Первая игра, в которой Чужой выглядит как в фильмах, а встреча с ним вселяет оцепеняющий ужас
Разработчики игр по мотивам «Чужих» всегда сталкивались с одной проблемой: как сохранить атмосферу фильмов и при этом сделать игру увлекательной. Интересный фильм можно снять с одним-единственным монстром и вообще без стрельбы. Интересную игру на таком материале построить гораздо труднее. Компромисс был найден в серии Aliens vs Predator: это были привычные шутеры — только с темнотой, зловещими звуками и прыжками и из-за угла.
Проблема была в том, что они нарушали канон. В фильмах с Чужими не могли справиться даже военные: в фильме «Чужие» (1986) морпехи почти все сразу погибли, а в «Чужом: Воскрешение» при возникновении угрозы сочли за благо сразу же эвакуироваться. В играх, даже самых удачных (Aliens vs. Predator 2), Чужие были всего лишь расходным материалом. Alien: Isolation впервые делает из Чужого то, кем он был в фильмах — неуловимого суперхищника.
Игра идет от лица Аманды Рипли, дочери Элен Рипли. Через пятнадцать лет после исчезновения матери Аманда с небольшой командой отправляется на космическую станцию «Севастополь», с которой была потеряна связь. На месте выясняется, что станцию терроризирует Чужой, а выжившие никому не верят и готовы стрелять во всех подряд.
Аманда Рипли очень похожа на мать: тот же характер, та же сноровка в обращении с гаечными ключами и автогеном
Первое, на что обращаешь внимание в игре — насколько точно в ней воссоздан антураж первых двух фильмов. Массивные ЭЛТ-мониторы, оборудование с аналоговыми переключателями, компьютеры образца 80-х с характерным досовским интерфейсом. Даже точки сохранения сделаны в виде рабочих станций, в которые вставляется здоровенная карта памяти и на нее неспешно записываются данные. Если про Half-Life и Portal можно сказать, что они сделаны с неподдельным уважением к физике, то Alien: Isolation — про любовь к механизмам как ее понимают в паблике «Суровый технарь».
После современных всепрощающих игр с чекпойнтами на каждом шагу Alien: Isolation кажется безжалостной, как сам Чужой. Аманда медленно реагирует, не умеет драться и поначалу почти не вооружена. Враги чуткие, а понять, видно им тебя или нет, можно только по их поведению (индикатора освещенности, как в Thief, здесь нет). Справиться более чем с одним человеком одновременно сложно, а точки сохранения иногда разбросаны далеко и сохраняться дают не всегда. Ты снова и снова умираешь, перезагружаешься, скрежещешь зубами, проклинаешь сложность.
В Alien: Isolation очень точно воссоздан антураж первых двух фильмов
А потом появляется Чужой. И становится ясно, что до сих пор была только разминка. Чужой превращается в источник постоянной угрозы. Убежать от него невозможно, убить нельзя (на поздних уровнях можно ненадолго отпугнуть), а если навести его на группу вооруженных людей, это позволит лишь выиграть немного времени. Чужой непредсказуем, он может объявиться внезапно после долгого перерыва прямо над головой и утащить слизистой лапой в дыру на потолке. Даже у компьютерного терминала и при сохранении (в таких местах игры обычно включают режим «я в домике») нельзя чувствовать себя в безопасности. Единственным безопасным местом, вопреки канону, поначалу кажется вентиляция, но Чужой быстро развеивает это заблуждение.
Дожить от сохранения до сохранения можно, если запастись терпением и вести себя как можно тише. Не бегаем, а ходим или лучше даже крадемся. Не стучим без необходимости гаечным ключом по стенам (так можно отвлечь людей и синтетов). Не используем самодельные генераторы шума. Не поднимаем стрельбу и не провоцируем на нее других. В каждом новом помещении высматриваем в первую очередь места, где можно спрятаться. Стараемся не дышать.
Чужого может привлечь даже писк датчика движения
Нет, серьезно. Чужой очень чувствителен, он может почуять Рипли даже внутри укрытия. Если у него возникли подозрения, надо немедленно убрать датчик движения (пищит, зараза), отдернуть голову от дверной решетки и задержать дыхание. Напряжение в этот момент такое, что у тебя самого вытягивается лицо и перехватывает дыхание.
Alien: Isolation вообще часто генерирует зрелищные ситуации. Пример из моего опыта: я сворачиваю в коридор и натыкаюсь на вооруженного человека. Он хватается за оружие, я убегаю в ближайшее помещение и прячусь в шкаф. Мужик чертыхается, нарезает круги, потом встает, подозрительно смотрит на шкаф… и начинает стрелять в меня прямо сквозь дверь. Я мысленно готовлюсь к перезагрузке, но тут из вентиляции вываливается алиен и молниеносно кончает стрелка.
Чужой ведет себя в точности как в фильмах. Он очень чувствителен и как будто наслаждается процессом охоты. Вот вы прячетесь под кроватью, а в комнату заходит Чужой. Он неспешно обходит комнату несколько раз, выходит и снова заходит, долго смотрит в сторону Рипли, отворачивается и куда-то запрыгивает. Шум затихает, опасность, казалось бы, миновала, можно вылезать из укрытия. Но стоило только чуточку высунуться, как перед глазами появляется слюнявая пасть. Чужой не ушел, он просто устроил ловушку.
Иногда кажется, что Чужой играет с тобой: он и так знает, где ты находишься, просто растягивает удовольствие
Узнать о близости Чужого, помимо датчика движения, можно по шумам в вентиляции. Но это удается не всегда: в игре много фоновых звуков (что-то где-то стучит, гудит, доносятся приглушенные голоса), они хорошо сделаны и не всегда отличимы от звуков, издаваемых Чужим в непосредственной близости от вас. Вообще звуковой картиной игра напоминает The Chronicles of Riddick: Escape from Butcher Bay.
Наилучшие впечатления от игры получат обладатели Xbox One и PS4. В Alien: Isolation есть опция, при включении которой камера консоли начинает улавливать звук в помещении играющего и, если шуметь, можно привлечь внимание врагов. Таиться приходится по обе стороны экрана.
Единственное слабое место игры — облик персонажей. Чужой великолепен и в целом графика отличная, но вот люди деревянные и с мертвыми, не двигающимися глазами. После The Last of Us тяжело на такое смотреть.
При всех достоинствах Alien: Isolation подойдет не всем: это медленная игра с неидеальным управлением и долгим периодом вхождения. Первые несколько часов она может просто бесить. Но, если вы терпеливы и обладаете крепкими нервами, то вскоре обнаружите, что от нее трудно оторваться, даже несмотря на частые перезагрузки. Чужой наконец-то получился в играх именно таким, каким он был в фильмах.
Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь