Сообщество Империал: Джунгария - кочевая империя Центральной Азии - Сообщество Империал

ULANZALATA

Джунгария - кочевая империя Центральной Азии

история, политика, военные походы
Тема создана: 14 марта 2014, 03:10 · Автор: ULANZALATA
  • 43 Страниц
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • Последняя »
 rokkero
  • Imperial
Imperial
Форумчанин

Дата: 05 января 2017, 22:56

Источники и литература об ойратах/джунгарах
(о калмыках планирую попозже сделать отдельную тему):


Общая информация
Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь - удачная научно-популярная книга, много карт, читается легко. Рекомендую для начала наряду с Википедией.

Ранний период истории ойратов (с конца XIV в. до конца XVI в.)
Спойлер (раскрыть)

Ситуация на первую треть XVII века и откочевка калмыков
Спойлер (раскрыть)


Военное дело ойратов
Спойлер (раскрыть)


Джунгарское государство (1635-1759 гг.)
Спойлер (раскрыть)



Культура и религия, материальные предметы и прочее:
Спойлер (раскрыть)


Тибет и ойратское Хошутское ханство в Кукуноре (1636-1723 гг.)
Спойлер (раскрыть)


Карты Джунгарии:



Все публикаций вместе можно скачать Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь. Внимание! Постоянно буду добавлять новые материалы в хранилище, на форуме буду давать ссылки по 5-10-20 названий. Фух, наконец разобрался :).
     Из деревни приехал
    • Imperial
    Imperial
    Форумчанин

    Дата: 15 ноября 2020, 16:19

    Imp

    A la guerre com a la guerre.


    Эти слова в полной мере относятся к Джунгарии – государству-призраку, канувшему в Лету и оставившему после себя почти исключительно одни лишь упоминания в исторических документах, составленных его врагами.
    Спойлер (раскрыть)
       rokkero
      • Imperial
      Imperial
      Форумчанин

      Дата: 27 января 2018, 21:37

      Новая подборка литературы об ойратах/джунгарах )).

      Ранний период истории ойратов (с конца XIV в. до конца XVI в.)
      Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь – кратко о происхождении названия «ойраты»/«воилати», их вхождении в монгольскую империю и возвышении при Эсене.
      Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь – помимо распространенной информации об ойратах от Менкэ-Тимура до Эсена, есть также малоизвестные сведения о сыновьях, внуках и правнуках последнего.
      Екеев Н.В. К вопросу об этнической истории ойротов-чоросов – неубедительные рассуждения о том, что предками чоросов и дербетов были уйгуры и кыргызы.
      К вопросу о происхождении торгоутов и хошоутов в этническом составе средневековых ойратов Джунгарии
      Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь – история образования племени торгоутов, кочевавшего в Цинхае, и некоторые моменты их связей с Тибетом.
      Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь – обсуждение версий происхождения таких слов, как «ойраты», «джунгары», «хойты», «чоросы», «элеты»/«угеледы».
      Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь – автор считает, что не стоит называть ойратов «западными монголами», т.к. у ойратов и монголов разное происхождение, и сами они никогда не считали себя близкородственными народами.
      Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь – в статье много информации не только по монголам, но и по ойратам конца XIV – XV вв.
      Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь – история монгольских святилищ-ордо и джинонгов области Ордос, особенно отца Даян-хана Баян-Мункэ-Болху-джинонга. У него были родственники-ойраты, и враги-ойраты тоже.
      Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь – автор продожает развивать свою теорию о том, что первоначально (до 17 века) «калмаками» (в значении «оставшиеся [в неверии]», «отступники») называли тех кочевников Улуса Джучи (Золотой Орды), кто в первой пол. XIV в. отказался отречься от язычества и принять ислам, что сделали «узбеки». Такие калмаки-язычники кочевали на севере степи Дешт-и-Кипчак и отличались от «правоверных» длинными волосами. Позже название «калмык» было перенесено их соседями и на ойратов Западной Монголии, не имевших никакого отношения к Золотой Орде. Возможно, это потому, что во время перекочевок ойратов из Джунгарии в Поволжье по территории Южной Сибири и Казахстана в XVII в. малочисленные и слабоорганизованные калмаки-язычники растворились среди подчинивших их ойратов, главным образом торгутов. Возможно, именно от калмаков-язычников калмыки-ойраты переняли эпос «Джангар».
      Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь – немного информации о жизни ойратов в XVI веке.

