Уместно , напомнить как произошло открытие Древней Индской цивилизации

Город Мохенджо-Даро (букв пер. с языка хинди ? "холм мёртвых"), был открыт в 1922 г. индийским археологом Р. Банерджи. Согласно проводившимся археологическим раскопкам и исследованиям, Махенджо-Даро был образован в долине Инда более 5000 лет назад и являлся крупнейшим центром Индской (Хараппской) цивилизации. Махенджо-Даро имел площадь до 2,5 кв. км. и численность населения в несколько десятков тысяч человек.

Мохенджо-Даро. Раскопки
Мохенджо-Даро был окружён прочной каменной стеной с цитаделью и был чётко спланирован. Жилые кварталы состояли из двух - трёхэтажных зданий с плоской крышей без архитектурных украшений и окон, выходящих на улицу. Внутри домов имелось от 4 до 6 комнат, помещения для водных процедур с отводом сточных вод в отстойники, колодцы и канализационные сооружения; многие дома имели отдельные ванные и туалеты.
Было налажено эффективное водоснабжение, дренаж. Здания Мохенджо-Даро строились из обожжённого кирпича и тесно примыкали друг к другу, образуя крупные блоки и группируясь вокруг центральных двориков с колодцами. Для освещения домов и улиц использовались люменисцирующие растения, а также природный фосфор и его соединения, помещавшиеся в специальные светильники. Главные улицы городов были прямыми и довольно широкими. Все улицы и переулки пересекались под прямыми углами, и на перекрёстках улиц углы зданий закруглялись, чтобы не мешать плотному уличному движению, а мостовые снабжались глубокими желобами для колёс экипажей и повозок.

Статуэтка танцовщицы

Статуя жреца
В Мохенджо-Даро была общегородская система канализации с магистральными каналами, отстойниками и стоками для отвода дождевых вод; цитадель размерами 230x170 метров и бассейн 12x7 метров и глубиной 2,4 метра, в который вели две кирпичные лестницы.
Оборонительные стены Мохенджо-Даро в некоторых местах имели толщину до 9 метров. В городе существовали мукомольни, литейные мастерские. Вокруг города на сотни километров были разбросаны более мелкие поселения, купеческие центры, морские порты и приграничные крепости.
Жители Мохенджо-Даро поддерживали тесные торговые связи с Эламом и Месопотамией. Они выращивали пшеницу, ячмень, горох, финиковые пальмы, хлопок, лён, разводили коров, буйволов, коз, овец и кур. Ремесленники использовали паяние свинцом, довольно на высоком уровне находилась горячая и холодная обработка металлов. Из меди и её сплавов изготовлялось оружие, инструменты, предметы домашнего обихода и украшения. Существовало ювелирное и гончарное производства, резьба по камню и виноделие. Женщины пользовались кремами, духами и губными помадами. Древние индусы использовали десятичную систему счёта. Существовали весовые гири, измерительные линейки из раковин с очень точно нанесёнными делениями. Основной единицей веса были 0,86 грамм, основной единицей длины - 6,7 мм.
Цивилизация в долине Инда обладала письменностью и говорила на языке "мунда", который, как недавно установили , был родственен эламскому. Библиотеки Мохенджо-Даро были хранилищами сотен тысяч стеариновых табличек, покрытых пиктографическими письменами, которые до сих пор остаются нерасшифрованными. В других местах письменные источники обнаружены не были, поскольку в специфических климатических условиях Индии древние тексты, выполнявшиеся на коре деревьев, пальмовых листьях, коже и ткани, не имели шансов сохраниться до наших дней. Остались лишь печати-амулеты, изготовленные из камня, слоновой кости, меди и глины, на которых имеются скудные иероглифические надписи.
,
,
Печати из Мохенджо-Даро
При раскопках в Бахрейне было обнаружено несколько сотен круглых печатей. Правда, надписей на этих печатях нет. Зато изображения и эмблемы, украшавшие их, очень похожи на протоиндийские. Другие черты бахрейнской культуры близки шумерским. По всей видимости, на островах, служивших "перевалочным пунктом" на трассе Индостан-Двуречье, сложилась своеобразная цивилизация. Чем-то она напоминала протоиндийскую, чем-то шумерскую.Протоиндийские печати найдены также в Двуречье. Число их, правда, невелико, и они имеют цилиндрическую "шумерскую" или круглую "бахрейнскую" форму, хотя на них начертаны протоиндийские иероглифы.
Протоиндийцы не только плавали в Шумер. Они основывали торговые фактории и селились в портовых городах Двуречья. Так, например, при раскопках знаменитого шумерского города Ура археологи обнаружили квартал домов, сделанных из обожженного кирпича и отличных от шумерских построек. "Но они обнаруживают такое поразительное сходство с небольшими и довольно небрежно построенными домами позднего Мохенджо-Даро, что трудно сомневаться, под чьим влиянием они сооружены", ? пишет руководитель раскопок Мохенджо-Даро Джон Маршалл.
В том же городе Уре археологи обнаружили статуэтку, изображающую, обезьяну, сидящую на корточках. Подобные фигурки обезьян также найдены при раскопках городов протоиндийцев. Их считают древнейшим прототипом Ханумана, помощника витязя Рамы, воспетого в древнеиндийском эпосе "Рамаяна".
В руинах одного из городов Шумера обнаружена расписная ваза. По стилю исполнения она шумерская, но сюжет росписи, ее украшающей, -- протоиндийский. Ибо она изображает горбатого индийского быка ? зебу, стоящего перед ритуальными яслями. Этот сюжет ? также один из самых распространенных меж тех, что мы находим на протоиндийских печатях с надписями.
Между Индостаном и Двуречьем в III-II тысячелетиях до н. э. существовали тесные культурные и торговые контакты, при этом, целый ряд черт, роднящих протоиндийскую цивилизацию и древнейшую культуру Двуречья, нельзя объяснить прямым заимствованием или культурным обменом. Черты эти говорят скорее об очень древнем и глубоком родстве, о некоем "центре икс", из которого, быть может, произошли обе древнейшие цивилизации.
На печатях протоиндийцев изображен персонаж, борющийся с двумя тиграми. Он удивительно похож на героя эпоса народов Двуречья, великого Гильгамеша, побеждающего львов. Соперником, а затем верным другом и соратником Гильгамеша был Энкиду, получеловек ? полузверь. Среди печатей протоиндийцев можно найти изображение существа с головой и телом человека, но с хвостом и рогами быка. Сходство его с Энкиду, изображаемым шумерами, поразительно. "Он изображен в борьбе с рогатым .тигром, вероятно, злым духом, ведущим постоянную войну с врагами,- пишет Э. Маккей в книге "Древнейшая культура долины Инда". ? Этот получеловек-полубык поражает своим сходством с одним шумерским полубогом или героем, что, по-видимому, указывает на существование отдаленного родства между отдельными поверьями этих двух культур. Не исключена возможность, что при этом роль посредника сыграла какая-то третья страна, с которой в отдаленном прошлом население Шумера и долины Инда поддерживало тесную связь".

Город Мохенджо-Даро (букв пер. с языка хинди ? "холм мёртвых"), был открыт в 1922 г. индийским археологом Р. Банерджи. Согласно проводившимся археологическим раскопкам и исследованиям, Махенджо-Даро был образован в долине Инда более 5000 лет назад и являлся крупнейшим центром Индской (Хараппской) цивилизации. Махенджо-Даро имел площадь до 2,5 кв. км. и численность населения в несколько десятков тысяч человек.

Мохенджо-Даро. Раскопки
Мохенджо-Даро был окружён прочной каменной стеной с цитаделью и был чётко спланирован. Жилые кварталы состояли из двух - трёхэтажных зданий с плоской крышей без архитектурных украшений и окон, выходящих на улицу. Внутри домов имелось от 4 до 6 комнат, помещения для водных процедур с отводом сточных вод в отстойники, колодцы и канализационные сооружения; многие дома имели отдельные ванные и туалеты.
Было налажено эффективное водоснабжение, дренаж. Здания Мохенджо-Даро строились из обожжённого кирпича и тесно примыкали друг к другу, образуя крупные блоки и группируясь вокруг центральных двориков с колодцами. Для освещения домов и улиц использовались люменисцирующие растения, а также природный фосфор и его соединения, помещавшиеся в специальные светильники. Главные улицы городов были прямыми и довольно широкими. Все улицы и переулки пересекались под прямыми углами, и на перекрёстках улиц углы зданий закруглялись, чтобы не мешать плотному уличному движению, а мостовые снабжались глубокими желобами для колёс экипажей и повозок.

