Сообщество Империал: Идеологические мифы - Сообщество Империал

Анархист

Идеологические мифы

отд главы из книги описывающей историю государственоой идеологии
Тема создана: 23 июля 2013, 09:50 · Автор: Анархист
 Анархист
  • Imperial
Imperial
Форумчанин

Дата: 23 июля 2013, 09:50

Книга Эволюция Бога. Глава 21. Иуда и Фамарь.
В главе 38 повествуется о том , что Иуда, сын Иакова, жил отдельно от своего рода и взял в жены дочь хананеянина, от которой у него родилось три сына: Ир, Онан и Шела. Впоследствии у Иуды от женщины по имени Фамарь родились два сына-близнеца: Фарес и Зара.
Что бы определить смысл этой истории, обратим внимание на судьбу детей Иуды. Быт38:7. Ир, первенец Иудин, был неугоден пред очами Господа, и умертвил его Господь. К этому времени Ир был уже женат на женщине по имени Фамарь, но не успел после себя оставить детей. Тогда Иуда потребовал от своего второго сына Онана, что бы он зачал Фамарь сына: Быт 38: 8. И сказал Иуда Онану: войди к жене брата твоего, женись на ней, как деверь, и восстанови семя брату твоему. 9. Онан знал, что семя будет не ему, и потому, когда входил к жене брата своего, изливал на землю, чтобы не дать семени брату своему. За это Бог умертвил Онана : Быт 38:10 Зло было пред очами Господа то, что он делал; и Он умертвил и его. После того Иуда пообещал Фамари младшего сына Шелла, но не сдержал своего обещания и тогда Фамарь хитростью вступила в половую связь с Иудой и зачала от него двух сыновей-близнецов.
Некоторые толкователи Библии считают, что смысл этой истории в запрете мастурбации. Однако Онан не занимался мастурбацией, а практиковал прерванный половой акт. Кроме того, в Библии нигде нет запрета на мастурбацию. Как зло оценивалось нежелание Онана зачать сына умершему брату : «: войди к жене брата твоего, женись на ней, как деверь, и восстанови семя брату твоему.» Онан нарушил закон, который имеет название левират.
Левират (от лат. levir — деверь, брат мужа), ужичество — брачный обычай и закон, свойственный многим народам на стадии патриархально-родового строя, по которому вдова была обязана или имела право вступить вторично в брак только с ближайшими родственниками своего умершего мужа, в первую очередь — с его братьями. В представлении отдельных народов левират выступал одним из средств продолжения рода умершего ближайшими родственниками. В древности левират был широко распространён у многих народов. У ряда народов (у древних евреев, индусов, туркмен, казахов, таджиков и других) левират сохранялся долгое время, чему также способствовал обычай калыма (женщина, за которую заплачен калым, считалась собственностью рода или семьи, купивших её, что обязывало вдову остаться и после смерти мужа в пределах его семьи или рода). У некоторых народов вдова, нарушившая обычай левирата, обязана была возвратить родственникам калым. Обычай левирата был закреплен у древних иудеев на уровне закона в Пятикнижии в следующем виде Втор.25:5-6: Если братья живут вместе и один из них умрёт, не имея у себя сына, то жена умершего не должна выходить на сторону за человека чужого, но деверь её должен войти к ней и взять её себе в жену, и жить с нею, — и первенец, которого она родит, останется с именем брата его умершего, чтоб имя его не изгладилось в Израиле. Если же он не захочет взять невестку свою, то невестка его пойдет к воротам, к старейшинам, и скажет: «деверь мой отказывается восставить имя брата своего в Израиле, не хочет жениться на мне»; тогда старейшины города его должны призвать его и уговаривать его, и если он станет и скажет: «не хочу взять её», тогда невестка его пусть пойдёт к нему в глазах старейшин, и снимет сапог его с ноги его, и плюнет в лице его, и скажет: «так поступают с человеком, который не созидает дома брату своему». И нарекут ему имя в Израиле: «дом разутого». Данный закон имел огромное значение, в условиях высокой смертности в роде, для поддержания приемлемого уровня рождаемости и сохранения Рода.
__________________________________________________________________________
Таким образом, Онан не может быть центральным персонажем в этой истории, поскольку левират имеет более древнюю историю, чем ивреи и Израильское Царство. Нет смысла для обычного в то время явления, помимо фиксации данного обычая в качестве правовой нормы, представлять отдельно поучительную историю. Также не нужным тогда становятся продолжение истории после смерти Онана, которое занимает две трети всего ее объема.
