Сообщество Империал: Бьярмаланд - Сообщество Империал

Laszlo

Бьярмаланд

Загадочная страна Русского Севера
Тема создана: 13 октября 2012, 11:35 · Автор: Laszlo
  • 2 Страниц
  • 1
  • 2
 2 
 Laszlo
  • Imperial
Imperial
Форумчанин

Дата: 13 октября 2012, 13:27

До сих пор отождествление Бьярмаланда с опереленной местностью затруднительна. Ее сопоставляют как с Пермью Великой, так и Колопермью и карелами. В скандинавских сагах упоминаются многочисленные походы в землю бьярмов, которые были багатым народом и поклонялись языческим богам, одним из которых был Йомали. Интересно к какой подгруппе финнских народов принадлежали бьярмы. Были ли они пермянами или прибалтийско-финнским народом наподобие карел или вепсов?
     Laszlo
    • Imperial
    Imperial
    Форумчанин

    Дата: 13 октября 2012, 11:35

    Где находилась загадочная страна Бьярмаланд и кто ее загадочные обитатели?
    Путешествие Охтхере
    Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
    Карты - Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
    Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
    Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
    Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
    Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
    Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
    Андерс Стриннгольм
    Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
    Тиандер К. О происхождении имени Пемь
    Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
    К. Тиандер - Поездки Скандинавов в Белое Море
    Санкт-Петербург, Типография И. Н. Скороходова, (Надеждинская, 43) 1906
    Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
    Т. Джаксон - Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
    Alan Ross (S. C.) - The Terfinnas and Beormas of Ohthere
    Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
       Ratsha
      • Imperial
      Imperial
      Форумчанин

      Дата: 18 октября 2012, 19:53

      Laszlo

      Laszlo

      До сих пор отождествление Бьярмаланда с опереленной местностью затруднительна.

      Полагаю, что поиски Бьярмаланда осложняются тем, что помимо конкретной территории в сагах так могли называть еще и просто отдаленную страну, так сказать "край земли". В "Пряди об Эймунде" бьярмийцами названы... печенеги.

      Laszlo

      До сих пор отождествление Бьярмаланда с опереленной местностью затруднительна. Ее сопоставляют как с Пермью Великой, так и Колопермью и карелами. В скандинавских сагах упоминаются многочисленные походы в землю бьярмов, которые были багатым народом и поклонялись языческим богам, одним из которых был Йомали. Интересно к какой подгруппе финнских народов принадлежали бьярмы. Были ли они пермянами или прибалтийско-финнским народом наподобие карел или вепсов?

      По картам выходит, что Бьярмаланд - это примерно Кольский полуостров. Правда карты эти, как я понял, относятся преимущественно к 16 веку, когда само название "Бьярмаланд" уже окончательно стало легендой. Мне ближе мнение, что Бьярмаланд - это Подвинье и побережье Белого моря. На Двине находили скандинавские вещи.
         Laszlo
        • Imperial
        Imperial
        Форумчанин

        Дата: 19 октября 2012, 10:46

        Мнение Т. Джаксон -
        Бьярмия — легенды и действительность
        Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь

        Цитата

        Bjarmaland «Земля бьярмов» – территория на севере Восточной Европы, крайне противоречиво локализуемая исследователями: в Перми (Прикамье), Ярославском Поволжье, Карелии, на Кольском полуострове, в Восточной Прибалтике, в Нижнем Подвинье. Соответственно, не решен однозначно вопрос и об этнической принадлежности бьярмов (Bjarmar).
        Бьярмаланд с населяющими его бьярмийцами не встречается ни в одном древнерусском памятнике, если не считать указания В.Н. Татищева, что в летописи Иоакима, епископа Новгородского, Карелия именуется «Бярмией». Топоним, напротив, известен целому кругу скандинавских средневековых источников. Суммарно (по данным всех источников) топонимом Biarmia, Bjarmaland обозначаются обширные территории севера Восточной Европы, однако каждый источник (или группа источников), в силу традиции, говорит о своей Бьярмии, в более узком значении.
        По преимуществу Бьярмаланд помещается на Кольском полуострове и в западном Беломорье. Очевидно, что изначально топоним служил для обозначения всей западной половины Беломорья между реками Онега и Стрельна (или Варзуга). Видимо, эту область имеют в виду и договорные грамоты Новгорода с великими князьями в 1264 и 1304–1305 гг., когда называют между Заволочьем (в состав которого входило и нижнее течение Северной Двины) и Тре (Терским берегом, начинающимся к востоку от Варзуги) волость Колоперемь / Голопьрьмь, во второй части названия которой (-перемь) можно усмотреть тот же корень, что и в Beormas сообщения халогаландца Оттара (записанного в конце IX в. королем англосаксов Альфредом в его дополнении к переводу сочинения Орозия), и в Bjarmar сканди-навских источников. По мнению финского исследо-вателя К. Вилкуны, термин «пермь» мог возникнуть не как этноним, а как обозначение бродячих торговцев.
        Небольшое число саг, однако, связывает Бьярмаланд с рекой Виной (Vнna), отождествляемой большинством исследователей с Северной Двиной. Действительно нельзя исключать того, что в ряде случаев название Бьярмаланд могло применяться к низовьям Северной Двины. Изначальное «соединение» племен бьярмов и реки Вины (нередко выступающей в скальдических стихах в качестве метафорического обозначения реки вообще) было осуществлено скальдом Глумом Гейрасоном (ок. 940–985). Изменение семантики топонима Bjarmaland, по сравнению с рассказом Оттара и другими источниками, могло произойти в королевских сагах (наследующих этногеографическую номенклатуру скальдических стихов) и в сагах о древних временах (зачастую развивающих сюжеты саг королевских), вероятнее всего, как следствие соотнесения скальдической реки Вины с реальной рекой Северной Двиной, ставшего возможным в результате участившихся плаваний скандинавов в Белое море и их знакомства с Северной Двиной. Саги, как правило, описывают естественный для норвежцев северный морской путь в Бьярмаланд, говоря о пути «на север в Финнмарк и дальше вплоть до Бьярмаланда», называя в качестве промежуточных точек несколько островов у северо-западного побережья Норвегии и у побережья Финнмарка.
        В небольшом числе известий указывается на связь Бьярмаланда с древнерусскими землями. Анализ этих сведений в сагах показывает, что в источниках находит отражение факт знакомства скандинавов с путем из Беломорья в центральные русские земли. Кроме того, исландское географическое сочинение последней четверти XII в. с условным названием «Описание Земли I» (а также восходящее к нему в данной части сочинение XIV в. «Грипла») говорит о даннической зависимости Бьярмаланда от Гардарики (Руси).

        - - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -
        Интереснейшая статья Пентти Аалто - Swells of Mongol-Storm around the Baltic Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
        Cтатья Тетте Хофстра и Киса Самплониуса Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
           Laszlo
          • Imperial
          Imperial
          Форумчанин

          Дата: 28 октября 2012, 10:47

          Марков А.А. К реконструкции представлений о локализации Биармии (Бьярмленда) в средневековых источниках
          Номер 1 (3) 2008 г. Выпуск журнала «ИДНАКАР: методы историко-культурной реконструкции» Тема номера: Вятское краеведение.
          Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
             Laszlo
            • Imperial
            Imperial
            Форумчанин

            Дата: 02 ноября 2012, 21:02

            Поход Отера. Проблема Бьярмии
            Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
            Бьярмия на картах XVI-XVII вв.
            Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
               Laszlo
              • Imperial
              Imperial
              Форумчанин

              Дата: 03 ноября 2012, 09:14

              Olav den helliges saga об идоле бьярмов
              Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
                 Laszlo
                • Imperial
                Imperial
                Форумчанин

