Сообщество Империал: Удмурты - Сообщество Империал

Laszlo

Удмурты

Удмуртия в Средние Века
Тема создана: 27 октября 2012, 10:24 · Автор: Laszlo
  • 3 Страниц
  • 1
  • 2
  • 3
 Laszlo
  • Imperial
Imperial
Форумчанин

Дата: 15 января 2013, 21:40

Чем известна Удмуртия в Средние Века? Этот регимон находился на международных торговых путях. Страна Ару арабских источников это удмуртия. Ару, наряду с страной Вису (которые современные русские исследователи больше не сопоставляют с вепсами, а локализируют в Прикамье и Коми-крае) играла важную роль в торгове пушниной, а на ее территории находились многочисленные торговые фактории. Фонд заимствований из булгарского в улмуртском наиболее внушителен среди всех народов Волго-Уральского региона. Удмурты находились в некоторой зависимости от волжских булгар и платили харадж, но отношения с булгарами у них были добрососедскими и каждый из соседей выносил из этого сотрудничества пользу для себя. Прикамье также оставалось активной торговой магистралью и во времена Золотой Орды.
     Laszlo
    • Imperial
    Imperial
    Форумчанин

    Дата: 27 января 2013, 15:24

    Ютина, Татьяна Карловна - Археологические памятники VI-XIV вв. Южной Удмуртии
    Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
    Вопросы древней истории Волго-Камья
    Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
    Чураков, Владимир Сергеевич - Южные удмурты в X-середине XVI века: (проблемы социально-политической истории)
    Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
       Laszlo
      • Imperial
      Imperial
      Форумчанин

      Дата: 28 января 2013, 09:40

      Перевозчикова Т.Г. Удмуртский фольклор. Загадки - Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
         Laszlo
        • Imperial
        Imperial
        Форумчанин

        Дата: 06 февраля 2013, 10:41

        Поломская культура была распространена в бассейне Чепцы в V-IX вв. Местное население использовала вещи византийского и иранского производства, которые получали от посредников-тюрок. Поселения в большинстве своем городища и селища. Городище были расположены на мысах и возвышеностях. Местное населения любило украшения. Городища иногда занимали значительные площади. Большую роль играли подсечное земледелие и скотоводство. Вооружались поломцы мечом, палашами, кинжалами и боевыми ножами, а также копья. Среди наконечников стрел найдены бронебойные нацеленные на поражение противника в кольчуге. Также использовались боевые топоры. Ломоватская культура предшествовала Чепецкой культуре, которая однозначно отождествляется с удмуртами. Относительно Поломской культуры то одни исследователи сопоставляют ее с финно-пермским населением, а другие с древними уграми.
           Laszlo
          • Imperial
          Imperial
          Форумчанин

          Дата: 06 февраля 2013, 14:39

          Памятники Чепецкой культуры находились на Вятке, Чепце, Пижме и среднем течении Камы. Наиболее известными городищами были Дондыкар, Иднакар, Гурьянкар, Весьякар. Городища находились по течению рек и притоков и не образовывали скоплений. Среди городищ доминировали небольшие, однако были и большие до 20 тыс. кв. м. Городища укреплялись одним, двумя, реже тремя валами. Высота валов до 1,5 м. В основании были размещены бревенчатые конструкции. Внутри городищ находились деревянные дома. Важными отраслями хозяйства играли земледелие и животноводство. На вооружении у удмуртов находились сложные луки. Большинство наконечников не было предназначены для пробивания брони. Только небольшая часть предназначалась для этого. На вооружении находили копья, мечи, сабли. Мечи и сабли со стременами были принадлежностью конного воина. Удмурты активно торговали с Волжской Булгарии и получали оттуда керамику. Находились даже вещи западноевропейского производства. Активно торговали удмурты с коми-пермяками. Много украшения поступало из Перми Великой. Дружинников родовых и племенных вождей погребали с оружием. На поселениях и могильниках находили тамги. Удмуртские поселения иногда ставали объектом нападения вятчан. Также на Вятку прроникали марийцы, которые стали основными противниками удмуртов. Удмурты находившиеся на границах с Волжской Булгарией платили харадж сначала волжским булгарам, а потом и татарам Золотой Орды.
          - - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -
          Еще одной культурой была харино-ломоватская. Одни исследователи считают эту культуру фино-пермской (ученные из Удмуртии), другие ученные считают ее вместе с поломской угроидной культурой. Возникновение культуры связано с переселением в IV в. Памятники этой культуры находились на верхней Ками и около слияния Камы с Чусовой. Культура существовала до середины IX в. Самый ранний этап харинский, а поздний который выделяют в самостоятельную культуру неволинский. Городища окружались двойной линией валов с частоколом. Городища располагались по берегам Камы и ее притоков. Население было вооружено мечами и палашами, часть из которых было привозным из Хазарского каганата. На вооружении были топоры, копья, луки, дротики. Часть стрел были бронебойными. Харинское население было угроязычным и принесло с собой курганные захоронение. Однако по мнению Р. Розенфельдта харинцы постепенно были ассимилированы местным позднепьяноборским населением и обычай сооружать курганы у них исчез. Только поздние угорские мигранты из Западной Сибири на реку Сылву ассимилировали местное пермоязычные племена.
             Laszlo
            • Imperial
            Imperial
            Форумчанин

