Сообщество Империал: Кангюй - Сообщество Империал

mindd

Кангюй

Этно-политическое объединение древней центральной азии
Тема создана: 08 февраля 2014, 23:58 · Автор: mindd
  • 16 Страниц
  • Первая
  • 10
  • 11
  • 12
  • 13
  • 14
  • 15
  • 16
 sak
  • Imperial
Imperial
Форумчанин

Дата: 18 февраля 2014, 11:28

Gennadius (17 февраля 2014, 20:42):

Да, это всё я читал. Меня смущает некоторая географическая нестыковка: Кенкольские курганы находятся, ЕМНИП, в долине реки Талас, в Киргизии. Орлатский могильник - окрестности Самарканда. Смотрим на карту и сопоставляем.

Что именно вас смущает? Кенкольская культура покрывает действительно значительные территории, несмотря на то, что эталонный памятник-могильник действительно находится в верхнем течении реки Талас. В чем тут географическая несостыковка?

Цитата

Я уважаю мнение камрада Sаk`a, но его предположения должны бы как-то и чем-то подкрепляться. Разве не так?

Подтверждаются они в данном случае ареалом очень культурно близких погребений 3-первой половины 6 вв. н.э. Простое сопоставление примерных границ по письменным источникам с ареалом кактакомбных погребений кенкольского типпа и крайне близких к нему типов - дает искомый результат. К тому же кенкольцы представляли собой мощное объединение племен, с которым на тот момент слишком мало таковых может идентифицироваться в регионе.

Цитата

Я тоже в своё время копал захоронения в долине реки Дюрсо (правда,только в качестве "человека-лопаты"). Так вот тамошние захоронения ТОЧНО почти не идентифицируются - то ли сарматские, то ли готы-тетракситы, то ли вообще "племена "гуннского круга". Всё дело в очень высоком подобии предметов материальной культуры. Особенно оружие.

Ну тогда все понятно: ваши научные руководители экспедиции просто разбирали научные версии того, кому могут принадлежать сии погребения. Однако не все так. с кондачка получается точно установить сразу же. Иной раз нужно провести глубокую и последовательную исследовательскую работу, чтобы более точно все установить. Поэтому, я уверен, что если дело дошло до публикации того, что вы раскапывали, то там уже более точно все определено.

- - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -

Gennadius (17 февраля 2014, 20:42):

Но почему таблички именно им должны принадлежать? Есть бесспорные аналогии в типах оружия и доспехов?

Не таблички, а поясные бляхи или пластины.
Вся загвоздка там, каким временем датируются эти самые пластины. На сей счет есть разные мнения . Поэтому в зависимости от этого вопроса и вытекает их идентификация, как кангюйских или эфталитских.
Однако, большинство исследователей склоняется к тому, что это более ранние пластины, и относятся к рубежу эр или первым векам н.э.
Аналогий изображенному оружию море - от южнорусских степей до Китая, в чем и опять таки загвоздка. и притом ряд из них существуют длительное время. Но яркий показатель это опущенный вниз выступ перекрестья, который у номадов Евразии существовал ограниченное время :) Плюс - в одном из погребений могильника найдена нефритовая скоба от меча :) Ни о чем не говорит?
     Laszlo
    • Imperial
    Imperial
    Форумчанин

    Дата: 18 февраля 2014, 14:27

    Немного о Чаче и с связанными с ними канками
    Ш.С.Камолиддин - Вокруг заметок по древней и средневековой истории Чача
    Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
    рецензия Камолиддина и Бабаяра на работу Ртвеладзе - Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
    Ртвеладзе Э.В. История и нумизматика Чача (вторая половина III – середина VIII вв. н.э.). Ташкент, 2006.
    Ртвеладзе Э.В. К ранней истории Чача (новые нумизматические и эпиграфические источники) // Общественные науки в Узбекистане, 2008, № 4. С. 64 – 74.
    Ртвеладзе Э.В. Некоторые замечания по поводу новых чте-ний согдийских легенд на монетах Чача // НЦА, вып. 8. Таш-кент: Нихол, 2008. С. 65 – 71.
       Dezperado
      • Imperial
      Imperial
      Форумчанин

      Дата: 18 февраля 2014, 14:32

      Цитата

      Однако, большинство исследователей склоняется к тому, что это более ранние пластины, и относятся к рубежу эр или первым векам н.э.
      Аналогий изображенному оружию море - от южнорусских степей до Китая, в чем и опять таки загвоздка. и притом ряд из них существуют длительное время. Но яркий показатель это опущенный вниз выступ перекрестья, который у номадов Евразии существовал ограниченное время :) Плюс - в одном из погребений могильника найдена нефритовая скоба от меча :) Ни о чем не говорит?