      Ситуация на первую треть XVII века и откочевка калмыков
      Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь – расселение ойратов в данный период времени.
      Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь – доводы в пользу 1623 года, а не 1587.
      Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь – описываются взаимоотношения и посольства туда-сюда. Оказывается, даже джунгарский Хара-Хула в 1620 г. через своих послов шертовал «Белому царю», видно, здорово его тогда враги прижали.

      Военное дело ойратов
      Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь – развенчание мифа о том, что русские через Кузнецкую волость передавали джунгарам ружья и пушки. Также приводятся сведения об оружейном производстве кузнецких алтайцев-шорцев.
      Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь – доспехи и как они изменялись после разделения ойратов на джунгар, калмыков и кукунорских хошеутов.

      Джунгарское ханство (1635-1759 гг.)
      Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь – авторка приводит историю и значение некоторых монголо-ойратских титулов и утверждает, что: 1) не следует отождествлять определения «ханство» и «хунтайджийство» - последнее менее престижно (типа как «царство» и «княжество»); 2) до 1623 г. ойраты были подданными монг. хана, управлявшего ими через своего вице-правителя – хунтайджи (Шолоя-Убаши); 3) ойратскими ханами были лишь: Гуши-хан, затем Галдан-Бошокту, а после него – Аюка калмыцкий; Далай-лама даровал этот титул следующему лишь после смерти или падения предыдущего, а не единовременно; 4) власть над «четырьмя ойратами» всегда передавалась в «хошоутском доме» - Галдан и Аюка получили ее через женитьбу на женщинах этого дома. Имхо, эти тезисы весьма спорные.
      Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь – развитие авторской темы о том, что главными среди «четырех ойратов» были вплоть до усиления Галдана Бошокту в 1676 г. не джунгары-чоросы, а хошуты, т.к. из них были ханы: Байбагас, затем Гуши, затем Очирту. А ни Хара-Хула, ни его сын Батур-Эрдени не были самыми влиятельными среди ойратов, более того, последний даже получил титул хунтайджи от хана Гуши. Также разбирается генеалогия монголов-основателей династий Цецен, Тушету и Засагту-ханов. Есть таблицы с генеалогиями ойратов и халха-монголов.
      Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь – из нового лишь немного о Кобоксарских городках, и все.
      Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь – частично рассматривается расселение разных ойратских групировок в 1630-е гг., а также анализируются причины, инициаторы и обстоятельства проведения сьезда 1640 г.
      Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь – еще одна статья о том же, по качеству анализа и обьему информации уступает предыдущей.
      Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
      Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь – в основном, о войне Галдана-Бошокту с казахами в 1680-е гг., также немного о внутриджунгарских распрях.
      Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь – о том, как тибетский регент Сангье Гьяцо поддерживал Галдана в противостоянии с Цинами.
      Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь – статья на французском, о взаимоотношениях и подчинении Вост. Туркестана, т.е. Могулии/Яркендского ханства джунгарам при Сенге и Галдане-Бошогту. См. также мой перевод – Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь.
      Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь – рассматриваются свидетельства двух иезуитов, бывших при дворе маньчжурского императора Канси, о Галдане Бошокту и его войне с Цинами (1690-1697 гг.).
      Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь – перевод и комментарии к письму, в котором Галдан сообщает об откочевке Цеван-Рабдана и намекает русским на союз против монголов.
      Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь – в статье отбрасывается версия о том, что причиной калмыцких междуособиц 1700-1702 гг. был разврат Аюки с женой своего сына, на самом деле это была борьба за улусы и против любимого сына Аюки Гунджаба. Также интересны сведения о том, что откочевавший на восток Санджап мог направляться не в Джунгарию, а в Монголию, Кукунор или Тибет, или даже собирался напасть на джунгар в союзе с китайцами, за что Цеван-Рабдан и поступил с ним так нехорошо, отобрав всех его людей, а его самого отправив назад к отцу.
      Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь – моменты истории улуса джунгарского князя Данжин-Араптана, перешедшего к Цинам в 1702 г.
      Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь – продолжение серии безграмотных переводов отрывков текста из китайской книжицы. На этот раз – ничего нового.
      Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь – тоже ничего нового.
      Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь – постройка Ямышевской крепости в конце 1715 и ее осада джунгарами весной 1716 г.
      Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь – статья о русском плену телеутского князя Байгорока Табунова и русско-джунгарской борьбе за местных алтайских данников.
      Болдырева О.Н. Джунгаро-казахские отношения в 20-х гг. XVIII в. – малоценная статья-водица.
      Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь – обзорная статья о джунгаро-казахских войнах с 1635 по 1741 г.
      Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь – обзорная статья о джунгаро-казахских войнах с 1635 по 1741 г.
      Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь – кратко по теме, из интересного – жунгарские медеплавильни с русскими мастерами.
      Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь – рассматриваются калмыцко-китайские и частично калмыко-казахские и калмыко-джунгарские отношения, переход 1771 г. Занятно, что в кит. историографии откочевка 1771 г. рассматривается как «восстание» и «вооруженное сопротивление против российского угнетения».
      Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь – толковая книга (152 стр.), где-то половина ее посвящена кыргызско-джунгарским и кыргызско-кашгарским связям: войнам Абд-ал-Карима и его союзников-киргизов против джунгар, помощи киргизов в войне уйгурским ходжам сперва против джунгар, потом против Цинов.
      Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь – очень дельная статья, но освещает в основном как раз вопросы внутреннего положения Джунгарского ханства (дворцовые перевороты и борьбу за власть).
      Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь – и что из этого разведали русские.
      Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь – источник, хотя и неточные в плане хронологии (что поправлено примечаниями), но важные сведения «из первых уст» о некоторых событиях, касающихся представителей правящего дома Чорос в 1720-1750-е гг.
      Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь – некоторая отрывочная история племени хойтов и происхождение Амурсаны, в конце приводится генеалогическая таблица хойтских князей по списку из Казани. Надо бы достать оригинал на русском, в статье все имена переведены на английский, а сама таблица мелкая.
      Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь – источник, стихотворный рассказ о смуте и междуособицах под конец существования Джунгарского ханства (1745-1754 гг.). Его автор – очевидец и, скорее всего, участник описываемых событий.
      Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь – описание событий от совместной борьбы Даваци и Амурсаны против Немеху-Жиргала до пленения Даваци в Кашгарии. Есть много интересного, но куча непоняток, в т.ч. с именами.

