konrad karlovich
И вообще, есть иноформация о высадке, например, морского десанта где-нибудь в Норвегии или Дании при сабже?
На Севере - надо посмотреть... А вот на юге (первое, что приходит в голову...) Данила Адашев прошёлся со своей флотилией по побережью Крыма "огнём и мечом"...
Да и знаменитый Дмитрий Вишневецкий, состоя на на тот момент на службе у "царя-батюшки", высаживался с моря десантом под Керчь примерно в те же годы...
Так что морские десанты и в эпоху Ивана Грозного имели место быть...
konrad karlovich
Опять же, если вести речь о судостроении, "Орел" для царя Тишайшего строили не поморы, мастером иностранец был. Утратили секреты?
Вот именно что "мастером"... Все остальные плотники-судостроители были местными...
Как же с такими "дикарями" смогли построить вполне себе приличный кораблик, бог весть?
Но, ежели вспомнить ежегодную отправку целых флотилий из вновь построенных стругов и дощаников с "хлебной и пороховой казной" для донских казаков того же времени, то можно понять, какой опыт эти плотники уже имели в судостроении... И да, у них имелись собственные секреты в массовой постройке различного типа судов...
Кстати, за 30 лет до "Орла", так же при помощи зарубежных "мастеров", был построен "Фридерик", причём местные, опираясь на свой опыт, рекомендовали делать его покороче и пошире, да и высоту мачт советовали уменьшить... Но "немцы" на такое не пошли... Разве что согласились на плоское дно "по-голландски", помятуя о том, что половина маршрута пролегает по Волге... В итоге оный кораблик так и не выполнил своей миссии в Персии, т.к. оказался совершенно не приспособлен к переходу через море и банально "развалился" по дороге в Дербент... А вот русские и персидские купцы свободно ходили по Волге и Каспию на своих "неевропейских" корабликах... Вот вам и "судостроительный опыт" иностранцев и местных в сравнении...
konrad karlovich
Московская компания просуществовала более 100 лет. Сам Горсей привел в 1581г. 13 английских торговых судов. Торговля вполне шла через Белое море, невзирая на неизбежные потери. Значит, профит превышал убытки.
Конечно... Не будем спорить с очевидным...
Не взирая на потери от неприспособленности европейских кораблей для вояжей в северных морях, профит превышал оные и давал огромные прибыли английским купцам... Было бы не выгодно, никто бы и не заморачивался такими сложными и опасными экспедициями...
"На что только не пойдут купцы ради огромных барышей!"
Сразу успокою "блюстителей точного цитирования" - это всего лишь
переделка известной цитаты...
konrad karlovich
Издатели указали, что Горсей- единственный источник, рассказывающий об этой флотилии.
Ясно... Значит ничего нет кроме некоего отчёта англичанина перед своими английскими хозяевами... Насколько оный отчёт корректно отражает реалии того времени - вопрос дискуссионный до сих пор... А современные исследователи той эпохи так и продолжают повторять его мнение (не факт, что не предвзятое...) в приличных диссертациях и монографиях...
Грустно это... А я то надеялся, что с того времени, как интересовался вологодской "секретной флотилией" (в рамках темы по т.н. "допетровскому" судостроению на Руси...) появилось что-то новое...