21 сентября 1219 года объединеннное войско эстонских маакондов (кроме Угандимаа) численностью в 6 тыс. человек сразилось с войском Ордена Меченосцев численностью 3 тыс под Виллиандэ. В эстонской историографии битва известна как сражение на день Святого Матфея (Madisep?eva lahing). В битве приняло участие 200 немецких всадника. Немцам в этой битве помагали ливы и латгалы. В битве погибла 1 тыс. эстов. Но это поражение не чломало эстонцев и они продолжали сопротивление.
Генрих Латвийский о битве
Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Статья Д. Шкрабо
Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Эстонцы о этих событиях на русском
Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Генрих Латвийский о битве
Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Спойлер (раскрыть)
Девятнадцатый год епископства Альберта
Шел девятнадцатый год епископа Риги Альберта (1217),
Люди в Ливонии все ж покоя от войн не имели.
Вышеназванный достопочтенный епископ отправил своих послов и в Новгород (Nogardiam) и в Саккалу для утверждения мира, заключенного в Одемпэ, прося также и за брата своего Теодериха. Так как люди там полны надменной спеси и в гордости своей весьма заносчивы, они пренебрегли и просьбами епископа и миром с тевтонами, а сговаривались с эстами, обдумывая способы, как бы раздавить тевтонов и уничтожить ливонскую церковь. Узнав об этом, епископ вместе с возвращавшимися пилигримами отправился в Тевтонию, поручив и на этот раз Ливонию защите Господа Иисуса Христа и Его Матери. Рассказывая всем о бедствиях войны и уроне своих, он убеждал людей храбрых и благородных стеною стать за дом Господень, принять крест и идти в Ливонию пилигримами во отпущение грехов. И, услышав обо всех бедах, причиненных русскими и эстами ливонской церкви, граф Альберт из Левенборха принял крест в отпущение грехов и отправился в Ливонию с рыцарями своими, а также людьми предприимчивыми и благородными. Прибыли с ним и аббат Бернард из Динамюндэ и пилигримы, правда немногочисленные. И приняли его с великой радостью, ибо Господь ранее имел его в колчане Своем, как избранную стрелу, чтобы в нужное время послать и Ливонию для освобождения церкви Своей от врагов.
После того, как он прибыл в Ригу, эсты отправили русским много даров, прося прийти с войском, чтобы разрушить ливонскую церковь. Но великий король Новгорода Мстислав в то время был в походе против короля Венгрии, готовясь биться за Галицкое королевство, а на престоле своем в Новгороде оставил нового короля. Этот же, отправив послов в Эстонию, обещал прийти с большим войском вместе с королем Владимиром и множеством других королей. И обрадовались эсты и послали людей по всей Эстонии и собрали весьма большое и сильное войско и стали у Палы в Саккале. Их князь и старейшина, Лембит, созвал людей изо всех областей, и явились к ним, и роталийцы, и гарионцы, и виронцы, и ревельцы, и гервенцы, и люди [273] из Саккалы. Было их шесть тысяч и ждали все пятнадцать дней в Саккале прибытия русских королей. Услышав, что они собрались, рижане со всей поспешностью двинулись на них, чтобы опередить русских. С ними пошел граф Альберт с рыцарями и слугами своими, Волквин, магистр рыцарства, со своими братьями, Бернард аббат Динамюндэ, настоятель Иоанн, ливы и лэтты, а также преданнейший Каупо, никогда не забывавший битв Господних и походов. Все они прибыли на место близ Саккалы, где войско молилось и сговаривалось. А было там до трех тысяч отборных воинов. И выстроили они тевтонов в середине, ливов поместили справа, а лэттам указали идти по левой стороне. Иных послали по деревням, и те, захватив некоторых людей, узнали у них о численности вражеского войска и о том также, что оно уже подходит в готовности к бою. Услышав об этом, пошли дальше с осторожностью и в порядке, а вечером приблизились к замку Вилиендэ; там переночевали и, отслужив торжественную мессу, в день апостола Матфея (21 сентября) выступили против врагов. Обнаружив, что те все перешли на другое место, тотчас отправились по их следам и вдруг увидели, что те в боевой готовности идут на них из лесу. Тогда напали на них и бились тевтоны в середине, где масса врагов была больше и сильнее. Одни из них верхом, другие в пешем строю, постепенно наступая, двинулись на середину врагов, сломили их строй и обратили в бегство.