            Дата: 17 февраля 2013, 11:54

            Относительно удмуртов то по мнению П. Голдэна их этноним происходил от племеного названия (Уд, Од, Одо). Мурт обозначал человек. Русским наименованием удмуртов было Вотяки. Удмурты ощутили влияние булгар, а один из субэтносов удмуртов бессермяне получил название от тюркского наименования мусульман.
            Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
               Laszlo
              • Imperial
              Imperial
              Форумчанин

              Дата: 15 марта 2013, 18:59

              В бассейне Вятки удмурты противостояли марийцам. В Вятско-Ветлужском междуречье происходили основные военные столкновения. Племена марийцев продвигаясь св бассейны Пижмы и Вятки натолкнулись на удмуртов. Сначала марийцы оттеснили удмуртов к Вятке, а потом на ее левобережные притоки. Атаки марийцев были направлены против южных удмуртов - калмез. Память про удмуртское прошлое северо-восточной Марий Эл и юго-западной части Кировской области остались в этнотопонимах Одо. Марийцы сохранили в своих легендах память о одо-лемах живших в этих краях до марийцев. В удмуртских легендах сохранилась память о противостоянии с марийцами в легендах где упоминался удмуртский богатырь Ядыгар, а его врагами были поры - марийцы. Беженцы из рода Шудья бежали в бассейн реки Кильмези, где жили другие рода кальмезов - Бия, Вамъя, Кцтья, Можг, Сьолта, Чунча, Юбера, Юсь. Шудья широко распространились по южной и центральной Удмуртии. Тюркское обозначение удмуртов ар - мужчина или ары - жители той стороны реки. Во время монгольского завоевания монголы вторглись на земли правобережья низовьев Камы. Эти земли были включены в Арскую даругу. В домонгольское время в XII-XIIIвв. в этом регионе булгары активно взаимодействовали с марийцами и удмуртами. Вследствие войны с волжскими булгарам монголы покорили Меровию (ветлужское княжество марийцев) и Пойдовию (страну удмуртов). В бассейне Чепцы сфомировалась этническая этническая группа удмуртов - бесермяне. В источниках они известны как чуваша арская.
              - - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -
              Русские появились в удмуртских землях в XII в. В 1174 г. новгородцы достигли Камы. В 1181 г. новгородцы проникли по Каме до Чусовой. В 1181 г. они осадили так называемый чудской Болванский городок и 24 июля 1181 г. взяли его. На месте удмуртского городища возник Никулицын. Второй отряд новгородцев вошел в устье Вятки и дошел до марийского городища Кокшаров, взяли его и основали на его месте Котельнич. Л. Макаров что Котельнич это Пижемское городище на Пижме. В XIII в. на Пижме и Вятке возникла пижемская волость. В устье реки Моломы возникли русские поселение Котельнич, Шабалинское и Скорняковское городища. В этом регионе потом возникла Вятская вечевая республика. Волости управлялись волостными воеводами. После взятия Вятки Бектутом в 1391 г. Хлынов основательно укрепился. Вятка была федерацией земель с русским, удмуртским, татарским и марийским населением. Локальная группа удмуртского населения на Чепце принадлежала к Калмезам. Тут Калмезы сталкивались с северными удмуртами - Ватка. Вследствие столкновений с Ватка род Тукля переселилился на Кильмезь, Валу и Уву. С Вятки на Чепцу переселялись удмурты-ватка родов Бигра, Дурга, Кушъя, Лекма, Поска,Побъя, Сянья, Чабъя, Чипъя. Название Ватка возникло во время пребывания северных удмуртов на Вятке. Оттуда они переселялись под давлением русских. Героями Ватка были богатырь Донды с сыновьями Идна и Гурья. В бассейне Чепцы находились Дондыкар, Гурьякар а также Весьякар и Зуйкар. В результате переселения ватка население бассейна Чепцы было смешаным - частью из ватка частью из калмез. Также проникли сюда некоторые групы ккоми - как например роды Чудна и Чудьза. Это были язычники бежавшие от крещения Святым Стефаном Пермским.
                 Laszlo
                • Imperial
                Imperial
                Форумчанин