Статуэтка танцовщицы

Статуя жреца
В Мохенджо-Даро была общегородская система канализации с магистральными каналами, отстойниками и стоками для отвода дождевых вод; цитадель размерами 230x170 метров и бассейн 12x7 метров и глубиной 2,4 метра, в который вели две кирпичные лестницы.
Оборонительные стены Мохенджо-Даро в некоторых местах имели толщину до 9 метров. В городе существовали мукомольни, литейные мастерские. Вокруг города на сотни километров были разбросаны более мелкие поселения, купеческие центры, морские порты и приграничные крепости.
Жители Мохенджо-Даро поддерживали тесные торговые связи с Эламом и Месопотамией. Они выращивали пшеницу, ячмень, горох, финиковые пальмы, хлопок, лён, разводили коров, буйволов, коз, овец и кур. Ремесленники использовали паяние свинцом, довольно на высоком уровне находилась горячая и холодная обработка металлов. Из меди и её сплавов изготовлялось оружие, инструменты, предметы домашнего обихода и украшения. Существовало ювелирное и гончарное производства, резьба по камню и виноделие. Женщины пользовались кремами, духами и губными помадами. Древние индусы использовали десятичную систему счёта. Существовали весовые гири, измерительные линейки из раковин с очень точно нанесёнными делениями. Основной единицей веса были 0,86 грамм, основной единицей длины - 6,7 мм.
Цивилизация в долине Инда обладала письменностью и говорила на языке "мунда", который, как недавно установили , был родственен эламскому. Библиотеки Мохенджо-Даро были хранилищами сотен тысяч стеариновых табличек, покрытых пиктографическими письменами, которые до сих пор остаются нерасшифрованными. В других местах письменные источники обнаружены не были, поскольку в специфических климатических условиях Индии древние тексты, выполнявшиеся на коре деревьев, пальмовых листьях, коже и ткани, не имели шансов сохраниться до наших дней. Остались лишь печати-амулеты, изготовленные из камня, слоновой кости, меди и глины, на которых имеются скудные иероглифические надписи.



Печати из Мохенджо-Даро
При раскопках в Бахрейне было обнаружено несколько сотен круглых печатей. Правда, надписей на этих печатях нет. Зато изображения и эмблемы, украшавшие их, очень похожи на протоиндийские. Другие черты бахрейнской культуры близки шумерским. По всей видимости, на островах, служивших "перевалочным пунктом" на трассе Индостан-Двуречье, сложилась своеобразная цивилизация. Чем-то она напоминала протоиндийскую, чем-то шумерскую.Протоиндийские печати найдены также в Двуречье. Число их, правда, невелико, и они имеют цилиндрическую "шумерскую" или круглую "бахрейнскую" форму, хотя на них начертаны протоиндийские иероглифы.
Протоиндийцы не только плавали в Шумер. Они основывали торговые фактории и селились в портовых городах Двуречья. Так, например, при раскопках знаменитого шумерского города Ура археологи обнаружили квартал домов, сделанных из обожженного кирпича и отличных от шумерских построек. "Но они обнаруживают такое поразительное сходство с небольшими и довольно небрежно построенными домами позднего Мохенджо-Даро, что трудно сомневаться, под чьим влиянием они сооружены", ? пишет руководитель раскопок Мохенджо-Даро Джон Маршалл.
В том же городе Уре археологи обнаружили статуэтку, изображающую, обезьяну, сидящую на корточках. Подобные фигурки обезьян также найдены при раскопках городов протоиндийцев. Их считают древнейшим прототипом Ханумана, помощника витязя Рамы, воспетого в древнеиндийском эпосе "Рамаяна".
В руинах одного из городов Шумера обнаружена расписная ваза. По стилю исполнения она шумерская, но сюжет росписи, ее украшающей, -- протоиндийский. Ибо она изображает горбатого индийского быка ? зебу, стоящего перед ритуальными яслями. Этот сюжет ? также один из самых распространенных меж тех, что мы находим на протоиндийских печатях с надписями.
Между Индостаном и Двуречьем в III-II тысячелетиях до н. э. существовали тесные культурные и торговые контакты, при этом, целый ряд черт, роднящих протоиндийскую цивилизацию и древнейшую культуру Двуречья, нельзя объяснить прямым заимствованием или культурным обменом. Черты эти говорят скорее об очень древнем и глубоком родстве, о некоем "центре икс", из которого, быть может, произошли обе древнейшие цивилизации.
На печатях протоиндийцев изображен персонаж, борющийся с двумя тиграми. Он удивительно похож на героя эпоса народов Двуречья, великого Гильгамеша, побеждающего львов. Соперником, а затем верным другом и соратником Гильгамеша был Энкиду, получеловек ? полузверь. Среди печатей протоиндийцев можно найти изображение существа с головой и телом человека, но с хвостом и рогами быка. Сходство его с Энкиду, изображаемым шумерами, поразительно. "Он изображен в борьбе с рогатым .тигром, вероятно, злым духом, ведущим постоянную войну с врагами,- пишет Э. Маккей в книге "Древнейшая культура долины Инда". ? Этот получеловек-полубык поражает своим сходством с одним шумерским полубогом или героем, что, по-видимому, указывает на существование отдаленного родства между отдельными поверьями этих двух культур. Не исключена возможность, что при этом роль посредника сыграла какая-то третья страна, с которой в отдаленном прошлом население Шумера и долины Инда поддерживало тесную связь".