Сообщество Империал: Карелия и Финляндия в Средние Века - Сообщество Империал

Laszlo

Карелия и Финляндия в Средние Века

Карелия и Финляндия в Средние Века
Тема создана: 07 октября 2012, 17:43 · Автор: Laszlo
  • 11 Страниц
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • Последняя »
 1 
 Laszlo
  • Imperial
Imperial
Форумчанин

Дата: 14 октября 2012, 20:05

Образы Калевалы - костюм древних финнов и карелов
Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
     Laszlo
    • Imperial
    Imperial
    Форумчанин

    Дата: 14 октября 2012, 22:26

    Сакса А. И. - Древняя Карелия в эпоху железного века (К вопросу о происхождении летописной корелы)
    Спойлер (раскрыть)

    Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
    Сакса А.И. - Средневековая Корела. Формирование этнической и культурной общности
    Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
    Спойлер (раскрыть)

    - - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -
    Становление православия в Карелии (XII - XVI век)
    Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
    Письменные известия о карелах (X-XVI в). С.И. Кочкуркина, А. М. Спиридонов, Т. Н. Джаксон. Петрозаводск, 1996.
    Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
    Спойлер (раскрыть)

    Спойлер (раскрыть)

    Спойлер (раскрыть)

    Спойлер (раскрыть)

    Спойлер (раскрыть)

    Спойлер (раскрыть)

    - - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -
    Еще скандинавские сочинения о карелах
    Спойлер (раскрыть)

    Спойлер (раскрыть)

    Спойлер (раскрыть)

    Спойлер (раскрыть)

    Спойлер (раскрыть)

    Спойлер (раскрыть)
       Laszlo
      • Imperial
      Imperial
      Форумчанин

      Дата: 15 октября 2012, 13:17

      Сакса А.И. - Итоги изучения карельских крепостей эпохи Средневековья
      Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
      Pirjo Uino - The Background of the Early Medieval Finnic Population in the Region of the Volkhov River: Archaeological Aspects
      Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
      Предметы характерные для культуры карел в 10 — 14 вв.
      Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
      Jukka Korpela, The World of Ladoga: Society, Trade, Transformation and State Building in the Eastern Fennoscandian Boreal Forest Zone, c. 1000–1555. (Nordische Geschichte, 7.) Berlin: Lit, 2008.
      Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
      Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
      Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
      Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
      Aalto, Pentti; & Pekkanen, T. (1975—1980). Latin sources on north-eastern Eurasia (2 Vols). Wiesbaden: Otto Harrassowitz.
      Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
      Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
         Laszlo
        • Imperial
        Imperial
        Форумчанин

        Дата: 15 октября 2012, 14:00

        Хроника епископов Финляндии - Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
        Хроника Эрика - Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
        Поход шведов против тавастов из Хроники Эрика -

