Andrey_Ab
1.11.2008 - 17:36Цитата
я думаю, что тот факт, что детей отдавали учиться насильно нужно рассматривать в контексте крещения Руси вцелом
Так и я о том же. А фраза "крещение Руси" обозначает такое понятие, как смену культур, не так ли? Нам говорят, что это благо, но как судить объективно, если старую культуру уничтожили и сравнить не с чем? С этой точки и образование на Руси можно рассматривать как прогресс - или наоборот, особенно если вспомнить былинные песни:
Цитата
Герой песни или сказки - богатырь, обладающий страшною материальною си-лою: вот он является ко двору княжескому, все глядят на молодца, дивуют-
ся, ему наливают чару зелена вина в полтора ведра, он принимает чару
единой рукой, выпивает ее единым духом; бросит он горсть песку по высо-
кому терему - полтерема сшибет; закричит богатырь зычным голосом - с те-
ремов верхи повалятся, с горниц охлопья попадают, в погребах питья вско-
леблются. Вот подвиги любимого народного богатыря Ильи Муромца: Илья
идет в послах от князя Владимира к хану кочевой орды и заводит с ним
ссору; хан велит связать ему руки белые, плюет ему в ясны очи: "И тут
Илье за беду стало,/ За великую досаду показалося,/ Что плюет Калин
(хан) в ясны очи;/ Вскочил в полдрева стоячего,/ Изорвал чембуры на
мoгучиx плечах,/ Не допустят Илью до добра коня,/ И до его-то до палицы
тяжкие,/ До медны литы в три тысячи./ Схватил Илья татарина за ноги,/
Который ездил в Киев-град,/ И зачал татарином помахивати:/ Куда ни мах-
нет, тут и улицы лежат,/ Куда отвернет - с переулками,/ А сам татарину
приговаривает:/ "А и крепок татарин, не ломится,/ А жиловат, собака, не
изорвется..."".
Цитата
Но не одна чудовищная, материальная сила действует в богатырях; в нихдействует также сила чародейская. Мы видели занесенное в летопись преда-
ние о том, что полоцкий князь Всеслав Брячиславич родился от волшебства
(волхованья); песня рассказывает в подробности это предание, как родился
богатырь Волх Всеславьевич от лютого змея. Когда минуло Волху десять го-
дов, стал учиться он премудростям: первой мудрости учился - обертываться
ясным соколом; другой мудрости учился - обертываться серым волком;
третьей мудрости учился он - обертываться гнедым туром-золотые рога. На
двенадцатом году начинает он набирать дружину; живо и согласно с лето-
писью представляет нам песня дружинный быт: стал себе Волх прибирать
дружину, прибирал три года и набрал себе дружины семь тысяч; сам он,
Волх, в пятнадцать лет и вся его дружина по пятнадцати лет... Волх поил,
кормил дружину храбрую, обувал, одевал добрых молодцев. Особенно отлича-
ются мудростью, хитростью, т. е. чародейством, ведовством, женщины, зна-
менитые ведьмы киевские: такова Марина Игнатьевна, которая водится с
Змеем Горынчищем. Осердясь на богатыря Добрыню, Марина привораживает его
к себе: "Брала она следы горячие молодецкие,/ Набирала Марина беремя
дров,/ А беремя дров белодубовых,/ Клала дровца в печку муравленую/ С
теми следы горячими,/ Разжигает дрова палящатым огнем/ И сама она дровам
приговаривает:/ "Сколь жарко дрова разгораются/ Со теми следы молодецки-
ми,/ Разгоралось бы сердце молодецкое"".
Чары действуют на Добрыню: он влюбляется в ведьму, прогоняет от нее
соперника своего, Змея Горынчища, за что Марина обертывает его гнедым
туром. Такова Авдотья Лиховидьевна, которая искала мудрости над мужем
своим, Потоком Михайлою Ивановичем: она взяла с него слово, что если она
умрет прежде него, то ему зарыться с нею в могилу живому; и вот через
полтора года Лиховидьевна умирает, и Поток, верный своему слову, "С ко-
нем и сбруею ратною/ Опустился в тое ж могилу глубокую,/ И заворочали
потолоком дубовыим/ И засыпали песками желтыми,/ А над могилою поставили
деревянный крест,/ Только место оставили веревке одной,/ Которая была
привязана к колоколу соборному./ И стоял он, Поток Михайло Иванович,/ В
могиле с добрым конем/ С полудни до полуночи./ И для страху, добыв ог-
ня,/ Зажигал свечи воску ярого./ И, как пришла пора полуночная,/ Собира-
лися к нему все гады змеиные,/ А потом пришел большой змей,/ Он жжет и
палит пламем огненным,/ А Поток Михайло Иванович/ На того не робок был,/
Вынимал саблю острую,/ Убивает змея лютого/ И ссекает ему голову/ И тою
головою змеиною/ Учал тело Авдотьино мазати./ Втепоры она еретница/ Из
мертвых пробуждалася".
