Грузинский царский дом
В истории древней Армении, а с рубежа VI-VII вв. н.э. и в истории всего Закавказья, исключительную роль сыграл знаменитый род Багратуни (Багратидов, Багратионов). Его появление в Армении восходит к клинописному периоду нашей истории, известному под названием Урарту. Уже тогда этот род играл весомую роль в жизни государства, объединившего к IX в. до н.э. племена и народы Армянского нагорья в рабовладельческую монархию восточного типа. Именно тогда начали формироваться аристократические фамилии, которые составили ядро урартской знати и перешли в эпоху раннего феодализма Армении. Это те представители урартской знати, фамилии которых оканчиваются на суффикс “
уни” - Арцруни, Рштуни, Хорхоруни, Сюни, Багратуни и т.д. Этот факт отметил известный историк Урарту академик Б.Б Пиотровский еще в 1945 г. в своей работе «К вопросу о происхождении армянского народа». До него проф. Г. Капанцян в другом исследовании по истории Урарту, опубликованном в 1940 г., обратил внимание, что царь страны Мана, живший в 716 г. до н.э., носил имя
Багадати. А Мана находилась в составе Урарту и занимала территорию восточного побережья оз. Урмия, которое было заселено индоевропейскими племенами, родственными иранским племенам. Г. Капанцян определил, что Багадати принадлежал к роду Багратуни, поскольку представители именно этого рода носили имя Багадат-Баграт и производную от него фамилию
Багратуни.
На это указывал и проф. Н. Адонц (см. его труд «Армения в эпоху Юстиниана», СПб., 1908). Имя Багадат носил также
Баграт - стратег (полководец) армянского царя Тиграна II Великого (95-55 до н.э.), назначенный правителем Сирии после присоединения последней к державе Тиграна. Считая область Багреванд на юге Армении первоначальной родовой областью Багратуни, Адонц высказал гипотезу, что Багратидская династия возникла на Атропатенской или иранской окраине Армении, на армяно-иранской этнической почве. Слово Багадата означает “богом данный”, и стратега Багадата-Баграта Адонц считал родоначальником Багратуни. В ассирийских и урартских надписях указаны и родственники царя Багадати: дед - Иранзу, отец - Аза, брат - Улусуну. Таким образом, из эпохи Урарту нам известны
четыре представителя рода Багратуни.
В литературе распространена версия, согласно которой Багратидам приписывается
библейское происхождение от царя-псалмопевца Давида и его сына Соломона. Источник этой версии - сообщение армянского историка V в. Мовсеса Хоренаци (его труд недавно издан в переводе с древнеармянского в Ереване) - который в обращении к своему меценату - марзпану Сааку Багратуни, дает разъяснения относительно происхождения его рода. Соответствующая глава называется - “Ряд наших царей и их перечисление от отца к сыну”.
В ней историк пишет, что армянский царь Грачья (Храчеа) выпросил у царя Вавилона Навуходоносора (VII - VI вв. до н.э.- прим. ред.) одного из плененных им иудейских вождей по имени Шамбат, привел его и поселил в Армении, оказав большие почести. Летописец утверждает, что именно «от него происходит род Багратуни и это правда». Далее Хоренаци пишет, с каким трудом армянские цари склонили потомков Шамбата к идолопоклонничеству, наконец, добавляет: “
Ибо некоторые не заслуживающие доверья люди, произвольно, не считаясь с истиной, утверждают, что твой венцевозлагающий род Багратуни происходит от Хайка. По этому поводу скажу: не верю подобным глупостям, ибо в этих словах нет ни следа или признака правды, ни отдаленного намека на нее, они только и бубнят пустые речи и разные нелепицы про Хайка и про подобных ему. Но узнай, что твое имя Смбат, которым Багратуни часто нарекают своих сыновей, это, по-настоящему, на их прежнем, то есть иудейском, языке - Шамбат”. Как видим, Хоренаци уверенно возводит происхождение Багратуни к библейским временам, не сомневается в принадлежности Шамбата к иудеям. Вскользь же упомянутую вторую, армянскую, версию происхождения Багратуни от Хайка (мифического родоначальника армянского народа - прим. ред.) отвергает, не обсуждая.
