Сообщество Империал: Литература о Скифии - Сообщество Империал

Falstaff

Литература о Скифии

Литература о Скифии
Тема создана: 29 ноября 2013, 17:24 · Автор: Falstaff
 Falstaff
  • Imperial
Imperial
Форумчанин

Дата: 29 ноября 2013, 17:24

Арриан. Поход Александра. Издательство Академии наук СССР. Москва – Ленинград. 1962 г.
Библия.
Галикарнасский Дионисий. Римские древности.
Геродот. История. Перевод Г. А. Стратановского, АСТ, Москва, 2007 г.
Гомер. Одиссея.
Диодор.
Иордан. О происхождении и деяниях гетов. Восточная литература. Москва. 1960 г.
Квинт Курций Руф. История Александра Македонского. Издательство МГУ. 1993 г.
Лаэртский Диоген. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. Мысль. Москва. 1979 г.
Овидий. Письма с Понта.
Полиэн. Стратегемы. Евразия, Санкт-Петербург, 2002 г.
Страбон. География.
Эпитома сочинения Помпея Трога «История Филиппа».
II Международная конференция «Скифы и сарматы в VIII – III вв. до н.э.», посвященная памяти Б.Н. Гракова. Азов – Ростов-на-Дону, 2004 г.
Абаев В. И. Осетинский язык и фольклор. Академия наук СССР. Москва. 1949 г.
Абаев В. И. Скифо-европейские изоглоссы. Наука. Москва. 1965 г.
Агбунов М. В. Путешествие в загадочную Скифию. Москва. Наука. 1989 г.
Артамонов М. И. Киммерийцы и скифы. Издательство Ленинградского Университета. 1974 г.
Бессонова С. С. Религиозные представления скифов. Киев. Наукова думка. 1983 г.
Васильева. Н. И. Великая Скифия.
Вопросы скифо-сарматской археологии. Академия наук СССР. 1954 г.
Гоувей Олдфилд Гоувей М. Лошадь в мифах и легендах. Москва. Центрполиграф. 2007 г.
Граков Б. Н. Скифы. Московский университет. 1971 г.
Грантовский Э. А., Бонгард-Левин Г. М. От Скифии до Индии. Древние арии: мифы и история. Москва. Мысль. 1983 г.
Грантовский Э. А. Ранняя история иранских племён Передней Азии. Москва. Восточная литература РАН. 2007 г.
Грязнов И. П. Каменское городище. Днепропетровск. Проминь. 1978 г.
Гуляев В. И. Скифы: расцвет и падение великого царства. Алетейя. Москва. 2005 г.
Доватур А. И., Каллистов Д. П., Шишова И. А. Народы нашей страны в «Истории» Геродота. Наука. Москва. 1982 г.
Древности скифов. Институт археологии АН Украины. Киев. 1994 г.
Дьяконов И. М. История Мидии от древнейших времен. Институт восточных рукописей РАН. Санкт-Петербург. 2008 г.
Известия императорской археологической экспедиции. С. – Петербург. 1902 г.
Клейн Л. С. Археологические источники. Издательство Ленинградского университета. Ленинград, 1978 г.
Коломийцев И. П. Тайны Великой Скифии. Москва. Олма-Пресс. 2005 г.
Куклина И. В. Этнография Скифии по античным источникам. Ленинград. Наука. 1985 г.
Курганы степной Скифии. Сборник научных трудов. Академия наук Украинской ССР. Институт археологии. Киев. Наукова думка. 1991 г.
Латышев В. В. Известия древних писателей о Скифии и Кавказе. С. – Петербург. Типография императорской академии наук. 1900 г.
Лызлов А. Скифская история. Наука. Москва. 1990 г.
Медведская И. Н. О скифском вторжении в Палестину. Вестник Древней истории, 2000, №2.
Медведская И. Н. Периодизация скифской архаики и Древний Восток. Институт восточных рукописей РАН.
Молев Е. А. Властитель Понта. Издательство Нижегородского университета. Нижний Новгород. 1995 г.
Мурзин В. Ю. Происхождение скифов. Основные этапы формирования скифского этноса. Киев. Наукова думка. 1990 г.
Палеодемография скифского населения Северного Причерноморья. Академия наук. Институт археологии. Киев. 1994 г.
Пиотровский Б. Б. Ванское царство (Урарту). Издательство восточной литературы. Москва. 1959 г.
Погребова М. Н., Раевский Д. С. Ранние скифы и Древний Восток. Москва. Наука. 1992 г.
Порциг В. Членение индоевропейской языковой области. Москва. Едиториал УРСС. 2003 г.
Рагозина З. А. История Ассирии. С.-Петербург. Издание А. Ф. Маркса. 1902 г.
Рагозина З. А. История Мидии. Санкт-Петербург. Издание А. Ф. Маркса. 1903 г.
Раевский Д. С. Мир скифской культуры. Москва. Языки славянских культур. 2006 г.
Райс Т. Тамара. Скифы – строители степных пирамид. Центрполиграф, Внешторгпресс. 2003 г.
Рассадин С. Е. Северные соседи Великой Скифии. Минск. ИООО. Право и экономика. 2005 г.
Ростовцев М. И. Воронежский серебряный сосуд. Петроград. 1914 г.
Ростовцев М. И. Эллинство и иранство на юге России. Москва. Книжная находка. 2002 г.
Рыбаков Б. А. Геродотова Скифия. Москва. Наука. 1979 г.
Сапрыкин С. Ю. Понтийское царство. Москва. Наука. 1996 г.
Скржинская М. В. Скифия глазами эллинов. «Алетейя». Санкт-Петербург. 2001 г.
Сымонович Э. А. Население столицы позднескифского царства. Киев. Наукова думка. 1983 г.
Тантлевский И. Р. История Израиля и Иудеи до разрушения Первого Храма. Издательство Санкт-Петербургского Университета. 2005 г.
Тереножкин А. И. Киммерийцы. Наукова думка. Киев. 1976 г.
Тереножкин А. И. Скифский мир. Наукова думка. Киев. 1975 г.
Худяков Е. С. Военное дело древних племён Сибири и Центральной Азии. Наука. Новосибирск. 1981 г.
Шахермайр. Александр Македонский. Феникс. Ростов-на-Дону. 1997 г.
Щеглов Д. А. «Европейские скифы», противники Александра Великого: проблема этнической принадлежности.
Черненко Е. В. Скифские лучники. Киев. Наукова думка, 1981 г.
Фиалко Е. Е. Памятники скифской эпохи. Институт археологии национальной академии наук Украины. Киев. 1994 г.
     Laszlo
    • Imperial
    Imperial
    Форумчанин

    Дата: 06 декабря 2013, 22:57

    Лингвистические данные свидетельствуют о единстве (или, осторожнее, близости) языка "царских скифов" и "сколотов". Так, Э.А. Грантовский показал существование в диалекте "царских скифов" перехода *d > δ > l (Πάλακος – < *Pāδaka, ср. отмеченное еще в 19 в. соответствие скиф. Παραλάται – авест. paraδāta). О.Н. Трубачем дал убедительную этимологию имени отца Палака Скилура: Σκίλουρος < *skidura- («Режущий; Победоносный»).Между тем название "сколоты" (*skula-ta, где -ta это суффикс множественного числа) это явно более поздняя (V в.) форма того же общего этнонима Skuδa (из *Skuda), которое в ассирийских памятниках выглядит как ašguzāi, asguzāi, iškuzāi, Iškuza и соответствует греческому Σκύθαι (С.В. Кулланда). Только "сколоты" были зафиксированы Геродотом уже после того, как данный переход совершился, в то время как общегреч. Σκύθαι появилось раньше, в VII или VI вв.
    То есть при все различии социальных статусов, "царские" и "пахари" имели одно самоназвание.
    Кулланда С. В. Lingua Scythica ad usum historici // Древности скифской эпохи. М.: ИА РАН, 2006. (Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь)

    - - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -

    С. В. Кулланда - Еще раз о скифском язык
    Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
    Работы Кулланды встретили весьма серьезную критику со стороны А.И. Иванчика.
    Иванчик подвергает сомнению всеобщность перехода *d > *ð > *l в скифском и считает, что он скорее характеризует один из скифских диалектов. Он не принимает предложенные Кулландой новые черты скифской фонетики (*xs > *s, отказ от реконструированного Грантовским перехода *ry > *l) и др. Также он критикует Кулланду и Витчака за некорректное использование данных "из вторых рук" (на примере глоссы "maglu" и Гесихия и др.).
    В целом Иванчик отказывается поддержать однозначное отнесение скифского к юговосточноиранской группе, отмечая, что есть с одной стороны аргументы в пользу более традиционной северовосточноиранской филиации, а с другой - в пользу близости с древнеперсидским (в последнем Иванчик, кстати, совпадает с критикуемым им Витчаком). При этом отмечается, что юговосточноиранская филиация впервые была очень осторожно (как одна из возможных гипотез) предложена Грантовским, Кулланда же на очень шатких основаниях считает ее единственно верной. Однако сам факт глубоко различия между скифским и сарматскими языками под сомнение Иванчиком не ставится, и он демонстрирует свое согласие с С.Р. Тохтасьевым, решительно на этом настаивающем.
    А.А. Немировский - Массагеты Геродота и саки тиграхауда.
    Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
    И.Н. Медведская - О скифском вторжении в Палестину

    Цитата

    Таким образом, история пребывания киммерийцев и скифов в Азии в изложении Геродота не согласуется с данными древневосточных источников. Причины этого, по-видимому, следует искать в самом творческом методе автора "Истории". Геродот начал писать свой труд как логограф, а кончил его, став "отцом истории". И именно в первой части его труда, в предыстории Греко-персидских войн, откуда черпаются сведения по истории Востока, отражена еще не полностью преодоленная Геродотом специфика метода логографов. Установление исторической истины не было для них главной задачей, они стремились не столько к достоверности, сколько к занимательности; часто их собственные гипотезы могли излагаться как установленный факт. К тому же, если логографы чаще всего ограничивались историей отдельных городов и областей Эллады, то Геродот, собирая сведения о народах всей Азии, не зная языков, часто становился заложником некомпетентности своих информаторов. Его скифо-киммерийская история, воспринимаемая исследователями как историческая реальность, является в значительной степени умозрительной конструкцией, плодом размышлений над услышанным и поисков причин и взаимосвязей событий. Она не может вписаться в историю стран древнего Востока, события которой зафиксировали современники в своих анналах, хрониках, письмах, донесениях, пророчествах и т.

    Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь

    - - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -

    Представления Геродота о Древнем Востоке зачастую фантастические и основаны на мифах как например некоторые моменты из истории скифов. В общем, Геродот это классический пример того как возникают исторические мифы. Но это характерно и для историков более поздних эпох. Нужно принимать во внимание тот факт, что он был фактически первым в современном понимании греческим историком. Без искажений реальности не обошлось. Более-менее отображена история Греции и Малой Азии, а далее на восток уже начинаються проблемы. Относительно клинописных табличек, то хотя их сведения отрывочны, но более конкретны. Сведения Библии позволяют окончательно прояснить ситуацию. В общем, киммерийцы могли атаковать Лидию и Ассирию, а скифы - Ассирию и Мидию. Далее они вряд ли самостоятельно доходили.

    - - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -

    Думаю скифы присутствовали в ассирийском войске или как наемники или как пленники подобно киммерийцам на службе у кимммеийцев.
       Laszlo
      • Imperial
      Imperial
      Форумчанин

      Дата: 07 декабря 2013, 19:23

      Иванчик А.И. - Воины-псы. Мужские союзы и скифские вторжения в Переднюю Азию
      Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
      саки-хаомаварга, «варящие хаому — дурманящий напиток», населявшие долину реки Мургаб (у Геродота и античных авторов — амюргии)
      саки-тиграхауда, «в остроконечных шапках» (в Бехистунской надписи Дария ), проживавшие в предгорьях Тянь-Шаня (часто отождествляются с массагетами античных авторов),
      саки-парадарайя, «которые за морем (за рекой)»
      Шакашен (область саков) — исторический гавар (район) наханга древней Армении
      Систан (< Сеистан < Сакастан) — историческая область и провинция современного Ирана.
      саки-парасугудам, «за Согдианой», которые проживали в бассейне Аральского моря в низовьях Сырдарьи и Амударьи
      Акишев К. А. Курган Иссык. Искусство саков Казахстана. М.: Искусство, 1978; Акишев А. К. Костюм «Золотого человека» и проблема катафрактария; Акишев К. А., Акишев А. К. Происхождение и семантика Иссыкского головного убора // Археологические исследования в Казахстане. Алма-Ата, 1979.
      Ляпунова Н.Н., Нечаев Р.Ю. Кочевники Средней Азии и Империя Ахеменидов
      Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
      М.А. Дандамаев - Политическая история Ахеменидской державы - Поход против саков тиграхауда
      Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
      М.А. Дандамаев. Отражение содержания Бехистунской надписи в труде Геродота "Краткие сообщения Института народов Азии. Иранская филология". Т.67. М., 1963. С. 190-192
      Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь

      - - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -

      С.А. Есаян, М.Н. Погребова. Скифские памятники Закавказья.
      Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь

      - - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -

      Бехистунская надпись Дария I
      Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь

      - - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -

      Д.С.Раевский, С.В. Кулланда, М.Н. Погребова Визуальный фольклор. Поэтика скифского звериного стиля. // М.: Институт востоковедения РАН. 2013. 274 с. 2
      Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
      Кулланда С. - Скифы: язык и этнос
      Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
      Кулланда С. Уроки скифского
      Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь)jlr2011-5(48-68).pdf
      Scythica sub specie iranicorum (скифская тематика в трудах Э.А. Грантовского). – ВДИ 2002, № 4, стр. 213–226 (в соавторстве с Д.С. Раевским).
      Эминак в ряду владык Скифии. – ВДИ 2004, № 1, стр. 79–95 (в соавторстве с Д.С. Раевским).
      54. Еще раз о скифском языке. – Orientalia et Classica. Труды Института восточных культур и античности РГГУ. Выпуск VI. Аспекты компаративистики 1. М., 2005, стр. 215–225.
      55. The Scythian language revisited. – Third International Congress on Black Sea Antiquities (Pontic Congress). The Black Sea Area and its Relationship with Ancient Central and Eastern Europe (1st Millennium BC-5th Century AD) (Prague – 11-18 September 2005). Preliminary Program. Abstracts of Papers and Posters. Prague, 2005, pp. 19–20.
      The Scythian language revisited. – Eurasia Scythica. History, Culture & Languages of Ancient Iranian Nomads of Eurasia. Paris – Vladikavkaz/Dzæwdžyqæw, 2006, vol. 1, no. 1, pp. 74–81.
      65. Lingua Scythica ad usum historici. – Древности скифской эпохи. Сборник статей. М., 2006, стр. 194–209.
      66. Иранский мир и скифы Причерноморья. – Irano-Slavica 2006 № 2 (10), стр. 53–55 (в соавторстве с М.Н. Погребовой).
      67. Значение общеарийского наследия в культуре скифов Причерноморья. – Вестник РГНФ, 2006, № 2. С. 5–15 (в соавторстве с М.Н. Погребовой и Д.С. Раевским).
      68. Истоки индоиранских варн. – Smaranam. Памяти О.Ф. Волковой. Сборник статей. C. 19–47. Москва 2006.
      69. Scythian Wordstock in Cuneiform Sources. – Scythians, Sarmatians, Alans: Iranian-speaking Nomads of the Eurasian Steppes. International & Interdisciplinary Conference. Barcelona, 7-10 May 2007. Abstracts of Papers: 28. Barcelona 2007.
      73. Scythica obsoleta. – ВДИ, 2008, № 1, стр. 204–210.
      79. Thraco-Scythica denuo – Stratum plus. № 3, 2005-2009. Скифские интерпретации, СПб-Кишинев-Одесса-Бухарест 2009, стр. 142–145.
      80. Iranian-speaking nomads and their languages in the 1st millennium B.C. – 1st millennium A.D. – 4th International Congress on Black Sea Antiquities. The Bosporus: Gateway between the Ancient West and East (1st Millennium BC – 5th Century AD) (Istanbul 14-18 September 2009). Summaries of papers. Istanbul 2009, p. 59.
      92. Уроки скифского. – Вопросы языкового родства. Международный научный журнал. № 5, М., 2011, стр. 48-68.
      93. Скифы: язык и этнос. – Вестник РГГУ. Серия «Востоковедение. Африканистика» № 2 (64).11. М., 2011, стр. 9–46.
      105. The Scythian goddess Api. – Global Mythology: Typological and Regional Studies. Program and abstracts. Saint Petersburg, 2012, p. 11.

      - - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -

      Статьи Иванчика
      Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
      Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
      Кем были "скифские" лучники на аттических вазах эпохи архаики? II, ВДИ, 2002, № 4, 23-42
      Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
      Кем были "скифские" лучники на аттических вазах эпохи архаики? I, ВДИ, 2002, № 3, 33-55
      Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
      On the Problem of the Scythian Language/К вопросу о скифском языке // ВДИ, 2009, № 2, 62-88
      Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь

      - - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -

      Szemerényi, Oswald (1980). Four old Iranian ethnic names: Scythian – Skudra – Sogdian – Saka. Veröffentlichungen der iranischen Kommission Band 9. Wien: Verlag der Österreichischen Akademie der Wissenschaften
      Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
      Davis-Kimball, Jeannine (1995). "The Scythians in southeastern Europe". Nomads of the Eurasian Steppes in the early Iron Age. Zinat press. ISBN 1885979002.
      Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
      Bonfante, Larissa (2011). "The Scythians: Between Mobility, Tomb Architecture, and Early Urban Structures". The Barbarians of Ancient Europe: Realities and Interactions. Cambridge University Press.
      Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
      An Introductory Bibliography on Scythia
      Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь

      - - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -

      Ну и конечно же Хазанов А.М. - Социальная история скифов
      Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
         Laszlo
        • Imperial
        Imperial
        Форумчанин

        Дата: 10 декабря 2013, 23:14

        Публикации А.В. Шелеханя
        Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
        Статья Г.В. Вертиенко
        Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
        Статья о скифских походах в Переднюю Азиию
        Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
        Статья о Скифии
        Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
        Фортификации скифского времени
        Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
        Скифия по Геродоту
        Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
        Это украинские публикации. Язык большинства из них украинский.

        - - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -

        С. Яценко. КОСТЮМ ИРАНОЯЗЫЧНЫХ НАРОДОВ ДРЕВНОСТИ И МЕТОДЫ ЕГО ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОЙ РЕКОНСТРУКЦИИ. М. 2002
        Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
        С. Яценко. ЭПИЧЕСКИЙ СЮЖЕТ ИРАНОЯЗЫЧНЫХ КОЧЕВНИКОВ В ДРЕВНОСТЯХ СТЕПНОЙ ЕВРАЗИИ
        Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
        М. Грязнов. Аржан, царский курган раннескифского времени. Л. 1980
        Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь

        - - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -

        Статья Акишева о Золотой человеке (из саков)
        Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
           Аском
          • Imperial
          Imperial
          Форумчанин

          Дата: 07 июля 2016, 01:27

          СКИФСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ

          Историческое значение скифской цивилизации.
          Скифская цивилизация явилась продолжением социальных и духовных традиций древних ариев в новых исторических условиях. Скифская цивилизация явилась продолжением социальных и духовных традиций древних ариев в новых исторических условиях. Освоив огромные территории и создав новую систему хозяйства, скифы построили собственное культурное пространство, открытое для обмена и сотрудничества, но стойко сохраняющее индоевропейское-арийское-иранское наследие. Этими обстоятельствами традиционности (древние корни), новизны (кочевничество), открытости (мировые связи) и определяется самобытность и длительное влияние скифской цивилизации.

          Путешествие Геродота в Скифию обогатило науку не только подробностями похода 514 г., но исторически важными сведениями о племенах и народах Восточной Европы в VI—V вв до н. э.
          Б. А. Рыбаков

          Пожалуй, ни у одного народа древности зооморфный орнамент не получил такого широкого распространения, как у скифов Северного Причерноморья и родственных им племен степной и лесостепной Евразии. Изображения животных украшали конскую сбрую, оружие, одежду, знаки власти, предметы культа и туалета.
          С тонким пониманием натуры художник выделяет, типизирует, а подчас и гипертрофирует наиболее существенное с его точки зрения в животном: у оленя, лося, горного козла — рога, уши, копыта; у барса, льва, волка — зубастую пасть, ноздри, уши, лапы и хвост; у орла — клюв, глаз, когти. При моделировке тела подчеркиваются только ведущие группы мышц, прежде всего плечо и бедро. Такое сочетание жизненной выразительности с деловой трактовкой характерных черт и позы животного — важнейший признак скифского звериного стиля.
          А. И. Шкурко.

          Среди всех известных нам народов только скифы обладают одним, но зато самым важным для человеческой жизни искусством. Оно состоит в том, что ни одному врагу, напавшему на их страну, они не дают спастись; и никто не может их настичь, если только сами они не допустят этого.
          Геродот

          Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
             Похожие Темы
            TЛитература и вопросы по античной истории
            Что почитать для тех кто играет в Total War: Rome II
            Автор J Jykylyg
            Обновление 29 апреля 2024, 17:42
            ИЛитература по средневековью.
            Ссылки и вопросы.
            Автор w w1tek9
            Обновление 22 апреля 2024, 08:27
            ОАрты, литература и другая информация по Огнём и Мечом 2
            Арты, литература и другая информация по Огнём и Мечом 2
            Автор l lisyanetz
            Обновление 09 марта 2024, 14:49
            Воспользуйтесь одной из соц-сетей для входа
            РегистрацияВход на форум 
            Сообщество ИмпериалИсторические Форумы Форум Древнего Мира Античная Библиотека Обратная Связь
            Стиль:Language: 
            «Империал» · Условия · Ответственность · Визитка · 25 мая 2024, 02:43 · Зеркала: Org, Site · Счётчики