        Цитата

        [Крестовый поход на Тавастланд] 16

        Эрик со всей страны пригласил
        90 рыцарей, тех, кто им равным был,
        воинов, бондов в назначенный час [14]
        (делают так господа и сейчас),
        чтоб повеленье свое объявить —
        всех их в военный поход снарядить,
        95 В земли язычников путь указал.
        Зятю он войско отдать приказал.
        Биргера 17 войско просил повести,
        думал, что лучше его не найти.
        Счастлив был Биргер решением очень.
        100 Конунга славу хотел он упрочить.
        С радостью взяли копья и стрелы
        воины, твердые духом и смелые.
        Шлемы, латы, мечи и кольчуги
        розданы людям — крепки и упруги.
        105 Люди разъехались, полные сил,
        сделали все, о чем конунг просил.
        На воду шнеки 18 спустив, корабли.
        Деньги в немалых мешках принесли,
        и получил из мешков деньги тот,
        110 но кто отправлялся в далекий поход.
        Ждут впереди неизвестности муки.
        Жены стали заламывать руки,
        слезы ручьями по лицам текли,
        по утешенье в душе берегли —
        115 Господа славу мужья их умножат.
        Предков мечи, что злата дороже,
        храбрые воины сняли с гвоздей.
        Много мечи провисели там дней.
        К берегу жены мужей провожали,
        120 за руки долго, прощаясь, держали.
        Губы красны в поцелуях встречались.
        словно в последний раз целовались.
        Так для многих оно и было...
        Войско в далекий поход уходило.
        125 С ветром попутным они отплыли.
        К встрече готовы язычники были.
        Знали они, что свей придут [15]
        им не во благо — смерть принесут.
        Вот христиане в гавань вошли.
        130 Штевни златые заметны с земли.
        Видят язычники их приближенье,
        радость исчезла с лиц их в мгновенье.
        Свеи со знаменем на брег сошли,
        крепких преград для себя не нашли.
        135 Свеев мечи и кольчуги из стали
        вскоре на всем берегу засверкали.
        Их христиане проверить смогли
        людом Тавастланда 19 — дикой земли.
        Думаю, так и случилось тогда:
        140 золото взяв, серебро и стада.
        много язычников прочь побежали.
        Свеев победа, враги задрожали.
        Тем, кто решился оружье сложить.
        истинной вере смиренно служить,
        145 свей вернули имущество, скот.
        Главное, что сохранили, — живот.
        Если язычник мечу не сдавался,
        тут же он с жизнью своей расставался.
        Крепость построить на поле брани,
        150 жить в ней решили тогда христиане.
        Тавастаборг 20 — ту крепость назвали.
        Горя язычники много узнали!
        Всё христианами там заселялось.
        Верю, что так и доныне осталось.
        155 Эту страну, что Эрик крестил.
        думаю я, русский князь упустил 21.

        Комментарии

        Цитата

        16. [Крестовый поход на Тавастланд]. Идея крестовых походов была все еще популярна в Европе. Папа постоянно издавал буллы, призывающие римских католиков "проверить" мечи на язычниках и православных. В 1237 г. Григорий IX воззвал к Швеции, указав на Тавастланд как объект крестового похода (DS, 298). Именно тогда и был совершен крестовый поход на Финляндию, который возглавил шурин конунга Эрика Шепелявого Биргер (Lind 1991, 294). Автор умышленно изменяет хронологию событий, связывая во времени поход Биргера со смертью Эрика Шепелявого (ст. 157). Это было необходимо для того, чтобы представить ярла Биргера, основателя прославляемого рода, в благоприятном свете, а также создать впечатление законности выборов Вальдемара Биргерссона в конунги (см. статью “Литературные и языковые традиции "Хроники Эрика"”).

        17. Биргер упоминается здесь без своего обычного титула ярл, как зять конунга, или просто по имени, не случайно. Во время похода (1238—1239 гг.) он еще не был ярлом.

        18. Шнеки (от снн. snecke) — разновидность шведских и немецких кораблей небольшого размера. Упоминаются в русских источниках. В Новгородской I летописи под 1142 г. говорится: "В то же лето приходи Свьискеи князь с епископом в 60 шнек" (НIЛ, 26).

        19. Тавастланд — область на юго-западе Финляндии, получившая свое название от проживавших в ней тавастов. Считается, что тавасты — это разновидность эстов (тав-эсты). Первую часть этого слова возводят к др.-ш. глаголу "tefia" — медлить, имея в виду, что тавасты — это наиболее тяжелые на подъем эсты, переселившиеся в Финляндию последними. В некоторых шведских диалектах вплоть до начала XX в. использовалось слово "tavasthuvud" (тавастовая голова) — тугодум. Финское название Тавастланда — Нате, а тавастов — Hamelaiset (владельцы низменной земли). Именно отсюда происходит русское обозначение этого народа и его земли — Емь (Lehrberg 1816, 164).

        20. Тавастаборг — замок Тавастхюс.

        21. Ст. 155—156 раскрывают подлинные планы Биргера — ослабить влияние русского (т. е. новгородского) князя в этой области. Е. Рыдзевская предполагает, что в этих строках содержится указание на то, что тавасты находились с Новгородом в каких-то отношениях подчиненности (Рыдзевская 1978, 109).


        Хроника Эрика 1999 года издания -

        Цитата

        [Основание Стокгольма] 53

        Свеям урон наносили огромный
        475 козни карелов — язычников темных. [25]
        До вод Мелара они доплывали,
        будь сильный шторм иль спокойные дали.
        Шли, не стесняясь, шхерами свеев,
        гости незваные, злобу лелея.
        480 Плыли до Сигтуны раз корабли.
        Город сожгли и исчезли в дали 54.
        Жгли всё дотла и многих убили.
        Город с тех пор так и не возродили.
        Архиепископ Йон там сражен.
        485 Весел язычник, в радости он,
        что у крещенных так плохи дела.
        Русским, карелам смелость дала
        мысль та, что свеям не устоять
        и можно смело страну разорять.
        490 Чистую правду поведал здесь я:
        славный погиб в Асканесе 56 Йон ярл 55,
        тот, что последние девять лет,
        дом свой не видя, в латы одет,
        с русскими и ижорой сражался.
        495 Веру христову сберечь он старался.
        Только лишь ярл вернулся в свой дом,
        первой же ночью убит был врагом.
        Скрылась в Хундхамар 57 супруга его
        в горе, в тоске, избегая всего,
        500 в мыслях, в душе свою боль сохраняла.
        Местью жена благородной пылала.
        Там собрала она силу большую.
        Всех перебила врагов, быль такую
        слышал от тех я, кто жил в Эсташхер 58,
        505 жизни лишили их, прочим в пример.
        Жгли, оттащив от воды, корабли,
        в горе ее отомстить помогли.
        Как поступить, чтоб не лез разоритель?
        Был Биргер ярл очень мудрый правитель,
        510 город Стокгольм повелел он построить 59,
        с толком и разумом жизнь в нем устроить. [26]
        Замок грозящий, скажу без прикрас,
        выстроен — это был ярла наказ.
        Замок тот к озеру путь охраняет,
        515 козни карелов теперь не пугают.
        Вновь оживились озера воды —
        по берегам девятнадцать приходов
        расположились и семь городов.
        Тихо и радостно. Горя следов
        520 нет и в помине у мирного брега.
        Нет и языческих страшных набегов.

        Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
        Комментарии к отрывку хроники

        Цитата

        53. [Основание Стокгольма]. В композиционном построении рассказа об основании Стокгольма автор использует прием контраста. Вначале он показывает мрачную картину разоренной после языческих набегов земли, а заканчивает идиллическим изображением мирной жизни озера Меларен. На этом фоне решение Биргера предстает действительно мудрым. Автор упоминает несколько событий, предшествовавших основанию Стокгольма, которые, если не знать их датировки, кажется, произошли в одно время. На самом деле первые относятся к концу XII в. Именно тогда на шведские берега и даже внутренние территории обрушивались морские разбойники с восточных окраин Балтики.

        54. Этот набег карелов датируется 1187 г. Новгородцы тогда были очень недовольны удачным походом шведов на Емь и решили отомстить шведам, но не самостоятельно, а руками своих союзников — карелов (Lehrberg 1816, 166). Те не без помощи Новгорода добрались до богатого шведского города Сигтуны, сожгли город дотла, так что его "с тех нор так и не возродили". Слова хроники, однако, следует понимать как красочное преувеличение. На том же самом месте вскоре возникла "новая" Сигтуна. Воспоминанием о древней Сигтуне остались только знаменитые городские ворота, не иначе как по иронии судьбы украшающие Софийский собор Новгородского кремля. Тесная связь карелов с Новгородом выражается в "Хронике Эрика" в том, что и они, и русские радуются успеху набега 1187 г. (Рыдзевская 1978, 110).

        55. Рассказ о ярле Йоне и его героической жене не подтверждается другими источниками и, скорее всего, основан на балладе или висе.

