Сообщество Империал: Митанни - Сообщество Империал

Ayoe

Митанни

Загадочные хурриты и Ассирия
Тема создана: 28 сентября 2008, 03:49 · Автор: Ayoe
  • 10 Страниц
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • Последняя »
 Venc
  • Imperial
Imperial
Форумчанин

Дата: 23 апреля 2023, 10:29

Lion

Да может хурриты одни из предков армян. Генезис народов запутанная штука.
     Laszlo
    • Imperial
    Imperial
    Форумчанин

    Дата: 23 апреля 2023, 10:31

    Когда в Ассирии к власти пришел Тиглатпаласар I, то он столкнулся с тем фактом что земли хурритов Алзи и Пурулумзи заняли протоармяне-мушки. Хурриты продолжали же жить на Бохтан-Су и Битлис-Чае. В горах к югу от Вана, между Тигром и Нижним Забом продолжали жить хурриты. Страны населенные хурритами перестали играть роль в политике региона и стали театром военных действий между Урарту и Ассирией. Продвижение протоармян-мушков привело к разрыву хурритоязычного населения на отдельные ареалы. И. Дьяконов преполагал, что хурриты населяли Гузана (Телль-Хаф), Хубушкиа, Шубрия, Диаухи в Грузии, Манна в Иранском Азербайджане. Египетские источники называли хурритов хуру. В Библии хурриты называны как хори. Хурриты сохранялись в центральных районах Армянского нагорья в VI-V вв. до н. э. Геродот называл народы сасперов, матиенов и алародиев. Сасперы были древними иберами, одной из картвельских народностей. Алародии соответствовали урартам. Матиены вероятно были потомками хурритов, поскольку название Митании звучало как Maiteni. Матианой или Манианой именовали озеро Урмия. Территория матиенов разорваным полукольцом опоясывала земли армян и алародиев. Царя Богов хурриты называли Тешшуп. Он также был богом бури. Кумарби был его отцом и богом небес. Оружием Тешшупа является молния, гроза, дождь, ветра. Помощниками Тешшупа были боги-быки Шериш и Тилла. Аррапха была центром поклонения Тешшупу. Его соответствием в Месопотамиии был Адад, а в Угарите – Баал. Шавушка была богиней в Ассирии и Аррапхе. Шавушка считалась владычецей небес. В угаритских текстах она называлась Иштар Хурритской. Угаритским ее соответствием была Астарта. Кумарби почитался в Азухине. Также существовал бог Нупатик, которого фиксируют тексты из Богаз-Кёя и Угарита. Бог Солнца и Бог Луны назывались Шумике и Кушух. Шумике соответствует урартскому богу Шувини, а Кушух хеттскому богу Каску. Богиня Никкаль соответствовала шумерской богине Нингаль. Также заимствованым из шумерского пантеона были Неригал и Эйя. Бог войны назывался Аштаби, который был западносирийским богом, который существовал еще до хурритов. К дохурритскому субстрату принадлежали Адамма и Ишхара. Хурритский язык как язык культуры пользовался особым почетом в Анатолии. Хетты переписывали хурритские мифы – в частности ’’Поэму о царстве и небесах’’. Хурриты распространяли месопотамскую литературу в Анатолии и Сирии. Вавилонскик предзнаменования переводились на хурритский язык. Памятники монументального искусства у хурритов почти отсутствуют. Есть статуя правителя Алалаха Идри-ми. Из Еузы дошла местная мастерски исполненая керамика. Это стройные кубки с очень маленькой ножкой. От печатей хурритов до нас дошла киркукская глиптика, которая продолжала традицию вавилонских печатей.
