Сообщество Империал: Кушанское царство - Сообщество Империал

Lion

Кушанское царство

Империя на "Переломе эпох"
Тема создана: 13 мая 2008, 17:21 · Автор: Lion
  • 4 Страниц
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
 gurk
  • Imperial
Imperial
Форумчанин

Дата: 15 февраля 2014, 11:53

Кушанское царство[1] (кит. 貴霜王朝, Гуйшуан, I — III века н. э.) — древнее государство на территории современной Средней Азии, Афганистана, Пакистана, Северной Индии, период расцвета приходится на 105—250 годы н. э. По одной из теорий, Кушанское царство было основано кочевым индоиранским народом тохаров (кит. юэчжи), пришедшим с территории, на которой сейчас находится китайский автономный район Синьцзян. Государство имело дипломатические связи с Римом, Персией и Китаем.
Этнически разнородное население Кушанского царства общалось на разных восточно-иранских языках, таких как сам кушанский язык, бактрийский язык и другие языки. В Кушанском царстве развивался т. н. греко-буддизм. Кушанская цивилизация оставила заметный след в истории мировой культуры, соединив достижения многих народов.
Сам факт наличия огромной Кушанской империи был осознан историками не ранее середины XIX века. Сведения, сохранившиеся о Кушанской империи — эпизодические, разнородные и противоречивые. Хронология и история восстановлены преимущественно по сохранившимся монетам, китайским летописям (в частности «Хоу Хань Шу» — История Поздней династии Хань) и отдельным индийским и греческим свидетельствам. По поводу имён царей и хронологии продолжаются споры.


Одно из самых любимых государств благодаря Канишке, кто они как появились насколько опасными были для парфян и сасанидов?
     Laszlo
    • Imperial
    Imperial
    Форумчанин

    Дата: 17 февраля 2014, 13:17

    Из статьи А. Курбанова Политическая история эфталитов

    Цитата

    В конце 60 - середине 70-х гг. IV в. Шапур II дважды воевал с «Кушанами», столица которых была в Балхе. события этих войн нам известны, благодаря труду армянского историка Ф. Бузанда «История Армении». Первую войну начал «царь Кушан», Шапур II лично возглавил сасанидское войско, но это не помогло Персам: «Кушанские войска разбили персидские войска, многих из персидских войск перебили, многих забрали в плен, а остальных изгнали, обратили в бегство»

    Цитата

    Война Шапура II на востоке датируется последним годом жизни армянского царя Аршака, плененного персидским шахиншахом в 367 г. Вторая война, в которой Шапур II собирался взять реванш, кончилась столь же печально для Персов, как и первая: «когда войска обеих сторон во время сражения столкнулись друг с другом, персидское войско потерпело поражения от войск Кушанов и обратилась в бегство, получив жестокие удары. Настигнув войско Персов, (Кушаны) никого из них не оставили в живых, даже хотя бы одного, который мог бы весть принести»7 . Вторая война на востоке, относится к началу царствования в Армении Вараздата, 374 или 375 г. П

    Цитата

    В.Г. Луконин полагал, что Шапур II воевал с Кушанами, и, в конце 60-х гг. IV в. предпринял большой поход, окончательно
    разрушив Кушанское царство.

    Цитата

    Е.В. Зеймаль с некоторой долей сомнения считает, что упоминаемый у Фавстоса Бузанда «великий царь Кушан, который был Аршакуни» возможно есть один из последних кушанскнх царей Васудева, соглашаясь с версией В.Г. Луконина

    Цитата

    По мнению ряда ученых (М.М. Дьяконов, А.М. Мандельштам, В.М. Массон) Шапур II воевал с Кидаритами, у которых в качестве союзников были Хиониты. Хотя В.М. Массон отмечает «поскольку армянские историки употребляли термин «Кушаны» в очень широком значении, трудно с уверенностью утверждать, что противником Шапура II во второй половине IV в. н.э. был именно
    Кидара, хотя такое предположение кажется весьма вероятным»1

    Цитата

    Б.Я. Ставиский и Б.И. Вайнберг анализируя нумизматические материалы, отмечают что в «конце царствования Шапура I (383-388) или Варахрана IV (388-399) на территории бывшей Кушанской Бактрии начинается чеканка кидаритских и хионитских монет»16. То есть, по их мнению, в этот период происходит отпадение от Сасанидов этой территории.

    Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь)-nA-s43-68.pdf
    К. Тревер и Л. Тер-Мкртчян считали, что кушанами были хиониты.
    По сведениям ат-Табари и ал-Динавери в правление Варахрана V в персию вторгнулось большое войско тюрок. Этими тюрками могли быть только хиониты. Временем битвы названы 420 или 427 гг. В этой битве победили песы Бахрама Гура. Фирдоуси добавлял что победа привела к тому, что правители Балха, Хутталяна, Бухары и Чаганиана платила Эраншахру дань, а в Балхе стал наместником Нарсе. Однако Дьяконов, Мандельштам и Пигулевская считают что Фирдоуси наврал о Балхе и о дани. персы просто отразили вражеское войско от своих границ.

    Цитата

    В 453/454 гг. Йездегерд II предпринял ещё один крупный поход на восток. Из сообщения Егише, нам известно, что войска были собраны около Нишапура, откуда он двинулся к границе «кушанских» владений. Благодаря своевременному сообщению «Кушанам», находившигося в персидском войске царевича племени Хайлантурк (у Л.Х. Тер-Мкртичян Хайлндуры; племя, жившее
    к северу западу от современного Баку), царь «Кушан» сумел вовремя подготовиться к встрече врагов. Узнав, что персидское войско превышает по численности его военные силы, он счел благоразумным не вступать в открытое сражение. Вначале отступив, царь «Кушан» затем внезапно напал на аръергард персидской армии и полностью разбил его: далее «Кушаны» измотали внезапными, непрерывными нападениями основные силы Йездегерда II: «и так теснил его (Йездегерда II), что нанёс поражение с помощью (даже)
    небольшого отряда, заставил повернуть обратно и сам, наездами пустившись по пятам, разорял многие области царские и тотчас невредимо возвращался в свою страну»37 . Как считает Е.Е. Неразик, сражение произошло на границах Балха в более восточных районах Средней Азии.

    В 450 г. впервые у Егише встречаеться информация о эфталитах и их стране. Под 465 г. сообщение Приска Панийского о кидаритах еще дает основание говорить о кушанах в Бактрии. Но уже в 80-х гг. 5 в. упоминаються только эфталиты. вероятно эфталиты в 60-70-х гг. 5 в. завоевали. Возможно до того эфталиты были заняты в Западном Крае (Восточном Туркестане) и в Индии.
       Laszlo
      • Imperial
      Imperial
      Форумчанин

      Дата: 17 февраля 2014, 16:59

      Цитата

      В начале VII в. наместником Гургана был армянский нахарар Смбат Багратуни. В 608 г. (18-й год Хосрова II) Смбат с войском через Кумис и Гурган, где он пополнил свои отряды, пошёл на Хорасан, разбил «кушан» и, «вернувшись оттуда, расположил войско в Апар-шахре, в области Тос (Тус)» [18, стр. 142; 16, стр. 70-73]. Это сообщает Себеос — младший современник и родич Смбата. Таким образом, Гурган в подробных рассказах восточных авторов оказывается не ближним тылом сасанидской армии, а ее глубинной базой, связанной как с Хорасаном, так и с центральными районами Ирана.

      Из статьи Маршака.
      Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
      скорее тут разговор идет о поднявших восстание остатках эфталитов. При этом заманчиво отождествить этих эфталитов с Балхом или Кундузом в Тохаристане, то есть ближайшем к Апаршахру владением. Смбат Багратуни был наместником Горгана.

      - - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -

      Владения кушан в Индии должны были быть покорены эфталитами в конце 5 и начале 6 в. До этого их победили Гупты. Чандрагупта II (376-414) покорил и Пенджаб.

      Цитата

      На знаменитой нержавеющей железной колонне, стоящей ныне около Кутубминара на окраине Дели, помещен панегирик царю Чандре - по всей видимости, Чандрагупте II. Он начинается с описания того, как царь отразил нападение коалиции своих противников в стране вангов (Восточная Бенгалия). Но основными направлениями внешней политики - о чем и говорится далее - были западное и северо-западное... Надпись на колонне повествует о том, что царь покорил Пенджаб, "переправившись через семь потоков Инда", и победил вахликов. Слово вахлака (бахлика) в санскритских текстах обычно означает жителей Балха, однако вовсе не обязательно предполагать, что завоевания Чандрагупты распространились на всю Бактрию. Речь, видимо, идет о столкновении в Гандхаре с кушанами-кидаритами, центральные области государства которых находились в районе Балха. Нумизматические материалы показывают, что собственной администрации Гуптов на завоеванных территориях не было и "царь царей" довольствовался данью и общим признанием зависимости со стороны местных правителей...После победы над Западными кшатрапами и захвата богатых областей Гуджарата и Катхиавара Чандрагупта II принял титул Викрамадитья ("Солнце доблести") в подражание легендарному правителю Уджаина, успешно боровшеся с шаками и основавшему так называемую эру Викрама (58 г. до н.э.). что породило впоследствии множество недоразумений из-за смешения двух правителей в исторических и полуисторических повествованиях.

      Чандрагупта II принимает титул «Викрамадитья» («Солнце доблести»), следуя легендарному правителю Уджаина, который успешно боролся с шаками и основал так называемую эру Викрама (58 год до н. э.).
      Кумаргупта (415-450-е) потерял северо-западные земли. Вероятно кушаны нанесли ему поражение.

      Цитата

      Вероятно, потеряны были для Гуптов северо-западные территории, по крайней мере монеты с именем Кумарагупты I там уже не имели хождения. Выпуск двух разных типов серебряных монет - для западных и для центральных областей державы - свидетельствует об автономии отдельных ее частей. Последняя надпись Кумарагупты I называет царя просто махараджей, а не царем над царями. Это иногда интерпретируется как свидетельство упадка верховной власти, связанного, возможно, и с иноземным нашествием

      Скандагупта (455-467) -

      Цитата

      Несколько надписей сына Кумарагупты I, Скандагупты (455-467), позволяют представить дальнейшие события. Царь настойчиво повторяет, что после смерти отца ему удалось разгромить врагов и "восстановить пошатнувшееся счастье династии".

      Цитата

      Скандагупта перечисляет свои военные подвиги, особо отмечая победы над чужеземцами и варварами-млеччхами. По всей видимости, ему удалось добиться успеха в борьбе с поздними Кушанами и отразить натиск эфталитов в Гандхаре. В надписи на колонне в Бхитари панегирист говорит: царь "всю землю потряс двумя руками, когда сошелся в битве с гуннами (правильнее хуна)".

      История Востока. Т.2.
      Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
         Laszlo
        • Imperial
        Imperial
        Форумчанин

        Дата: 17 февраля 2014, 18:59

        Из книги Бонграда-Левина Индия в древности

        Цитата

        Римляне, утвердившиеся в Северной Африке в последней трети I в. до н.э., были весьма заинтересованы в развитии контактов с Индией. В 20-х годах до н.э., когда Страбон путешествовал по Египту в свите римского префекта, он «узнал, что около 120 кораблей совершают плавание из Миос-Гормоса в Индию» II.5.12), причем «современные купцы, совершая плавание из Египта по Нилу и Аравийскому заливу до Индии… доходили до Ганга» (XV.1.4).
        Расширение границ Римской империи и становление государства Великих Кушан предопределили качественно новый уровень взаимоотношений цивилизаций Африки и Индостана.
        В начале нашей эры между Африкой и Индией устанавливаются тесные торговые связи. К середине I в. н.э. купцы, отправлявшиеся из Африки, освоили западный и восточный берега Индостана и проникли в глубь субконтинента. Корабли из Индии, достигая широты Африканского Рога, шли к портам Барбарики, аксумскому порту Адулис, но основной целью были порты Египта. Александрия стала мировым центром торговли, где встречались потоки транзитных товаров, двигавшихся из Индии в Африку, из Индии в Средиземноморье, из Средней Азии и Китая через Индию на далекий Запад и обратно. «Перипл Эритрейского моря», составленный, очевидно, неизвестным купцом-мореходом в третьей четверти I в. н.э., и дошедшие до нас таможенные тарифы (вплоть до IV в. н.э.) дают огромный список товаров, получаемых из Индии и отправляемых туда. Сообщения источников подтверждаются археологическим материалом.
        Купцы из Северо-Восточной Африки иногда подолгу задерживались в Индии. Так, в одном из податных списков египетского города Арсиноя от 72/73 г. н.э. около имени горожанина Гайона указано, что он находится в Индии[2280].
        Купцы из Индии в I в. н.э. регулярно посещали Северо-Восточную Африку. Индийские общины были в Египте: в Александрии, Белой Гавани. Большая община имелась в Аксуме. Индийские купцы бывали в Мероэ и прибрежных странах Восточной Африки. Открытие в Мемфисе серии терракот, близких по стилю к изображениям Аджанты и датируемых первыми веками нашей эры, привело некоторых ученых к предположению о существовании индийской общины и в Мемфисе[2281].
        Прибыли от индо-африканской торговли, прямой и транзитной, были баснословными. Товары перепродавались в 100 раз дороже (Плиний VI.101). Отдельные лица создавали на этом огромные состояния. Живший в середине III в. египетский купец Фирм, занимаясь торговлей с Индией, собрал такие богатства и завязал связи такого масштаба, что попытался добиться отделения Египта от Римской империи и провозгласил себя его правителем.
        Купцы-мореплаватели открыли дорогу широкому потоку любознательных путешественников и ученых. Туристы тех далеких времен отправлялись из красноморских гаваней Египта в Индию и из Индии в Александрию. Есть целый ряд сведений, говорящих о путешествиях ученых из Египта и Аксума и через Египет и Аксум в Индию[2282]. Интереснейшие находки были сделаны в Белой Гавани — порте на Красном море (совр. Старый Кусейр): археологи обнаружили несколько черепков с надписью на старотамильском языке, шрифт брахми. Показательно сходство открытой здесь керамики с керамикой из Арикамеду. Эти факты позволяют говорить о пребывании в Египте выходцев из Южной Индии[2283].
        Естественно, такие тесные и постоянные экономические и культурные контакты привели к обмену информацией, которая составила достояние собственно индийской и североафриканской цивилизаций. Некоторые ученые считают, что Индия заимствовала из Египта технологию отливки по гипсовой модели; известно о влиянии египетской науки на развитие астрономии и астрологии в Индии[2284]. Возможно, что ряд идей индийской религиозной философии был знаком философам Египта и Мероэ. Интересно, например, одно из наставлений мероитских гимнософистов: «Нельзя… оставить в опасности душу, уже воплотившуюся в человеке» (Гелиодор II.31). Епископ Карфагена Тертуллиан в своих выступлениях также оперировал сведениями об индийских брахманах и гимнософистах. Индийское влияние отразилось в египетском языке и языке геэз.

        Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь

        Цитата

        Дипломатические отношения существовали между Индией и Римской империей. Античные источники сообщают об индийских посольствах к императорам Августу (27 г. до н.э. — 14 г. н.э.), Траяну (98–117), Адриану (117–138), Антонину Пию (138–161), Гелиогобалу (218–222), Аврелиану (270–275), Константину (323–353) и Юлиану (361–363). Но данных о посольствах римлян в Индию нет.Приблизительно с II в. в. э. начинается новый этап в истории античной традиции об Индии, отмеченный сосуществованием двух различных тенденций в описании Индии: 1) «языческой», использующей старые сведения об Индии (прежде всего данные Мегасфена), хотя в ней начинает проявляться интерес к «индийской мудрости»; 2) раннехристианской, которой свойственно не только более глубокое осмысление индийской религии и философии (брахманистской), но и особое внимание к буддизму[2286]. Многие римские философы связывают с Индией свои идеалы, стремятся посетить эту «страну мудрости». Греко-римский мир непосредственно знакомится с религиозно-философскими сочинениями Индии. Например, в труде Ипполита (III в. н.э.) «Опровержение всех ересей» излагаются брахманистские воззрения, которые, как показал известный французский индолог Ж.Филлиоза, отражают (иногда даже текстуально) взгляды мудрецов упанишад[2287]. Большой популярностью пользовалось сочинение Филострата (III в. н.э.) «Жизнеописание Аполлония Тианского», жившего в I в. н.э. и, по традиции, посетившего Индию, где он встречался с брахманами.Античные авторы римской эпохи хорошо знали о Южной Индии и Шри-Ланке, о южноиндийских портах. О размахе здесь римской торговли свидетельствуют находки римской керамики, огромного числа римских монет, памятников римского искусства; особое научное значение имело открытие римской торговой фактории в Арикамеду (к югу от современного Путтуччери). Найденная при раскопках Помпеи статуэтка богини Лакшми из слоновой кости ясно говорит о знакомстве античного мира с индийским искусством. Влияние индийских традиций ученые склонны находить даже в особой прическе «индийского стиля» на скульптурных бюстах римской эпохи[2289], В древних тамильских поэмах многократно упоминаются яваны (так в Южной Индии называли не только греков, но и римлян): многие проживали здесь постоянно и даже нанимались к местным царям в телохранители[2290].
           Laszlo
          • Imperial
          Imperial
          Форумчанин

