Кушанское царство[1] (кит. 貴霜王朝, Гуйшуан, I — III века н. э.) — древнее государство на территории современной Средней Азии, Афганистана, Пакистана, Северной Индии, период расцвета приходится на 105—250 годы н. э. По одной из теорий, Кушанское царство было основано кочевым индоиранским народом тохаров (кит. юэчжи), пришедшим с территории, на которой сейчас находится китайский автономный район Синьцзян. Государство имело дипломатические связи с Римом, Персией и Китаем.
Этнически разнородное население Кушанского царства общалось на разных восточно-иранских языках, таких как сам кушанский язык, бактрийский язык и другие языки. В Кушанском царстве развивался т. н. греко-буддизм. Кушанская цивилизация оставила заметный след в истории мировой культуры, соединив достижения многих народов.
Сам факт наличия огромной Кушанской империи был осознан историками не ранее середины XIX века. Сведения, сохранившиеся о Кушанской империи — эпизодические, разнородные и противоречивые. Хронология и история восстановлены преимущественно по сохранившимся монетам, китайским летописям (в частности «Хоу Хань Шу» — История Поздней династии Хань) и отдельным индийским и греческим свидетельствам. По поводу имён царей и хронологии продолжаются споры.
Одно из самых любимых государств благодаря Канишке, кто они как появились насколько опасными были для парфян и сасанидов?
Куджула Кадфиз был сыном Герея ябгу Гуйшуана (Кушании).
В Гандхаре, Арахозии и собственно Индии находили монеты Великого Спасителя на греческом которые были подражаниями римским монетам. Этого правителя отождествляют с Куджулой Кадфизом, Вима Кадфизом и даже с Канишкой. При Виме Кадфизе кушаны проникли до низовий Инда и возможно до долины Ганга в район Варанаси. На монетах были трилингвы - греческий, кхарошти и неизвестная письменность. Вима Такто или Вима Кадфиз был известен китайцам как Яньгаочжэнь который вторгся в Тянчжу и назвначил туда свои губернаторов - кшатрапов. Этот царь установил золотой стандарт кушанских монет. Считают что существовал Кадфиз II и на его монетах был изображен царь и Шива с жертвенным быком.
Цитата
В настоящее время нет общепринятой даты для начала правлений Куджулы Кадфиза и Вимы Кадфиза, мнения исследователей по этому вопросу различны1600. Можно лишь условно принять одну из существующих хронологических схем. По схеме, предложенной
Лохёйзен де Леу, правление Кадфиза I относится к 25 г. до н.э. — 35 г. н.э., Кадфиза II — к 35–62 гг. н.э. (или несколько позже) 1601. На основе тщательного анализа нумизматического и эпиграфического материала Д.Мак-Доуэлл и А.Симонетта пришли к заключению, что области по Инду и соседние территории перешли от индо-парфянских правителей к Кушанам после 60-х годов I в. н.э.1602 — этим временем следует датировать завоевание Индии при Виме Кадфизе.
После Вимы Кадфиза правил Канишка. Ставиский и Гиршман считали его основателем новой династии. Бэйли и Хениг считали Канишку иранцем, а не тохаром как В. Иванов. При Канишке кушаны завоевали Центральную Индию, владели Северной и Северо-Западной Индией до Бихара и реке Нармады. Надпись в Варанаси свидетельсьвует о власти Канишки над этим городом. Монеты Канишки встречаються вплоть до Ориссы. Однако Бонград Левин сомневаеться в власти Канишки над Бенгалией, не то чтобы над Ориссой. Кушаны при Канишке утвердились в областях Декана. Пользуясь войнами Рима с парфянами Канишка одержал победу над парфянами. Власть Канишки признали Западные Кшатрпапы сакского происхождения, которые контролировали Малву и Катхиавар. Они были относительно независимыми при Нахапане и Рудрадамане. В китайских переводах санскритских сочинений есть данные о экспедициях Канишки в районы Сакеты и Паталипутры. В 120-х г. армия Канишки вторглась в Восточный Туркестан и подчинила своей власти часть региона - часть Таримского бассейна и Кашгар. Очевидно при Канишке в зависимости от него пребывали и канки в Чаче (Ташкенте). Вторжение было вызвано неслыханной дерзностью китайцев, к которым прибыло кушанское посольство с предложением союза и династического брака, на что китайцы ответили унижением кушан. Захватить Западный Край (Восточный Туркестан) целиком кушанам помешала лишь незватка продовольствия. От правителей Западного Края в владения кушан отправились заложники. По данным Сюань Цзана слава Канишки распространилась в соседних странах и его военная мощь признавалась всеми. В 99 г.