                Дата: 16 марта 2013, 09:01

                М. Атаманов считал, что арские князья это удмуртские князья которые приняли ислам. В результате завоеваний Ивана Грозного Арская сторона была занята русскими. Местное население воевало с русскими в 1553-1557 гг. Вследствие поражения много удмуртов выселились в Приуралье. Исчезли удмуртские поселения в Вятской земле, юге и востоке Арской земли. Воршудно-родовые группы кукморско-мамадышского ареала для переселения большей частью избирали завятские земли, территорию современных южных и центральных районов Удмуртии. Известны и их имена: Зумъя, Уча, Н?ръя, Поколь, Ырга, Куарса, Кибъя. Конечно, не все вор- шудно-родовые группы дожили до наших дней, многие погибли в горниле войн, а оставшаяся часть ослабевших родовых групп ассимилировалась в среде татар. Во многих названиях татарских аулов: Арского, Сабинского, Мамадышс- кого и других северо-западных районов Татарстана — отразились и сохранились воршудно-родовые имена удмуртов, например: с. Верхняя Корса ~ тат. Югары Курса (<Куарса) Арского р-на; с. Улля (<Уля) Высогорского р-на; с. Ципья ~ тат. Чепья (<Чипъя) Балтасинского р-на; с. Копки ~ тат. Купка (<К?пка) Кукморского р-на; д. Новая Ырга ~ тат. Яна Ырга (<Ырга~Урга) Рыбно-Слободского р-на; д. Чабья-Чурчи (<Чабъя), д. Пукаль (<Поколь), с. Большие Кибя- Кози (<Кибъя) Сабинского р-на и многие другие названия.
                Атаманов М. Г. Из истории формирования этнолингвистических групп удмуртов. Арская группа // Finno-Ugrica. — 2003—2004. — №1 (7—8). — С. 58—67.
                Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
                Из статьи Л. Макарова и С. Белых
                С.К. Белых, Л.Д. Макаров (Ижевск) - НАСЕЛЕНИЕ КАМСКО-ВЯТСКОГО КРАЯ В БУЛГАРСКОЕ ВРЕМЯ
                Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
                В эпоху раннего средневековья в Вятско-Ветлужском междуречье на территории
                современных Малмыжского, Уржумского, Лебяжского, Советского, Пижанского и Яранско-
                го районов Кировской области и Мари-Турекского, Сернурского, Ново-Торьяльского, Ор-
                шанского районов Республики Марий Эл обитали пермоязычные группы населения, среди
                которых в качестве самноазвания был распространен этноним *odo(-mort), букв. ‘человек (из
                племени) одо’. Во второй половине I тыс. и на рубеже I-II тыс. н.э. проиходило постепенное
                вытеснение и частичная ассимиляция этих групп пермян предками марийцев, которые тогда
                же заимствовали из языка этих пермян их самоназвание – *odo. Вытесненные на левобережье
                р.Вятки пермские (древнеудмуртские) группы заселяют ее левые притоки, прежде всего бас-
                сейн р. Кильмези, и постепенно проникают на севере до бассейна р.Чепцы (современные
                Унинский р-н Кировской области и Глазовский р-н Удмуртской республики), а на юге – до
                бассейна р. Иж (современный Малопургинский р-н Удмуртской республики). В места своего
                проникновения эти группы приносят и этноним *одо, постепенно распространяя его, таким
                образом, по всему праудмуртскому ареалу. В конце концов древний этноним *одо >
                уд(мурт), букв. ‘человек (из племени) уд’ получил всеудмуртское распространение и стал са-
                моназванием консолидирующейся удмуртской народности (см. подробнее [Белых, Наполь-
                ских 1994])
                   Laszlo
                  • Imperial
                  Imperial
                  Форумчанин