      Очень информативная статья Литвинского говорит, что никаких эфталитов на Орлатских пластинах он не видит. Так же как и Яценко. И вообще говорит об сасанидском источнике заимствования. Литвинский подробно разбирает историю со скобой.
      Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь


      Цитата

      И тем не менее, Дж.Я. Ильясов и Д.М. Русанов утверждают, что комплекс орлатского кургана 2 должен датироваться в достаточно узких пределах I-II вв. н.э. (Ilyasov, Rusanov 1998: 123-130). При этом они опираются, в частности, на свою попытку датировки нефритовой скобы. Так как эта попытка представляется нам недостаточно убедительной, вновь обратимся к нефритовой скобе, которая служила для прикрепления ножен меча к портупейному ремню. Поверхность её полирована и не орнаментирована. Размеры 7,1х2,5 см (Пугаченкова и др. 1991: табл. 253, 308). Как известно, такие скобы были распространены в Китае со времени Восточного Чжоу (около 450-250 гг. до н.э.) и применялись спорадически вплоть до второй половины XVIII в., однако к концу династии Хань, т.е. к началу III в. н.э., произошло рез-

      (191/192)

      кое уменьшение их количества, причём в постханьских гробницах они вообще не встречаются (Maenchen-Helfen 1957: 93-94; Trousdale 1975: 11-33). Массовое производство нефритовых скоб продолжалось в Китае с V в. до н.э. до середины II в. н.э., хотя в небольших количествах их изготовляли вплоть до IV в. н.э. (Trousdale 1988: 25-28). Китайские скобы проникли во многие области, и по их образцам изготавливались на протяжении длительного времени местные скобы, они впоследствии стали нередко значительно отличаться от своих китайских прототипов. Так обстоит дело и с орлатской скобой, которая не находит точного соответствия и, следовательно, хронологического определения в существующей типолого-хронологической схеме скоб этого типа (Trousdale 1975: 3-37).



      Для Центральной Азии существенна находка двух скоб в Таксиле (Сиркап), датируемых второй половиной I в. н.э. Они изготовлены из белого мраморовидного камня, очевидно, на месте по китайским образцам (Marshall 1951: vol. I, 182; vol. II, 508; vol. III, pl. ССIII/158; Trousdale 1975: 230-231, pl. 17/d; 1988: 28). Одна скоба из камня, напоминающего нефрит, куплена на кабульском базаре, по словам продавца, она была найдена в могиле в Северном Афганистане. На основании умозрительных соображений ей приписывается кушанское происхождение, а с учётом сходства с китайской моделью предлагается дата — I в. до н.э. При этом приводятся данные о возможности её местного изготовления (Trousdale 1988: 25-28).



      В самой Средней Азии, помимо орлатской, известно несколько находок таких скоб. В Южном Таджикистане, на поселении Ак-Тепе II, в слое, который А.В. Седов датировал серединой IV-V в., найдена фрагментированная нефритовая скоба (Седов 1987: 59, табл. I/5). При этом следует иметь в виду, что А.В. Седов строил свои хронологические определения, исходя из схемы В.Г. Луконина; опираясь же на иные схемы, можно датировать эту скобу III в. н.э. Как нам любезно сообщила Л.М. Левина, при раскопках памятников джетыасарской культуры в Приаралье было найдено несколько нефритовых и халцедоновых скоб. Две скобы хорошей сохранности происходят одна из Томпак-асар, из комплекса, стратиграфически относящегося ко II-I вв. до н.э., вторая — из Бедаик-асар, где она обнаружена в комплексе III в. н.э. (Левина 1992: 69, табл. 23/66; 1996: 199, рис. 85; и также личное сообщение Л.М. Левиной). Отметим, что и халцедоновая скоба из западноказахстанского могильника Лебедевка обнаружена в комплексе II — первой половины III в. н.э. (Мошкова 1982: 84-85).



      Таким образом, нефритовая скоба из Орлатского могильника не может служить отправкой точкой для датировки. Во-первых, она не находит места в существующей хронолого-типологической классификации китайских нефритовых скоб для крепления ножен; речь идёт лишь об общем сходстве. Во-вторых, она, вероятно, изготовлена за пределами Китая и, очевидно, моложе (насколько?) тех китайских моделей, которые она напоминает. Можно говорить, с учётом других находок скоб в Средней Азии, Казахстане и Восточной Европе, что дата

      (192/193)

      орлатской скобы, скорее всего, заключена между II и III вв. н.э. Многочисленные находки в Поволжье, области Перми и в Причерноморье (Ginters 1928: 66-83; Кушева-Грозевская 1929: 160 сл.; Rostovtzeff 1930: 337 sq.; Werner 1956: 26-27, 39; Хазанов 1971: 25-26: Trousdale 1975: 234-245; Мошкова 1989: 198) датируются чаще всего III-IV вв. н.э.
         Laszlo
        • Imperial
        Imperial
        Форумчанин

        Дата: 18 февраля 2014, 14:42

        Кстати в продолжение темы - Б.И. Маршак Воины в искусстве Согда и Центральной Азии // Северная Евразия от древности до средневековья (ТК к 90-летию со дня рождения М.П. Грязнова. СПб: 1992. С. 208-211.
        Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь

        - - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -

        Пугаченкова 1985: Пугаченкова Г.А. Новое о художественной культуре античного Согда // ПК. 1983.
        Пугаченкова 1989а: Пугаченкова Г.А. Образы юэчжийцев и кангюйцев в искусстве Бактрии и Согда // Античные и раннесредневековые древности Южного Узбекистана в свете новых открытий Узбекистанской искусствоведческой экспедиции. Ташкент.
        Пугаченкова Г.А. 1989б. Древности Мианкаля. Из работ Узбекистанской искусствоведческой экспедиции. Ташкент.
        Пугаченкова и др. 1991: Пугаченкова Г.А. и др. Древности Южного Узбекистана. Токио; Ташкент.
           sak
          • Imperial
          Imperial
          Форумчанин

          Дата: 18 февраля 2014, 15:06

          Б.А. Литвинский Бактрийцы на охоте // ЗВОРАО. Новая серия. Том I (XXVI). СПб: 2002. С. 181-213.
          Полная часть раздела статьи Б.А. Литвинского, посвященная орлатским пластинам, а не обрезка:
          Центральноазиатский и передневосточный контекст. Проблемы хронологии. (Раскрыть)


          Интересующую нас часть обзора о датировке пластин из Орлата я выделил жирным
             Gennadius
            • Imperial
            Imperial
            Форумчанин

            Дата: 18 февраля 2014, 22:43

            Хорошо, насчёт географической нестыковки я, наверное, перегнул - всё-таки Самарканд не так уж и далеко от долины Таласа... :046:
            По поводу типологии оружия и доспехов: мне просто неизвестны артефакты такого же типа как на пластинках. Хотя, оружием интересуюсь особенно. Ну просто вот не встречал фото\прорисовок! Кроме длинных почти двуручных мечей - кроме Рашава Драгана в Болгарии мечи точно такого же типа находили в Подонье. Но это уже ПОЗДНЕсарматское время. Особенно типы шлемов интригуют - на пластинках они выглядят как литые шлемы так наз. "кубанско-сакского" типа, 6-5 вв. ДО н.э. Возможный вариант ответа: копирование древнего образца с использованием более современных материалов? :038:
            По датировке, всё-таки, похоже, что правА именно Пугаченкова - это рубеж эр, максимум - самое начало н.э. Но тогда вряд ли это эфталиты - до их появления на "сцене истории" остаётся ещё целых 400 лет.

            - - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -

            sak

            Плюс - в одном из погребений могильника найдена нефритовая скоба от меча Ни о чем не говорит?

            Говорит о способе ношения меча - портупейный пояс, пропущенный под скобу. Способ, имевший широчайшее распространение - от Китая до Болгарии (захоронение Рошава Драгана, Болгария).
            Если же имелся ввиду материал скобы (нефрит), то это тоже мало о чём говорит: нефритовая скоба от ножен была найдена вместе с длинным двуручным мечом (практически идентичным изображённым на пластинках) в позднесарматском погребении у станицы Камышевской в Подонье (Безуглов С.И. Позднесарматские мечи (по материалам Подонья)// Сарматы и их соседи на Дону: сборник статей. Ростов-на-Дону, 2000 г.)
            И у меча из Рошава Драгана тоже нефритовая скоба! Датировка захоронения римского офицера с трофейным сарматским мечом "китайского типа" - конец 1-го века н.э.
               Gennadius
              • Imperial
              Imperial
              Форумчанин

