Из докладной записки начальника 3 отдела ЗапОВО П.Г. Бегмы секретарю ЦК КП(б)Б П.К. Пономаренко о заводских дефектах самолетов МИГ-1 и МИГ-3
г.Минск
17 июня 1941 г.
Совершенно секретно
Лично
Истребительные авиационные полки 9 смешанной авиационной дивизии — 41,124,126 и 129 для перевооружения получили 240 самолетов МИГ-1 и МИГ-3.
В процессе освоения летно-техническим составом самолета МИГ-1—МИГ-3 по состоянию на 12.6.41 г. произошло 53 летных происшествия. В результате этих происшествий полностью разбито и ремонту не подлежит 10 самолетов, 5 требуют заводского ремонта и 38 самолетов требуют крупного ремонта в авиационных мастерских. Итого выведено из строя 53 самолета.
По различным заводским дефектам самолета и мотора временно непригодны к эксплуатации свыше 100 самолетов. Таким образом, в настоящее время на все полки 9 смешанной авиадивизии имеется исправных 85—90 самолетов на 206 летчиков, вылетевших на самолетах МИГ-1 и МИГ-3.
За последнее время участились случаи летных происшествий на самолетах МИГ-1— МИГ-3 по вине материальной части самолета и вооружения. Только за 10 дней июня с. г. по этой причине в частях дивизии произошло 30 летных происшествий.
Необходимо отметить, что во время освоения и эксплуатации в воздухе самолета МИГ-1— МИГ-3, мотора АМ-35-а и вооружения установлено, что продукция заводов № 1 и 24 имеет большое количество дефектов. 4.6.41 г. в 124 авиаполку был произведен тщательный осмотр 50 самолетов МИГ-3. Осмотром выявлен целый ряд производственных дефектов (перечень выявленных дефектов при сем прилагаем)1.
С 1 по 10 июня 1941 г. в 126 и 129 авиаполках произошло 6 аварий моторов по заводским дефектам, дефекты пока точно не установлены. Аварии моторов произошло в воздухе, в результате чего 1 самолет потерпел катастрофу, 2 самолета — аварии и 3 самолета — поломку.
Приводим краткий анализ этих происшествий [...]2
По вышеуказанным 6 случаям аварий моторов производят расследование: представители заводов № 1 и 24, представители ВВС КА и командующий ВВС ЗапОВО.
Причины аварий пока что не установлены, но есть предположение специалистов о том, что в моторах АМ-35-а слабое крепление шатунов, недоброкачественное горючее, вследствие чего может быть детонация, а также недоброкачественная смазка деталей мотора.
Недочеты вооружения новой матчасти самолетов МИГ-1 и МИГ-3.
По состоянию на 12.6.41 г. из 240 самолетов МИГ пристрелены пулеметы лишь на 132 самолетах, из которых 65—70% имеют пристрелку на земле. При пристрелке пулеметов БС в апреле—мае месяцах с. г., большинство пулеметов по различным заводским дефектам совершенно не стреляли.
На нескольких самолетах имеются случаи выхода из строя синхронизаторов пулеметов БС, что приводило к произвольной и несинхронной стрельбе [...]3
Обнаруженные дефекты показывают, что стрельба из пулемета БС происходила при поломанном передаточном рычаге, причем излом валика вызвал прогрессирующее запоздание выстрелов, о чем свидетельствует расположение пробоин на лопасти винта.
Основной причиной прострела лопастей винта является: поломка хвостовика и валика внутреннего передаточного рычага синхронизатора, вследствие конструктивно-технологических недостатков синхронизатора завода № 24, детали которого не выдерживают нагрузки, возникающей во время стрельбы пулемета БС.
По заключению комиссии под председательством инженера-инспектора по вооружению ВВС ЗапОВО Бродова установлено, что до изменения конструкции синхронизатора стрельбу из пулеметов БС производить опасно.
На данной стадии освоения самолета МИГ-1—МИГ-3 уже сложилось определенное мнение летного состава о летно-технических данных этого самолета.
Один из лучших и опытных летчиков истребителей (летает на истребителях 11 лет) ВВС ЗапОВО, освоивший самолет МИГ-3 на боевое применение, командир 124 истребительного полка майор Полунин говорит: «Самолет МИГ-1—МИГ-3 по своим летным качествам может быть использован как перехватчик. Большая горизонтальная скорость самолета позволяет вести борьбу с самолетом противника на преследование и при перехвате. Групповой воздушный бой вследствие недостаточной маневренности самолета вести затруднительно, т. к. практически за один переворот через крыло самолет теряет высоты 700—600 метров. Самолет на пилотаже требует большого внимания, т. к. при малейших некоординированных действиях летчика самолет немедленно срывается в штопор, а вывод из штопора сложен и для этого понадобится много высоты. На посадке самолет не терпит даже малейших ошибок летчика в технике пилотирования. Самолет держится только на моторе, а мощность мотора АМ-35-а для этого самолета недостаточная.
Мотор АМ-35-а имеет целый ряд дефектов, кои необходимо устранить. После 8—10 часов работы мотора на взлете отказывают свечи, мотор, по еще невыясненным причинам, дает перебои и сбавляет мощность. Такой мотор только усиливает неверие летного состава в самолет.
Самолет МИГ-1—МИГ-3 содержит целый ряд заводских и конструктивных дефектов, кои для улучшения летно-тактических данных самолета необходимо устранить, а для устранения этих дефектов больших средств не понадобится. К этим недочетам относятся:
1. Прицел неудобен для пользования, т. к. плохо видно сетку, далеко отстоит от глаз летчика, козырек забрасывает маслом.
2. Козырек необходимо изменить и снять (или конструктивно изменить) фонарь: при вынужденной посадке фонарем убито 2 летчика и, в частности фонарем убит капитан Тихонов.
3. Лопасти винта необходимо укоротить, т. к. на взлете при незначительном передире хвоста лопасти касаются земли и ломаются.
4. Ремни летчика неудобные — плохо держат.
Самолет необходимо облегчить. Опыт освоения и выполнения задач на боевое применение показывает, что самолет МИГ-1—МИГ-3 рассчитан на летчика, имеющего оценки техники пилотирования на самолете И-16 не ниже «хорошо». Среднему летчику овладеть техникой пилотирования на самолете МИГ-1—МИГ-3 трудно и не без риска для жизни».
Сложность пилотирования самолета МИГ-1—МИГ-3 и наличие в нем производственных дефектов вызывает недоверие к самолету, на основании чего даже старые опытные летчики истребители бояться летать на них.
Командир 9 смешанной авиации генерал-майор Черных вылетел на МИГ-1 в марте месяце, сделал 2 посадки (1 посадка граничила с поломкой) и после этого ни одного раза не летал.
Инспектор техники пилотирования истребительной авиации ВВС округа майор Олейников вылетел и сделал 3 посадки на самолете МИГ-1 в марте м-це с. г., после этого не летает на самолете МИГ-1—МИГ-3. В беседе с летным составом Олейников заявил: «Я подожду самолета «ЯК» или другого какого-либо».
Необходимыми мероприятиями для успешного освоения самолетов МИГ-1—МИГ-3 являются:
1. Устранение выявленных производственных дефектов самолета МИГ-1—МИГ-3, мотора АМ-35-а и вооружения.
2. Обобщение опыта освоения летно-техническим составом самолета МИГ-1—МИГ-3 и мотора АМ-35-а в виде практических советов летному и техническому составу частей.
Приложение: по тексту на 11 листах4.
Начальник 3 отдела За[п]ОВО
майор госбезопасности Бегма
НАРБ. Ф. 4п. Оп. 21. Д. 2470. Л. 1—7. Подлинник.
Source:
Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь