Рисунок 1. Опубликован в военно-историческом журнале "Para Bellum", СПб, номер 2 за 2003 г. Статья Л.А. Боброва "Железные ястребы Маверанахра (комплекс защитного вооружения воинов Средней Азии и сопредельных территорий конца XV- XVII вв.)". Окончание статьи. С. 43-80.
Слева - направо:
Бухарский феодал XVII вв.
Комплекс вооружения, изображенного на реконструкции, знатного бухарца представляет собой занимательный сплав местных и иноземных традиций. На голове - сфероконический шлем с широким обручем, ?псевдонакладками?, ступенчатым навершием (найден на тер. Восточного Казахстана) и султаном из конского волоса. К наголовью подвешена кольчужная бармица. Вместо подшлемника используется стеганный ?калпок? с опущенным козырьком. Поверх кольчужной рубашки надет желтый шелковый халат (?кюйреке?). С помощью нашейных лямок и плечевых ремней с кольчужным покрытием, на корпусе зафиксирован зерцальный четырехпластинчатый доспех (?чар-айна?) характерный для Средней и Передней Азии, этого периода. Выпуклые железные наплечники и толстый стеганный на вате воротник дополняют панцирную защиту корпуса. Руки всадника защищены стальными створчатыми наручами с кольчатым соединением и кольчужными ?рукавицами?. Ноги воина от бедра до носок сапог (?чарик?) прикрыты длинными кольчато-пластинчатыми ?дызлык?бутлук?. Левой рукой бухарец удерживает кожаный иранский щит с умбонами (Ор. ПМК),правой - саблю местного производства с красно-желтым темляком и кожаным чехлом для перекрестья (Царскосельский арсенал), на запястье - плеть ?камшы? (МАЭ). Белый кушак скрывает два кожаных пояса. К одному из них подвешены ножны, к другому - богато отделанный металлическими бляшками джунгарский колчан (МАЭ). За кушак заткнут иранский нож с рукоятью из слоновой кости (Царскосельский арсенал).
Конский доспех состоит из кольчато-пластинчатого нагривника, тканевой попоны и железного гомогенного нагрудника. Седло и науз иранского производства, остальная упряжь изготовлена киргизскими мастерами.
Нукер (таджик) из свиты кашгарского хана XVII в.
Кашгарская армия XVII в. даже по меркам Средневековья отличалась исключительной пестротой. В ее состав входили подразделения киргизов, казахов, ойратов, таджиков, собственно кашгарцев и яркендцев, а так же ополчения многочисленных кочевых и оседлых племен населявших Восточный Туркестан. Однако особой надежностью эти войска не отличались. Наиболее лояльными ханской власти считались отряды панцирной конницы (прославленные Шах-Махмудом Чурасом ?сыны эмиров?) и всадники из личной охраны монарха. Однако и эти элитные подразделения не спасли правителей Моголистана, когда в конце XVII в. с Востока в кашгарские степи вторглись хорошо вооруженные и обученные джунгарские армии, ознаменовавшие своим появлением начало эпохи ?Малого монгольского нашествия?.
Изображенный на иллюстрации нукер, одет в стеганный на вате ?чопкут?, скрывающий трофейную бухарскую кольчугу с длинными рукавами и войлочным воротником. В качестве дополнительной защиты корпуса используется характерный для начала столетия пластинчатый нагрудник, сбитый из длинных железных полос. На голове джигита - сфероконический шлем с тремя овальными наклепками на лобовой части и открытой кольчужной бармицей (музей г. Курля, КНР). Воин сражается боевым цепом ?шалк-этме? популярном среди казахских и киргизских ?батыров? эпохи Позднего средневековья и Нового времени. Боевой конь таджика прикрыт кожаной ламинарной броней, полосы которой соединены специальными шнурами с железными заклепками. Конская упряжь изготовлена киргизскими мастерами.
Рисунок 2. Опубликован в военно-историческом журнале "Para Bellum", СПб, номер 1 за 2003 г. Статья Л. А. Боброва "Железные ястребы Маверанахра (комплекс защитного вооружения воинов Средней Азии и сопредельных территорий конца XV - XVII вв.)". С. 71-97.
Слева - направо:
Знатный узбекский феодал конца XV ? начала XVI вв.
Большую часть армии великого узбекского завоевателя Шейбани-хана составляли легковооруженные конные лучники, но высшие ханские вельможи носили великолепные доспехи изготовленные, как степными оружейниками, так и иранскими и самаркандскими ?джабатабами?.