н. э. к римлянам прибыло посольство из Индии. Вероятно тогда согласовывали совместные действия против парфян. Столица Канишки находилась в Пешаваре. Предания о Канишке сохранились у индийцев, китайцев, тибетцев, о нем упоминали тексты хотано-сакских, согдийских, уйгурских документов. О нем упоминал ал-Бируни. Деятельность Канишки связана с распространением буддизма. Память о нем сохранилась и на Шри-Ланке. После Канишки по одной из схем правили Васишка, Хувишка, Канишка Второй, Васудева Первый, Канишка Третий, Васудева второй. Вот спискаи кушанских царей
Выправленный список кушанских царей по оценкам Л. А. Боровковой
Куджула Кадфиз (Кадфиз I) (20 — 80)
Вима Кадфиз (80 — 103) первый великий император Кушан
Канишка (103—125)
Васишка (125—131)
Хувишка (131 — 162)
Васудэва (166—200), последний Великий Император
Другой список
(1) Кадфис I 30 — 80
(2) Кадфис II 80 — 103
(3) Канишка I 103 — 126
(4) Васишка 126—130
(5) Хувишка I 130—143
Канишка II 143 — ?
Хувишка II ? — 166
(6) Васудэва I 166—200
Канишка III 200—222
Васудева II 222—244
Третий список
Герай (1 год — 30), первый правитель, его период правления Кушанами под вопросом
(1) Куджула Кадфис (Кадфис I) (30 — 80)
Вима Такто, (80 — 105) Великий Спаситель (Сотер Мегас)
(2) Вима Кадфис (105 — 127) первый великий император Кушан
(3) Канишка I (127—147)
(4) Васишка (151—155)
(5) Хувишка (c. 155 — c. 187)
(6) Васудэва I (191—225), последний Великий Император
Канишка II (226—240)
Васишка (240—250)
Канишка III (255—275)
Васудэва II (290—310)
Чху (310? — 325?)
Шака I (325—345)
Кипунада (350—375)
Список согласно Роберту Брэси
Санаб 30 до н. э.- 10
(1) Куджала Кадфиз 10-60
Вима Такто, (60 — 80)
(2)Вима Кадфиз (80 — 115)
(3)Канишка I 115 — 137
(5) Хувишка (c. 137 — 155)
(4) Васишка I (155—163)
Канишка ІІ 163—180
(6) Васишка ІІ (Васудэва) (180—233)
Канишка ІІІ — 230—250 г.
Васудэва ІІ и Васишка -250-260 г.
Васудэва ІІ--260-300 г.
Шака — 300—330 г.
Гадахара — 320—350 г.
Ксандеш — 335—336 г.
Кипанада — 330—360 г.
Кидара — 360—380 г.
Яхудея — 3 в.,4в-? неизвестна датировка
Симс-Вильямс о бактрийский надписях в частности Рабатакская надпись, где список царей от Куджулы Кадфиза до Канишки.
New Findings in Ancient Afghanistan Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
фотография Рабатаксой надписи
В первой строке надписи о Канишке описывается правление Канишки как эпоха безопасности, справедливости и законности и объявляется, что все боги довольны его правлением. Вторая строчка сообщает, что он выпустил эдикт на греческом и на арийском («αρια») языках.
Строки с четвёртой по седьмую перечисляют города, которые он покорил, в частности: Сакета, Каусамби, Паталипутра, и Джангио-Чампа, хотя из текста не ясно, попала ли Чямпа во владения Канишки.Потом приводится список царей: Куджула Кадфиз, великий прадед, Вима Такто, его дед, Вима Кадфиз, его отец, и сам Канишка.
С именем Васишки есть надписи надалеко от Матхуры и в Санчи. Есть пракритская надпись Васишки в Камре в Пакистане. Надписи Хувишки в Матхуре. Со времени Канишки исчезает изображение Шивы на монетах. Кушаны поклонялись богам трех пантеонов - иранского, греческого и индийского. Среди иранских богов - Митра, бог огня Атро, богиня Ардохш, бог войны Веретрагна (Орлагно), богиня Луны Мао и главное Ахурамазде. Среди греческих - Гелиосу, Гефесту, Селене, Нане (Анахите у персов), Серапису. Поклонялись Будде. Индийские божества до буддизма - Шива, Махасену, Вишакху, Скандакумару.
- - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -
Кризис начался при Васудеве. При Васудэве начинаеться порча медных монет. Бо-дою Васудэва около 230 г. отправил посольство в Китай. Правда посольство от Васудэвы могло прийти намного раньше чем описано в китайских хрониках. В начале 3 в. усилились противники кушан - Наги заняли Матхуру, яудхеи и малавы также усилились, К середине 3 в. кушаны контролировали только Северо-Западную Индию. Также Восточный Туркестан не был под их властью в 3 в. Согласно Агафангелу армянский царь Хосрой (Хосров) призвал бороться против Арташира кушан
Цитата
". . .И хотя он (Хосров. - Л. Т.) [2] находился в большом горе в связи с подчинением своих родственников и их службой царству Истахр [3], и они были умиротворены; и Хосров послал своего посланника /к ним/ с тем, чтобы его родственники пошли за ним против нового царства (Арташира. - Л. Т.). Они (родственики. - Л. Т.) из области Кушан и других областей и храбрыеплемена и воины мужественные должны были помочь ему, однако eго сородичи, родственники и князья и сановники Парфии не вняли приказу Хосрова; они собрались и решили подчиниться господству Арташира вопреки обычаям своих предков и узам родства".
Книга II. Глава 67.
Как Агафангел рассказывает вкратце [1]
"Как мы сказали, от Вахарша царскую власть наследует сын его Хосров, отец святого Трдата Великого [2]. Агафангел, искусный секретарь Трдата, рассказывая вкратце о Хосрове и его сродниках, говорит между прочим и о смерти парсийского [3] царя Артавана, о сокрушении парсийского владычества Арташиром, сыном Сасана, о покорении Парсов его власти; об отмщении ему K’ocpoвом, отцом Трдата, опустошившим землю Парсов и Ассирию своими нашествиями и набегами. Засим историк продолжает: "Хосров отправился на родину свою - в страну к’ушанов [4] просить сродников своих прийти на помощь, дабы противостоять Арташиру. Но они, говорит историк, не послушались его и предпочли жить под властью Арташира, нежели сродника своего и брата. Впрочем, Хосров без их помощи отметил своему врагу и в продолжение десяти лет не переставал опустошать всю /его/ землю. . ."
Цитата
Книга II. Глава 72.
Хосров, получив помощь от Филиппа, идет войною на Арташира [1]
"По причине смут, возникших в империи, Филипп [2] не мог найти для римских легионов досуга и послать их на помощь Хосрову; но он помог ему грамотой, приказав всем провинциям ему содействовать. Получив такое повеление, спешат к нему на помощь из Египта и из пустыни до берегов Понта. С таким множеством войска Хосров идет на Арташира, дает ему сражение, обращает в бегство и отнимает у него Ассирию и другие страны с cарским местопребыванием.
Хосров вторично отправляет послов к сродникам своим из Парфян и Пахлавиков и ко всему воинству земли К’ушанов /с вызовом/ прийти к нему на отмщение Арташиру, обещая им поставить царем достойнейшего из них, дабы не переходила от них /к другому/ власть /царская/. Но вышеупомянутые роды Аспахапета [3] и Сурэна [4] не изъявили на то согласия; и потому Хосров возвращается в нашу страну не столько довольный победой, сколько огорченный отказом своих сродников. Тогда возвращаются к Хосрову некоторые из его послов, отправленные к благороднейшему племени, живущему в самой внутренней части того государства, а именно в Бахле; приносят ему весть, что сродник твоих – Вехсачан [5], с родом своим - Карэном-Пахлавом [6] не покорился Арташиру, а является к тебе на твой зов".
Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
При этом правители кушан названы родственниками армянских Аршакидов, думаю следуют упомянуть что до того кушаны воевали против парфян, а это значит чтоло около 200 г. часть кушанских владений должна была оказаться под властью парфян. Это должен был быть район части Бактрии и там правили парфянские Аршакиды Кушаншахра. О с асанидских надписях уже говорили выше.
- - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -
Мовсес Хоренаци указывал, также что Арташир нашел согласие с частью парфян
Цитата
Книга II. Глава 74
О приходе Анака и зачатии святого Григория [1]
"Арташир, обращенный в бегство и преследуемый Хосровом до Индии, делает большие обещания своим сатрапам: если кто-нибудь избавит его от Хосрова посредством ли яда, или тайным ударом меча, тому он обещал различные дары. "В особенности вам, Парфянам, легко, говорит он, под видом притворной дружбы обмануть его под личиною родства и уловить Хосрова в сети, /в чем/ он вполне на них полагается". Он обешал возвратить им собственный их дом, называвшийся Пахлавом, престольный город Бахл и всю страну К’ушанов [2]. Он обещал им даже царские регалии и свиту, половину Арии и право быть вторым по себе".
- - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -
Противниками Сасанидов был род Карен-Пахлав который поддерживали армянские Аршакиды. Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Разбитые парфяне согласно Мовсесу Хоренаци бежали в Армению к своим родственникам. Царство Истахр Агафангела это Сасанидская династия. От этих беженцев и произошел род Мамиконянов.
статья Л. Тер-Мкртчян о значении армянских источников для истории кушан - Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Когда власть перешла в руки Ардашира, сына Пaпака, он принялся зверски убивать Аршакидов, 14 из рода которых были цари других племен, 15 пока он их не уничтожил. Сделал он это ввиду того, что дед Ардашира, сына Пaпака, Сaсaн, сын Ардашира, сына Бахмана, сына Исфендийaра старшего, поклялся, что если он когда-либо станет царем, он не оставит в живых ни одного потомка Аршака, сына Хурра; Сaсaн вменил это в обязанность и своим потомкам и завещал им, чтобы ни одного из них они не оставили в живых, если когда-либо кто-нибудь из них будет царствовать. Ардашир, [443] сын Папака, был первым царем из его внуков и из его рода, а потому он убил их всех, и женщин, и мужчин, и никого из них не оставил в живых, в соответствии с заветом своего деда Сaсaна.
Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
ат-Табари также упоминал, что Арташир завоевал Систан, Апаршахр, Мерв, Хорезм и Балх до крайних пределов Хорасана. Когда он возвращался из Мерва в Фарс к нему с изъявлениями покорности прибыли послы царя Кушан, царя Турана и царя Мекрана. Это являеться преувеличением. Античные источники зафиксировали бактрию как территорию независимую от персов, к римлянам в 244 г. прибыло посольство от бактрийцев которые присутствовали при триумфе Аврелиана, предполагалось также отправить бактрийские отряды на помощь Валериану воевавшнму против Шапура в 259-260 г. Владения кушан должны были войти в состав Эраншахра после войны с римлянами. Надпись на Каабе Заратуштры из Накш-и Рустаме датированная около 262 г. сообщает о подчинении земель на востоке - Кушанзахром до Пашкабура (Пешавара) и дальше до границ Каша, Согда и Шаша. Инд, Сакастан и Туристан до берега моря былти объединены в единое владение которым правил сын Шапура Нарсе. Луконин и Гёбль предполагают, что надпись лишь выражала претензии Сасанидов на эти земли. Особое владение Кушаншахр в составе Эраншахра это середина 4 в. и кушано-сасанидские монеты чеканились именно с этого времени. Эти монеты написаны бактрийским письмом. Бонград-Левин считает что династия кушан правила до середины 4 в., однако Боровкова считает что Кушанахром правили парфяне-Аршакиды. Не исключено, что часть владений сохранила своих правителей. В частности в китайских документаах упомянут Цидоло из Больших юэчжи который ушел в Индии. Из Индии ему должна была принадлежать Гандхара с Кашмиром. В Аллахабадской надписи Смадрагупта указано, что Гупты подчинили Северную Индию. Однако это не исключает присутствие династии кушан - малых юэчжи в Северной Индии. Местный правитель мог просто признать зависимость от Гуптов. Большое Юэчжи должно было находиться около Балха. И именно там должны были обосноваться кушаносасанидские правители. В 5 в. с востока вместе с хионитами должны были прийти и кидариты которые атаковали Сасанидов. Союзные же отношения хионитов с Эраншахром в 4 в. свидетельствуют скорее о доминировании Сасанидов в Афганистане и Средней и возможно о их продвижении до Инда. В 70-х гг. 4 в. кушаны сопротивлялись Сасанидам, но не исключено, что уже к 90-м гг. IV в. их сопротиавление должно было быть подавлено.