              Дата: 19 февраля 2014, 00:00

              Dezperado

              Очень информативная статья Литвинского говорит, что никаких эфталитов на Орлатских пластинах он не видит. Так же как и Яценко. И вообще говорит об сасанидском источнике заимствования. Литвинский подробно разбирает историю со скобой.
              Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь


              Действительно очень информативная статья Литвинского вообще не об орлатских пластинках, а о тахти-сангинских, со сценой охоты...
              И "видеть" или не видеть эфталитов не может не только Литвинский. Вообще никто не может. По данному артефакту мы можем только гипотезы обсуждать.
              Одно обобщающее суждение всё же позволю себе высказать: в первой половине 1-го тысячелетия н.э. Средннюю Азию населяет целый конгломерат ираноязычных (преимущественно) народов, принадлежащих как к оседлым землелельческим культурам (согдийцы, бактрийцы), так и к кочевым; имеющих примерно сходную воинскую культуру. Имели место заимствования и копирования оружия\доспехов соседей и врагов, усовершенствования более древних образцов, прямой экспорт из Китая и Ирана. Постепенно складывается некий "обще-восточноиранский" комплекс оружия, просуществовавший до арабского вторжения. Вот, как-то так... :046:
                 Dezperado
                • Imperial
                Imperial
                Форумчанин

                Дата: 19 февраля 2014, 13:50

                Цитата

                Б.А. Литвинский Бактрийцы на охоте // ЗВОРАО. Новая серия. Том I (XXVI). СПб: 2002. С. 181-213.

                Вообще-то смысл выкладывать тот же самый текст, что и был указан в ссылке остается неясным, но и в выложенным тексте можно прочитать русским по экрану:

                Цитата

                Итак, несмотря на неясность и противоречивость приведённых выше и других сообщений исторических источников, [11] совершенно очевидно, что III в. явился временем интенсивных военно-политических и, очевидно, культурных связей между Ираном и Средней Азией. Именно тогда, по-видимому, под влиянием сасанидской иконографии и появились рассматриваемые пластины. [12] Учитывая все это, я склонен датировать тахтисангинские и орлатские пластины III в. н.э.

                То есть, как я и писал, Литвинский видит в этом сасанидское влияние, а не кенкольское или эфталитское.
                Gennadius

                Цитата

                Действительно очень информативная статья Литвинского вообще не об орлатских пластинках, а о тахти-сангинских, со сценой охоты...

                Тест Литвинского об орлатских пластинах в вышеприведенной статье выложен на этой странице под спойлером.

                Цитата

                И "видеть" или не видеть эфталитов не может не только Литвинский.

                Мнение академика Литвинского, почему то, считается оченно ценным в научных кругах.

                Цитата

                По данному артефакту мы можем только гипотезы обсуждать.

                Для того, чтобы гипотезы выдвигать, требуется определенный уровень знаний, однако.
                   Gennadius
                  • Imperial
                  Imperial
                  Форумчанин

                  Дата: 19 февраля 2014, 14:47

                  Вообще-то смысл выкладывать тот же самый текст, что и был указан в ссылке остается неясным, но и в выложенным тексте можно прочитать русским по экрану

                  Для того, чтобы гипотезы выдвигать, требуется определенный уровень знаний, однако.
                  [/quote]

                  Что-то мы друг друга не поняли. Статью "Бактрийцы на охоте" выложил Sak. А я имел в виду Вашу ссылку на статью о Тахти-сангинских пластинках со сценой охоты... В общем, "проехали"...
                  А кто тут выдвигает гипотезы? Если это Вы про меня, то то, что было в последнем посте это никак не гипотеза. а простое рассуждение.
                  По поводу датировки орлатских пластинок 3-м веком н.э. можно согласится. Как и 1-м тоже :046: , т.к. всё равно другого сопутствующего материала не имеется. Но остаётся датировка городища Курган-Тепе - 1-й век н.э., не позже. Или я что-то попутал?
                     Laszlo
                    • Imperial
                    Imperial
                    Форумчанин

                    Дата: 19 февраля 2014, 16:54

                    Суй-шу

                    Цитата

                    Кан. Канский владетель есть потомок кангюйского Дома. Безвременно переходя с места на место, он не имеет привязанности к оседлой жизни. Со времен династии Хань преемствие престола не пресекалось. Собственно владетель прозывается Вынь; происходит из Дома [281] Юечжы, который первоначально обитал по северную сторону хребта Цилянь-шань в городе Чжаову; но после поражения от хуннов перешел через Луковые горы на запад 10 и основал царство. Он разделился на множество владетельных родов, и утвердился в древнем царстве Кан. Сии роды, в память своего первоначального происхождения, все удержали прозвание Чжаову.

