В конце XIX века в могильном кургане на юге Норвегии археологами был найден неплохо сохранившийся 32-весельный дракар. Построив его точную копию и испытав ее в океанских водах, специалисты пришли к выводу: при свежем ветре судно викингов под парусом могло развивать почти десять узлов — а это в полтора раза больше, чем каравеллы Колумба во время плавания в Вест-Индию... через пять с лишним столетий.
Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Исключительную мореходность этого типа судов практически доказали двенадцать молодых норвежцев в 1898 (1893?) году. Построив точную копию гокштадского корабля, они успешно пересекли Северную Атлантику, показав среднюю скорость хода 9-10 узлов, а максимальную – 11 узлов (!). Это весьма неплохо и для более поздних больших парусных судов
Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Судно из Гокстада неоднократно реконструировали. Уже в 1892 г. был изготовлен его новодел. На этом судне «Викинг» 13 норвежских моряков под командованием капитана Магнуса Андерсона за 40 суток прошли от Бергена через Атлантический океан до Чикаго, где в 1893 г. происходила Всемирная выставка. После плавания Андерсон сказал, что судно при обычной погоде и сильнейшем волнении без труда управлялось одним человеком. Во время плавания оно показало себя приводящимся к ветру. Потребовалось установить фор-стаксель на форштаге, вопреки историческим данным, чтобы уменьшить этот недостаток судна. При плавании максимальная измеренная скорость составляла 11 уз. Эластичное соединение шпангоутов с обшивкой, благодаря которому корпус судна при волнении изгибался, оказалось не недостатком, а достоинством.
Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Однако крейсерская скорость реконструкции драккара - 4,5 узла, максимум 5-6
When Ottar (Skuldelev 1) sailed to Eastern Norway in the summer of 2003, the ship could, over part of the voyage – a distance of 147 nautical miles (Anholt-Lyngør), maintain an average speed over ground of 4.5 knots.
Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
The trial voyages with Helge Ask, which is a full-scale reconstruction of the small 18m long warship Skuldelev 5, have shown that on average a speed of about 5-6 knots can be maintained over a longer period if the wind during this period has a strength of between 5 and 10 m/s (Force 3-5 Bft) and comes in from the side or diagonally from abaft.
Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь