Гейши. Нынче они поднимают дух войнов, отвлекают гарнизон и армии (армии вроде как теряют ход, а гарнизон - хз), переманивают синоби и иностранных советников-ветеранов. А так же вроде как в пределах своей фракции (сёгун\император) способны переманимавть синсигуми и исен-сиси. Всех агентов могут переманивать ТОЛЬКО в пределах лимита агентов своего клана, что есть жуткий недостаток, когда лимит агентов забит,а вражеские шляются повсюду. Убивать гейши никого не могут.
Синоби, они же ниндзяки-ассасинчеки. Ну что сказать, убивают агентов и персов, устраивают диверсии в городах, воротах городов и армиях (в данном случае гибнет несколько солдат врага). В своём городе - увеличивают обзор владений, типа сеть шпиёнская. А в армии увеличивают дальность перехода войск за ход. Удобные.
Полицаи (исен-сиси, синсигуми) - устраивают репрессии в своих городах (+ к морали), поднимают во владеских восстания - полный стек традиционных юнитов, яри-кати, копейщики, самураи с копьями и с катанами (если враг поднял у вас - будет событие "восстание самураев"). Убивает агентов и персов, фактически может раскачаться круче синоби. ПЛЮС!!! Переманивает вплоть до ЦЕЛОГО стека вражьих солдат (при наличии соответствующего количества золота), может даже вместе с генералом - как повезёт. Качает "дисциплину" в войсках - хз, наверное боевой дух. Полицаи полностью пропадают при перехходе к РЕСПУБЛИКЕ.
Иностранный советник - это вооще няшка. + к меткости орудий, кораблей, стрелков, к скорости перезарядки, скидка к действиям других советников при полной прокачке. Набирает и тренирует войска (в городе и в армии - судя по всему, это снижение стоимости найма, и ежеходное повышение опыта юнитов - качалка в мирное время, огромный плюс). Устраивает дуэли с вражескими персами, истощает врага (снижение морали, потери в армии врага). Вообщем, няшка. Одно плохо - переманивается гейшами. Американец и француз - для сёгунов, Американец и британец - для императоров. Для республик - то же, что было до признания республики.