Архитектор - первое порождение тьмы, обладающее своей волей. Изгой, не подчиняющийся зову Древних Богов, которому подвластны порождения тьмы. Хоть Архитектор и очень умный, он имеет слабое представление о человечности.
Обычно Архитектор предстает перед нами как спокойная, вежливая личность. Тем не менее, показано, каким холодным, решающим манипулятором он может быть, идя к своей цели, выполняя планы, даже если это означает отказ от своих союзников. Он не знаком с путями других рас, а потому неспособен понять большинство из их действий.
Архитектор с рождения сильно отличался от своих братьев порождений тьмы. В отличие от других порождений, он способен думать независимо от группового сознания порождений тьмы и противостоять зову Древних Богов. Его целью является установление мира между порождениями тьмы и другими расами Тедаса любой ценой. Он надеется найти золотую середину между двумя расами и считает, что эта середина в Серых Стражах, так как те медленно трансформируются из-за влияния скверны.
Используя Брегана, первого чародея Ремиле и его магов, чтобы распространить скверну через чары и магию исключительно на эмиссаров, Архитектор надеялся заразить скверной всех в Тедасе, не смотря на тот факт, что это повлечет за собой множество смертей тех, кто не сможет принять скверну и что это может изменить порождения тьмы как гибридов. Его компромисс в том, что он будет использовать зов Древних Богов, чтобы найти их и уничтожить их, прежде, чем порождения тьмы найдут их и превратят в архидемонов, тем самым положив конец всем будущим Морам. Именно потому Бреган и Женевьева согласились ему помочь.
Из-за того, что Архитектор не зависит от зова Древних Богов, его братья порождения тьмы смотрят на него со страхом, хоть и повинуются командам. Его контроль над другими порождениями неопределен, поскольку он был в состоянии сдержать другие порождения тьмы от преследования Женевьевы и ее группы. Однако, если их жажда крови доходит до точки, он не в силах их контролировать.
В Пробуждении Страж-Командор впервые встречает Архитектора в Силверитовых Шахтах. Его сопровождает Ута, молчаливая сестра, а также сестра Веланны Серанни, из Леса Вендинг. При входе в шахту Архитектор усыпляет Стража и его спутников и сажает их в тюрьму. Когда Страж и его команда просыпается, они лишены всего имущества и должны бежать.
Вторая встреча с Архитектором состоится ближе к концу игры. На этот раз он предлагает Стражу работать вместе для того, чтобы предотвратить будущие Моры. После Зова, он понял, что кровь Серого Стража может нарушить связь между порождениями Тьмы и Древними Богами, и если все порождения подвергнуться влиянию крови Стражей, то не смогут начать Мор.Если Командор отказывается вставать на сторону Архитектора, то ему придется убить Архитектора и Уту.
Если Страж встает на его сторону, то при финальной битве Мать расскажет, что именно Архитектор спровоцировал последний Мор, случайно разбудив Уртемиэля.
Именно Архитектор создал Мать. Он дал ей разум, а она дала потомство мыслящих порождений тьмы. Она называет его "Отцом", а он себя - "Архитектором".
Архитектор упоминается Натаниэлем Хоу когда Хоук получает задание повторить своё путешествие на Глубинные Тропы для поиска пропавшей группы путешественников. Следует отметить мнение Серых Стражей, что, благодаря существованию Архитектора, появление порождений тьмы в Глубинных Тропах стало гораздо более редким явлением, что позволяет безопасно исследовать тейг, найденный экспедицией Хоука.
Если Страж из первой части игры предпочёл сотрудничество с Архитектором (Dragon Age: Awakening), то Андерс просит Хоука отказаться от плана Джанеки (Janeka) управлять Корифеем, потому что Серые Стражи всё ещё не уверены в последствиях сотрудничества с Архитектором. Если же Серый Страж предпочел убить Архитектора в Dragon Age: Awakening, Андерс предупреждает об этом Хоука, обращая внимание на то, что Страж понимал всю опасность как самого Архитектора, так и сделок с порождениями тьмы.