Сказки? Искажённые отголоски забытой культуры?.. Или лишь слегка приукрашенные? Сравним с описанным в Ветхом Завете насаждением иудаизма среди евреев: религию приходится насаждать с помощью террора, а язычество насаждать не надо - оно возвращается, когда террор ослабевает. А вот влияние этого на образование:Саул изгоняет волшебников из Иудеи, оставляя лишь одного - Саваофа, но когда от последнего нет ответа, царь находит волшебницу и вызывает мёртвого пророка для консультации. Оказывается, раньше были знания, присущие старой, языческой культуре, нам сейчас недоступные. Вопрос: чему могут священники, научившиеся книжной грамоте и умеющие читать Псалтырь, научить волхва?
Цитата
Да в первую очередь в монастырях и церквях изучали Библию, да просто не почему было учить, азбука и учебники появились значительно позже. И совсем не обязательно после монастырских и церковных школ все становились священниками
Камрад. ещё цитата, показывающая
причину обучения в монастырях:
Цитата
Мы видели, по каким областям и городам было распространено христи-
анство при Владимире; теперь обратимся к другому вопросу: откуда перво-
начальная русская церковь получила себе священнослужителей? Митрополит и
епископы были присланы из Царя-града; в Киеве, если прежде были христиа-
не, была церковь, то были, разумеется, и священники; Владимир привел из
Корсуня тамошних священников и священников, приехавших с царевною Анною.
Но все этого числа было недостаточно для крещения и научения людей в Ки-
еве и других местах, и вот есть известие, совершенно согласное с обстоя-
тельствами, что присланы были священники из Болгарии, которые были спо-
собны учить народ на понятном для него языке; есть даже известие, что и
первые епископы и даже митрополит Михаил был из болгар. Но сколько бы ни
пришло священников греческих и болгарских, все их было мало для настоя-
щей потребности; нужно было умножить число своих русских священников,
что не могло произойти иначе, как чрез распространение книжного учения.
Такое распространение было предпринято немедленно после всенародного
крещения в Киеве, ибо в нем митрополит и князь видели единственное
средство утвердить веру . Отцы и матери били мало утверждены, оставить
детей при них - значило мало подвинуть христианство, ибо они воспитыва-
лись бы более в языческих понятиях и обычаях; чтоб сделать их твердыми
христианами, необходимо было их на время оторвать от отцов плотских и
отдать духовным; притом, как выше замечено, только одним этим средством
можно было приобресть и священников из русских
В жизни всё проще и приземлённее: смешно верить, что князь озаботился мнимой дикостью русичей и решил облагодетельствовать подданных плодами западного просвещения. Князю нужно обеспечить власть над смердами, он решил (или ему подсказали), что христианство подходит лучше всего, а для этого нужны священники, а для этого их надо научить читать.Вот и всё.
Цитата
это не мешало им после этого и на ратях побеждать
До этого Русь не знала побед?
Цитата
и дипломатами быть и торговать
невольниками, захваченными олять же князьями и плодами их походов с дружиной в полюдье, забирая у людей результаты их труда.
Цитата
То есть церкви и княжеские хоромы.
Цитата
Да и что вы имеете против священников
Они идеологически обосновывают власть князя над народом.
Цитата
науки и исскуства, вся живопись, все книги были написаны монастырскими художниками и писцами.
Вы о чём? Об иконах и Житии святых?
Цитата
Кроме того монастыри с самого начала являлись хранилищами книг
После сожжения библиотек языческих, не так ли?
Цитата
Христсанство дало Руси еще и грамоту, Кирилл и Мефодий были монахами, и пусть сегодня есть данные, что писменность была у славян до христианства, будем объективны, до крещения Руси писменность была уделом восновном жрецов и вряд ли простой общинник умел писать.
Камрад, после введения христианства грамота как раз и осталась уделом священников. А у простого общинника появилось право отдавать десятину в церковь и налог князю.
Цитата
Теперь про русские щиты под Константинополем, ну да видели их греки там, но как это связанно с христианством
До хриситанства Русь не смогли покорить силой оружия. Почему-то.
Цитата
И кстати наверное врядли русские княжны стали бы королевами, к примеру, Франции или Норвегии, если бы русские оставались язычниками, небыло бы таких обширных дипломатических связей по всей Европе, ну не общались бы европейцы с язычниками просто.
Камрад, а Вам не всё равно, на обеспечение жизни какой королевы пойдут средства, отобранные дружиной князя у Вас и Вашей семьи?
Цитата
А про ученость и неученость русских и европейцев приведу пример, уже в 11 в. в Киеве был основан женский монастырь
О монастырях: чему гордиться? Если речь про образование, то моё мнение, нет, глубокое убеждение, знание - это образ жизни. Итак, женский монастырь, в котором монахини ведут якобы угодный Богу образ жизни. Хорошо, давайте примем на минутку, что этот пример достоин подражания...что с человечеством станет от этих девственниц? Вымрет человечество, уважаемый.