                  Дата: 17 марта 2013, 10:23

                  Большое значение в жизни удмуртов играла торговля. Они торговали с булгарами, Русью, Югрой и Скандинавией. Торговля способствовала урбанизации у удмуртов. Общины превращались в городские общины. Одной из такой общин был Иднакар, вокруг которого находилось четыре села. Удмуртские предания сохранили память о вождях Донды, Бурсин Чуньыпи, Селты, Кужлю Бигра, Мадан, Тутой, Шудзя, Можга, Бия, Ядыгар, Ожмег. Правителем отдельных удмуртских земель были люди с титулом эксэй (князь, царь). Старйшины и отважные воины получали титул батыр. Каждый батыр жил в своем городке - каре. Вокруг вождя сформировались дружины которые собирали дань. Предания сохранили память о столкновениях батыров из-за определенных территорий. Свои земли батыр мог передать в наследсство. Так богатырь Донды передавал сыновьям уделы, а родовое гнездо на горе Солдырь он передал Идне. Знаками собственности были тамги. Только на городище Иднакар зафиксовано около 30 тамг. Удмуртские вожди из собранной дань часть платили булгарам в качестве хараджа.
                     Laszlo
                    • Imperial
                    Imperial
                    Форумчанин

                    Дата: 10 сентября 2019, 18:30

                    Если говорить об этнониме удмурт, то само название происходило от композита ud-mort, urt-murt, uk-mort. Вторая часть композита murt восходила к коми mort или к пермско-мордовскому merta. Merta, в свою очередь, восходило к арийскому mrta. Во всех случаях оно обозначало человек. Ud было древним самоназванием народа. Марийцы называли удмуртов odo(marij). К. Редеи считал, что самоназвание восходит к пермско-марийскому onte (побеги, сходы), а то, в свою, очередь к древнеиндийскому andha.
                    По мнению С. Белых, ode-mort это заимствование из одного из иранских anta-marta (житель пограничья, человек окраины). По мнению В. Напольских, первым летописным упоминанием об удмуртах был рассказ о походе Ивана III, где они упомянуты как «Вотяцкая земля». В летописях при упоминании событий XVI в. они упомянуты как вотяки, отяки и даже «черемиса зовомая отяки». Русское название удмуртов происходило от самоназвания группы удмуртов, живущих на Нижней Чепце, — ватка. Северные удмурты жили по реке Вятке. В XV в. они оказались под властью русских. Вторая группа удмуртов жила по притокам реки Кильмези, за что была прозвана Калмез. С. Белых считал, что этноним происходит не от названия реки, а от слова kilmez — остаток.
                    В героических сказаниях о удмуртских батырах в южноудмуртском ареале упоминалось, что с удмуртами воевал народ пор. Так удмурты называли марийцев, а Поркар — это соответственно марийский город. В свое время марийцы вытеснили удмуртов с междуречья Ветлуги и Вятки в бассейн Вятки.
                    Племена марийцев продвигались в район Пижмы и Вятки. Сначала удмурты отступили к Вятке, а потом в ее левобережные притоки. Память о удмуртах в Марий Эл и на юго-западе Кировской области сохранилась в этнотопонимах одо. Марийцы упоминали о одо-лемах, живших в этом регионе до них. По удмуртским сказаниям в противостоянии марийцам большую роль сыграл батыр Ядыгар. Беженцы из рода Шудья бежали в район Кильмези, где жили их родственники — роды Бия, Вамъя, Кутья, Можг, Сьольта, Чунча, Юбера, Юсь. Шудья широко распространились по Южной и Центральной Удмуртии.
                    Древнейшими родами удмуртов были роды Дурга, Дикъя, Жикъя, Какся, Можга, Омга, Пельга, Пурга, Салья, Сурья, Сюра, Тукля, Уча, Чабья, Чола, Шудья, Эгра, Юкья, которые сформировались в Южном Прикамье. В. Чураков отмечал, что к этногенезу пермян имели отношение также и именьковцы и буртасы. В. Напольских по лингвистическим данным предполагал первоначальное расселение пермян в Среднем (Сарапульском) Прикамье. В прапермском встречались иранизмы, так что первоначальная территория расселения была ближе к границе леса со степью. Общая лексика с уграми позволяет локализировать прародину пермян недалеко от исконных мест обитания манси. Также пермяне поддерживали контакты с именьковцами и венграми. По мнению В. Напольских территория расселения пермян находилась в Среднем Приуралье, между Сарапулом и Пермью. Наступление волжских булгар вынудило часть племен пермян переселиться, те же, кто покорился, стали предками удмуртов и бесермян. Однако разрыв пермского диалектного континиума состоялся не ранее XIV—XV вв.
                    В XII в. русские начали проникать на удмуртскую территорию. В 1174 г. новгородцы были на Каме, а в 1181 г. на Чусовой. Они взяли Болванский чудской городок. Второй отряд новгородцев вошел в устье Вятки, взял марийский городок Кокшаров и на его месте построил Котельнич. Л. Макаров предполагал, что это было Пижемское городище на реке Пижма. В XIV—XV вв. в районе бассейна реки Вятки сложилась вечевая республика с центром в Хлынове (Вятки). В устье реки Моломы возникло несколько русских поселений. Удмурты-ватка оказались в сфере влияния русских.
                    Северные удмурты также воевали с южными удмуртами на реке Чепце. Кальмезский род Тукоя переселился на Кильмезь, Валу, Уву. Наступая на Чепцу переселились удмурты-ватка родов Бигра, Дурга, Кушъя, Лекма, Поска, Побъя, Сянья, Чабья, Чипья. Героями ватка были батыры Донда, Идна, Гурья. В бассейне Чепцы находились города Дондыкар, Гурьякар, Весьякар, Зуйкар. Население в бассейне Чепцы было смешанным — частично ватка, частично калмез.
                    На Чепцу также во времена Стефана Пермского пришли коми, которые были представлены родами Чудна и Чудьза. Удмурты возглавлялись батырами и вождями племен и родов — эксеями. Предания помнят имена Донды, Бурсин Чуньыпи, Селты, Кужлю Бигра, Мадан, Тутой, Шудзя, Можга, Бия, Ядыгар, Ожмег. Старейшины и отважные воины назывались батырами. Предания сохранили память о том, что батыры могли передавать земли в наследство. Батыры жили в городищах — карах. Вокруг них организовывалась дружина, которая собирала с населения дань. Право собственности на предметы обозначала тамга. Таким же было общественное развитие и у соседей удмуртов — коми. Однако оно серьезно уступало славянам и тюркам.
                    Удмурты-кальмез платили харадж булгарам, а в их землях находились булгарские крепости. Земли удмуртов-калмез входили в состав Золотой Орды и вероятно они находились на положении схожем с мордвинами. В земли удмуртов приезжали баскаки, а также там находились отдельные поселения татар. Однако государственности, в отличие от коми, им не пришлось увидеть.
                    В свое время М. Атаманов высказал мнение о том, что арские князья — это удмурты, принявшие ислам. Однако это маловероятно. В. Чураков считает каринских арских князей татарами. Об этом же свидетельствует шеджере (генеалогия) этих князей. С. Белых усматривал в утверждениях об удмуртских князьях мифотворчество.
                    Арские князья как вассалы русских приняли участие в походе против Вятской республики в 1489 г., а еще раньше, в 1462 г., они получили земли на Вятке. Вместе с арскими князьями на Вятку пришли удмурты из родов Дурга, Сюра, Чабья и Чола. Также в славянские земли пришла часть бесермян. Таким образом, на север переселился род арских князей со своими поддаными.
                    Касательно степени влияния тюрок на удмуртов можно сказать, что в удмуртский язык проникло множество тюркизмов. Кроме того, есть обособленый удмуртский субэтнос — бесермяне. Они язычники, но приняли как самоназвание тюркское обозначение мусульман. В языческих молитвах они использовали арабскую форму обращения к Аллаху, что свидетельствует об их длительных взаимоотношениях с булгарами. В русских документах бесермян часто называли «чуваша». Бесермяне вместе с кальмез и ватка на Чепце были поддаными арских татарских князей. Часть удмуртов, после того как русские взяли Казань, воевали против войск царских воевод во время Первой Черемисской войны в 1553—1557 гг.
                    Разбитые удмурты с вятской и южной и центральной части арской земли бежали в Башкирию, спасаясь от принудительной христианизации. Начиная от покорения русскими Вятки в 1489 г. и заканчивая падением Казанского ханства в 1552 г., большинство удмуртов было объединено в одном государстве.
