Сообщество Империал: Саамы в эпоху Средневековья - Сообщество Империал

Laszlo

Саамы в эпоху Средневековья

Крайний Север в Средние века
Тема создана: 25 октября 2012, 21:20 · Автор: Laszlo
  • 3 Страниц
  • 1
  • 2
  • 3
 1 
 Laszlo
  • Imperial
Imperial
Форумчанин

Дата: 25 октября 2012, 21:20

Предлагаю обсудить историю Крайнего Севера Европы и конкретно историю саамов под властью разных европейских государств.
К. Тиандер Поездки Скандинавов в Белое море
Путешествие Отера.
Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Alan S. C. Cross - The Terfinnas and Beormas of Othere
Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Терь, Тир, Тирг, Тирь, Тире, Терье = Терский берег
Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Б. И. Кошечкин - Тундра хранит след
Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
The History of Lapland Written by John Scheffer Oxford 1674
Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
«Разграничительная грамота»
Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь

Цитата

Вот границы между владениями конунга Норвегии и конунга руссов по тому, что говорили старые люди и говорят теперь старые поселенцы и финны. Русским брать дань по морю до Люнгестува, а на горе до Мелеа, а идет она напрямик от моря до Люнгестува и на восток к Кьёль. А норвежский конунг берет дань на востоке до Трианема и по берегу Гандвика до Велсага там, где есть полукарелы или полуфинны, у которых матери были финки. Брать в тех крайних границах не более пяти серых шкурок с каждого лука или по старине, если они хотят, чтоб по старине было[1]. (Antiquites cusses..; t. II, 1852, p. 493—494).
«Разграничительная грамота» (название условное) сохранилась в трех списках. Древнейший из них находится в пергаменном кодексе, принадлежавшем некогда норвежскому королевскому архиву, и датируется по почерку 1320-ми гг. Запись этого установления середины XIII в. была осуществлена в связи с за­ключением в 1326 г. нового норвежско-русского мирного договора (Шаскольский, 19456, с. 41—44, 53; 1970, с. 63—71).
Обстоятельный анализ текста документа проделан И. П. Шаскольеким, в статье 1945 г. которого приводятся, в частности, разбор топонимов грамоты и их отождествление с современными географическими объектами в Северной Норвегии и на Кольском полуострове (по ссылкам на работы П. Мунка и А. Рестада). Исследователь пишет: «Новгородское государство по грамоте имеет право сбора до Ингейреки (Мелеа грамоты, современная р. Скибоннельвен. — А С., Т. Д.) и до Люнгенфьорда, т. е. почти до западной границы страны саамов, почти до пределов собст­венно норвежской территории. Одновременно Норвегия имеет право сбора дани почти на всей территории Кольского полуострова (кроме, вероятно, восточной части Терского берега). Иными словами, и Новгород и Норвегия собирают дань со всей террито­рии страны саамов...» (Шаскольский, 19456, с. 53). Таким обра­зом, первый русско-норвежский договор не устанавливал гра­ницы государственных территорий, а определял пределы районов, с населения которых взималась дань новгородским князем и нор­вежским конунгом, а также размеры платежей. Убедительные по­яснения по поводу податного статуса Финнмарка и Кольского полуострова, как он зафиксирован «Разграничительной грамотой», дал А. Кааран (1910, с. 28): «...большинство населения, занимаясь оленеводством, не могло всегда оставаться в пределах условно ограниченной области, а вынуждено было перекочевывать с места на место и переступать границы, если бы таковые были. Это именно обстоятельство — отсутствие определенных внутрен­них границ — и создало то своеобразное и единственное в своём роде положение, что вся эта область, т. е. настоящие Лапландия и Финмаркен, долгое время считались общим русско-норвежским дистриктом, и что одна часть населения его платила дань России, а другая — Норвегии».
Данные «Разграничительной грамоты» существенно дополняют сведения о кореле «Саги о Хаконе, сыне Хакона». Раздви­гаются границы осваиваемых корелой территорий на Севере; если принять предложенную локализацию топонимов на современной карте, то из текстов договора следует, что в середине ХШ в. древнекарельская промысловая и торгово-военная активность на Севере охватывала районы вплоть до Белого моря и Кольского полуострова включительно. При этом кирьялы не выглядят на этих далеких от коренной племенной территории северо-восточных зем­лях только что появившимся инородным элементом, поскольку договор упоминает смешанное саамско-карельское население («полукарелы или полуфинны, у которых матери были финки»), про­живавшее на северном берегу Кандалакшского залива. («Велеага» грамоты отождествляются исследователями с р. Вельйоки — притоком р. Умбы, впадающей в Кандалакшский залив — Шаскольский, 19456, с. 52). Судя по этому сообщению «Разграничи­тельной грамоты», первоначальное торгово-промысловое проникно­вение корелы в Беломорье, предшествовавшее заселению его «пятью родами корельских детей» (известных по актам XV в.), следует относить ко времени не позднее начала XIII столетия.
Представляют интерес сведения договора о размерах и рас­кладке норвежской и новгородской дани с населения Финнмарка и Кольского полуострова — «не более пяти серых шкурок (белки? горностая?—ср. выше в комментарии к «Саге об Эгиде».—А. С., Т. Д.) с каждого лука». Единица налогообложения («лук») в данном случае выступает в своем архаичном виде, ориентированном на чисто промысловое охотничье хозяйство податного населения.
[1] Перевод Е. А. Рыдзевской приводится по: Шаскольский, 1945б, с. 52. Нами уточнен перевод словосочетания аа fiale — «на горе» и проведена замена скандинавских топонимов русскими транслитерациями.
     Laszlo
    • Imperial
    Imperial
    Форумчанин

