Сообщество Империал: Речи полководцев перед битвами! - Сообщество Империал

Scarolung

Речи полководцев перед битвами!

Знаменитые речи всех времён, вошедшие в историю
Тема создана: 24 августа 2007, 07:35 · Автор: Scarolung
  • 7 Страниц
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
 1 
 BorgeN
  • Imperial
Imperial
Форумчанин

Дата: 15 сентября 2007, 16:50

Хочу привести речи Брута и Марка Антония к своим войскам после первой битвы при Филиппах, которую республиканцы несомненно выиграли. (Из Аппиана):
Созвав войско на собрание, Брут обратился к нему с такой речью: ?Во вчерашнем сражении, соратники, нельзя найти ничего, в чем вы не оказались бы сильнее врагов. Вы и начали сражение с рвением, хотя и без приказания; и четвертый легион, которому, как самому прославленному у них, был поручен фланг, вы уничтожили целиком, а за ним и выстроенную рядом с ним часть войска и шли таким образом до лагеря; и самый лагерь вы взяли и разграбили, так что все это далеко превосходит тот ущерб, который мы потерпели на левом крыле. Но затем, имея возможность довести дело до благополучного конца, вы предпочли грабить, а не убивать ослабевших: большая часть вас, проходя мимо врагов, бросилась на имущество. И в это самое время опять повторилось то же соотношение: они разгромили один из наших двух лагерей, мы же взяли все их укрепления, так что и в этом отношении приобретение вдвое больше ущерба. Итак, вот наши преимущества в сражении. А насколько и в остальном мы превосходим их, это вы можете узнать и от пленных ? вы услышите о недостатке хлеба, о его вздорожании, о затруднениях с его доставкой и почти о полном его отсутствии. Ведь они не имеют возможности получать его ни из Сицилии, ни из Сардинии, ни из Африки, ни из Испании из-за Помпея, Мурка и Аэнобарба, отрезавших им доступ в море 260 кораблями. Македонию они уже истощили и имеют хлеб почти из одной только Фессалии; а надолго ли ее еще хватит?
Итак, когда вы видите, что они особенно спешат со сражением, знайте, что они, мучимые голодом, избрали близкую смерть от руки врага. А мы в свою очередь обставлены так, чтобы раньше нас повел войну против них голод, и чтобы они, когда нам придется с ними встретиться, были уже ослабевшими и истощенными. Не будем позволять себе раньше времени поддаваться излишнему рвению. Пусть никто не сочтет образ действий, основанный на опыте, медлительностью; пусть взглянет на находящееся у нас в тылу море, которое, присылая нам столько подкрепления и продовольствия, дает тем самым возможность достигнуть победы, не подвергая себя опасности, если только вы будете выжидать и не сочтете позорным, что над нами будут смеяться, будут вызывать нас на бой те, кто, как это показали вчерашние события, не лучше нас, но кто лишь ищет средства против другого страха. А рвение ваше, которое сейчас я прошу вас умерить, отдайте целиком тогда, когда мы об этом попросим. Я со своей стороны уплачу вам полную награду тогда, когда, по воле богов, все дела будут завершены и победа будет полной; теперь же за проявленную вами вчера доблесть даю в придачу каждому воину по тысяче драхм, начальникам же вашим с соответствующей прибавкой?.
Такую речь сказал Брут и тотчас стал распределять по легионам подарки; некоторые полагают, что, кроме того, он обещал отдать воинам на разграбление Лакедемон и Фессалонику.
Цезарь и Антоний, зная, что Брут не будет сражаться по своей воле, созвали своих воинов. Антоний сказал им следующее: ?Я знаю, сотоварищи, что в своих разговорах и враги наши приписывают себе честь вчерашнего дела, так как они обратили в бегство некоторых из наших и разграбили лагерь; но на деле они покажут, что победа целиком принадлежит вам. Я обещаю вам, что ни завтра, ни в следующие дни они добровольно не пойдут на битву. А это является вернейшим доказательством вчерашнего поражения и вызванного им страха; подобно тому как это бывает при гимнастических состязаниях, и здесь более слабые отказываются от дальнейшей борьбы. Ведь не для того они набрали такое большое войско, чтобы, построив стены, населять фракийскую пустыню. Ведь и выстроили-то они эти стены еще тогда, когда мы подходили, вследствие страха перед нами; а когда мы пришли, они продолжают оставаться внутри укреплений из-за вчерашнего поражения. Под впечатлением его старший и более опытный из полководцев, отчаявшись во всем, покончил самоубийством, что уже само по себе представляет лучшее доказательство затруднительного положения врагов. И если они не примут нашего вызова и не спустятся с гор, но, не надеясь на свои силы, возложат надежды на утесы, тогда вы, римляне, вновь смело вынуждайте их к сражению, как вынудили вчера, считая позором подчиняться тем, кто боится, воздерживаться от битвы с теми, кто не решается выйти на бой, и показать себя, мужей, более слабыми, чем стены. Ведь мы пришли не за тем, чтобы жить в долине, и для нас в промедлении нет ничего такого, что нас удовлетворяло бы. Нет, у разумных людей войны всегда должны проходить быстро; зато мир должен быть продолжительным.
Сроки и план действия этого выработаем мы, не заслужившие с вашей стороны презрения за проявленную нами вчера энергию и сообразительность. Вы же, со своей стороны, отплатите полководцам доблестью, когда она от вас потребуется. И не огорчайтесь нимало из-за вчерашнего грабежа: ведь богатство состоит не в том, чтобы что-то иметь, но в том, чтобы владеть им, защищая его силою; именно это и отдаст нам, владеющим такими силами, и отнятое вчера, пока еще в сохранности находящееся у наших врагов, и само имущество врагов. И если мы стремимся все это получить, будем стремиться в бой. Да и вчера мы, в свою очередь, взяли у них достаточно, может быть, больше, чем было отнято у нас, потому что они привезли с собой из Малой Азии все, что отняли там силой и грабежом, вы же, явившиеся сюда с родины, все более ценное оставили дома, взяв с собой только необходимое. А если и было у нас взято что-либо ценное, то оно принадлежало нам, начальникам, готовым ради вашей победы отдать все. Несмотря на эту потерю, мы назначили вам вознаграждение за победу ? каждому воину по 5 000 драхм, каждому центуриону ? вдвое больше, каждому трибуну вдвое больше того, что получил центурион?.
     cheremis
    • Imperial
    Imperial
    Форумчанин