Обратим внимание на то, что имя матери-хананеянки сыновей Иуды не указывается в тексте, а имя жены старшего сына Иуды и матери близнецов рожденных от него указывается. Также обращает на себя внимание подробное описание обстоятельств зачатия и рождения у Фамарь сыновей-близнецов. Дело в том, что один из близнецов по имени Фарес является, согласно Библии, прародителем царя Давида. Происхождение царя Давида описывается в книге Руфь (Руфь.4:18-22).: «И вот род Фаресов: Фарес родил Есрома; Есром родил Арама; Арам родил Аминадава; Аминадав родил Наассона; Наассон родил Салмона; Салмон родил Вооза; Вооз родил Овида; Овид родил Иессея; Иессей родил Давида». Этот факт указывает на то что именно он является той главной фигурой ради которой эта история появилась и была включена в священные тексты Торы.
В Древней Иудее не поощрялись браки с хананеянами, что указывается в законах, которые получил Моисей от Бога на горе Синай после исхода из Египта :Исход 34: 15. Не вступай в союз с жителями той земли, чтобы, когда они будут блудодействовать вслед богов своих и приносить жертвы богам своим, не пригласили и тебя, и ты не вкусил бы жертвы их; 16. и не бери из дочерей их жен сынам своим, дабы дочери их, блудодействуя вслед богов своих, не ввели и сынов твоих в блужение вслед богов своих. Однако нарушение этого закона не каралось смертью и естественно, что смешанные браки, хоть и не поощрялись и даже наказывались в административном порядке, имели место быть в израильском обществе. Но для представителей высшей власти афиширование таких браков было не допустимым. Эта история имеет смысл только в том случае, если в роду к которому относился царь Давид, были в норме кровосмесительные браки. И этот факт также подтверждается в Библии: Руфь, мать Давида, была моавитянкой. В иудейской традиции она великая праведница, именем которой названа «Книга Руфь». Руфь стала символом праведного вхождения в еврейский народ, поэтому зачастую женщины, проходящие гиюр (обряд обращения нееврея в иудаизм), выбирают себе еврейское имя Руфь.
История Иуды и Фамарь есть не что иное, как способ подправить родословную царя Давида, которая должна была быть безупречной. Поэтому дети Иуды от хананеянки не оставляют после себя потомства, а мать-моавитянка царя Давида становится праведницей.
Идеология любой общественно-государственной системы всегда представляет власть законной, если в ее составе представители титульной нации-народа, независимо от того каким путем очередное правительство пришло к власти. Если внимательно посмотреть на курс истории среднего и высшего образования абсолютно любой современной общественно-госудасрственной ситемы, то мы увидим , что несмотря на различные обстоятельства прихода к власти тех или иных политиков и режимов, все они рассматриваются как законные и необходимые. Нет ни одного монарха, президента или диктатора которого идеология представляляла бы как преступника, если конечно он не является захватчиком из другой страны. Связанно это с тем, что как мы говорили выше, государство представляется в идеологии как высшая ценность, а высшая ценность должна быть непогрешимой и безупречной, как и бог. Власть же представляет волю государства, а соответственно все в истории государства должно служить поддержанию авторитета власти.
- - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -
Глава 20. История происхождения Израиля.
Быт 32:24. И остался Иаков один. И боролся Некто с ним до появления зари;
25. и, увидев, что не одолевает его, коснулся состава бедра его и повредил состав бедра у Иакова, когда он боролся с Ним.
26. И сказал: отпусти Меня, ибо взошла заря. Иаков сказал: не отпущу Тебя, пока не благословишь меня.
27. И сказал: как имя твое? Он сказал: Иаков.
28. И сказал: отныне имя тебе будет не Иаков, а Израиль, ибо ты боролся с Богом, и человеков одолевать будешь.
29. Спросил и Иаков, говоря: скажи имя Твое. И Он сказал: на что ты спрашиваешь о имени Моем? И благословил его там.
30. И нарек Иаков имя месту тому: Пенуэл; ибо, [говорил он], я видел Бога лицем к лицу, и сохранилась душа моя.
31. И взошло солнце, когда он проходил Пенуэл; и хромал он на бедро свое.
32. Поэтому и доныне сыны Израилевы не едят жилы, которая на составе бедра, потому что [Боровшийся] коснулся жилы на составе бедра Иакова.


