А дровишки о Заратштре из Хорезма это конечно же из статьи о Хорезме в Википедии. Просто прелесть. Информация от местных краеведов (Ургенч и Хива) небось. И пожалуйста хотя бы пишите правильно - Хорасан и Кангюй (вместо Хоросан и Конгюй). Период элинизма и кушан был периодом упадка зороастризма, собственно его исповедовали персы и часть парфян. Вам границы парфянского Царства напомнить. Собственно я и не спорил, что зороастризм мог присутствовать в Средней Азии. Только он присутствовал там во многом благодаря персам и как только те потеряли власть в Бактрию пришли другие религии. Например эллинская религия, а также буддизм со стороны Индии. Кроме того были культы Гиндукушских народов, а также поклонение богам веддийского пантеона - Индре, Митре, Варун. Глубокого влияния персы на бактрийцев не имели и именно поэтому бактрийский язык основан на греческой графике и буквах. Зороастризм был религией больших центров о чем я писал выше. Я собственно и не сомневался что он присутствовал в Согде. Мог присутствовать в Хорезме. Да только связан был скорее с персами и связанными с ними ближайшими иранскими народами Ирана.
- - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -Отвечая на ваш вопрос, я историк, занимаюсь кочевыми народами, да и история сопредельных регионов мне не чужда. И с чего вы подумали, что я уклонюсь от ответа? А кто вы такой? Наверное очередной любитель считающий, что если он прочел у Геродота о Лидии, то может судить о Лидии. Так вот есть множество литературы которую вам необходимо прочитать. Вы бы не устраивали срачи на форумах, а читали книжки что ли, а не Википедию.
Зороастризм существовал в государстве кушанов, но не был доминирующим а был одной из религий государства. Кроме него в этом государстве было большое влияние буддизма и греческой культуры с эллинской религией, не будем забывать традиционных верований самых юэчжей и традиционных верований населения Гиндукуша (смотрите о верованиях кафиров Нуристана и дардских народов) и даже индуизм. Религиозная ситуация в Кушанском царстве отражала этническое разнообразие этого государства. И интересно почему если Авеста широко популярна в Средней Азии на согдийском языке есть христианские, манихейские и буддийские но только не зороастрийские сочинения. А персидский язык в его афгано-таджинской форме (язык дари то есть государственный или официальный язык) стал доминировать в Согдиане только в эпоху Саманидов. Попытки возродить зороастризм Саманидами была неудачна из-за малочисленности их в регионе, а в Иране еще в 10 веке их было около трети. Серьезно сократили их численность монголы, Хулагуиды и походы Тамерлана. Но благодаря попытке Саманидов возродить зороастризм к нам дошло Шах-Намэ Фирдоуси.
- - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -Относительно Кангюй знаю. У того же Кюнера уже Канцзюй. Думаю действительно лучше говорить канки. Кангарайе это сирийская форма названия этого народа, которая у греков приобрела форму кангар относительно некоторых печенежских племен.
Хорасан же достаточно поздний термин и использовался только с 6 века н.э. Многие зороастрийские храмы могли быть сооружены в довольно позднее время. После крушения кушанского царства часть территорий кушан в частности в Афганистане и средней Азии заняли парфяне. Потом эти территории перешли к Эраншахру Сасанидов. Потом многие из прежних владений в Средней Азии были утеряны в войнах с эфталитами и возвращены только благодаря совместной с тюркютами войне персов с эфталитами. Персы же во времена Сасанидов от веротерпимости Ахеменидов и Аршакидов перешли к насаждению зороастризма. Такой была их политика на западе - в Армении и Кавказской Албании, в результате чего довольно часто эти страны обращались за помощью против персов к кочевникам и византийцам. Зороастризм как религия за границами Ирана и Туркменистана был малоуспешным. Среди тюрков его приняли разве-что чолы (народ живший около Дербентского перевала), было два храма у алан, некоторое количество арабов в Бахрейне и йемене, видимо контактировавших с персами. Разве-что до христианства у армян был армянский маздеизм связанный с культурным влиянием Ирана которое ощущалась и в Каппадокии. Другие иранские культы такие как митраизм получили распространение на западне - в Римской Империи где долгое время митраизм был соперником христианства.
- - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -Нужно сказать что зороастризм был попыткой кодифицировать древнеиранские верования. Это не строгий монотеизм наподобие иудаизма, ислама и христианства. ПСмотрите М. Бойс - Бойс М. Зороастрийцы. Верования и обычаи
Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь- - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -В любом случае язык Канцзюя наверняка был в форме арамейской письменности. Согдийская письменность это модифицированный вариант арамейского письма. Письменность могла попасть в Кангюй из Хорезма или Согда. Мне кажеться, что с Самаркандом могла быть та же ситуация, что и в Ташкенте при казахах в 17 веке. Возможно Самарканд зависел от Канцзюя, но на фоне остальных владений выглядел сильно развитым и поэтому китайцы по ошибке его воспринимали как столицу Канцзюя, описание которого скорее соответствует государству кочевников.