По нашему мнению, первая версия, как она была бы для кого-то ни престижна,
отжила свой век и существует лишь по инерции и часто, в понятных целях, поддерживается искусственно. Версию Хоренаци позже повторяли многие: и грузинские летописцы, и византийский Император Константин Багрянородный, и свои же армянские историки.
Есть несколько объяснений причин появления версии Хоренаци. Первое - это
неверная догадка самого Хоренаци, вторая - это «догадка», к которой его принудил заказчик родословной легенды, третье - это своеобразная реакция на тот факт, что при царе Тигране II упоминавшийся Баграт был переведен на юг и назначен правителем Сирии, т. е. края, населенного семитами. «Выход» же на Царя Давида явно имел целью
возвеличивание рода. Так объясняли в свое время появление легенды М. Броссе, Лео, Н. Адонц, К. Туманов и др.
Армянская и зарубежная арменоведческая историко-филологическая наука за прошедшее столетие накопила огромный критический материал относительно иудейской версии происхождения Багратидов.
В дополнение к сказанному в начале статьи вспомним, что уже в 1895 г. А. Гарагашян отметил, что имена Вараз, Баграт, Смбат и другие -
арийские. Проф. Г. Халатян провел сравнительный анализ багратидских и иудейских имен, и это сравнение тоже не доказывает версию Хоренаци. Добавим, что имя Смбат - очень древнее, оно встречается уже в урартскую эпоху в форме Sunbu-Sumbu. Один из новейших исследователей, историк Г. Мелконян считает, что Шамбат был из тех армян - нахараров (крупных феодалов), которые проживали в Адиабене (север Ассирии) в годы борьбы Трдата I Аршакуни (основателя Аршакидского царства в Армении в 1 в. н.э). Часть из них, в том числе и Шамбат, перешли в Армению и участвовали в антиримских войнах. В этот период в Адиабене при царском дворе распространилось одно из ранних христианских учений, которое тогда воспринималось как «еврейское», а его последователи назывались «евреями». Поэтому и для Хоренаци все последователи раннего христианства, в том числе и Шамбат, даже если они были этническими армянами, могли считаться «евреями».
Армянское происхождение Багратидов утверждается и в сообщении, более древнем, чем Хоренаци, а именно сирийского летописца III-IV вв. н.э. Мар Абас Катины, жителя армянского города Мцурна. Академик С. Еремян заключил из сопоставления этих источников, что Шамбат - герой «Истории» Хоренаци может быть идентифицирован с
Багаратом Фаразяном у Мара Абаса и что он был современником Трдата I Аршакуни. Он был одним из первых армян - христиан и возглавлял армянских нахараров, нашедших убежище в Мцбине (во время армяно-парфяно-римских войн). Этот же Багарат в качестве венцевозлагателя участвовал в церемонии коронации Трдата. Венцевозлагательство издавна было почетным правом Багратуни.
Как отмечалось, родоначальником Багратуни долгое время считался стратег Тиграна II - Баграт. Однако сейчас он должен значиться лишь одним из представителей рода, поскольку известен более «ранний» и бесспорный Багратид - венцевозлагатель Арташеса I (189-160 гг. до н.э.) - Багратид Никефор, сын Ахшахрсартра.
Таким образом, до венцевозлагателя Шамбата-Багарата, современника Трдата I Аршакуни (т.е. I в. н.э.), науке поименно известны следующие представители Багратидов:
Багадата, царь страны Мана (и его родственники) - VIII в. до н.э.
Никефор, он же Смбат Багратуни, венцевозлагатель (и его отец), - II век до н.э.
Баграт, стратег - I в. до н.э.
Возвращаясь к повествованию Хоренаци, заметим и другое противоречие. Упоминая род Ангех тун (Ангелена), он считает его происходящим от внука Хайка - Паскама. А ведь род Ангелена являлся
ветвью тех же Багратуни!
Таким образом, Шамбат занимает на родословной лестнице Багратуни далеко не первое место. И добавим от себя: Шамбат не мог быть родоначальником еще и потому, что в этом случае род носил бы фамилию - Шмбатуни или Смбатуни, а не иную.