Подобные истории имели место в идеологии всех государственных образований, и как это ни покажется странным для читателя, включая все современные государства. Речь, конечно,идет не о борьбе какого-то национального героя нового времени с богом. Значение этого отрывка тесно связанно с расмотренной выше Историей 18 Происхождение Двенадцати колен Израилевых. Обязательной частью государственной идеологии является миф о происхождении государство образующего народа, происхождение его имени и названия страны, в которой он проживает.
Также и иудеям надо было объяснить, почему их разноплеменной народ называется Израилем, а соответственно и государство подданными которого они являются.

О развитии понятия «человек» в первобытном обществе.
Первоначально плотность населения Земли была настолько низкая, что контакты между отдельными племенами первобытных людей были скорее исключением , чем правилом. Об этом свидетельствует то, что самоназвания всех известных племен находящихся в настоящее время на стадии развития соответствующей эпохе среднего палеолита 150-30 тыс . лет назад, в переводе означают «человек» и одновременно являются словом означающим понятие «человек» вообще. Рода, составляющие племя, назывались по имени своего семейного лидера либо местонахождения рода. Длительное время иноплеменники не воспринимались первобытными людьми, как тоже человеки, что и обусловило возможность и широкое распространение такого явления в первобытном мире, как каннибализм. По мере увеличения плотности человеческого населения, контакты между различными племенами становились все более частыми, что вызвало необходимость налаживания мирных отношений с вынужденными соседями, и получение выгоды от такого соседства. Торговля стала новым видом деятельности, при котором племена могли получить больше выгоды от своего соседства. Обязательным условием для налаживания таких новых, отличных от гастрономических, отношений между племенами было расширение понятия «человек» за рамки собственного племени. Люди Древнего Мира 3-1 тыс. до н.э. жили на стадии разложения родоплеменных отношений и, конечно, одним из наиболее вероятных для них объяснений собственного происхождения и происхождения общественно-государственной системы, частью которой они являлись, были, разумеется, родственные семейные отношения, через призму которых распространялось понятие «человек» на человеческую общность значительно превышающую размеры одного рода-племени. Проще говоря, человеку Древнего Мира, легче было понять, почему он должен жить с неизвестными ему лично людьми в мире, если сказать ему, что они родственники. В современном мире роль такой «семьи» играет нация или народ. В культуре всех современных народов и в идеологии, образующих ими государств, тема о единстве происхождения является одной из самых популярных. Наука тоже активно участвует в этом: ученные пишут диссертации и книги на тему происхождения государство образующего народа и обязательно подчеркивается единство его происхождения. Нет в исторической науке иной темы, которая бы изобиловала многочисленными домыслами и фальсификациями как эта. В массмедиа существует огромный пласт художественных и научно-популярных публикаций и фильмов, не говоря уже о постоянной популярности этой темы в политической жизни. Этот миф часто оказывается в центре социально-политического конфликта в обществе.
____________________________________________________________________________
Племена Израиля не были исключением. А поскольку племена, совместно завоевавшие Ханаан и образовывавшие Иудейско-Израильское Царство, родственными не были, то и обеспечение политического единства этих племен являлось крайне актуальной проблемой. Об этом свидетельствует исторический период становления Иудейско-Израильского Царства, описанный в Книге Судей, из которого следует, что хотя двенадцать семитских племен совместно и завоевывали Ханаан, но контролировать захваченные территории и жить на них они пытались первое время раздельно. Этот период длился около двухсот лет. Только при Сауле (около 1029—1005 гг. до н. э.), ставшего первым царем израильтян, эти двенадцать племен были объединены под властью единого государства. До этого периода Союз племен Израиля представлял собой скорее конфедерацию, временный союз, образованный с целью совместной защиты. А поскольку Союз племен Израиля состоял из различных по происхождению племен, то именно поэтому в государственной идеологии Израильского царства так выражен именно общеродовой элемент, как объединяющая идея.
Переименование Иакова в Израиль означает в данном случае повышение социального статуса патриарха. Как уже говорилось выше, изменение социального имени в связи с изменением носителем своего социального статуса, у народов с родоплеменными отношениями, является распространенным обычаем. Стих Быт 32:28. И сказал: отныне имя тебе будет не Иаков, а Израиль, ибо ты боролся с Богом, и человеков одолевать будешь. неоднозначно указывает на появление Союза племен Израиля на кануне вторжения в Ханаан (12 в до н.э.).
А поскольку выше Иакова по статусу в племени никого нет, то и переименовать его может только Бог. В данном случае это не что иное, как соблюдение субординации. Обычай изменения имени сохранился, в несколько измененном виде, и в средневековой Европе, в виде приставки-прозвища к имени монарха.
Что касается описанного в ст. 31 и 32 традиции не есть жилы с бедра, то различные социально-ритуальные явления, призванные напоминать людям об общественно-государственных ценностях, распространенны и в современном мире. Сейчас это, как правило, касается ритуального использования государственной символики или чего-либо, что может ассоциироваться с государством, различные ритуальные действия в государственные праздники и памятные исторические даты. Например, на Украине это выставление в день памяти о жертвах голодомора в окнах зажженных свечей, в Нидерландах в день рождения королевы все жители страны одеваются в одежды оранжевого цвета, который там является символическим цветом монархии, возложение цветов к памятникам, воздвигнутым в честь каких либо важных для данного государства событий и политических деятелей и т.п. У всех народов есть множество ритуалов призванных напоминать подданным их государственную принадлежность.
Однако в Бытие есть две отличные друг от друга истории о переименовании Иакова в Израиль. Этот факт часто используется критиками Библии как доказательство противоречивости включенных в нее текстов.
Вторая история переименования Иакова изложена в Быт 34:1-35:15. Дочь Иакова была насильно склонена к половой связи Сихемом, сыном Емора князя земли Сихем и несмотря на то, что он желал взять девушку в жены, израильтяне жестоко расправились с жителями города Сихем, убив все мужское население и разграбив город. Причем в отрывке неоднозначно дается понять, что израильтяне проявили неприемлемое с точки зрения межплеменных отношений действие, потому что Иаков упрекает своих сыновей следующими словами: Быт 34:30. И сказал Иаков Симеону и Левию: вы возмутили меня, сделав меня ненавистным для жителей сей земли, для Хананеев и Ферезеев. У меня людей мало; соберутся против меня, поразят меня, и истреблен буду я и дом мой. Из этих слов следует, что такая месть неприемлема была в те времена, и племя, нарушившее обычаи и нормы межплеменных отношений, рисковало вступить в войну со многими соседними племенами.
Несмотря на это с моральной стороны сыны Израиля в Бытие реабилитируются: Быт 34:31 Они же сказали: а разве можно поступать с сестрою нашею, как с блудницею!

Далее, Иаков ведет племя в Вефиль. По дороге он приказывает избавиться от большей части захваченной в Сихеме добычи: Быт 35:2. И сказал Иаков дому своему и всем бывшим с ним: бросьте богов чужих, находящихся у вас, и очиститесь, и перемените одежды ваши;3. встанем и пойдем в Вефиль; там устрою я жертвенник Богу, Который услышал меня в день бедствия моего и был со мною в пути, которым я ходил.
4. И отдали Иакову всех богов чужих, бывших в руках их, и серьги, бывшие в ушах у них, и закопал их Иаков под дубом, который близ Сихема.

Это отрывок приведен полностью, для того что бы обратить внимание на то, что соплеменники Иакова захватили не только скот, одежду и драгоценности , но и богов чужих. Какое значение имели чужие боги для человека 3-1 тыс до н.э., что их необходимо было захватить? Победитель стремился захватить чужих богов, а побежденный не допустить их захвата, потому что боги были символами племени, без которых племя существовать часто уже не могло. Может это покажется читателю странным, но в современном мире этот обычай также имеет место быть. В армии всех стран каждая воинская часть имеет собственное знамя, утеря которого ведет к расформированию воинской части. Кроме того, этот обычай сохранился и в отношении целого государства. Все государства имеют свою символику, материализованную в форме множества знамен, штандартов и гербов. При поражении в войне государства с захватом всей его территории, сторона победитель стремится захватить все символы власти поверженного государства. Нередко символы другого государства от знамен и штандартов воинских частей до государственного флага используются для проведения ритуалов различного масштаба. Публичное уничтожение на организованных или стихийных митингах чужого флага, захваченного или сделанного самостоятельно, перед посольством враждебного государства часто можно увидеть по телевидению, а иногда демонстрация символов поверженного государства используется в тщательно инсценированных ритуалах, например, при проведении Парада Победы 1945 г. на Красной площади.
В Вефиле Бог переименовывает Иакова в Израиля: Быт 35:9. И явился Бог Иакову по возвращении его из Месопотамии, и благословил его,10. и сказал ему Бог: имя твое Иаков; отныне ты не будешь называться Иаковом, но будет имя тебе: Израиль. И нарек ему имя: Израиль.
Вспомним, что в 10-8 ст. до н.э. в Вефиле размещался Храм, который символизировал единство израильского народа.
Эти две истории имели различное назначение. Какое же значение придавалось этим двум разным по содержанию, но одинаковым по своему финалу текстам? Первая история, по объему несравненно меньшая, повествует непосредственно о процедуре переименования, и могла использоваться как описание ритуала инициации Верховного Жреца. Под борьбой в ритуале может пониматься преодоление некоего серьезного препятствия духовного и физического характера. Например, это может быть долговременная молитва и пост или экзамен на компетентность в вопросах знания законов. Упоминаемая хромота Иакова Быт 32:31. И взошло солнце, когда он проходил Пенуэл; и хромал он на бедро свое, является символом тяжкого бремени ответственности за судьбу народа, ведь Верховный Жрец являлся верховным правителем. Быт 32:25. и, увидев, что не одолевает его, коснулся состава бедра его и повредил состав бедра у Иакова, когда он боролся с Ним. Касание является обязательным элементом ритуала благословления у всех народов независимо от их культурных различий. В современном мире Президенты и Монархи, вступая на должность, проходят ритуал инаугурации, где на протяжении чтения присяги обязательно осуществляют касание к современной святыне – Конституции (иногда и Библии одновременно).
Вторая, приведенная в Бытие история, описывает события в рамках, которых и произошло появления Израиля с указанием на идеологическое значение одного из важнейших храмов в государстве. Важным элементом истории является акт мести сынов Иакова над жителями Сихема, и отсутствие наказания от других племен за содеянное: Быт 35:5. И отправились они. И был ужас Божий на окрестных городах, и не преследовали сынов Иаковлевых, что должно указывать на законное (от Бога) право сынов Иаковлевых судить и казнить в земле Хананнской, и не перед кем за это не отвечать. После этого Бог, как мы это указали выше, благословил Иакова Быт 35:9. И явился Бог Иакову по возвращении его из Месопотамии, и благословил его,10. и сказал ему Бог: имя твое Иаков; отныне ты не будешь называться Иаковом, но будет имя тебе: Израиль. И нарек ему имя: Израиль. После чего следует утверждение права Израиля на власть в Ханаане Быт 35:11. И сказал ему Бог: Я Бог Всемогущий; плодись и умножайся; народ и множество народов будет от тебя, и цари произойдут из чресл твоих;
12. землю, которую Я дал Аврааму и Исааку, Я дам тебе, и потомству твоему по тебе дам землю сию.
Как видим, обе истории не противоречат друг другу.
    Воспользуйтесь одной из соц-сетей для входа
    РегистрацияВход на форум 
    «Империал» · Условия · Ответственность · Визитка · 16 апр 2024, 23:44 · Зеркала: Org, Site, Online · Счётчики