Сообщество Империал: Грузия, Алания и Кавказ - Сообщество Империал

Laszlo

Грузия, Алания и Кавказ

К вопросу о влияние Багратидов в регионе
Тема создана: 25 января 2013, 14:30 · Автор: Laszlo
  • 15 Страниц
  • Первая
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • Последняя »
 Laszlo
  • Imperial
Imperial
Форумчанин

Дата: 12 апреля 2020, 11:00

Центральное место в истории Грузии в Раннем Средневековье занимало Картли. В середине VI в. там правил персидский марзбан. В 571 г. в Картли против власти персов восстали грузины под руководством Гургена. В 70-х гг. VI в. грузины совместно с ромеями сражались против Сасанидов. В 80-х гг. VI в. Картли снова зависело от персов, но там уже в 586 г. чеканил монеты Гурген, что обозначало реставрацию царской власти. В Картли престол перешел к Степанозу, а после него к Гуараму, который основал династию Гуарамидов. Гуарам правил в 591-602 гг. Ему наследовал его сын Степаноз, который был на стороне персов во время ирано-византийской войны 602-628 гг. В 606-608 гг. произошел церковный раскол между грузинами и армянами. Грузины заняли сторону халкидонитов. Сасанидский шахиншах Хосров II же в 614 г. настоял на том, чтобы все христиане, которые слушаються его были монофизитами. Эрисмтавар Адарнерсе и католикос Кирион покинули Картли. В 622 г. Адарнерсе вернулся на Южный Кавказ уже с войсками византийского императора Ираклия. Однако грузины не поддержали его. В 627 г. ромеи и хазары с тюркютами вторглись в Картли. Во время осады хазарами и тюркютами в 627-628 гг. Степаноз погиб. В 627 г. в решающей битве при Ниневии на стороне персов сражался картлиец Варсамусе. Византийский император отдал Картли под управление кахетинскому князю Адарнерсе, сын Бакуру III. Между 637 и 642 гг. империя даровала ему три титула, один из которых был титул патрикия. Адарнасе наследовал Степаноз II. Адарнерсе и Степаноз II принадлежали к династии Хосроидов. В 645 г. батрик Иберии (картлийский эрисмтавар) столкнулся с силами арабского полководца Хабиба б. Маслама. Грузинский правитель согласился стать вассалом халифа и платить джизью. За это Картли оставили независимым государством. Вскоре арабов из Кавказа изгнали ромеи. В 645 г. Салман б. Рабиа и Хабиб б. Маслама вторглись в Армению. В 647 г. арабы Усмана и Укбы вторгались в Армению. С 650 г. Картли правил Адарнасе II. По данным Ованеса Драснахкертци арабы Барабы атаковали Картли. Армянский хронист указывал, что арабов победил эрисмтавари Версе, которого можно отождествить с Адарнасе. Армянский правиель Теодорос Рштуни же заключил договор с Муавией и Армения стала вассалом халифата. После этого страна подверглась вторжению ромеев, пока в 653 г. в страну снова не вторглись арабы. При халифе Муавие картлийцы, албанцы и армяне платили дань арабам. После его смерти в 680 г. картлийцы и армяне отказались платить дань арабам. В 681-682 гг. картлийский эрисмтавар Адарнасе поддержал восстание армян против арабской власти. В 684 г. объединеное войско армян, грузин и албан разбило хазар вторгшихся на Южный Кавказ со стороны Дербента. Нужно сказать, что албаны отражали хазарские вторжения 662 и 664-665 гг. Албанский князь в 667 и 670 гг. посещал Муавию, ища защиты у арабов. В 686 г. халиф и император Юстиниан II договорились о двоеданничестве Кавказской Албании и Картли. В 687 г. картлийцы и албанцы отказались платить дань халифу Абд ал-Малику. В 689 г. в Армению и Кавказскую Албанию пришли войска византийского императора Юстиниана II. После смерти Адарнасе II к власти в Картли вернулась династия Гуарамидов. Страной правили Гуарам II Куропалат и Гуарам III Куропалат Молодой. Хосроиды же мигрировали в Западную Грузию. Анархия в Византийской империи после падения династии Ираклия отдала Армению и Картли в руки арабов. В 701-702 гг. Мухаммед б. Марван подчинил Армению и Картли. В 705 г. пала Албания, а в 709 г. ее разорили хазары. В 709 г. на Южный Кавказ снова вторглись ромеи. Картли как область Джурзан вошла в состав арабской провинции Арминийа. В Армении в 703 г. борьбу против арабов возглавил Смбат Багратуни. Он был пожалован императором Тиберией титулом патрикия (армянское соответствие этому титулу ишхан) Армении. После 705 г. он обосновался в принадлежащей ромеями Лазике. Арабы же на Южном Кавказе на протяжении 10-30-х гг. VIII в. отражали вторжения хазар. Однако это не спасало албанов, в земли которых в 724 г. вторглись хазары. Провинцией Арминийа правили Маслама б. Абд ал-Малик и Джаррах б. Абдаллах. В 20-х гг. VIII в. арабы наложили на территории около Тбилиси харадж. Через земли грузин арабы вторгались в Хазарию. По сведениям ат-Табари и ал-Балами малик курджей (грузин) в 730 г. призвал на помощь хазар и оказал им помощь. Картлийский эрисмтавар советовал Барджику как лучше одолеть арабов. Это был Стефаноз, которому византийский император пожаловал права на Эгриси. Арабы жестоко отомстили за его деяния. Марван б. Мухаммед осуществил вторжение в Картли в 736 г. и разорил край. Царевичи Мириан и Арчил бежали в Абазгию в Анакопию. После Картли была опустошена Лазика-Эгриси. Абхазская кампания Марвана оказалась провальной. В 737 г. Марван пришел с войском в Кавказскую Албанию. Чтобы укрепить свою власть на Кавказе арабы назначили правителем Армении Смбата Багратуни. В 744 г. Марван ушел с Кавказа и правил пять лет в Дамаске. В Тбилиси он поставил своего эмира. Арчил осел в Кахетии и был вынужден принять ислам и мусульманское имя Асим, чтобы править краем. Власть над Кахетией и Эретией от Арчила унаследовал князь Джуаншер. В 744-752 гг. против халифата воевали байлаканцы Кавказской Албании во главе с Мушегом Мамиконяном. Мамиконяны возглавляли восстания армян в 747-750 и 774-775 гг. В 50-х гг. VIII в. пользуясь смутой в Арабском халифате против мусульман в Кахетии восстали цанары в Кахетии. Неспокойно было и в Армении. На подавление восстаний арабы направили войска и . В 764 г. в Албанию и Картли вторглись хазары и на некоторое время овладели Тбилиси. Через некоторое время арабы были вынуждены восстановить должность картлийского эрисмтавара и назначить им Адарнерсе. Наследником Адарнасе был Нерсе. В Картли в 748 г. воцарилась третья династия, начало которой положил Адарнасе III Куропалат. Он правил до 760 г. и ему наследовал Нерсе, который правил до 779-780 гг. В 772-773 гг. Нерсе был вызван в Багдад, где был обвинен в измене и кинут в тюрьму. В 775-776 гг. его освободил халиф Махди и отослал назад в Картли. Мстя арабам, он восстал, но потерпел поражение и был вынужден в 780 г. уйти к хазарам. Хузайма б. Хазим покорил Южный Кавказ. В 780-786 гг. Картли правил Гуарамид Степаноз III. Джуаншер Джуаншериани сообщал, что Грузия в то время была раздроблена. В Кахетии правила старшая ветвь Хосроидов. Кларджети-Джавакхети правила гуарамидская ветвь Хосроидов. Джуаншерская ветвь Хосроидов правила Кахетией и Нижней Картли. Нерсесиды правили во Внутренней Картли. Багратиони правили в Ерушети и Артани. Также были Михраниды Гогарены, князья Триалетии, Ташири и Абоци. По предположению К. Туманова, в конце VIII в. наместником Кавказа халифом ал-Махди был назначен Хузайма б. Хазим. По мнению грузинского автора же он был наместником во время правления Харуна ар-Рашида. Он казнил эриставов и мтаваров. В Грузии были вырезаны Хосроиды и Гуарамиды, среди них Степаноз и его сыновья. Армения же не имела правителей в период 786-806 гг. В 799-800 гг. хазары совершили набег на Картли, взяли в плен царевича Джуаншера. Во время христианско-мусульманской конфронтации в Картли жил Илларион Грузин. Такой была ситуация перед приходом к власти династии Багратиони-Багратуни. В правление халифа Мамуна эрисмтаваром Картли был назначен Ашот Багратиони сын Адарнерсе. В начале IX в. Грузия делилась на Абхазское царство, Картли, Кахетию, Эретию, Тао-Кларджети и Тбилисский эмират. Картли оспаривалась между собой Тао-Кларджети и Абхазским царством на протяжении IX-Х вв. Иногда в споры за эту территорию вступали армяне. В XI в. династия Багваши старалась отделить Картли от Абхазского царства. На монетах Гургена была пехлевийская легенда ’’Хормизд августейший’’ и грузинская надпись Гурген. На монетах Вахтанга уже была только грузинская монограма Вахтанг. Аналогично и на монетах Степаноза I и Степаноза II стояла только монограма Степаноз
     Laszlo
    • Imperial
    Imperial
    Форумчанин