    Г. Винклер в 1908 г. нашел надпись в которой фигурировали четыре арийских божества – Индра, Насатья, Варуна, Митра. При этом эти боги были лишь одними из многих богов Митанни. Ранее считалось, что и лошадь попала в регион вместе с ариями. Однако, как выяснила А. Камменхубер, лошадь была в регионе еще в III тыс. до н. э. Другое дело, что данные о верховой лошади, которая как транспортное средство и для конницы появилась в XIII в. до н. э. До этого ее использовали для колесниц. Колесничные отряды фиксировались у хеттов с XVIII в. до н.э. У хурритов были свои учебники как нужно вести себя с конем и для колесничного дела. Основной территорией с которой началось расселение хурритов было Армянское нагорье. Они жили по обе стороны Верхнего и Среднего Тигра. Хурриты встречались среди иноземцев в Вавилонии и Эламе. Также они присутствовали среди жителей ассирийской колонии Каниш и города Мари в Месопотамии. Хурриты наравне с шумерами, аккадцами, эламитами были четвертым культурным народом Передней Азии и жили в регионе задолго до пришествия индоевропейцев. Имена богов Буриаш, Шуриаш, Мараттас у касситов И. Дьяконов не считал индоевропейскими и высказался против индоевропейского влияния на Вавилонию и касситов. Арийские имена богов и глоссы из Митании XV-XIV вв. до н. э. указывают на индоевропейское влияние, однако индоевропейский язык из которого они были заимствованы к тому времени уже был мертв. Скорее хурриты влияли на хеттов, чем наоборот. В хеттском языке старохеттского периода были хурритские религиозно-мифологические, литературные и государственно-правовые заимствования. Хотя именна митаннийских царей не этимологизируются из известных древневосточных языков, но и четких соответствий им из индоевропейских языков им нет. На древнейшее население Киццуватны наслоились лувийцы, а потом хурриты однако не митаннийские и без примеси арийского элемента. На западе своего ареала хурритский элемент наслаивался на западносемитский субстрат. Движение хурритов в земли западных семитов началось еще в III тыс. до н. э. С ариями хурриты соприкасались на своей восточной окраине. Арийцы не были пионерами в колесничном деле и в доместикации лошади в Передней Азии. Хурриты были высококультурным народов еще за 500-700 лет до контакта с индоевропейцами. Митаннийские арии были теми кто отклонился от пути ариев в Индостан около 1500 г. до н. э. и их язык еще был общеарийским, а не индоарийским. В аккадских документах Митанни фигурирует как Ханигабальт. Тушратта называл свою страну хурритской. Шуттарна I и Сауссадаттар называли себя царями Маитани, а Параттарна царем людей хурри. После падения царства Митанни это наименование изчезает в хеттских источниках, его заменяет страна Хурри или страна Ханигальбат. Хурритская ономастика и топонимика упоминалась в ассирийских и урартских текстах у верховьев Евфрата, Чороха и Аракса в начале I тыс. до н. э. Маитанни это обозначение приурмийских хурритов с 1550-1500 гг. до н. э.
       Venc
      • Imperial
      Imperial
      Форумчанин

