Серия игр в мирах Меча и магии очень велика и не ограничивается собственно серией Heroes. Одним из ответвлений этого игрового мира, но тоже в жанре RPG/стратегия и в той же вселенной, является Clashs of Heroes, первоначально созданная для игровых приставок, а затем портированная на РС.
Игра была создана после выхода Героев - 5 и рассказывает о предыстории событий этой игры. Старое поколение героев гибнет в боях и их наследникам приходится своими силами отражать очередную атаку демонов.
В общих чертах игра напоминает "Героев" - она состоит из стратегической карте, по которой перемещаются персонажи и тактических боёв. Но и то и другое реализовано совсем по-другому. Прежде всего бросается в глаза двухмерная аниме-графика. Это, как говорится, на любителя - кому-то понравится, кому-то нет. По мне, так вполне симпатично. Стратегическую часть можно назвать аркадной: в кампании мы управляем одним героем, который движется по точкам на карте, вступая в диалоги со встречными персонажами и в сражения с врагами. Ходов в этой части игры нет: противник представлен статично расставленными отрядами, либо видимыми сразу, либо появляющимися внезапно. Строить тоже ничего не надо, никакими городами герой не управляет, правда, может заходить в специальные постройки для найма элитных существ. Разбросанные там и сям сундуки с сокровищами, которыми так изобилует фэнтезийный мир, также имеются в наличии. Как и все аниме-игры, Clashs of Heroes насыщена текстовыми диалогами.
Но изюминку игры составляет не стратегическая карта, а тактический режим. Он также пошаговый, но в корне отличается от тактических боёв в "Героях". Больше всего здешние сражения напоминают пасьянс "Косынка". Игрок должен составлять стопки из фишек одного типа и масти и бить ими по противнику, противник делает то же самое. Различным образом комбинируя типы и масти фишек, можно получать атакующие группы разной силы или оборонительные построения. В главном сражении каждой миссии как правило есть свои особенные правила, добавляющие интереса в игру. В типах фишек без труда можно узнать существ из "Героев - 5", как и там, они различаются между собой по характеристикам. Одерживая победы, герой и существа прокачивают свой уровень, но управлять прокачкой нельзя. Есть и боевые заклинания, но только по одному на героя.
В игре есть три режима: кампания, случайные бои и игра по сети. В кампании представлены те же фракции, что и в "Героях - 5", за которые нужно играть поочерёдно.
В целом Clashs of Heroes получилась "легковеснее" героев, здесь меньше деталей, микроменеджмента, упрощённая кампания. Но это не сказывается на интересности игры, логические "бои" в сочетании с сюжетным повествованием достаточно увлекательны, а отсутствие множества рутинных операций и мелких стычек типа "убей десяток чертей без потерь" скорее плюс. Эту игру можно посоветовать всем любителям логических, карточных и настольных игр, и, конечно, фанатам мира Might and Magic будет небезынтересно узнать ещё одну страницу из его истории.