    Дата: 12 апреля 2020, 11:23

    Ведущая роль в истории Грузии в IX в. перешла к армяно-грузинским князям из династии Багратиони-Багратуни. К. Туманов связывал происхождение Багратиони с армянской династией Ервандидов. В грузинской историографии принято связывать их происхождение с древнегрузинской династией Парнавазидов. Армянский хронист Вардан считал родоначальником Багратиони Ашота Слепого. Его внук Ашот Мсакер владел Шираком, Тайком и Ашоцком. О правителях Тао-Кларджети из этого рода сообщал Константин Багрянородный и выводил их от еврейского царя Давида. Эту генеалогию приводил и Сумбат Давитисдзе, локализируя владения Багратуни в Еклеце (Акилисене) в Верхней Армении. Л. Назарян считала, что Еклец это гавар Екегеац в Высокой Армении. По данным Сумбата Давитисдзе четыре из семи Багратуни ушли в Картли. Это были Гуарам, Саак, Асам, Варзавард. О Гуараме было сказано в ’’Обращении Грузии’’ и у Джуаншера Джуаншериани. Его преемниками по данным этих источников были Степаноз и Адарнасе. По Джуаншеру Джуаншериани Адарнасе был из сыном Бакура рода Дачи сына Вахтанга Горгасала. Бакур правил в Картли, а Степаноз в Кларджети. По мнению Л. Назарян, Адарнасе не принадлежал ни к Багратиони, ни к Гуарамидам. В ’’Мученичестве святого великомученника царя Арчила’’ Степаноз сын Адарнерсе был назван потомком Вахтанга Горгасала. По Сумбату Давитисдзе после смерти Степаноза II правил его сын Гуарам Куропалат. Его преемником был Вараз-Бакур антипат, который обратил в христианство гардабанцев. Далее правил Нерсе и его сыновья Пилипе, Степаноз, Адарнерсе. После них правили эристав Гурген и Ашот Куропалат. В ’’Обращении Грузии’’ преемниками Степаноза II названы Гуарам Куропалат, Гуарам Молодой, Аршуша Куропалат, Вараз-Бакур апай-патрикос, Нерсе и его сыновья Филипп, Степаноз, Адарнесе, Гуарам, Бакуреан, сын Балдада и сыновья Адарнерсе (Степаноз, Ашот Куропалат, Гуарам). Джуаншер Джуаншериани упоминал о сыновьях Степаноза II Арчиле и Михре. Сообщалось, что к Арчилу явился потомок пророка Давида по имени Адарнасе, племянник Адарнасе Слепого. У Арчила он получил земли Шулавер и Артани. По ’’Летописи Картли’’ сын Арчила Джуаншер женился на дочери Адарнасе Латаври из рода Багратидов. По данным того же источника после Адарнерсе в Картли правил Ашот Куропалат. Ашот это Ашот I Великий Куропалат. Легенда о происхождении Багратиони-Багратуни от пророка Давида была выдумана в VIII-X вв. и была записана в XI в. По мнению Л. Назарян грузинские хронисты старались игнорировать родство армянских и грузинских Багратидов. Впрочем, и для армянской исторической традиции характерна тенденциозность. Так, Мовсес Хоренаци в своей хронике превозносил Багратуни, преуменьшая роль Мамиконянов. Подчеркиваеться связь Багратуни с армянскими царями и им приписываеться все то же вымышленное родство с пророком Давидом. Это проходит магистральной линией и в сочинениях Ованеса Драснахкертци, Аристакеса Ластиверци и Степаноса Таронеци Асохика. Тао-Кларджети до заселения его грузинами был армянским и назывался Тайком. Тао делилось на Верхнее и Нижнее. Основателем грузинской ветви Багратуни-Багратиони был Адарнерсе сын Васака внук Ашота III. Он был женат на принцесе из рода Гуарамидов. Ашот I унаследовал от отца Картли. Он присоединил к своим землям территории месхов (Самцхе). Ашоту наследовали его сыновья в Шавшети, Кларджети, Артануджи, Нигали. Адарнерсе II владел землями на запад от гор Арсиани. Второй сын Баграт I владел землями во Внутреннем Картли и в Тао и имел титул куропалата. Младший сын Гуарам владел Джавакхети, Триалети, Ташири, Абоци, Артани. Гуарам передал своему сыну Насру Шавшети. В 876 г. Гуарам разделил свои владения между своими родственниками и своим свояком Ашотом Багратуни Армянским. Триалети и Джавакхети он передал своим братьям, которые были известны как Липартиды и позже стали Орбелианами. В 881 г. сын Гуарама Наср убил своего кузена Давида I Куропалата. В 888 г. Наср был разбит другими князьями. Земли Шавшети и Артани стали принадлежать Гургену I сыну Адарнасе II. Именно Гурген стал основателем правящего дома Тао-Кларджети. Сумбат I был основателем дома Кларджети. Сын Гургена Ашот II основал епископство Тбети в Шавшети. Сумбат же выделил своему сыну Давиду Аджарию и Нигали. После раздела земель Насра Самцхе перешло к сыну убитого Давида I Куропалата Адарнасе IV. Тот провозгласил себя царем и восстановил картлийскую монархию. Около 904 г. на территории Тао-Кларджети вторгся абхазский царь Константин III и он отнял у Багратиони Самцхе. За Адарнерсе остались Нижнее Тао, Кола и Джавакхети. Адарнасе был правителем Иверии с 888 г., а с 891 г. стал ее куропалатом. Именно Тао-Кларджети Константин Багрянородный в своих сочинениях ’’О церемониях’’ и ’’Об управлении империей’’ называл Иверией. Адарнерсе правил страной до 923 г. Другими Багратиони этого периода были: Гурген II, который был князем Тао в 918-941 гг.; Гурген I князь Кларджети (900-923); Давид преемник Адарнерсе и его старший сын (умер в 937 г.); Давид (умер в 943 г.), дядя Гургена Кларджетского, он имел владения в Аджарии и Нигали. Курополатам принадлежало Нижнее Тао, а преемникам первой линии Верхнее Тао. Гурген II включил в состав своих владений населеное армянами Самшвилде. После смерти Гургена в 941 г. старшая линия династии пресеклась. Багратиони разделись на две линии, которые основали два брата куропалата Ашота II. Князь Баграт (умер в 945 г.) стал куропалатом и унаследовал наследственные земли (Верхнее Тао, Джавакхети, Колу, Артани, Шавшети), а также Фазиани. Сумбат I (умер в 958 г.) унаследовал Нижнее Тао. Последний князь старшей линии Давид III Великий получил земли в византийской Армении. В 978 г. молодой Баграт был возведен на престол Абхазского царства. В 1000 г. он унаследовал за Давидом III Великим Куропалатом большую часть его земель и передал их своему дяде Гургену. В 1011 г. Баграт, который правил Абхазским царством, аннексировал Артануджи-Кларджети и присоединил ее к своему царству. Армянский хронист Ухтанес считал Джавакхети частью Грузии. Католикос Грузии Корюн был из этого региона. Мхитар Айриванеци упоминал, что в 981 г. Гурген Багратуни (Багратиони) воцарился в Грузии, а в Армении его брат Смбат. Касательно воцарения Смбата имелось в виду образование Ташир-Дзорагетского царства. Давид III поддерживал связи со своим родственником Багратом III, котрого посадил на престол Абхазии. По мнению Д. Косоурова и А. Виноградова именно Давид III приложил основные усилия по объединению Грузии, а не абхазские цари как считал Г. Меликишвили. Авторы опонируют парадигме изложеной в ’’Летописи Картли’’. В 975 г. Давид выступил против кахетинцев, которые вторглись в Картли и осадили Уплис-цихе. Давид воспринимал Баграта как своего наследника (он был его отчимом, а не родным отцом) и хотел ему передать Тао-Кларджети. Лишь просьба абхазской знати вынудила его отпустить в Абхазское царство. А до того он поддерживал предыдущего царя абхазов Тевдосе III. Во время участия Давида III в подавлении мятежа Варды Склира Баграт III вторгся в Тао. Давид был вынужден позвать себе на помощь армянских царей Смбата II, Гагика I и Абаса. Давид одержал победу над отцом Баграта III Гургеном в Шавшети. После нападения Баграта на Тао Давид уже не рассматривал его как наследника, о чем заявил византийскому императору Василию II .
       Laszlo
      • Imperial
      Imperial
      Форумчанин