                Дата: 10 сентября 2019, 19:53

                Для начала нужно определить, что такое Бьярмаланд и где он находился. Ключевым вопросом является этническая принадлежность бьярмов. Очень часто Бьярмаланд ассоциируют с «Великой Пермью», как, например, А. Стрингольм. Первым тождество Перми и Бьярмаланда предположил Ф. Страленберг. Потом это переняли финские ученые шведского происхождения. Но насколько правомерно это отождествление? Термин «Великая Пермь» — позднего происхождения. Пермь упомянута у Епифания (автора «Жития Стефана Пермского»).
                Как новгородская волость, Перемь упомянута в договорных грамотах Ярослава Ярославича с Новгородом. Но вопрос еще в том, какая эта была Пермь, поскольку русские источники знали две Перми — Вычегодскую и Великую. Кроме них, была еще и Колоперемь. Столица Перми Вычегодской находилась в городище Усть-Вымь. Север Западной Сибири предки коми-зырян называли йöгра (jógra), что на их языке обозначало лесную местность с болотами. По стопам коми в Западную Сибирь пришли новгородцы, и уже в середине XIII века Перемь, Югра, Печора были волостями Новгорода, как и Заволочье, Колоперемь и Тре. Регулярные походы новгородцев на северо-восток начались еще с XI века. Пермь как народ зафиксирован Нестором между «Заволоцкой чудью» и Печoрой. Освоение просторов коми-пермяцких земель русскими должно было начаться со времени основания Устюга.
                В. Татищев называл Карелию Беормией. В исландском «Описании Земли I» Бьярмаланд упомянут на восток и северо-восток от Норвегии и Финнмерка. Америка, Гренландия и земли крайнего северо-востока Европы в представлении скандинавов были одной незаселенной территорией, и наиболее близкими к этим территориям были квены (финны), финны (саамы) и бьярмы. Таким образом, Бьярмаланд локализован в одном ряду с землями финнов (саамов), квенов и карел. В «Истории Норвегии» средневекового автора и «Деяниях датчан» Саксона Грамматика сказано о двух Бьярмиях.
                О бьярмах упомянуто в «Таттре о Гауке Высокие штаны». Гаук был вассалом норвежского короля Гарольда. Некоторое время он был в Голмграде (Новгороде). Норвежские викинги пришли в Бьярмаланд с севера через Белое море (Гандвик) обычным норвежским путем. Шведы же пришли в Бьярмаланд через Сурцдаль (Суздаль), то есть с юга. В Бьярмаланде норвежцы столкнулись со шведами Бйорном и Сальгардом. В «Таттре о Эймунде» есть фантастические данные о том, что король Бурицлейв (польский король Болеслав по версии А. Ляшенко, Святополк по версии О. Прицака) жил некоторое время в Бьярмаланде и собирал там войско. А. Ляшенко предполагал тождество бьярмов с печенегами, но при внимательном рассмотрении сведений саг становится ясно, что это не так, поскольку Бьярмаланд был достаточно хорошо известен скандинавам.
                В «Таттре о Торире Собаке и братьях Карли и Гунстейне» указано, что Карли происходил из Халогаланда. Карли собирался в Бьярмаланд. К нему потом присоединились Гуннстейн и Торир гунд из Бяркея. Сначала норвежцы торговали с бьярмами. Когда они прекратили торговать, скандинавы огласили конец перемирия с местными жителями и вышли в Вину (Двину). Потом скандинавы ограбили капище около идола бога Йомалы. После этого Торир напал на Карли и убил его. Он хотел убить и Гуннстейна, но это ему не удалось. Гуннстейн рассказал о событиях в Бьярмаланде королю Олафу. Торир заплатил штраф королю Олафу и родным Гуннстейна. Потом он участвовал в войне между Кнутом Великим и Олафом Святым. Он убил Олафа и получил от Кнута право на дань с саамов. Эта история также упоминалась в «Легендарной саге» и «Древнейшей саге» об Олафе Святом, а также в сочинении «Красивая кожа».
                В «Саге о Харальде Серая Шкура», «Красивой коже», «Большой саге о Олафе Трюггвасоне» сказано, что Гаральд ходил в поход в Бьярмаланд, убил многих людей на берегах Вины и захватил много серебра. В «Саге о Кормаке» указано, что Гаральд Серая Шкура Эрикссон из Норвегии готовился к походу на Бьярмаланд. Во время этого похода командир одного из кораблей — Кормак напал на Торвальда. В «Саге о Эгиле» также упомянуто проникновение скандинавов в Бьярмаланд. В «Саге о Ньяле» сказано, что Галлвард бывал даже в Бьярмаланде. В «Книге о заселении Исландии» указано, что Гйор напал на Бьярмаланд и похитил оттуда дочь короля бьярмов Льюввину.
                В «Саге о Орваре Одде» сообщается, что главный герой саги со своими людьми вошел в реку Вину (Двину). С местными жителями он заключил перемирие и торговал с ними. Потом он их ограбил и взял драгоценности, которые были в одном из курганов. Бьярмы попробовали их отбить, но, понеся большие потери в людях, Орвар Одд все же добрался до кораблей и отплыл в Финнмерк. Бьярмами в то время управлял Гарек. О. Прицак предполагал, что Орвар Одд — это Оттере из Халогаланда. Данные плавания Оттере в Бьярмаланд были записаны в английском источнике «Орозий короля Альфреда».