      Дата: 23 апреля 2023, 10:46

      Lion

      Старый, Вы смотрели видео?

      Там я показываю на английскую Википедию, что дает все возможности слушать фонетику, вот.
      Lion: Сегодня, 08:54
      Я видел в турецком музее истории толи в Стамбуле толи в Анкаре большой барельеф где хеттский царь поклоняется Тархуну или Тешубу. Лица там вполне армянские. Царя зовут варпалава или варпалавас. Хурриты и хетты я так понял достаточно близкие народы.
         Laszlo
        • Imperial
        Imperial
        Форумчанин

        Дата: 23 апреля 2023, 10:48

        Хурритские тексты датируются концом III тыс. до н. э. – второй половиной II тыс. до н. э. В развитии хурритского языка выделяются старохурритский и новохурритский периоды. Родство хурритского и урартского языка твердо установлено. Ф. Хомель называл хуррито-урартские языки алародийскими. Я. Браун и Г. Климов указывали на родство хуррито-урартских с нахо-дагестанскими языками. Ю. Дешериев, И. Дьяконов, С. Старостин пришли к заключению, что хуррито-урартские языки были одной из пяти семей восточнокавказких языков. Наибольшее количество изоглосс хуррито-урартские имеют с аваро-андоцезской ветвью. С. Старостин пришел ко мнению, что хуррито-урартские языки и нахо-дагестанские языки представляют собой близкородственные, но независимые языковые семьи. Выделение праурартского диалекта из хуррито-урартского произошло не позднее конца III тыс. до н. э. Хурриты происходили от названия hurri обозначавшего север Месопотамии. Хурритский язык обозначался термином hurrlili или xurwoge. В аккадском языке хурритские глоссы обозначались как su, то есть субарейские. Хурритский язык зафиксирован источниками III-II тыс. до н. э. В конце III тыс. до н. э. – II тыс. до н. э. хурриты появились на севере Месопотамии, в Сирии и предгорьях Загроса. Во II тыс. до н. э. хурриты жили в городах Арапха, Алалах, Угарит. Также их фиксировали в Палестине, Каппадокии, на юго-востоке Анатолии. Хурритский язык был официальным языком государства Митанни. Значительно количество хурритских текстов происходило из Нузи и Алалаха. Самый ранний хурритский текст, это строительная надпись Тиджала правителя Уркеша датированые концом III тыс. до н. э. Заклинания из Южной Вавилонии и Мари XX-XVII вв. до н. э. были хурритскими. В среднехеттский период в XV-XIV вв. до н. э. существовала хеттско-хурритская билингва. В середине XIV в. правитель Митанни Тушратта написал письмо египетскому фараону Аменхотепу III. Еще одним важным текстом того периода был фрагмент письма из Нагара. Нескольязычные словари из Угарита также были источниками по хурритскому языку. На Среднем Евфрате был найден шумерско-хурритский список божеств. Документы из Нузи и Алалаха же были выполнены на хурритизированом аккадском языке. В Митанни существовали школы, где писцы учились кроме хурритского еще аккадскому, шумерскому, угаритскому языкам. Основной массив хурритских текстов написан аккадской слоговой клинописью, а незначительная часть угаритской квазиалфавитной клинописью. На Кипре хурриты использовали местное кипро-минойское письмо. Строхурритский период представлен надписью Тиджала и текстами из Вавилонии, Мари, хурритско-хеттской билингвой. Новохурритский период представлен Митаннийским письмом, текстами из Богазкёя и Угарита. Хурриты составляли большинство между 1800 и 1200 гг. до н. э. в ряде районов Северной Сирии и Северной Месопотамии. Северная граница распространения хурритов неясна. Хурритское влияние было сильным в Киццуватне в Анатолии и на верхнем Евфрате. Источники I тыс. до н. э. не называют хурритов по имени и нет хурритских текстов. Ф. Борк считал хурритские языки соединяющим звеном, связывающим картвельскую группу с северокавказской. Если говорить о древнейшей истории хурритов, то в аккадский период времени аккадский царь Саргон воевал в стране Субарту против страны Симуррум. В Телль-Браке и Гасуре жили хурриты. Кроме аккадских и шумерских имен в Гасуре присутствовали хурритские имена. Надпись Нарам-Суэна дает нам несколько хурритских топонимов в Северной Месопотамии. Тахиашатили правил города Азухнинум. В Ниппуре найдена надпись аккадского периода, где фиксировались хурритские имена. Малые хурритские государства существовали на севере и северо-востоке Аккада. Аккадцы были сокрушены гутиями. В правление Шаркалишшари сохранилась надпись о хурритском правителе Аталь-шене, который был царем Уркеша и Навара. Уркеш локализировался в районе бассейна Хабура. Аталь-шен был сыном некоего Шатармата. Правление Аталь-шена приходиться на конец правления гутиев в Месопотамии и на первые десятилетия правления третьей династии Ура. Правитель Шульги из Ура пытался подчинить себе земли около Тигра. Он направил войска в страны Карахар и Симуррум. Преемник Шульги Амар-Суэн совершил походы на города Урбилум и Шашрум. Вследствие войн Шульги в Месопотамию как военнопленные попали хурриты. Укреш остался вне сферы влияния царей Ура. Между Уром и Уркешем были дипломатические связи. Переселеные в Шумер хурриты быстро ассимилировались. В правление Шу-Суэна Ур был вынужден под напором амореев перейти к обороне. При Ибби-Суэне Ур утратил влияние над хурритскими землями. Хурритский царь Тиш-Аталь владел северной частью Ассирии. Он заложил храм бога Нергала, как и Аталь-Шен. Тиш-Аталь называл себя энданом Уркеша. Крушение Третьей династии Ура привело к усилению власти местных владык в Месопотамии. Правитель Мамы Анум-Хирве отправил послание в Каниш. На месте древнего Гасура возник хурритский город Нуза. В городе почитались хурритский бог Тешшуб, а также хурритский аналог смеитской Иштар – Шавушка.
           Lion
          • Imperial
          Imperial
          Форумчанин

          Дата: 23 апреля 2023, 11:08

          Цитата

          Зато в хурритские земли проникают индоевропейцы.


          Хурриты сами были индоевропейцами :)
             Laszlo
            • Imperial
            Imperial
            Форумчанин

            Дата: 23 апреля 2023, 11:08

            Цитата

            Я видел в турецком музее истории толи в Стамбуле толи в Анкаре большой барельеф где хеттский царь поклоняются Тархуну или Тешубу. Лица там вполне армянские. Царя зовут варпалава или варпалавас. Хурриты и хетты я так понял достаточно близкие народы.

            Хетты индоевропейцы принадлежащие к анатолийской группе языков. Собственно этноним хай армяне заимствовали от хеттов. Касательно армянских лиц, то в антропологии есть условный термин арменоидный тип обозначающий население части Южного Кавказа и Восточной Анатолии. И кроме армян под это обозначение подходит и дл курдов и езидов. Вообще первоначальные протоармяне-мушки были светлыми, как и множество древних греков. Протоармяне-мушки пришли из Балкан. Один из армянских императоров Византии имел режие волосы и светлые глаза. Среди армян встречаются рыжие. Армина впервые упоминается в 7 в. до н. э. Протоармяне во второй половине 1 тыс. до н. э. ассимилировали и урартов-алародиев и хурритов. Вследствие взаимодействия с местным населением армяне и приобрели арменоидный тип. Собственно время формирования армянского этноса как такового это 7-2 вв. до н. э., когда их уже упоминают письменные источники. И самоназвание Урарту вообще не Арарат как указывают армянские борзописцы, а Биайнили. Язык Урарту известен, и он ни разу не индоевропейский. Урартский входит в одну группу с хурритским.
            Примеры Урартского языка на английском и в оригинале

            Касательно формирования армян как этноса, то на его формирование еще повлияли и хетты и лувийцы. С армянским языком ситуация наподобие венгерского, когда сравнительно малочисленное воинственное население пришельцев пришло из Балкан на Армянское нагорье и принудило местное население говорить на своем языке. Армянские мужчины вступали в контакты с местными женщинами, в результате чего мы имеем теперешних армян. А еще стоит прибавить то что в их этногенезе приняли участие и мидяне и персы и парфяне. Например имена Сурен и Карен от парфянских родов Суренов и Каренов. А еще был Анак Партев (Парфянин). Имя бдешха Гугарка перса Варскана предковое по отношению к современному армянскому имени Вазген.
            От кого произошли армяне
               Venc
              • Imperial
              Imperial
              Форумчанин

              Дата: 23 апреля 2023, 11:14

              Почему армяне с балкан пришли, они ж жили на армянском нагорье.
              Под спойлер можете текст убрать?
                 Laszlo
                • Imperial
                Imperial
                Форумчанин

                Дата: 23 апреля 2023, 11:15

                Цитата

                Хурриты сами были индоевропейцами :)

                Вот что происходит, когда человек ни черта не сечет в теме хурритов. В хурритах была индоевропейская примесь, но сам язык ни разу не индоевропейский. Те кто профессионально занимались хурритами, а это Камменхубер, Вильгельм, Дьяконов указывают на родство хурритов с алародиями-урартами, а также на далекие связи с нахо-дагестанцами (родство порядка французов и индусов). Хурриты и алародии были ассимилированы армянами, но индоевропейцами не разу не были о чем свидетельствуют их письменные памятники. Впрочем, кому я это говорю. У вас в Армении Свазян превратил персизированый парфянский род Михранидов правивший в Кавказской Албании в армян. Сюда же и тезисы Артака Мовсисяна и других сторонников автохтонности армян на Армянском нагорье. Не были армяне автохтонами региона. Смиритесь уже.

                Цитата

                Почему армяне с балкан пришли, они ж жили на армянском нагорье.

                Смотрим книгу Дьяконова по предыстории армянского народа, а также сведения-греко-латинских источников.
                Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь

                Цитата

                Под спойлер можете текст убрать?

                А это чтоб вы сразу не отмахнулись от доводов своих оппонентов. Потому что Лион например нифига не читает того что под спойлером.
                   Тимур0108
                  • Imperial
                  Imperial
                  Форумчанин

                  Дата: 23 апреля 2023, 11:17

                  Venc (23 апреля 2023, 10:29):

                  Lion

                  Да может хурриты одни из предков армян.

                  Равно как и сирийцев, курдов, турков, азербайджанцев, израильтян, ливанцев и других современных народов, проживающих на территориях, где когда-то жили хурриты. Т.е. разве что как субстрат. Так то представители каждого современного народа могут иметь среди своих предков представителей какого-либо древнего народа, тем более если живут на той же территории)) Но в языковом отношении конечно же армяне никакого отношения к хуррито-урартам не имеют.
                  Проблема начинается тогда, когда националисты в своих идеологических целях начинают приписывать свою идентичность совершенно чуждым им древним людям.
                     Laszlo
                    • Imperial
                    Imperial
                    Форумчанин

                    Дата: 23 апреля 2023, 11:28

                    Цитата

                    Почему армяне с балкан пришли, они ж жили на армянском нагорье.