      Дата: 12 апреля 2020, 11:41

      Первым значительным правителем Тао-Кларджети был Ашот Багратиони. Он владел кроме этого региона еще и Картли. М. Лордкипанидзе, П. Ингороква и Д. Мусхелишвили называли его государство Картвельским царством. Сумбат Давитисдзе и Гиорги Мерчули подчеркивали, что Юго-Западная Грузия была во время Ашота опустошена арабами. Ашот начал борьбу с арабами, но в начале проигрывал и они лишили его титула эрисмтавара и фактической власти над Картли. Однако Шавшети и Кларджети ему удалось отстоять. Своей резиденцией он сделал Артануджи. В ’’Летописи Картли’’ сказано, что потом он распространил свою власти на Шида-Картли до Ксани. Сумбат Давитисдзе считал, что граница была отодвинута до Бардава. При Ашоте началось церковное строительство. В церкви в Гардабани Ашота убили. После этого Картли снова заняли арабы, а под контролем Багратиони оставалась Юго-Западная Грузия. П. Ингороква считал, что Багратиони связаны своим происхождением с родом Фарнавазидов. К. Туманов предполагал происхождение Багратиони от армянских Оронтидов. Во втором и третьем поколениях Ашота между Багратиони велась борьба за уточнение границ. Представители ветви Тао имели резиденцию в Бане, а представители ветви Кларджети - в Артануджи. Дом Тао закрепил за собой титул царя картвелов, ветвь Кларджети же просто звалась правителями Кларджети. Старшинство принадлежало ветви Тао. Сыновья Ашота вместе правили страной и все вместе титулировали царями. Княжеские дома проводили самостоятельную политику, что сильно мешало объединению страны. Ведущая роль в объединении Грузии некоторое время принадлежала Абхазскому царству и только про Давиде II Куропалате Великом Тао-Кларджети вернуло себе ведущие позиции. После Давида царем стал его брат Баграт, а титул куропалат носил их брат Сумбат. Гиорги Мерчуле титулировал правитель Тао-Кларджети царями. Сумбат Давитисдзе называл Ашота только государем, а царем – Адарнерсе. В ’’Летописи Картли’’ Ашота названо куропалатом, а Давида царем. Константин Багрянородный назывл правителей Иверии (Тао-Кларджети) куропалатами. Царями правителей Тао-Кларджети называли в грузинских эпиграфических надписях. Среди рода Багратиони были распространены и титулы эриставов и эристава эристава. При первых Багратиони была основана Ишханская кафедра и епископом стал Саба. Адарнасе основал еще одну кафедру – в Бане. В 60-х гг. IX в. в Самцхе были построены церкви Зарзма и Сафара, в Джавакхети в Х в. – Кумурдо, Цкаростави, Иоане-Цминда, в Шавшети в начале Х в. – Тбети, в Тао в IХ в. – Ишхани, Иси, Хахули, а в Х в. – главный собор Ошки. В Кларджети в IХ в. построены Ханцта и Шатберди, при Ашоте укреплена крепость Артануджи, при Сумбате I построена Долискана, при Ашоте и Гуараме мампали – Опизу. При Адарнерсе II ’’царем картвелов’’ был провозглашен его старший сын Давид II (923-937). От бездетного Давида этот титул перешел к его брату Баграту I. От Баграта титул унаследовал его племянник Баграт II Регвени, а не сын Адарнасе III. Адарнерсе II имел титул куропалата, который унаследовал Ашот IV. После Ашота куропалатство перешло к его брату Сумбату I. От Сумбата титул перешел к сыну Баграта I Адарнерсе III. При куропалатах Ашоте IV и Сумбате I в источниках не упоминался титул царь. Гиорги Мерчуле верховным правителем считал Ашота IV. В конце 50-х гг. X в. дом Тао делился на две ветви. В дела Тао-Кларджети вмешивались ромеи. Эристав эристави Гурген воевал с Ашотом и, благодаря ромеев за помощь, передал им крепость Артануджи. Картвельское царство или Тао-Кларджетское княжество являлось вассалом Византийской империи. Раздробленость государства обеспечивала благоприятные условия для политического влияния ромеев. В 976-979 гг. в Византийской империи разразилась гражданская война. Против императора поднял бунт военачальник Варда Склир. Военачальник правительственных сил Варда Фока посоветовал императрице Феофано обратиться за помощью к Давиду III Багратиони. Иоане Торникий был посредником с грузинской стороны. Ему в Константинополе вручили просительное письмо Давиду. За помощь ему обещали Эрзурум, Южную Басиани, Чормаирскую область, крепость Севук, провинции Апахуник и Хакс. Ослаблением империи воспользовался хлатский и майафарикинский эмир Баз б. Достаком из курдской династии Марванидов (Бад у Степаноса Таронеци Асохика), что было неприемлимо для Давида. В 987 г. к Варде Склиру присоединился и Варда Фока. В войсках Варды Фоки сражались и грузины. Варда Фока обманул Варду Склира и пленил его. Он возглавил бунтовщиков и захватил всю Анатолию и Антиохию. Давид III Великий Куропалат выступил в поддержку Варды Фоки, который в 989 г. был разбит. После победы Василия и Давида над бунтовщиками между Византией и Тао-Кларджети обострились отношения. По данным Яхьи Антиохийского Давид был вынужден просить прощения у императора. Он был вынужден завещать ромеям свой домен. Сумбат Давитисдзе говорил, что Василий после смерти Давида занял вотчину куропалата. Пока же Давид был жив он боролся с мусульманскими эмирами Армении. В 990 г. он изгнал мусульман из Манцикерта. Другие эмиры потребовали уступить город и тогда Давид заключил союз с картвельским царем Багратом II, анийским царем Гагиком, царем Вананда Абасом и стал с войском в Валашкерте. Мусульмане не посмели йти против него, но разоряли Багревандскую землю. В 997 г. грузины осадили Хлат. На помощь осажденым выступил эмир Амида и грузины были вынуждены отступить. В 998 г. в Тебризе собралось войско мусульманской коалиции и вторглось в земли Апахуника. Тогда Давид снова призвал на помощь Баграта, Гагика и Абаса. В битве с мусульманами грузино-армянское войско под руководством вельможи Габриела сына Очопинтре одержало победу. Давид III Великий Курополат проводил активную армянскую политику. Когда армянский царь Смбат Багратуни (977-990) начал войну с Мушехом Карсским, то Давид поддержал последнего. По данным Степаноса Таронеци Асохика он вынудил Смбата вернуть Мушеху Шатик и заключить мир. Когда умер Баграт II в 994 г. Давид III Великий Куропалат принял титул царя картвелов. На его монетах было написано ’’Христе, помилуй Давида Куропалата’’. После отравления Давида в 1000 г. титул царя картвелов в 1002 г. принял абхазский царь Баграт III. Касательно же времени принятия титула куропалата Давидом III, то В. Зайбт датировал это событие 966 г. В. Степаненко же относил его к 990 г. Д. Косоуров предполагает, что уже в 983 г. Давид стал куропалатом. Давид сверг своего отца Адарнерсе еще в 961 г., но ромеи не признавали его законым правителем и лишь в 983 г. признали за ним титул. Титул куропалата был нужен Давиду для дополнительной легитимации власти в Южном Тао, а не из-за желания перейти в подданство к ромеям .
         Laszlo
        • Imperial
        Imperial
        Форумчанин

