Да, признаюсь - я дитя "времени переломного". Родился и познавал мир солипсизмом в 80-е, мужал и набирался сознательности уже в 90-е, встал на свой путь в нулевые. По сути - свидетель аж трех эпох. Многое помню, многому был свидетелем. Так вот, признаюсь - мир FallOut'а не мой мир! Нет, не потому, что он сугубо американский, а значит в современной риторике - априори вражеский. Нет, тут другое. Еще в конце 80-ых я застал время полуподвальных - а иногда и вправду подвальных - видеосалонов. Тогда буквально все подрастающее поколение буквально болело этими салонами. Ведь там крутили новый, другой мир. И он тянул... Помню как липли к окошкам этих видеосалонов, как старались не дышать, дабы стекло не потело и можно было разглядеть вандамов и шварценнегеров со сталонами всякими. Ну а что в головах творили «Звездные войны»! Световые мечи, Особнячком шла лента «Безумный макс». Да, классные трюки, прикольно все – взрывы, драки. Однако мир был непонятным, да и отталкивающий какой-то… Но зато и там герои были. И тоже «Макса» смотрели не отрываясь. А была возможность так и вовсе набивались в эти душные зальчики, аки селедки в банке и... смотрели не отрываясь! Вот он, дивный мир роботов, сверхчеловеков, героев! И мы штурмовали раз за разом эти салоны, дабы еще разок, хоть краешком глаза посмотреть новых героев, красавцев-бойцов.
А дома... В родных пенатах по телевизору показывали... да почти ничего такого не показывали. Разве что редкие фильмы типа "Через тернии к звездам", да школьная история Кира Булычова "Гостья из будущего". Да, тоже смотрелось с интересом, ведь там тоже есть и герои и - о, чудо! - космос с космодромами и космонавтами. Но, конечно, все это выглядело… не столь героически что ли. И вправду, чего там сверхзахватывающего? Ведь В «Терниях» и у Булычева нет героев, которые одной левой (ну или, на крайняк, одним световым мечом!) побивают всех злодеев! И тем не менее, было, было что-то в этих фильмах притягательное! Но что?
И только спустя десяток лет понял отчетливо – да само время действия было притягательно! Один только переход из Института истории через дверцу обычную к ВДНХ в кинофильме «Гостья из будущего» чего стоит? Еще удивляли инопланетяне-гуманоиды – все приветливые, рассудительные. Да и вообще люди отзывчивые, добрые какие-то. Не то, что в «Звездных войнах»… Особенно притягательно смотрелся быт этого самого не очень-то и далекого будущего – умные машины, дроиды, дроны, роботы, которые, к слову, не выглядели старомодным металлом времен раннего Азимова. А космопорты прямо в городах! Лети – не хочу! И все это подавалось в гармонии с природой! И самое главное – везде мир и благоденствие.
Другое дело в западных кинолентах. Если взять к сравнению хитовые фильмы тех лет (конец 80-начало 90-ых), то мир там куда как мрачнее. Это еще мягко сказано. Именно тогда мы, ребетня, услышали странное, но такое пугающее слово – апокалипсис. И первая лента (у меня по крайней мере) с этим самым апокалипсисом стал «Терминатор», фильм первый. Кровь, мрак, развалины… И война, война с некими киборгами! И такая беспросветность впереди… Даже в случае победы над безжалостными машинами… Как логическая цепочка сразу вспоминается «Безумный Макс». Вот уж действительно логическое продолжение, например, в случае победы над машинами! Война-то не кончилась на самом деле. Только теперь люди с людьми воюют, ну и с теми, кого назвать можно уже полулюдьми. И то с натяжкой…
Глядя на эти ленты, уже будучи старшеклассником, понимал – это же просто мрак и такое будущее не хочется совсем. Теперь в ином свете представали фильмы уже перечисленных мною – «Через тернии к звездам» и «Гостья из будущего». Там будущее в сравнении с североамериканским кино – ну просто рай какой-то! И это при том, что все ленты вышли практически в одно и то же время – это середина 80-ых! Но там, за океаном, виделось будущее такое, у нас, еще пока в стране Советов, виделось как высокотехнологичный мир. Да, местами совсем приторный, но спокойный, без войн и катаклизмов мир. Где правят разумно, а наука и искусство помогает людям стать лучше.
