В 1957 году Френк Герберт посетил экспериментальный полигон в штате Орегон, где экологи и учёные с помощью специальных трав пытались остановить распространение песчаных дюн. Увиденное пустило корни в творчестве Герберта и проросло в цикл фантастических романов, словно песчаная колючка сквозь песок. Так родилась «Дюна» — один из самых удивительных фантастических романов и неподъемный камень для его экранизаторов.
Сергей Король — приглашённый редактор Look At Me. Любитель книг, путешествий, необычных языков, блогер и копирайтер в «Аййо».
«Дюна» — это очень необычная книга даже по меркам научной фантастики. Тяжелая, непонятная, густая, словно мёд, не слишком выразительная, пересыщенная отсылками к истории, экологии, религии и философии. Книга не только не даёт простора для фантазии, скорее наоборот — она постоянно подстёгивает читателя, держит его в рамках коридора повествования. «Дюна» отчасти похожа на умную, но не слишком красивую женщину — с ней приятно разговаривать, но не очень хочется ложиться в постель. Однако в этой постели оказалось как минимум два режиссёра, пытавшихся экранизировать роман: Алехандро Ходоровски и Дэвид Линч.
До 1975 года Алехандро Ходоровски был известен прежде всего как успешный авангардный режиссёр. Он снимал сюрреалистические вестерны и одну за другой организовывал малоизвестные театральные труппы.
После того как в его руки угодил роман Герберта, Ходоровски загорелся мечтой экранизировать «Дюну» и со свойственной ему страстью погрузился в проект целиком. Как и положено авангардисту, Ходоровски не очень понимал, что он хочет сделать и как. Хронометраж будущего фильма сперва должен быть составить невозможные 8 часов экранного времени, но потом режиссёр решил, что едва вместит всё происходящее и в 20 часов — почти сутки непрерывного действа. Он решил отказаться от основных сюжетных линеек «Дюны» и вырастить что-то своё во вселенной романа. Фрэнк Герберт, друживший с Ходоровски, смотрел на происходящее с улыбкой и искренним непониманием.
Для участия в проекте Ходоровски старался привлечь всех, до кого только мог дотянуться: от Сальвадора Дали и Орсона Уэллса до «Пинк Флойд».
Дали потребовал платить ему 100.000 долларов за час съемок в роли Императора. Ходоровски сперва согласился, но позже предложил Дали сниматься только один час, намереваясь заменить его позже двигающейся куклой.
Однако самыми необычными и самыми плодотворными участниками его проекта стала пара художников: Жан Жиро и Ганс Гигер.
Гигер, Жиро и примкнувший к ним Крис Фосс занимались огромной рутинной работой — рисовали тысячи иллюстраций в сториборды, создавали концептуальные рисунки и иллюстрации. У Ходоровски был только черновик сценария, а до реального съемочного процесса было как до планеты Арракис.
Режиссёр позже скажет: «На самом деле мы снимали без актёров и плёнки. Гигер был моей камерой.»
Результатом почти пятилетнего труда Ходоровски, Гигера и Жиро стала художественная книга, состоящая из сценария и детальных раскадровок сцен фильма. Несколько экземпляров книги были разосланы голливудским продюсерам и главам киностудий, но эпохальный фантастический лонгплей так никого и не заинтересовал. Вавилонская башня Ходоровски осталась только в фундаменте, его «Дюна» так и не была снята.
Как позже скажет Павич, «Дюна» Ходоровски — это великолепная неудача. Мир кинофантастики, замерший между «Космической одиссей» Кубрика и грядущими «Звёздными войнами» получил могучий творческий толчок.
Сценарист Дэн О’Бэнон от расстройства слёг в психиатрическую клинику, где написал тринадцать различных сценариев. Последний из них вскоре станет «Чужим», над которым вновь поработает пара Жиро и Гигера.
Занятна и судьба арта к «Дюне». Через несколько лет после завершения проекта Жиро и Ходоровски превратят тысячи рисунков в серию графических новелл «Инкал» (её собирается экранизировать Николас Рефн). Большинство экземпляров сториборда «Дюны» будут утеряны, и к сегодняшнему дню останется только несколько книг.