        56. Асканес (ныне Эксрён) — приход на одноименном острове в Меларен к юго-западу от Стокгольма.

        57. Хундхамар — усадьба, расположенная в Сёдерманланде, напротив южной оконечности острова Экерён, у современного Норсборга.
        58. Эсташхер — шхер, расположенный к востоку от Экерёна, между островом и материком.

        59. "Хроника Эрика" характеризует построенный город Стокгольм как преграду у входа в Меларен. Археологические раскопки, проведенные на Хельгеандсхольме, интересным образом освещают слова хроники. Археологи выяснили, что самая древняя часть Стокгольма находилась на двух островах, расположенных в трехсотметровом по ширине проливе Норрстрём. Один — маленький, незаселенный остров с оборонительным сооружением и таможней, который, по-видимому, и назывался Стокгольмом. Второй был плотно застроен жилыми домами. Между островами был двадцатиметровый пролив, по которому проходил фарватер. Протока к востоку была перекрыта сваями. Таким образом осуществлялся контроль за входом и выходом из озера (Bolin 1921, 80). "Хроника Эрика" — единственный источник, благодаря которому ярл Биргер считается основателем Стокгольма. Ученые, однако, пришли к выводу, что сразу же после сожжения Сигтуны па месте Стокгольма было заложено оборонительное укрепление, которое расширилось и приобрело большое значение при ярле Биргере. А основателем первого укрепления был ярл Биргер Броса, образ которого слился в сознании с образом его младшего тезки (Рыдзевская 1978, 111). По истории Стокгольма см. также G. Dahlback 1988; А. Сванидзе 1965; А. Сванидзе 1980. гл. I—IV.

        Столкгольм как город это времена Биргера Ярла, а укрепление на месте Стокгольма основал Биргер Броса.
           Laszlo
          • Imperial
          Imperial
          Форумчанин

          Дата: 15 октября 2012, 15:17

          Кочкуркина С.И. Древнекарельские городища эпохи Средневековья. Петрозаводск, 2010. - 262 с.
          Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
          Кочкуркина С.И. История и культура народов Карелии и их соседей (средние века). Петрозаводск: АУ РК "Информационное агенство "Республика Карелия"", 2011. - 240 с.
          Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
          Археологические памятники Карелии. Каталог. / Отв. редактор, автор вступит. ст. и сост. списка памятников по районам С. И. Кочкуркина. Исп.: Т. П. Амелина, И. Ф. Витенкова, М. К. Косменко, С. И. Кочкуркина, Н. В. Лобанова, А. Ю. Тарасов, В. Ф. Филатова. Петрозаводск: ООО «Стандарт», 2007. - 200 с.
          Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
          С.И. Кочкуркина. Актуальные проблемы этнокультурной истории древних карел в свете новых археологических исследований // Гуманитарные науки в регионах России: состояние, проблемы, перспективы. Материалы Всерос. науч. конф., посвящ. 15-летию РГНФ. Петрозаводск, 2009. C. 64-71.
          С.И. Кочкуркина. Древнекарельский этнос в ландшафтных границах северо-западного Приладожья: особенности хозяйственной и культурной адаптации // Материалы Международной конференции «Человек: его биологическая и социальная история». М, 2009.
          С.И. Кочкуркина.Этнокультурные процессы эпохи Средневековья
          Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
             Laszlo
            • Imperial
            Imperial
            Форумчанин

            Дата: 16 октября 2012, 09:46

            Новгородские и карельские войны в Финляндии по младшему изводу новгородской летописи.
            Спойлер (раскрыть)

            - - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -
            Новгородские и карельские войны по старшему изводу новгородской летописи
            Спойлер (раскрыть)

            Войны карелов и новгородцев с суоми и хяме под властью шведов отдельно от войн с независимыми хяме.
               Laszlo
              • Imperial
              Imperial
              Форумчанин

