Китайские (а вернее ? древнекитайские) мифы не только существовали, но и уже были письменно запечатлены еще 1 400 лет до нашей эры в трактате ?Шуцзин? (?Книга истории?).
Но наиболее значительным по количеству и составу мифов можно считать сочинение ?Книга гор и морей? (?Шань хай цзин?), существующее с IVвека до н.э.
Долгое время, вплоть до конца XIX века, мифы и легенды Китая, равно как и сведения о них, оставались почти неведомыми для российского читателя -только в 1892 году выходит в свет первый самостоятельный значительный труд по этой теме-книга профессора С.М. Георгиевского ?Мифические воззрения и мифы китайцев?, а затем его же работы - ?Первый период китайской истории? (1885), ?Принципы жизни Китая? (1888).
Во многом это связано с тем, что ?Поднебесная империя? достаточно отдалена от Европы; во многом - с тем, что китайский язык далеко не всем был доступен; не на последнем месте в этом ряду стоит и влияние поздней китайской философии - например, конфуцианство, проводя тщательный отбор мифов (точнее - песен, поскольку изначально они исполнялись под музыку), из трех тысяч оставило всего три сотни: как пояснял древний историк Сыма Цянъ, ?то, что соответствует правилам?.
Как и многие другие древние народы, китайцы в своей мифологии производят все существующее на Земле от первобытного хаоса Хунъ-тунъ, который и породил из своей темноты прародителей - Пань-гу (первого человека, котрый воспринимается как именно первопорядок) и Нюй-ва (полуженщину-полудра-кона, Всеобщую Мать). Первый сотворил вселенную и явления природы, а вторая - богов, героев и человека.
Образы Пань-гу и Нюй-ва в разных источниках трактуются показному. Несомненным считается, что самозародившийся в похожем на куриное яйцо хаосе Пань-гу рос около 18 тысяч лет, по мере своего роста отделяя небо от земли давая жизнь дню и ночи, ветру и молнии и т. д. Когда он умер, то все части его тела стали основой мироздания - один глаз превратился в солнце, а другой в луну, его руки и ноги стали горными вершинами, волосы - деревьями и травами, плоть - почвой, кровь -реками и т.д. По одной из версий, людьми стали насекомые, обитавшие на теле Пань-гу, по другой версии, людей создала из глины прародительница Нюй-ва. Одна из ее великих заслуг в том, что она не дала небу упасть па землю, а подперла его отрубленными у черепахи ногами. Нюй-ва почитается также как богиня бракосочетания и плодородия. По некоторым сведениям, она в течение одного лишь дня претерпевала до семидесяти превращений, а из ее внутренностей появились боги Китая.
Широкое pacпростаранение имели также мифы о герое Фу-си, ставшем потом мужем Нуй-вы - он дал людям огонь и научил их добывать пищу в лесах и реках; о потопе; о мировом древе; о четырехглазом создателе письменности Цаи-цзе; о духах воды, огня и т. д. Китайские поэты на протяжение многих поколений не только воспевали, но и видоизменяли образы героических предков, в результате чего возникли самые разнообразные толкования одних и тех же действий и событий. В этом ряду - образ охотника на слонов Шуня, образ бога войны Чи-ю, образ мифического стрелка из лука И...
Как уже отмечалось, китайские философы, в особенности последователи Конфуция, отобрав из тысяч мифов несколько сотен, на их основе создали своего рода историю. Поэтому не стоит удивляться тому, что некоторые герои мифов и легенд со временем ?превратились? в императоров, правителей, философов.
Китайскую мифологию по этапам и системам принято подразделять на древнекитайскую, мифологию даосизма, буддийскую и позднюю народную, основанную, как правило, па местных культах, герои которых народной фантазией превращались в божеств.
Но наиболее значительным по количеству и составу мифов можно считать сочинение ?Книга гор и морей? (?Шань хай цзин?), существующее с IVвека до н.э.
Долгое время, вплоть до конца XIX века, мифы и легенды Китая, равно как и сведения о них, оставались почти неведомыми для российского читателя -только в 1892 году выходит в свет первый самостоятельный значительный труд по этой теме-книга профессора С.М. Георгиевского ?Мифические воззрения и мифы китайцев?, а затем его же работы - ?Первый период китайской истории? (1885), ?Принципы жизни Китая? (1888).
Во многом это связано с тем, что ?Поднебесная империя? достаточно отдалена от Европы; во многом - с тем, что китайский язык далеко не всем был доступен; не на последнем месте в этом ряду стоит и влияние поздней китайской философии - например, конфуцианство, проводя тщательный отбор мифов (точнее - песен, поскольку изначально они исполнялись под музыку), из трех тысяч оставило всего три сотни: как пояснял древний историк Сыма Цянъ, ?то, что соответствует правилам?.
Как и многие другие древние народы, китайцы в своей мифологии производят все существующее на Земле от первобытного хаоса Хунъ-тунъ, который и породил из своей темноты прародителей - Пань-гу (первого человека, котрый воспринимается как именно первопорядок) и Нюй-ва (полуженщину-полудра-кона, Всеобщую Мать). Первый сотворил вселенную и явления природы, а вторая - богов, героев и человека.
Образы Пань-гу и Нюй-ва в разных источниках трактуются показному. Несомненным считается, что самозародившийся в похожем на куриное яйцо хаосе Пань-гу рос около 18 тысяч лет, по мере своего роста отделяя небо от земли давая жизнь дню и ночи, ветру и молнии и т. д. Когда он умер, то все части его тела стали основой мироздания - один глаз превратился в солнце, а другой в луну, его руки и ноги стали горными вершинами, волосы - деревьями и травами, плоть - почвой, кровь -реками и т.д. По одной из версий, людьми стали насекомые, обитавшие на теле Пань-гу, по другой версии, людей создала из глины прародительница Нюй-ва. Одна из ее великих заслуг в том, что она не дала небу упасть па землю, а подперла его отрубленными у черепахи ногами. Нюй-ва почитается также как богиня бракосочетания и плодородия. По некоторым сведениям, она в течение одного лишь дня претерпевала до семидесяти превращений, а из ее внутренностей появились боги Китая.
Широкое pacпростаранение имели также мифы о герое Фу-си, ставшем потом мужем Нуй-вы - он дал людям огонь и научил их добывать пищу в лесах и реках; о потопе; о мировом древе; о четырехглазом создателе письменности Цаи-цзе; о духах воды, огня и т. д. Китайские поэты на протяжение многих поколений не только воспевали, но и видоизменяли образы героических предков, в результате чего возникли самые разнообразные толкования одних и тех же действий и событий. В этом ряду - образ охотника на слонов Шуня, образ бога войны Чи-ю, образ мифического стрелка из лука И...
Как уже отмечалось, китайские философы, в особенности последователи Конфуция, отобрав из тысяч мифов несколько сотен, на их основе создали своего рода историю. Поэтому не стоит удивляться тому, что некоторые герои мифов и легенд со временем ?превратились? в императоров, правителей, философов.
Китайскую мифологию по этапам и системам принято подразделять на древнекитайскую, мифологию даосизма, буддийскую и позднюю народную, основанную, как правило, па местных культах, герои которых народной фантазией превращались в божеств.