Лэтты, сражаясь на левом крыле, также смело вместе с тевтонами ударили на противников, а выстроены были против них жители Саккалы с Лембитом и другими их старейшинами. Они ранили многих из лэттов, некоторых убили, сражались храбро и долго сопротивлялись, но, увидев, что срединный отряд обращен в бегство тевтонами, бросились бежать и сами.
Лэтты преследовали их и многих убили, а прочие бежали. Веко, брат Робоама, узнал Лембита, догнал его, убил и взял его одежду, а прочие, отрубив ему голову, унесли с собой в Ливонию. И пали там еще другие старейшины Саккалы — Воттелэ, Манивальдэ и множество других. Ливы, выстроенные справа, увидев, что копья эстов жестоко летят на них, повернули к тевтонам и вместе с ними преследовали бегущих. Эсты же, бившиеся против ливов, напали тогда на некоторых из наших, гнавшихся за врагом, но те мужественно отразили их и также обратили в бегство. После того как все эсты обратились в бегство, ливы, лэтты и саксы преследовали их, перебили в лесу стольких, что дошло почти до тысячи, и еще безмерное множество, так что и сосчитать не могли, убитых по лесам и болотам; захватили до двух тысяч коней, оружие и все их запасы, а на следующий день поровну разделили между собой все, что добыли.
Каупо же, пронзенный насквозь через оба бока копьем, с верой вспоминая страдания Господа, принял тайны тела Господня и с искренним исповеданием христианства испустил дух, а добро свое заранее разделил между всеми церквами Ливонии. И горевали о нем граф Альберт и аббат и все, с ними бывшие. Тело его было сожжено, а кости перенесены в Ливонию и похоронены в Куббезелэ. [274]
После битвы войско двинулось к Пале в деревню Лембита и стояло там три дня, а ливы и лэтты были посланы разорить и выжечь все окружающие области. И пришел к ним брат Лембита, Уннепевэ, с другими уцелевшими просить о возобновлении прежнего мира. И сказали им тевтоны: “За то, что вы презрели принятое вами таинство святого крещения и осквернили веру христианскую сговором с язычниками и русскими, Господь вас и наказал. Возвратитесь же теперь с верой ко Христу, и мы вновь примем вас в общение нашей братской любви”. Они согласились, и по получении от них заложников мир уже во второй раз был дан им с тем, чтобы они честно выполняли все обязанности христианства. Закончив это, войско со всей добычей возвратилось в Ливонию и за дарованную Богом столь славную победу все благословляли Господа, благословенного вовеки.
Шел девятнадцатый год епископа Риги Альберта (1217),
Люди в Ливонии все ж покоя от войн не имели.
Вышеназванный достопочтенный епископ отправил своих послов и в Новгород (Nogardiam) и в Саккалу для утверждения мира, заключенного в Одемпэ, прося также и за брата своего Теодериха. Так как люди там полны надменной спеси и в гордости своей весьма заносчивы, они пренебрегли и просьбами епископа и миром с тевтонами, а сговаривались с эстами, обдумывая способы, как бы раздавить тевтонов и уничтожить ливонскую церковь. Узнав об этом, епископ вместе с возвращавшимися пилигримами отправился в Тевтонию, поручив и на этот раз Ливонию защите Господа Иисуса Христа и Его Матери. Рассказывая всем о бедствиях войны и уроне своих, он убеждал людей храбрых и благородных стеною стать за дом Господень, принять крест и идти в Ливонию пилигримами во отпущение грехов. И, услышав обо всех бедах, причиненных русскими и эстами ливонской церкви, граф Альберт из Левенборха принял крест в отпущение грехов и отправился в Ливонию с рыцарями своими, а также людьми предприимчивыми и благородными. Прибыли с ним и аббат Бернард из Динамюндэ и пилигримы, правда немногочисленные. И приняли его с великой радостью, ибо Господь ранее имел его в колчане Своем, как избранную стрелу, чтобы в нужное время послать и Ливонию для освобождения церкви Своей от врагов.
