Сейчас снова начал кампанию за Моголов, очередную. Да, есть у меня такой бзик - периодически за них играть, просто так, без особых целей, причем в ваниле. Началась кампания на удивление тяжело - я не смог задавить маратхов сразу, война затянулась, потом на меня напали англичане и взяли Синд, за ними в войну вступил Майсур - и понеслось... Хотя несколько раз я был на грани проигрыша, всё же к 1715-му мне удалось уничтожить Маратху и Майсур и выкинуть с субконтинента бритишей, хотя торговать на море последние сильно мешают своим флотом, да и десанты иногда пригоняют. Дальше будут некоторые мои мысли на тему могольских войск. Почему это может быть интересно? Ну, на мой взгляд у них, как и у других основных восточных стран - Османов и Маратхи, самая самобытная, интересная и что немаловажно - красочная линейка войск, воевать при этом которой в условиях игрового 18-го века бывает весьма непросто.
Краткий обзор могольских войск в оригинальной игре.
Общие сображения. Армия Моголов по сути своей вполне средневековая, что и добавляет разнообразия в геймплей игры про европейские линейные пострелушки. Огнестрельное оружие у них используется мало и оно слабое, для них крайне важно использование факторов местности, ограничивающих мушкетный огонь - постройки, переправы, конечно же укрепления, холмы, лес, засады и всё такое прочее.
Ранние ополченческие войска - всех этих рекрутов-бхамиев, туфангов, лучников - я не учитываю, они годятся разве что в гарнизон или когда дело совсем швах, чтоб просто хоть что-то из войск было.
Пикинеры. В целом, примерно аналогичны европейским, хотя одеты в доспехи, на раннем этапе игры в Индостане годны как для гарнизонной службы, так и для боёв в поле - конницы и у Маратхов, и у Майсура часто бывает много. Имхо, главный их недостаток - низкий боевой дух. В силу дешевизны и повсеместности можно попробовать использовать в рамках хитрой тактики "задавить массой не считаясь с потерями". После развития экономики и военного строительства, при изобилии денег и после 1720-х более-менее бесполезны, особенно против европейцев.
Пехота ближнего боя. Дервиши и исламские мечники. И в предыдущих кампаниях, и особенно в нынешней - основная ударная сила у меня, единственные, кто позволяет выигрывать. Становой хребет армии, без преувеличения. Ну понятно, меч - он меч и есть, атаковал и бейся. Мощная атака, хорошая защита (у мечников), приличный боевой дух. Дервиши при этом набираются очень много где, и хоть и дорогие по цене - но довольны эффективны, особенно во фланговых атаках скованного боем противника, чардж у них мощный. В затяжном бою с линейной пехотой, особенно прокачанной - конечно сливают, но для засад и как уже сказал фланговых ударов - очень полезны. Мечники - то же самое, чардж похуже но намного лучше в затяжном бою - тут они могут вырезать даже европейскую линейную пехоту, если повезет.
Стрелковая кавалерия. Заминдарские всадники и кавалерия кызылбашей. Первые - конные лучники, вторые с карабинами, причем кызылбаши выглядят почему-то как иранские гулямы конца 18-го - начала 19-го века. В целом, слабая стрелковая конница, при этом подвижная и вполне годная для рейдовых действий - как в стратегическом режиме, так и на тактике. Обстрелять врагов с фланга и убежать, напасть с тыла на каких-нибудь ополченцев или артиллерию, резать бегущих или отвлекать на себя кого-то из врагов - для всего этого они вполне подходят.
Конница ближнего боя. Туземные копейщики, сипахи и ахади. Можно сказать, единственный луч света в тёмном царстве ражвой могольской военной машины, её краса и гордость. Тут и так всё понятно - мощный чардж, отличная атака и защита, хороший боевой дух - в случае с сипахами и ахади,
Сипахи со временем скорее всего станут основной конницей, не только у меня. Недостатки такие же логичные - появляются довольно не сразу, стоят дорого, применять аккуратно - это не дервиши, их жалко. А бросать их в лоб на европейское каре со штыками - понятно, бесполезное и дорогое занятие. Использование в общем то же самое, как и для дервишей - фланговая атака по связанному бою противником, это да, совсем другое дело. Ну и попутно вырезать попавшихся под руку драгун или генерала, само собой. Ахади к тому же - гвардия, их к сожалению много не наберёшь, даже если с деньгами отлично.
А вот дальше начинается самое интересное - "линейная" пехота.
У моголов это Индийские стрелки, общие для фракций субконтинента, и стрелки кызылбаши. И те, и другие выглядят как линейная пехота, считаются ею, но...по факту ею не являются. И если на индусов с их хилыми параметрами хотя бы распространяется каре, то на кызылбашей, по параметрам вроде бы отличных (по некоторым они превосходят среднеевропейскую линейную пехоту, меткость - 45, оборона и защита - по 10, и т.д.) не действуют вообще никакие технические и тактические улучшения. Багинеты, штыки, каре, взводная стрельба - всё мимо них... В первые свои могольские кампании я пытался делать ставку на них, как на линейную пехоту, и поначалу не мог понять - что же с ними не так, вроде параметры-то хорошие. А вот...что не так. Как итог - потенциально неплохие войска стремительно проигрывают европейской линейной пехоте уже с 1720-х.
Другие войска. Захватив или купив Афганистан, можно получить раннюю лёгкую пехоту - афганских горцев. Спорный юнит, примению которому найти иногда не просто.
Ещё у моголов есть верблюжья кавалерия двух видов, и воины пустыни, общие для всех восточных стран, и слоны - но последних я в бою практически не использовал и особой полезности в них не заметил.
Гуркхи из дополнения. Не особо сильная пехота ближнего боя.
Артиллерия у них в целом более-менее стандартна, за одним исключением - 64-фунтовое орудие. Полезность его под вопросом, т.к. появляется оно очень поздно, стоит дорого, шрапнельных снарядов не имеет, двигаться по полю боя не может. В целом, годится разве что для осад и штурмов, единственный положительный момент - большая дальность стрельбы.
Как итог - в отличие от Маратхи, они по сути не могут или почти не могут играть от линейной пехоты, которой у них нет. Поэтому вплоть до конца кампании я использовал связку: тяжёлая пехота ближнего боя (исламские мечники) + полевая артиллерия (4 батареи обычно) + тяжелая ударная конница, сипахи (5 отрядов).