                В «Саге о Ане» упомянуто о потомках Кетиля генга Галльбярнарсона, которые жили во времена Гаральда Светловолосого. Сын Ана Торир галегг ходил походом на Бьярмаланд и захватил там большую добычу. В «Саге о Боси» упомянуто, что скандинавы попали из восточного Гаутланда через Аустрвег и шли Двинским лесом. Боси и Геррауд ограбили святилище с идолом Йомалы во время правления короля Гарека. Они сожгли храм Йомалы и отплыли в Гаутланд. В «Саге о Гальвдане, приемыше Браны» сказано, что Торвид был приемным отцом детей короля Дании Гринга. Чтобы спасти от расправы Ингиборгу и Гальвдана, он отправил их под опеку ярла Бьярмаланда Отара. В «Саге о Гальвдане, сыне Эйстейна» сказано, что скандинавы напали на Бьярмаланд. На море Гандвик (Белом море) Гальвдан и Сигмунд встретились с войсками сыновей Гарека Ракнара и Ватта. Скандинавы победили, и Сигмунд стал править в Бьярмаланде. В «Саге о Стурлявге» сказано, что главный герой саги искал волшебный рог в храме в Бьярмаланде. Описан путь героя: Свитйод — Гундингяланд — Бьярмаланд. Множество деталей, включая храм, в котором находился Тор и волшебный рог, указывает на фантастичный характер сведений саги. Бьярмаланд в ней — это фантастическая страна наподобие «Эльдорадо» для испанских конкистадоров.
                В «Саге о Гальве и его витязях» указано, что король Гердаланда и Рогаланда (в Западной Норвегии) Гйорлейв Инн с квенсами совершил набег на Бьярмаланд. Он вошел в Двину. Одна треть его людей сражалась с бьярмами, вторая треть охраняла корабли, а третья раскопала курганы бьярмов и похитила сокровища. До Гйорлейва в походе на Бьярмаланд участвовал его отец Гйор. В «Саге о Гаральде Светловолосом» и «Большой саге о Олафе Трюгвассоне» указано, что Эрик Кровавый Топор воевал в Финнмерке и Бьярмаланде. В Бьярмаланде, по сведениям этой саги, произошла битва. В «Саге о Эгиле» местом битвы указана река Вина. В «Красивой коже» также указано, что Эрик воевал в Бьярмаланде.
                В «Деяниях Данов» Саксона Грамматика есть несколько рассказов о Бьярмаланде. Викинг из Швеции Тунинг собрал отряд из бьярменов (бьярмов) и был готов выступить против Хаддинга. В столкновении со скандинавами, по данным Саксона Грамматика, бьярмы наколдовали непогоду. Король Гельго сватался к дочери военачальника финнов (саамов) и бьярмов. Не получив желаемого, он осуществил поход против военачальника Кусо. Арнгрим из Швеции, который был близок Эрику, воевал с бьярмами и финнами (саамами) и пришел в их страну по суше. Противостоял ему Эггер (правитель саамов). Другой герой — Старкард приходил в землю бьярмов через Ладогу, Свирь и Онегу. При этом он воевал против короля финнов (саамов) Флоккуса (Флоки). Король Рагнар также, по сведениям Саксона Грамматика, совершил поход в Бьярмаланд. Король бьярмов не назван, но указано, что он призвал на помощь короля Финнмерка Маттула. Войско Маттула нанесло викингам значительные потери. Рагнар, только прибегнув к хитрости, убил короля бьярмов. Финны у Саксона Грамматика — это саамы, а Финнмерк — это современная норвежская часть Лапландии. В «Деяниях датчан» саамы упомянуты как соседи бьярмов, которые приходили им на помощь.
                Последнее вторжение скандинавов в Бьярмаланд, по данным «Саги о Хаконе Хаконарсоне», произошло в 1222 г. Его совершили Андрес скяльдабранл и Ивар Утвик. Ранее эти скандинавы торговали в Бьярмаланде. Вторжению предшествовала война между вождем бьярмов и скандинавами в 1217 г. Эти скандинавы после войны в Бьярмаланде пришли в Судрдаларики (Суздальское княжество). Андрес и Ивар, пришедшие со стороны Халогаланда (через Норвежское и Белое моря), нанесли бьярмам урон и потом отступили назад в Норвегию.
                Большинство походов датированы VIII—X вв., лишь отдельные экспедиции были осуществлены в XI веке. Скандинавы ходили на бьярмов в то время, когда Новгороду не были подвластны «Заволоцкая Чудь» и Карелия. Только сведения о походах скандинавов в «Саге о Хаконе Хаконарсоне» датированы, когда Пермь, Колоперемь, Карелия и «Заволоцкая Чудь» были под властью Новгорода. Набеги совершались через Белое море и были обусловлены личной враждой с бьярмами. Подавляющее большинство походов скандинавов на Бьярмаланд были набегами пиратов и преследовали цель ограбить святилища, в которых были сокровища. Среди сокровищ упоминались монеты, что свидетельствует о контактах бьярмов с развитыми государствами. Бьярмы — это народ купцов, а путь к ним лежал через Белое море.