После того, как он прибыл в Ригу, эсты отправили русским много даров, прося прийти с войском, чтобы разрушить ливонскую церковь. Но великий король Новгорода Мстислав в то время был в походе против короля Венгрии, готовясь биться за Галицкое королевство, а на престоле своем в Новгороде оставил нового короля. Этот же, отправив послов в Эстонию, обещал прийти с большим войском вместе с королем Владимиром и множеством других королей. И обрадовались эсты и послали людей по всей Эстонии и собрали весьма большое и сильное войско и стали у Палы в Саккале. Их князь и старейшина, Лембит, созвал людей изо всех областей, и явились к ним, и роталийцы, и гарионцы, и виронцы, и ревельцы, и гервенцы, и люди [273] из Саккалы. Было их шесть тысяч и ждали все пятнадцать дней в Саккале прибытия русских королей. Услышав, что они собрались, рижане со всей поспешностью двинулись на них, чтобы опередить русских. С ними пошел граф Альберт с рыцарями и слугами своими, Волквин, магистр рыцарства, со своими братьями, Бернард аббат Динамюндэ, настоятель Иоанн, ливы и лэтты, а также преданнейший Каупо, никогда не забывавший битв Господних и походов. Все они прибыли на место близ Саккалы, где войско молилось и сговаривалось. А было там до трех тысяч отборных воинов. И выстроили они тевтонов в середине, ливов поместили справа, а лэттам указали идти по левой стороне. Иных послали по деревням, и те, захватив некоторых людей, узнали у них о численности вражеского войска и о том также, что оно уже подходит в готовности к бою. Услышав об этом, пошли дальше с осторожностью и в порядке, а вечером приблизились к замку Вилиендэ; там переночевали и, отслужив торжественную мессу, в день апостола Матфея (21 сентября) выступили против врагов. Обнаружив, что те все перешли на другое место, тотчас отправились по их следам и вдруг увидели, что те в боевой готовности идут на них из лесу. Тогда напали на них и бились тевтоны в середине, где масса врагов была больше и сильнее. Одни из них верхом, другие в пешем строю, постепенно наступая, двинулись на середину врагов, сломили их строй и обратили в бегство.
Лэтты, сражаясь на левом крыле, также смело вместе с тевтонами ударили на противников, а выстроены были против них жители Саккалы с Лембитом и другими их старейшинами. Они ранили многих из лэттов, некоторых убили, сражались храбро и долго сопротивлялись, но, увидев, что срединный отряд обращен в бегство тевтонами, бросились бежать и сами.
Лэтты преследовали их и многих убили, а прочие бежали. Веко, брат Робоама, узнал Лембита, догнал его, убил и взял его одежду, а прочие, отрубив ему голову, унесли с собой в Ливонию. И пали там еще другие старейшины Саккалы — Воттелэ, Манивальдэ и множество других. Ливы, выстроенные справа, увидев, что копья эстов жестоко летят на них, повернули к тевтонам и вместе с ними преследовали бегущих. Эсты же, бившиеся против ливов, напали тогда на некоторых из наших, гнавшихся за врагом, но те мужественно отразили их и также обратили в бегство. После того как все эсты обратились в бегство, ливы, лэтты и саксы преследовали их, перебили в лесу стольких, что дошло почти до тысячи, и еще безмерное множество, так что и сосчитать не могли, убитых по лесам и болотам; захватили до двух тысяч коней, оружие и все их запасы, а на следующий день поровну разделили между собой все, что добыли.
Каупо же, пронзенный насквозь через оба бока копьем, с верой вспоминая страдания Господа, принял тайны тела Господня и с искренним исповеданием христианства испустил дух, а добро свое заранее разделил между всеми церквами Ливонии. И горевали о нем граф Альберт и аббат и все, с ними бывшие. Тело его было сожжено, а кости перенесены в Ливонию и похоронены в Куббезелэ. [274]
После битвы войско двинулось к Пале в деревню Лембита и стояло там три дня, а ливы и лэтты были посланы разорить и выжечь все окружающие области. И пришел к ним брат Лембита, Уннепевэ, с другими уцелевшими просить о возобновлении прежнего мира. И сказали им тевтоны: “За то, что вы презрели принятое вами таинство святого крещения и осквернили веру христианскую сговором с язычниками и русскими, Господь вас и наказал. Возвратитесь же теперь с верой ко Христу, и мы вновь примем вас в общение нашей братской любви”. Они согласились, и по получении от них заложников мир уже во второй раз был дан им с тем, чтобы они честно выполняли все обязанности христианства. Закончив это, войско со всей добычей возвратилось в Ливонию и за дарованную Богом столь славную победу все благословляли Господа, благословенного вовеки.