Голову изображенного на реконструкции латника прикрывает позолоченный цельнокованый ?шишак? с маской-личиной (Оружейная Палата Московского Кремля) украшенный лентами и султаном из конского волоса. Шлем дополнен парой наушей и кольчужной бармицей закрытого типа. Корпус воина защищен пластинчато-нашивным ?куяком? необычного покроя: без рукавов, с коротким подолом и косым запахом. Руки латника покрыты ламинарной броней набранной из железных пластин с вырезным краем. Ламинарная броня покрывает и бедра всадника. Железный наколенник с кольчужным подвеском дополняет защиту ног.
К левому предплечью феодала подвешен усиленный стальным умбоном щит из стянутых ивовых прутьев, обтянутых красными нитями. В правой руке панцирник держит длинное копье с узким граненым наконечником и флажком. На запястье узбека - плеть степного производства (МАЭ). К поясу подвешен колчан со стрелами и лук в налучье.
Конский доспех состоит из пяти-частной тканевой попоны и кольчужной ?маски? пришитой поверх толстой кожаной основы.
Бухарский принц (шейбанид) первой половины XVI в.
Среднеазиатская знать XVI в. широко использовала оружие и доспехи импортного производства, изготовленные в Иране, Московии, Ойратии. Вот и в комплексе вооружения воина изображенного на реконструкции отчетливо прослеживаются западные (гератские и иранские) черты.
На голове всадника великолепный сфероконический шлем украшенный золотой насечкой и драгоценными камнями, с наносником, наушами и простым назатыльником (Оружейная Палата Московского Кремля). Шлем удерживается на голове с помощью желтых шелковых лент, выполняющих роль подбородочных ремней. Под усиленный наплечниками цветной халат с подкладкой (?кюйреке?) поддет кольчато-пластинчатый бехтерец. Защита ног уже достаточно совершенна. Она состоит из кольчато-пластинчатого набедренника (?бутлук?), полусферического наколенника (?дызлык?) и кольчато-пластинчатого сегмента прикрывающего верхнюю часть голени. Створчатые наручи (?голчак?) защищают руки принца от кисти до локтя. За кушак заткнут усыпанный драгоценными камнями кинжал иранского производства (Оружейная Палата Московского Кремля), в правой руке всадника-слабоизогнутая сабля (Оружейная Палата Московского Кремля).
Конский доспех состоит из стальной маски с нащечниками, кольчато-пластинчатого нагривника и попоны. Особый интерес представляют нагрудники и боковины: кольчужные и пластинчатые сегменты перемежаются в них в шахматном порядке, что существенно повышает общую эластичность брони.
Рисунок 3. Опубликован в военно- историческом журнале "Para Bellum", СПб, номер 1 за 2003 г. Статья Л. А. Боброва "Железные ястребы Маверанахра (комплекс защитного вооружения воинов Средней Азии и сопредельных территорий конца XV-XVII вв.)". С. 71-97.
Слева - направо:
Тяжеловооруженный самаркандский всадник второй половины XVI ? начала XVII вв.
В этот период наблюдается постепенное облегчение доспехов и сокращение числа лошадей облаченных в панцирные попоны.
Латник на реконструкции одет в бехтерец всего с двумя рядами пластин на груди и коротким кольчужным подолом. Поверх доспеха наброшен легкий халат, предохраняющий металлический панцирь от перенагревания. Голову прикрывает клепаный шлем (обнаружен в высокогорной местности Ак-кель), изготовленный киргизскими мастерами, с обручем, козырьком, кольчужной бармицей и сложным султаном. Кольчато-пластинчатые ?дызлык-бутлук? прикрывают ноги всадника.
Несмотря на то, что в этот период в среднеазиатских государствах распространяется огнестрельное оружие, многие нукеры предпочитали испытанные вековой историей сложносоставные луки. Вот и этот житель Самарканда всем другим видам дистанционного боя предпочитает лучную перестрелку. Обшитый кожей деревянный щит заброшен за спину, степной топорик (МАЭ) приторочен к луке седла, кинжал заткнут пояс, с правого запястья свисает плеть (МАЭ).
Стеганая и подбитая пластинами конская попона, несколько архаична, но от этого не менее популярна среди не самых богатых среднеазиатских дружинников. Данный экземпляр надетый на вороного жеребца состоит из широкого нагривника, пары нагрудников, боковин, задников и накрупника. Сегменты нагрудника и боковин усилены дисковидными железными зерцалами.
Командир отряда киргизских конных лучников первой половины XVII в.
В XVI-XVII веках киргизы широко использовались правителями, Бухары, Самарканда и Кашгарии в качестве легковооруженных конных воинов, приученных, в случае необходимости, вести оборонительный бой, укрывшись за телегами и стреноженными верблюдами. Панцири и шлемы не были широко распространены среди рядовых кочевников, но степная знать была не плохо укомплектована этим видом вооружения.
На голове киргизского сотника войлочная шапка (?калпак?) одетая поверх кольчужной миссюрки и подшлемника. Корпус воина от клинкового удара предохраняет усиленный небольшим зерцалом и наплечниками стеганный войлочный кафтан ?чопкут? с коротким подолом, и кольчужная рубашка. Ноги воина предохраняют ?дызлык- бутлук? с длинным нижним сегментом.
Оружие всадника: лук, стрелы, короткое копье с втульчатым наконечником и бунчуком из конского волоса, кожаный щит. Конский доспех состоит из кольчужного нагрудника, двух боковин и накрупника.
Рисунок 4. Опубликован в военно-историческом журнале ?Para Bellum?, СПб, N 2 за 2003 г. Статья Л.А. Боброва "Железные ястребы Маверанахра (комплекс защитного вооружения воинов Средней Азии и сопредельных территорий конца XV-XVII вв.)". Окончание статьи. С. 43-80.
Слева - направо:
Рядовой воин бухарского городского ополчения.
Война в степи и пустыне требовала высокой мобильности войск. Не удивительно, поэтому, что армии среднеазиатских владык состояли почти исключительно из конницы. И только в редких случаях (например, при осаде крепостей) использовались пешие подразделения. Основным поставщиком пехотинцев выступали городские кварталы крупных торговых и ремесленных центров: Бухары, Самарканда, Хивы, Яркенда. Большая часть городских ополченцев была вооружена и обучена крайне плохо. Исключение составляли лишь вооруженные огнестрельным оружием ?туфазандеры?, передвигавшиеся на лошадях и верблюдах и спешивавшихся во время боя. Использовавшаяся "туфазандерами" тактика была подхвачена казахами и легла в основу военного искусства позднесредневековых ойратов (джунгар).
Бухарский ополченец одет в потрепанный "чопкут" с длинными рукавами и подолом. Поверх стеганого панциря, перехваченного кушаком, пришиты медные диски-наплечники. На голове воина ? небольшая чалма (в XVII в. наряду с чалмами среди жителей Средней Азии не меньшей популярностью пользовались кожаные шапки с меховым околышем и колпаки). На ногах бухарца - войлочные штаны и мягкие туфли ("пайчеки"). В руках ополченца простое копье, за пояс заткнут нож (МАЭ) и топор (МАЭ). За спину заброшен кожаный щит.
Командир отряда казахских наемников второй половины XVII в.
На протяжении всего Позднего Средневековья и Нового времени одним из самых опасных соседей среднеазиатских государств были племена казахов. Иногда самостоятельно, а иногда совместно с киргизами и даже с джунгарами (1612-1613 гг.) казахские племена совершали опустошительные набеги на земли Маверанахра. Чтобы избежать регулярных вторжений, среднеазиатские города были вынуждены приглашать на службу целые казахские роды, а иногда и вовсе признавать протекторат казахских ханов.
Самым популярным видом панцирного вооружения у казахов были панцири кольчатого типа. Изображенный на реконструкции "батыр" одет в кольчужную рубашку ("савут"), усиленную пластинчато-нашивными наплечниками и зерцалом. Поверх доспехов казах набросил легкую расшитую безрукавку ("женсиз"). В качестве головного убора используется, популярный среди степняков, островерхий малахай с лисьей опушкой.
В правой руке всадника украшенный насечкой, боевой топорик (МАЭ). К поясу подвешен лук в налучье, колчан со стрелами ("курамсак"), бухарский нож ("пшак") и сабля (МАЭ). Конские доспехи в этот период почти повсеместно выходят из употребления. Исключение составляют лишь кожаные маски, прикрывавшие лоб и глаза боевых коней номадов и узкие нагрудники из кожи и кольчужной сетки. Такое снаряжение имеет и конь, изображенного на реконструкции, казахского "батыра".