Одна из них окажется в руках Джорджа Лукаса, и создатель «Звёздных войн» воплотит многие идеи и визуальные концепции в своей трилогии. Ходоровски позже скажет: «Чёрт побери, Лукас как минимум должен пригласить меня на ужин!»
Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Сергей Король — приглашённый редактор Look At Me. Любитель книг, путешествий, необычных языков, блогер и копирайтер в «Аййо».
«Дюна» — это очень необычная книга даже по меркам научной фантастики. Тяжелая, непонятная, густая, словно мёд, не слишком выразительная, пересыщенная отсылками к истории, экологии, религии и философии. Книга не только не даёт простора для фантазии, скорее наоборот — она постоянно подстёгивает читателя, держит его в рамках коридора повествования. «Дюна» отчасти похожа на умную, но не слишком красивую женщину — с ней приятно разговаривать, но не очень хочется ложиться в постель. Однако в этой постели оказалось как минимум два режиссёра, пытавшихся экранизировать роман: Алехандро Ходоровски и Дэвид Линч.
«Дюна» Ходоровски
До 1975 года Алехандро Ходоровски был известен прежде всего как успешный авангардный режиссёр. Он снимал сюрреалистические вестерны и одну за другой организовывал малоизвестные театральные труппы.
После того как в его руки угодил роман Герберта, Ходоровски загорелся мечтой экранизировать «Дюну» и со свойственной ему страстью погрузился в проект целиком. Как и положено авангардисту, Ходоровски не очень понимал, что он хочет сделать и как. Хронометраж будущего фильма сперва должен быть составить невозможные 8 часов экранного времени, но потом режиссёр решил, что едва вместит всё происходящее и в 20 часов — почти сутки непрерывного действа. Он решил отказаться от основных сюжетных линеек «Дюны» и вырастить что-то своё во вселенной романа. Фрэнк Герберт, друживший с Ходоровски, смотрел на происходящее с улыбкой и искренним непониманием.
Для участия в проекте Ходоровски старался привлечь всех, до кого только мог дотянуться: от Сальвадора Дали и Орсона Уэллса до «Пинк Флойд».
Дали потребовал платить ему 100.000 долларов за час съемок в роли Императора. Ходоровски сперва согласился, но позже предложил Дали сниматься только один час, намереваясь заменить его позже двигающейся куклой.
Однако самыми необычными и самыми плодотворными участниками его проекта стала пара художников: Жан Жиро и Ганс Гигер.
Гигер, Жиро и примкнувший к ним Крис Фосс занимались огромной рутинной работой — рисовали тысячи иллюстраций в сториборды, создавали концептуальные рисунки и иллюстрации. У Ходоровски был только черновик сценария, а до реального съемочного процесса было как до планеты Арракис.
Режиссёр позже скажет: «На самом деле мы снимали без актёров и плёнки. Гигер был моей камерой.»
Результатом почти пятилетнего труда Ходоровски, Гигера и Жиро стала художественная книга, состоящая из сценария и детальных раскадровок сцен фильма. Несколько экземпляров книги были разосланы голливудским продюсерам и главам киностудий, но эпохальный фантастический лонгплей так никого и не заинтересовал. Вавилонская башня Ходоровски осталась только в фундаменте, его «Дюна» так и не была снята.
Как позже скажет Павич, «Дюна» Ходоровски — это великолепная неудача. Мир кинофантастики, замерший между «Космической одиссей» Кубрика и грядущими «Звёздными войнами» получил могучий творческий толчок.
Сценарист Дэн О’Бэнон от расстройства слёг в психиатрическую клинику, где написал тринадцать различных сценариев. Последний из них вскоре станет «Чужим», над которым вновь поработает пара Жиро и Гигера.
Занятна и судьба арта к «Дюне». Через несколько лет после завершения проекта Жиро и Ходоровски превратят тысячи рисунков в серию графических новелл «Инкал» (её собирается экранизировать Николас Рефн). Большинство экземпляров сториборда «Дюны» будут утеряны, и к сегодняшнему дню останется только несколько книг.
Одна из них окажется в руках Джорджа Лукаса, и создатель «Звёздных войн» воплотит многие идеи и визуальные концепции в своей трилогии. Ходоровски позже скажет: «Чёрт побери, Лукас как минимум должен пригласить меня на ужин!»
Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь