Об Амазонии
Амазония-область, расположенная частью в Азии, частью — в Европе 27; она соседит с Албанией и названа от амазонок. А были амазонки женами готов, которые вышли из нижней Сифии 28, как говорит Исидор в книге IX 29 После коварного убийства их мужей, они, взяв их оружие, мужественно напали на врагов и достойным образом отомстили за смерть супругов. Ведь они перерезали всех мужчин, от стариков до младенцев, а женщин пощадили, захватили вражеские доспехи, а потом решили жить вообще без мужчин. Они поставили над собой двух цариц, а именно Марсепию и Лампету 30, по примеру супругов, которые обычно имели над собой двух царей. Из них одна, идя с войском, сражалась с врагами, другая тем временем управляла страной. В конце концов стали они в короткое время такими сильными воительницами, что большую часть Азии почти на 100 лет подчинили своему господству. И ни одному мужчине не позволяли ни жить, ни по какой-либо причине находиться среди них. Однако (?) из соседних племен они выбрали себе мужей ради [рождения] детей и, приходя к ним в определенное время, зачинали потомство. Но по истечении необходимого для зачатия времени они прогоняли от себя мужей и заставляли их искать другое пристанище. А детей мужского пола они или убивали, или сразу же отсылали отцам. Девочек же оставляя себе, обучали их стрельбе из лука и охоте, а чтобы при метании стрел им не мешала грудь, им, как говорят, [по [82] достижении] семи лет груди выжигали. И потому они называются амазонками, то есть "безгрудыми", как говорит Исидор в книге IX 31. Многие называют их издревле одногрудыми. Их жестокость усмирил, как говорят, сначала Геркулес 32, затем Ахилл 33, но это было [достигнуто] скорее дружбой, чем силой, как говорится в деяниях греков и амазонок. Говорит также Исидор, что Александром Великим амазонки были наголову разгромлены 34. Но история Александра 35 об этом не говорит, напротив говорят; что царица амазонок через послов ответила Александру, требующему дани: "Удивительно, что ты с твоим умом решил сражаться с женщинами. Ведь если бы судьба была к нам благосклонна и нам удалось бы победить тебя, то ты снискал бы заслуженный позор за то, что побежден женщинами. А если бы на нас пал гнев божий и ты победил нас, это принесло бы тебе невеликую славу, ибо ты восторжествовал бы над женщинами". Восхищенный этим ответом благородный царь сказал, что надлежит впредь побеждать женщин не мечом и страхом, но любовью, почему и предоставил им свободу и их не насилием, но скорее дружбой подчинил своей власти.