Статья Д. Шкрабо
Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Спойлер (раскрыть)
Битва при Вильянди (21 сентября 1217 г.)
Д. Шкрабо
Сражение при Вильянди 21 сентября 1217 г. является одним из важных событий в войнах за покорение Эстонии, которые немцы вели в 1208-1227 гг. Основным источником, рассказывающим об этом сражении, является хроника Генриха Ливонского (XXI.2-4). Автор был современником событий и писал в 1225-27 гг. Против немцев образовалась коалиция из основных провинций (маакондов) континентальной Эстонии: Ляэнемаа (Роталия у Генриха), Харьюмаа (Гариэн), Вирумаа (Вирония), Рявала (Ревель), Ярвамаа (Гервен) и Сакала. Не участвовала только провинция Уганди (Унгаврия), подчинившаяся немцам в 1216 г. Объединенная армия, по Генриху, насчитывала 6000 человек. Они расположились при Пале в южноэстонской провинции Сакала.
Эсты надеялись на помощь русских, но последние так и не появились. Против эстов выступила армия, состоявшая из войск рижского епископа, Ордена меченосцев, крестоносцев графа Альберта из Голштинии, а также ополчения из ливов и латгалов (летов), зависимых от немцев. Ливонская армия состояла из 3000 воинов. После прибытия в Сакалу немцы подготовились к возможности внезапного начала боя. Они двигались тремя параллельными колоннами для того, чтобы иметь возможность быстро развернуть боевые порядки. В центре шли немцы, справа поставили ливов, слева – латгалов. Узнав от пленных о месте лагеря противника, ливонцы двинулись в направлении крепости Вильянди, которой они достигли вечером.
На следующий день ливонцы достигли места расположения эстов, которые к тому времени сменили позицию. У эстов наибольшее количество воинов находилось в центре. Против них встали немцы. Часть из них составляли всадники, часть – пехотинцы. Ополченцы прикрывали их фланги: латгалы – левый, ливы – правый. Вероятно, они сражались в пешем строю, хотя многие в походе могли передвигаться верхом. Именно такой способ использования ополченцев описывает Генрих Ливонский (XXII.2) для сражения при Пуидизэ между немцами и русскими в 1218 г. В этой битве отряд из 200 немцев сражался верхом, а ливы и латгалы – пешими. После отступления русских ополченцы некоторое время их преследовали, затем утомились и сели на коней. Это позволило им также в дальнейшем, во время успешной русской контратаки, быстро отступить, оставив немцев сражаться одних.
Аналогично действовали и эсты. Об их действиях в конном строю ничего не пишется, но после битвы при Вильянди в руки немцев коней попало в два раза больше, чем погибло эстов. Сражение при Вильянди началось атакой немцев. Постепенно они теснили противника и, наконец, прорвали середину их строя. Одновременно с немцами в атаку пошли латгалы. Они долго и без особого успеха сражались против эстов из Сакалы.
Среди латгалов были убитые и много раненных. После победы немцев в центре правый фланг эстов тоже был опрокинут. Погиб вождь сакальцев Лембиту и другие старейшины. На другом фланге ливы действовали неудачно. По Генриху, из-за густо летящих копий (lancea) эстов ливы решили не сражаться с ними, повернули к немцам и вместе с ними стали преследовать бегущих. Скорее всего, хронист пытался смягчить неудачу немецких вассалов. Они просто не выдержали натиска противника и отступили. Об этом говорит также то, что противостоящие им эсты затем ударили на немцев, преследовавших противника. Здесь удача им изменила и они были разбиты.
Общие потери побежденных составили почти 1000 человек, не считая погибших при бегстве в лесу. Победители захватили 2000 коней. Победа немцев в этом сражении во многом предопределила судьбу Центральной и Южной Эстонии. Немцы покорили их в течение последующих 2 лет. В конце 13 в. автор Ливонской рифмованной хроники расценивал это сражение даже как решающий эпизод в завоевании Эстонии. Он писал, что после этой битвы эсты стали платить церковную десятину, строить замки и церкви, хотя редко делали это без принуждения господ и охотно избавились бы от этого бремени, даже если бы им пришлось терпеть муки ада (LR 1398-1413).