Потом пошли игры, в смысле – компьютерные игры. Еще на заре всяких РПГ и реалтайм стратегий познакомился с серией FALLOUT. Тогда геймплей меня захватил на многие месяцы! Я буквально «рубился»! Выживал, помогал выжить другим в постапокалиптическое время! Но в голове с каждым разом все отчетливей и отчетливей стучал молот – да не мой это мир! Не мой! Особенный диссонанс вызывали бластеры и прочие лазеры и манипуляторы на сверхнанотиехнологиях, но при этом люди сбивались в племена, жили в обшарпанных развалюхах – буквально на металлоломе от прошлых времен! Возникал вопрос – а почему не могут заново все отстроить? Лазеры, бластеры есть, а дома и пища – ну это просто ужас! Как любитель и ценитель истории, я сразу вспоминаю разруху послевоенную. Вспоминаю (из рассказов очевидцев и реальных участников) как отстраивали всю страну после Великой Отечественной. Даже Европе еще помогали! И отстроили! Еще краше чем было! Киев, Минск, Ленинград и Москва, Севастополь, Одессу… и еще тысячи городов! Ветераны и дети войны взахлеб рассказывают, как, не считая дней, не жалея сил и забывая про сон, отстраивали, чинили, ремонтировали, латали… А потом как-то так внезапно в Космос полетели – спутник, а затем и человек впервые увидели Землю и луну с орбиты… И все это после самой страшной, разрушительной войны. Победили, выжили, отстроили. Это у нас. А что у них? Судя по кинематографу – просто выжили и обратно в некий древний рабовладельческий строй! Иные и вовсе в животину превратились – стали каннибалами. Многие упрекнут меня – ведь, мол, та война – пусть война моторов, но землю ядом радиоактивным не травила. И тут же ответ – Япония. Два ядерных взрыва, сотни тысяч жертв, некоторые, наверное, и сейчас испытывают «прелести» военщины североамериканской тех лет. И все же Япония сегодня не последняя страна в плане жизни. И как-то разрухи, ржавых нелепых металлоконструкций, заменяющих людям жилье, там не наблюдается. Да и после хиросимонагасакиевского ядерного ада сколько было еще землетрясений и цунами… Но они, японцы, все отстраивали! Уверен, отстроят и китайцы, и русские. Потому что хорошо и комфортно жить хотят все и всегда. Вот только авторы «Безумных Максов» и FALLOUT’ов видят человека после апокалипсиса другим. Не созидателем, но почему-то полуживотным, скатившимся в «прелестный» мир то ли рабовладельческого Карфагена, то ли вообще в дикопещерные времена. Да, у них режиссерское надменное «Я так вижу!» Пусть. Но я вижу иначе. Мне как-то по душе будущее из «Тернии к звездам» или из мира «Гостьи из будущего». Где человек неважно какой национальности, не важно какой страны призывает науку, культуру и искусство себе в помощь, чтобы стать лучше, добрее, прогрессивнее.
А дома... В родных пенатах по телевизору показывали... да почти ничего такого не показывали. Разве что редкие фильмы типа "Через тернии к звездам", да школьная история Кира Булычова "Гостья из будущего". Да, тоже смотрелось с интересом, ведь там тоже есть и герои и - о, чудо! - космос с космодромами и космонавтами. Но, конечно, все это выглядело… не столь героически что ли. И вправду, чего там сверхзахватывающего? Ведь В «Терниях» и у Булычева нет героев, которые одной левой (ну или, на крайняк, одним световым мечом!) побивают всех злодеев! И тем не менее, было, было что-то в этих фильмах притягательное! Но что?
И только спустя десяток лет понял отчетливо – да само время действия было притягательно! Один только переход из Института истории через дверцу обычную к ВДНХ в кинофильме «Гостья из будущего» чего стоит? Еще удивляли инопланетяне-гуманоиды – все приветливые, рассудительные. Да и вообще люди отзывчивые, добрые какие-то. Не то, что в «Звездных войнах»… Особенно притягательно смотрелся быт этого самого не очень-то и далекого будущего – умные машины, дроиды, дроны, роботы, которые, к слову, не выглядели старомодным металлом времен раннего Азимова. А космопорты прямо в городах! Лети – не хочу! И все это подавалось в гармонии с природой! И самое главное – везде мир и благоденствие.
