Когда в Ассирии к власти пришел Тиглатпаласар I, то он столкнулся с тем фактом что земли хурритов Алзи и Пурулумзи заняли протоармяне-мушки. Хурриты продолжали же жить на Бохтан-Су и Битлис-Чае. В горах к югу от Вана, между Тигром и Нижним Забом продолжали жить хурриты. Страны населенные хурритами перестали играть роль в политике региона и стали театром военных действий между Урарту и Ассирией. Продвижение протоармян-мушков привело к разрыву хурритоязычного населения на отдельные ареалы. И. Дьяконов преполагал, что хурриты населяли Гузана (Телль-Хаф), Хубушкиа, Шубрия, Диаухи в Грузии, Манна в Иранском Азербайджане. Египетские источники называли хурритов хуру. В Библии хурриты называны как хори. Хурриты сохранялись в центральных районах Армянского нагорья в VI-V вв. до н. э. Геродот называл народы сасперов, матиенов и алародиев. Сасперы были древними иберами, одной из картвельских народностей. Алародии соответствовали урартам. Матиены вероятно были потомками хурритов, поскольку название Митании звучало как Maiteni. Матианой или Манианой именовали озеро Урмия. Территория матиенов разорваным полукольцом опоясывала земли армян и алародиев. Царя Богов хурриты называли Тешшуп. Он также был богом бури. Кумарби был его отцом и богом небес. Оружием Тешшупа является молния, гроза, дождь, ветра. Помощниками Тешшупа были боги-быки Шериш и Тилла. Аррапха была центром поклонения Тешшупу. Его соответствием в Месопотамиии был Адад, а в Угарите – Баал. Шавушка была богиней в Ассирии и Аррапхе. Шавушка считалась владычецей небес. В угаритских текстах она называлась Иштар Хурритской. Угаритским ее соответствием была Астарта. Кумарби почитался в Азухине. Также существовал бог Нупатик, которого фиксируют тексты из Богаз-Кёя и Угарита. Бог Солнца и Бог Луны назывались Шумике и Кушух. Шумике соответствует урартскому богу Шувини, а Кушух хеттскому богу Каску. Богиня Никкаль соответствовала шумерской богине Нингаль. Также заимствованым из шумерского пантеона были Неригал и Эйя. Бог войны назывался Аштаби, который был западносирийским богом, который существовал еще до хурритов. К дохурритскому субстрату принадлежали Адамма и Ишхара. Хурритский язык как язык культуры пользовался особым почетом в Анатолии. Хетты переписывали хурритские мифы – в частности ’’Поэму о царстве и небесах’’. Хурриты распространяли месопотамскую литературу в Анатолии и Сирии. Вавилонскик предзнаменования переводились на хурритский язык. Памятники монументального искусства у хурритов почти отсутствуют. Есть статуя правителя Алалаха Идри-ми. Из Еузы дошла местная мастерски исполненая керамика. Это стройные кубки с очень маленькой ножкой. От печатей хурритов до нас дошла киркукская глиптика, которая продолжала традицию вавилонских печатей.
Г. Винклер в 1908 г. нашел надпись в которой фигурировали четыре арийских божества – Индра, Насатья, Варуна, Митра. При этом эти боги были лишь одними из многих богов Митанни. Ранее считалось, что и лошадь попала в регион вместе с ариями. Однако, как выяснила А. Камменхубер, лошадь была в регионе еще в III тыс. до н. э. Другое дело, что данные о верховой лошади, которая как транспортное средство и для конницы появилась в XIII в. до н. э. До этого ее использовали для колесниц. Колесничные отряды фиксировались у хеттов с XVIII в. до н.э. У хурритов были свои учебники как нужно вести себя с конем и для колесничного дела. Основной территорией с которой началось расселение хурритов было Армянское нагорье. Они жили по обе стороны Верхнего и Среднего Тигра. Хурриты встречались среди иноземцев в Вавилонии и Эламе. Также они присутствовали среди жителей ассирийской колонии Каниш и города Мари в Месопотамии. Хурриты наравне с шумерами, аккадцами, эламитами были четвертым культурным народом Передней Азии и жили в регионе задолго до пришествия индоевропейцев. Имена богов Буриаш, Шуриаш, Мараттас у касситов И. Дьяконов не считал индоевропейскими и высказался против индоевропейского влияния на Вавилонию и касситов. Арийские имена богов и глоссы из Митании XV-XIV вв. до н. э. указывают на индоевропейское влияние, однако индоевропейский язык из которого они были заимствованы к тому времени уже был мертв. Скорее хурриты влияли на хеттов, чем наоборот. В хеттском языке старохеттского периода были хурритские религиозно-мифологические, литературные и государственно-правовые заимствования. Хотя именна митаннийских царей не этимологизируются из известных древневосточных языков, но и четких соответствий им из индоевропейских языков им нет. На древнейшее население Киццуватны наслоились лувийцы, а потом хурриты однако не митаннийские и без примеси арийского элемента. На западе своего ареала хурритский элемент наслаивался на западносемитский субстрат. Движение хурритов в земли западных семитов началось еще в III тыс. до н. э. С ариями хурриты соприкасались на своей восточной окраине. Арийцы не были пионерами в колесничном деле и в доместикации лошади в Передней Азии. Хурриты были высококультурным народов еще за 500-700 лет до контакта с индоевропейцами. Митаннийские арии были теми кто отклонился от пути ариев в Индостан около 1500 г. до н. э. и их язык еще был общеарийским, а не индоарийским. В аккадских документах Митанни фигурирует как Ханигабальт. Тушратта называл свою страну хурритской. Шуттарна I и Сауссадаттар называли себя царями Маитани, а Параттарна царем людей хурри. После падения царства Митанни это наименование изчезает в хеттских источниках, его заменяет страна Хурри или страна Ханигальбат. Хурритская ономастика и топонимика упоминалась в ассирийских и урартских текстах у верховьев Евфрата, Чороха и Аракса в начале I тыс. до н. э. Маитанни это обозначение приурмийских хурритов с 1550-1500 гг. до н. э.