                Исследователи локализовали Бьярмаланд абсолютно в разных местностях. А. Росс считал бьярмов карелами. Т. Джаксон придерживается мнения, что Бьярмаланд это Колоперемь, которая по новгородским источникам находилась между Тре и «Заволоцкой Чудью». Исследовательница утверждает, что Бьярмаланд находился между рекой Стрельна и Онегой. Е. Мельникова считает, что Бьярмия занимала большие пространства на территории современной Карелии.
                Бьярмы рассказывали иноземцам о своей стране. Это свидетельствует о том, что они были заинтересованы в торговле. Арабские и персидские источники сообщали о двух народах — ису (вису) и йура. Бьярмы были язычниками. Божеством бьярмов был Jomali. Бог с похожим именем был у финнов и карелов и назывался Jumala. У народов уральской языковой семьи он был известен как Jumal, Juma, Jumal, Jimel, Immel, Ibmel, Jibmel, Jummel, Juppmel, Jubmel, Jupmele, Jume, Jon, Jondol.
                Через Бьярмаланд и Волгу в Булгар должны были прибыть русы, о которых упоминал Ибн-Фадлан. Описание быта этих русов арабским путешественником не оставляет сомнений в их скандинавской принадлежности. Нужно сказать, что народы «центральной России» были достаточно хорошо известны германцам еще в VI веке. Йордан упоминал о галиндах (Coldas), мере (Merens) и вепсах (Vasinabroncas или Vas in Abroncas). Этому же хронисту принадлежит упоминание о двух этнонимах, которые будут впоследствии широко использоваться в славянской исторической традиции — мордва (Mordens) и чудь (Theudos). Скандинавы открыли миру только те земли, которые находились на крайнем северо-востоке Европы — страны карелов, саамов, «Заволоцкую Чудь». Проникновение еще далее на северо-восток уже осуществили новгородцы, которые открыли Западу и Руси Печору, Пермь и Югру. Параллельно через волжских булгар мусульманский мир узнал о народе вепсов (Вису, Ису), удмуртах (Ару) и сибирских уграх (Йура).
                Политоним Perä-maa («Задняя Земля») прибалтийскими финнами использовался для обозначения колонизируемых земель. Вполне правдоподобны предположения Д. Бубриха и О. Прицака о том, что «Заволоцкая Чудь» была областью расселения вепсов. Так как это была не их коренная территория, то для ее обозначения они могли употреблять определение «Задняя земля». У новгородцев это название прижилось в форме «Заволоцкая Чудь». В топонимии и антропонимии Двинского края широко представлены прибалтийско-финские названия. В Двинском регионе к пермско-финским народам принадлежали «тоймичи». В бассейне Пинеги обнаружены топонимы мерянского происхождения. Также в районе Пинеги обнаружены топонимы карельского и вепсского происхождения. Саамский компонент также присутствовал в топонимии региона. Население Заволочья было полиэтничным и включало прибалтийско-финский, пермско-финский, мерянский и саамский компоненты.
                «Заволоцкая Чудь» — это общее наименование этой территории, населенной народами уральской языковой семьи. Позже славянскую форму ее обозначения переняли скандинавы — она употреблялась ими в форме Sauloke. Информация про два Бьярмаланда указывает на еще одну местность, где могли жить бьярмы. По предположению Т. Джаксон, это была Колоперемь между Онегой и Стрельной. Именно эта страна вместе с Карелией служила связующим звеном между «Заволоцкой Чудью» и центральными землями Новгородской республики. Информация о двух Квенландах также указывает на возможность двух мест расселения предков современных финнов. Это земли летописной суми (самоназвание финнов Suomalaiset, а их страны — Suomi) и земли финнов в Норвегии, которые приняли экзоэтноним квены. Из данных нарративных источников хорошо известно, что до шведского завоевания предки современных финнов сами совершали набеги на Халогаланд. Ботнический залив в русских источниках, наверное, не зря назывался «Каяно море». Оттере не мог плавать во время своего путешествия в Бьярмаланд через Балтийское море, поскольку исходной точкой его путешествия был Халогаланд (самая северная часть Норвегии).
                Относительно данных скандинавов о близости языков терфиннов и бьярмов мы можем сделать предположение, что путешественники имели в виду то, что языки этих народов родственны. Саамы и вепсы относятся к семье финно-угорских народов, но к разным ее группам. В «Орозии короля Альфреда» были упомянуты терфинны — это саамы терского берега Белого моря. Их земли в новгородских документах упомянуты как волость Тре. Спорами за саамскую дань были обусловлены столкновения между карелами, финнами и норвежцами. Вероятно, экспедиция Оттере имела целью установить, существует ли какая-либо населенная страна на восток от Финнмерка.
                   ГлебМинский
                  • Imperial
                  Imperial
                  Форумчанин

                  Дата: 14 сентября 2019, 14:34

                  Laszlo

                  Интересная тема! :006: :039: Спасибо! :046:

                  А есть информация о том как далеко скандинавы и позже средневековые русичи забирались на Восток? Хронологически до монгольского нашествия. Да и позже но до середины 15 века когда туда направило свою экспансию великое княжество Московское.

                  Вот помню поход новгородского воеводы Улеба (варяг Ульф?) упомянутый в ряде летописей около 1032 года. Но там сказано, что понесли потери как и прежде. Прежде это когда?

                  Может есть какие новые письменные данные или свидетельства археологов? :038:

                  - - - Сообщение автоматически склеено - - -

                  Потом кстати Гюрята Рогович (Рогволодович,Рангвальдсон в 1092 году вроде бы ходил на Восток в Югру кажись. А Этого Гюряту считают внуком Улеба. Улеба в свою очередь отождествляют с Ульфом Рангвальдсоном.

                  А вот на начало 13 века согласно документам Югра, Пермь (Бьярмы) уже являются данниками Новгорода.
                     Laszlo
                    • Imperial
                    Imperial
                    Форумчанин

                    Дата: 14 сентября 2019, 16:04

                    В 11 веке скандинавы и русины на северо-востоке проникали в Югру, за Урал. На юге скандинавы проникали до Хорезма. Есть одна руническая надпись из Седермаланда, что один славный викинг погиб в земля Карузм (Хорезм).
                      • 2 Страниц
                      • 1
                      • 2
                      Воспользуйтесь одной из соц-сетей для входа
                      РегистрацияВход на форум 
                      Сообщество ИмпериалИсторические Форумы Общеисторический Форум Finna Ugorika Обратная Связь
                      Стиль:Language: 
                      «Империал» · Условия · Ответственность · Визитка · 29 мар 2024, 02:13 · Зеркала: Org, Site, Online · Эльдорадо казино · Gold казино · Счётчики