                    Об удмуртах по письменным источникам известно крайне мало. По праву основной массив информации нам поставляет археология. Можно предположить, что в составе прапермской общности они дифференцировались в пракоми и праудмуртов. Первым упоминанием о удмуртах вероятно являются данные еврейско-хазарской переписки, где упомянут народ Арису. Ал-Гарнати несколько позже также упоминал о народе Арису (или Ар). Вероятно, эти этнонимы связаны с тюркским названием удмуртов — ar. Арской стороной назывались владения каринских татарских князей в Удмуртии. Третим по времени упоминанием являются сведения Юлиана о Пойдовии. Ю. Зеленеев отождествляет Пойдовию с землями удмуртов. В пользу этого же отождествления высказалися В. Чураков и В. Напольских. У удмуртов встречался формант одо.
                    Касательно этногенеза удмуртов, то, как и у коми, большое значение в формировании этнического облика сыграла ананьинская культура. На смену ананьинцам сформировалась пьяноборская культура, которая достигла сравнительно больших успехов в развитии. Пьяноборская культура занимала большой массив земель от реки Белой в Башкирии до вятско-ветлужского междуречья. В бассейне Вятки находили так называемые памятники худяковского типа. На их основе сформировалась азелинская культура III—VI вв. Поздний этап азелинской культуры называемый еще еманаевской культурой продлился до IX в. Южноудмуртские группы образовались на основе худяковско-аезлинских и еманаевско-кочергинских памятников. Североудмуртские группы сформировались на основе постананьинских памятников харино-ломоватовской культуры. Харинцы вероятно были полукочевыми угорскими группами, подчинившими местное пермское население, однако через несколько поколений они ассимилировались среди местного населения. Похожая судьба ждала и угров-саргатцев, пришедших в Прикамье в район распространения неволинской культуры. Неволинцев и поломцев большинство современных ученных относит к финно-пермским племенам. Также есть все основания относить к финно-пермским народам и носителей поломской культуры. Присутствие схожих черт в материальной культуре венгров и этих культур Прикамья позволяет говорить о контактах венгров на их волго-уральской прародине с финно-пермскими народами. В языке финно-пермских народов и венгров есть ряд общих черт.
                    С. Белых отмечал, что удмуртов и коми русские не дифференциировали до XV в. А. Ситдиков указывал, что распад пермской общности состоялся в XV-XVI вв. И удмуртов и коми русские долгое время называли как Пермь. С. Белых считает, что распаду прапермской общности сопутствовал ряд причин. Начало русской колонизации в XI—XII вв. было причиной дифференциации прапермской языковой общности. В XI в. русские вошли во взаимодействие с пермянами, жившими в низовьях Вычегды, реках Лузе и Юге, по правым притокам Северной Двины. В XII в. на Выме и Вычегде появились древнерусские поселения и началось активное заимствование славянской лексики местным населением. Булгарские слова также заимствовались по диалектной цепочке, однако у коми присутствовали куда в меньшем объеме, чем славянизмы.
                       cheremis
                      • Imperial
                      Imperial
                      Форумчанин

                      Дата: 30 января 2023, 19:50

                      В общем мне выдали более развёрнутую версию гаплотипа, оказалось , что есть ближайшая родня среди тлинкитов , племя индейское которое воевало с русско-американской кампанией.
                      И сюрприз - родня Каринских Арских князей , с недавним выходом из Сибири .
                        • 3 Страниц
                        • 1
                        • 2
                        • 3
                        Воспользуйтесь одной из соц-сетей для входа
                        РегистрацияВход на форум 
                        Сообщество ИмпериалИсторические Форумы Общеисторический Форум Finna Ugorika Обратная Связь
                        Стиль:Language: 
                        «Империал» · Условия · Ответственность · Визитка · 28 мар 2024, 15:37 · Зеркала: Org, Site, Online · Эльдорадо казино · Gold казино · Счётчики