    Дата: 26 октября 2012, 00:02

    Цитата

    На северо-восточной окраине Норвегии с IX в. стали облагаться данью живущие там саамы. В те времена небольшие родовые группы саамов, занимавшиеся кочевым оленеводством и охотой, расселялись на большом пространстве от Ледовитого океана до Ботнического залива и до Онежского и Ладожского озер (включая северную половину Швеции и Финляндии), т. е. ноши и в зоне тундры, и в лесной полосе. Норвежские власти распространили обложение данью на саамов тундровой зоны – современной области Финмаркен, непосредственно прилегавшей к северо-восточной окраине норвежской области Халогаланд (где частично также жили саамы). К XIII в. норвежские короли обложили данью и саамское население в тундре соседнего с Финмаркеном Кольского полуострова. Побережье Финмаркена, имевшее благоприятные условия для приморского рыболовства, постепенно заселялось норвежскими крестьянами-рыбаками.
    В XII-XIII вв. в саамскую тундру с юга стали проникать новгородские данщики, к тому времени уже обложившие данью огромную территорию от Балтики до Белого моря и до Урала, заселенную финно-угорскими племенами (включая и живших в лесной и лесотундровой зоне саамов). Новгородские данщики (одновременно с норвежскими) обложили данью саамов Кольского полуострова, а затем распространили сбор дани и на западную часть саамской тундры – на территорию Финмаркена. Уже в первой половине XIII в. саамы Финмаркена и Кольского полуострова платили одновременно две дани – Новгороду и Норвегии.
    Тогда же, в первой половине XIII в., в Финмаркен стали проникать карелы, осваивавшие пространства от Белого моря до Ботнического залива и далее на север в поисках удобных мест для пушной охоты и рыбной ловли. Появление карел в Финмаркене резко обострило политическую обстановку в этой пограничной области; норвежские чиновники пытались собирать здесь дань и с карел, но карелы, являясь подданными Новгорода, окапывали сопротивление норвежским сборщикам. Государственные интересы Норвегии и Новгорода встретились, в тундре Финмаркена начались вооруженные столкновении.
    Управлявший Новгородским государством Александр Невский решил добиться мирного разрешения конфликта с Норвегией. В 1251 г. в Тронхейме, а затем в Новгороде состоялись переговоры об урегулировании отношений в пограничных областях, закончившиеся заключением первого договора менаду Русью (Новгородским государством) и Норвегией5. Договор положил начало постоянной системе отношений между двумя государствами, ставшими с тех пор соседями на Крайнем Севере Европы. Он узаконил реально сложившуюся к середине XIII в. ситуацию – сбор дани и норвежцами, и новгородцами со всей территории саамской тундры – и Финмаркена, и Кольского полуострова; все это пространство от западной границы Финмаркена – Люнген-фьорда и до восточного берега Кольского полуострова (кроме уже имевшего русские поселения юго-восточного побережья полуострова) официально стало общим округом по сбору дани с саамов обоими государствами – Норвегией и новгородской Русью. Общий округ по сбору дани просуществовал до начала XVII в.
    С 70-х годов XIII в. и до 20-х годов XIV в. политическая обстановка в саамской тундре обострялась, новгородские подданные – карелы в Финмаркене возобновили столкновения с норвежскими данщиками и поселенцами. В то время как с норвежской стороны продолжалось освоение побережья Финмаркена, с русской стороны стало осваиваться поморами-промышленниками из Подвинья северное побережье Кольского полуострова. К началу XIV в. на западном берегу Варангер-фьорда возникло селение Варгё (ныне Барде), ставшее на протяжении многих веков крайним пограничным поселением норвежской территории. Видимо, тогда же к Варангер-фьорду подошли, промышляя у побережья Кольского полуострова, и русские поморы. Так, в начале XIV в. у южного берега Варангер-фьорда стихийно установилась фактическая граница территорий, колонизованных обеими сторонами.
    Для прекращения вооруженных столкновений в Финмаркене в 1326 г. в Новгороде был заключен второй договор Норвегии с Русью, была закреплена уже реально сложившаяся сухопутная граница двух государств. Договор не содержал точных географических указаний о местонахождении границы, но скорее всего она проходила у южного берега Варангер-фьорда, там, где она в сохранившихся источниках известна с 70-х годов XVI в., т. е. на Паз-реке (впадающей в Варангер-фьорд); граница эта является в настоящее время старейшей из современных государственных границ нашей страны6. Граница Норвегии и России на протяжении многих веков была мирной границей, никогда не нарушавшейся войнами.

    Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
    - - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -
    Договорная грамота Новгорода с Норвегией о мире:
    Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь

    Цитата

    «Посол великого государя Магнуса, короля Норвегии, Швеции и Готов, именуемый Гакон, установил мир со стороны всего королевства Норвегии с епископом новгородским, по имени Моисеем, и с посадником Олфромеем, и с тысяцким Остафием, и с новгородцами, всеми и каждым, как бывало прежде между нашими предшественниками. Где простирается земля короля Норвегии и вода его, там норвежцы могут проходить, жить и признавать своей землю и воду, согласно древнему установлению, означению либо рубежу земли. Также, если норвежцы в течение последних лет перешли древнее означение или рубеж земель, то должны оставить и отдать русским их землю, по крестному целованию. Также, новгородцы не должны переходить древнее означение и рубеж земель, по крестному целованию, а если перешли, должны точно так же отдать норвежцам их землю. Также, когда придут послы из Новгорода к королю Норвегии, они должны делить земли согласно древним означениям и рубежам, по крестному целованию, сообразно тому, чем каждый, считается, владеет. Этот [70] раздел земли поручаем богу и королю Норвегии, чтобы делил, как пожелает, по своей совести. Также, за обиды, какие норвежцы причинили новгородцам на земле либо на воде, либо убийствами либо иными обидами, новгородцы не должны мстить, ни припоминать о них; и если новгородцы причинили какой-либо ущерб норвежцам, то и норвежцы точно так же не должны напоминать. Также, если норвежцы переходят меру и рубеж земель, желая сделать зло, и если, наоборот, новгородцы переходят рубеж земель, со своей земли на норвежскую, чтобы сделать зло, то таковые, желающие таким образом сделать зло, должны быть схвачены и наказаны, по крестному целованию, без нарушения мира. Также, гости из Норвегии должны иметь проезд к Новгороду и Заволочью без всякого препятствия, и, наоборот, гости из Новгорода и Заволочья должны иметь проезд в Норвегию без всякого препятствия. Также, мир этот установлен и утвержден на 10 лет и на этом мире целовали крест вышесказанные посадник и тысяцкий со стороны всех новгородцев. Также, Гакон, вышесказанный посол, целовал крест на этом мире со стороны короля Норвегии и всего королевства Норвегии. При заключении этого мира был Вернекин толмач. И каков новгородцы заключили мир с норвежцами, в том же мире быть и заволочанам. Также, всякого, кто нарушит это крестное целование, пусть судит и накажет бог. Чтобы этот мир прочнее длился в течение выше установленных, лет, к настоящей [грамоте] привешены печати вышесказанных лиц, то есть епископа, посадника и тысяцкого. Дано и совершено в Новгороде в год господень 1326, за три дня до июньских нон.».
    Цитируется по: Шаскольский И. П. Договоры Новгорода с Норвегией // Исторические записки. М., 1945

    - - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -
    Земли саамов были известны в русских источниках как Лопь и волость Тре. Саамские земли в составе Норвегии носили название Finnmark. Шведы же именовали страну саамов как Lappland. Название саамов лаппами в скандинавских источниках или лопью в русских источниках происходит от финнского обозначения своих соседей - Lappi. Самоназвание для земель саамов на саамских языках S?pmi, S?meednam. Никогда их земли не были объединены в составе одного политического объединение. Сами саамы подразделялись на ряд племен. Саамы платили дань карелам, потом русским. Также они платили дань финнам, потом шведам. Ну и конечно они платили дань норвежцам. Но саамы также воевали. В их преданиях сохранились упоминания о столкновениях с чудью (возможно финнами и карелами)
    Об этом в Лопари и их предания. Сообщение Д.Н. Островского. Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
       Laszlo
      • Imperial
      Imperial
      Форумчанин

      Дата: 26 октября 2012, 10:39

      Керт Г. М. - Названия сельских поселений саамов Кольского полуострова
      Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
      Жизнь лопарей летом и зимой. Иллюстрация из английского Атласа Питта, Оксфорд, около 1680 г.
      Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
      Александр Гваньини
      Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь

      Цитата

      Избранная глава из книги "Описание Московии", настоящий перевод сделан с первого латинского издания (Krakov, 1578 г.).
      Область Лоппия
      При продвижении от Лукоморья дальше к Ледовитому океану встречаются народы лоппи, закоснелые в варварстве и дикости и кочующие по тундрам и лесам. Они не имеют никакого места жительства, но, истребив на одной территории дикого зверя и рыбу, которыми питаются (ведь хлеба они не едят), переходят на другую. Свои шалаши, в которых они живут, они покрывают древесной корой и дерном. Носят одежду из мехов различных зверей: соболей, горностаев, оленей, сшивая вместе разные сорта. Иногда такую их одежду привозят в Московию купцы. Шапки и сапоги они носят из выделанных оленьих шкур.
      Подати великому князю московскому они платят мехами и рыбой, которые добывают в изобилии.
      Язык у них собственный, которого другие народы не понимают, так что среди иноземцев они слывут немыми.
      Они все замечательные стрелки, так что, добывая на охоте ценных зверей, убивают их, поражая стрелой в нос или глаз (чтобы не повредить шкурки). Зимой они выслеживают зверей на лыжах и, выследив, убивают стрелами. Купцов, прибывших к ним из разных земель ради прибыли, они встречают радушно, оставляя их в шалашах с женами, а сами между тем уходят на охоту. Если, вернувшись, они находят жен веселыми и довольными от сношения с гостями, то награждают гостя каким-нибудь подарком, если же нет, то с позором выгоняют его, осыпав бранью.
      Никакой монеты у них нет, а с пришлыми купцами они производят товарообмен и отдают им меха различных зверей за грубошерстное сукно, а также топоры, иглы, ложки, ножи, сосуды, зеркала и тому подобные предметы.
      Область, которую они населяют, очень холодна; говорят, что солнце там во время летнего солнцестояния светит непрерывно сорок дней (за исключением трех ночных часов), в течение которых солнце как бы закрывается неким туманом, так что его лучи не видны. Однако, деятельность людей не прекращается.
      В этих местах, по слухам, есть очень высокие горы, которые, наподобие Этны (горы в Сицилии), постоянно изрыгают пламя. В пламени же, говорят, водятся саламандры- животные, похожие на ящериц, которые живут в огне, как рыба в воде.
      За Ледовитым океаном есть, говорят, некая страна, называемая Энгронеланд, как бы неизвестная. Из-за высоких гор, покрытых вечными снегами, а также из-за вечного льда, плавающего в море (который делает опасным судоходство), она изолирована от торговли и общения с другими народами и от этого называется неизвестной.
      Московиты более всего гордятся, что их государь также из этой отдаленной, почти на краю света расположенной страны получает дань. Хотя это и неправдоподобно, но однако, каким-то образом можно допустить, так как они не имеют других соседних государей, которые взыскали бы с них дань.
      Здесь и закончим описание северных земель на побережье Ледовитого океана (которые являются данниками московского государя)...
      Текст воспроизведен по изданию: Александр Гваньини. Описание Московии. М. Греко-Латинский кабинет. 1997

      Сигизмунд Герберштейн
      Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь

      Цитата

      Говорили также, что в местах, где живут дикие лопари, солнце во время летнего солнцестояния не заходит в течение сорока дней, но ночью в продолжение трех часов диск солнца видится окутанным какой-то мглой, так что лучей не видно; тем не менее оно дает столько света, что всякий без помехи от тьмы может заниматься своей работой. В полночь примерно в течение трех часов солнце светит не так ярко, как в остальное время, хотя диск солнца все же виден.
      Московиты похваляются, что берут дань с этих диких лопарей. Хотя это маловероятно, но удивительного тут ничего нет, так как у лопарей нет других соседей, которые могли бы собирать с них дань. В качестве дани они дают меха и рыбу, потому что другого у них нет. Заплатив же годовую дань, они хвалятся, что никому более ничего не должны и живут по своим законам совершенно свободны, как будто над ними и нет никакого начальства.
      Хотя лопари не знают ни хлеба, ни соли, ни других возбуждающих приправ и употребляют в пищу только рыбу да мясо, однако, как говорят, они весьма склонны к сладострастию. Далее, они все очень искусные стрелки, так что если во время охоты встречают благородного и даже мелкого зверя, то убивают его стрелой в морду, чтобы получить шкуру целой и неповрежденной, ведь если они попадут в какое-либо другое место, то из-за кровоподтека шкурку в этом месте уже нельзя будет отбелить.
      Отправляясь на охоту, они оставляют дома с женой купцов и других иноземцев. Если по возвращении они найдут жену веселой от общения с гостем и радостнее, чем обычно, то награждают его каким-нибудь подарком; если же напротив, то с позором выгоняют. Вследствие общения с иноземцами, которые ездят туда ради наживы, они начали уже отходить от врожденной своей дикости делаясь все более мирными. Они охотно принимают купцов, которые привозят им платья из толстого сукна, а также топоры, иглы, ложки, ножи, кубки, муку, тарелки, горшки и прочее в этом роде, так что они уже едят вареную пищу и приняли более человеческие обычаи. Они носят самодельное платье, сшитое из шкур разных зверей, и в таком виде иногда являются в Московию; весьма немногие, впрочем, носят обувь и шапки, сделанные из оленьей кожи волчьих, лисьих, куньих, собольих — словом, какие найдутся; из оленьих шкур они тоже делают одежду.
      Золотой и серебряной монеты они не употребляют вовсе, а довольствуются одним обменом предметами. Так как они не разумеют других языков то кажутся иноземцам почти немыми. Свои шалаши они покрывают древесной корой, совершенно не имея определенных жилищ, но, истребив зверей и рыб в одном месте, переселяются в другое. Вышеупомянутые послы московского государя рассказывали также, что в тех местах они видели высочайшие горы, все время изрыгающие пламя, вроде Этны, и что в самой Норвегии многие горы обрушились от непрерывного горения. На основании этого кое-кто баснословит, будто там находится огонь чистилища. Почти то же самое об этих горах слышал я, будучи послом у Христиерна, короля датского27, от норвежских начальников, которые тогда по случаю там находились. Говорят, что близ устья реки Печоры находящегося правее устья Двины в океане водятся различные большие животные, а между ними некое животное, величиной с быка, называемое тамошними жителями «морж». Ноги у него короткие, как у бобров, грудь по сравнению с размерами остального туловища несколько выше и шире, а два верхних зуба выдаются в длину. Это животное вместе с сородичами ради размножения и отдыха покидает океан и стадами выбирается на скалы. Здесь прежде чем предаться сну, который у них более крепок, нежели естественно, оно выбирает из сородичей сторожа, как это делают журавли. Если этот сторож заснет или будет убит охотником, то тогда можно легко захватить и остальных животных; если же он, как обычно, подаст сигнал ревом, то остальное стадо тотчас пробуждается и, положив задние ноги на клыки, с величайшей скоростью, как на полозьях, скатывается со скал, устремляясь в океан, где они также имеют обыкновение время от времени отдыхать на плавающих на поверхности льдинах. Охотники добывают этих животных только из-за клыков, из которых московиты, татары, а главным образом турки искусно изготовляют рукоятки мечей и кинжалов, особенно коротких, какие у нас носят в качестве охотничьих, пользуясь ими скорее как украшением, а не для нанесения особенно тяжелого удара, как выдумывал некто. У турок, московитов и татар эти клыки продаются на вес и называются рыбьим зубом.

      - - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -
      А.И. Мурашкин. Археологические памятники Кольского полуострова и проблема происхождения саамов
      Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
      В.И. Хартанович. О «ЛАПОНОИДНОСТИ» НА СЕВЕРЕ ЕВРОПЫ
      Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
      В.И. Немирович-Данченко. Лопари.
      Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
      Визе В. Ю. - Лопарские сейды
      Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
      Анатолий Казаков - Саамские географические названия в Мурманской области.
      Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
      Харузин Н.Н. Русские Лопари - Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
      Волков Н.Н. Российские саамы - Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
      Черняков З.Е. Очерки этнографии саамов - Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
      Хомич Л.В. Саамы - Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
      Роберто Боси - Лапландцы. Охотники за северными оленями - Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
      Напольских В. В. - К реконструкции лингвистической карты Центра Европейской России в раннем железном веке -
      Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
         Laszlo
        • Imperial
        Imperial
        Форумчанин

        Дата: 26 октября 2012, 22:16

        Интересно, что войны саамов с финнами и карелами отобразились в финно-карельском фольклоре. Страна которую впоследствии заняли финны и карелы это Похйола (Похьянмаа). С протосаамами некоторое ученные сопоставляют легендарных сииртя.

        Цитата

        Неясно само название «сиртя», которое, кстати сказать, бытует в различных вариантах: в краткой форме - «сиртя», «сирчи»; в полной форме - «сихиртя», «сихирчи». Ямальские ненцы перевода этого этнонима не дают, поясняя, что сиртя - люди, живущие под землей, боящиеся дневного света[5].

        Л. В. Хомич (1964) предложила такую этимологию: «Это слово является причастной формой от глагола сиць - «сделать дыру, отверстие» и связано с представлением о сихиртя как о людях, живущих в пещерах (си — дыра, отверстие)». В данном случае можно согласиться, что этноним «сиртя», «сихиртя» имеет ненецкое происхождение, но возведение его к основе си или сиць не соответствует морфологическим нормам ненецкого языка. Предполагаемой основой этого слова должно было бы быть сир или сирць. Так, ненецкое ертя - «ловец рыбы» имеет корневое соответствие с ёрма - «ловля», а видовое понятие ханём-пэртя— охотник, «занимающийся охотой», связано с глаголом пэрць — «заниматься чем-либо». Иными словами, этимология имени сиртя нуждается в более основательном лингвистическом анализе.

        Г. Н. Прокофьев (1940) выдвинул гипотезу о том, что сиртя (приморские охотники) входили в круг древних племен, которые «оказались причастными также к формированию современных нам луораветланов, нымыланов, эскимосов и, быть может, других народностей крайнего северо-востока Сибири», т. е. они были, пользуясь терминологией тех лет, «палеоазиатами». Не вдаваясь в критику этой явно устаревшей гипотезы (Лашук, 1965), считаю нужным подчеркнуть, что распространенное мнение о «палеоазиатском» происхождении сиртя научно не обосновано.