        Дата: 12 апреля 2020, 12:08

        Отдельно нужно сказать о Кахетии. В Кахетии жили картвелы (кахи, пховелы, сваны, хевсуры) и нахи (цанары, гардабанцы, тушины). Ведущая роль в Кахетии принадлежала горскому племени цанаров. Об этом племени сказано в ’’Обращении Грузии’’. В земли этого племени первым вторгся еще Хузайфа б. Усайд в середине VII в. (грузинские ученные ее датируют или 644–645 гг. или 654–655 гг.). Потом это повторил Хабиб б Маслама в 657–659 гг. В 662–663 гг. арабы совершили набег на аланов. В связи с походами арабов на аланов должны были состояться первые контакты мусульман с нахами. В 697–705 г. арабский наместник кавказских земель Мухаммед б. Марван взял под контроль над нахскими землями до Дарьяла. После него наместником был Маслама б. Абд ал-Малик. В 721–722 г. хазары совершили набег на Аланию, что также должно было затронуть нахов. В 723 г. новый наместник брал с Картли джизью и харадж, а в январе 724 г. через земли нахов и алан около Дарьяла вышел в тыл хазарам. В 725 г. Джарраха сменил Маслама, но в 729 г. Джарраха снова назначили наместником. В 729–730 гг. арабы через Дарьял вторглись в Хазарию, пройдя земли нахов и аланов. В 731 г. против арабов через Дарьял совершили поход хазары, пройдя по землям аланов и нахов. В 732–733 г. наместником был Марван б. Мухаммед и в 734 г. он осуществил экспедию против Грузии, а в 735 г. он действует против аланов. Все действия против Картли и аланов должны были затронуть цанаров. Ал-Масуди упоминал о санарийцах (цанарах) как о народе исповедующем христианство. Вардан Аревелци упоминал о халдеях, которые назвались тцанарк. Йазид б. Усайд восстановил власть над цанарами в 50-х гг. VIII в. В 70-х гг. VIII в. цанары авновь восстали и против них действовал наместник ал-Хассан б. Кахтаб. В состав Цанаретии входили Мтиулети, Хеви, Пшави, Хевсурети, Тушети, Эрцо-Тианети. В 786–787 и 803–806 гг. цанары восставали против власти наместника Арминийи Хузайма б. Хазима. Благодаря восстаниям цанаров стало возможно образование Кахетинского царства, в которой правили грузинские династии Донаури и Аревманели. В состав его титула входило наименование хорепископом Цанарии. Нахи совместно с картвельскими народами вели борьбу против арабов. В ’’Летописи Картли’’ описываеться борьба коалиций, где цанары сражались в войске Кахетии. На одной стороне сражались эмир Тбилиси Али б. Шуайб и кахетинский царь Григол (787-827), на иной правитель Картли Ашот Куропалат и абхазский царь Тевдосе. Против кахетинцев же воевал наместник Абдалла б. Ахмад б. Йазид ас-Сулами. Григол смог подчинить себе большую часть Шида-Картли до ущелья Ксани. Он же подчинил Кухети и Гардабани. С Григолом сражался Ашот Курополат, который выступил в союзе с царем Абхазии Тевдосе. Ашот отнял у кахетинцев территорию Шида-Картли до реки Ксани, после чего та стала западным рубежом Кахетии. После смерти Григола власть в Кахетии взял гардабанский княжеский род Донаури. В ’’Летописи Картли’’ Кахетия именовалось Гардабанией и Кахетией, а в арабских источниках – Цанарией. Сумбат Давитисдзе считал цанаров тождественными шакам. В 829 г. в земли кахетинцев вторгся наместник Халид б. Йазид и завоевал Армению, Картли и Кахетию. В 830 г. арабского наместника разбил гардабанский князь Дачи (Ваче) Донаури. В 832 г. во время похода на цанаров погиб Халид. Новый наместник Арминийи Мухаммед б. Сулейман призвал на помощь картлийцев Баграта и выступил против Саака эмира Тбилиси и гардабанских кахетинцев. В 835 г. против цанаров воевал Мухаммед б. Сулейман. В 840-841 гг. совместно с тбилисским эмиром Исхаком б. Исламилом кахетинцы наносят поражение Халиду б. Йазиду. По данным ал-Йакуби, в 853-854 г., тюрок на службе у халифата, Буга ал-Кабир аш-Шараби воевал против цанаров и аланов живущих около Дарьяльского перевала. Буга в 853 г. разбил войска тбилисского эмира и разгромил Картли, однако по сведениям Товмы Арцруни при Чарталети был разбит гардабанским князем Самоэлом. О поражении арабов сказано и в ’’Летописи Картли’’. Цанары же после этого вступили в переговоры с правителями румов (ромеев), хазаров и сакалиба. Тут правители сакалиба не Русь (которая стала известна соседям только в 860 г.), а скорее всего более близкие ’’Черные Булгары’’. В 861–881 гг. Цанаретией правил хорепископ Габриэл Донаури. При его жизни состоялось возвышение правителя ишхана Армении Ашота I Великого Багратуни. При его сыне Смбате армяне подчинили Картли, Гугарк (Гогарени) и Цанаретию. В 881 г. в Цанаретии произошла смена династии и хорепископом стал Фадла из Аревманели. Он стал правителем Кахетии. Его сын Квирике I в союзе с абхазским царем Константином воевал против Эретии и занял крепость Орчоби. Царь Константин строил храмы в нахской Двалетии. Против него воевал Абу-с-Садж в 908-914 гг. Однако Кахетия сравнительно мало пострадала. Однако против Константина выступили картлийцы царя Адарнесе и армяне Смбата и одолели его. В борьбе также принял и арабский правитель Аррана Йусуф Абу-л-Касим, который вторгся в Армению, Кахетию и Картли. Однако в 921 г. его войска были разбиты в Севанской битве армянами Ашота II Железного. В правление последнего мятежный князь Утика Мовсес искал поддержки у хорепископов цанаров (правителей Кахетии) Квирикэ I и Фадла II. Квирикэ выразил повиновение Йусуфу Абу-л-Касиму и уступил ему крепости Уджарма и Бочорма. Фадла II и Квирике II боролись с абхазским царем Гиорги II. В 929 г. умер Фадла и против кахетинского царя Квирике восстали гардабанские азнауры. Гиорги опустошил край. Сын Гиорги Леон стал мтаваром Картли и также разорял Кахетию. Квирике II передал Кахетию кроме Хеви Цанаретиса Гиорги и дал заложником своего сына Давида. Потом Квирике отвоевал земли, но Леон снова опустошил Кахетию. С приходом к власти в Абхазском царстве Леона III Квирике II заключил мир с ним. Ал-Масуди продолжал называть Кахетию Санарией. Анонимный персидский географ называл Санар областью на протяжении 20 фарсахов между Шеки и Тифлисом. Леон продолжил линию отца на конфликт с Кахетией и совершил поход в страну, но простудился и умер. Последующие абхазские цари Деметре и Тевдосе были заняты борьбой внутри страны в которой поучаствовали и кахетинские цари. Квирике поддержал Тевдосе. С Кахетией враждовал и царь Тао-Кларжети Давид. При абхазском царе Баграте III Багратиони его войска вторгались в Кахетию и Эретию. Хорепископ Давид поддерживал эров царицы Динар. После смерти Баграта Давид возвратился в Кахетию и возглавил Кахетинско-Эретское царство. В Х в. цанаров еще фиксировали арабские источники. Также упоминаються они персидским анонимным географом в главе о Армении и Арране. Жители Санар названы ним неверными. В. Минорский считал, что цанары были нахами. Ему вторят Я. Ахмедов и А. Мкртумян. В целом, можно принять утверждение об нахской принадлежности цанаров. Цанары принимали активное участие в политической жизни Кахетии и были в составе войск кахетинских царей .
           Laszlo
          • Imperial
          Imperial
          Форумчанин

          Дата: 12 апреля 2020, 12:24

          В XI в. арабские источники уже не отмечают цанаров. Население Кахетии обозначаеться в мусульманских источниках как курджи (грузины). Впрочем нахи продолжали играть некоторую роль в истории Грузии. Леонти Мровели отмечал, что мтавар Кахетии Квирикэ III назначил своих наместников в Тианетии, Тушетии, Дурдзукетии, Глигви, Хундзахе, Дидоэтии. Против него восстал царь овсов (алан) Урдуре. Он прошел через Дурдзукети и Глигви в Тианетию и опустошил Кахетию. Квирикэ III разбил Урдуре. Победить алан он должен был в период между 1027 и 1032 гг. Он же способствовал христианизации нахов. Дурдзукетия была включена в одно из эриставств Грузии. Свою столицу Квирикэ перенес в Телави. Он подчинил себе Эретию и принял титул царя кахов и эров (ранов). Квирике участвовал в военных операциях тбилисского эмира Джаффара. Также он организовал большой поход против эмира Гянджи Фадла б. Мухаммеда из династии Шеддадидов. В первые годы правления в Абхазии Баграта Фадл сделал попытку овладеть всей территорией бассейна Куры, включая Тбилиси. Под угрозой этого в союз объединились Баграт IV, Квирикэ III, эристав эриставов Липарит, эристав Иване сын Абаса. В 1032 г. Квирикэ совершил поход на Тбилиси. На монетах Квирикэ указан титул малика. Кунья у него была Абу-л-Фадл, а лакаб ал-малик ал-адил. В греческой легенде монет Квирикэ указано ’’Господи, помоги рабу твоему, магистру Квирике’’. Иконографической особенностью монет Квирикэ было появление изображения святого Георгия на монеты. Исламские символы ’’Нет божества кроме Аллаха и нет ему сотоварища’’, ’’Мухаммед – посланник Аллаха’’ и имена багдадских правителей перемещены с центра в круговую легенду. Монеты царя чеканились в Тбилиси. На грузинском энкопилионе на асомтаврули написано ’’Христе, возвеличь царя Квирике’’. В ’’Летописи Картли’’ было указано, что три эристава были в Кахетии, четыре эристава в Эретии и один в Рустави на территории Тбилисского эмирата. В 1014 г. Квирикэ объявил себя царем кахов и ранов. В 1037 г. трон от Квирике III перешел к его племянику Гагику из династии таширских Кюрикянов. В 1038 г. тот совершил вместе с правителем Ташир-Дзорагета и Багратом IV поход на Тбилиси. Осада продолжалась два года. Сам Гагик принадлежал к Кюрикидам, таширской ветви армянских Багратидов. На монетах Гагика есть нисба Кюрики (которая обозначала династию к которой принадлежал этот царь, она была таширской армянской династией Кюрикидов). Кроме нее легенда повторяла монеты Квирикэ, где было на арабском написано ’’ал-малик ал-адил Абу-л-Фадл’’. Было также указано имя халифа ал-Каима би-амра Аллаха. Кахетия-Эретия находилась в личной унии с армянским царством Ташир-Дзорагет. Против Гагика выступил Ашот Марилели, владетель замка Марелиси. Сам Гагик находился в союзе с Липаритом и ташир-дзорагетским царем Давидом. На монетах Давида же упомянут Дауд Кюрики (Давид Кюрикян) и Мелик-шах (имя не халифа, а сельджукского султана). В 1041 г. патриотическая партия в Ани звала на армянский престол Гагика. Между армянскими правителями был спор за звание шахиншаха. На него претендовали Гагик Карсский и Давид I Безземельный (родсвенник Гагика Кахетинского). В 1045 г. умер эмир Тбилиси Джаффар. Городские раисы отдавали преимущество Баграту. Тот овладел Тблисским регионом за исключением одной крепости. Непродолжительное время Гагик находился в союзных отношениях с Багратом IV, однако когда в Абхазии началась усобица, то кахетинско-эретинский царь поддержал Липарита. На его стороне выступил Давид I Безземельный. Таширцы опасались дальнейшего усиления Абхазского царства. В 1046 г. Гагик взял Тбилиси, а правитель Абхазии Баграт IV стравливал с кахетинским царем его эриставов. В 1048 г. в Ташире пришел к власти Кюрике II, который продолжил политику Давида I Безземельного направленую на поддержку Кахетии-Эретии. Он правил совместно со своим братом Смбатом. В 1065 г. при правлении следующего кахетинского царя Ахсартана I абхазо-картлийские силы взяли Ташир-Дзорагет. Варазбакур Гамрекели захватил в плен Кюрике и Смбата. Правда тбилисские раисы в то время передали ключи от Тбилиси Ахсартану, который перенес свою ставку в Шеки. Кахетинцы в союзе с аланами и сарирцами в 1064-1065 гг. опустошили Арран. В 1065 г. на столицу Ахсартана I напали сельджуки. В 1067–1068 гг. в Кахетию-Эретию вторглись сельджуки. Ахсартан был вынужден принять ислам, а Баграт IV же, узнав о приближении сельджуков, был вынужден отойти в Картли. В 1074 г. Ахсартан I совместно с абхазским царем Гиорги II разгромил сельджукского полководца Саранга Сау-Тегина в битве у Парцхиси. В 1076 г. сельджуки вновь опустошили Кахетию-Эретию и Картли. Кахетинско-эретский царь Квирике IV лавировал между Сельджуками, абхазскими Багратиони и гянджинскими эмирами. В 1101 г. Давид IV Строитель завладел крепость Зездадени. В 1104 г. Квирикэ из династии Кюрикидов вместе с союзными войсками сельджуков и гянджийцев был разбит абхазско-картлийскими Давидом IV в битве при Эрцухи. Кахетия и Эретия окончательно вошли в состав Абхазского царства и образовалось единое Грузинское государство .
             Laszlo
            • Imperial
            Imperial
            Форумчанин

            Дата: 12 апреля 2020, 12:43

            Эретия представляло собой отдельное царство. Его столицей было Шеки. Эры были по происхождением горским народом нахо-дагестанского происхождения, входившего в состав Кавказской Албании. Их взаимодействие с картвелами началось еще в последние столетия I тыс. до н.э. В арабских источниках царство называеться Шаки, а в грузинских Эрети. Армяне называли его Алванией, считая преемником Кавказской Албании. Согласно анонимному персидскому географу владения Шеки простирались на 70 фарсахов. По данным Ибн Мисхавейха Шеки простиралось до Мубарака пригорода Бердаа. Ал-Масуди локализировал Шеки между Кабалой и Санарией (Кахетией). Шеки было частью Кавказской Албании. Во времена католикоса Тер-Абаса Шеки было одним из епископоств Албании. Д. Мусхелишвили производили название царства от древнеалбанского племени эров. В правление халифа Усмана (644-656) арабский полководец заключил с правителем Шеки и Камбечиани договор при условии выплаты дани. Мовсес Каланкаутаци упоминал о правителе Шеки времен католикоса Кавказской Албании Давида. В грузинских источниках сказано о трех братьях, которые перебрались из Тарона в Шеки после ослепления Атрнерсеха (Адарнесе). К. Туманов сопоставлял их дядю с Ашотом Слепым. Т. Папуашвили считал Эретию отдельно существующей от Картли политической единицей. Д. Мусхвелишвили же считал Эретию отдельной административной единицей. Леонти Мровели указывал, что Эросу были даны земли к северу от Куры, с истока Малой Алазани до Ткетба. Эрос воздвиг город у слияния двух Алазани. По концепции Леонти Мровели Эретия не была частью Картли. Давид Багратиони повторял его данные о Эретии. Юго-западной границей Эретии была Кура, а северо-восточной Большой Кавказский хребет. В 724 г. Шеки было атаковано хазарами. В 725 г. в край пришел арабский наместник Джаррах. В 730 г. Шеки было опустошено хазарами. В 737 г. Марван б. Мухаммед во главе войска стоял в Шеки. В 738 г. он атаковал Шеки. Грузинские историки связывают образование Эретии со смертью картлийского эрисмтавара Джуаншера в 787 г. По данным Вахушти Багратиони после смерти Иване и Джуаншера Арчиловичей край захватили племянники Адарнасе Слепого. Граница с Кахетией проходила по лощинам Штори, Турдо, Самеба. Во главе Эретии стоял мтавар. Сахл сын Сумбата сместил правящую династию Кавказской Албании Михранидов в 822 г. (в своем мтаварстве он пришел к власти в 815 г.). Сахл упомянут у Товмы Арцруни и Балазури. По предположению В. Минорского, настоящим именем Сахла было Саак. Мовсес Каланкатваци упоминал о Сахле как представителе арраншахов (династии Аршакидов из Кавказской Албании). В. Минорский указывает на отсуствие связи Сахла с Михранидами Кавказской Албании. Он мог просто принять титул арраншаха. По мнению К. Туманова Сахл принадлежал к роду Багратуни. Ч. Доусэт считал, что Сахл был из рода Зармихра. З. Буниятов считал, что Сахл был из албанских князей. Его генеалогия в местных источниках была выдумана, чтобы легитимизировать власть. В. Бартольд считал Сахла армянином. В арабских источниках он упоминался как армянский батрик. После убийства Вараз-Трдата Сахл распространил власть на Арран. Арран кроме албан населяли армяне и грузины. Кроме того, там жили лезгины и персы. Вместе с князем Арцаха Есаи абу Мусе Сахл вел борьбу против арабов. В 821 г. он нанес поражение арабам у Шикакара. В 837 г. Сахл, по данным Товмы Арцруни, победил на Муганском поле арабское войско. В 854 г. Буга ал-Кабир аш-Шараби взял в плен трех князей – Сахла, Есаи абу Мусе и князя хаченского Атрнерсеха (Адарнерсе). По данным Товмы Арцруни они были депортированы в Сирию. Ч. Доусэт всех троих считает албанскими князями. У армянского хрониста Товмы Арцруни же они названы армянскими. Персидский хронист ат-Табари указывал что вместе с Есаи абу Мусой и Атрнерсехом (Адарнерсе) был депортирован в Сирию не Сахл, а его сын Муавия (по А. Шагиняну его звали Йовханэс-Муавия). По данным Абу-л-Фараджа Бар Гебрея Сахл выдал арабскому полководцу ал-Афшину вождя хуррамитов Бабека. По данным Ибн ал-Асира Бабек скитался по Арминийи, пока не был выдан армянами. Монофизиты не могли питать теплых чувств к Бабеку, поскольку он уничтожал армян, а сам принадлежал к хуррамитам и был персом по происхождению. Халиф даровал Сахлу титул батрик ар-Рани. Власть над Эретией Сахл передал своему сыну Адарнасе II. Первенствующем в Кавказской Албании же был Муавия власть которого простиралась от Куры и Аракса до Севана. В 840-841 гг. мтавар Эретии был союзником арабского полководца Халида б. Йазида. В середине IX в. Эретия платила дань арабскому полководцу Буге ал-Кабиру аш-Шараби. Тот захватил в плен Сахла или Муавию. Адарнасе же правил Эретией до 865 г. Ему наследовал Григол Аммам. Его княжество охватывало территории к северу от Куры, от Габалы до Телави. Оно охватывало Шеки и Камбечиани. В надписи в Гегаркунике он назван Григор Атрнерсехян. По данным Мовсеса Каланкаутаци он восстановил упраздненое царство Алуанка. В 893 г. этот мтавар принимает титул царя. Григол Амам женился на царевне Динар дочери Адарнасе Багратиони из Тао-Кларджети. После смерти Григола Амама его сыновья стали вассалами Армянского царства Багратуни. Старший брат Апули был убит Смбатом сыном Григола. Смбат владел землями Гандзасара, то есть Хаченом, Васак правил Верхним Хаченом, Саак Севада правил Гардманом и Парисосом, Атрнерсех (Аданерсе) правил области Шеки и Камбечиани. Ованес Драснахкертци, Степанос Орбелиан и Ананий Мокаци называли их албанскими царями, а в ’’Летописи Картли’’ и у Вахушти Багратиони их названо эретскими царями. Ованес Драснахкерци описывая Григола Аммама употреблял к нему эпитет ’’царь Востока’’. В правление этого царя Эретия-Шеки попала в зависимость от государства Саджидов. Вместе с тем, Григол Аммам выкупил из тюрьмы Саджидов армянского католикоса Георга II. Об этом писали Степанос Таронеци Асохик и Ованес Драснахкертци. После восстановления Григолом Аммамом Албанского царства его католикосом был Самуэл. Его сверг Георг II, но он был восстановлен на должности. После Самуэла престол католикоса перешел к Йовхану. После освобождения из плена Георг низложил Йовхана, но по просьбе албанских князей восстановил Йовхана на престоле католикоса. Албанский католикосат был еще с VIII в. частью Армянской Апостольской церкви. В Х в. центром Албанской церкви был Хамши в провинции Миапор царства Парисос. Языком богослужения и письменного общения в Кавказской Албании был армянский. После смерти Григола Аммама восстановленое им Албанское царство распалось. По данным ал-Масуди, в начале Х в. царем шекинов был Адернерсэ б. Хамам. Ибн Русте упоминал правителя Адзарнерсе во владениях которого почитают христианство, ислам и иудаизм. Ованес Драснахкрестци упоминал Артнерсеха. В церковной книге с. Эредви сказано, что абхазский царь Константин вынудил эров бежать. Кахетинский царь (хорепископ) Квирике же осадил эретский замок Весини. В 915-920 гг. хорепископ Квирике и абхазский царь Константин оранизовали поход на Эретию. Эретия выжила под ударами кахетинцев, но потеряла многие земли Кавказской Албании под ударами династии Саларидов. Потом царствовал Ишханик, соправительницей которого была его мать царица Динар. Ишханик правил до 50-х гг. Х в. Ибн Хаукаль знал его как Абу Абд ал-Малика. О нем упоминал армяне Степанос Орбелян (называл его албанским правителем) и Анания Мокаци (упоминал его как сына Артнерсерха). Среди ромеев его знал Константин Багрянородный. В правление Ишханика и Динар при содействии албанских католикосов Саака и Гагика в Эретии распространялось православие. Сама Динар происходила из тао-кларджетских Багратиони. Возмущеный этим армянский католикос Ананий Мокаци писал гневные письма эретским правителям. В 958 г. он сам приехал в Эретию. В 962 г. католикосом Кавказской Албании был избран Давид из Сюника. Ишханик был вынужден вновь принять монофизитство. М. Гаджиев отмечает, что ситуация в Эретии была сложной. Там противостояли друг другу грузинское православие, армянское монофизитство, ислам и местные традиционные верования. В надписи из Ваанванка упомянута Динар. М. Гаджиев критично отзывался о гипотезе Д. Мусхелишвили об картвелизации Эретии. Он считает, что эры сохранили свою этническую специфику и не ассимилировались с грузинами. Д. Мусхелишвили же считал, что к XI в. эры давно были ассимилированы грузинами. А. Мнацакян же говорил, что эры были армянами. В середине Х в. положение Кахетии и Абхазского царства ухудшилось и эры вернули себе утраченые земли. Внук Григола Аммама и Динар Иване Сеннекерим правил после Ишханика. Он был коронован монофизитским архиепископом Кавказской Албании, но был благословлен Давидом III Великим Куропалатом из Тао-Кларджети. Эретинское царство дожило до начала ХI в., когда было подчинено Кахетией. В ’’Летописи Картли’’ сказано, что все правители Эретии включительно с Ишхаником были еретиками, то есть монофизитами. Это логично, если учесть армянское влияние на Кавказскую Албанию. Однако вместе с армянскими в Эретии были и грузинские влияния. В противостоянии с Абхазским царством эры были на стороне кахов. Эретия делилась на эриставства Штори, Хорнабуджи, Вежини, Мачи. Баграт IV, вступив в Кахетию, захватил Гургена Бери эристава Хорнабуджи и Джеди эристава Штори и Мачели. Были еще эриставства Гиши, Ариши, Вежини. Эретия, как и ее эриставства, были особыми административными единицами в составе Кахетии. Эретия находилась в личной унии с правителями Кахетии. Так, ней правили Квирике III и Ахсартан I. Квирике титуловал себя как ’’царь ранов и кахов’’. По мнению Ш. Алиева процесс объединения Шеки-Эретии с Кахетией закончился в 1014 г. По мнению же грузинских авторов объединение произошло в 1008 или 1010 гг. Во время похода Баграта III в 1010-1012 гг. в плен к абхазскому царю попала царица Динар. Судя по данным письменных источников эры сдались войскам Абхазского царства без сопротивления, в отличие от кахетинцев. В 1021-1022 гг. абхазский царь Гиорги I призвал на помощь кахов и эров для того, чтобы отразить вторжение ромеев. На помощь ему пришли шекинцы и цанары. У Квирике не было сына и он усыновил Гагика из династии ташир-дзорагетских Кюрикидов. Ахсартан принадлежал к этой династии. Мюнеджим-баши указывал, что сын Гиорги (Баграт) восстал против ширваншаха и двинулся с войском на Шеки. Самуэл Анеци под 1082 г. упоминал о Квирикэ царе Шаки. Вардан говорил о Квирикэ как царе Албании, он же соответствует Квирике Кахетинскому в ’’Летописи Картли’’. В 1066 г. по данным одного мусульманского источника ширваншах Фарибурз привел к своей столице неверных Херии (Эретии). В 1084-1102 гг. в Шеки правил Квирикэ IV. После присоединения Кахетии к Абхазскому царству в 1104 г. Эретия некоторое время сохраняла независимость. В 1117 г. Давид IV подчинил себе Григолисдзе Асата и Шота. По данным Д. Мусхелишвили Шеки и Кабала в конце XI в. – начале XII в. управлялись вельможами из рода Григолисдзе. До 1117 г. они контролировали крепость Киш. Царь Давид титулировался ’’царем абхазов, картвелов, эров и кахов’’. Хронист времен царицы Тамар указывал, что эры вместе с леками (дагестанцами) восстали против грузинского царя Гиорги III. Тамар титулировалась ’’владыкой абхазов, картвелов, эров и кахов’’.
               Laszlo
              • Imperial
              Imperial
              Форумчанин