Литература
1.Генрих Латвийский. Хроника Ливонии / С.А.Аннинский. – М.; Л., 1938. (латинский текст с русским переводом)
2.Livlandishe Reinchronik mit Anmerkungen, Namenverzeichniss und Glossar. Herausgeben von Leo Meyer. – Paderborn, 1876.
3.Чешихин Е.В. История Ливонии с древнейших времен. В 3 тт. Т.1. – Рига, 1884.
Д. Шкрабо
Сражение при Вильянди 21 сентября 1217 г. является одним из важных событий в войнах за покорение Эстонии, которые немцы вели в 1208-1227 гг. Основным источником, рассказывающим об этом сражении, является хроника Генриха Ливонского (XXI.2-4). Автор был современником событий и писал в 1225-27 гг. Против немцев образовалась коалиция из основных провинций (маакондов) континентальной Эстонии: Ляэнемаа (Роталия у Генриха), Харьюмаа (Гариэн), Вирумаа (Вирония), Рявала (Ревель), Ярвамаа (Гервен) и Сакала. Не участвовала только провинция Уганди (Унгаврия), подчинившаяся немцам в 1216 г. Объединенная армия, по Генриху, насчитывала 6000 человек. Они расположились при Пале в южноэстонской провинции Сакала.
Эсты надеялись на помощь русских, но последние так и не появились. Против эстов выступила армия, состоявшая из войск рижского епископа, Ордена меченосцев, крестоносцев графа Альберта из Голштинии, а также ополчения из ливов и латгалов (летов), зависимых от немцев. Ливонская армия состояла из 3000 воинов. После прибытия в Сакалу немцы подготовились к возможности внезапного начала боя. Они двигались тремя параллельными колоннами для того, чтобы иметь возможность быстро развернуть боевые порядки. В центре шли немцы, справа поставили ливов, слева – латгалов. Узнав от пленных о месте лагеря противника, ливонцы двинулись в направлении крепости Вильянди, которой они достигли вечером.
На следующий день ливонцы достигли места расположения эстов, которые к тому времени сменили позицию. У эстов наибольшее количество воинов находилось в центре. Против них встали немцы. Часть из них составляли всадники, часть – пехотинцы. Ополченцы прикрывали их фланги: латгалы – левый, ливы – правый. Вероятно, они сражались в пешем строю, хотя многие в походе могли передвигаться верхом. Именно такой способ использования ополченцев описывает Генрих Ливонский (XXII.2) для сражения при Пуидизэ между немцами и русскими в 1218 г. В этой битве отряд из 200 немцев сражался верхом, а ливы и латгалы – пешими. После отступления русских ополченцы некоторое время их преследовали, затем утомились и сели на коней. Это позволило им также в дальнейшем, во время успешной русской контратаки, быстро отступить, оставив немцев сражаться одних.
Аналогично действовали и эсты. Об их действиях в конном строю ничего не пишется, но после битвы при Вильянди в руки немцев коней попало в два раза больше, чем погибло эстов. Сражение при Вильянди началось атакой немцев. Постепенно они теснили противника и, наконец, прорвали середину их строя. Одновременно с немцами в атаку пошли латгалы. Они долго и без особого успеха сражались против эстов из Сакалы.
Среди латгалов были убитые и много раненных. После победы немцев в центре правый фланг эстов тоже был опрокинут. Погиб вождь сакальцев Лембиту и другие старейшины. На другом фланге ливы действовали неудачно. По Генриху, из-за густо летящих копий (lancea) эстов ливы решили не сражаться с ними, повернули к немцам и вместе с ними стали преследовать бегущих. Скорее всего, хронист пытался смягчить неудачу немецких вассалов. Они просто не выдержали натиска противника и отступили. Об этом говорит также то, что противостоящие им эсты затем ударили на немцев, преследовавших противника. Здесь удача им изменила и они были разбиты.
Общие потери побежденных составили почти 1000 человек, не считая погибших при бегстве в лесу. Победители захватили 2000 коней. Победа немцев в этом сражении во многом предопределила судьбу Центральной и Южной Эстонии. Немцы покорили их в течение последующих 2 лет. В конце 13 в. автор Ливонской рифмованной хроники расценивал это сражение даже как решающий эпизод в завоевании Эстонии. Он писал, что после этой битвы эсты стали платить церковную десятину, строить замки и церкви, хотя редко делали это без принуждения господ и охотно избавились бы от этого бремени, даже если бы им пришлось терпеть муки ада (LR 1398-1413).