      В том числе административное деление и расселение:
      Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь – снова об админ. делении: отоки, анги, цзисаи. И о многих отоках кыргызов-бурутов, временно включенных в состав Джунгарского ханства.

      В том числе Историческая география и топонимика
      Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь – класс, историческое расследование, посвященное всего одной местности. Автор установил, что Орын ганц модн (калм., «Одинокое дерево на [реке] Орь») = Джангыз-агач (каз., «Одинокое дерево») = Аулья-агач (башк., «Святое дерево») – местность («урочище») на р. Орь, служившее перевалочным пунктом при перекочевках из Джунгари в Приволжье и обратно. Его центром было одинокое «священное» дерево – тополь – посреди степи, у которого проводились религиозные церемонии и сьезды знати как ойратов, так и (позднее) казахов, как минимум начиная с первой пол. XVI и до сер. XIX в. Это дерево видел Т.Г. Шевченко во время своей ссылки.
      Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь – выясняется местоположение местностей Хасулук/Казылык, Хара-Хум, оз. Агсагал.
      Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь – автор продолжает выявление упоминаемых в «Биографии Зая-пандиты» местностей совр. Казахстана.
      Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь – текстовое описание карты Рената, может быть полезно для специалистов.

      Культура и религия, материальные предметы и прочее:
      Уметбаев Т.Ш., Тепляшин П.В., Будатаров С.М. Становление правовой системы западных монголов (ойратов) в XVII-XVIII вв. – фактически, пересказ «Великого уложения» 1640 г., поэтому интереса не представляет, и я ее удалил.
      Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь – в статье описываются системы власти и титулатура правителей и делается вывод, что оба эти гос.-образования недалеко ушли от обще-чингизидского права.

      В том числе Города и монастыри
      Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь – некоторая информация о джунгарских храмах Семь Палат, Аблайкит и Очирту-хан-кит, а также более поздних олетских.
      Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь – статья о местоположении и строении некоторых памятников ойратского буддизма.
      Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь – некоторые сведения о монастыре Аблайкит и сделанных там находках рукописей и предметов.
      Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь – описание остатков самого монастыря, сделанных там находок, а также краткие гипотезы его происхождения.
      Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь – кое-какая (не слишком четкая) информация об монастырях и поселениях Джунгарии и расселении отоков в XVIII в.

      В том числе Китай против джунгар: кто кого?
      Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь – книга, кратко описывающая всю историю взаимоотношений и борьбы монгольских народов (чахаров, халхасцев, джунгар) против маньчжуро-китайской империи Цин. Особенно подробно про Амурсану. В конце книги бонусом идут несколько статей.
      Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь – небольшая книга о том, как злобные Цины завоевывали бедных алтайцев.

      В том числе Разгром Джунгарии в 1755-1759 гг., потери и эмиграция населения:
      Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь – описываются походы цинских войск в Казахстан против помогавшего Амурсане султана Аблая, а также тактика и вооружение этих войск.
      Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь – кто о чем, а Модоров снова об алтайцах.

      Тибет и ойратское Хошутское ханство в Кукуноре (1636-1723 гг.)
      Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь (автора не знаю, стянул из интернета) – завоевание Гуши-ханом Тибета и передача его под власть Далай-ламы V, их ранние взаимоотношения с маньчжурами и соседними бутанцами.
      Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь – кратко рассматривается история влияния хошоутских ханов на дела Тибета.
      Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь – содержит упоминание о том, что в 1684 г. Галдан Бошокту-хан отправил джунгарские отряды в помощь сражавшимся с ладакцами тибетцам, которые и победили в войне.
      Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь – история похода джунгар в Тибет против хошоутского Лхасанг-хана, и о том, как маньчжуры со второй попытки выбили их оттуда и Тибет после этого стал ихний.
         Rauxa-alana
        • Imperial
        Imperial
        Форумчанин

        Дата: 30 января 2018, 07:38

        Спасибо за инфу камрад. Особенно по киргизам очень полезная книжка оказалась.
        только вот... (раскрыть)
           rokkero
          • Imperial
          Imperial
          Форумчанин

          Дата: 30 января 2018, 23:01

          Rauxa-alana

          Или нашествие 1723 года в действительности с 1722 года началось?
          Я пока не знаю. Один автор пишет, что в феврале-марте 1722 г., другой - в тех же месяцах 1723 г. Как кажется, большинство исследователей склоняются к 1723 г., например, такой аторитетный как Моисеев В.А. в своей книге "Джунгарское ханство и казахи (XVII-XVIII вв.)". Но я пока мало что читал по этой теме (как раз только те статьи, что выше) - поэтому увереннее сказать не могу.
          Также не определен точно год заключения джунгарско-цинского перемирия - по одним данным, в 1722 г., по другим - 1724, что также прибавляет свои нотки в пляске... (имею в виду дополнительные непонятки).

          - - - Сообщение автоматически склеено - - -

          Rauxa-alana

          Особенно по киргизам
          Да, мне тоже понравилась. Только очень какая-то мутная история с сажением на трон Коканда Баба-бека и заездом по пути в Ташкент - у меня такое впечатление, что это его же и там пытались посадить, а не какого-то неизвестного. История очень мутная.
             rokkero
            • Imperial
            Imperial
            Форумчанин

            Дата: 30 января 2018, 23:21

            Сейчас читаю сборник "Китай и соседи в новое и новейшее время" (1982). Политота занятная: помимо наездов на Китай, что понятно и традиционно, заметил перекручивание фактов в двух моментах:
            Imp
            Тут пишут так, будто бы русские по доброй воле предоставляли джунгарам специалистов и помогали развивать военное дело. Как мы знаем, все было сильно не так.

            А тут вообще фэйл: назвать "сложной политической обстановкой" события, когда джунгары вышли оборонять свою землю от захватчиков. Никаких междуособиц тогда у джунгар не был, и никто их не звал.
            Imp

            Но в целом, сборник на хорошем уровне, много интересного фактического материала. Например, в 1763 г. Средней Азией распространились слухи, будто бы правитель афганской империи Дуррани Ахмад-шах отправил (весной этого года) свои войска в р-н Коканда и Ташкента и призвал всех среднеазиатских правителей к союзу и «газавату» против Китая, намереваясь освободить Кашгарию от цинского господства. Там явно что-то было, скорее всего военная демонстрация своей силы, т.к. тогда же он отправил посольство в Пекин.

            Также, читал недавно про ходж, вынес мораль: "где двое ходж - там междуособица и иностранное вмешательство". Чем-то напоминает период Руины у нас на Украине.
               Anri
              • Imperial
              Imperial
              Форумчанин

              Дата: 02 марта 2018, 14:12

              Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
              Государство Алтын-ханов
              Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
                 Rauxa-alana
                • Imperial
                Imperial
                Форумчанин

                Дата: 05 марта 2018, 17:55

                Доброго дня Rokkero. Хотел узнать все ли вы прочли из представленного вами материала по джунгарам? И если да то встречали ли вы хотя бы письменное упоминание того как выглядели гербы знамена тамги и прочая символика их государства. То же самое и по калмыкам. Спасибо за внимание.
                   rokkero
                  • Imperial
                  Imperial
                  Форумчанин

                  Дата: 07 марта 2018, 18:29

                  Rauxa-alana

                  Доброго дня Rokkero. Хотел узнать все ли вы прочли из представленного вами материала по джунгарам?
                  Конечно. Я выкладываю сюда только то, что прочел сам. Зачернутое, кстати - это то, что я читать не рекомендую.

                  Rauxa-alana

                  И если да то встречали ли вы хотя бы письменное упоминание того как выглядели гербы знамена тамги и прочая символика их государства. То же самое и по калмыкам. Спасибо за внимание.
                  Отлично, что вы мне задали такой вопрос. Попробуем разобраться.

                  а) Начнем с тамг. Единственные имеющиеся у меня данные – вот эта таблица калмыцких тамг приблизительно конца XVIII – начала XIX веков, собранная мною воедино из стянутых откуда-то в интернете фрагментов. Думаю, тамги многих родовых подразделений использовались и столетиями ранее.



                  б) Знамена. Знамя по монгольски и ойратски называлось «туг», знаменосец – «тугчин». Как я понимаю, в каждом хошуне – отдельном отряде джунгарского войска – было по знаменосцу-тугчину и трубачу-буречину. Сперва я предположил, что хошун – это приблизительно сотня, но это невозможно – по уложению 1640 г. слишком уж высокое положение у тугчинов и буречинов, наравне с табунанами и тушимелами, значит их не могло быть много.

                  Вот что пишет о джунгарских и калмыцких знаменах Бобров:
                  Imperial
                  Imperial


                  Значительная информация содержится в книге Боброва и Худякова «Вооружение и тактика кочевников Центральной Азии и Южной Сибири…», даю Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь. Самое важное/интересно оттуда:

                  Более детальное описание упомянутого выше калмыцкого знамени периода Наполеоновских войн. Причем оно (или как минимум мотив рисунка на нем) весьма древнее: «…особенное знамя, учреждение коего относится к весьма отдаленным временам, и именно за 300 и более лет, когда предки еще нынешних приволжских калмыков воевали с ним в Джунгарии». «Знамя это шелковое, темного цвета. Длина его полтора, а ширина два аршина (т.е. 1,1*1,42 м), ленты, коими украшены края и средина знамени, красныя, шелковыя, по три аршины длины (т.е. около 2,1 м) и по ладони ширины (около 8 см). Всадник на белом коне, изображенный в средине знамени, представляет святого воина по имени Дайчи-Тенгри».

                  На цинских картинах того времени джунгарские знамена избражаются как темные (синие), красные, зеленые и белые узкие вертикальные полотнища прямоугольной формы. Желтые также могли быть. Некоторые из джунгарских знамен снабжены укрепленными у втулки волосяными бунчуками.
                  Imperial
                  Монгольские, джунгарские, калмыцкие и кашгарские знамена (из той книги)

                  А вот знамена с драконами – отличительный символ маньчжурских войск, поэтому, как пишут авторы, у джунгар его быть не могло. Хотя я бы поспорил – известен ведь монг. или ойратский шлем с изображением дракона, почему бы в пику маньчжурам не нарисовать на знамени «приватизированного» ими дракона?
                  Парадный монгольский шлем с изображением дракона из Гос. Эрмитажа (раскрыть)

                  Отмечу также, что в августе 1756 года отряд Амурсаны в составе казахских сил Аблая воевал с Цинами под синим знаменем.

                  Изображения джунгарских либо кашгарских знамен, серия «Покорение Западного края» - на первом рисунке малиновое по центру, на втором разноцветные у бегущей из своего лагеря колонны (хотя насчет второго рисунка у меня есть сомнения - возможно, он не из этой серии, и изображены какие-то повстанцы):
                  Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь

                  Рисунки-реконструкции, на которых присутствуют знамена:
                  Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь

                  в) Ойраты также часто использовали религиозные буддистские символы:
                  Шлем с изображением буддийского хранителя веры – докшита или дхармапалы с поднятым в правой руке мечом, в окружении извивающихся змей, в кольце огня с многочисленными языками пламени. (раскрыть)

                  Очень популярен был мотив «пламенеющих жемчужин», как на двух шлемах ниже.
                  Элементы оформления джунгарского вооружения (раскрыть)

                  Также религиозные надписи, вроде «ом мани падме хум» (Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь), в т.ч. на знаменах могли быть. Заметьте на предыдущем рисунке знак "ом", как начальный символ этой молитвенной формулы.

                  Надпись на верхушке монг. шлема, защитная мантра Львиноголовой дакини а kа sa mа rа са sa ta rа sa mа rа уа pha da:
                  Imperial
                  Шлем с этой надписью, первая половина 17 века (раскрыть)



                  г) Джунгары метили свои границы таким знаком:

                  rokkero

                  вырезан был на дереве военной человек на коне при всей военной амуниции.
                     Rauxa-alana
                    • Imperial
                    Imperial
                    Форумчанин

                    Дата: 09 марта 2018, 08:08

                    Спасибо за полный ответ. Только вопросов стало больше) Как нам известно в 18 веке калмыки и джунгары имели собственные независимые друг от друга государства, и они также как казахи обладали кучей знамен и ни одного так сказать главного знамени. Отсюда вопрос были ли у них главные знамена и были ли они общими как для джунгар так и для калмыков? Собственно изображение Дайчи Тенгри могло быть знаменем и Аюки и Цеван Рабтана? И ещё на одном из изображений был воин в желтых латах с белым знаменем и изображенным на нем дхармапалой. Насколько это достоверно? И было ли влияние буддийской символики сильнее у джунгар чем у калмыков? Извиняюсь за такую кучу вопросов. Интересует как фактические ответы так и ваши предположения. Спасибо за внимание.
                       rokkero
                      • Imperial
                      Imperial
                      Форумчанин

                      Дата: 22 марта 2018, 23:48

                      Что-то не очень-то думается... Ну ладно, напишу свои предположения:

                      Я думаю, главное знамя таки было: у хана/хунтайджи. Предполагаю, в мирное время оно трепалось рядом с юртой хана в урге, а в военное, но только если хан самолично отправлялся в поход, сопровождало его и на войне. Я бы сделал его больше всех остальных по размеру. Кажется, встречал в источниках, что свое знамя хан мог давать доверенному полководцу как раз таки как символ доверия и для запугивания врагов (чтоб знали, с какой авторитетной силой воюют), но кажется это относится к монголам 16 века и не знаю, насколько было распространено.

                      Еще один важный вопрос: у всех были ли эти знамена или бунчуки. Для джунгар и калмыков - знамя, но вот как у всех остальных? Имхо, у монголов 50/50, у казахов и бурутов - чаще бунчуки. Далеко не уверен, но сложилось такое впечатление по частоте упоминаний в первоисточниках.

