Laszlo (07 февраля 2015, 13:55):
Это либки из Варшавского герцогства.
- - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -
Однако были и литовские либки
Quote
Он, получив согласие, 24 августа 1812 года приступил к организации татарской конницы. Собрав материальные средства, М. Ахматович разослал призывы во все повяты, где жило татарское население. В них, в частности, говорилось: «Татарский народ! Ты многие века славил себя мужеством и пользовался милостью Отчизны, которая приняла тебя как сына. Посвятить свою жизнь для ее блага было всегда твоей целью и Отчизна не сомневается, что и ныне последуешь примеру своих предков. Спешите, шляхтичи, встать под польские знамена с орлом...».В формировании полка помогали два бывших ротмистра польской армии Иохим Мужа Корыцкий и Самуэль Улан. Им удалось создать один эскадрон, который в начале 1813 года включили в полк легкой .кавалерии наполеоновской гвардии. Командиром эскадрона стал Самуэль Улан.
- - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -
Quote
Шестнадцатого июня 1812 г. генерал М. Сокольницкий предложил Наполеону создать отряд из литовских татар на добровольной основе. «Их честность и порядочность, вместе с храбростью неоднократно подвергались серьезным испытаниям. Они сгорают от желания служить родине…».
Quote
азначенным майором 1-го эскадрона татарской кавалерии (4 капитана, 7 первых лейтенантов, около 100 унтер-офицеров и рядовых) в составе Императорской гвардии. Возможно, эскадрон мог увеличиться, но начавшееся отступление из Москвы дало мощный толчок к резкому спаду желающих записаться в отряд.
Боевое крещение эскадрон получил под Вильно, 10—11 декабря 1812 г. Потери оказались высокими – 90 чел убитыми и ранеными, в т.ч. все офицеры. В число погибших офицеров попал и первый командир эскадрона – М.М. Ахматович; эскадрон перестал существовать. В начале 1813 г., в Познани, остатки эскадрона (30 чел) были причислены к 3-му полку шеволежеров Императорской гвардии, образовав 15-ю роту под командованием капитана Султан Улана, но настоящим влиянием отряде пользовался второй лейтенант Ассан Алеб-имам.
В марте 1813 г., вследствие реорганизации гвардейской кавалерии татарская рота перешла в состав 1-го шеволежеров полка гвардии. Для увеличения численности роты Султан Улан прибыл в Мец, где из русских пленных должен был завербовать мусульман и польских татар, желающих добровольно сражаться за Польшу и Наполеона.
Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
- - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -
- - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -
- - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -
Да, интересная подборка сюжетов - значит всего 600 воинов выставляли...?
А как вам эта подборка?
Quote
Польско-литовские татары (белорусские татары, липки) — самостоятельная этнотерриториальная общность татар.
Общая численность свыше 26 000 человек (1993), из них в Белоруссии свыше 10 тыс., Литве около 4 тыс. и Польше свыше 5 тыс. человек. Отдельные представители проживают также в Латвии, Молдове, Украине, России и других странах. Письменность на основе кириллицы и латинской графики. Верующие — в основном мусульмане-сунниты, есть также христиане (православные, католики и протестанты).
Интересно, куда половина из них, после 1993 года девалась?
Думаю, что
такая трактовка, какую вы предлагаете сильно приуменьшает их роль в истории и не только ВКЛ.
Во-первых, они стали прототипом рода войск в кавалерии - улан.
Quote
Этимология
Улан — слово, заимствованное из тюркского языка, в улусах Джучи и Чагатая огланами (от «оглан/олан», буквально значит «сын», «юноша») назывались члены ханской семьи из линий, не восходивших на престол. «Улан» в монгольском языке «Улаан — Красный». Красный символизирует — героический, воинственный, шустрый и тому подобные.
Любопытная этимология - от «оглан/олан», так и хочется сказать от алан -
Может это и созвучие, но все же аланы-осы-ясы-асы-черкасы.
Quote
Геополитическим последствием арабского натиска стало перемещение населения Хазарии от опасного кавказского пограничья во внутренние районы — Подонье, где расселились аланские племена, и Поволжье.
Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Quote
К началу XIII в. аланы находились с половцами в союзе. В 1222 г. на Северный Кавказ вторглись монголы. Аланы в союзе с половцами сразились с монголами, но ни одна сторона не одержала верха над другою. Тогда монголы аргументами о родстве монголов и половцев, а также обещаниями поделится добычей, уговорили половцев предать алан. Разбив алан, монголы прошли в Крым, там перезимовали, и 31 мая 1223 г. в битве на р. Калке нанесли поражение объединенному русско-половецкому войску.
Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Quote
Начиная с XIV века много ордынских татар сосредоточилось в Великом княжестве Литовском, где они состояли на военной службе. Войны XVII века привели к появлению в польско-литовских землях военно-служилого татарского населения, получившего названия липки. Именно из липков формировались во второй пол. XVII - нач. XVIII вв. конные татарские отряды, в том числе вооруженные пиками предшественники улан.
В первой половине XVIII века татарские полки в Речи Посполитой начали называться уланскими. В воспоминаниях генерала Юзефа Зайончека (1794 г.) читаем об этом следующее: «Литва имела несколько татарских полков. Поселения этого воинственного народа со времен Витольда сохраняются по сей день. Эти полки обычно называли уланскими по имени одного из их воинов, который прославился во время правления Стефана Батория.»
"Литва имела несколько татарских полков" - это сколько человек для того времени составляла численность только одного полка?
И куда же эти татарские-уланские полки подевались?
Теперь копнем и историю их происхождения.
Quote
Согласно собственной традиции первые татары пришли в Великое Княжество Литовское из Золотой Орды вместе с бежавшим в Литву ханом Тохтамышем.[4]. В качестве самостоятельной этнической группы татарского народа сформировались в конце XIV — начале XV веков[5] на территории Великого княжества литовского из поступивших на службу к литовским князьям выходцев из Золотой Орды, позже из Большой и Ногайской Орд, Крымского ханства, в том числе потомков Мамая и его воинов (см. князья Глинские). В первой половине XV века образовали вассальные Литве княжества — Джаголдаева тьма и княжество Мансура. На протяжении веков военная служба являлась основным занятием польско-литовских татар. Татары составляли значительную часть конных войск Великого Княжества Литовского (см. Грюнвальдская битва).
В XVIII веке в войске Речи Посполитой насчитывалось несколько татарских полков. В Российской империи в 1797 году, на правах казачьего, был создан Литовско-татарский конный полк. В 1812 году в гвардии Наполеона был сформирован эскадрон литовских татар.
Думаю, что Мамая помните, так вот то, что касается его потомков - "В первой половине XV века образовали вассальные Литве княжества —
Джаголдаева тьма и княжество Мансура".
Карта татарских княжеств в первой половине XV в.
Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Возможно, потомки этих татар стали прототипом "черкасов", а от сюда и запорожских казаков, пока боюсь сказать, что казаков вообще, так как этот вопрос достаточно не исследован.
О потомках Мамая можно продолжить -
Quote
После убийства Мамая-Кията один из его сыновей Мансур-Кият (Мансур Киятович Мамай), опасаясь репрессий нового хана, покинул Крым и отправился в родные половецкие степи (северная часть Причерноморья и Приазовщина), откуда, набрав войска, двинулся на север с целью создания своего нового княжества.
На территории современных Сумской и Полтавской областей Мансур Мамай восстановил несколько городов: Глинск, Глинница, Полтава, и провозгласил эти земли своими владениями, независимыми от соседних государств. В состав этого образования вошла одна из южных групп севрюков междуречья Ворсклы и Сулы, в районе Полтавы.
В 1391 году, в сражении с войсками Тимура под Самарой, создатель княжества Мансур был убит.
Позже владения князей Мамаев расширились и фактически включали в себя также на севере южные части Черниговщины и Сумщины, на востоке современные Курскую, Белгородскую и Харьковскую области, на западе левобережье Черкасской области. После чего владения Глинских стали огромными, а сами князья стали могущественнейшими феодалами Великого княжества Литовского. Поскольку эти земли были приграничьем славянских и тюркоязычных народов, население их не отличалось этническим единством, и все же в основном здесь селились потомки северян, а также половцы. С XV века севрюки благодаря своей стабильной миграции начинают ассимилировать половецкое и тюркское население.
Центром княжества являлся деревянный городок-крепость под названием Глинск, который находился на территории современного села Глинск. По иным версиям — на территории нынешней Полтавы, либо Золотоноши.
Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Quote
Яголда́евщина (вар. Яголдаева тьма, Яголтай, Ягалтай, Еголдай, Егалтай; польск. Jahołdajewszczyzna, Księstwo Jahołdajowe, Jahołdajowa t’ma, Jahołtajewa tjma, Jahołdaj, Jagoldai, Jagalta; тат. Cağalday) — татарское государственное образование в составе Великого княжества Литовского, на территории современных Курской и Белгородской областей России. Основано между 1428 и 1438 годами выходцами из Золотой Орды, во главе с Яголдаем. Существовало до начала XVI в. на правах вассального владения литовских князей.
Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Теперь немного о их роли в истории России -
Генеалогия рода Глинских -
Мамай- Мансур - Александр - Иван Глинский - Борис (Фёдор, Семён) - Лев - Василий + Анна Якшич - (Михаил)
Елена + Василий III - Иван Грозный (Иван) - Фёдор I Иоаннович - Феодосия Фёдоровна
Quote
Составители родословцев сообщают, что сей Алекса (или Лексад), приняв крещение, получил в удел от Витовта города Глинск и Полтаву. Из этого следует, что в полвека, прошедшие за Куликовской битвой, они умудрились вписать четыре поколения Мамаевых потомков. В этом известии позволительно видеть типичную родословную легенду, когда основателем рода называется наудачу выхваченное из летописей имя (в данном случае татарское — налицо влияние сарматизма). В родословце также повествуется о том, как предки Глинских спасли Витовта после разгрома на Ворскле, правда, существует вероятность, что и этот красочный рассказ «сфальсифицирован»
Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Quote
После неудачи мирного решения дела в суде Глинский и его сторонники, которыми преимущественно были члены клана Глинских, подняли мятеж. Спустя некоторое время мятежники перешли на службу к великому князю московскому Василию III, тем самым изменив суть выступления, превратив его в часть русско-литовской войны 1507—1508 годов. Общий неуспех действий мятежников и московских войск привёл к тому, что согласно мирному договору, Глинские и их сторонники получили право выехать в Москву со всем движимым имуществом, но их обширные владения были конфискованы.
Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Сын брестской войтовны
Лабиринты истории белорусских татар
Известные представители -
Чарльз Бронсон (Каролис Бучинскис) — американский актёр, литовский татарин по отцу.
Генрик Сенкевич — польский писатель, автор романов «Крестоносцы», «Потоп», «Quo Vadis». Сын перешедшего в католичество литовского татарина.
Владимир Короткевич — белорусский советский писатель, автор романов «Христос приземлился в Гродно», «Дикая охота короля Стаха», «Черный замок Ольшанский».
Матвей Александрович Сулькевич — российский и азербайджанский генерал.
Искандер Османович Тальковский — российский и советский военный деятель
Искандер Искандерович Тальковский — советский военачальник
Юзефович, Яков Давидович — российский генерал.
Ежи Эдигей — польский писатель.
Quote
"Китабы (от ар. kitab книга) — книги, написанные на белорусском языке арабским письмом.
Китабы создавались с XVI в. татарами, поселившимися на Беларуси и Литве в XIV—XV вв. и постепенно сменившими язык.
Считается, что китабы начали создаваться не позже ХVІ в., но самые древние из известных датируются серединой ХVІІ в.
Содержание китабов — тексты, поясняющие Коран, описания мусульманских ритуалов и основных мусульманских обязанностей, цитаты из Корана и высказывания пророка Мухаммеда (хадисы), восточные сказки, приключенческие повести. Часто встречаются религиозные легенды и рассказы, например, о смерти Марьям - матери Иисуса, восточная легенда Мирадж - рассказ про ночное путешествие Мухаммеда в Иерусалим, а позже к Божьему трону, морально-этические поучения для молодёжи (о почитании родителей, гостей, бедных, сирот, соседей), гадание по буквам Корана, разгадка снов. Кроме китабов выделяют написанные арабицей тафсиры, таджвиды, хамаилы. Китабы написаны и читаются справа налево, текст начинается там, где в
славянских книгах заканчивается. В библиотеках Вильнюса и Минска хранятся китабы объёмом от 70 до 1000 страниц. Строка в таких рукописях цельная, нет раздела на слова, знаков препинания и написаний с большой буквы. Новое произведение (раздел) начинается словом "баб" (раздел) или "хикайет" (повесть, рассказ), в ином случае на полях выписаны начальные слова (первое предложение) раздела.
В китабах отражены быт, обычаи, традиции татар-переселенцев, потому их тексты - ценный материал для лингвистов, этнографов, литературоведов, историков.
"Язык китабов
Китабы — многоязычные рукописи, но доминирует в них белорусский диалектный язык тех времён, наблюдается увеличение в китабах ХІХ в. текстов с влиянием польского "окраинного" языка. Язык китабов, близкий к белорусскому народному языку, отличается от языка памятников старобелорусской письменности."