              Дата: 16 октября 2012, 10:31

              Стоит также рассказать о первом шведском крестовом походе. До похода Биргера Ярла на Хяме (Тавастланд) предполагается, что был еще один крестовый поход. Правда его реальность сомнительна. Предполагается, что Эрик IX Святой и епископ Уппсалы Генрих осуществили крестовый поход. Но в восточных предприятиях как правило принимали участие епископы Линчёпинга, а не Уппсалы. Правда в новгородской летописи было такое сообщение
              Спойлер (раскрыть)

              Если шведы и действовали в землях суоми, то это было в 40-х гг., ориентировочно в 1142 г. В 50-х гг. практически ничего неизвестно о событиях в Финляндии. Известно только, что 20 января 1156 г. епископ был убит на льду озера Кюёлиёнярви язычником Лалли. После этого наблюдалось затишие вплоть до похода Биргера ярла на Хяме. Были ли военные экспедиции шведов в Финляндию? Вероятно были. Но они до Биргера ярла не были крестовыми походами. Христианизация Финляндии началась в 1070-х. В 1123 г. там уже было епископство Findia. Были основаны города Каланд и Або. Або с 1229 г. имел епископскую кафедру и был политическим центром Финляндии. Так называемый первый крестовый поход начал христианизацию не Varsinais Suomi, а Сатакунты. Попытка христианизации местного населения была неудачной. Шведская колонизация до Биргера Яра не распространялась вглубь страны, а осуществлялась главным образом по морскому побережью.
              - - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -
              Из книги И.П. Шасколького
              Карелы и Карелия в XIII-XIV вв.
              Спойлер (раскрыть)

              Западная часть Коредльской земли перед началом шведской экспансии конца XIII в.
              Спойлер (раскрыть)
                 Аорс
                • Imperial
                Imperial
                Принц Персии

                Дата: 17 октября 2012, 20:53

                Qebedo

                Вот назрел вопрос - Вы вообще на какие фундаментальные труды помимо учебника для истории для школ опираетесь, когда делаете такие заявления

                На всех картах Новгородской земли этого времени Карелия значится подчинённой Новгороду. Когда казаки совершали набеги на турецкие земли, турки обвиняли в этом Москву, хотя та отвечала, что казаков не контролирует. Когда крымские татары совершали набеги на Россию, Москва обвиняла Стамбул, хотя он отвечал то же самое. Очевидно, что даже если карелы совершили поход по собственной инициативе, ответственность нза него лежала на новгороде, и вопрос об участии в нём новгородцев тоже не снят, поскольку шведские источники, сообщающие об этом, сборасывать со счетов тоже нельзя.
                А если вы требуете от меня подтверждения каждой фразы цитатой из академической монографии, то я хотел бы увидеть того же и от вас :046:
                   Laszlo
                  • Imperial
                  Imperial
                  Форумчанин

                  Дата: 17 октября 2012, 23:02

                  Интересный фрагмент из статьи Шаскольского о этнической структуре Новгородской республики - Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
                     Laszlo
                    • Imperial
                    Imperial
                    Форумчанин

                    Дата: 17 октября 2012, 23:53

                    В сети наткнулся на интересный текст главного специалиста по истории карел С. Кочкуркиной -
                    С. И. Кочкуркина. Корела и Русь.
                    Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь

                    Цитата

                    В 1178 г. отдельные отряды корелы проникли к еми, захватили шведского епископа Родульфа (по другой транскрипции - Рудольфа), увезли к себе и умертвили. Разумеется, не в этом заключалась главная цель похода. Только из-за важной персоны не стоило идти на риск. Шведы, насаждая католицизм, всеми силами пытались захватить древнекарельские земли. Карелы понимали, чем это могло кончиться, и давали врагу решительный отпор. В 1187 г. новгородцы опустошили берега оз. Мелар и сожгли Сигтуну - древний, некогда цветущий торговый город (на месте соврем. Стокгольма). Некоторые исследователи предполагают, что участвовала в этом походе и корела.
                    Сигтуна, расположенная на берегу внутреннего озера (Мелар), была хорошо защищена рельефом и искусственными укреплениями (стеной) со стороны суши. Кроме того, между Сигтуной и морем находилась укрепленная резиденция главы шведской церкви. Нападавшим для успеха предприятия надо было выполнить две задачи: появиться внезапно и провести по узким шхерам значительное войско, чтобы молниеносно развернуть его перед городом. С обеими задачами они блестяще справились.
                    Вызван был этот поход теми же причинами, что толкали Новгородское государство на протяжении нескольких веков на борьбу со Швецией. Допускают еще одну причину. Сигтуна - крупнейший торговый центр на Балтийском море - досаждала кореле, торговый оборот которой страдал от конкуренции сигтунцев. Если это так, то после похода у корелы одним конкурентом стало меньше.
                    В Новгородской летописи под 1191 г. содержится сообщение о совместном походе новгородцев и корелы на емь: "Ходиша новгородьци с корелою на емь и воеваша землю их, и пожьгоша, и скот исекоша". Подробностей об этом походе нет. И. П. Шаскольский, перу которого принадлежит исследование "Борьба Руси против крестоносной агрессии на берегах Балтики в XII-XIII вв.", считает, что задачей похода было восстановление новгородского влияния в Центральной Финляндии и, следовательно, поход носил характер карательной экспедиции.
                    Такие, казалось бы, кратковременные набеги имели глубокие, порожденные борьбой Новгородского государства со Швецией политические причины, и яркое тому свидетельство поход 1198 г. на шведскую колонию Або, Как ни странно, но об этом событии известно не из русских летописей, а из финляндской епископской хроники, Предполагается, что в походе приняла участие и корела, ибо подобные мероприятия, совершаемые Новгородом, не обходились без нее. Удар был нанесен настолько решительный, что шведская колония не могла оправиться влечение 20 лет. Походом 1198 г, заканчивается первый период борьбы Новгородского государства со Швецией, чтобы вновь возобновиться через несколько десятилетий.
                    Подводя итоги первому периоду борьбы, И. П. Шаскольский заключает, что при значительных военных успехах Новгороду не удалось выполнить главной задачи - вытеснить шведов из Юго-Западной Финляндии, что имело в дальнейшем серьезные последствия - эту территорию шведы использовали как оперативную базу для развертывания военных действий против финляндского и древне-карельского населения.Русские политические деятели отчетливо представляли опасность, но не смогли предотвратить ее. В 1227-1228 гг. произошли три важных события. Зимой 1227 г. Ярослав Всеволодович двинул свои полки против еми, уже попавшей под влияние шведов, и, как сообщает, несколько преувеличивая, Лаврентьевская летопись, "всю землю их плени". В том же году произошло массовое крещение карел. Но мероприятия не достигли своей цели. В 1228 г. около 2000 воинов еми появились на Ладожском озере. Посадник Ладоги Владислав, не дожидаясь новгородцев (и правильно сделал, поскольку новгородцы решали какие-то свои дела), вступил в бой. Часть еми отступила к Олонцу и Исадам. Емь запросила мира, но ладожане ответили отказом, тогда враги побежали - кто в лес, кто на лодках. Оставшихся добивали корела и ижора. Новгородцы же, простояв в устье Невы несколько дней, посовещались и, не став ждать ладожан, возвратились в Новгород.
                    Летописные рассказы XII-XIV вв. пестрят известиями о столкновении корелы со своими постоянными врагами. И тем не менее историки убеждены, что в силу тех или иных причин не всегда подчеркивалось участие корелы в военных акциях Новгорода. Так, например, советский историк С. С. Гадзяцкий и финляндский X. Киркинен отстаивают мнение об участии карел в легендарной битве на Неве в 1240 г., поскольку от ее результатов зависели их жизни. Забегая несколько вперед, скажем, что не упомянуто в русских летописях участие корелы в походе новгородцев на емь в 1256 г., в то время как в папской грамоте - булле 1257 г. - карелы являются главными действующими лицами похода.