                      Я все еще недостаточно плохо представляю себе, что такое хошун (имхо более-менее однообразный отряд от нескольких сотен до нескольких тысяч человек). Что я имею в виду под однообразием - если спешенные, так все спешенные, если конные - так конные. Я думаю, в большинстве случаев воинов с огнестрелом не выделяли в отдельный отряд, хотя иногда - да. Если армия была многочисленная и латники выделялись в отдельный отряд, то отдельно хошун латников, отдельно остальная, условно легкая конница. Впрочем, думаю, латники могли выделяться отдельно и в менее многочисленных силах, тут все зависит от ситуации. Итак, у каждого хошуна свой хошучи (командир, из князей либо зайсангов), тугчин (знаменосец) и буречин (трубач). Флагом хошуна наверняка был флаг либо ихнего улусного князя, либо командира (если это был отряд из числа напрямую зависимых от хунтайджи), либо традиционный флаг отока/хошуна. Флаг хошуна по размерам - вот тот вытянутый более ввысь, чем вширь. Я не думаю, что у более мелких отрядов, чем хошун, был свой флаг, ибо вряд ли они этим так заморачивались.

                      Все выше - по большей части мое имхо, предположения, а не фактические знания.

                      Да, еще забыл в последнем сообщении о символах насчет улан-зала: это красные кисти на шапочках либо красный плюмаж на шлемах. Красная кисть будто бы еще в 1437 г. была введена Тогоном как этнический символ ойратов. Однако, также читал, что в конце XVII в. маньчжуры ввели обязательное ношение улан залаа монгольскими князьями, что ни в какие ворота. Вот и непонятно, был ли это ойратский символ или обще-монгольский.

                      Но джунгары и калмыки точно носили улан-залаа, в т.ч. в бою. Не могу сказать, что вот таки каждый носил, но думаю, что довольно часто. Современные калмыки носят где-то так, как мы, украинцы, вышыванку. Вот заметьте улан-залаа например здесь (картина: Илийские джунгары капитулируют перед Цинами) - эти люди на передем плане, что сдают оружие, в желтых шапках с красными бумбончиками - это и есть джунгары с улан-зала:

                      Imperial


                      - - - Сообщение автоматически склеено - - -

                      Кстати, автор этой темы - форумчанин с ником ULANZALATA.

                      Если хотите получить действительно качественную консультацию от историка-профессинала - можете спросить у А. Пастухова на "Свитке", он хороший человек и не ленится отвечать интересующимся.
                         Rauxa-alana
                        • Imperial
                        Imperial
                        Форумчанин

                        Дата: 26 марта 2018, 10:43

                        Спасибо за ответы. Тоже заинтересовал Хошун. Судя по тому что командовали хошуном зайсанги думается отряды были не менее 500 воинов. Собственно можно ведь по количеству людей в улусе вычислить число хошунов или нет?
                        По картине кстати шапочка с улан залаа практически у всех джунгар. Не покрытых голов не заметил. Или такой замысел художника? Хотя сами одеяния по цвету отличаются.
                          • 43 Страниц
                          • 1
                          • 2
                          • 3
                          • 4
                          • 5
                          • 6
                          • 7
                          • 8
                          • 9
                          • Последняя »
                           Похожие Темы
                          ИИмперия (The Empire)
                          Тема посвященная данной фракции. Обсуждаем всё, что с ней связано.
                          Автор C Carnosaurus
                          Обновление 22 ноября 2022, 19:19
                          ФРоссийская империя
                          Обсуждение игры за Россию.
                          Автор R Regambler
                          Обновление 16 ноября 2022, 15:40
                          НПороховые армии Западной и Центральной Европы в XVI-XVII веках
                          Сабж
                          Автор Ш ШиП
                          Обновление 06 ноября 2022, 14:45
                          Воспользуйтесь одной из соц-сетей для входа
                          РегистрацияВход на форум 
                          2022 «Империал» · Условия · Ответственность · Визитка · Сотрудничество · 05 дек 2022, 13:38 · Счётчики