Доброе время всем. Не подскажете, в каких трудах можно найти информацию о кушанском костюме? Сразу скажу: доспех и вооружение не интересуют - нужен костюм мирного населения.
ПС. Яценко "Костюм древней Евразии" читала.
Танагра
Посмотрите работы Пугаченковой по Халчаяну, Пугаченкова Г.А. Халчаян. К проблеме художественной культуры Северной Бактрии, Ташкент (1966), Пугаченкова А.Г. Скульптура Халчаяна, Москва (1971). Кроме того, посмотрите материалы по Халчаяну и Дельверзин-тепе вообще.
В.Г. Луконин - Завоевания Сасанидов на Востоке и проблема кушанской абсолютной хронологии. // Центральная Азия в кушанскую эпоху. Том I. М.: 1974. С. 302-307. Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
- - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -
Таким образом, правители Шапур II, Арташир, Пероз, Хормизд и Варахран выпускали монеты в Кушанском царстве начиная примерно с 365 по 389 г. Мне уже приходилось писать о том, что Арташир по ряду источников может быть вполне отождествлён с шаханшахом Арташиром II до его восшествия на престол в Иране (до 379 г.; см.: «Кушано-сасанидские монеты», — «Эпиграфика Востока», т. XVIII). Таким образом, первые золотые кушано-сасанидские монеты, выпущенные Перозом и полностью следующие по иконографии эмиссиям позднего Васудевы, должны были чеканиться в 379 или 380 г. (или немного ранее, если допустить их параллельный выпуск с сасанидо-кушанскими эмиссиями Арташира, что маловероятно).
Строго говоря, лишь с момента выпуска именно этих монет можно считать, что государство Великих Кушан окончательно прекратило своё существование.
Если, что нибудь по ранним годам Кушанской империи? Особенно интересует последний индо-греческий царь Гермей и его связи с кушанами против индо-скифов. Вроде первый кушанский царь Куджула Кадфиз это и есть Гермей?
Если, что нибудь по ранним годам Кушанской империи? Особенно интересует последний индо-греческий царь Гермей и его связи с кушанами против индо-скифов. Вроде первый кушанский царь Куджула Кадфиз это и есть Гермей?
Введение в проблему:
Б. Г. ГАФУРОВ ТАДЖИКИ ДРЕВНЕЙШАЯ, ДРЕВНЯЯ И СРЕДНЕВЕКОВАЯ ИСТОРИЯ, КНИГА ПЕРВАЯ, любое издание ( этот том написан академиком Б. Литвинским).
Б.Я. Ставиский - Кушанская Бактрия: проблемы истории и культуры, М. 1977.
Л.А. Боровкова, Кушанское царство (по древним китайским источникам). М. 2005.
Боровкова постоянно вреть, но это самая современная работа. А вообще, на русском ничего приличного нет. Боровкова даже не подозревает о существовании Рабатакской надписи и работ Крибба и Симс-Вильямса!
Что касается индо-греков, то вам нужны Роулинсон, Тарн, Нарайн и Бопеараччи. Как с англицким?
На русском смотрите: Попов А.А., Греко-Бакрийское царство, СПБ, 2008.
Цитата
Особенно интересует последний индо-греческий царь Гермей и его связи с кушанами против индо-скифов.
Гермей не был последним индо-греческим царем. Список этих правителей весьма внушителен, причем они могли править синхронно друг другу в нескольких мелких владениях: Зоил, Лисий, Антиалкид, Поликсен, Филоксен, Диомед, Аминта, Эпандр, Феофил, Певколай, Фрасон, Никий, Артемидор, Архебий, Гермей, Телеф, Аполлодот II, Гиппострат, Дионисий, Аполлофан и др. Последнее царство греков в северо-западной Индии во главе со Стратоном II и его сыном-тезкой в восточном Пенджабе было ликвидировано индо-сакским сатрапом Матхуры Раджувулой около 10 г. н. э.
Цитата
Вроде первый кушанский царь Куджула Кадфиз это и есть Гермей?
По одной из версий первым кушанским правителем был "Герай" -Саноб(ар), а затем идет непрерывная линия Куджула Кадфиз, Вима Такто, Вима Кадфиз и т.д. Если исходить из данных Рабатакской надписи, то Куджула Кадфиз не мог быть Гермеем, хотя на его монетах и присутствует изображение Гермея, что могло быть обусловлено множеством факторов. См. дискуссию Тарн-Нарайн.