              Дата: 12 апреля 2020, 13:02

              Тбилисский эмират первоначально включал большую часть Картли (то есть Восточной Грузии). Эмир повиновался вали Арминийи. С усилением грузинских царств территория эмирата значительно сузилась. Северная граница эмирата в IX-XI вв. проходила по Дигомской лощине. На юге эмирату принадлежали Биртвиси, Орбети, Парцхиси. С конца IX в. большая часть Квемо-Картли перешла к армянским Багратидами (Багратуни). На западе с эмиратом граничила Триалети, которая принадлежала сначала Мампали, а потом Багваши. Восточная граница эмирата проходила по Куре. Эмиру принадлежала Исанская долина, Авчала, Рустави и территория до устья реки Иори. Анонимный персидский географ называл Тифлис пограничной заставой против неверных. За Дманиси тбилисский эмир воевал с ташир-дзорагетскими армянскими царями. Война велась с переменным успехов, однако в XI в. Дманиси принадлежал эмирам. В отличии от других государств на территории Грузии Тбилиси был мусульманским государством. Мусульмане составляли основное население города. Кроме Тбилиси эмиры были в Рустави, Дманиси, Хунани. Местные эмиры подчинялись тбилисскому правителю. Тбилисские эмиры переписывались с аббасидскими халифами. Во время правления эмира Исмаила б. Шуаба город уже не повиновался халифу ал-Амину. Первая династия Тбилисского эмирата принадлежала к роду Шуабидов. Исмаил правил до 813 г. После этого халиф ал-Мамун назначил правителем Мухаммеда б. Атаба, который правил до 829 г. В 829-830 гг. эмиром был Али б. Шуаба. После Али ал-Мамун назначил эмиром Исхака б. Исмаила. Исхак вел себя независимо и против него ал-Мамун послал полководца Хусейна б. Али. Эмир вынужден был подчиниться Хусейну. Однако вскоре Исхак снова восстал и против него халиф послал Халида б. Йазид. Против Халида тбилиссцам помогал кахетинский царь. После Халида против Тбилиси был направлен Мухаммед б. Халид. По данным ’’Летописи Картли’’ поход арабов закончился неудачно. Ал-Йакуби же сообщал о победе Мухаммеда над Тбилиси и цанарами. Однако неизвестно положение после походов Мухаммеда и Буги. Буга одолел Исхака. Однако Абу-Саид Мухаммед б. Йусуф стал эмиром Тбилиси и основал династию Шаибанидов. Абу-Саид Мухаммед царствовал до 873 г., пока его не сверг халиф ал-Муватакил. Новым эмиром назначил родственника Абу-Саида Мухаммеда Ису. Потом эмиры сменялись. Вместо Исы пришел Ибрагим, а вместо Ибрагима Хумед б. Халил. В 878 г. Абу-Саид Мухаммед был снова назначен эмиром. Грузинский источник называл эмиром какого-то Габулоца (вероятно испорченное грузинским языком какое-то арабское имя). В 80-х гг. IX в. эмиром стал Джаффар. Он уже мог в отличии от предшественников независимо от халифов передавать свою власть. Джаффар правил Тбилиси во время нашествия Абу-л-Касима. В середине Х в. Тбилиси правили сыновья Джаффара Мути и Мансур. В Тбилиси утвердились Джаффариды. В 980-981 гг. эмиром был Джаффар б. Мансур. В конце Х в. и в начале XI в. правил Али б. Джаффар. Династия Джафаридов просуществовала до 80-х гг. XI в. Современником абхазского царя Баграта IV был эмир Джаффар. Два его сына Мансур и Абу-л-Хаиджа оспаривали в середине XI в. власть у друг друга. В 1046-1049 гг. Тбилиси управляли раисы города. Во второй половине XI в. абхазские и кахетинские цари осаждали Тбилиси и на некоторое время устанавливали там свою власть. В 1062-1067 гг. Тбилиси фактически управляли абхазские цари. В 1068-1069 гг. Тбилиси занял Алп-Арслан. По данным Мюнеджим-баши, по приказу султана были арестованы Мансур и Абу-л-Хайджа. Султан в 1069 г. передал Тбилиси шеддадидскому эмиру Фадлу II б. Шавуру. Тот не смог удержать город. Последним из известных эмиров был некто Ситилараб (Саййид ал-Араб), которого поставил правителем Баграт IV. В 1075-1076 гг. город занял Мелик-шах. По Ибн ал-Азраку ал-Фарики в Тбилиси уже не было эмира. В 1082-1083 гг. в Тбилиси чеканились монеты с именами Мансура II Джафара и Мелик-шаха. В 1094-1118 гг. чеканились монеты с именами халифа ал-Мустазхира II и султана Мухаммеда Тапара б. Мелик-шаха. В 1119 г. Тбилиси подчинился арранскому Сельджукиду Тогрулу. В 1120 г. тбилисцы обращались за помощью против грузин к Великим Сельджукам. В 1121 г. они призвали на помощь правителя Мардина Наджм ад-Дина Ильгази, надеясь с его помощью отбросить нависшие над Тбилиси грузинские войска. По сведениям сирийской анонимной хроники 1234 г. сказано, что тот распространил свою власть до Иберии (Грузии), Армении и Ассирии (Ирака). Его власти повиновались Шахармены (Сокманиды) Хлата. Однако в решающей битве под Дидгори в 1121 г. он потерпел поражение. Под 1122 г. Абу-л-Фарадж Бар Гебрей сообщал о взятии Тбилиси Давидом IV .
                 Laszlo
                • Imperial
                Imperial
                Форумчанин

