Вместо вступления
Коротко о Хеттском царстве
Спойлер (раскрыть)
Древнейший индоевропейский письменный язык - хеттский. Древнейший письменный памятник - так называемый "текст царя Аниты" (Anittaš [s] - окончание Nom sg.). Это памятник XVIII века до н. э., который дошёл до нас в нескольких копиях более позднего времени.
Раннеанатолийские языки близки между собой; можно постулировать существование общеанатолийского праязыка (IV - начало III тысячелетия до н. э.).
До конца 19 века о народе хеттов не было известно ничего, кроме того, что написано в Библии: в Библии хеттеи (так называется это племя в русском синодальном переводе) - сначала фигурируют как одно из племён, живших в Палестине, с которыми израильтяне встретились, вступив в землю обетованную. Но затем, во времена монархии (то есть Иудейского царства) в Библии часто встречаются упоминания о могущественных "хеттейских царях": Во 2-й книге Паралипоменон (I, 17) говорится, что Соломон ввозил лошадей из Египта и продавал их "царям хеттейским и царям арамейским"; в 4-й книге Царств читаем о том, что сирийскому стану послышался шум коней и колесниц и сказали они друг другу: "Верно, нанял против нас царь израильский царей хеттейских и египетских? и встали и побежали в сумерки". То есть эти "хеттейские цари" были могущественны, как египетские.
Потом свидетельства об этом народе были обнаружены в исторических хрониках Египта: народ ht . Затем (это ещё 19 век) началась дешифровка ассирийских клинописных надписей и обнаружилось, что ассирийцам была известна некая страна hatti (хатти).
В 1887 году в Телль-Эль-Амарне (Египет) был открыт архив клинописных глиняных табличек, большей частью на аккадском языке, содержащих дипломатическую и административную переписку египетских царей - Эхнатона и его отца Аменхотепа III - то есть середины XIV века до н. э. В письмах от палестинских и ассирийских вассалов содержались частые упоминания о царе Хатти и передвижении его войск.
Более того, среди писем одно было от самого Сиппилулиумы, царя страны Хатти; он поздравлял Эхнатона с восшествием на престол. Ещё там были 2 письма на неизвестном языке, одно из них предназначалось царю некой страны, называвшейся Арцава. Арцава находилась в вассальной зависимости от Хатти. Норвежский учёный Й. Кнудтсон изучил эти письма и в 1902 году указал, что этот язык имеет видимое сходство с индоевропейскими.
И, наконец, в 1906 году группой немецких учёных под руководством Гуго Винклера были начаты раскопки в селении Богазкёй в Турции. Оказалось, что на этом месте находилась Хеттская столица - город Хаттуса (Hattušaš). Результаты раскопок превзошли все ожидания: был открыт царский архив, содержащий около 10 тысяч клинописных табличек. Некоторые из них были написаны на уже изученном аккадском языке, но большая часть на том же языке, что и оба ранее открытых "арцавских" письма.
Во время первой мировой войны эти таблички были опубликованы. В 1915-1917 годах Берджих Грозный (1879-1952) (чешский учёный) расшифровал хеттские тексты (это была, конечно, предварительная расшифровка) и установил, что язык этих текстов принадлежит к индоевропейским. Наибольшая заслуга в расшифровке и переводе хеттских текстов принадлежит Ф. Зоммеру.
Фердинанд Зоммер (1875-1963), выдающийся ассириолог. Зоммер и ещё несколько учёных постепенно прочитали хеттские тексты, и теперь наши знания об этом языке достигли такого уровня, при котором исторические тексты можно перевести от начала до конца с почти полной уверенностью, хотя тексты, например, религиозного содержания всё ещё содержат отдельные тёмные места.
Раннеанатолийские языки близки между собой; можно постулировать существование общеанатолийского праязыка (IV - начало III тысячелетия до н. э.).
До конца 19 века о народе хеттов не было известно ничего, кроме того, что написано в Библии: в Библии хеттеи (так называется это племя в русском синодальном переводе) - сначала фигурируют как одно из племён, живших в Палестине, с которыми израильтяне встретились, вступив в землю обетованную. Но затем, во времена монархии (то есть Иудейского царства) в Библии часто встречаются упоминания о могущественных "хеттейских царях": Во 2-й книге Паралипоменон (I, 17) говорится, что Соломон ввозил лошадей из Египта и продавал их "царям хеттейским и царям арамейским"; в 4-й книге Царств читаем о том, что сирийскому стану послышался шум коней и колесниц и сказали они друг другу: "Верно, нанял против нас царь израильский царей хеттейских и египетских? и встали и побежали в сумерки". То есть эти "хеттейские цари" были могущественны, как египетские.
Потом свидетельства об этом народе были обнаружены в исторических хрониках Египта: народ ht . Затем (это ещё 19 век) началась дешифровка ассирийских клинописных надписей и обнаружилось, что ассирийцам была известна некая страна hatti (хатти).
В 1887 году в Телль-Эль-Амарне (Египет) был открыт архив клинописных глиняных табличек, большей частью на аккадском языке, содержащих дипломатическую и административную переписку египетских царей - Эхнатона и его отца Аменхотепа III - то есть середины XIV века до н. э. В письмах от палестинских и ассирийских вассалов содержались частые упоминания о царе Хатти и передвижении его войск.