Другое дело в западных кинолентах. Если взять к сравнению хитовые фильмы тех лет (конец 80-начало 90-ых), то мир там куда как мрачнее. Это еще мягко сказано. Именно тогда мы, ребетня, услышали странное, но такое пугающее слово – апокалипсис. И первая лента (у меня по крайней мере) с этим самым апокалипсисом стал «Терминатор», фильм первый. Кровь, мрак, развалины… И война, война с некими киборгами! И такая беспросветность впереди… Даже в случае победы над безжалостными машинами… Как логическая цепочка сразу вспоминается «Безумный Макс». Вот уж действительно логическое продолжение, например, в случае победы над машинами! Война-то не кончилась на самом деле. Только теперь люди с людьми воюют, ну и с теми, кого назвать можно уже полулюдьми. И то с натяжкой…
Глядя на эти ленты, уже будучи старшеклассником, понимал – это же просто мрак и такое будущее не хочется совсем. Теперь в ином свете представали фильмы уже перечисленных мною – «Через тернии к звездам» и «Гостья из будущего». Там будущее в сравнении с североамериканским кино – ну просто рай какой-то! И это при том, что все ленты вышли практически в одно и то же время – это середина 80-ых! Но там, за океаном, виделось будущее такое, у нас, еще пока в стране Советов, виделось как высокотехнологичный мир. Да, местами совсем приторный, но спокойный, без войн и катаклизмов мир. Где правят разумно, а наука и искусство помогает людям стать лучше.
Потом пошли игры, в смысле – компьютерные игры. Еще на заре всяких РПГ и реалтайм стратегий познакомился с серией FALLOUT. Тогда геймплей меня захватил на многие месяцы! Я буквально «рубился»! Выживал, помогал выжить другим в постапокалиптическое время! Но в голове с каждым разом все отчетливей и отчетливей стучал молот – да не мой это мир! Не мой! Особенный диссонанс вызывали бластеры и прочие лазеры и манипуляторы на сверхнанотиехнологиях, но при этом люди сбивались в племена, жили в обшарпанных развалюхах – буквально на металлоломе от прошлых времен! Возникал вопрос – а почему не могут заново все отстроить? Лазеры, бластеры есть, а дома и пища – ну это просто ужас! Как любитель и ценитель истории, я сразу вспоминаю разруху послевоенную. Вспоминаю (из рассказов очевидцев и реальных участников) как отстраивали всю страну после Великой Отечественной. Даже Европе еще помогали! И отстроили! Еще краше чем было! Киев, Минск, Ленинград и Москва, Севастополь, Одессу… и еще тысячи городов! Ветераны и дети войны взахлеб рассказывают, как, не считая дней, не жалея сил и забывая про сон, отстраивали, чинили, ремонтировали, латали… А потом как-то так внезапно в Космос полетели – спутник, а затем и человек впервые увидели Землю и луну с орбиты… И все это после самой страшной, разрушительной войны. Победили, выжили, отстроили. Это у нас. А что у них? Судя по кинематографу – просто выжили и обратно в некий древний рабовладельческий строй! Иные и вовсе в животину превратились – стали каннибалами. Многие упрекнут меня – ведь, мол, та война – пусть война моторов, но землю ядом радиоактивным не травила. И тут же ответ – Япония. Два ядерных взрыва, сотни тысяч жертв, некоторые, наверное, и сейчас испытывают «прелести» военщины североамериканской тех лет. И все же Япония сегодня не последняя страна в плане жизни. И как-то разрухи, ржавых нелепых металлоконструкций, заменяющих людям жилье, там не наблюдается. Да и после хиросимонагасакиевского ядерного ада сколько было еще землетрясений и цунами… Но они, японцы, все отстраивали! Уверен, отстроят и китайцы, и русские. Потому что хорошо и комфортно жить хотят все и всегда. Вот только авторы «Безумных Максов» и FALLOUT’ов видят человека после апокалипсиса другим. Не созидателем, но почему-то полуживотным, скатившимся в «прелестный» мир то ли рабовладельческого Карфагена, то ли вообще в дикопещерные времена. Да, у них режиссерское надменное «Я так вижу!» Пусть. Но я вижу иначе. Мне как-то по душе будущее из «Тернии к звездам» или из мира «Гостьи из будущего». Где человек неважно какой национальности, не важно какой страны призывает науку, культуру и искусство себе в помощь, чтобы стать лучше, добрее, прогрессивнее.