                Дата: 12 апреля 2020, 13:18

                В начале VI в. н. э. на территории Абхазии находились несколько вождеств – Абазгия, Апсилия, Мисиминия, южная часть Санигия. Цхуми был городом Апсилии. Южная граница Апсилии проходила по Галидзге. На юго-востоке пограничным пунктом было Тусумэ. На северо-востоке у границы с Мисиминией было укрепление Тзибил. На северо-западе граница Апсилии проходила в районе Нового Афона. Апсилия занимала пространство о Галидзги до Гумисты, с запада ограничивалась Черным морем, а с востока проходила по линии Цебельда-Тусумэ. Абазгия непорседствено граничила с Апсилией, которая проходила близ Анакопии (Нового Афона). Анакопия была Трахеей Прокопия Кесарийского. Северная граница Абазгии проходила по реке Бзыбь. Восточные границы упирались в Большой Кавказский хребет. Крупнейшими поселениями были Анакопия и Питиунт (Бичвинта). Граница между Апсилией и Мисиминией находилась в цебельдинском секторе. Абазгия занимала территорию Бзыбской Абхазии. С востока Мисиминия граничила с Сванетией. Южная граница упиралась в Лазику. Пограничным пунктом Мисиминии был Бухлоон. Мисиминия охватывала Дал и часть Цебельды. Клухорский перевал называл мисиминским путем. Центром Мисиминии назывался Тсахар и находился на реке Кодори. С Аланией Мисиминия граничила у Собгниси. З. Анчабадзе писал, что утверждения П. Ингороквы о том, что мисимияне это смесь сванов и мегрело-лазов, более чем сомнительны. Также на территории Абхазии жили саниги. Прокопий Кесарийский называл их сагинами. Арриан и Псевдо-Арриан также сообщали о санигах. У Арриана северные соседи абазгов это саниги, а за ними зихи. У Прокопия Кесарийского сперва зихи, потом саниги. Саниги жили в районе Гагрского района современной Абхазии. Население собственно Лазики были предками современной мегрелов и лазов. Лазы были охарактеризированы как народ многочисленый и воинственный. Старым их наименованием было колхи. Византийский автор даже не считал их варварами. Лазы были вассалами Византии. Грузины называли Лазику Эгриси. В VI в. н. э. наиболее тесно с Лазикой была связана Апсилия. По данным Прокопия Кесарийского апсилы издревле были поддаными лазов. Также от Лазики зависели сваны. На некоторое время Апсилия перешла под власть персов, когда магистр Тердет поругался с лазским царем Губазом. В Апсилии были круги, которые проявляли сепаратизм. В V-VI в. н.э. Абазгия была частью Лазики (Эгриси), но имела автономию. Прокопий Кесарийский указывал, что абазги подданые лазов, но управлялись двоими из соплеменников. В первой половине VI в. н.э. византийские власти отторгли Абазгию от Лазики и создали независимую епархию. Ромеи активизировали миссионерскую деятельность в Абхазии в правление императора Юстиниана. Для подавления антивизантийского мятежа абазгов была установлена власть империи над краем. В середине VII в. Апсилия и Мисиминия находились в непосредственном подчинении у правителя Лазики. Саниги же не подчинялись не царю лазов, не византийскому императору. Саниги, по мнению З. Анчабадзе, были предками садзов-джигетов. Соседями абазгов были брухи (предкие убыхов) и кавказские аланы. Восточноабазгский правитель Опсит в 550 г. обратился за помощью к булгарам-утигурам. Западноабазгский правитель Скепарна же обратился за помощью к персам. Общее сопротивление ромеям возглавил Опсит. Прокопий Кесарийский сообщал о взятии ромеями Трахеи и жестокой расправе над абазгами. Апсилы же предпочли подчиниться ромеям после дипломатичных маневров. В 555 г. мисимияне восстали против ромеев, которые были возмущены тем, что византийский чиновник планировал передать крепость Бухлоон аланам. Сразу подавить восстание мисимиян ромеям помешало вторжение персов Нахгорана в Лазику. Только после победы над Сасанидам ромеи направили в Мисиминию несколько тысяч войска. Сначала они попробывали склонить мисимиян к капитуляции при помощи переговоров осуществленых через апсилов. Однако мисимияне отказались это сделать и ромеи осадили Тсахар. Мисимияне были вынуждены капитулировать. В VI в. ромеи стались строить Келасурскую стену в Абхазии. Владения Византии в регионе были защищены ней от набегов других племен и заодно в Абхазии была утверждена власть империи. Также население Абхазии боролось против персидских завоевателей. В 550 г. персы Набеда призваные абазгами постарались установить в регионе свою власть. Апсилы, в отличие от абазгов, оказали им сопротивление и поддержали лазов и ромеев. В 553 г. в Лазику вторглись войска персов Мермероеса вместе с гуннами-савирами. Этому вторжению противостояли абазги. В 555 г. персы пришли в Абхазию по приглашению мисмисиян. Нахогаран пообещал помощь, но пробыл недолго и как только персы оставили Мисиминию, то ромеи заняли край. В 572 г. лазы и абазги помогали восставшим против персов армянам. В 623 г. абазги и лазы принимали участие в походе вихантийского императора Ираклия. В 663 г. лазский правитель был лишен власти и поселился в Абазгии. Во второй половине VII в. в Лазике появилось множество мтаваров и власть царя ослабла. В 686 г. ромеи в борьбе с арабами достигли некоторых успехов и подчинили себе Иберию-Картли. В 689 г. хазары вторглись в Картли, Армении и Кавказскую Албанию и вытеснили ромеев. В 697 г. патрикий Серги Барнукисдзе решил выйти из-под контроля ромеев и пригласил в страну арабов, которые разместили в Лазике свои гарнизоны. К началу VIII в. арабы разместились в Цихе-Годжи, в крепостях Кодорского ущелья, в Апсилии и Мисиминии. Вместе с Лазикой от ромеев отложились абазги. Юстиниан II отправил Льва Исавра к аланам через Апсилию. Он должен был подкупить аланов для нападения на Абазгию. Аланы напали на абазгов и они вынуждены были вернуться в ромейское подданство. Источники называли Леона эриставом кесаря. Он получал от императора приказ. Де-факто Леон был фактически полунезависимым правителем. Картли же было вынуждено занять провизантийскую позицию. В 642-643 гг. арабы вторглись в Картли, но были изгнаны оттуда. По данным Балазури арабы обложили данью Картли в 654 г. Хабиб б. Маслама сделал картлийского эрисмтавара вассалом халифа. По сведениям Феофана в начале VIII в. арабы владели Абазгией, Лазикой и Иберией. Лев Исавр попробовал выбить арабов из региона. Он вторгся в Лазику. Еще один ромейский отряд и армяне вторглись в регион и осадили Цихе-Годжи, но они отошли при приближении арабов. Лев Исавр же овладел ’’Железной крепостью’’ в Абазгии. На помощь ромеям пришел отряд апсильского правителя Марина. Однако этот частный успех не решил судьбы кампании и в конце 20-х гг. VIII в. Джаррах б. Абдаллах вторгался в Хазарию через абхазские земли, проходя Клухорский перевал. Сын Марина Евстафий в 738-740 гг. находился в плену у арабского наместника Сулеймана б. Асама. Приблизительно в это время Апсилия вошла в состав Абазгии .
                   Laszlo
                  • Imperial
                  Imperial
                  Форумчанин

                  Дата: 12 апреля 2020, 13:37

                  В. Минорский указывал, что Абхазское царство было государством западных грузин находившихся под властью так называемой Абхазской династии. По его мнению, Картли в Х в. было присоединено этой династией к Абазгии. А. Новосельцев считал Абазгию западногрузинским царством. Л. Гумилев писал, что Абхазское царство распространив свою власть на картвельские земли постепенно стало грузинским государством. В. Кузнецов отмечал, что Абхазское царство распространило свою власть на всю Западную Грузию и его столица была в Кутаиси. Общим языком был грузинский. М. Бибиков говорил, что Абхазия это западногрузинское царство. М. Тарнава же считал, что Абхазское царство было государством предков современных абхазов. С. Ашхацава писал, что Абхазское царство как государство абхазов просуществовало до конца XV в. Он отмечал, что с момента свержения Тевдосе II Абхазское царство, возглавила этнически ей чуждая грузинская династия. А. Фадеев упоминал, что Абхазское царство было союзным абхазско-грузинским государством. Ю. Воронов считал, что Абхазское царство времен Леонидов было абхазским политическим объединением. Приход к власти Баграта III воспринимался как фактический конец существования Абхазского царства. Р. Хонелия же воспринимал Абхазское царство как абхазское национальное государство. Ш. Инал-Ипа придерживался похожего мнения, но отмечал, что Абхазское царство было абхазским только до перенесения столицы в Кутаиси. М. Гунба и А. Папаскир считали Абхазское царство только абхазским. С. Шамба расценивал Абхазское царство сугубо как абхазское государство. Династию Баграта III он считал южногрузинской ветвью армянских Багратуни. Е. Аджинджал настаивал на существовании Абхазского царства до 1259 г., присваивая абхазам и грузинскую историю. Т. Шамба считал, что Абхазское царство создали абхазы на своей земле, а Баграт III был не грузином, а армянином. Также он называл царство Абхазско-Картвельским указывая, что там правили не грузины. А. Папаскир и И. Агрба рассматривали Абхазское царство и государство Баграта III как абхазское. Г. Гумба рассматривал Абхазское царство как сугубо абхазское национальное государство. Б. Хамидуллин считал, что Абхазское царство это государство абхазов. С. Хотко отстаивает мнение о ведущей роли абхазов в истории Грузии. П. Ингороква считал, что правящая династия Абхазии была лазская. З. Анчабадзе указывал, что Абхазское царство управлялось династией из Абазгии. Однако он выступал против гипотезы о греческой этнической принадлежности эриставов. Он высказал мнение, что она проводила общегрузинскую политику. В составе Абхазского царства произошла консолидация абхазской народности, но абхазы были лишь одним из народов царства, наряду с грузинами, сванами и мегрелами. С. Джанашиа указывал, что ромеи после изгнания арабов упразднили должность патрикия в Лазике и на некоторое время ввела там прямое имперское правление, а затем передали Лазику на вассальных основаниях Арчилу Картлийскому. Н. Ломоури считает Абхазское царство грузинским государством. Г. Пайчадзе указывал, что обезы русских источников это грузины. Он считал, что абхазами называли грузин. М. Лордкипанидзе называла Абхазское царство Абхазско-Эгрисским. В. Чхаидзе считает Абхазское царство грузинским. Можно с увереностью говорить о том, что Абхазское царство было до 978 г. западногрузинским, а с правления Баграта IV грузинским. Г. Анчабадзе называет Абхазское царство абхазско-грузинским. М. Лордкипанидзе указывает на то, что Абхазией называли Западную Грузию .
                     Laszlo
                    • Imperial
                    Imperial
                    Форумчанин

                    Дата: 12 апреля 2020, 13:54

                    Территория современной Абхазии со времен Леона делилась на три эриставства на Абхазское, Цхумское (часть Гудаутского района до Анакопии, Сухумский, Гульпришский районы, часть Очамчирского района), Бедийское (часть Очамчирского и Гальский район). Этнические абхазы проживали на севере современной Абхазии в Абхазском эриставстве. Эриставы находились в подчинении управляещему хозяйством царского двора. По мнению Г. Цулая понятие Абхазия в узком его значении понималось под Цхумским эриставством. Г. Цулая и З. Анчабадзе считали, что состоялось слияние Цхумского и Абхазского эриставств, а З. Папаскири выступает против этого. Касательно выступлений против власти абхазского царя, то в 80-х гг. Х в. картлийские азнауры планировали создать в Шида-Картли самостоятельное царство. Феодальная оппозиция в своих выступлениях хотела укрепить свои позиции при царском дворе. Так, например происходило во время выступления царевича Деметре против Баграта IV, то мятежного царевича в Анакопии поддержали лишь некоторые азнауры из Восточной и Южной Грузии. Освобождение Анакопии Баграт поручил абхазскому войску Куабулели Чачасдзе Отаго эристава Абхазии. Грузинские цари Гиорги I и Баграт IV у Иоанна Скилицы названы архонтами Абазгии. Иоанн Зонара называл Баграта IV правителем Абазгии. Георгий Кедрин называл Восточную Грузию Иберией, а Западную – Абхазией. Леон Граматик называл Грузию Колхидой. Иосиф Генесий среди народов поддержавших восставние Фомы Славянина называл лазов, иберов (картлийцев) и абхазов (жителей Западной Грузии). Иоанн Италл называл грузина Иоанна Петрици абхазом. Иоанн Цец указывал, что на Кавказе первенствуют грузины, а за ними абхазы. Никита Хониат называл Мануила Комнина правящим над иберами (грузинами) и лазами. Арабский автор Яхья Антиохийский называл Гиорги I царем абхазов. Баграт IV назван Садр ад-Дином Хусайни царем абхазов. Ал-Мукаддаси упоминал о стране Абхаз. Ал-Масуди говорил о христианском народе абхазов. Он живет около аланов. После абхазов есть княжество Джурия (Аджария), где живет христианский народ хазрань (кларджетцы). Абхазы и хазранцы платят дань правителям Тбилиси. Возле царства хазранов находиться княжество Самсаха (Самцхе). Между Тифлисом и Аланией живет народ санареев (цанаров). Возле царства народов живут шекины (эры), христианский народ, среди которого много мусульман. Хакани называл врата Абхазии, называя так Абхазией Грузию. Низами Гянджеви упоминал об абхазской царице Шамир, которую можно сопоставить с теткой Тамар грузинкой Русуданой. Абу-л-Касим говорил, что по ту сторону Джурзана расположено царство абхазов (тут Западная Грузия). Ал-Фарик называл Давида IV царем грузинским. Йакут ал-Хамави указывал, что Абхаз страна у горы Кабк. Населена она христианским народом, который называют гурджами (грузинами). Абхазия место укрытия грузин, которые в 1122 г. взяли Тбилиси. Ибн Биби упоминал, что царица Тамар правила Абхазом (Грузией). Абу-л-Фида упоминал о городе абхазов, который являеться одним из портов грузин. В русских документах Грузия называлась Обезами. Так по данным Галицко-Волынской летописи упомянуто, что Отрок Шаруканович переселился в Обезы, то есть в Грузию. В Троицкой летописи упомянута царевна из Обез, которой была грузинская царица Русудан. В ’’Сказании о Вавилонском царстве’’ обежанин являеться синонимом грузина. Армянский географ Анания Ширакаци упоминал термин апхаз в значении абхаз. Он отделял от нее Колхиду-Егер (Эгриси-Лазику) и Верию (Вирк, Иберию-Картли). Армянский хронист Товма Арцруни писал, что васпураканский правитель Григор Арцруни бежал в Абхазию, то есть Западную Грузию. Ованес Драсханакретци упоминал об абхазском (западногрузинском) царе Гиорги II. Матеос Урхаэци писал о Баграте как об абхазском и грузинском правителе, употребляя эти слова как синонимы. Аристакес Ластиверци называл Баграта и Гиорги правителями абхазов, имея в виду Западную Грузию. Мхитар Айриванеци указывал, что иверы (грузины) стали называться абхазами. Ухтанес упоминал о Абхазии и говорил, что первоначально страна называлась Верией (Иверией). Абхазы весьма многочисленый народ. Вокруг Тбилиси находяться гавары Цанарети, Джавакхети, Триалети. Псевдо-Шапух Багратуни писал, что армянский царь Смбат захотел вступить в свойство с царством абхазов и захотел войти в свойство с царством лазов, то есть абхазов. Он задумал завладеть волостями Кангаре, Гогшен, Дзайлцех, Кола, Артаанк. Датос назван царем абхазов. В этом описании абхазским царством названы как собственно царство Абхазия, так и куропалатство Тао-Кларджети. Армяне называли грузин вирк (то есть иберийцы). Степанос Таронеци Асохик называл западных грузин сарматами и указывал, что ими правит абхазский царь. Восточные грузины названы иверийцами. В ’’Истории и восхвалении венценосцев’’ Абхазия упомянута как собственно абхазские земли и как синоним Западной Грузии. Анонимный грузинский автор XIII в. упоминал термин абхазы в значении абхазского народа. Он отделял их от картов (грузин). Сумбат Давитисдзе указывал, что царь абхазов Баграт III установил власть над всем Кавказом. Историк Давида Строителя называя его царем абхазов имеет в виду, что он правитель Грузии. Поздний грузинский хронист Вахушти Багратиони писал, что названием Западной Грузии сначала было Эгриси, потом Абхазия и в конце-концов Имеретия. Ефимий Мтацминдели назвал грузинский язык абхазским. Гиорги Хуцесмоназони указывал, что митрополитом Тарсу (Тао-Кларджети) был грузин. Иоанн Петрици считал себя грузином. Грузинский аноним называл правителей Абхазского царства абхазами, имея в виду Западную Грузию. Иоанес Сабанисдзе называл Западную Грузию Абхазией. Гиорги Мерчуле называл все грузинские земли Сакартвело. Гиорги Мцире упломинал о стране Абхазии. В ’’Столетней летописи’’ под Абхазией понимаеться собственно Абхазия и Западная Грузия. Себастопольский католический епископ Пьетро Геральди называл правителя края (Абхазии) грузином .
                      • 15 Страниц
                      • Первая
                      • 3
                      • 4
                      • 5
                      • 6
                      • 7
                      • 8
                      • 9
                      • Последняя »
                       Похожие Темы
                      АГрузия в Новое время
                      Грузия в Новое время
                      Автор Ş Şegirt
                      Обновление Вчера, 07:44
                      ДДревняя Грузия
                      Диаохи, Колхида, Иберия, Лазика.
                      Автор L Laszlo
                      Обновление 05 апреля 2024, 09:14
                      АСеверный Кавказ в Новое время
                      Северный Кавказ в Новое время
                      Автор И Из деревни при...
                      Обновление 05 июня 2022, 11:26
                      Воспользуйтесь одной из соц-сетей для входа
                      РегистрацияВход на форум 
                      Сообщество ИмпериалИсторические Форумы Форум Средневековья Средиземноморье Обратная Связь
                      Стиль:Language: 
                      «Империал» · Условия · Ответственность · Визитка · 20 апр 2024, 00:08 · Зеркала: Org, Site, Online · Счётчики