                    Армяне сформировались как этнос на Армянском нагорье, а вовсе не жили там тысячелетия. И в процессе своего этногенеза поглотили лувийцев, хеттов, хурритов и алародиев-урартов. А не родились тут уже в готовом виде. Вячеслав Иванов отгреб от своих англоязычных коллег-индоевропеистов горы критики за свою гипотезу о родине индоевропейцев на Армянском нагорье. Праиндоевропейский язык очень далек от армянского, чтобы происходить с Армянского нагорья. Ближайший родственник армянского это вымерший фригийский из ряда палеобалканских языков. В ассирийских аккадских источниках протоармяне названы восточными мушками, а фригийцы западными мушками. При этом Армина появляется в районе Мелида, где ассирийцы фиксировали восточных мушков. Армину же фиксировали арамейские и древнеперсидские источники (в частности в Бехистунской надписи).



                    Хетты переписывали хурритские мифы – в частности ’’Поэму о царстве и небесах’’. Хурриты распространяли месопотамскую литературу в Анатолии и Сирии. Вавилонские предзнаменования переводились на хурритский язык. Памятники монументального искусства у хурритов почти отсутствуют. Есть статуя правителя Алалаха Идри-ми. Из Еузы дошла местная мастерски исполненая керамика. Это стройные кубки с очень маленькой ножкой. От печатей хурритов до нас дошла киркукская глиптика, которая продолжала традицию вавилонских печатей. Касательно же общество то оно состояло из вождей, которые были элитой, воинов marijani-na которые за службу получали земельные участки, которые обрабатывали. Некоторые из них владели большими поместьями, другие из них обеднели. Marijandri в Арапхе владели боевой колесницей. Важнейшими пунктами хурритов кроме столицы были Нуза, Курруханни, Аррапха. В этих поселениях имели дворцы. Земли частных владельцев были связаны с повиностью называемой ilku. Крупные территориальные единицы назывались dimutu. Большую роль в хурритском обществе играли жрецы. Храмы и дворцы были центрами управления. Продажей продовольствия занимались купцы, которые упоминались среди рабов дворца. Дворцы обеспечивали импорт металлов. Ввозились олово, медь, железо. В дворце был склад, где находились доспехи-панцыри и разнообразное оружие. Колесничые воины сами занимались содержанием коней и колесниц. В случае войны колесничим назначалось зерновое довольствие. Царь как глава государства исполнял законодательные, административные и судебные функции. При дворе были министры. Ниже рангом были коменданты крепостей и главы городов. Из царской семьи и богатеющих колесничных воинов был создан слой помещиков. Крупным помещиком был Техип-Тилла который был свояком царя. Шильва-Тешшуп же был принцем. Касательно наследования земли, то старший сын получал две доли земли, все остальные сыновья по одной. Поля ilku были наследственными и их не могли продать. Крупное землевладение ориентировалось на дворец. В имении Шильва-Тешшупа производилось большое количество тканей. Внешним источником пополнения рабов служили военные походы. Прежде всего это была земля Луллу, в которой жили племена луллубеев. Кабальными рабами, попавшими в рабство за долги, были tidennu. Поселения назвались alu. Глава патриархальной общины назывался evri. Большесемейные общины назывались bitu. Владение называлось эвру. Митаннийские и разные хурритские правители совершали объезд своих владений собирая дань. У хурритов существовало полюдье, которое будет характерно для скандинавов и славян. В целом митаннийское общество можно характеризировать как раннеклассовое. Митанни не была империей наподобие Египта или Ассирии, а скорее конфедерацией хурритских влавдений, которую держали вместе общие интересы. Отдельно стоит сказать о арийском компоненте в Митанни. К нему аппелируют армянские ученые пробуя удревнить армянскую историю.
                      • 10 Страниц
                      • 1
                      • 2
                      • 3
                      • 4
                      • 5
                      • 6
                      • Последняя »
                      Воспользуйтесь одной из соц-сетей для входа
                      РегистрацияВход на форум 
                      Сообщество ИмпериалИсторические Форумы Форум Древнего Мира Древний Восток Обратная Связь
                      Стиль:Language: 
                      «Империал» · Условия · Ответственность · Визитка · 25 апр 2024, 07:08 · Зеркала: Org, Site, Online · Счётчики