        Представление о сиртя как «палеоазиатах» родилось, в частности, из-за незнания древностей Крайнего Севера, более ранних, чем памятники тиутейсалинского типа. Теперь же мы располагаем сведениями о таких древностях как в Большеземельской тундре (сборы Г. А. Чернова), так и в низовьях Оби, в бухте Находка, на Ямале, у Хальмер-седе (с. Тазовское), в низовьях р. Таз (наши материалы). Среди памятников, открытых в последние годы, особенно выделяются Пернашор в Салехарде и Находка (нижний горизонт), которые имеют очень большое сходство с сузгунской культурой Тобольского Прииртышья, датируемой второй половиной II—рубежом I тысячелетия до н. э. (Мошинская, 1957).

        Пернашор и Находка оставлены древними бродячими охотниками на дикого северного оленя. Их преемниками были носители зеленогорской культуры, существовавшей в доустьполуйское время, т. е. ранее III в. до н. э., на нижней Оби. На зеленогорской основе в последних веках до нашей эры разминается оригинальная устьполуйская культура, за которой хронологически следуют оронтурская культура в лесном Приобье и тиутейсалинская — в тундровой полосе.

        Изучение этих культур, несмотря на имеющиеся лакуны позволяет поставить вопрос не только об их хронологической, но и в определенной степени генетической преемственности. Во всяком случае создавались эти культуры в среде населения, причастного не к «палеоазиатскому», а к «уральскому» этногенезу. Движение уралоязычных групп на Север, в низовья Оби, на Ямал, вероятно в низовья Таза и в Большеземельскую тундру, отмечено памятниками позднего бронзового века. Однако мы еще не в состоянии точно назвать этих «уральцев» по имени. По мнению Б.О. Долгих, в низовьях Оби это были самодийцы, поглощенные со временем уграми (Сибирский этнографический сборник, 1962). В.Н. Чернецов (1964) считает их пралопарями, сохранившимися под именем летописной «печеры», сиртя, «борондайцев» Ламартиньера.

        Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
        В любом случае, территория расселения саамов в Раннем Средневековье была намного большей чем в конце Средневековья.
           Laszlo
          • Imperial
          Imperial
          Форумчанин

          Дата: 26 октября 2012, 22:56

          Else Mundal - Coexistence of Saami and Norse culture reflected in and interpreted by Old Norse myths
          Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
          Eugene Helimski - The “Northwestern” Group of Finno-Ugric Languages and its Heritage in the Place Names and Substratum Vocabulary of the Russian North
          Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
          Saami and berbers - An Unexpected Mitochondrial DNA Link -
          Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
          Francis Joy - The history of Lapland and the case of the sami noaidi drum figures reversed
          Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
             Ratsha
            • Imperial
            Imperial
            Форумчанин

            Дата: 26 октября 2012, 23:02

            Laszlo

            Laszlo

            Интересно, что войны саамов с финнами и карелами отобразились в финно-карельском фольклоре.

            Кстати, лет пятнадцать-двадцать назад по ТВ показывали фильм "Проводник". Сценарий для него был написан по мотивам легенд об этих войнах:
            Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
            С "матчастью" вроде бы в фильме не все гладко, но на то она и легенда... :)
               Laszlo
              • Imperial
              Imperial
              Форумчанин

              Дата: 27 октября 2012, 10:31

              Фрагмент из фильма в сопровождении музыки Мари Бойне -
                 Laszlo
                • Imperial
                Imperial
                Форумчанин

                Дата: 27 октября 2012, 17:29

                Проводник / Ofelas
                Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
                Картина быта саамов и иных финно-угров на Севере Европы и в Сибири
                   Laszlo
                  • Imperial
                  Imperial
                  Форумчанин

                  Дата: 27 октября 2012, 17:55

                  Жуков А. - Саами в XIII - XVII в. Публикация источников и комментарий
                  Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
                  - - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -
                  Кеппен П. - Лопь, Лопари, Лапландцы
                  Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
                  Калинин И.М. Торговые сношения лопарей с русскими в половине XVII века //Изв. Рус. Географ. о-ва. – 1929. – №1. – С. 59–76.
                  Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
                  Народные предания Северо-Западного Приладожья, собранные летом 1879 года.
                  Теодор Швиндт
                  Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь

                  Цитата

                  I. Метелиляйнены 2 и лопари 3

                  На Ладожском побережье существует предание, что когда-то в этих местах жили огромные люди, так называемые метелиляйнены, или мунккилайнены, которых постепенно вытеснили отсюда лапландцы и финны. Одной из самых распространенных можно считать легенду о девушке-великанше и пахаре. В ней говорится вот о чем: девушка-метелиляйнен случайно наткнулась в лесу на чужака, который пахал землю на лошади. Она побежала к отцу и все ему рассказала. Отец велел отвести его к тому месту и, увидев пахаря, понял: "Нам придется уйти отсюда и оставить землю пришельцам".
                  Легенды о метелиляйненах сохранились почти повсеместно, но особенно много их в Куркийокской волости ("Журавлиная река") 4. Вероятно, потому, что в таких местах, как Корписаари ("Остров непроходимой чащи"), Отсанлахти ("Залив лба"), Лапинлахти ("Лопарский залив"), Харви, Кумола, Микли 5, - существует немало реальных доказательств деятельности людей-великанов: это и очищенные от леса поля, и время от времени попадавшиеся в земле громадные человеческие кости, и брошенные метелиляйненами плуги, а также огромные валы в горах и на островах.
                  "Здесь, в Яккима 6, жили лопари, они были некрещеные и того же роду-племени", - рассказывал мне один старик из этого селения. Подобное мнение слышал я и от других. В деревне Мёнтсяля, что на Сортавальских островах, говорили, будто лопари и вепсы 7 жили здесь еще до финнов. Не случайно во многих местах сохранились топонимы с корнем "лаппи", то есть "лопарский". Вот, к примеру, такая своеобразная группа названий: в полумиле от Куркийоки, в деревне Похъи ("Основание залива", или "Начало залива"), есть маленькое болото Лапинсуо ("Лопарское"). Чуть дальше возвышается гора Лапинсуомяки ("Гора лопарского болота").
                  Неподалеку образовалась уже другая группа топонимов: Лоухимяки ("Гора с ущельем"), Импимяки ("Девичья гора"), Ревонлоухет ("Лисьи скалы") и Руотсинмяки ("Шведская гора"). У подножья Лоухимяки раскинулась поляна Лоухеналусниттю 8. Само болотце Лапинсуо лежит возле двух холмов с названиями Малая и Большая Лапинлинна ("Лопарская крепость"). В Куркийокской волости 9 есть деревня Лапинлахти ("Лопарский залив"). В той же Куркийокской и Сортавальской волостях известны два острова с одинаковым названием Лапинсаари ("Лопарский остров").
                  Укрепленных возвышенностей, называемых Лапинлинна, кроме уже упомянутых, существует еще четыре: одна на острове Корписаари в Куркийокской волости, вторая - в деревне Харвиа Яккимской волости, третья и четвертая - в Сортавальской волости: в деревне Мёнтсяля и на острове Лапинсаари ("Лопарском"). В преданиях часто упоминается о том, что во всех этих местах жили лопари, - после них остались каменные валы, сохранившиеся до сих пор.
                     Laszlo
                    • Imperial
                    Imperial
                    Форумчанин

                    Дата: 27 октября 2012, 18:43

                    Medieval Arctic Norway: discussion on the book by Przemys?aw Urba?czyk. Przemys?aw Urba?czyk
                    Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
                    Medieval arctic Norway
                    Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
                      • 3 Страниц
                      • 1
                      • 2
                      • 3
                       Похожие Темы
                      КМедицина Средневековья
                      больно, но действенно
                      Автор B Bahamutto
                      Обновление 09 апреля 2024, 20:19
                      ФБоевые слоны Средневековья
                      Роль боевых слонов в армиях Средних веков
                      Автор С Старый
                      Обновление 23 марта 2024, 16:01
                      ККультура Средневековья
                      Обсуждаем ее достижения
                      Автор J Jackel
                      Обновление 25 февраля 2024, 01:01
                      Воспользуйтесь одной из соц-сетей для входа
                      РегистрацияВход на форум 
                      Сообщество ИмпериалИсторические Форумы Общеисторический Форум Finna Ugorika Обратная Связь
                      Стиль:Language: 
                      «Империал» · Условия · Ответственность · Визитка · 18 апр 2024, 14:02 · Зеркала: Org, Site, Online · Счётчики