Литература
1.Генрих Латвийский. Хроника Ливонии / С.А.Аннинский. – М.; Л., 1938. (латинский текст с русским переводом)
2.Livlandishe Reinchronik mit Anmerkungen, Namenverzeichniss und Glossar. Herausgeben von Leo Meyer. – Paderborn, 1876.
3.Чешихин Е.В. История Ливонии с древнейших времен. В 3 тт. Т.1. – Рига, 1884.
Эстонцы о этих событиях на русском
Спойлер (раскрыть)
Сражение при Вильянди
Будучи подстегнуты удачей под Отепяэ, и надеясь на союзнические отношения с русскими, старейшины Сакала под началом Лембиту начали собирать большую рать против немцев.
Весть была разослана по всей Эстонии, и в лагере на реке Навести собрались ляэнеиаасцы, вирусцы, ревельцы, ярвамаасцы и сакаласцы. Угаласцев связывали договоры с немцами, отсутствие островитян же обьясняли их очередным планом проделать морской поход к Даугаве. Всего размером рати эстов могло быть около 6000 человек.
Стали ждать русичей, с которыми вместе пойти в поход.
Крестоносцы были осведомлены о сборах эстов, и решили рать разгромить до того, как она объединится с русскими. Для этого собрали элитное войско из 3000 человек, из которых половина была немцы, половина - ливы и латгалы.
21 сентября 1217 противники встретились в 10 км к северу от Вильянди, в окрестностях Ванамыйса и Карусе. Последовало ожесточенное сражение, где ряды эстов не смогли устоять перед напором немцев, и их фронт распался. Рать эстов была полностью разгромлена, погибло множество сакаласких старейшин, из них аиболее важный Лембиту. Но и крестоносцы потеряли своего наибольшего местного союзника, старейшину ливов Каупо.
Сакала вновь была подчинена власти немцев. Для эстов сражение при Вильянди стало большой проигрышем, который вбил широкую трещину в их дальнейшую готовность к сотрудничеству. Но совсем окончательно сопротивление эстов сломлено не было, так как еще несколько лет удавалось решительно противостоять немцам.
Источники: Sulev Vahtre. Muinasaja loojang Eestis: vabadusv?itlus 1208-1227. Tallinn: Olion. 1990
Eesti ajaloo atlas. Tallinn: Avita, 2006.
Будучи подстегнуты удачей под Отепяэ, и надеясь на союзнические отношения с русскими, старейшины Сакала под началом Лембиту начали собирать большую рать против немцев.
Весть была разослана по всей Эстонии, и в лагере на реке Навести собрались ляэнеиаасцы, вирусцы, ревельцы, ярвамаасцы и сакаласцы. Угаласцев связывали договоры с немцами, отсутствие островитян же обьясняли их очередным планом проделать морской поход к Даугаве. Всего размером рати эстов могло быть около 6000 человек.
Стали ждать русичей, с которыми вместе пойти в поход.
Крестоносцы были осведомлены о сборах эстов, и решили рать разгромить до того, как она объединится с русскими. Для этого собрали элитное войско из 3000 человек, из которых половина была немцы, половина - ливы и латгалы.
21 сентября 1217 противники встретились в 10 км к северу от Вильянди, в окрестностях Ванамыйса и Карусе. Последовало ожесточенное сражение, где ряды эстов не смогли устоять перед напором немцев, и их фронт распался. Рать эстов была полностью разгромлена, погибло множество сакаласких старейшин, из них аиболее важный Лембиту. Но и крестоносцы потеряли своего наибольшего местного союзника, старейшину ливов Каупо.
Сакала вновь была подчинена власти немцев. Для эстов сражение при Вильянди стало большой проигрышем, который вбил широкую трещину в их дальнейшую готовность к сотрудничеству. Но совсем окончательно сопротивление эстов сломлено не было, так как еще несколько лет удавалось решительно противостоять немцам.
Источники: Sulev Vahtre. Muinasaja loojang Eestis: vabadusv?itlus 1208-1227. Tallinn: Olion. 1990
Eesti ajaloo atlas. Tallinn: Avita, 2006.
Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь