За что я вообще люблю Цивилизацию(даже больше, чем total war) так это за то, что игра представляет из себя очень сложный и тонкий механизм, который требует аккуратности и мега-точности, в этой игре абсолютно всё взаимосвязано. Один маленький просчёт - последствия могут быть непредсказуемыми. И города в цивилизации очень важный и ключевой фактор.
На мой взгляд, строительство городов сильно зависит от, в первую очередь, политики, которую избрал правитель, затем уже от ресурсов, и потом об обстоятельств.
Так, если играть от традиции(в последнее время я сильно полюбил этот институт), то лучше много городов не строить. 3-4 города уже хорошо с упором на рост городов. Если строить больше, то бонусам грош цена. Идеальная тактика - это культурная победа(фокус на неё), но, как показал мой опыт, военная победа тоже хорошо подходит. 3-4 города+институты чести и традиции = без проблем можно поддерживать порядок и производство в своей стране+можно усилить и свои войска. При игре за гуннов эта тактика если не идеальна, то наиболее оптимально. Опыт за Ассирию продемонстрировал тоже самое.
Если играть от воли, то уже с самого начала нас подталкивают к экспансионизму бесплатным поселенцем. Когда я был юн и неопытен, всегда играл через волю, так проще было. По сути, нужно строить много-много поселенцев и захватывать всю карту. Много развитых городов - большой уровень производства. Это и быстрая мобилизация в случае войны, и быстрое строительство зданий. Но до этого ещё дожить надо. Такое обычно к веку 17 у меня получается. Обычно в начале все(или почти все) силы уходят на клепание поселенцев. Также нужно жертвовать ростом ради сохранения счастья. И в самом начале игры обычно не приходится лавировать между производством и ростом, делая упор на первое. Если говорить о строительстве, то лучше всего строить здания дающие счастье, затем производство. Чудеса света - по возможности и от обстоятельств. Культурные и научные строения опциональны(хотя последние предпочтительней) и тоже зависят от обстоятельств, а золото.. хм... ну, города себя окупать должны по идее. Завоёванные города с ценными ресурсами аннексирую, после чего покупаю суд. Остальные - разрушаю. Но в целом через волю легко играть, если следить за счастьем. В этом случае быстрый экспансионизм - ключ к успеху.
Но мне по душе больше традиция стала. Не надо делать акцент на клепание поселенцев, но если закладывать города, то нужно делать это "редко, но метко", чтобы как можно больше наиболее ценных ресурсов попало в нашу сферу влияния. А благодаря высокой культуре границы будут быстро расти. Эффективность традиции, как видим, на лицо. Труднее гораздо лавировать между производством и ростом. Для счастья и денег требуется рост, но а кто же чудеса будет строить. При игре за волю не нужно делать акцент на чудеса. В традиции почти все чудеса нужны и важны! Плюс ещё не всегда нормальные ресурсы находятся близко с вашим первоначальным городом, поэтому нужно сразу обучать разведчика и исследовать карту, чтобы оценить приоритеты и наметить положение будущего города. Также у маленького гос-ва слабая наука, потому с ней тоже обычно много проблем. В плане строительства, то нужно сначала думать о росте городов. За счёт него потом вырастет всё. На второй план я поставлю науку и культуру. Если играть гуннами и Ассирией, то военный план я выставил бы между первым и вторым местом. Деньги и производство опциональны, хотя развитие экономики не помешало бы. Завоёванные города с ценными ресурсами делаю марионеточными, остальное - разрушаю. Традиция гораздо сложнее в плане развития городов и тем интереснее!
Ресурсы тоже важны, как в воле, так и в традиции по возможности строю города сначала возле ресурсов роскоши, а потом, в случае дефицита, и стратегических ресурсов.
Ну и, наконец, обстоятельства. Во время войны не самое лучшее решение строить города. Не лучшее решение строить города, когда рядом варвары. В качестве опорного пункта можно построить городок в тылу врага, но лишь в том случае, если там будут иметься огромные силы. В случае нехватки счастья лучше тоже не думать об экспансии. Ну и как я уже говорил, зависимость от института. В случае с традицией 3-4 городов будет достаточно, дальше уже - шик, который можно позволить в ущерб себе.