Размышления за утренней чашкой кофе.
Читая перечень неизвестной ветви черниговских князей, уловил что-то знакомое в фразе: "А у князя Семена дети: князь Ондрей да князь Олександра." Порывшись в своих заметках по Любечскому синодику нашел:
Quote
Сведения о глуховских и новосильских князьях содержатся в Любецком синодике, в котором поминают «кн(я)зя Михаила Глуховского и с(ы)на его кн(я)зя Симеона; кн(я)зя Александра Новосилскаго оубытого от татаръ за православную веру; кн(я)зя Симеона Александровича». Из этих князей Летописный свод 1408 г. знал только князя Александра Новосильского, убитого в Орде в 1326 г.58 Его отчество может быть установлено по синодику бывшего рязанского Свято-Духова монастыря, в котором записан «Андреян, Александр Семеновичи Новосильские».
Р.Беспалов
Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь.
Итак, скорее всего имеем дело с представителями рода князей Новосильских. Заманчиво видеть в князе "Олександре" убитого в 1326 г. татарами князя, как делает Беспалов. Однако, мне кажется весьма обоснованным предположение Кузьмина о том, что лица, указанные в этом Родословии, жили в конце 14 - нач.16 вв. Кроме того, в других родословных и Любецком синодике о князе Александре Новосильском говорится, что он "убиен от татар". Поэтому я не склонен считать князя Олександру из родословной одним лицом с новосильским князем, погибшим в Орде. «Андреян, Александр Семеновичи Новосильские» жили позже, в нач. - первой трети 15 в. Кем же в таком случае мог быть князь Дмитрий Васильевич, по всей видимости современник Семена Можайского и Василия Шемячича? Похоже, что князя Дмитрия мы находим в сочинении С.Герберштейна:
Quote
Было два Василия, двое его племянников, детей братьев. Один из них, по прозвищу Шемячич, занимал крепость Новгород, а другой — город Стародуб. Путивлем же владел некий государь Димитрий . Василий Шемячич, человек храбрый на войне и гроза татар, возымел столь сильное желание властвовать, что стал один домогаться княжества, и не успокоился до тех пор, пока не довел Василия Стародубского до последней крайности, а после его изгнания занял его области. По низвержении его (Василия) он взялся за Димитрия, но другим путем: донес на него государю, что тот-де намерен отложиться от государя. Государь, встревоженный этим, поручил Василию каким [141] бы то ни было способом схватить Димитрия и отправить его к нему а Москву. Димитрия коварно схватили на охоте, ибо Василий заранее послал несколько всадников к воротам его (Димитрия) крепости перехватить его, если он попытается спастись бегством. Будучи ими схвачен, Димитрий был отвезен в Москву и ввергнут в оковы
Сигизмунд Герберштейн
Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Исходя из счета поколений, родоначальник указанной ветви князей, "Иван Черниговский" должен был жить в последней трети 14 в. Так как, мы имеем дело, скорее всего, с представителями Новосильского дома, то личность князя Ивана Черниговского-Новосильского определяется однозначно - это зять Ольгерда, упомянутый им (Ольгердом) в письме патриарху Филофею с жалобами на "обиды", нанесенные москвичами его вассалам:
Quote
Они (москвичи -прим.авт.) напали на моего зятя Ивана из Новосиля и на его княжество, заключили в плен его мать и мою дочь угнали [в неволю], и присяги, которую им дали, не сдержали.
В современной историографии считается, что князь Иван Новосильский был старшим братом Романа Семеновича, верного союзника Москвы. Однако, вполне вероятной, по-моему. выглядит и версия о принадлежности князя Романа другой, Глуховской ветви Новосильского дома. То есть, Иван был сыном Семена Александровича, внуком Александра, убитого в 1326 г., а Роман - сыном Семена Михайловича Глуховского. Можно предположить, что после того, как князь Иван лишился новосильского стола, он, по всей видимости, получил от Ольгерда какие-то владения на Черниговщине. Его потомки в 1500 г. в числе других северских княжат перешли со своими вотчинами на службу Москве, а один из них, князь Дмитрий Васильевич стал наместником в Путивле. В результате драматических событий, описанных Герберштейном, князь Дмитрий лишился своих владений, а, по-видимому,и жизни. Потомков этой ветви новосильских князей в 16 в. на Москве уже не было, поэтому этот род в "Государев родословец" не попал, но сохранилась вышеуказанная роспись в одной из частных родословных книг.