                    - - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -
                    Разграничение в Финляндии и Карелии по Ореховецкому договору
                    Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь

                    Цитата

                    "Се яз князь великыи Юрги с посадником Алфоромеием и с тысяцким Аврамом с всем Новым городом докончали есм с братом своим с князем Свеискым с Манушем Ориковицем.
                    А приехали от Свеиского князя послове Герик Дюуровиць, Геминки Орисловиць, Петр Юншин, поп Вымундер. А ту был от купець с Готского берега Лодвик и Федор, и докончали есмы мир вечный и хрест целовали; и да князь великий Юрги со всем Новымгородом по любви три погосты Севилакшю, Яскы, Огребу - Корельскый погосты, а розвод и межя от моря река Сестрея,
                    Крестовый камень от Сестрее мох, середе мха гора, оттоле Сая река, от Сае Солнычныи камен, от Солнычнего камени на Чермьную Щелю, от Чермной Щелье на озеро Лембо, оттоле на мох на Пехкей, оттоле на озеро Кангас иерви, оттоле на Пурноярьви, оттоле ... /на/ Янтоярви, оттоле Торжеярви, оттоле Сергилакши, оттоле Самосало, оттоле Жити, оттоле Кореломкошки, оттоле Колемакошки, оттоле Патсоеки, оттоле Каяно море, а что наших погостов Новгородских воды и земле, и ловит /щ/: у Уловежи половина во всем, Ковкоукали половина, Ватикиви половина, Соумовиси половина, Уксипя половина, Урбала половина, Кедевя шестая часть бобров, Коуноустани шестая часть /бобров/ за рубежем, а то все к Новугороду ...
                    Гости гостити бес пакости из всей немъцискою земле: из Любка, из Готского берега и Свеискои земле по Неве в Новгород горою и водою, а Свеям всем из Выбора города гости не переимати, тако же и нашему гостю чист путь за море;
                    по сем миру городов не ставити ко Корельской земле ни вам, ни нам.
                    А должник, и поручник, и холоп или хто лихо учинит, а побегнет или к вам или к нам, выдати его по исправе.
                    А земле и воды у новгородской Корелы не купити Свеям и выборяном. Аже имуть занаровце не правити к великому князю и к новугороду, а Свеям им не пособляти, а что ся учинит в том миру обидное или от вас или от нас, миру не порушити, всему тому исправа учинити, а где учинится тяжь ту нъ/ны/ кончати по Бжии/божии/ правде, а Новугороду мир и пригородом всем и всей волости Ноугороскои, тако, же и всей земле Свеискои.
                    А взя/л/ князь великий мир и весь Новгород /со/ Свеиским князем и со всею Свеискою землею и с Выбором в пятьницу за три дни передь Успением Святыя Богородиця.
                    А хто изменит хрестеноие целование, на того Бог и Святая Богородиця".

                    (Здесь текст дан с уточнениями по латинскому тексту).

                    (Грот, 1877, с. 3-4; ГВНиП, № 38).
                      • 11 Страниц
                      • 1
                      • 2
                      • 3
                      • 4
                      • 5
                      • 6
                      • 7
                      • Последняя »
                       Похожие Темы
                      КЧем питались в Средние века
                      О пище и голоде в Средневековье
                      Автор J Jackel
                      Обновление 15 апреля 2024, 16:48
                      ФКогда закончились Средние века?
                      Выставляем рамки
                      Автор У Ученый Лис
                      Обновление 16 декабря 2023, 13:40
                      ИФинляндия
                      История взаимоотношений
                      Автор J Jackel
                      Обновление 10 ноября 2023, 16:09
                      Воспользуйтесь одной из соц-сетей для входа
                      РегистрацияВход на форум 
                      Сообщество ИмпериалИсторические Форумы Общеисторический Форум Finna Ugorika Обратная Связь
                      Стиль:Language: 
                      «Империал» · Условия · Ответственность · Визитка · 24 апр 2024, 14:34 · Зеркала: Org, Site, Online · Счётчики