    Дата: 16 сентября 2007, 00:16

    Обращение Маннергейма к солдатам 28 июня 1941 года .
    "Я призываю вас к священной войне против врага нашего народа . Наши павшие герои встают из своих по-летнему зелёных могил , чтобы , возродившись , присоедениться к нам , ибо теперь мы , в союзе с могучими вооружёнными силами Германии и как её соратники по оружию , включаемся в крестовый поход против нашего врага , чтобы обеспечить Финляндии её будущее .
    Братья по оружию ! В последний раз послушайте меня и следуйте за мной , теперь , когда Карелия восстаёт и нам навстречу сияет утренняя заря нового дня Финляндии ."
    Речь , пропитана духом финноугорского язычества (вчастности о мёртвых героях бьющихся в одних рядах с живыми) ...
       ахпер
      • Imperial
      Imperial
      Форумчанин

      Дата: 01 октября 2007, 16:46

      Scarolung
      это не полная речь... полная очень длиная ) по Егишэ из "СЛОВО О ВОЙНЕ АРМЯНСКОЙ" Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь


      ...Все они сплоченно прибывали на ратное дело, на равнину Артаза, и было всего, по подсчету, шестьдесят шесть тысяч мужей, [считая] с конницей и пехотой.

      Пришли с ними святой Йовсэп и иерей Левонд и многие другие священники и в еще большем числе дьяконы. Потому что и они нисколько не убоялись пойти с ними на дело ратное, ибо почитали это сражение [проявлением] не мирской, а духовной добродетели и желали пасть одной смертью с храбрыми героями.