          Дата: 18 февраля 2014, 15:28

          Из статьи Литвинского о Бактрии

          Цитата

          Какова была политическая ситуация в III в. н.э. в части среднеазиатско-иранских взаимоотношений? Приход к власти в Иране династии Сасанидов резко изменил баланс сил между Средней Азией, где правили кушанские цари, и Ираном, причём в пользу Ирана. Согласно Дио Кассию (LXXX, 4) и Геродиану (VI, 2, 2) Ардашир I провёл много войн, пытаясь вновь завоевать страны, которые раньше принадлежали персам. Ему удалось разбить парфян и захватить Месопотамию, что привело к войнам с Римом. Сложнее определить масштаб его завоеваний на Востоке. Согласно надписи Шапура I, в Накши Рустаме в результате завоеваний были подчинены правители Абренака (= Нишапура), Мерва, саков (Frye 1984: 272). Согласно Табари, были завоёваны Систан, Абаршахр, Мерв, Балх и Хорезм «до отдалённейших границ области Хорасана». Затем он пишет о прибытии к Ардаширу I посольств от кушан, из Турана и Макрана, которые выразили покорность своих правителей (Nöldeke 1973: 17-18; Frye 1984: 195). Т. Нёльдеке и Р.Н. Фрай, комментируя это сообщение, предположили, что большинство из этих завоеваний имело место позже — при Шапуре I, наследнике Ардашира I. Другой исследователь, Я. Харматта, привлёк при изучении этих событий греческие, латинские и армянские источники. Он датирует вторжение Ардашира I в Бактрию 233 г. Называются и другие даты (Harmatta 1965: 186-194; ср.: Honigmann. Maricq 1953: 108). При Шапуре I восточные владения Сасанидов еще более увеличились. Прежнее кушанское царство стало вассалом Сасанидов, управлялось их наместниками, которые называли себя «кушаншахами» (Dani, Litvinsky 1996: 103-105; Litvinskij 1998: 76-77).

          Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
             Laszlo
            • Imperial
            Imperial
            Форумчанин

            Дата: 18 февраля 2014, 21:17

            Елише - О войне армянской

            Цитата

            Говорят моги: «Храбрый царь, боги дали тебе твое царство и победу, но нисколько не нуждаются они в благах вещественных, кроме как чтобы обратил ты к одному закону все народы и племена, что в твоем государстве, — тогда и страна греков, покорившись, подчинится твоим законам. Итак, о царь, немедленно последуй нашему призыву: собери войска и составь рать, отправься в страну кушанов 11, и все народы собери ты вместе и заставь пройти через ворота Пах 12 внутрь, и там же устрой свое пребывание. Когда ты остановишь и запрешь всех на далекой чужбине, исполнятся замыслы твоей воли и, как ты являешься в наших предсказаниях, овладеешь и страной кушанов, и даже греки не выступят против твоей власти. Но только устрани лжеучение христиан!»

            Цитата

            «Ко всем народам моего государства ариев и не-ариев 13 ! Да умножатся у вас [блага] от нашего человеколюбия, пребывайте в благополучии, мы же сами здравствуем с помощью богов!
            Ничуть вас не потревожив, мы пошли в страну греков и без ратного дела, любовно и человеколюбиво покорили нам всю страну в рабство. Исполнитесь добрыми мыслями и пребывайте в неиссякаемой радости, но дело, о котором мы говорим, исполните немедленно. Мы задумали непреложно направиться в страну Восточную — с помощью богов подчинить нам государство кушанов. Как только вы увидите сие послание, немедленно отправьте конницу, опережая, встретьте меня в стране Апар!» 14

            Цитата

            И когда царь увидел все снаряжение и многочисленность войска варваров 19, которые с готовностью пришли на царскую службу, он еще более возрадовался перед лицом вельмож и всего войска. Внешне он скрывал свою собственную волю и замыслы и вынужденно одаривал со щедростью. Со всеми вместе двинулся он против царства страны хонов, которых называют кушанами 20, но, провоевав с ними два года, нисколько не смог воздействовать на них. Затем отправил воинов в их края и призвал к себе других, снаряженных так же. Тот же обычай установил и на последующие годы, и выстроил там город для собственного проживания, — [198] начав в четвертый год своего правления и [закончив в] одиннадцатом году своего царствования 21.

            Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
            Сражения с кушанами

            Цитата

            Итак, к началу двенадцатого года своего царствования 4, собрал он рать в неисчислимом множестве, и отправил ее, и дошел до страны Талакан 5. Когда царь кушанов увидел это, он не решился выступить навстречу ему войною, а, обратившись в бегство в сторону неприступной пустыни, укрывшись, спасся вместе со всем своим войском. А [Йазкерт] совершал набеги на гавары, места и местности, захватил много крепостей и городов, собрал пленных, добычу и доставил на землю своего господства. И после этого, пребывая вотще в этих замыслах, укрепился в бреднях своего лжеучения, говоря служителям нечестия: «Что воздадим мы богам за такую великую победу, когда никто не смог выступить против нас войною?»Тогда все моги и волхвы подняли единодушно голоса свои: «Боги, которые дали тебе господство и победу над врагами, не станут просить у тебя видимых почестей, но чтобы упразднил ты всякие учения человеческих заблуждений и чтобы обратил [инаковерующих] в наш единый закон Зрадаштовых 6 предписаний!»

            Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь

            Цитата

            Видя это, один хон по имени Бэл, который был царского рода, из страны хайландуров и тайно тяготел к христианам, с любовью и охотой учился у них истине, хотя и по своей воле покорился власти царя, весьма огорчался в мыслях своих, когда наблюдал, как мучились святые. И так как ему другого не удавалось придумать, то [чтобы помочь узникам], он отправился к царю кушанов. Рассказал ему о всех мучениях, которые принес царь стране Армянской. Поведал ему также о том, что разрушена хонская крепость, доложил ему о разногласиях в войске, ибо многие племена отошли от любви к царю. Сообщил ему и о ропоте в стане ариев.
            Когда царь кушанов услышал это, он не поддался никаким сомнениям в отношении этого мужа, и подозрения, что тот — лазутчик, не зародились в его сердце. Ибо немного ранее того слышал он, а затем проверил это у Бэла, что [Йазкерт] идет на страну кушанов, поспешил немедленно собрать войско, составил рать, чтобы выступить навстречу ему с мощной рукой, ибо хотя и не мог встречно дать сражение, но, преследуя арьергард, он нанес [288] много ударов царским войскам. И так теснил его, что разбил с помощью [даже] небольшого отряда, заставил повернуть обратно, и сам, наездами пустившись по пятам, разорил многие области царские и невредимым вернулся в свою страну.
            И когда царь [персидский] осознал: «Без чести и славы вернулся я из этой войны», — он умерил свою гордыню и понял, что все бедствия произошли от разлада в войсках. И сокрушался сердцем и не знал, на кого излить горечь яда. А великий хазарапет пребывал в огромном страхе, потому что [именно] он был причиной всех бедствий, которые произошли.

            Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь

            - - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -

            Фавстос Бузанд -

            Цитата

            Глава XXXVII [2]
            "В это время возвратились из персидского плена два брата из рода Мамиконян, которых увел в плен царь Шапух [3]; имя одного было Манвел, другого - Комс. Ибо в это время персидский царь из рода Сасанидов вел войну с великим царем кушанов, из рода Аршакуни, который сидел в городе Балхе. И когда персидские войска пошли войной на кушанов, тогда персидский царь послал со своим войском и тех мужей, которых привел как пленников из Армении. С ними пошел и Манвел вместе со своим братом Комсом. И когда во время сражения войска обеих сторон столкнулись друг с другом, персидское войско потерпело поражение от войска кушанов и обратилось в бегство, получив жестокие удары. Настигнув войско персов, /кушаны/ никого из них не оставили в живых, даже хотя бы одного, который мог бы весть принести. Однако Манвел, сын Арташена, из рода Мамиконян, совместно со своим братом Комсом, совершив многочисленные подвиги храбрости в том же сражении, спасли свою жизнь. И из всего персидского войска только эти двое дошли до персидского царя целыми и невредимыми, совершив много подвигов".

            Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
               Laszlo
              • Imperial
              Imperial
              Форумчанин

              Дата: 19 февраля 2014, 11:57

              Приск Панийский -

              Цитата

              ОТРЫВОК 27й. (465 г. по Р. Х.; Леон. 9-й).ОТРЫВОК 27й. аконец, Парфянский государь велел ему приехать к себе. Этот государь не имел пребывания в городе, но находился на границе персов и уннов-кидаритов. Он вел с сими уннами войну под предлогом, что они не платили ему дани, которую древние цари парфов и персов на них наложили. Отец царя Уннского 115, отказавшийся от платежа дани, принял войну с персами и передал ее сыну вместе с царством. Персы, утомленные долговременною войною, решились прекратить раздор свой с уннами — обманом. Пироз, так назывался тогдашний царь персов 116, отправил посольство к предводителю уннов, {90} Кунхе, с объявлением, что он желает быть с ним в мире, заключить с ним союз и выдать за него свою сестру. Кунха был тогда очень молод и не имел еще детей. Он принял сделанное ему предложение. Однако ж выдана была за него не сестра Пирозова, а другая женщина, которую, убрав по-царски, отправил к нему царь Персидский, сказав ей, что если она не откроет этого обмана, то будет иметь участие в царском сане и благосостоянии своего мужа, в противном же случае будет казнена смертью, потому что владыка кидаритов не захочет иметь вместо жены высокого рода, жену рабского состояния. Для этого Пироз заключил с Кунхою мир, но не долго пользовался плодами своих ухищрений. Посланная к Кунхе женщина, боясь, чтоб он не узнал от других ее происхождения, и не предал ее жестокой смерти, объявила ему обман Пироза. Кунха похвалил ее за открытие ему истины и продолжал держать ее при себе, как жену; но, желая отомстить Пирозу за обман, притворился, что ведет войну с соседственными народами, и что нуждается не в людях способных к битве,— ибо у него были многочисленные силы, — но в начальниках для предводительства ими. Пироз послал к нему триста человек важнейших персов. Кидаритский правитель одних убил, других, изуродовав, отправил к Пирозу для извещения его, что это сделано в наказание за употребленный против него обман. Таким образом война опять возгорелась между ними и велась жестоко. Константий был принят Пирозом в Горге 117: так называлось селение, где персы имели свой стан. Тут оставался он несколько дней. Пироз поступал с ним приветливо, но отпустил, не дав приличного ответа. {91}

              Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
                 Laszlo
                • Imperial
                Imperial
                Форумчанин

                Дата: 19 февраля 2014, 16:56

                Цянь Хан Шу о юэчжах и кушанах (под названием Большой Юэчжи)
                Спойлер (раскрыть)

                Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
                Хоу Хань Шу о Большом Юэчжи
                Спойлер (раскрыть)

                Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
                Бэй-Ши о Кидаре и владениях на границах Афганистана, пакистана и Индиии (Малом Юэчжи)

                Цитата

                Малый Юечжы. Резиденция Малого Юечжы 72 в городе Фулэуша. Владетель происходит от сына владетеля Кидолу, царствовавшего в Большом Юечжы. Кидолу, изгнанный хуннами, ушел на запад, а управление резиденции поручил сыну своему, от чего сие владение и названо Малым Юечжы. Оно лежит от Болу на юго-запад, от Дай в 16.600 ли; а прежде находилось между областями [267] Си-пьхин и Чжан-йе. Одеяние жителей сходно с тангутским. Употребляют золотую и серебряную монету. Перекочевывают с места на место, следуя за своим скотом, подобно хуннам. В десяти ли от резиденции на восток есть буддайский священный обелиск, имеющий 350 шагов окружности, 800 футов вышины. От основания сего обелиска до восьмого года правления Ву-дин, 550, считают 842 года. 73

                Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь

                - - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -

                Позднее Кушанское Царство по данным Бэй-ши

                Цитата

                Большой Юечжы. Владетель Большого Юечжы имеет пребывание в городе Юньланьшы, от Фудиши на западе, от Дай в 14.500 ли. По смежности с жужаньцами на севере, он часто терпел нападения от них; почему перенес свой Двор далее на запад в город Боло за 2.100 ли от Фудиши. После сего храбрый юечжыский государь Цидоло перешел с своими войсками через большие горы, напал на северную Индию, и покорил пять государств, лежащие от Гантоло к северу. В царствование государя [265] Тхай-ву[-ди] [424-440] , 424, жители владения Юечжы, производившие торговлю в столице, 67 объявили, что они умеют из камней плавить разные цветные стекла: почему добыли руду в горах, и в столице произвели опыт отливания. Опыт удался, и стекло блеском своим даже превосходило стекла, привозимые из западных стран: почему государь указал ввести сии стекла в тронных. Около ста человек обучились отливанию. Стекла были блестящих красок и прозрачны. Все, смотря на них, приходили в изумление, и считали божественным произведением. С сего времени цветные стекла подешевели в Срединном государстве, и перестали считать их драгоценностью.

                Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
                   Laszlo
                  • Imperial
                  Imperial
                  Форумчанин

                  Дата: 19 февраля 2014, 21:16

                  Б.Я. Ставиский - Кушанская Бактрия: проблемы истории и культуры. // М.: 1977. 296 с.
                  Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
                  Диссертация Лысенко - Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
                  Кушанское царство Боровковой - Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
                  Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
                  Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
                     Laszlo
                    • Imperial
                    Imperial
                    Форумчанин

                    Дата: 20 февраля 2014, 00:33

                    С.Г. Кляшторный, Д.Г. Савинов - Пазырыкская узда. К предистории хунно-юечжийских войн. // Древние культуры Центральной Азии и Санкт-Петербург. Материалы всероссийской научной конференции, посвящённой 70-летию со дня рождения Александра Даниловича Грача. СПб: Культ-информ-пресс. 1998. С. 169-177.
                    Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь

                    - - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -

                    Интересная штука, что вождь юэчжей Куджула Кадфиз носил титул ябгу. Он правил Гуйшуаном (Кушаном). Он покорил вледения других четырех ябгу юэчжей. Он занял Бактрию и взял ее столицу Ланьши (Шахринау). Также он присоединил Пуду (Арахозию) и Цзибинь или Гибинь (Кашмир). Кашмир был покорен между 50 и 70 до н.э. В 47 г. он разбил агрессию Аньси (Парфии). При владетеле Кабула Гермее Куджула Кадфиз был удельным правителем, Вима Кадфиз покорил Тяньчжу (Центральную Индию). Так сказать, Торамана и Михиракула лишь позднейшие подражатет Куджулы Кадфиза. Монета Куджулы Кадфиза в римском стиле, легенда на кушанском: ΚΟΖΟΛΑ ΚΑΔΑΦΕϹ ΧΟϷΑΝΟΥ ΖΑΟΟΥ («Kozola Kadaphes Koshanou Zaoou»): «Кудхуда Кадфиз, правитель Кушан».
                    Обр: Надпись на Кхарошти: KHUSHANA YAUASA KAPHASA SACHA DHARMATIDASA «Кудхуда Кадфиз правитель Кушан, Благочестивый („Дхарма“)».
                    Рабатакская надпись говорит о том, что сыном Куджулы Кадфиза был Вима Такто, а Вима Кадфиз был его внуком. Поэтому имеет основание мнение, что Вима Такто правил в промежутке, и ему приписывают деяния Вимы Кадфиза — отношения с Китаем, завоевание Индии, массовый выпуск монет под именем Сотер Мегас.

                    Цитата

                    «Царь Цзюцзюцю (кит. 丘就卻, Куджула Кадфиз) уже достиг возраста больше восьмидесяти и умер. Его сын Яньгаочжэнь (кит. 阎膏珍, Яньгаочжэнь — Вима Такто), стал царём в его дворце. Он вернулся и завоевал Тянчжу (Северо-западная Индия) и назначил генералов надзирать и управлять ей. Юэчжи стали невообразимо богаты. Все называют этого царя Гуйшуань (Кушан), но Китай (Хань) именует их Большие Юэчжи.»

                    Вима Кадфиз вначале своего правления смог завоевать Центральную Индию (царство Тяньчжу) и значительно увеличил могущество Кушанской империи. Он стал чеканить полновесные золотые и серебряные монеты с изображением Шивы.Монета Вимы Кадфиза, надпись на греческом: ΟΟΗΜΟ ΚΑΔΦΙϹΗϹ ΒΑϹΙΛΕΥϹ («Ooimo Kadphisis Basileus»): «Царь Вима Кадфиз».

                    - - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -

                    У них было пять основных племён во главе с ябгу, племенным вождём, титул которого китайцы называли сюми (Xiūmì, кит. :休密), на западе Вахан и Зибак, в Бадахшане (Гуйшан, кит. :貴霜 — кушанцы), на сопредельных землях Аму-Дарьи Шуанми {кит. 雙靡) — Шугнан, Сидунь (Xidun, кит. 肸頓) в Балхе и Думи (Dūmì, кит. 都密) в окрестности Термеза.
                       Laszlo
                      • Imperial
                      Imperial
                      Форумчанин

                      Дата: 20 февраля 2014, 11:44

                      Поправка - вместо

                      Цитата

                      был покорен между 50 и 70 до н.э.
                      правильней будет был покорен смежду 50 и 70 г. н.э.
                        • 4 Страниц
                        • 1
                        • 2
                        • 3
                        • 4
                         Похожие Темы
                        ВСкифское Царство Total War
                        Это мод о Античном мире 3 века до н.э., о Европейской Скифии
                        Автор g gamenator
                        Обновление 30 октября 2024, 12:15
                        МСкифское Царство Total War
                        Это мод о Античном мире 3 века до н.э., о Европейской Скифии
                        Автор g gamenator
                        Обновление 27 июля 2024, 15:07
                        ДБоспорское царство
                        Боспорское царство
                        Автор С Старый
                        Обновление 15 апреля 2024, 04:20
                        Воспользуйтесь одной из соц-сетей для входа
                        РегистрацияВход на форум 
                        Сообщество ИмпериалИсторические Форумы Форум Древнего Мира Древний Восток Обратная Связь
                        Стиль:Language: 
                        «Империал» · Условия · Ответственность · Визитка · 01 дек 2024, 23:54 · Зеркала: Org, Site, Pro · Счётчики