trus-ci .
Что касается первоначального значения корня * Turs-, широко цитируемая гипотеза состоит в том, что оно, как и слово латинское turris , означает «башня» и происходит от греческого слова, обозначающего башню: τύρσις . Согласно этой гипотезе, туши были названы «людьми, которые строят башни» или «строителями башен». Эта предложенная этимология стала более правдоподобной, потому что этруски предпочитали строить свои города на высоких обрывах, укрепленных стенами. С другой стороны, Джулиано и Лариса Бонфанте предположили, что этрусские дома могли показаться простым латинянам башнями. Предлагаемая этимология имеет долгую историю, Дионисий Галикарнасский давно заметил: «[T] нет причин, по которым греки не должны были называть [этрусков] этим именем, как из-за того, что они жили в башнях, так и из-за имени один из их правителей ".
Вопрос об этрусском происхождении давно стал предметом интереса и споров среди историков. В наше время все свидетельства, собранные этрускологами, указывают на коренное происхождение этрусков. Археологически нет свидетельств миграции лидийцев или пеласгов в Этрурию. Современные этрускологи и археологи, такие как Массимо Паллоттино (1947), показали, что предположения и утверждения ранних историков по этому поводу были беспочвенными. В 2000 году этрусколог Доминик Брикель подробно объяснил, почему он считает, что сочинения древнегреческих историков об этрусском происхождении не должны даже считаться историческими документами. Он утверждает, что древняя история об «лидийском происхождении этрусков» была преднамеренным, политически мотивированным вымыслом, и что древние греки делали вывод о связи между тирренцами и пеласгами исключительно на основе определенных греческих и местных традиций и простого факта. что между этрусками и греками велась торговля. Он отметил, что, даже если эти истории включают исторические факты, предполагающие контакт, такой контакт более вероятно связан с культурным обменом, чем с миграцией.
Несколько археологов, проанализировавших останки бронзового и железного веков, которые были раскопаны на территории исторической Этрурии, отметили, что не было обнаружено никаких свидетельств, связанных ни с материальной культурой, ни с социальными практиками , которые могли бы поддержать теорию миграции. Наиболее заметным и радикальным изменением, которое было подтверждено археологами в этом районе, является принятие, начиная примерно с 12 века до нашей эры, погребального обряда сжигания в терракотовых урнах, что является континентальной европейской практикой, происходящей из культуры Урнфилда ; в нем нет ничего, что предполагало бы этнический вклад из Малой Азии или Ближнего Востока .
Обзор археологических находок за предыдущие 30 лет, проведенный в 2012 году на основе раскопок крупных этрусских городов, показал преемственность культуры от последней фазы бронзового века (11-10 века до н.э.) до железного века (9-8 века). ДО НАШЕЙ ЭРЫ). Это свидетельство того, что этрусская цивилизация, возникшая около 900 г. до н.э., была построена людьми, чьи предки населяли этот регион, по крайней мере, предыдущие 200 лет. Основываясь на этой культурной преемственности, в настоящее время среди археологов существует консенсус в отношении того, что протоэтрусская культура развивалась на последней фазе бронзового века из местной прото-виллановской культуры и что последующая виллановская культура железного века наиболее точно описывается как ранняя фаза этрусской цивилизации. Не исключено, что контакты между северной и центральной Италией и микенским миром существовали в конце бронзового века. Однако контакты между жителями Этрурии и жителями Греции , островов Эгейского моря , Малой Азии и Ближнего Востока засвидетельствованы только столетия спустя, когда этрусская цивилизация уже процветала и этрусский этногенез был хорошо установлен. Первые из этих засвидетельствованных контактов относятся к греческим колониям в Южной Италии и последующему периоду ориентализации .