                    Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
                    Бэй-ши

                    Цитата

                    Кан. Владетельный Дом Кан есть отрасль кангюйского Дома. Безвременно переходя с места на место, он не имеет привязанности к оседлой жизни. Со времен династии Хань преемство престола не пресекалось. Собственно владетель прозывается Вынь; происходит из Дома Юечжы, который первоначально обитал /182/ по северную сторону хребта Цилянь-шань в городе Чжаову; но после поражения от хуннов перешел через Луковые горы на запад, и основал царство.

                    Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь

                    - - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -

                    Цитата

                    Ань. Владение Ань есть бывшее при династии Хань государство Аньси. Государь прозывается Чжаову; происходит из одного Дома с канским владетелем; его проименование Шели. 77

                    Цитата

                    Ми. Резиденция владения Ми лежит на западной стороне реки Нами. Это древняя кангюйская земля. Владетеля нет. Градоначальник прозывается Чжаову; род свой ведет из Дома канского владетеля. .

                    Цитата

                    Шы. Резиденция владения Шы лежит в 10 ли от реки Думо на юг. Это прежняя кангюйская земля. Владетель прозывается Чжаову; проименование его Дичже. Он также происходит из рода канского владетеля.

                    Цитата

                    Цао. Резиденция владения Цао 82 лежит в нескольких ли от реки Нами на юг. Это древняя кангюйская земля. Сие владение не имеет государя, а управление земли канский владетель поручил сыну своему Угяню.

                    Цитата

                    Хэ. Резиденция владения Хэ лежит в нескольких ли от реки Нами на юг. Это древняя кангюйская земля. Владетель прозывается Чжаову. Он также происходит из рода канского владетеля. Проименование ему Дунь.

                    Из Бэй-шу эти сведений - Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
                    В Хоу Хань Шу Кангюй не упоминаеться, но по инерции есть сведения

                    Цитата

                    13. Суй. Владение Суй состоит в зависимости от Кангюя. Отсюда выходят славные лошади, крупный и мелкий рогатый скот, виноград и разные плоды. Почва земли очень хорошая; почему делаемое здесь виноградное вино в славе.
                    14. Янь. Владение Янь лежит от Яньцай на север; состоит в зависимости от Кангюя, которому подать платит кожами зверков мышиной породы. 36
                    15. Яньцай. Владение Яньцай переименовалось Аланья; состоит в зависимости от Кангюя. Климат умеренный; много сосны, ракитника и ковыля. Обыкновения и одеяние народа сходны с кангюйскими.

                    Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
                    Из Ши цзы

                    Цитата

                    Кангюй лежит почти в 2.000 ли от Давани на северо-запад. Это кочевое же владение; в обыкновениях совершенно сходствует с юечжысцами; имеет до 90.000 войска. Кангюй смежен с Даванию, и по малосилию своему признает над собою на юге власть юечжысцев, на востоке власть хуннов.

                    Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
                    Наиболее информативны сведения о Канюе Цянь Хан Шу
                    Спойлер (раскрыть)

                    Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь

                    - - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -

                    В Бэй-ши сказано

                    Цитата

                    Чжеше. Чжеше есть древнее владение Кангюй, от Полоны на северо-западе, от Дай в [438] 15.450 ли. С третьего года правления Тхай-янь, 438, присылка посланников с дарами не прерывалась.

                    Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
                      • 16 Страниц
                      • Первая
                      • 10
                      • 11
                      • 12
                      • 13
                      • 14
                      • 15
                      • 16
                      Воспользуйтесь одной из соц-сетей для входа
                      РегистрацияВход на форум 
                      Сообщество ИмпериалИсторические Форумы Форум Древнего Мира Древний Восток Обратная Связь
                      Стиль:Language: 
                      «Империал» · Условия · Ответственность · Визитка · 29 мар 2024, 01:43 · Зеркала: Org, Site, Online · Эльдорадо казино · Gold казино · Счётчики