      Начал спарапет, в единодушии с нахарарами, говорить с войском и сказал: "Я участвовал во многих войнах, и вы были со мною. Бывало, что мы храбро побеждали врагов, и бывало, что они нас побеждали, но больше бывало так, что мы оказывались победителями, а не побежденными. И все это были, без исключения, [примеры] мирской славы, ибо сражались мы по велению смертного царя. Кто бежал ? обесславливал себя перед страной и находил от [царя] безжалостную смерть. А кто выделялся храбростью, наследовал славное имя [среди своего] народа и великие дары от преходящего, смертного царя. Вот, каждый из нас имеет на теле много ран и рубцов, много было таких подвигов, за которые и дары великие получены были нами. Но я почитаю эти подвиги ничтожными и бесполезными и за ничто [почитаю] полученные обильные дары, ибо все они преходящи...

      И вот, если совершали эти подвиги мужества ради смертного повелителя, насколько больше [должны мы сотворить] за бессмертного Царя нашего, владыку живых и мертвых, [того] кто будет судить каждого человека по делам его?! Действительно, если, прожив весьма долго, я и достигну старости, ? все же [все мы] уйдем из этого тела, чтобы войти к Богу живому и уж не уходить от него.

      Итак, прошу вас, о храбрые мои соратники! Многие из вас превосходят меня в мужестве и, согласно наследственному пативу, вы выше меня по гаху, но, поскольку вы, по вашей воле и согласию, поставили меня вашим предводителем и начальником, пусть приятными и благостными покажутся слуху великих и малых мои слова. Не устрашимся, убоявшись множества язычников, и не повернем перед ужасным мечом мужа смертного. Ибо если даст Господь [259] победу рукам нашим, ? истребим силы их, чтобы поднялась правая сторона. А если концом жизни нашей окажется священная смерть в этом сражении, примем ее с радостным сердцем. Лишь бы не подметалась робость к нашему мужеству и храбрости!

      Когда вспоминаю свои [деяния] и [деяния] некоторых из вас в прошлом, особенно помню, как обманули мы этого нечестивого правителя и провели его как негодного мальчишку. А именно, хотя внешне мы выполнили его нечестивую волю, но в тайных помыслах сам Господь нам свидетель ? до какой степени мы неотрывны от Него! Вы и сами это знаете, мы искали способа успокоить наших, бывших в великой тревоге близких, чтобы вместе с ними, дав бой, сразиться с нечестивым правителем за унаследованные от отцов богоданные законы[95]. И, хотя мы ничем не смогли помочь им, да будет невозможно для нас променять Бога на людей ради телесной любви.

      А ныне в двух или трех битвах сам Господь помог нам с великой силой, так что мы обрели храброе имя и жестоко поразили царские войска, и могов, не щадя, перебили, и мерзость идолопоклонства из многих мест вычистили, нечестивый приказ царя отринули и разрушили. Волнение моря утишили, волны, вздымавшиеся как горы, улеглись, высоко поднявшаяся пена исчезла, звериная ярость утихла. Тот, кто, говоря с нами, грохотал в тучах, поник и оказался ниже, чем свойственно было его природе. Кто желал словом и повелением осуществить свое злодейство над святой Церковью, ныне [вынужден] сражаться и луком, и копьем, и мечом. Кто мнил, что мы носим христианство, как одежду, ныне не может заставить сменить ее, как и цвет кожи, и, вероятно, не сможет до скончания [века]. Ибо основания [христианства] твердо заложены на недвижной скале, не на земле, а вверху, на небесах, где дождь не льет, ветры не дуют и потоки не возникают. И мы, хотя телом пребываем на земле, но верою своею обстроились на небесах, где никто не может проникнуть в нерукотворное строение Христово.

      Твердо стойте за неколебимого Военачальника нашего[96], который никогда не забудет деяний вашего геройства. О храбрецы, [260] для нас самое большое ? это то, что совершил Бог через нашу природу, и чем величайте является могущество Бога. Ибо если мы, истребляя других ради божеских законов, обрели себе славу и оставили церкви доблестное имя нашего рода, и нам предстоит воздаяние от Господа ? таковое уготовано каждому из нас в соответствии с усердием его сердца и по совершенным им делам ? насколько же больше мы [обретем], если умрем в великом свидетельствовании ради Господа нашего Иисуса Христа, что пожелали бы [нам] и небесные [силы], если это окажется возможно! И так как эти дары выпадают не всем, а лишь тем, кому они уготованы благодетелем Господом, то и нам это доставили не наши праведные дела, а щедрый податель, как и сказано в святом Завете: ?Где умножились грехи, там умножилась благодать Божья?[97].

      И нам весьма подходит веление сего ответа. Ведь если мы предстали перед людьми как совершенные нечестивцы, вдвое более оправданными явимся людям и ангелам и Отцу всех нас. Ибо действительно в тот день, когда прослышали люди о нас в связи с нечестивым делом, много слез было пролито в святой Церкви и еще больше нашими близкими. Да и товарищи наши в гневе грозили нам мечом и желали причинить нам горькую смерть, а слуги наши в возмущении убегали от нас. А чужие, которые слышали о том, что мы именуемся христианами, не ведая о помыслах наших, с причитаниями на устах непрестанно оплакивали нас и весьма поносили по неведению. И скажу самое главное: не только люди на земле, но и ангелы на небесах отвратили лица свои от нас, чтобы не смотреть на нас со скорбью.

      И вот настало время, чтобы избавились мы от всякой дурной славы. В то время мы, подобно печальным и скорбящим, были удручены душой и телом, ныне бодрствуем и бдим в том и другом, все мы обрели мудрость, ибо видим благодетеля Бога около себя вождем; наш полководец ? не смертный, а военачальник всех мучеников.

      Страх есть признак маловерия, ? маловерие мы давно отринули от себя, так пусть и страх с ним вместе бежит из мыслей и помыслов наших!? [261]

      Все это высказал доблестный полководец всему множеству [воинов]....



      [95] Здесь и ниже Вардан Мамиконеан намекает на отступничество на-хараров в 450 г. в Ктесифоне.
      [96] Вардан имеет в виду Иисуса Христа, духовного военачальника, преданность которому и должно подтвердить все движение.
      [97] Рим 5, 20.
         Scarolung
        • Imperial
        Imperial
        Форумчанин

        Дата: 02 октября 2007, 06:20

        2 ахпер
        спасибо камрад!!! пополнил копилку речей!
        что ещё будет обязательно скидывай! Imp
           ахпер
          • Imperial
          Imperial
          Форумчанин

          Дата: 02 октября 2007, 13:45

          Scarolung
          незачто ) ок если що чтонибудь найду скину )
             daraca
            • Imperial
            Imperial
            Форумчанин

            Дата: 05 октября 2007, 00:37

            Здраствуите

            Вот абрашения цария Георгия III к воиску перед битвои против абединоного вoиска мусулман пад предватителством Шах ?Армена в 1161г. Вакруг него абидинилис и другие правители пашли паходам прoтив г.Ани(Там стаял Грузински гарнизон)- и асадили его. Рядам с городом преизашла битва.

            Царь же, сидя на коне, твердо, голосом Хосроидским возгласил и обратился с наставлением к сердцу воинов, рассвирепевших, как звери:= ?люди, братья, единодушные и единоверные!? Вы знаете, как хорошо умереть за божью веру и за Евангелие Христа; мы вечно ублажаем тех, которые, следуя по стопам Христа, умерли за него бренным телом. Видите ли, насколько славнее умереть мужественно, чем изматываться от изнуряющей болезни, ибо хороший пример и доброе имя вечно будут следовать за нами. Мы слышали от древних повествователей, сколько напастей претерпевало за божий закон племя евреев при Артаксерксе, равно как ? эллины, предводимые испытанным полководцем Фемистоклом, при миродержце-победителе Ксерксе, который, без войны покорив море своим войском, вынужден был одним лишь городом Афинян отступить. Теперь, крылатые мои львы! Возьмите в руки, ради пробожденного за нас, копья и пики и вонзите их в неверующих в божество его!?

            Источник летописи цария Тамари (начала XIII в.) ? ?ИСТОРИЯ И ВОСХВАЛЕНИЕ ВЕНЦЕНОСЦЕВ?
               Scarolung
              • Imperial
              Imperial
              Форумчанин

              Дата: 22 октября 2007, 07:31

              2 daraca
              Браво камрад!!! Здорово что есть люди , любящие свою историю
              и чтящие прошлое своего Отечества!!! Imp
              Мои закрома с речами пока попустели...я в поиске новых,но у кого что есть -милости прошу!!! Imp
                 Lion
                • Imperial
                Imperial
                Форумчанин

                Дата: 23 октября 2007, 11:39

                Речь Айка Айказуни перед памятной битвой в hайоц дзоре 11.08.2492 д.н.э.

                ?Встретившись с полчищами Бела, старайтесь подобраться к месту, где будет находиться Бел в окружении толпы храбрецов. Либо умрем и наши люди попадут в рабство к Белу, либо покажем на нем искусность перстов наших и, рассеяв полчище, добьемся победы?.
                   daraca
                  • Imperial
                  Imperial
                  Форумчанин

                  Дата: 03 февраля 2008, 23:10

                  Здраствуите

                  Ответ цария Тамари к Нукрадину(Икониискаму султану) перед битвои в Басияни 1202г.:

                  ?Я, надеющаяся на силу вседержителя бога и уповающая на присвитию деву Марию, молящаяся честному кресту, получила достойное гнева божья письмо твое, Нукрадин, и, узнав ложь твою, требую, чтобы судьею между нами был бог. Ты надеешься на множество золота и погонщиков осла, я же ? ни на богатство, ни на силу войска моего, а на силу вседержителя бога и святого креста, который ты хулишь. Ныне я посылаю все войско мое встретить тебя; да будет надо мною воля бога, но не твоя, правда его, но не твоя!?
                     russell
                    • Imperial
                    Imperial
                    Форумчанин

                    Дата: 04 февраля 2008, 01:50

                    Я извиняюсь, конечно...
                    Но хотелось бы прочитатть в этой ветке не дословные цитаты, а анализ - по мере возможностей.
                    Ведь общеизвестно, что речи, описанные историками, отличаются от реальных...
                    Если кто готов спорить - так давайте на примере Фукидида... Мало кто посмеет отрицать, что он - первый настоящий историк(со своим аппаратом)
                    Меня интересует соотношение речи с реальной боевой обстановкой. В самом деле, не может же полководец толкать речь на полчаса, когда сама битва занимала 15 минут... Imp
                    Давайте попробуем анализ, друзья!
                      • 7 Страниц
                      • 1
                      • 2
                      • 3
                      • 4
                      • 5
                      • 6
                      • 7
                       Похожие Темы
                      АПеределка скрытых фракций Medieval 2: Total War
                      Переделка скрытых фракций Medieval 2: Total War
                      Автор g gaulish723
                      Обновление 09 мая 2024, 23:15
                      БКурфюрсты Империи перед Смутой 2512 г.
                      Курфюрсты Империи перед Смутой 2512 г.
                      Автор К Контарий
                      Обновление 08 мая 2024, 13:10
                      СПередний край (2024)
                      Тактическая RTS
                      Автор T TAKTCOM
                      Обновление 06 мая 2024, 20:47
                      Воспользуйтесь одной из соц-сетей для входа
                      РегистрацияВход на форум 
                      Сообщество ИмпериалИсторические Форумы Общеисторический Форум Обратная Связь
                      Стиль:Language: 
                      «Империал» · Условия · Ответственность · Визитка · 25 мая 2024, 23:17 · Зеркала: Org, Site · Счётчики