Более того, среди писем одно было от самого Сиппилулиумы, царя страны Хатти; он поздравлял Эхнатона с восшествием на престол. Ещё там были 2 письма на неизвестном языке, одно из них предназначалось царю некой страны, называвшейся Арцава. Арцава находилась в вассальной зависимости от Хатти. Норвежский учёный Й. Кнудтсон изучил эти письма и в 1902 году указал, что этот язык имеет видимое сходство с индоевропейскими.
И, наконец, в 1906 году группой немецких учёных под руководством Гуго Винклера были начаты раскопки в селении Богазкёй в Турции. Оказалось, что на этом месте находилась Хеттская столица - город Хаттуса (Hattušaš). Результаты раскопок превзошли все ожидания: был открыт царский архив, содержащий около 10 тысяч клинописных табличек. Некоторые из них были написаны на уже изученном аккадском языке, но большая часть на том же языке, что и оба ранее открытых "арцавских" письма.
Во время первой мировой войны эти таблички были опубликованы. В 1915-1917 годах Берджих Грозный (1879-1952) (чешский учёный) расшифровал хеттские тексты (это была, конечно, предварительная расшифровка) и установил, что язык этих текстов принадлежит к индоевропейским. Наибольшая заслуга в расшифровке и переводе хеттских текстов принадлежит Ф. Зоммеру.
Фердинанд Зоммер (1875-1963), выдающийся ассириолог. Зоммер и ещё несколько учёных постепенно прочитали хеттские тексты, и теперь наши знания об этом языке достигли такого уровня, при котором исторические тексты можно перевести от начала до конца с почти полной уверенностью, хотя тексты, например, религиозного содержания всё ещё содержат отдельные тёмные места.
Коротко о Хеттском царстве
Спойлер (раскрыть)
Хеттское царство было во II-м тысячелетии до н. э. могущественной державой, соперничавшей с Египтом. Оно располагалось на территории современной Турции (так называемое Анатолийское плато), а точнее - в её основной части.
Хетты переняли своё название и всю свою культуру от другого народа (называемого теперь хатты или протохетты), неиндоевропейского, жившего на этой территории до них (то есть хаттский субстрат).
Название страны - Hatti от хаттов
Название столицы - Hattušaš
До Хаттусы столицей хеттов был город Неса (или Канес) , а сами хетты называли себя несийцами.
В истории хеттского царства 3 периода (они же - периоды в истории хеттского языка).
I. Древнее царство (XVII-XVI века).
II. Среднее царство (XVI-XV века) - достаточно тёмный период в истории; кроме имён царей, мало что известно.
III. Новое царство (XIV-XIII века).
Наибольший расцвет - при Сиппилулиуме I и его сыне Мурсили II (2-я и 3-я четверть XIV века) 1380-1315 года.
К юго-востоку от хеттского царства располагалось государство Митанни, которое населяли хурриты, но правящей верхушкой были арийцы - митаннийский арийский язык (самый древний язык индоевропейской группы).
От этого языка известно несколько слов из хеттского трактата по коневодству, составленного неким Киккули из Митанни.
Это было новое слово в военном деле. Хетты переняли у митаннийцев колесницы (лёгкие, на 2 колёсах со спицами) - самое передовое средство ведения войны.
Тем не менее, как и все цивилизации, хеттское царство гибнет. В конце XIII века Хаттуса разрушена, Хеттская империя прекращает своё существование. Правда, ещё долго существовали многочисленные позднехеттские царства - мелкие государства, царьки которых носили громкие имена великих хеттских царей древности.
Хетты переняли своё название и всю свою культуру от другого народа (называемого теперь хатты или протохетты), неиндоевропейского, жившего на этой территории до них (то есть хаттский субстрат).
Название страны - Hatti от хаттов
Название столицы - Hattušaš
До Хаттусы столицей хеттов был город Неса (или Канес) , а сами хетты называли себя несийцами.
В истории хеттского царства 3 периода (они же - периоды в истории хеттского языка).
I. Древнее царство (XVII-XVI века).
II. Среднее царство (XVI-XV века) - достаточно тёмный период в истории; кроме имён царей, мало что известно.
III. Новое царство (XIV-XIII века).
Наибольший расцвет - при Сиппилулиуме I и его сыне Мурсили II (2-я и 3-я четверть XIV века) 1380-1315 года.
К юго-востоку от хеттского царства располагалось государство Митанни, которое населяли хурриты, но правящей верхушкой были арийцы - митаннийский арийский язык (самый древний язык индоевропейской группы).
От этого языка известно несколько слов из хеттского трактата по коневодству, составленного неким Киккули из Митанни.
Это было новое слово в военном деле. Хетты переняли у митаннийцев колесницы (лёгкие, на 2 колёсах со спицами) - самое передовое средство ведения войны.
Тем не менее, как и все цивилизации, хеттское царство гибнет. В конце XIII века Хаттуса разрушена, Хеттская империя прекращает своё существование. Правда, ещё долго существовали многочисленные позднехеттские царства - мелкие государства, царьки которых носили громкие имена великих хеттских царей древности.